в чем своеобразие зачина сказки снежная королева
В чем своеобразие зачина сказки «Снежная королева», для чего нужен зачин?
Сказка «Снежная королева» начинается с зачина Глава 1 «Зеркало», история о волшебном зеркале, изготовленное злым Троллем, осколки зеркала разлетелись по всему миру. Своеобразие зачина сказки «Снежная королева» заключается в описание главного злодея сказки, который в самой сказке не появляется. Тролл и его волшебное зеркало объясняют, откуда появилось зло на земле и почему так важно держаться вместе. Добро побеждает зло, когда люди объединены идеей добра и красоты и тогда осколки злого зеркала будут незаметны в глазах несчастных людей. Блеск от осколков злого зеркала помогает погасить красота добра, которая лучится в глазах всего мира.
В сказке Андерсена «Снежная королева» финка, которая помогла Герде найти Кая, рассказав где находится сад Снежной королевы, сначала просто сняла с девочки сапожки и рукавички, потому что в ее доме было очень жарко, а когда Герда узнала от нее где искать мальчика, то второпях просто забыла их надеть. Но ангелы не дали девочке замерзнуть и своим дыханием согрели ей ручки и ножки. Финка сказала, что в этой девочке есть великая сила и только она сама может вытащить осколок зеркала из холодного сердца Кая. Так описан этот эпизод в сборнике сказок Андерсена, который у меня есть. Издание 1956 года. Переводчик А.В.Ганзен.
Сказка «Сестрица Аленушка да братец Иванушка» начинается следующими словами «Жили-были. » есть определение главных героев, о которых пойдет речь в сказке, поэтому эти слова являются зачином. Иногда в зачине говорится о месте, где произойдут события, названия государства, но в сказке про Аленушку только упоминание главных героев.
Для корректного выполнения задания предлагаю сперва вспомнить определение метафоры:
Внимательно прочитав сказку Андерсена, я нашла в ней следующие метафоры.
Бабушка Кая, говоря о снеге, называет его (белыми) пчелками:
Ворон, рассказывая Герде о причудах принцессы, упомянул о том, что за ней ходит целый хвост женихов.
Оставивший Герду в саду Снежной королевы северный олень стрелой умчался обратно.
Имея в виду кратеры вулканов Этны и Везувия, Снежная королева назвала их (черными) котлами.
Мне эта сказка Ганса Христиана Андерсена » Снежная королева» очень нравится, он а показывает, как верное сердце, наполненное любовью, может преодолеть все препятствия, растопить сердце, скованное льдом зал. и спасти друга. Так Герда, отправившись одна на поиски своего друга Кая, смогла своим добрым сердцем пройти трудный путь. Ей помогали и звери, и птицы, и даже разбойники. Никто не мог устоять перед добротой её сердца и тем упорным стремлением, с которым она шла, чтобы найти своего любимого друга Кая.
И пред тем, как отправится в далекий путь Герда пришла к речке, чтобы спросить у неё забрала она ли она Кая у неё, и Герда сказала, что отдаст речке свои красные башмачки, чтобы Кай вернулся.
Ответ: башмачки
Тот, кто задавал вопрос или сказку плохо читали, или по-другому вопрос не смогли сформулировать, чтобы отгадать не так легко было.
Презентация по литературе на тему «Особенности сказки Андерсена «Снежная королева» (5 класс)
Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку Особенности сказки Андерсена Снежная королева.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: «Особенности сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»»
Цели: анализируя сказку «Снежная королева», выявить ее особенности, сравнивая ее с народной волшебной сказкой; понять, почему сказка до сих пор вызывает интерес; учиться навыкам исследовательской работы
Предположения Особенность сюжета сказки. Главные герои (Герда, Кай, Снежная королева). Сказка о добре и зле, о милосердии. О борьбе Бога и дьявола за человеческую душу.
Методы исследования: подумать самостоятельно; прочитать книги о том, что исследуешь; познакомиться с кино и телефильмами по этой проблеме; найти информацию в сети Интернет; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
Словарь Сказка – один из жанров устного народного творчества, повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Законы народной сказки закон счастливого конца; закон сказочной справедливости; закон превосходной степени и наибольшего контраста; закон всесильного желания и слова.
Художник Владислав Ерко
Эдмунд Дюлак Вильхелм Петерсен Эдмунд Дюлак
Синквейн 1 строка – одно слово – название произведения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Выводы В народной сказке обычно мало изображается среда и персонажи. У Андерсена, напротив, повествование полно деталей, которые делают персонажи живыми и знакомыми. Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» больше по объему, чем народная. В «Снежной королеве» сказочное и реальное тесно переплетаются. В сказке Андерсен заставляет читателей размышлять о людях, их поступках, учит отличать истинные жизненные ценности от мнимых. Добро и зло находятся в самом человеке, победить в себе зло очень трудно и возможно только с верой в Бога.
«Если только сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся». Андерсен на всю жизнь запомнил эти слова отца, и в его сказках герои без труда переходят из мира чудес и фантастики в мир быта и реальности: между ними нет непроницаемых границ.
Домашнее задание Напишите сочинение: «Есть ли в моем сердце льдинки? Как их растопить?» Придумайте собственную небольшую сказку, в которой шла бы речь об осколках зеркала. Сравните сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» и «Дикие лебеди»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-627189
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В чём своеобразие зачина сказки Снежная Королева? С какой целью повествователь.
В 17:004 поступил вопрос в раздел Литература, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
В чём своеобразие зачина сказки Снежная Королева?
С какой целью повествователь предлагает читателю историю о зеркале, которое изобрёл тролльи об осколках этого зеркала?
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Литература». Ваш вопрос звучал следующим образом:
В чём своеобразие зачина сказки Снежная Королева?
С какой целью повествователь предлагает читателю историю о зеркале, которое изобрёл тролльи об осколках этого зеркала?
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
В чём своеобразие зачина сказки Снежная Королева?
В чём своеобразие зачина сказки Снежная Королева?
С какой целью повествователь предлагает читателю историю о зеркале, которое изобрёл тролльи об осколках этого зеркала?
Мб, автор хотел этим показать как Кай стал злым.
Если зеркала не было бы, тогда и сказки не получилось бы.
О коком волшебном существе говорится в в сказке Снежная Королева он смастерил такое зеркало в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось?
О коком волшебном существе говорится в в сказке Снежная Королева он смастерил такое зеркало в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось!
ельф тролль гном хоббит.
Что произошло с осколками зеркала?
Что произошло с осколками зеркала?
Почему злой тролль хохотал до колик, глядя на судьбу осколков зеркала?
Сценарий к отрывку «попытка троллей добраться до неба» из сказки снежная королева?
Сценарий к отрывку «попытка троллей добраться до неба» из сказки снежная королева.
