в чем трагичность судьбы цветаевой
Марина Цветаева. Трагическая жизнь, трагическая смерть
Можно бесконечно перечислять деятелей русской культуры, которые пострадали после Октябрьской революции. Сломала эта революция и судьбу поэтессы Марины Цветаевой.
Она родилась в 1892 году в дворянской семье. Цветаева была наполовину русской, на четверть – немкой, на четверть – полькой. Ее отец возглавлял Музей изящных искусств. Девочка росла в атмосфере любви к прекрасному. В шесть лет начала писать стихи.
В 1910 был издан первый сборник ее стихов. На эту книгу обратили внимание маститые поэты. Цветаева становится активной участницей столичной литературной жизни.
В 1912 году она вышла замуж за Сергея Эфрона.
Октябрьская революция резко изменила ее жизнь. Отныне и навсегда уделом поэтессы стали лишения и страдания.
В Гражданскую войну Эфрон, дворянин по матери, сражался на стороне белых. После их поражения оказался за рубежом. Цветаева написала цикл стихов «Лебединый стан», в котором открыто и смело выразила сочувствие белогвардейцам. В 1920 в детском приюте умерла от голода ее младшая дочь – трехгодовалая Ирина. Через два года Цветаева со старшей дочерью Ариадной уехала за границу, к мужу. В эмиграции родился сын Георгий. В 30-е годы публикуются «Мой Пушкин», «Живое о живом» и другие прозаические произведения Цветаевой. Прозу она писала замечательную. Ее слогу – лаконичному, емкому – мог бы позавидовать любой прозаик. В прозе Цветаевой еще сильнее, чем в стихах, ощущается ее неистовая и неукротимая натура.
Цветаева одна содержала семью. Супруг из-за болезни не работал. Жили в крайней бедности, в буквальном смысле голодали. У поэтессы даже не было приличного платья. Угнетала и моральная обстановка. Эмигранты в своем большинстве относились к Эфрону и Цветаевой недружелюбно. Подозревали, что Эфрон завербован НКВД. И это было правдой.
Муж Цветаевой считал ошибкой свое участие в белом движении. Мечтал вернуться на родину. Стал агентом НКВД. В 1937 году в Швейцарии сотрудники НКВД убили советского разведчика Рейсса, выступившего с критикой Сталина. Судя по всему, к этому убийству был причастен и Эфрон. Опасаясь ареста, он бежал в СССР. Его поселили на государственной даче. Позже на родину вернулась Цветаева. Она хотела быть вместе с мужем. Цветаева любила Эфрона всю жизнь.
В 1939 была арестована Ариадна. Ее обвинили в шпионаже и приговорили к восьми годам лагерей. А вскоре арестовали и Эфрона. Двумя годами ранее в ГУЛАГ попала младшая сестра Цветаевой Анастасия.
На родине Цветаеву не печатали. Чтобы выжить, она делала переводы. Все чаще ей приходила мысль о самоубийстве. Когда началась война, ее с сыном эвакуировали в Елабугу. Собираться в дорогу помогал Пастернак. Он принес веревку, чтобы перевязать вещи. И в шутку сказал, что веревка такая крепкая, что выдержит все, даже вешаться на ней можно.
Интерес к творчеству и личности Цветаевой не ослабевает. Ее издают, ее читают. Популярны песни на стихи Цветаевой, в том числе «Уж сколько их упало в эту бездну. », «У зеркала», «Мне нравится, что вы больны не мной…» Судьба произведений Цветаевой оказалась счастливее ее собственной судьбы.
Трагическая судьба Цветаевой
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 16:00, контрольная работа
Краткое описание
Русская поэзия – наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их печатали, о них не говорили. В последнее время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Среди них и Марина Цветаева.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Трагическая судьба Марины Цветаевой………………………………….5
2. Основные мотивы поэзии М. Цветаевой………………………………….8
2.1. Строки, рвущиеся из сердца………………………………………. 8
2.2. Москва в произведениях М. Цветаевой…………………………..12
2.3. Лирический герой…………………………………………………..15
2.4. Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой………………. 16
2.5. Посвящения…………………………………………………………19
2.6. Революция в жизни М. Цветаевой………………………………. 21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной
Вложенные файлы: 1 файл
Трагическая судьба Цветаевой.doc
Список использованной литературы…………………………………………. 30
Моим стихам, как драгоценным винам
Настанет свой черед.
