Слово «этюд» нередко встречается в книгах по искусству, на выставках, в картинных галереях. Оно обозначает выполненное с натуры произведение изобразительного искусства, как правило небольшого размера. Обычно этюд создается ради тщательного изучения натуры — ее формы, цвета, конструкции, взаимосвязи с окружающими предметами. В нем художник разрабатывает детали будущей картины, скульптуры, книжной иллюстрации. Вспомните знаменитые этюды к картине «Явление Христа народу» А. А. Иванова или этюды И. Е. Репина к «Бурлакам на Волге», В. И. Сурикова к «Боярыне Морозовой», В. М. Васнецова к «Аленушке», П. Д. Корина к картине «Русь уходящая», Е. Е. Моисеенко к картине «Матери, сестры».
Когда художник пишет в мастерской картину, этюд служит тем «живым» материалом, который помогает ему добиться правдивости, жизненности произведения. Однако этюд нужен не только для справок на тот случай, если живописец или скульптор забудет какую-либо деталь. Он необходим с самого первого этапа обучения для совершенствования профессионального мастерства (недаром «этюд» в переводе с французского означает «изучение»). Этюд выполняется маслом, гуашью, акварелью, темперой, пастелью, многими другими материалами. Чаще всего это пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт.
Но иногда этюды приобретают вполне самостоятельное значение. Поэтому в художественных галереях и на выставках они занимают место в одном ряду с картинами, порой даже выгодно отличаясь от них свежестью, убедительностью передачи формы и цвета. Некоторые художники пишут главным образом этюды, но решают их как картины, что выражается в композиционной завершенности, выразительности формы и цвета.
В отличие от этюда эскиз чаще всего создается по воображению, но на основе наблюдений натуры. Он выполняется карандашом, акварельными красками, маслом, пастелью. В эскизе художник решает композиционные задачи: ищет наиболее удачный формат будущей картины, композиционный и смысловой центры, ритм, характер освещения, цветовую гамму и т. д. Разрабатывает он также и отдельные элементы: жест какой-либо фигуры, наклон головы. Иные эскизы представляют собой всего несколько беглых линий, зато некоторые приближаются к законченной картине.
Работая над картиной, художник подчас создает огромное количество эскизов, постепенно отбрасывая все лишнее, уточняя композицию, добиваясь выразительности всей сцены и каждого действующего лица в отдельности. Таковы эскизы братьев С. П. и А. П. Ткачевых к картине «Хлеб республики детям» и А. А. Пластова к «Сенокосу».
Работа над эскизами сочетается с выполнением этюдов: они взаимно дополняют друг друга, воображение и память художника подкрепляются изучением натуры. Часто, найдя в эскизе точное место своим героям, обозначив их действия, охарактеризовав каждого, художник ищет среди окружающих похожих на них людей, чтобы написать их с натуры, добиваясь жизненной достоверности. Но бывает и наоборот: встреченный человек наталкивает на мысль создать картину; художник изображает этого человека, а потом придает ему новые черты, отвечающие замыслу и уточненные в ряде эскизов.
Любая серьезная работа над художественным произведением требует большого числа предварительных эскизов и этюдов.
УЧИТЕСЬ НАБЛЮДАТЬ
Чтобы научиться искусству рисунка, живописи, скульптуры, нужно научиться видеть, наблюдать. Это большое умение, оно дается не сразу. Попробуйте нарисовать какой-нибудь простой предмет, хотя бы ножницы. Если не рассмотреть их внимательно, вряд ли рисунок будет верно передавать форму и устройство ножниц. Или, например, бабочка. Хоть вы и не раз ее видели, будет трудно точно изобразить по памяти строение ее тельца. Точно так же едва ли вы сможете верно передать цвет дальнего леса в пейзаже, если предварительно не будете внимательно наблюдать его и сравнивать с цветом ближних деревьев, травы, а также неба. Найдите самое светлое, самое темное; что желтее, синее, краснее всего остального.