То произошло с осколками зеркала?
То произошло с осколками зеркала?
Кто поддержал тролля?
Кто поддержал тролля?
Из сказки «Снежная Королева» История 1.
Чему учит читателей сказка Снежная Королева?
Чему учит читателей сказка Снежная Королева?
Снежная королева : Почему осколки разбитого зеркала принесли больше вреда чем само зеркало?
Снежная королева : Почему осколки разбитого зеркала принесли больше вреда чем само зеркало?
5 класс, литература
Дата проведения: 7.05.18.
Тема урока: Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»: реальность и фантастика. Характеристика героев сказки «Снежная королева».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал.
Регулятивные УУД: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
В сказках всегда есть фантастика, но у Андерсена сказочное неотделимо от жизни. Тут фактически нет фантастических перевоплощений при участии какого-либо волшебного предмета или по воли волшебства. В сказках Андерсена много юмора, и поэтому фантастичное становится простым и доступным.
В конце урока мы должны будем знать:
Главные биографические факты Х.К.Андерсена.
Сколько сказок написал Андерсен, и как они называются.
О чем сказка «Снежная королева» и кто её главные герои.
Реальное и фантастическое в этой сказке.
Запишем число и тему урока.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие на родину Ханса Кристиана Андерсена.
Родился будущий писатель в городе Оденсе.
Андерсен рос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них росли тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского молотка, лихой дробью барабанщиков, песнями матросов.
Чтобы хоть как-то упрочить материальное положение семьи, отец завербовался в наполеоновскую армию. Спустя короткое время он вернулся больной, почти нищий и вскоре умер, оставив жену и сына без средств.
Пока Христиан был мал, он не решался рассказывать взрослым те невероятные истории, которые приходили ему в голову. У него в доме был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Однако он обладал крупным недостатком: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик прощал ему это.
Андерсена манил к себе Копенгаген, столица Дании. Он покинул свой тихий городок и с 13 талерами в кармане ушел из родного дома. Ему было 14 лет. Копенгаген встретил подростка неприветливо: без денег, без родных, без жилья, Андерсен испытал те муки и невзгоды, о которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках.
Х.К.Андерсен был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Он был народным певцом. Датский сказочник подарил нам 170 прекрасных сказок, которые завоевали весь мир. Датчане в признательность своему великому земляку героев его сказок запечатлели в камне.
Сообщение учащихся о литературной премии X. К. Андерсена
Среди многих современных международных премий в области литературы одно из почетных мест занимает премия- медаль им. X. К. Андерсена, которая присуждается с 1956 года детским писателям 1 раз в 2 года. Золотая медаль
им. X. К. Андерсена была вручена Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари и другим.
Весь мир знает Андерсена, его удивительные сказки. В знак признательности люди увековечили память о великом датском Сказочнике.
Метод «Ассоциативный куст»
Давайте подведём итог: что мы узнали об Андерсене и какие ассоциации вызывает это имя. Построим ассоциативный куст.
Андерсен- сказочник – народный певец – певец бедняков – преданный патриот.
А теперь начнем работу над одной из самых интересных сказок – «Снежная королева».
Сказка так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.
В данной истории образы Герды и Снежной королевы противопоставлены друг другу. Девочка олицетворяет собой пробуждение жизни, счастье и радость. А Снежная королева и ее Ледяной Дворец указывают на потусторонний мир, попав в который человек обрекает себя на гибель. Друзья, которых встречает на своем пути Герда, помогают ей и указывают девочке правильный путь.
Андерсен был человеком очень религиозным, и поэтому в его историях много христианских мотивов. К сожалению, в нашей стране известен только сокращенный вариант «Снежной королевы». Так, Герда читает «Отче наш», когда ей становится холодно. В этот момент из густого тумана, в который на морозе превращается дыхание девочки, начинают появляться маленькие светлые ангелочки. А во время снежной бури героиня произведения именно силой молитвы усмиряет непогоду, грозящую смертью всему живому.
Особое значение в сказке имеет слово «вечность», которое Кай должен был сложить из кусков льда для Королевы. Когда сердце героя было заморожено, ему никак не удавалось это сделать, но как только слезы Герды пробудили мальчика, то льдинки сами сложились в слово. Тем самым, свою власть Снежная королева над героем потеряла, он сам себе «сделался господином». Получается, что только любовь и самопожертвование могут приблизить человека к вечности, вернуть его на истинный путь.
УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша задача- вслушаться в авторский голос, понять, чему сказка учит нас, о чем нам хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали- подробно проанализировали характеры героев. Но этого мало. Теперь нужно проследить, в чем особенности сюжета и композиции текста. Знаете ли вы, что такое сюжет и композиция? Обратимся к литературоведческому словарю.
Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев, отношение писателя к изображаемым событиям. События протекают во времени, отличаются завершенностью. Отсюда элементы сюжета:
экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала действия;
завязка- начальный момент развития событий, изображенных в произведении;
развитие действия- изображение событий после завязки и до кульминации;
кульминация- высшее напряжение действия в художественном произведении;
развязка- заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
УЧИТЕЛЬ. Начнем с композиции. Давайте попробуем перечислить все сцены в той последовательности, в какой они изложены. Как автор позаботился о нас?
Он разделил сказку на части и озаглавил каждую из них.
«Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках». Она начинается с истории о злом тролле и его дьявольском зеркале, позволяющем видеть людей, да и весь мир «такими, какие они на самом деле», и мы понимаем, что в мире растворено много зла. Эта часть как будто никак не связана с последующими, так как в дальнейшем действуют только осколки дьявольского зеркала.
«Сказка вторая. Мальчик и девочка». Вот истинное начало сказки о дружбе Кая и Герды и о том, как заледенело сердце Кая. Кай исчезает – с испытания начинается проверка дружбы детей.
«Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Колдунья искушает Герду красотой, покоем, счастливыми снами. Но Герда побеждает искушение, дружба сильнее – и девочка отправляется на поиски Кая.
«Сказка четвертая. Принц и принцесса». Герда встречает принца и принцессу, на ее пути снова искушение: рядом добрые, богатые люди, спокойная обстановка, «верный кусок хлеба», как говорит Ворон, но она верна дружбе и продолжает искать Кая.
«Сказка пятая. Маленькая разбойница». Герда встречает своенравную девочку, страдает, испытывает страх, но сила ее любви побеждает капризные желания маленькой разбойницы, и Герда продолжает поиски Кая.
«Сказка шестая. Лапландка и финка». Новые испытания: Герда встречает новых друзей и мудрых помощников, мучается от холода и жары, страха и отчаяния, но С
«Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной Королевы и что случилось потом». Вот и счастливый конец, но мало найти друга, нужно пробудить его от равнодушия, оживить его сердце- и только тогда возвращаться домой.