Русская поэзия – наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их печатали, о них не говорили. В последнее время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Среди них и Марина Цветаева.
Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальное – Жизнь». Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что «чувство собственности» у нее «ограничивается детьми и тетрадями». Жизнью Марины с детства и до кончины, правило воображение. Воображение, взросшее на книгах.
День был субботний:
Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти заграницей. Учила она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно. Стихи начала писать рано.
Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.
Марина Ивановна Цветаева, поэтесса и прозаик, родилась двадцать шестого сентября 1892 года. Родители – Иван Владимирович и Мария Александровна Цветаевы принадлежали к интеллигенции. Отец – филолог, профессор Московского Университета и работник музея, после смерти жены в 1906 году в одиночку занимался воспитанием дочери.
Юная поэтесса начала писать первые стихи в возрасте шести лет, при этом на нескольких языках сразу (французский, немецкий и русский). Трагическая судьба Цветаевой Первые известные произведения Цветаева написала в 1906-1907 гг. (рассказ «Четвёртые», перевод драмы «Орлёнок»). В печати творчество Цветаевой появилось лишь в 1910 году, сборник «Вечерний альбом» был издан на средства самой писательницы. Это был её первый сборник, который хорошо оценили критики за новизну тона и эмоциональную передачу.
В 1911 году Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном, за которого выходит замуж уже через год, в этом же году у них родилась дочь Ариадна. 2-я книга Марины Ивановны («Волшебный фонарь») вышла в 1912 году, после чего на протяжении периода 1913-1915 гг. поэтесса меняет свою поэтическую манеру: на место нежного детского быта приходит описание повседневных деталей и возвышение старины. В 1915-1916 оттачивается, переформируется и вырастает «поэтическая» личность Цветаевой. В 1913 году издаётся третий сборник Цветаевой — «Из двух книг». В середине 1916 года Цветаева переезжает к сестре Анастасии Цветаевой, проживающей с мужем Маврикием и сыном Андреем. В доме сестры был написан целый цикл произведений («Стихи о Москве», «К Ахматовой» и др.) Октябрьская революция застала Цветаеву в Крыму, куда вскоре приехал и Сергей Эфрон, её муж. В ноябре 1917г. Мария Ивановна уезжает в Москву, где забирает детей – Алю и восьмимесячную Ирину. В это время ёё муж, поддерживая сторону Временного правительства, встал на путь борьбы с большевиками.
В 1919-1920 голод и нищета заставили Цветаеву отдать дочерей в Кунцевенский детский приют. Но вскоре, узнав о тяжёлом состоянии дочерей в приюте, Марина Ивановна забирает домой Алю, к которой была сильно привязана и очень любила, вторая дочь умерла в приюте в начале 1920 года. Вскоре Цветаева получает письмо от мужа, эвакуировавшегося в Константинополь и перебравшегося потом в Прагу.
После изнурительных попыток Цветаева покидает родину в 1922 году. За границей она отдаёт в печать свой новый сборник «Ремесло» и поэму «Царь-девица». Муж Сергей Эфрон приезжает к Цветаевой в Берлин, откуда они перебираются в Прагу, где муж поступает учиться. В Чехии у них родился сын Георгий (домашнее имя – Мур).
В 1925 году Цветаева переезжает в Париж, куда к рождеству 1926 года приезжает и муж с детьми. Там она заканчивает знаменитую поэму «Крысолов». Позже, она создаёт там ещё несколько поэм: «Новогоднее», поэма «Воздуха» (1927 год). Переезд во Францию не улучшил материальное состояние семьи Цветаевой и не облегчил ей жизнь. Марину Ивановну печатали мало, зачастую исправляя её тексты, муж зарабатывал «копейки». Трагическая судьба Цветаевой – это впоследствии и привело к глубокому творческому кризису. Кроме того, муж и дочь настаивали на возвращение в СССР, из-за чего в их семье были постоянные конфликты. В 1937 муж Цветаевой был вынужден вернуться в СССР, куда вслед за ним уехала и дочь Ариадна. Поэтесса осталась в Париже с сыном, мечтая воссоединиться с семьёй. В июне 1939 года она всё же вернулась с сыном на родину.