Приучайтесь наблюдать так, чтобы видеть все сразу, целиком. Наблюдая, например, дерево, старайтесь увидеть его в общих очертаниях, как бы в силуэте. Закрыв глаза, проверяйте себя — запомнилось ли то, что вы только что видели. Работая с натуры, старайтесь сохранить первое, самое яркое впечатление от увиденного.
Очень важно уметь выбрать из всего, что вы видите перед собой, ту часть, которая будет интереснее для изображения, лучше разместится на листе бумаги. Для этого удобно пользоваться специальной рамкой-видоискателем, с которой мы советуем не расставаться тем, кто идет наблюдать и рисовать с натуры. Рамку можно вырезать из старой открытки или выпилить из фанерки. Размер отверстия 6×9 см. Выбрав определенное место, которое вам хочется нарисовать, с помощью рамки-видоискателя определите, как лучше расположить изображение — вертикально или горизонтально, что будет на первом плане, какую часть в рисунке будет занимать небо и т. д.
«Я давно понял, что для искусствоведов самовыражение важнее сути.»
«Почему я, сын известного московского живописца, детство и юность проведший среди художников, в коллекции которого больше живописи и графики, чем в ином региональном музее, должен слушать искусствоведов, которые отродясь и кисти то в руках не держали?»
В Википедии термин «картина» применительно к живописи определяется как «произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением.» Понятия же «этюд», «эскиз» и «набросок» применительно к живописи вообще свалены в Википедии в одну кучу и сводятся к одному понятию – набросок, подготовительный материал к собственно картине художника.
Посмотрим, так ли это на практике:
Вот откуда, из «времён Очакова и покоренья Крыма», перекочевали давно устаревшие определения художественных терминов в «Википедию»! Да и в другие словари, увы, тоже, а уже оттуда – в наши головы.
Однако уже к концу XIX века с демократизацией общества взгляды на то, каким может быть, если можно так выразиться, конечный продукт в живописи, кардинально поменялись. Если французским импрессионистам ещё пеняли именно этюдностью их работ, то уже А.К. Саврасов призывал своих учеников «учиться у натуры». Из русских художников Константин Коровин, например, прославился именно своими натурными этюдами, собственно тематических картин он практически совсем не писал. Мы живём уже в XXI веке, но продолжаем в отношении живописи пользоваться пониманием её терминологии 200-летней давности, парадокс, да и только!
Непонимание самых простых, употребляемых в повседневной речи, терминов живописи, на основе столь древнего их понимания, сознательно навязанное широкой публике уважаемыми искусствоведами, которые, как это вполне очевидно, именно что ПРОФЕССИОНАЛЬНО ничего не понимают в искусстве, способно поставить обыкновенного человека в тупик. Поэтому в этой статье хотелось бы рассмотреть основные общеупотребительные термины в живописи применительно уже к современной нам ситуации.
ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «ПИСАТЬ» (с ударением на втором слоге, разумеется)
Зато эти господа, «ведающие искусство», а проще говоря, критики, то есть журналисты, пишущие на тему об искусстве, успешно навязали всем остальным людям ложную идею, что в искусстве, мол, «надо разбираться». А кто в искусстве разбирается? Ясное дело, никто кроме искусствоведов!
Таким образом, нам успешно объяснили, что в изобразительном искусстве мы с вами ничего не знаем и не понимаем. И самое интересное, что мы с этим полностью согласны! Кого не спросишь: «Я в живописи не понимаю», «Я в искусстве не разбираюсь»…, и в этом духе.
А в чём тут, собственно говоря, разбираться? Искусство, в том числе и изобразительное, создаётся для нас, простых людей, а не для «специалистов», оно апеллирует к эстетике, во всех нас заложенной природой. В искусстве для зрителя, читателя, слушателя, есть лишь два критерия – нравится и не нравится. Вы будете читать скучную книгу? Смотреть плохой фильм или пьесу? Будете слушать оперу, музыку, песню, которая Вам не нравится? Вы считаете Казимира Малевича гениальным художником, а Велимира Хлебникова – гениальным поэтом? Нет? Браво! Вы прекрасно разбираетесь в искусстве!