Учитель. Можем ли мы, опираясь на наши выводы, попытаться ответить на вопрос.
Почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – рассказа о поисках Кая?
Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с разными людьми нужно быть, чтобы добиться успеха.
Автор считает: чтобы достичь счастья, человек должен стать его достоин. Он обязан быть преданным, целеустремленным, пройти через все испытания, побороть все искушения, перенести много страдания – потому что только тогда можно победить.
Учитель. На доске перечислены семь сказок, а рядом перепутанные сюжетные элементы. Наведите порядок. Расставьте их по местам.
На доске Правильный ответ
Сказка первая – развязка Сказка первая – экспозиция
Сказка вторая – кульминация Сказка вторая- завязка
Сказка третья- экспозиция Сказка третья – развитие действия
Сказка четвертая –развитие действия Сказка четвертая- развитие действия
Сказка пятая – развитие действия Сказка пятая –развитие действия
Сказка шестая- развитие действия Сказка шестая –развитие действия
Сказка седьмая –завязка Сказка седьмая –кульминация, развязка
Физкультминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .
4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказки?
Автор не скрывает своего отношения к героям, к их характерам. Он как бы подчеркивает, что все они, кроме, может быть, тролля и Снежной королевы – обыкновенные люди с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают и добрые чувства, и не очень добрые, обманывают, приспосабливаются. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, лучше, чтобы они не предавали друг друга, верили в Бога, искали поддержку друг в друге. Главное в жизни – любовь и тепло, в этом нуждаются и об этом мечтают все нормальные люди.
— Как вы понимаете концовку сказки?
(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.
Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.
Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак). Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лёд.)
Образ Герды является противопоставлением характеру Снежной Королевы. Чтобы найти Кая и вызволить его из ледяного замка, девочка отправляется в долгий и нелегкий путь. Во имя своей любви храбрая маленькая девочка отправляется в неизвестность. Препятствия, встречающиеся на этом пути, не сделали Герду злой и не заставили повернуть обратно в сторону дома, бросить друга в плену у Снежной Королевы. Приветливой, доброй и милой она оставалась на протяжении всей сказки. Храбрость, настойчивость и терпение помогают ей не унывать, а смиренно преодолевать все неудачи. Благодаря такому характеру ей удалось отыскать Кая. А любовь к нему смогла растопить его ледяное сердце и справиться с чарами злой королевы.
С пролога сказки Андерсен начинает писать о том, что некоторым людям осколки льда попадают в сердце, которое замораживается, становится холодным и бесчувственным. А в конце сказки описывает, как горячие слезы Герды падают на грудь к Каю и осколок льда в сердце его тает. Холод в сказке – это олицетворение зла, всего плохого на земле, а тепло – это любовь. Поэтому в глазах у Снежной королевы Андерсен видит отсутствие тепла, наличие холода и бесчувственности.
5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Что мы узнали на уроке?
Чему учит сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»?
Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?
Почему же Герда победила Снежную королеву?
Запишите в тетрадях вывод полученной на уроке информации. (Например: «Красота живого сердца победила красоту льда!»
«Сердце девочки было очень горячим, в нем не было места для холода.»
«В сердце Герды жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека»
Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)
Продолжите ряды слов.
Снежная королева – снег ( лед, зима, зеркало, как отражение пороков, равнодушие, рассудочность, порядок, математический расчет, бездуховность, смерть)
Герда- цветы ( лето, тепло, сердце, красота, счастье, любовь, семья, жизнь).
Домашнее задание: Подготовить в группах (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану.
3-я группа- встреча с принцем и принцессой;
Сказка «Снежная королева» была написана в 1844 г. и опубликована в сборнике «Новые сказки» (1845). Сборник очень удачно появился 21 декабря, накануне Рождества.
В разгаре был роман Андерсена с Дженни (Йенни) Линд. Хотя трудно назвать романтические отношения романом: Линд называла Андерсена братцем. Образ холодной певицы, не отвечавшей Андерсену взаимностью и через 10 лет после знакомства вышедшей замуж за известного композитора, как считают биографы, лёг в основу образа Снежной королевы. С другой стороны, идеальная братская любовь отражена в образе Герды. Таким образом, Герда и Снежная королева – две ипостаси возлюбленной, которые не соединяются в одной личности. Это холодные поцелуи бессердечной красавицы или сердечная дружба без намёка на эротические отношения.
Мифологическая основа образа Снежной королевы
Философская основа сказки
Андерсен увлекался натурфилософией Шеллинга и философом Я.Беме. Идея Беме об андрогинности человека нашла воплощение в оппозиции лета и зимы. Кай и Герда представляют собой единое целое, они неразлучны в тёплое время года. Но зимой каждый заключён в своей квартире. Это метафора докультурного андрогинного человека. Тогда зеркало тролля, ранящее сердце и изменяющее взгляд – это влияние культуры, отделяющей человека от природы. Человек не видит красоту природы, розы для Кая уродливы, человек наслаждается игрой рассудка – порождения культуры. Спасение Андерсен видит в христианских ценностях.
Литературное направление и жанр
Жанр сказки «Снежная королева» часто определяют как сказочная повесть. Это самая длинная сказка Андерсена, она состоит из 7 историй, каждая из них – определённая картина мира, этап в жизни человека.
Тема и основная мысль
Тема сказки такая же, как и во всех сказках: победа добра над злом, жизни над смертью, лета над зимой. Основную мысль высказывает мудрая финка. Она объясняет оленю, что сила Герды в её «милом, невинном детском сердечке». Но Герда так сильна, что ей служат и люди, и животные, не сама по себе. В её сердце живёт Бог, именно Бог помогает человеку побороть зло и делает слабого сильнейшим. Так что основная мысль созвучна мудрости Евангелия: любовь побеждает всё.
Андерсен вслед за древними греками анализирует и взвешивает каждый вид любви. Любовь-эрос воплощена в образе Снежной королевы. Символ её – поцелуй. Снежная королева целует Кая, отчего его сердце становится льдом. Это чудесный образ: эротическая любовь сама по себе, без дружбы – дьявольская страсть. Любовь-стронге, родственная любовь, – это начало добрых дел. Нельзя относиться к родным с пренебрежением. И маленькая разбойница любит беспутную мать, так насколько же заслуживает любви бабушка, которую Кай передразнивает! Герда отправляется на поиски не друга, не жениха, а названого братца.
Любовь-филео, дружба, – основа отношений в сказке. Все сказочные герои, помогающие Герде, становятся её друзьями. Образ этой любви воплощён в принце и принцессе. Это отношения равных. Из всех женихов только будущий принц не смущался и не пресмыкался перед принцессой. Он подчеркнул, что пришёл не свататься, а только послушать умные речи принцессы.