На родине мужа и дочь Цветаевой арестовывают, а Цветаева долго скитается. От неё все отворачивались, считая женой «врага народа», стихи Цветаевой и её сборники не печатались вообще, денег не хватало ни на что. В конце концов, 31 августа 1941г. Цветаева заканчивает жизнь самоубийством, оставив ряд предсмертных записок. Трагическая судьба Цветаевой
Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою «работу». Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, «сделать это сама». Только в данном случае «это» было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть – семь лет, а затем – дневники и письма. В тринадцать лет она пережила кратковременное увлечение революционной романтикой, и ее героем стал лейтенант Шмидт, имя которого в 1905 году было у всех на устах. Ему на смену пришел Наполеон и его незадачливый сын, герцог Рейхштадтский. Марина Цветаева вообразила себя бонапартистской, повесила у себя в комнате портреты своих кумиров, а в 16 лет даже поехала в Париж, где прослушала в Сорбонне летний курс истории старофранцузской литературы.
В жизни Марины Цветаевой были и другие герои – реальные и придуманные, которых, впрочем, объединяло одно общее качество: все они были страстными, ищущими натурами – бунтарями, как и она сама.
В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Одним из первых на «Вечерний альбом» откликнулся Валерий Брюсов. Он писал: «Стихи Марины Цветаевой… всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого». Строгий Брюсов, особенно похвалил её за то, что она безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты жизни» предостерегая ее, впрочем, опасности впасть в «домашность» и разменять свои темы на «милые пустяки»: «Несомненно талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки».
Ещё более решительно приветствовал появление цветаевской книги поэт, критик и тонкий эссеист Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Он даже счел необходимым посетить Цветаеву у нее дома. Непринужденная и содержательная беседа о поэзии положило начало их дружбе – несмотря на большую разницу в возрасте. В декабре 1910 года Волошин адресовал юной поэтессе преувеличенно восторженное послание.
К Вам душа так радостно влекома.
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!
Кто Вам дал такую ясность красок?
Кто Вам дал такую точность слов?
Утренняя, благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда.
Но как сладко слышать: «Чудо есть!»
Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь – безудержная и страстная «Молитва», написание поэтессой в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал – слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след.
Ты дал мне детство – лучше сказки
Она вовсе не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они – лишь поэтический прием. Марина была очень жизнестойким человеком («Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!»). Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто – непомерные.
В стихотворении «Молитва» скрытое обещание жить и творить: «Я жажду всех дорог!». Они появятся во множестве – разнообразные дороги цветаевского творчества.
. Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умевших и шпагу держать, и копье,
-Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное – женское – счастье мое!
В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе.
Раннее стихотворение, опубликованное в ее первом сборнике, ясно показывает ее восприятие поглощенности матери своим миром.
Марина Цветаева: трагическая судьба великой поэтессы
Марина Цветаева — одна из самых известных поэтесс Серебряного века, прозаик, переводчик, автор критических статей.
Детство и юность
Родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье пианистки и профессора Московского университета (отец был искусствоведом и филологом).
Мария Цветаева (мать Марины) мечтала, что девочка станет музыкантом, и отдала ее на обучение в класс фортепиано. Отец привил дочери любовь к античной мифологии и иностранным языкам — она владела немецким и французским языками.
Мать Цветаевой болела туберкулезом, из-за чего Марина подолгу жила в Германии, Швейцарии, Италии. Образование девочка получала как в России, так и за границей. Семья вернулась на родину в 1905 году, а в 1906 году Мария Цветаева скончалась.
Стоит отметить, что после возвращения в Россию Марина училась в трех женских гимназиях, но окончить ей удалось только одну — в двух других она не прижилась из-за бунтарского характера.
В шестнадцатилетнем возрасте девушка самостоятельно отправилась в Париж, где прослушала лекции о старофранцузской литературе.
Творчество
Талант будущей поэтессы проявился еще в раннем детстве — первые стихи Цветаева написала в шестилетнем возрасте. Первый сборник стихотворений под названием «Вечерний альбом» она опубликовала на свои собственные средства в 1910 году.