А вот чтобы нас с вами можно было, как выразился Пётр I, «от других незнающих болванов распознать», необходимо, всё-таки, уяснить себе несколько общераспространённых, часто встречающихся в обиходной речи терминов, касающихся в данном случае живописи.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА
Непрофессионалы с подачи всё тех же искусствоведов обычно считают, что настоящая картина маслом должна быть написана исключительно на холсте, а другие основы вроде художественного картона вообще, мол, не заслуживают внимания. Тогда «Мону Лизу» и картиной считать не стоит, ведь для работы Леонардо использовал доску липы.
То же самое можно сказать и об оргалите, хотя он значительно более тяжёлый, чем картон. Советские художники оргалит часто сами грунтовали, а то и просто, для того чтобы удобнее было писать и кисть не пружинила, специально наклеивали грунтованный холст на оргалит. Вот Вам яркий пример, натюрморт с сиренью вполне картинного размера:
А что же холст? Исключительно с ним художники Российской Империи работали до 1862 года, когда русская промышленность стала выпускать художественный картон.
К холсту требуется тяжёлый подрамник плюс хорошая натяжка на него холста. При этом приходится долго ждать, пока краска просохнет после окончания работы, иначе холст нельзя свернуть, так как непросохшие краски слипнутся между собой, и картина будет совершенно испорчена. Сохнуть же краски могут и целый месяц. Вот у художника и начинается вынужденный простой. Для перевозки картина, если она большая, снимается с подрамника, аккуратно сворачивается на большую бобину живописью вверх чтобы не повредить живопись. Следующий этап – после доставки на место вновь натянуть холст на подрамник, правильно, без перекосов, морщин по углам и провисаний, но и без излишнего натяжения (всё это тоже может повредить живописный слой). А со временем, натянутый на подрамник холст, под действием перемен влажности и температуры может провиснуть или наоборот, слишком сильно натянуться, что может грозить даже разрывом холста. Это, в свою очередь, может вызвать осыпь красочного слоя, погубив или испортив живопись. Вот поэтому то в залах и запасниках художественных музеев так строго следят за постоянством влажности и температуры.
Художественный картон имеет немало достоинств. Он лёгкий, уезжая на пленэр его можно поместить в специальную деревянную рамку с зажимами, имеющую сверху ремённую ручку для переноски. Представление об этом полезном приспособлении даёт сохранившийся в бумагах моего отца чертёж такой рамки для этюдов, которую отец заказывал какому-то столяру. Вот этот чертёж:
Иногда живописец берёт с собой на этюды сразу два картона. Сначала используется один, а затем, если
изменилось освещение или настроение или привлёк внимание какой-то другой мотив, художник берёт второй картон и пишет уже на нём. Окончив работу, он переворачивает картоны сырой пока ещё живописью внутрь рамки и закрепляет их зажимами. Друг друга картоны не касаются. Живопись при этом остаётся целой и невредимой. Сохнуть она будет в мастерской.
Поэтому после 1862 года, когда было налажено промышленное производство грунтованного художественного картона, живописцы постепенно всё больше стали ездить на пленэр с картонами.
Господа искусствоведы, которые обо всём этом вообще ничего не знают, да и сами ни одного этюда не написали, презрительно относятся к художественному картону, отчего-то считая живопись на картоне заведомо незаконченной, исходя при этом лишь из того, что на картоне пишутся в основном этюды, которые, как мы увидим ниже, всегда законченные, тщательно проработанные произведения, зачастую требующие очень большого труда. Мало того, было ещё изобретено слово «этюдность», используемое как синоним недоделанности, небрежности и… незавершённости! Но позвольте спросить, какое отношение имеет небрежность исполнения или незавершённость картины к тому, на чём она написана? Да и этюдов на холстах разве не бывает?