Вершина любви – жертвенная любовь агапе. Так любил Христос человека, так может любить только Бог или человек, чьё сердце наполнено Богом. Так любила Кая Герда.
Мотив жертвенности тесно связан с образом Герды. Первая её добровольная жертва – новые красные башмачки, которые она отдаёт реке, чтобы та сказала, где Кай. Интересно, что Герда так и остаётся босоногой, несмотря на то что принц и принцесса дарят ей тёплые сапоги. Сначала их отбирает маленькая разбойница, а потом забывает отдать финка. Так что жертва должна быть постоянной.
В сказке представлены и формы извращённой любви. Эгоистичная любовь старушки, умевшей колдовать, задерживает Герду, отвлекает её от своего предназначения. Любовь разбойницы к своей дочери слепа, а такая любовь делает детей необузданными и своевольными. Обе героини лишаются объектов своей извращённой любви: Герда убегает, а маленькая разбойница отправляется путешествовать.
Христианские мотивы в сказке
В советских переводах христианские мотивы были выброшены или завуалированы. Трижды в сказке упоминается псалом, который Герда выучила ещё перед несчастьем с Каем:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Смысл этого псалма непонятен, потому что он переведён неправильно. Кажется, что псалом о радостях жизни (и розы цветут, и Рождество бывает) или о Втором пришествии, или о том, что Божий мир прекрасен. Но в оригинале псалом не так беззаботен: «Розы цветут и увядают, но вскоре мы снова увидим Рождество и младенца Христа». Это псалом о быстротечности земной жизни, о смерти, которую победил Христос, о ценности вечной жизни по сравнению с земной.
Для Герды этот псалом был утешением. Она ещё в детстве выбрала вечную жизнь. А Кай отступил от этой христианской основы, он любил математику, мудрёные забавы от лукавого. В следующий раз Герд запела псалом во дворце Снежной королевы, отчего Кай избавился от злых чар. Сказка заканчивается тем, что повзрослевшие Кай и Герда поняли смысл псалма. Впрочем, автор не раскрывает этот смысл читателю.
Среди других христианских мотивов – молитва «Отче наш», с помощью которой Герда побеждает войско Снежной королевы и усмиряет ветры. Побеждает она не сама, но легионы ангелов сражаются за неё.
В конце сказки бабушка читает Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное». Собственно, вся сказка – это притча о том, как быть душой детьми.
В Герде даже взрослой остаётся детская непосредственность и человеческая слабость, например, подросшая маленькая разбойница покровительственно треплет её по щеке. Но дело, конечно, не в этом. В сказке детские сердце и душа противопоставлены холодному лукавому разуму. Последнее предложение сказки – скрытая цитата из Библии: «Наступит лето Господне благоприятное». Речь идёт о юбилейном годе, когда всех рабов-иудеев отпускали на свободу. Победа Кая и Герды – это символ победы рабской природы человека над грехом и смертью. Это истинная идея детской сказки.
Сюжет и композиция
Первая история сказки играет роль экспозиции. Это миф о рождении зла. Вторая история – притча о том, как зло вошло в сердце человека. Следующие 5 историй – этапы борьбы со злом, испытания, которые приводят к воссоединению человека с природой, традициями, Богом и самим собой, это восстановление его целостности. Третья история – испытание забвением в доме старушки, умевшей колдовать, четвёртая – испытание богатством в замке принца и принцессы, пятая – прямая опасность для жизни в замке разбойников, шестая – битва с войском Снежной королевы (метафора сражения христианина с бесами). Седьмая история содержит кульминацию – сражение со злом в себе, и это зло побеждается Божьей любовью. В последней истории содержится и развязка. Как и положено в сказке, добро побеждает зло.
Сюжет «Снежной королевы» напоминает сюжет народной волшебной сказки, отражающей древний обряд инициации – посвящения ребёнка во взрослую жизнь. Андерсен показывает два типа взросления. Взросление Герды происходит через обращение к традициям, общение и социализацию. Кай отрицает ценности предыдущих поколений, но такой путь не позволяет стать полноценным членом общества. Кай так же одинок, как и Снежная королева. Он не может стать взрослым без посторонней помощи. Только любовь близких может помочь такому подростку.
В данной работе ставится цель сравнить совершенно разные, на первый взгляд, сказки Пушкина и Андерсена, выявить их сходства и отличия, общечеловеческое значение. При сопоставлении литературных сказок, т. е. «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и «Снежной королевы» Андерсена, выделяются следующие задачи: продемонстрировать наличие фольклорной первоосновы в литературных сказках разных авторов, выявить сходство нравственных и эстетических позиций авторов разных стран, определяемых как фольклорными традициями, так и прогрессивными социальными устремлениями, сопоставить системы образов двух сказок, проанализировать художественные приёмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ
Гуманитарные науки: русская филология и литературоведение
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» Г.Х.АНДЕРСЕНА И
«СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А.С.ПУШКИНА
ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Кукморский район п.г.т.Кукмор
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Кукмор», 9 класс
Научный руководитель: Закирова А.Р.
Глава 1. Народные традиции в сказках Пушкина и Андерсена
Глава 2. Идейный смысл и образы сказок
1. Идейный смысл сказок
Список использованной литературы
Александр Сергеевич Пушкин и Ганс Христиан Андерсен – два сказочника, произведения которых знакомы нам с детства. Для многих людей эти имена ассоциируются с волшебством и добротой.
Сказки Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу. Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы. Из богатого литературного наследия датского писателя можно насчитать не менее десятка сказок, о которых слышали все. Но если на Западе безусловным фаворитом является «Русалочка», то у нас явно лидирует «Снежная королева».
В данной работе мы ставим цель сравнить совершенно разные, на первый взгляд, сказки Пушкина и Андерсена, выявить их сходства и отличия, общечеловеческое значение. При сопоставлении литературных сказок, т. е. «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и «Снежной королевы» Андерсена, выделяются следующие задачи:
Объектами исследования данной работы являются сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» и А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Предметом исследования – художественные особенности данных сказок.
Основным методом исследования является наблюдение над текстами и изучение публицистической и научной литературы по творчеству А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена.
Выбранная тема мало изучена в литературоведении, и эта работа является попыткой прояснить некоторые стороны проблемы. А в дальнейшем результаты исследования можно будет использовать на уроках русского языка и литературы при изучении тем, связанных с творчеством Пушкина и Андерсена.