Творчество Марины заинтересовало известных поэтов того времени, Цветаева стала появляться в кругах московских символистов, активно участвовала в жизни литературных кружков.
Второй сборник увидел свет в 1912 году, третий — в 1913. Во время Гражданской войны был написан цикл стихотворений «Лебединый стан», насквозь пропитанный сочувствием к движению белых, хотя в целом поэтесса не одобряла разделения страны на красный и белые цвета.
С 1922 по 1939 год Марина была в эмиграции, и многие из написанных в тот период стихов не были опубликованы. Но все же стихотворения Цветаевой печатались — в частности, в 1922 году в Берлине вышел сборник «Разлука», в 1928 году в Париже — сборник «После России».
Проза Цветаевой была более востребована — за годы эмиграции было издано несколько творений, например «Повесть о Сонечке», «Мать и музыка».
Личная жизнь
В 1912 году, в январе, Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном, с которым познакомилась в Коктебеле на даче Волошина — позже поэтесса вспоминала время, проведенное в волошинском «Доме поэтов», как самое счастливое в своей жизни.
В сентябре 1912 года родилась дочь Марины и Сергея, которую назвали Ариадной.
В 1914 году состоялось знакомство Цветаевой с поэтессой Софией Парнок. Цикл стихотворений «Подруга» посвящен именно Софии.
В 1917 году родила дочь Ирину, которая умерла в трехлетнем возрасте от голода в приюте (дочерей Цветаева отдала туда из-за крайней нужды).
Годы Гражданской войны и эмиграции
Цветаева жила в Москве, Эфрон с 1918 года служил в рядах Белой армии. К 1921 году Сергей Эфрон уже был в Праге, где стал студентом Карлова университета, а в 1922 году Марина с дочкой Ариадной уехала к мужу. В 1925 году у них родился сын Георгий, и семья переехала в Париж.
С 1930-х годов семья Цветаевой испытывала острую нехватку в деньгах, сама поэтесса даже писала, что они медленно умирают от голода — Эфрон не мог работать из-за болезни, сын был еще ребенком, а дочь зарабатывала копейки, вышивая шляпки.
Семья жила за счет дохода, который приносило творчество Марины — она писала эссе и статьи, еще им немного помогала деньгами Саломея Андроникова.
Возвращение в СССР
Первой из семьи вернулась на родину Ариадна — в марте 1937 года. В августе 1939 года она была арестована, реабилитирована только в 1955 году после 15 лет репрессий. Сергей Эфрон бежал на родину в октябре 1937 года, а в августе 1941 года его расстреляли.
Марина Цветаева приехала в СССР в 1939 году, жила на даче НКВД. Занималась переводами, практически не писала стихов. Началась война, и в первых числах августа 1941 года поэтесса уехала в эвакуацию вместе с сыном, на пароходе прибыла в Елабугу.
Пыталась устроиться посудомойкой в столовую Литфонда в Чистополе, но ей отказали — на совете писательских жен посчитали, что она может быть немецким шпионом.
Уход из жизни
Похоронили поэтессу в Елабуге на Петропавловском кладбище, но где именно находится могила, неизвестно. Прямых потомков Марины Цветаевой нет — ни у Георгия, ни у Ариадны не было своих детей.
«Она абсолютно опережала свое время». К 80-летию со дня смерти Марины Цветаевой
Первое фото в альбоме — отец семейства, Иван Владимирович Цветаев, в парадном мундире. Родился он в семье священника. Под руководством отца (мать рано умерла) Иван и трое его братьев должны были пойти по проторенной дороге «поповичей»: духовное училище, духовная семинария. Но по окончании последней Иван решил изменить траекторию жизни и поступил в Медико-хирургическую академию.
Из-за состояния здоровья он перешел в Императорский университет в Петербурге на историко-филологический факультет. Дальнейшее его профессиональное развитие шло исключительно по линии классических языков — в 1874 году он даже отправился в Италию для изучения древних местных языков и письменности.
Так сын сельского священника стал ученым — в 1877 году его пригласили преподавать латынь в Московский университет.