Строго говоря, это не картина, а натурный этюд, выполненный художником непосредственно в заводском цехе, но об этой терминологии речь пойдёт ниже.
Самое главное – это не материал, на который нанесена живопись, а то, как сумел художник отразить действительность, настроение, свои ощущения и предать их зрителю. Материал основы, будь то холст, картон, оргалит, бумага, доска или даже тонкое оцинкованное железо, к этому никакого отношения не имеет. Важен талант, опыт, хорошая художественная школа. Рассказывают, что в Абрамцево у С.И. Мамонтова как-то раз меняли на доме крышу. М.А. Врубель подобрал кусок кровельного железа и написал на нём сирень. Так что ж теперь, это не Врубель?
Вот «Портрет Смирновой Д.П., работницы Трёхгорной мануфактуры, депутата Верховного Совета СССР»
работы советского художника Сергея Фёдоровича Соловьёва. Он тоже выполнен на оцинкованном железе. Портрет, в силу его более чем скромных размеров 37,5х31,5 см и столь официозного названия, явно представляет собой натурный этюд для большого заказного портрета передовика производства. Видимо, когда модель явилась для позирования в мастерскую художника, у того не оказалось под рукой ничего другого, вот он и написал вполне законченный небольшой женский портрет, который потом, возможно с некоторыми незначительными изменениями, перенёс на большой холст.
Иногда, в силу тогдашнего дефицита во всём, советские художники писали масляными красками даже на бумаге, совершенно для этого не предназначенной. Так, в частности, иногда поступал и мой отец. Потом, уже после смерти отца, мне пришлось наклеивать эту бумагу на картон. («Выпал снег» бумага на картоне, масло; 61,5х82; 1969 год )
Вы пишете: «В моём словаре антоним «этюд», написано «переписать набело». Я думал плохо слово «переписать», поэтому использовал «нарисовать».
Поскольку у Вас есть свой сайт советской живописи, думаю, Вам будет полезно знать и соответствующую терминологию.
«Переписать набело» означает переписать черновик рукописи или письма без помарок и к живописи неприменимо. Слово «писать» в сознании русского человека в первую очередь относится к письму на бумаге, например писать (написать) письмо, рукопись, реферат, курсовую или дипломную работу, диссертацию» и т.д. «Писать картину» относится уже скорее к художественным терминам, употребляемым только художниками и любителями живописи, для которых «рисовать картину», как выражается большинство русских людей, не имеющих отношение к живописи, звучит непрофессионально. На профессиональном языке «рисовать» относится исключительно к рисунку карандашом, углем, сангиной и т.д., хотя и художник может сказать: «Я нарисовал картину», имея в виду масляную живопись, как правило, в разговорах с непрофессионалами.
Теперь поговорим о материале. Среди непрофессионалов обычно бытует мнение что настоящая картина должна быть написана непременно на холсте, а картон – это, мол, этюдный материал, и, следовательно, работы, написанные на картоне, носят незаконченный характер, а потому не стоят особого внимания. Это большая ошибка.
Во-первых, как мы уже видели, этюд – это вполне законченная работа, писанная с натуры, и, следовательно, не должна вызывать к себе такого пренебрежения.
Во-вторых, важно не то, на чем написана картина, а КАК она написана, и, с точки зрения цены, кем написана. Врубель, например, написал несколько работ на старых листах железа, сброшенных рабочими с крыши в Абрамцево. Так что ж теперь это не Врубель?
У меня в коллекции есть детский и мужской портреты работы московского художника Сергея Федоровича Соловьева, написанные на листе оцинкованного железа, причем мастерски. У меня был его эскиз «Санитарка», выполненный на загрунтованной самим же художником упаковочной картонке испод дефицитных тогда импортных апельсинов. У Сергея Федоровича тогда просто не оказалось под рукой художественного грунтованного картона, вот он и загрунтовал первую же попавшуюся картонку с ровной поверхностью, и сделал на ней эскиз к картине.
