в чем тайна пьесы островского
Островский. человек, изменивший театр
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
ДРАМАТУРГ, ИЗМЕНИВШИЙ ТЕАТР
Родители писателя происходили из семей священнослужителей, однако отец Александра Николаевича пошел по юридической линии и, дослужившись до чина титулярного советника, получил дворянство. Семья жила в достатке, уделяя большое внимание образованию детей. По настоянию отца Александр поступает на юридический факультет Московского университета, однако, поругавшись с одним из преподавателей, покидает его. Некоторое время служит писцом в суде, но довольно быстро целиком посвящает себя театру.
Известность Александру Островскому принесла комедия «Свои люди – сочтемся», опубликованная в 1850 году. Современное состояние русскоязычного театра очень сходно с положением российского сцены в 30-40 годы ХIХ века. Значительную часть репертуара составляют пьесы развлекательные, нередко переводные. И тогда, и сейчас существует классика, но ее играют не так часто, а потому не она определяет лицо театра.
Современные пьесы могут считаться таковыми лишь по времени написания. Их герои сшиты по прежним лекалам. Перенести их сюжеты почти в любую эпоху порой мешает лишь присутствие в сюжете мобильного телефона или других технических новшеств.
Именно в такой обстановке в середине ХIХ века возникает драматургия Александра Николаевича Островского. Он с самого начала отказывается от эффектных сценических приемов и исключительных обстоятельств. Героями его пьес становятся не исторические деятели и дворяне, обычно населявшие высокие трагедии. Нет в его пьесах и традиционных героев комедий тех лет – находчивых слуг и глуповатых крестьян.
Островский первым в русской драматургии выводит на передний план негероический быт темного купеческого царства. Купечество считалось прослойкой, призванной всего лишь обеспечить наполнение товарами лавок и магазинов. До Островского купцы на сцене появлялись либо как персонажи комические, либо как эпизодические. Деловой мир считался слишком приземленным, а потому недостойным сцены. Да и какие страсти могут быть у купцов?
Новые герои, выведенные Островским, – самые обыкновенные люди с такими же невысокими страстями и проблемами, о которых не очень принято говорить в приличном обществе. Драматург первым разглядел и сумел показать другим, что и эти людишки низкого звания могут любить, страдать и совершать поступки не мельче царивших до того на сцене дворян. Двуличный делец Подхалюзин, предающий ради наживы своего благодетеля («Свои люди – сочтемся»). Бесприданница Лариса Огудалова, идущая по рукам («Бесприданница»). Несчастная Катерина, кончающая с собой от безысходности («Гроза»).
Основой пьес Островского становится повседневная жизнь, складывающаяся из незаметных, непримечательных событий и фактов. Этот принцип позже разовьет А.П. Чехов, принципиально исключавший из своих пьес все внешне эффектное и значительное. В пьесах Островского, как и в жизни, комическое и трагическое идут рядом, полностью нарушая устоявшиеся к тому времени театральные традиции. Его герои не плохие и не хорошие. Они живые. И им веришь. Они такие, как в жизни: далеко не идеальные, однако обаятельны. Ведь если герой несимпатичен зрителю, то и спектакля не будет.
Именно поэтому существует бесчисленное множество трактовок образов, к примеру, Кабанихи и Катерины. Их образы выписаны так, что первую можно сыграть и как крепкую хозяйку, стоящую на страже интересов семьи, и как анахронизм, давящий все живое. Катерину же преподносят не только привычным со школьной скамьи лучом света, но и бесящейся от безделья провинциальной дурочкой. И все это с одним и тем же текстом.
Драматург провозгласил язык героев их ключевой характеристикой, выражающей их характер, настроение, происхождение, образование и многое другое. При этом Островский решительно боролся со старой театральной школой. Он, в частности, упразднил принцип постановки, при котором ставка делалась на одного актёра. В его пьесах действует целый ансамбль.
Он один из немногих русских драматургов, заботившийся о том, чтобы в пьесе были роли для актеров разных возрастов, разного опыта и разного дарования. Пьесы Островского стали школой для огромного числа актеров, постепенно продвигавшихся от эпизодических ролей к главным.
Естественно, нововведения проходили не без трений. К примеру, в период постановки «Грозы» Александр Николаевич серьезно поругался с приверженцем старой школы М.С. Щепкиным, который демонстративно покинул репетицию. Были и другие недовольные.
Тем не менее, именно с Островского начинается российский театр в его современном понимании. Его пьесы позволили раскрыться таланту многих актеров, ранее зажатых в тиски водевильных и мелодраматических амплуа.
Писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Не зря появилось понятие «театр Островского». В его пьесах нет экстремальных ситуаций и исключительных героев. В них обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Не случайно Островский считается создателем жанра психологической драмы с ее внешним и внутренним конфликтами.
Более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись на сцене Малого московского и Александринского петербургского театров. Реалистические пьесы Островского принципиально отличались от выдуманного мира романтической мелодрамы и бойких, но плоских и крайне условных водевилей. Писатель неустанно повторял, что жизнь богаче любых фантазий, а потому истинный художник ничего не выдумывает, а лишь старается разобраться в хитросплетениях реальности. В ХХ веке этот принцип отзовется в знаменитой системе К.С. Станиславского.
Вольно или невольно все последующие драматурги придерживались основных принципов, введенных в театр Островским. Не исключение и авторы «Полоцкой ветви». Это, конечно же, самый знаменитый драматург «Полоцкой ветви» Андрей Курейчик из Минска, и автор пьес для детей Нина Виленчик из Бобруйска. Пробовали свои силы в драматургии Сергей Мороз (Гомель), Леонид Пулькин (Речица), Юрий Палевич (Бобруйск), Олег Зайцев (Минск). У всех них в той или иной степени присутствуют и четвертая стена, и индивидуализация речи героев, и актерские ансамбли.
Детская драматургия – особый жанр, подчиняющийся своим законам, однако нельзя не отметить очевидные сценические достоинства произведений Нины Виленчик. К примеру, сказка для театра «Белая роза», может быть сыграна и актерами, и куклами. В последнем случае актер может быть вообще один. Она не требует особых технических условий, однако, и не ограничивает фантазию режиссера и художника в выборе спецэффектов.
Жаль только, что драматурги «Полоцкой ветви», как, впрочем, и все остальные современные русскоязычные драматурги, не могут похвастать тем, что вывели на сцену принципиально новых героев в новых конфликтах, ранее зрителю неведомых. Тому есть и объективные причины. Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет, дожидаясь момента, когда место поколения, помнившего египетское рабство, займет новое, свободное. Значительно изменившееся в последние десятилетия общество, тем не менее, еще хранит в себе немалую долю советского наследия, а потому, эпоха перемен не завершена.
Современную драматургию обоснованно упрекают в отсутствии современного героя. Но может ли этот герой появиться на сцене раньше, чем в жизни сменится поколение и появится новое общество? Каким оно будет? Каким будет новый герой? Сложно сказать.
Зато драматург, сумевший первым распознать и показать этого героя, и станет новым Островским. Так что, может, не так уж и плохо жить в эпоху перемен, награждающую не только трудностями, но и возможностями.
Литература. 10 класс
Конспект урока
Пьеса «Бесприданница» А. Н. Островского. Литературная гостиная «А напоследок я скажу…»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Драма — литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.
Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.
Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Композиция литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
Пьеса — драматическое произведение для театрального представления.
Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.
2. Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Александр Николаевич Островский — основоположник русского национального театра. В своих пьесах драматург рассматривает общечеловеческие проблемы и раскрывает взаимоотношения в обществе.
В 1878 году писатель завершает одну из своих наиболее значимых работ — пьесу «Бесприданница».
История происходит в 70-е годы ХIХ века в небольшом городке Бряхимове. В отличие от «тёмного царства» драмы «Гроза», купеческая среда представлена предпринимателями, для которых всё построено на купле-продаже. Они преобладают над разорившимися дворянами. В их исковерканной системе ценностей товаром, вещью может стать и сам человек.
Главная героиня Лариса Огудалова от природы привлекательна, талантлива, артистична, получает хорошее образование. Она доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми. Один из ярких второстепенных персонажей, богатый и влиятельный господин Кнуров, о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».
Лариса из бедной семьи. Мать хочет выгодно отдать дочь замуж без приданого. Сама девушка верит в настоящую взаимную любовь, стремится к светлой жизни, но обречена жить по законам волчьего мира: «Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь».
Мать заставляет её лгать, притворяться, хитрить, выставляет на торги. Героиня сожалеет о том, что не находит взаимности: «Кабы любовь была равная с обеих сторон, так слёз-то бы не было. Бывает это когда-нибудь?», «Я любви искала и не нашла, её нет на свете».
Чтобы вырваться из дома, Лариса решает обручиться с небогатым чиновником Карандышевым: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?».
К тому же девушка хочет забыть молодого дворянина Паратова, которого встретила год назад, но он оставил её через 2 месяца. Лариса до сих пор его любит: «Я решилась наконец выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней».