Какая же литература была изучена? Наиболее интересной публицистической книгой мне представляется книга Шарова А.И. «Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и о сказочниках». Она посвящена истории создания многих интересных и любимых детьми и взрослыми литературных сказок и включает небольшие повести о жизни авторов этих сказок: Аксакова, Ершова, Погорельского, Пушкина, Сент-Экзюпери, Корчака, Андерсена, Сервантеса. Воссоздавая минувшее, автор не стремится к анализу произведений, он лишь ведет увлекательный рассказ. Книгой, давшей направление этому исследованию, является книга Нартова К.М. «Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе». В ней дается очерк взаимосвязанного изучения произведений русской и зарубежной литератур в дореволюционной и советской школе, предлагаются материалы по сопоставлению произведений отечественной и зарубежной литератур. Не меньшего уважения заслуживает книга для учителя Зуевой Т.В. «Сказки А.С.Пушкина», в которой произведения поэта рассматриваются в контексте его жизни и творчества. Автор показывает значение фольклора, и прежде всего народных волшебных сказок, для литературных сказок Пушкина.
В ходе работы мы неоднократно обращались и к материалам, размещенным в Интернете, в частности, к статье Петра Любимова «Ледяная игра разума или Как сложить слово «вечность». Мудрость сказки Андерсена «Снежная королева» ([email protected]), в которой дается свежий взгляд на старую сказку через подробный анализ. Были использованы и материалы сайта Litra.RU.
ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СКАЗКАХ ПУШКИНА И АНДЕРСЕНА
Если говорить о литературных сказках Пушкина и Андерсена, обращает на себя внимание ближайшее родство разнонациональных литературных явлений и в то же время устанавливается связь между устным народным творчеством и художественной литературой.
Пушкин создал оригинальное произведение «Сказка о мертвой царевне…», использовав целый ряд фольклорных источников: народную немецкую сказку «Белоснежка» из сборника братьев Гримм, сюжеты русских и украинских сказок, былину «Добрыня чудь покорил» и песню из сборника Кирши Данилова.
Общность сказок Пушкина и Андерсена возникает в первую очередь из фундаментальной идеи всех народных сказок мира: борьбы добра и зла. Схема при этом всегда однообразна: добро множеством форм своего проявления противостоит злу, носитель добра проходит ряд трудных испытаний и в конечном счете побеждает.
Сказки Пушкина и Андерсена своим настроением, эпическим апофеозом доброго конца сразу же напоминает привычное завершение народных сказок: «Стали жить да поживать, добра наживать», «Жили долго и счастливо» и т. п. Вечная и вездесущая мечта человечества о мире и счастье как награда за отменные душевные качества человека и роднит обе сказки, и выявляет их родство со сказкой народной.
Следуя традиции устного народного творчества, оба автора резко делят мир своих творений на добрые, светлые начала и область зла, бездушия и насилия. Отсюда и герои, стихии, животные и растения в обеих сказках разведены четко и могут быть представлены двумя соответствующими рядами:
Принцесса, Принц, Маленькая Разбойница, Лапландка, Финка
Солнце, Месяц, Ветер
В обеих сказках зло обличается авторами (хотя и с разной степенью определенности): мачеха у Пушкина «темной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива»; Снежная королева Андерсена «белая, как снег», «ледяная». Зависть, злоба или равнодушие ко всему живому, истинно человеческому приводят к поражению сил зла.
Носителями добра в обеих сказках оказываются многие персонажи, оно разнообразно в своих проявлениях и в художественном выражении сохраняет национальный колорит. Сопоставление сказок и в этом плане помогает сделать более глубоким восприятие идейно-нравственного содержания произведений, показать многообразие проявления доброго начала и в связи с национальными художественными традициями.
В сказках нашли отражение своеобразные художественные приемы устного народного творчества. Герои ощущают себя неотъемлемой частицей единой природы: у Пушкина Елисей обращается с вопросами к солнцу, ветру, месяцу. Герда ищет ответа у оленя, голубей, ворон, а стихии, небесные тела и животные отвечают им человеческим языком. Большую роль в обеих сказках играют характерные для фольклора волшебные числа: 7 богатырей, 3 помощника Елисея, 3 встречи Герды, история 7 цветов в саду бабушки и др.
ГЛАВА 2. ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ И ОБРАЗЫ СКАЗОК
1. Идейный смысл сказок
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», Пушкин продолжил изображение идеальной женщины. Он обратился к сюжету, построенному на противопоставлении двух красавиц: царицы-мачехи и царевны. В фольклоре обычно отсутствует соперничество, героини противопоставлены только как мачеха и падчерица. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» поэт оценивает красоту женщины так же, как и народ. Поэтому изображение идеальной женщины перерастает в проблему красоты человека и смысла его жизни.
В «Снежной королеве» Андерсеном решается проблема подлинного могущества человека: никакое волшебство не в состоянии соперничать с ним. Герда побеждает Снежную королеву, освобождая Кая из-под холодных и злых чар ее гибельной красоты.
Бесконечность, холод и лед, царящие в покоях Снежной королевы, где очарованный злой силой Кай складывает из ледяных кусочков слово «Вечность», не могут сохранить свое могущество перед горячими слезами любви, сочувствия, жалости и самозабвенной скорби, которые оказываются сильнее злого волшебства:
«- Кай! Милый мой Кай! Наконец-то я тебя нашла!
Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали Каю на грудь, проникли ему в сердце, растопили ледяную кору, и осколок растаял».
Человек мужает, крепнет, становится личностью, преодолевая испытания, побеждая собственную слабость. Возвращаются домой Герда и Кай; «входя в низенькую дверь, они заметили, что выросли».
За всем этим повествованием о Снежной королеве, приключениями в семи сказках простые, емкие хорошо доступные пониманию идеалы Андерсена: человечность, которая сильнее не только безнравственности, но и самого злого волшебства; чистота, детскость души как самое большое достоинство, награда за которое прежде всего в нем самом: в покое, радости, жизненном удовлетворении; всеобщая гармония в мире, когда люди, животные, растения, реки и камни живут в мире и согласии; дружба и верность, сила их превыше всех невзгод, они определяют подлинное человеческое достоинство всех, кто защищает правду и добро.
Нетрудно показать при анализе «Снежной королевы», что и особенности фабулы, и авторские приемы раскрывают в основном именно эти идейно-художественные установки Г. X. Андерсена.
У Андерсена герой, как правило, отстаивает свою естественность, право на честь, свое представление о правде и справедливости. Его нравственная стойкость и самоотверженность подвергаются суровым испытаниям, но он выдерживает их и торжествует даже в реально трагических поворотах судьбы.
Важно отметить, что в нашей стране предлагается «сокращенный», а точнее, искаженный текст сказки «Снежная королева», где вырезана вся религиозно-христианская тематика. Это не просто обедняет сказку, а по существу сводит на нет то богатейшее идейно-художественное содержание, которое вложил в нее писатель.