Была у меня и работа Клавдии Александровны Тутеволь, выполненная на доске, покрытой левкасом, как пишут иконы. Это был небольшой красивый женский портрет.
Здесь нужно сказать несколько слов о том, что такое грунт и левкас.
Если попробовать писать маслом прямо на холсте или на картоне, то они будут активно впитывать краску, и ничего не получится. Поэтому холст и картон предварительно покрывают особым составом из клея и мела, а когда он высохнет, начинают по нему писать масляными красками. Думаю, все знают что поверхность художественного холста и картона белая. Это и есть грунт.
Теперь о левкасе. Это по сути тот же грунт белого цвета, имеющий в своем составе мел, но наносящийся уже на дерево более толстым слоем чем грунт на холст и картон. Он более густой чем последний и наносится довольно толстым слоем на деревянную доску, служа связующим слоем между деревом и живописью, предотвращая впитывание краски в дерево. Недостатком левкаса является то, что он тяжел и имеет свойство скалываться вместе с живописью, что хорошо бывает видно старинных иконах. Поэтому покрытые левкасом доски крайне редко используются художниками, если они, конечно, не иконописцы, где это традиционный материал, хотя теперь и современные иконы на доске редкость.
Но вернемся к художественному картону. Его впервые начали выпускать в России в 1862 году. До этого на этюды художники должны были таскать с собой холсты, которые были неудобны тем, что имели достаточно тяжелые и громоздкие подрамники, с которых к тому же при транспортировке на большие расстояния их приходилось снимать. А поскольку складывать в стопки и сворачивать в рулоны непросохшую еще живопись значит безнадежно ее испортить, приходилось еще и ждать пока краска просохнет. А она может и месяц сохнуть! Так что неудобство тут очевидное. Чтобы понять как мучились с этим художники, достаточно почитать воспоминания И.Е. Репина «Далекое и близкое».
Там очень живо описано как они с Федором Васильевым ездили на этюды на Волгу в Жигули под Самарой, и какие они имели проблемы с холстами. Во-первых, поскольку по его собственному признанию, И.Е. Репин делать подрамников, или как тогда выражались подрамков, и натягивать на них холсты не умел, то вся эта титаническая работа досталась Федору Васильеву, который, правда, с ней успешно справился. А потом, когда надо было уезжать, работы оказались еще сырыми. Пришлось ждать пока просохнут. А что значит для художника ждать и ничего не делать когда вокруг столько натуры? Муки адовы! Но это еще не все. По приезде в Петербург пришлось снова заказывать кучу разноразмерных подрамников и снова натягивать на них работы.
То ли дело картон! И легкий, и никаких забот! Делается такая деревянная рамка с ременной ручкой сверху и с зажимами, которые набрасываются на картон сверху, снизу и по бокам, как бы закрываются. Это дает возможность ходить на этюды сразу с двумя картонами, что удобно: если состояние поменяется или захочется сразу написать другой мотив, то можно писать на другом, чистом картоне. При транспортировке же достаточно повернуть картонки внутрь рамки, и они друг друга не касаются, живопись не смажется, вези хоть в Америку.
Естественно, что художники все больше и больше стали ездить на этюды с картонами, тем более что наладился промышленный выпуск грунтованного картона. Отсюда и пошло мнение что картон – это, мол, этюдный материал. Профаны же, слыша звон, да не зная где он, пренебрежительно относятся к картону, полагая этюд чем-то незаконченным и несовершенным, что, как мы видели, в корне неверно.
Но картиной может быть и пейзаж. Например пейзажи Айвазовского и Шишкина. Я, например, видел этюд И.Шишкина к его знаменитой картине «Рожь». Это был холст величиной примерно 60х80 см. Все то же самое, только сосен там другое количество и дорога идет в другую сторону. Вполне законченная работа, между прочим.
