в чем танцуют лезгинку
Народный танец лезгинка: родина, история происхождения, виды и описание
Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.
История происхождения лезгинки. Чей это танец?
Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в горах Дагестана и именно здесь находится ее «родина».
В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время Кавказской войны 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:
Есть и другая теория появления танца. В Закавказье грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров (кавказский тур – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).
Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.
Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического ансамбля «Лезгинка» – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:
«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.
Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.
Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали утра, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».
Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.
Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.
Виды танца: классификация и описание
О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов. Если не брать в счет свадебную лезгинку (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах. Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.
Не секрет, что территория Северного Кавказа просто «напичкана» различными этносами. И каждый из этих народностей имеет свой национальный танец, с присущей только ему ритмикой, музыкой, костюмами и характером. Например, только в Грузии насчитывается более 20 народных танцев.
На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.
Танцы народов Северного Кавказа
Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.
А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки. Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный. Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.
Танцы народов Закавказья
Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – Азербайджана (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и Армении. Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы. Ведь, именно грузин по национальности – дед великого Илико Сухишвили – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.
Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь кавказские танцы поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.
Классификация по варианту исполнению
Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).
В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют девушки. Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.
Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.
В старину кульминацией кавказской свадьбы считался парный танец. Момент, когда парень становится на пальцы и продвигается к своей партнерше (то есть избраннице), считается кульминацией. Таким образом, он показывал свое любовное отношение к ней, уважение и чистоту своих притязаний. Считалось, что в этот момент «орел парит над лебедью».
Часто в танце можно услышать возгласы «Асса» и т.д. Например, чеченцы выкрикивают «Орс-вай» или «Орс-тох», они имеют сакральное значение. Если мужчина выкрикивает их, то он таким образом себя подбадривает. Считается, что в данный момент танцующий находится на пике эмоций (в танцевальном экстазе).
Этот вид появился сравнительно недавно – в 30-х годах 20 века. Еще его называют ансамблевое исполнение. Уже в середине прошлого столетия действовали профессиональные ансамбли. Всегда ансамбли лезгинки были кузницей талантливых танцоров и хореографов. Именно они диктовали моду и вносили в танцы все самое новое. Самый известный танцор лезгинки – неподражаемый Махмуд Эсамбаев – настоящий гений.
Самое молодое направление в танцевальном искусстве Кавказа. В чем заключается оригинальность? Например, шуточные танцы – последний писк танцевальной моды. Многие ансамбли ставят их:
К оригинальному исполнению можно отнести еще танец с кинжалами и лезгинку на барабане.
Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки
Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу многих народов.
В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.
Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.
На Кавказе с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все кавказцы владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?
Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.
Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?
Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово «адат», которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный. И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.
И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!
Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, чеченцы, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, ингуши и так далее. В статье о многообразии кавказских танцев мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами. Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».
Не важно, какой нации человек – рутулец, аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.
Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене.
Или знаменитый балет Арама Хачатуряна «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:
Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то хотят запретить ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!
Пять основ танца – на них зиждется вся суть
Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.
Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.
Обучение начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.
Глаза и взгляд – это отражение не только души, но и внутренних переживаний. Ведь, вспомните, когда вы злитесь, то глаза «просто кричат» о том, что вы очень злы. Когда вы счастливы, то глаза «хотят поделиться» этим со всем миром.
В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. Кавказские парни разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.
Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный. Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд. Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.
Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.
Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.
Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.
Какую пользу принесет обучение лезгинке?
Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):
В чем танцуют лезгинку
Что такое лезгинка, история лезгинки
Шотландцев ассоциируют с волынкой и килтами, бразильцев – с капоэйрой, ну а кавказцев, разумеется, – с лезгинкой. Этот без сомнения красивый и самобытный народный танец отражает культуру своего этноса, его любят как сами кавказцы, так и темпераментные европейцы, его танцуют как на скромных семейных торжествах, так и на большой сцене. Давайте же погрузимся в занимательную историю одного из самых популярных народных танцев в мире.
Историю лезгинки и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.
Что такое лезгинка?
Лезгинкой называют традиционный народный танец жителей Турции и Кавказа. Родиной лезгинки официально считается Дагестан, однако споры о том, какой именно народ изобрёл её, не утихают и по сей день. Лезгинка характеризуется строгим ритмом, зажигательностью движений и возможностью как парного, так и одиночного исполнения.