В творчестве Андерсена часто встречается христианская символика. «Герда начинает читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки. Когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион». В дальнейшей истории Герды мы снова и снова встречаем символику христианства, от молитвы, которой Герда усмиряет снежную бурю на своем пути, до рыбы, несущей послание старой лапландки.
В обеих сказках (и в сказке «Снежная королева», и в «Сказке о мертвой царевне») звучит тема смерти. И у Пушкина, и у Андерсена показано торжество «темных сил». Но все же сила светлых человеческих чувств, великая сила любви побеждают в борьбе со злыми чарами.
Если у Андерсена тема смерти получила философское звучание, то у Пушкина она выражена, скорее, иронично.
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Можно уловить скрытую иронию и в контрастах эмоционального состояния героев:
И встает она из гроба.
В путь пускаются обратно.
Образ зеркала в сказке возникает ещё раз. Он появляется при описании чертогов Снежной королевы: «Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон снежной королевы; на нём она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире». Так образно Андерсеном показана утвердившаяся в человечестве власть Люцифера, который правит людьми, опираясь на разум.
В «Сказке о мертвой царевне» Пушкина зеркало совсем другое. Самое главное его свойство – правдивость:
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло».
Зеркало в сказке Пушкина служит не «темным силам», а, наоборот, оказывается на стороне истины и добра.
Из сказки в сказку переходит поэтическая тема торжества любви.
О преданности, такой характерной для любящих женщин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», Пушкин несколько грустно и печально рассказывает:
…Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Родила царица дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
На него она взглянул,
Восхищенья не снесла,
И когда семь богатырей, обнаружив у себя в избе царевну, через некоторое время предложили ей выбрать себе мужа, но царевна дает очень лаконичный отказ, оставалась преданной и верной своим чувствам и данному слову:
«Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Не так часто любовь бывает взаимной, и, как правило, во всех сказках любовь персонажей проходит через многие испытания, так и в этой сказке произошло:
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется…
Ни солнышко, ни месяц не смогли помочь королевичу, и только ветер буйный указал лишь место, где искать царевну:
Там за речкой тихоструйной
В ней глубокая нора;
В той норе во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ни чьих следов
Вкруг того пустого места
В том гробу твоя невеста.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Любовь Герды сотворила чудо. Она растопила ледяное сердце Кая, разрушив чары Снежной королевы и вернув ему способность вновь ощущать любовь и любить самому. Это потрясающе трогательно описано Андерсеном. «Да, радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самоё слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он смог сделаться сам себе господином. ».
Так в сказке показано, что только любовь, сильнее которой ничего нет на свете, способна распахнуть врата в вечность.
В данной работе мы ставили цель сравнить сказки Пушкина и Андерсена, выявить их сходства и отличия.
При анализе литературных сказок, т. е. «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и «Снежной королевы» Андерсена, мы продемонстрировали наличие фольклорной первоосновы для обеих сказок. Фольклорная основа диктует свои законы. Мы увидели, что сказки строятся на борьбе добрых и злых сил, причем носитель добра проходит ряд трудных испытаний и в конечном счете побеждает. Вечная и вездесущая мечта человечества о мире и счастье как награда за отменные душевные качества человека и роднит обе сказки, и выявляет их родство со сказкой народной. В сказках нашли отражение своеобразные художественные приемы устного народного творчества. Герои ощущают себя неотъемлемой частицей единой природы: у Пушкина Елисей обращается с вопросами к солнцу, ветру, месяцу. Герда ищет ответа у оленя, голубей, ворон, а стихии, небесные тела и животные отвечают им человеческим языком. Большую роль в обеих сказках играют характерные для фольклора волшебные числа: 3 помощника Елисея, 3 встречи Герды, 7 богатырей, история 7 цветов в саду бабушки и др.
Такие же темы дают и сказки замечательного датского сказочника Андерсена, основой творчества которого была мысль об органичной взаимосвязи всего существующего: людей, животных, растений. Сила добрых героев, помогающих друг другу, именно потому в конце концов торжествует над грозной силой зла. В знаменитой сказке «Снежная королева» предстает великая сила любви и светлых человеческих чувств, мужество и стойкость главных героев Герды и Кая.
В заключение хочется напомнить, что сказки – это плод фантазии разных времен, писателей разных континентов. У сказок особая власть над людьми. Все подвластны силе могучего воображения, которое очень сильно влияет на человеческую жизнь. Сказочники приходят к людям, чтобы воодушевить, вдохновить, объяснить, посочувствовать, погоревать, утешить, воззвать к делам. Знаменитые писатели прошлого и настоящего несут в наш духовный мир высокие понятия о социальной справедливости, о верности долгу творить прекрасное на земле, бороться с силами, которые мешают людям радоваться счастью жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предыстория
Итак, начнем пересказывать краткое содержание «Снежной королевы». Однажды злой тролль создал зеркало, посмотрев в которое все добро уменьшалось и исчезало, а зло же, наоборот, увеличивалось. Но, к несчастью, ученики тролля в споре разбили зеркало, а все его осколки разлетелись по миру. И если хоть один малюсенький кусочек попадал в человеческое сердце, то оно замерзало и становилось куском льда. А если же он попадал в глаз, то человек переставал видеть хорошее, и в любом поступке ощущал только злой умысел.
Кай и Герда
Краткое содержание «Снежной королевы» следует продолжить информацией о том, что в одном небольшом городке жили друзья: мальчик и девочка, Кай и Герда. Они были друг для друга братом и сестрой, но только до того момента, как в глаз и сердце мальчика попали осколки. После несчастного случая мальчик озлобился, стал грубить и потерял братские чувства к Герде. Кроме этого, он перестал видеть добро. Стал думать, что его никто не любит и все желают ему зла.
И вот в один не очень хороший день Кай пошёл кататься на санках. Он прицепился за проезжающие около него сани. Но они принадлежали Снежной королеве. Она поцеловала мальчика, тем самым сделав его сердце ещё холоднее. Королева взяла его в свой ледяной дворец.
Путешествие Герды
Герда очень горевала по мальчику всю оставшуюся зиму и ждала его возвращения, и, не дождавшись, отправилась на поиски брата, как только наступила весна.
Первой на пути Герде повстречалась женщина-колдунья. Она наложила на девочку заклятье, лишившее её памяти. Но, увидев розы, Герда все вспомнила и сбежала от неё.
После этого на её пути повстречался ворон, поведавший ей, что к принцессе его королевства посватался принц, очень похожий на Кая. Но это оказался не он. Принцесса с принцем оказались очень добрыми людьми, они подарили ей одежду и карету из золота.
Путь девочки лежал через страшный и тёмный лес, где на нее напала шайка разбойников. Среди них была маленькая девочка. Она оказалась доброй и дала Герде оленя. На нем героиня отправилась дальше и вскоре, повстречав голубей, узнала, где находится её названый брат.