Последней, уже в советской живописи, писала такие огромные картины-пейзажи Лидия Исааковна Бродская – дочь ученика Репина Исаака Бродского и, по совместительству, жена мэтра советской живописи и одного из столпов соцреализма Федора Павловича Решетникова – автора всенародно известных тематических картин «Опять двойка!» и «Прибыл на каникулы!», милейшего, кстати, в жизни человека. Она ездила на этюды и собирала материал по всей стране. Причем каждый ее этюд был филигранно отточен и доведен до совершенства. Потом, уже в мастерской, она писала огромные фантазийные, (но не фантастические!) пейзажи детали для которых она брала из вполне законченных своих пейзажей – этюдов.
Поскольку большие размеры картин требуют огромного, иногда многомесячного или даже многолетнего труда, а компоновка (составление) их требует большой фантазии, то картины и стоят чрезвычайно дорого, а не потому что картина – это нечто завершенное, а этюд – это нечто недоделанное. Напротив, этюд – это всегда полностью завершенная натурная работа. А вот эскиз может быть недоделанным и представлять собой просто НАБРОСОК, хотя и далеко не всегда. Например вполне законченный портрет какого-либо человека может быть использован для создания многофигурной композиции – тематической картины, и в этом случае он будет считаться эскизом к этой картине.
Эскизом к картине может считаться и вполне законченный этюд, например пейзаж.
Вот, пожалуйста, приведу Вам пример с собственного сайта: http://www.sovjiv.ru/picture/299/ «Беседка в Горках Ленинских» представляет собой, как видите, законченный парковый пейзаж, и если не знать что эта работа была написана специально для картины «Ленин в Горках», то вы никода не догадаетесь что это эскиз к тематической картине. Причем по своему качеству эта вещь не уступает, а даже и превосходит некоторые другие пейзажи, опубликованные на моем сайте, что хорошо видно из ее цены.
А вот пейзаж «Последний луч» http://www.sovjiv.ru/picture/420/ представляет собой именно картину, написанную отцом в мастерской на Верхней Масловке по памяти с опорой на натурные этюды, которых было штук 5. Вот один из них http://www.sovjiv.ru/picture/119/
Итак, подведем итоги:
КАРТИНА – это большое живописное полотно обычно размером более 1 метра, которое в силу своих больших размеров пишется именно на холсте, т.к. картоны таких размеров крайне неудобны в обращении и могут прогибаться внутрь. Кроме того, холст, в отличие от картона, можно свернуть, а потом снова натянуть на подрамник, что удобно в тех случаях, когда натянутая на подрамник картина не проходит в дверь мастерской или выставочного зала. Обычно это пейзаж или многофигурная композиция, хотя это может быть и одна фигура на фоне, например, пейзажа, как уже упоминавшаяся картина В.Г. Гремитских «Ленин в Горках», где Владимир Ильич стоит на фоне паркового пейзажа с беседкой.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА – обычно это большая картина, как правило, с многофигурной композицией. В силу своих больших размеров пишется на холсте и в мастерской художника. В качестве примера можно привести картины В. Сурикова «Меньшиков в Березове», «Взятие снежного городка», «Боярыня Морозова», батальные картины В.В. Верещагина и т.д.
ЖАНРОВАЯ КАРТИНА – то же что и тематическая картина. Но жанровая картина может быть и гораздо меньших размеров – до 1 метра. В качестве примера можно привести знаменитые картины Федора Павловича Решетникова «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы!». Обычно жанровой картиной называют не эпические полотна, а камерные сценки из жизни относительно небольших размеров. Чаще всего пишется на холсте, хотя советские художники могли писать жанровые картины небольших размеров на картоне, и даже на оргалите, в силу широкого распространения этого материала в ХХ веке. Это могут быть, например, играющие дети как, скажем, в небольшой по размеру работе Леонида Васильевича Маркова «Осень» http://www.sovjiv.ru/picture/44/ Вот если бы дети на этой работе были написаны крупным планом, то это была бы чистой воды жанровая картина, но это потребовало бы более крупного размера для прорисовки деталей, а так – это скорее пейзаж со стаффажем. Пример: http://www.sovjiv.ru/picture/377/
СТАФФАЖ – это одна или несколько мелких фигурок людей или животных, вносящихся художником в пейзаж для его оживления. Часто пишется камертоном, т.е. ярким пятном на фоне пейзажа.