Сам дух этого танца пропитан дуализмом: с одной стороны, он может выражать верность и покорность, а с другой – пылание страсти и любви. Станцевать красивую лезгинку без соответствующей подготовки фактически невозможно: этот танец крайне требователен и к исполнителям, и к исполнительницам.
С классификацией у этого танца всё ещё сложнее, чем с происхождением: по сути, фактически у каждого народа Кавказа есть своя разновидность лезгинки, отличающаяся по характеру и темпу движений, степени участия частей тела в них. И всё это – если не считать некоторые танцы народов Закавказья, очень напоминающие классическую лезгинку по технике и ритму, но имеющие небольшие от неё отличия.
Эталонной считается классическая дагестанская лезгинка, характеризуемая музыкальным сопровождением в ритме 6/8, зажигательным и быстрым, энергичным темпом танца.
Ветвлениями от дагестанского «канона» можно назвать даргинскую, кумыкскую, лакскую и другие разновидности лезгинки. Эксперты выделяют также осетинскую лезгинку, которая отличается более плавными, в сравнении с дагестанской, движениями и относится вместе с кабардинкой и карачаевкой к северокавказским разновидностям танца.
Если же говорить о закавказских разновидностях, то среди них можно выделить лезгинку азербайджанцев, армян и грузин. Их танец под названием «Шалахо» также исполняется в ритме 6/8, и характеризуется резкими, гармоничными движениями рук и ног.
Популярные лезгинки
Антон Рубинштейн, лезгинка из оперы «Демон». Автор приступил к написанию оперы ещё в 1871 году, и закончил её всего через три месяца. В своём произведении Рубинштейн использовал достаточно далёкое от классической лезгинки звучание, сохранив, впрочем, темп музыкального повествования. Премьера оперы отгремела в Большом театре в ноябре 1879 года.
Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинке в своё время удалось побывать на Кавказе и полюбоваться всеми красотами края, почерпнув вдохновения в своём путешествии. Эта поездка косвенно нашла своё отражение в шедевре великого мастера «Руслан и Людмила». Примечательно, что сам танец, несмотря на весьма «оперное» звуковое оформление, сохранил в рамках этого произведения свои основные черты и движения.
Лезгинка из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Это произведение, в отличие от двух предыдущих, полностью передаёт весь колорит танца, всю его энергичность и мощь звучания. Автору удалось превосходно передать не только аутентичную атмосферу, но и настроение танцующих.
«Лезгинка» певицы Жасмин. Хоть и несколько некорректно ставить современную певицу в один ряд с великими культурными деятелями, в «непопулярности» это произведение, как и его дагестанскую исполнительницу, обвинить невозможно. «Лезгинка» Жасмин в своё время стала хитом многих кавказских молодёжных вечеринок.
История и развитие лезгинки
Если говорить о последнем типе танца, то он всегда исполнялся парно, и характеризовался подражанием благородным животным: орлу, роль которого исполнял всегда мужчина, и лебедю, чья роль отводилась женщине. Во время исполнения танца мужчина становился на носки и разводил руки в стороны, как бы изображая парящего в небесах хищника, высоко поднимал голову и делал резкие, лаконичные движения руками и ногами, показывая таким образом свою ловкость и силу.
Роль женщины в парной лезгинке – выражение изящества, гармонии и покорности. Для этого использовались волнообразные, плавные движения рук и неторопливые, размеренные перемещения по сцене. В отличие от мужчины, всем телом выражающим твёрдость и решительность, «лебедь» своим видом олицетворяла спокойствие, грацию и мягкость.
Многие утверждают, что концепцию «орёл и лебедь» для лезгинки нельзя считать истинной, поскольку изначально считалось, что мужчина в этом танце символизировал не птицу, а священного тура – горного козла, обитающего на вершинах Кавказа.
Интересные факты
Почему во время исполнения кричат «Асса!»?
Многие, кто хоть раз наблюдал за любительским или профессиональным исполнением лезгинки, замечали, что танцору часто кричат слово «Асса», подбадривая его таким образом. Но что вообще значит это слово и откуда оно появилось? На этот счёт есть несколько интереснейших теорий.