Неожиданно Паратов возвращается в город. Лариса бросает всё и едет с ним на прогулку. После ночи на пароходе она, думая, что он теперь женится, признаётся: «У меня один жених: это вы». Но дворянин, для которого в жизни главное — богатство, называет своё чувство минутным увлечением и говорит, что связан «золотыми цепями»: «Жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться».
Для кого-то из героев чувство бескорыстной любви совсем незнакомо. Например, молодой богатый купец Василий Вожеватов ни разу не был влюблен: «Нет, как‑то я, МокийПармёныч, в себе этого совсем не замечаю… А вот что любовью‑то называют». Лариса относится к нему как к родному человеку: «Мы с малолетства знакомы; ещё маленькие играли вместе; ну, я и привыкла». Она наивно верит другу детства, а он пытается сначала развратить её, а потом бросает в трудную минуту:
Лариса. Вася, мы с тобой с детства знакомы, почти родные; что мне делать — научи!
Вожеватов. Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!
Лариса. Да я ничего и не требую от тебя, я прошу только пожалеть меня. Ну, хоть поплачь со мной вместе!
Вожеватов. Не могу, ничего не могу.
Отношение окружающих к девушке озвучивает Карандышев: «Уж вы слишком невзыскательны. Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь».
После всего Лариса объявляет, что больше не хочет выходить замуж за Карандышева: «… как могу я уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует».
Потерявшая всякую надежду, в конце пьесы она готова стать содержанкой Кнурова, который мало думает о её счастье: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова».Богатый старик предлагает содержание: «Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует». Лариса отвечает: «Я вещь, а не человек».
Древнегреческий философ Аристотель считал, что цель любой трагедии — очищение души, катарсис. «Бесприданница» — пьеса с катарсисом. Очищение тут переживает самый благородный, прекрасный и глубокий человек — Лариса. Перед смертью девушка произносит: «Никто не виноват. Живите, живите все. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь. вы все хорошие люди. я вас всех. всех люблю».
Островский раскрывает драму человеческой души и осуждает общество, которым правят расчёт и корысть. Погоня за мечтой, вера в искренность в конце концов приводят Ларису к трагическому финалу.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
В каких годах была создана пьеса Островского «Бесприданница»?
В 1878 году писатель завершает одну из своих наиболее значимых работ — пьесу «Бесприданница».История происходит в 70-е годы ХIХ века в небольшом городке Бряхимове. В отличие от «тёмного царства» драмы «Гроза», купеческая среда представлена предпринимателями, для которых всё построено на купле-продаже. Они преобладают над разорившимися дворянами. В их исковерканной системе ценностей товаром, вещью может стать и сам человек.
2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Впишите пропущенные слова в фрагмент статьи.
«Вожеватов. Выдать-то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить-то. Старшую увёз какой-то горец, кавказский князек. Вот потеха-то была! Как увидал, затрясся, заплакал даже — так две недели и стоял подле неё, за ___________ держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довёз до Кавказа-то, зарезал на дороге от _______________. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а _______________».
«Вожеватов. Выдать-то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить-то. Старшую увёз какой-то горец, кавказский князек. Вот потеха-то была! Как увидал, затрясся, заплакал даже — так две недели и стоял подле неё, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довёз до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер».
Лариса из бедной семьи. Мать хочет выгодно отдать дочь замуж без приданого. Сама девушка верит в настоящую взаимную любовь, стремится к светлой жизни, но обречена жить по законам волчьего мира: «Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь».
Мать заставляет её лгать, притворяться, хитрить, выставляет на торги.
«Бесприданница» — первоначальный замысел и реальная история
Александр Островский – единственный классик русской литературы, который занимался только написанием пьес. Причем писал он их не столько для читателя, сколько для театрального зрителя.
«Бесприданница», которая стала одной из самых известных пьес драматурга, создавалась с той же целью. Над ней Островский работал четыре года и многое менял в сюжете по ходу написания.
Первоначальный замысел
«Бесприданница» стала сороковым произведением Островского. Он начал работу над ней в конце 1874 года, а закончил через четыре года в 1878. О том, как тщательно и кропотливо он работал над пьесой, Островский пишет своим друзьям. Сохранились также черновики автора с большим количеством правок в сюжете и структуре произведения.
Сначала пьеса состояла из трех актов, а главным героем был мелкий чиновник Карандышев. Собственно, типичный островский персонаж. Автор был мастером реализма в русской драматургии, отражал в своих произведениях жизнь народа. Поэтому главные герои автора – это ремесленники, купцы, мелкие чиновники, молодые девицы и т.д.