ЭСКИЗ – по определению Большого Советского Энциклопедического словаря – это: «предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части». Пример эскиза: http://www.sovjiv.ru/picture/176/
Зачастую, как мы уже говорили, эскиз может представлять собой вполне самостоятельное и законченное художественное произведение, являющееся в общем-то вариантом будущей тематической картины. Вот пример такого эскиза: http://www.sovjiv.ru/picture/39/
Как видите, на этом эскизе все детали, вплоть до лиц людей на переднем плане и голых веточек деревьев на втором, тщательно прописаны. В данном случае эскиз представляет собой фактически вариант готовой тематической картины, но в другом материале и в уменьшенном размере.
Эскизы могут не только быть самостоятельным художественным произведением, но и иметь довольно внушительные размеры, например вот эта работа: http://www.sovjiv.ru/picture/422/, а могут быть маленькими, и носить характер наброска, например, вот эта работа, написанная, как и все предыдущие, между прочим, с натуры:
Здесь мы видим явную непрописанность ненужных художнику деталей, а сапоги стоят отдельно от красноармейца. Видимо они были дописаны после. Но обратите внимание на материал. Холст! Да еще размер нестандартный, т.е. В.Г. Гремитских для этого эскиза не поленился изготовить нестандартный подрамник и натянуть на него холст. Видимо этого требовала компоновка задуманного эскиза. Так что эскиз – это не просто так: тяп ляп, и готово! Над ним думать надо, работать.
А что же такое тогда набросок?
НАБРОСОК происходит от слова «набросать» т.е. небрежно и быстро что-либо зарисовать. Вот типичный пример небрежного быстрого наброска: http://www.sovjiv.ru/picture/322/
Сделан он на холсте, так что с точки зрения профанов это, видимо, более значительное произведение, чем масса других законченных работ на картоне. Но и здесь мы видим что холст нестандартный, так что и здесь художнику пришлось изрядно готовиться. По размеру этот набросок близок к предыдущему красноармейцу рядом с которым стоят сапоги. Произошло это, видимо, потому, что обе работы являются эскизами к одной и той же тематической картине и размеры фигур красноармейцев на этих работах должны были совпадать с реальными размерами этих фигур на картине.
А вот вам эскиз к большой тематической картине В.Г. Гремитских «У правления совхоза»
Как видите, написанный с натуры мотоцикл прописан весьма тщательно, со всеми деталями, а вот облокотившаяся на скамейку спиной к зрителю фигура на заднем плане едва лишь намечена. Художник просто не знал нужна она будет или нет, и просто зарисовал ее на всякий случай. Кстати, в готовой картине этой фигуры нет.
Между прочим, «быстро» не обязательно означает «небрежно». Например, можно тщательно проработать голову натурщика, а остальные части тела вообще не писать. Получится вполне законченный самостоятельный портрет без тени небрежности. Вот пример:
Ну вот, дорогой Сунада, надеюсь я достаточно толково разъяснил Вам несколько русских художественных терминов. Однако, поскольку Вы изучаете русский язык, хочу обратить Ваше внимание на то, что на бытовом уровне русские люди называют картиной все что угодно, вплоть до постеров на стене. Даже кинофильм по-другому называется кинокартина. Чаще всего говорят сокращенно «фильм» или «картина». А в начале ХХ века говорили «фильма» или «живые картины». В русской литературе встречаются выражения типа: «Его взору представилась следующая картина…» дальше описывается какой-нибудь пейзаж или бытовая сценка.
Впрочем, словарь у Вас есть, и общеупотребительные значения Вы можете почерпнуть и оттуда.