Самое простое и логичное объяснение – этимологическое. Согласно ему, в языках народов Кавказа присутствовало (а в некоторых – присутствует и сейчас) лексема «асе», которой соответствует русское наречие «так». «Аи асе» означает в переводе «вот так», и именно таким окриком зрители подбадривали танцора, а иногда и он подбадривал сам себя.
Ну и последняя версия происхождения выкрика «Асса!» относится непосредственно к лезгинскому слову «hасса». Согласно ей, именно этим словом танцор подчёркивал свой артистизм и свою удаль во время исполнения. Точных аналогов этой лексеме в русском языке нет, но перевести её можно как призыв к оспариванию или состязанию, вроде русского «ну как?».
Как лезгинка стала известна во всём мире?
Мало какому народному танцу удаётся добиться мировой популярности, но лезгинка оказалась из числа тех, кому это под силу. На мировую сцену она вышла благодаря команде танцоров из Тбилиси, когда в 1935 году они отправились покорять сердца зрителей и жюри Всемирного фестиваля народного танца.
Газета «Вечерний Тбилиси» отзывалась о выступлении, как о произведшем фурор. По словам репортёров, танцоры Тбилисского государственного театра сорвали шквал аплодисментов, и даже сдержанные британские зрители не удерживались от восторга и кричали артистам «Браво!».
Группа выступала под руководством Владимира Хетагурова, который удивил публику опасным танцем с настоящими кинжалами в руках. Ещё до выступления приметив двух девушек, сидящих недалеко от сцены, артист исполнил несколько особых пируэтов вокруг них, а в конце номера поклонился королевской чете. После окончания фестиваля Хетагуров получил особую медаль во время специально организованного приёма-бала.
Лезгинка – это абсолютно уникальный танец, идеальный образец богатой культуры своего народа, сочетающий в себе несочетаемое и обладающий невероятно мощной энергетикой. Этот танец – гордость кавказских народов, часть их традиций и жизни, средство самовыражения и священный ритуал, к которому следует относиться с соответствующим уважением.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Лезгинка
Уникальные факты о лезгинке
Лезгинка – один из самых известных и зажигательных танцев в России. Причем его популярность распространилась далеко за пределами нашей родины. Лезгинка пользуется известностью и за границей. Её танцуют во время праздничных мероприятиях в кругу семьи и на профессиональной сцене. Азартные ритмы покоряют сердца не только горячих и темпераментных горцев, но и чопорных англичан. Давайте поближе познакомимся с чудесным искусством.
Немного истории
Под термином лезгинка объединены все быстрые танцы народов Кавказа. В каждой культуре для них имеется собственное название. Лезгинка танцуется под ритмичную музыку с тактом 6/8. Ее часто исполняют на праздничных мероприятиях, свадебных торжествах и на сцене. Историки и хореографы едины во мнении, что доказать со 100% точностью, кто придумал зажигательный танец, невозможно.
Исследователи считают, что ее зарождение произошло в древние времена, когда горцы Кавказа перед сражением или охотой исполняли ритуальные обряды. Русское наименование хореография получила от слова «лезгин». Именно так до революции ошибочно именовали все народы республики Дагестан.
Разбираемся в метафорах
Бытует мнение, что определение «лезгин» восходит истоками к корню «лек», означающему «орел». По этой причине зажигательную хореографию часто именуют танцем орла. Мужчина-исполнитель, словно гордая птица-хищник, а его раскинутые руки – символ сильных крыльев. В парной лезгинке барышня превращается в «лебедя», т. е. в символическую добычу, которую в танце рано или поздно настигает орел.
Есть еще одна версия происхождения. Основа «лак» или «лек» используется для обозначения горного козла тура. Историки уверяют, что многие кавказские народности, такие как дагестанцы, считают «рогатого» тотемным зверем. Его регулярно изображают на разнообразных рисунках и одомашнивают. Исполнитель, приподнимаясь на носочках, имитирует стойку тура на задних ногах. Рука, протянутая в сторону, символизирует рог козла.