Иллюстрация к пьесе Островского «Бесприданница» / © Екатерина Комракова / illustrators.ru
Согласно первоначальному замыслу, который можно проследить по черновикам писателя, основной темой пьесы должна была стать судьба «маленького человека» в жестоком мире больших денег. Неплохой, но бедный чиновник Юрий Капитоныч Карандышев вынужден терпеть вечные насмешки и унижения от «хозяев жизни» Паратова, Вожеватова и Кнурова.
Он не имеет права быть им ровней не в силу умственных способностей и духовных качеств (по последним он даже превосходит своих соперников), а в силу материальной бедности. Сюжет, кстати, достаточно новаторский для того времени. По воспоминаниям современников, такой замысел автора нередко подвергался критике.
Мария Савина была первой исполнительницей роли Ларисы на сцене в Петербурге, 1870-е / Фотограф Карл Иванович Бергамаско
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург
Однако в процессе работы Островский смещает акценты и главным героем пьесы выводит Ларису Огудалову. Карандышев остается «маленьким человеком», но автор добавляет персонажу негативных качеств. Теперь он не просто социально бессильный герой, но бесчувственный и загордившийся человек.
Он уже беден не столько материально, сколько духовно. Карандышев стремиться показать себя лучше, чем он есть. Брак с Ларисой для него – способ хвастовства перед окружающими. Его не уважают герой пьесы и презирает сам автор.
Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой
Реальная история в основе сюжета
Неизвестно, есть ли прототипы у героев пьесы. Скорее всего, это собирательные образы, «герои своего времени». Островский всегда писал, что называется, на злобу дня. Предприимчивые купцы, бессильный мелкий чиновник, которому постоянно указывают на его место, мать, выставляющая дочь перед женихами словно на торгах, и сама героиня – молодая девушка, которая хочет и обеспеченной жизни, и большой любви. Персонажи существуют в ярко и достоверно изображенной автором обстановке мещанского быта со своими житейскими проблемами.
Плакат кино-картины «Бесприданница»
Однако и на этой «бытовой» теме Островский не остановился. «Бесприданница» стала пьесой о любви. И не только о любви между мужчиной и женщиной. В пьесе любовь – многозначное и символическое понятие. Это сострадание, сочувствие, жалость, и даже любовь-товар. Всепрощающая любовь Ларисы в последней сцене возвысила героиню над ухажерами.
Островский разделил пьесу на классические четыре акта: завязка, развитие, кульминация, развязка. Такая композиция лучше всего раскрывала сюжет и способствовала нарастанию душевного напряжения зрителей от акта к акту.
Василий Перов «Портрет Александра Островского», 1871 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Однако пьесу это не спасло. Интересно, что именно из-за темы любви «Бесприданница» провалилась в первых постановках. Зрители не поняли высоко замысла Островского и восприняли пьесу как историю «пошлого обольщения глупой девицы».
При жизни автора пьеса была поставлена на театральной сцене более пятидесяти раз. Но ни один театр так и не смог раскрыть основной конфликт произведения. Должное признание пришло к «Бесприданнице» лишь после смерти драматурга благодаря усилиям великолепной Веры Комиссаржевской, исполнившей роль Ларисы так, как задумывал автор. «Бесприданница» вернулась на театральную сцену, пользовалась большим успехом у читателей, а после засияла и в кинематографе.
Особенности пьес А.Н.Островского
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Особенности пьес А.Н.Островского
Описание слайда:
Простота и естественность сюжета.
Нет конкретной завершенности сюжета (словно фрагмент чужой жизни, чужого разговора).
Переплетение комического и трагического.
Использование фольклора.
В каждой пьесе присутствует конфликт.
Описание слайда:
6. «Говорящие» фамилии, имена, прозвища
Пьеса Островского — “Без вины виноватые”. Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о человеке, который не знает своего прошлого. «Незнам» в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Описание слайда:
В пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.
Описание слайда:
Кабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа».
Описание слайда:
7.Своеобразие названий пьес
Названия многих пьес – русские народные пословицы и поговорки. Например:
Бедность не порок.
Без вины виноватые.
В чужом пиру похмелье
Грех да беда на кого не живет
За чем пойдешь, то и найдешь
На всякого мудреца довольно простоты.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Не в свои сани не садись
Не все коту масленица.
Описание слайда:
8. Речевая характеристика героев
В драме «Гроза»:
Кабаниха – Тихону: Если ты хочешь мать послушать,… сделай так, как я тебе приказывала.
Тихон – матери: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Н. С. Лесков «Левша»
Тема детства в рассказах Л.Н. Андреева «Петька на даче» и А.П. Чехова «Ванька»
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта
Вечер А.А.Фет
Своеобразие языка и самобытность повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Пушкинская страница
Писатели-юбиляры 2011 года
А. С. Пушкин Капитанская дочка
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5373255 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.