Первая жена, Варвара Иловайская, расширила охват его научных интересов: Иван Цветаев стал изучать не только языки древности, но и собственно материальную культуру первых цивилизаций. Иван Владимирович вошел в историю как основатель Музея изящных искусств (впоследствии — Музей изобразительных искусств А.С. Пушкина).
Мама поэтессы — Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Она получила блестящее домашнее образование, была необыкновенно творчески одарена. Игре на фортепиано училась у Надежды Муромцевой, любимой ученицы Рубинштейна, живописи — у Клодта. Была страстной, эмоциональной натурой, и Марина в этом смысле, несомненно, вся в мать.
В дневниках Марина Цветаева часто вспоминала, что мать создала в доме уникальную творческую атмосферу, благодаря которой ей удалось воспитать дочерей эмоционально восприимчивыми, чуткими. Мария Александровна души не чаяла в детях и активно участвовала в жизни мужа: Марина отмечала, что мама была посвящена во все дела музея, вела переписку, верила и активно поддерживала Ивана Владимировича во всех его начинаниях.
Марина
А это — юная Марина. Все в ее жизни происходило стремительно: читать начала в четыре года, первые стихи написала в семь. Явными были и музыкальные дарования, но Цветаевой было это дело не по душе, поэтому судить о ее возможном исполнительском будущем сложно. Ее детство прошло в Трехпрудном переулке Москвы и провинциальной Тарусе.
Ты, чьи сны еще непробудны,
Чьи движенья еще тихи,
В переулок сходи Трехпрудный,
Если любишь мои стихи…
Сестра
Марина и Анастасия Цветаевы, 1905 год. Детство Марины Цветаевой символически и практически закончилось в 1902 году, когда одаренная девочка отправилась учиться в Европу. В пансионах Италии, Швейцарии и Германии Марина Цветаева училась до 1905 года.
Европейская школа сильно повлияла на мировоззрение поэтессы: за время учебы в ней выкристаллизовалось самоощущение одиночки, которое впоследствии разовьется в почти упрямую независимость, бескомпромиссность и полную неспособность примыкать к каким-либо партиям и движениям.
Первый сборник
19-летняя Марина в кабинете Максимилиана Волошина в Коктебеле. Фотографию сделал сам Волошин. Марина здесь совсем юная влюбленная девушка, переполненная творческим вдохновением и ожиданием невероятного будущего.
Уже издан ее первый сборник «Вечерний альбом» со 111 стихотворениями. Издание вышло за счет личных средств, отзывы отечественных критиков в большинстве своем были благосклонными, хотя, конечно, эти стихи ценители зрелого творчества Цветаевой уверенно назовут сырыми и наивными. Максимилиан Волошин во вступлении к сборнику написал: «Это очень юная и неопытная книга, ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Автор ее владеет не только стихами, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения. Не взрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому».
Любопытно, что положительно отозвался о сборнике и Гумилев.
Сама же поэтесса впоследствии отмечала, что « первый сборник помог очертить ориентиры творчества, найти взаимосвязь конфликтов земли и неба, быта и бытия».
Со вторым сборником — «Волшебный фонарь» — все было уже сложнее. Тот же Гумилев был беспощадно прям в своей оценке — он назвал это детище ни много ни мало подделкой на стихи: все там написанное, мол, просто копирует темы и идеи первого сборника. Цветаева, по сути, и не отрицала преемственность, но просила относиться к двум сборникам как к дилогии, по сути единому целому, в котором последовательно развиваются одни волнующие ее на тот момент темы и мотивы.
В следующие два года «фирменный» цветаевский стиль небывало крепнет, находит свой голос, звучание — появляются ее знаковые произведения «Реквием» и «Мне нравится, что вы больны не мной».
Эту фотографию, сделанную в 1911 году, Цветаева отправила Максимилиану Волошину с письмом на ее обороте: «Дорогой Макс, вот Сережа и Марина, люби их вместе или по отдельности, только непременно люби и непременно обоих ».
Цветаева выйдет замуж за Сергея Эфрона — офицера, интеллигента, джентльмена — в 1912 году. Он станет ее единственным мужем и лучшим другом. С ним будут связаны у Цветаевой самые лучшие и светлые моменты жизни, но во многом именно он станет причиной самых кошмарных ее дней и ночей. В их союзе появится на свет трое детей: Ариадна, Ирина и Георгий.