Всемирная слава
Мировую популярность и любовь лезгинка получила в 1935 году. Именно тогда на фестиваль национального танца поехал коллектив из Тбилисского театра. Ансамбль произвел настоящий фурор. Зал зашелся в овациях, даже меланхоличные британцы, забыв про этикет, вскакивали с мест и кричали «браво».
Больше всего зарубежную публику поразил танец Владимира Хетагурова с острыми кинжалами. Ему и популярному исполнителю Илико Сухишвили дали особые награды во время бала, организованного в честь окончания фестиваля. |
Как правильно танцевать
Лезгинку могут исполнять не только представители сильного пола, но и девушки. В одиночку они редко выступают. Самый зрелищный и популярный вариант – парная лезгинка. Когда зажигательную хореографию исполняют двое, она превращается в своеобразный диалог между юношей и девушкой. С помощью изящных и плавных движений они без слов могут продемонстрировать свои чувства и эмоции.
Главное правило парной лезгинки – мужчине запрещено должен касаться девушки. Даже трогать ее платье нельзя, это считается дерзостью по отношению к женщине и вызывает порицание. Барышня, в свою очередь, потупив взор, лишь должна томно взирать на партнера из-под пышных ресниц, но не смотреть ему прямо в глаза.
Чеченская лезгинка
Каждая народность Кавказа по-своему танцует лезгинку. С сумасшедшей эмоциональностью, под неповторимые мотивы и с удивительными правилами исполнения. Например, чеченский парный танец наполнен страстью и очень быстрый. Начинает хореографию парень, а завершает барышня.
Партнер не имеет права покинуть «заколдованный» круг раньше девушки, независимо от того, сколько длится танец. Даже если парень сильно устал, он будет держаться до конца. Ведь сдаться и уйти раньше женщины считается позором и слабостью.
Костюмы
Традиционно для исполнения лезгинки артисты облачаются в национальные одеяния. Однако, наряды танцоров из разных регионов, несмотря на идентичный силуэт, слегка отличаются. Например, мужской костюм чеченца состоит из черкески, бешмета и рубахи. Он выдержан в сдержанных и спокойных тонах, без каких-либо узоров. Черкеска доходит до кисти, в отличие от аналогичной вещи кабардинцев или осетинцев. У них она полностью прикрывает руки.
Женское одеяние воздушное, в нем разрешено использовать орнаменты и декоративные элементы. Однако, фасон все равно остается довольно-таки скромным и сдержанным. Чеченские барышни не используют громоздкие головные уборы. Чтобы прикрыть волосы, они надевают легкий платок (чухта). В наряде осетинок и ингушек обязательной деталью костюма является массивный головной убор.
Лезгинка на сцене
Профессиональные коллективы из Северного Кавказа зажигают под национальные ритмы не только на домашних праздниках. Часто они принимают участие в театрализованных постановках, где с помощью хореографии повествуют о традициях своего народа.
Например, в репертуаре ансамбля «Вайнах» из Чечни есть танец «Под небом вайнахов». Сюжет постановки основан на старинном обычае народа. Когда две враждующие стороны собирались вступить в кровавую схватку, в самый опасный момент появлялась барышня, срывала с волос покров и бросала между соперниками.
Этот символичный жест помогал прекратить конфликт раз и навсегда. Если спустя годы кто-то из враждующих сторон вновь пытался вернуться к войне, его покрывали несмываемым пятном позора.
Еще одна постановка ансамбля посвящается романтическому обряду. Когда парень хотел взять в жены возлюбленную, он делала ей предложение руки и сера возле горного родника. В ответ девушка вручала юноше платочек или кольцо, которые означали её согласие на брак. Пара хотела связать свою судьбу возле родника, поскольку считалось, что тогда их совместная жизнь будет такой же чистой и прекрасной, как горная вода.
Заключение
На Кавказе живет больше сотни народностей. Культура этого региона невероятно богата и разнообразна. Лезгинка является одним из ярчайших проявлений характера кавказского народа и их традиций. Завораживающий и динамичный танец не способен оставить равнодушным. Ноги сами отправляются в пляс, услышав зажигательные ритмы лезгинки.
Посмотрите видеоролик и убедитесь в волшебстве и неповторимости кавказского танца.