Владения Снежной королевы
И вот, добравшись до владений Снежной королевы, она собрала остатки сил и пошла через сильнейший буран и королевское войско. Герда молилась всю дорогу, и на помощь ей пришли ангелы. Они помогли ей дойти да ледяного замка.
Там был Кай, но королевы не было. Мальчик был словно статуя, весь замерзший и холодный. Он даже не обратил внимания на Герду и продолжил играть в головоломку. Тогда девочка, не справившись с эмоциями, горько заплакала. Слезы разморозили сердце Кая. Он тоже начал плакать, а осколок выпал вместе со слезой.
Главные герои сказки «Снежная королева». Герда
Да, она очень мала, но также и самоотверженна, и смела. В сказке вся её сила сосредоточена в добром сердце, которое привлекает к девочке отзывчивых людей, без которых она бы не добралась до ледяного замка. Именно доброта помогает Герде победить королеву и разморозить названого брата.
Герда готова на все ради ближних и уверена в принятых решениях. Она не сомневается ни на секунду и помогает всем, кому это необходимо, не рассчитывая на помощь. В сказке у девочки проявляются только самые лучшие черты характера, и она является воплощением справедливости и добра.
Образ Кая
Образ Снежной королевы
История создания
Пришло время рассказать историю создания сказки Андерсена «Снежная королева». Она впервые была издана в 1844 г. Сказка является самой длинной в библиографии автора, к тому же Андерсен утверждал, что она связана с историей его жизни.
Андерсен говорил, что «Снежная королева», краткое содержание которой содержится в статье, появилась у него в голове ещё тогда, когда он был маленький и играл со своей подругой-соседкой белоголовой Лисбетой. Для него она была практически сестрой. Девочка всегда была рядом с Хансом, поддерживала во всех играх и слушала его первые сказки. Многие исследователи утверждают, что она стала прообразом Герды.
Но не только у Герды был прообраз. Певица Йенни Линд стала живым воплощением королевы. Автор был влюблён в неё, но девушка не разделила его чувств, и Андерсен сделал её холодное сердце воплощением красоты и бездушности Снежной королевы.
Образ девушки изо льда привлекал сказочника, и в его наследии имеется ещё одна сказка о Снежной королеве, которая увела возлюбленного у его невесты.
Андерсен писал сказку в очень непростое время, когда противоборствовала религия и наука. Поэтому бытует мнение, что противоборство Герды и королевы описывает происходившие события.
В СССР сказка была переделана, так как цензура не допускала упоминание о Христе и чтение Евангелия на ночь.
«Снежная королева»: анализ произведения
Так, Снежная королева стала классическим персонажем фольклора. Тёмной и холодной владычицей зимы и смерти. Ей противопоставлена тёплая и добрая Герда, воплощение жизни и лета.
Осколок, который оказался в глазу мальчика, даёт ему мыслить разумно, цинично, проявлять интерес к геометрическому строению снежинок.
В сказке, как известно, не может быть плохого конца, поэтому Андерсен противопоставил христианские ценности миру технологий. Именно поэтому дети в сказке поют псалмы розе. Хоть роза и вянет, но память о ней остаётся. Так воспоминание является посредником между миром живых и мёртвых. Именно так Герда, попав в сад колдуньи, забывает Кая, а затем вновь к ней возвращается память, и она сбегает. Именно розы помогают ей в этом.
Очень символична сцена в замке с ложными принцем и принцессой. В этот тёмный момент Герде помогают вороны, символизирующие силы ночи и мудрости. Восхождение по лестнице дань платоновскому мифу о пещере, в котором несуществующие тени создают представление о ложной реальности. Герде требуется много сил для того, чтобы различить, где ложь, а где правда.
Чем дальше продвигается сказка «Снежная королева», краткое содержание которой вам уже известно, тем чаще встречается крестьянская символика. Герда с помощью молитвы справляется с бурей и попадает во владения королевы. Атмосфера замка создана автором самостоятельно. В нем подчёркиваются все комплексы и неудачи бедного писателя. По утверждениям биографов, род Андресенов имел некоторые психические отклонения.
Так силы королевы могут символизировать действия, которые способны свести с ума. Замок неподвижен и холоден, кристальный.
Так травма Кая приводит к его серьёзности и интеллектуальному развитию, а отношение к близким резко меняется. Вскоре он вовсе остаётся один в ледяных чертогах. Эти признаки характеризуют шизофрению.
Кай медитирует надо льдом, показывая этим своё одиночество. Приход Герды к Каю предполагает его спасение из мира мёртвых, из мира безумия. Он возвращается в мир любви и добра, вечного лета. Пара вновь воссоединяется, а человек обретает целостность благодаря сложному пути и преодолению себя.
Мы все помним из детства про бедную босоногую девочку, которая победила могущественную и богатую снежную красавицу.
В чем психологический смысл этих сказочных героев? Какие архетипы скрыты в образах, созданных великим сказочником Андерсеном?
Это статья посвящена психологическому анализу героев сказки, и тому как эти архетипы могут проявляться в реальной жизни.
Снежная королева красивая, могущественная и холодная – архетип нарциссических ценностей.
Эта та часть нашей психики, которая отвечает за “фасад” личности. Она очень не любит неудач и стремится всегда “быть на высоте”. Всегда красивой, всегда успешной. Однако такое возможно, только, если человек полностью лишен чувств, а то есть заморожен. В основе формирования нарциссической личности лежит не осознаваемый подавленный стыд. Его крайне неприятно переживать, а поэтому такие люди всеми сила стараются скрыть от окружающих, да и от самих себя теневые аспекты своей личности.
В жизни проявление этого архетипа можно увидеть в людях, которые всеми силами стремятся показать свою успешность для окружающих. Их главный посыл: “посмотрите, как у меня все хорошо”. Их страницы в социальных сетей будут создавать видимость хороших отношений, красивых детей и радостного времяпрепровождения. На лицах выражение “манекен из магазина”. При этом реальность чаще всего сильно отличаться от того, что выставляется напоказ. Однако им кажется, что если им удается обмануть окружающих тем, что они показывают, то и их жизнь не напрасна.
Женщины часто пытаются заморозить свой возраст с помощью пластической хирургии или современной косметологии. Однако живости лицам это не добавляет, а только помогает тиражировать однотипные фото.
Несут многие черты архетипа снежной королевы по причине своей эмоциональной недоразвитости, так как в этом случае также фигурирует чувственная «замороженность».
Такой человек потерял связь со своими чувствами, а поэтому живет в мире нарциссических иллюзий в скучном ледяном, но зато дворце.