После революции Сергей присоединился к армии и идеологии Деникина, и после победы большевиков Эфрону ничего не оставалось, как спешно покинуть «красную» Россию, сбежав в Европу. Сама Цветаева произошедший переворот со всей прозаической ясностью называла «бунтом сатанинских сил». Понятно, что в стране советов у такой «несговорчивой» жены белогвардейца будущего не было. К тому же вступать во взаимовыгодные контакты Марина Ивановна не умела, держала себя на некотором отдалении от тех, кто был в фаворе, предпочитая согласие со своей совестью, а не угодливое поддакивание.
Дочери
Аля и Ирина Эфрон. В 1917 году Марина Цветаева родила вторую дочь — Ирину, а в 1920-м в голодной Москве детей стало буквально нечем кормить. Марине Ивановне приходилось делить крохи скудной еды между собой и девочками. Над ней навис ужасающий выбор — кого-то из дочерей нужно было отдавать в приют, что в то время почти неминуемо означало смерть… Ирина умерла, когда ей было всего три года.
Но обеими — зажатыми —
Яростными — как могла! —
Старшую у тьмы выхватывая —
Младшей не уберегла.
Цветаева была на грани отчаянья и мечтала лишь об одном — поскорее воссоединиться с мужем: она писала, просила, напоминала, и в 1922 году ей наконец разрешили уехать.
Вначале был Берлин. Там Марина с десятилетней Ариадной пробыли недолго: переехали в Прагу, в местном университете которой учился Эфрон. В Чехии они жили до 1925 года.
После рождения третьего ребенка, Георгия, семья отправилась в Париж.
Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска…
Европа
С дочерью Ариадной. Париж, 1925 г.
«Европейская ссылка» длилась до 1939 года. Как потом окажется, тот год станет страшным, поворотным. Они вернутся в уже другую страну — окрепшую, признанную мировым сообществом, и, конечно, уже далекую от первых утопических большевистских мечтаний. Страна советов локомотивом неслась в светлое будущее, легко подбрасывая в топку пламенного мотора человеческие жизни.
Цветаева приехала с потяжелевшим поэтическим багажом — в нем и «Поэма Конца», и «Поэма Горы», и «С моря», и «Крысолов».
Большая часть этого не была опубликована в Европе — темперамент Цветаевой не позволил ей найти настоящих друзей и спонсоров в эмигрантской среде. Та среда была хоть разношерстной, но главным критерием «свой-чужой» была четко обозначенная позиция против советской власти, готовность к соответствующему политическому объединению и дальнейшей борьбе. Как было сказано, поэтесса совсем не любила новую власть, но и заниматься непосредственно политикой, жить в атмосфере тайного заговора и интриг ей было не по душе.
В Париже с сыном Георгием
Эфроны жили небогато, могли позволить себе дешевую комнату где-нибудь в пригороде Парижа. Да и Марина была человеком не общежительного характера, с соседями и хозяевами сходилась плохо, предпринимать усилия в этом направлении было противно ее натуре. Поэтому они кочевали по квартирам. Поддерживали их материально некоторые почитатели таланта Цветаевой — в ином случае возвращение на Родину состоялось бы по вынужденным причинам гораздо раньше.
За границей Марина работала не только над стихами — в 1926 году вышла ее статья «Поэт о критике». Цветаеву начали активно приглашать на публичные выступления, творческие вечера, что стремительно увеличило два «лагеря» — поклонников таланта и недоброжелателей-завистников. В знаменитой «программной» статье Цветаева резко прошлась по «давним знакомым» — критикам. Под раздачу попали Бунин (это ему за Есенина), Зинаида Гиппиус (ей припомнили Пастернака). Бунин, правда, отмалчиваться не собирался — «симметричным» ответом стала его громкая оценка эфроновского журнала «Весть»: его назвали «скучным и дурным».
Марина Цветаева, 1928 г.
Постепенно «шумиха» вокруг имени Цветаевой шла на убыль — к ней почему-то приклеился ярлык «большевичка», хотя прямых оснований на то не было. Косвенной причиной могла стать позиция супруга — он все чаще стал высказываться в пользу советской власти. Позже станет известно, что он начал сотрудничать с НКВД еще в 1931 году.
Москва
Марина Цветаева. Москва, 1939 г.
Возвращение семьи Цветаевой на Родину начинается в 1937 году. Весной в СССР уезжает Ариадна, осенью муж Сергей, вслед за ними в 1939 году едет и Марина с сыном.
По возвращении Марину Цветаеву поселили на даче НКВД в Болшеве. В конце августа 1939-го арестовали Ариадну, в октябре — Сергея Эфрона. Ариадна была осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. При допросах вынуждена была дать показания против отца. В 1949 году была арестована повторно и приговорена к пожизненной ссылке в Туруханский район Красноярского края. В 1955 году ее реабилитировали за отсутствием состава преступления. Вернулась в Москву, где и скончалась в июле 1975 года. Сергея Эфрона расстреляют в октябре 1941-го — об этом Цветаева уже не узнает…
Марина Цветаева, 1940 г.
Одиночество снова сдавило Марину Ивановну змеиным кольцом — и его удушье было гораздо больнее, чем в «чужой» Европе, ведь в стране советов не было семьи и нельзя было публиковаться.
Марина взялась было за привычный труд поэтов — переводы, — но заработанного едва хватало. Надеяться на выход сборника не было смысла — критик Зеленский одной лишь строчкой в своей рецензии перечеркнул литературное будущее: она указывает на «искажение души продуктами капитализма».
Советская Россия
«Это поистине был вихрь, водоворот мыслей, чувств, фантазий, ассоциаций. Она могла быть одновременно и во вчера, и в завтра, где-то на погосте в тарусской деревеньке и возле Нотр-Дам, и на наших тихих, булыжных Конюшках, и в Карфагене! Следить за ходом, вернее, за полетом ее мысли было увлекательно и в то же время неимоверно трудно», — писала о Цветаевой автор книги воспоминаний «Скрещение судеб» Мария Белкина, которая виделась с поэтессой после ее возвращения из эмиграции.
«В той России, советской России, где мы жили, она была абсолютно не своевременна, ее могли воспринимать только отдельные личности. Это теперь она очень современна, стала всем известна, и ее популярность грандиозна. Так бывает в жизни: творчество воспринимается потом, позже. Цветаева абсолютно опережала свое время — и формой, и содержанием».
Война
В начале войны Цветаева решилась на эвакуацию — сначала она с сыном оказывается в Елабуге, затем в Чистополе. Она просит местные власти оставить ее здесь и разрешить работать посудомойкой. 26 августа 1941 года Марина пишет заявление в Совет Литфонда: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда».
Собрание писателей ответило согласием, но до грязной посуды дело не дошло. Цветаева возвращается в Елабугу, к сыну. Там подрабатывает стиркой белья в доме милиционера.
Последнее фото
Последняя фотография Марины Цветаевой. 18 июня 1941 года, Кусково. На фото: Марина Цветаева, Лидия Либединская, Мур (Георгий Эфрон), Алексей Кручёных. Все обрушившиеся ненастья лишили ее жизненных сил — она оказалась загнанной в угол, она устала.
Виктория Швейцер, биограф Цветаевой, после разговора с Бродельщиковыми — поэтесса была их квартиранткой — вспоминала: «Она показалась им старой и некрасивой… Одета была неважно… Дома все время носила большой фартук с карманом — “так в нем и померла”, — говорит Анастасия Ивановна (Бродельщикова).
Память
Символическая могила Марины Цветаевой. Елабуга
На фото — храм Вознесения Господня у Никитских ворот в Москве. Именно здесь в 1991 году в день пятидесятой годовщины кончины поэтессы была совершена по ней панихида. По канонам Православной Церкви этот обряд не совершается над самоубийцами. Ходатайствовал об исключении из правил протодиакон Андрей Кураев. Основаниями стали собранные им документы, которые прямо и косвенно указывали на то, что в отношении Цветаевой были специально созданы условия, провоцирующие ее на совершение самоубийства.
Патриарх Алексий II благословил совершить церковное молитвенное поминовение Марины Цветаевой.
При жизни Марину Ивановну ничего не связывало с этим храмом, но после совершенной панихиды храм у Никитских ворот стал особенно любим всеми почитателями таланта великой русской поэтессы.