Если говорить об отношениях, то такие личности могут иметь семью и детей, но при этом понятия не иметь о близких сердечных отношениях. В лучшем случае взаимное это использование, а чаще всего манипуляции и принуждение. Однако это вовсе не означает открытое проявление агрессии. Ведь у королевы нет чувств, а поэтому она добивается своего хладнокровными хитрыми манипуляциями или шантажом, но так, чтобы никто не узнал, что она может как-то некрасиво поступать. Ведь все должно быть идеально.
Давайте вспомним то, как Королева забрала себе Кая. Он ведь сам сел к ней в сани. Она ведь ни к чему его не принуждала по крайне мере через внешние действия.
Почему, именно, на Кая подействовало снежное колдовство?
Вернемся к началу сказки. А начинается она с того, как злые тролли разбили волшебное зеркало, и миллионы осколков рассыпались на Землю. Один из таких осколков попал Каю с сердце, а другой в глаз. Добрый и открытый Кай сильно изменился после этого происшествия. Он стал раздражительным по отношению к Герде, насмешливым и излишне горделивым.
Эта ситуация символизирует детскую нарциссическую травму.
Ведь осколок попал Каю сердце, и ему стало больно, однако через некоторое время боль прошла, но осколок остался внутри, а поведение Кая изменилось. Это метафора формирования классической нарциссической защиты от переживания боли через обесценивание, унижение или критику другого. Осколок внутри, но он не чувствует боли, так как подавляет ее и защищается описанными выше механизмами. Очень важно то, что Кай не мог самостоятельно вынуть этот осколок, что символизирует беспомощность детской психики перед некоторыми сложными ситуациями, в которые мог попасть ребенок.
Именно, такой человек наиболее подвержен различным влияниям и воздействиям, так как его чувственный центр личности заблокирован, а значит им легко управлять. Он может быть строптив и упрям, из-за активно работающего обесценивания, но это только еще больше мешает ему увидеть свою зависимую ситуацию в жизни.
Таким положением дел с большим удовольствием пользуются расчётливые ”снежные королевы”, которые не верят в то, что отношения могут быть живыми и естественными, а поэтому стремятся сделать их так, как они умеют, а то есть через подчинения своей воле.
Внутри снежной королевы пусто, есть одна красивая и блестящая ледяная оболочка. Она боится одиночества, а человеческие отношения построить не может. Просто нечем. А поэтому она действует против воли других, в полном безразличии к чувствам и боли другого человека.
Ей захотелось забрать Кая к себе во дворец, так она сделала, несмотря на, те чувства, которые испытывали друг к другу дети.
Кай попадает в ледяной дворец, он совсем забывает про Герду и те, чувства, которые, когда-то к ней испытывал. Ему нравится играть в льдинки, и он не замечает того, что на самом деле с ним происходит:
Однако замороженное сердце довольно скоро начинает давать сбои. И в реальной жизни такие Каи со временем попадают в депрессию, алкогольную, сексуальную или другую зависимость.
И единственным спасением может оказаться только настоящая теплая любовь
Герда это символ истинной любви и преданности. Это ресурс той живости, которая остается в нас несмотря ни на что. Эта вера в добро, в себя и людей. Да она слаба и беззащитна перед магической силой Снежной королевы, однако, окружающие люди помогают ей пройти все испытания и сложности в поисках брата.
Интересен еще и то факт, что Кай и Герда не были родными братом и сестрой. Однако в сказке Герда разыскивает своего названного братца.
Это является символом сердечной любви, принятия и дружбы.
Ведь на сексуальном влечении полсвета босиком пройти невозможно.:)
А от королевы Кай получает холодные поцелуи, что возможно, является символом сексуальных отношений без любви.
Снежная королева вроде бы старше намного Кая и Герды, однако, ее размер и возраст находится в контрасте с детской наивностью и открытостью. Это лишь разные подходы в мировосприятии наших различных частей психики. Изначально в сказке Снежная королева большая и могущественная, а затем она тает и исчезает, что говорит о духовном развитии и преобразовании героев.
Герда проходит через ряд испытаний, в результате которых она взрослеет и становится сильнее. Она находит много сочувствующих друзей, которые становятся для нее опорой.
Это символизирует здоровое развитие и взросление психики, когда мы учимся переживать горе и потери через поддержку, а не обесценивания значимости происходящего, когда мы начинаем бороться за свое счастье и берем ответственность на себя за то, что происходит у нас в жизни.
Герда верила в настоящую любовь между ней и Каем, и это давало ей силы продолжать путь и бороться за свое счастье, даже, казалось бы, с заведомо более сильным и могущественным врагом.
Снежная королева большая и сильная, однако, внутри ее пустота. Герда маленькая и слабая, но внутри нее живет настоящая любовь!
Что окажется сильнее?
Герде удается проникнуть в замок и найти Кая. Однако самая главная битва оказывается впереди. И совсем не с королевой.
Как оказалось, все ее усилия были бесполезными! Кай ее просто не помнит и не узнает!
Она так долга искала его, так скучала! Она пришла босиком на край света!
Слезы отчаяния вырываются у нее прямо из сердца, и она начинает рыдать! Ведь, несмотря на все преодоленные испытания, она проиграла эту битву со снежной красавицей.
И тут произошло то, что называют обыкновенным чудом.
Ее слезы орошают Кая, осколки выпадают из его глаз и сердца, он оживает и вспоминает Герду.
Только живая энергия настоящего чувства смогла пробудить Кая от холодного сна
“Герда! Милая Герда. Где же это ты была так долго? Где был я сам?
“Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зарделись, как розы; поцеловала его в глаза, и они заблестели; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым.”
Она тоже узнала Герду. Вот была радость!
А случается в реальной жизни обыкновенное чудо?
Были в Вашей жизни люди, ради которых стоило идти на край света? Ведь на такое можно решиться только, если чувства и отношения были очень ценными!
Умеете ли ценить настоящие чувства или предпочитаете заморозить себя в видимости или самообмане того, что все в порядке?
Думаю, что все зависит от Вашей веры в настоящую любовь!
А если Вы в нее не верите, то рискуете замерзнуть в замке у ледяной красавицы!:)
А если Вы уже туда попали и хотите выбраться, то выбирайте правильные глаза!
Горделивая пустота в светлых глазах
Блещет ярким холодным светом
Молчаливая глубина в темных глазах
Манит теплым знакомым сюжетом
Растворится ли холод в тепле?
Иль убьет все живое во тьме,
Чтобы только блистать самому
Среди мрачного ада фальшивых людей?
Лишь фасад прикрывает зло
Лишь расчет управляет судьбой
Лишь обман окружает весь дом
Как найти дорогу любви
Среди страшной власти холодной лжи?
Не позвать ли Солнышко ясное?
Не зажечь ли сердце прекрасное?
А оно ведь может сгореть!
Не беда!
Ведь не в силах оно больше терпеть!