в чем своеобразие горьковского героя

В чем своеобразие горьковского героя

В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как в литературоведении называется такой персонаж?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот. ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля. в той, дескать, земле — особые люди населяют. хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают. и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти. праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо. и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду. а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю. » Одна у него радость была — земля эта.

Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого. с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками. Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил. глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет.

Пепел (негромко). Ну? Нету?

Наташа. Погоди ты. ну, дедушка?

Лука. Человек — не верит. Должна, говорит, быть. ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет. Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж. И говорит он ученому: «Ах ты. сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый. » Да в ухо ему — раз! Да еще. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился.

Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

Фрагмент взят из драмы. Дадим определение.

Драма — один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

В пьесе М. Горького «На дне» отражается жизнь людей, опустившихся на дно своей жизни, однако проблематика произведения состоит в том, что «дно» для каждого из героев разное.

Почему же тогда это не комедия? И почему не пьеса?

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий.

ПЕРСОНАЖИРОД ЗАНЯТИЙ
A) Лука

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пепел — обитатель ночлежки, потомственный вор. П. — любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Источник

В чем своеобразие горьковского героя

Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот. ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля. в той, дескать, земле — особые люди населяют. хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают. и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти. праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо. и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду. а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю. » Одна у него радость была — земля эта.

Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого. с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками. Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил. глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет.

Пепел (негромко). Ну? Нету?

Наташа. Погоди ты. ну, дедушка?

Лука. Человек — не верит. Должна, говорит, быть. ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет. Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж. И говорит он ученому: «Ах ты. сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый. » Да в ухо ему — раз! Да еще. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился.

Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

Фрагмент взят из драмы. Дадим определение.

Драма — один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

В пьесе М. Горького «На дне» отражается жизнь людей, опустившихся на дно своей жизни, однако проблематика произведения состоит в том, что «дно» для каждого из героев разное.

Почему же тогда это не комедия? И почему не пьеса?

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий.

ПЕРСОНАЖИРОД ЗАНЯТИЙ
A) Лука

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пепел — обитатель ночлежки, потомственный вор. П. — любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Источник

В чем своеобразие горьковского героя

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В _______ по ходу драматического произведения автор уточняет или дополняет какие-либо детали обстановки действия, внешности и особенностей поведения персонажей. Так же, как и в эпическом произведении, в драме расстановка действующих лиц, обстоятельства и причины, которые «запускают» сюжетный конфликт, описываются в _____________.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот. ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля. в той, дескать, земле — особые люди населяют. хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают. и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти. праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо. и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду. а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю. » Одна у него радость была — земля эта.

Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого. с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками. Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил. глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет.

Пепел (негромко). Ну? Нету?

Наташа. Погоди ты. ну, дедушка?

Лука. Человек — не верит. Должна, говорит, быть. ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет. Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж. И говорит он ученому: «Ах ты. сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый. » Да в ухо ему — раз! Да еще. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился.

Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

Фрагмент взят из драмы. Дадим определение.

Драма — один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

В пьесе М. Горького «На дне» отражается жизнь людей, опустившихся на дно своей жизни, однако проблематика произведения состоит в том, что «дно» для каждого из героев разное.

Почему же тогда это не комедия? И почему не пьеса?

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий.

ПЕРСОНАЖИРОД ЗАНЯТИЙ
A) Лука

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пепел — обитатель ночлежки, потомственный вор. П. — любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Источник

В чем заключается внутренняя драма героев по пьесе На дне (Горький А. М.)

Социально-философская драма “На дне”, написанная М. Горьким в начале ХХ века, затронула важнейшие проблемы общества, показала жизнь самых низких слоев населения России.

Герои пьесы – отчаявшиеся люди, ставшие завсегдатаями похожей на пещеру ночлежки. Это место является для них приютом и вместе с тем – тюрьмой, поскольку каждый знает, что уже не выберется с этого “дна”. Постояльцы осознают бедственное положение, между ними и миром лежит пропасть, оборваны все связи: семейные, духовные, социальные.

У каждого имеется собственная

Обитателям ночлежки не чужды обычные чувства, они любят и ненавидят, мечтают, разочаровываются и главное – мыслят.

Нередко они делают интересные умозаключения, отражающие внутренние переживания. К примеру, Барон видит утешение в том, что “все уже было! Прошло-кончено!”, он больше ничего не ждет от жизни.

Для картузника Бубнова смысл нынешнего бытия заключен в горькой: “Вот я выпил – и рад”. Но истинным философским талантом обладает бывший телеграфный служащий Сатин, рассуждающий о предназначении человека. Фраза героя “Человек –

Действующие лица живут грезами и воспоминаниями, но абсолютно ничего не предпринимают к изменению ситуации. Причины попадания на “дно” у всех разные, но внутреннее состояние схоже. Проведенные в ночлежке годы наложили отпечаток на характеры обитателей: сердца ожесточились, души огрубели.

Они успели смириться с обстоятельствами и стали равнодушны к своим судьбам.

Привычная жизнь меняется с появлением в ночлежке странника Луки. Этот персонаж успокаивает каждого, дает ложную надежду на лучшую жизнь. Однако вместе с исчезновением Луки пропадает и позитивный настрой ночлежников.

Таким образом, автор раскрывает перед читателем настоящую социальную трагедию. Он показывает, что живущие прошлым люди, не готовые проявлять твердость и меняться, обречены на прозябание. В отсутствии внутреннего стержня и постоянных думах о былом и заключена внутренняя драма обездоленных героев пьесы.

Related posts:

Источник

Максим Горький. «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Теория Литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). «Новый реализм». Героическая концепция личности.

Незаурядность творчества Горького

Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.

М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».

В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).

От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям литературы. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.

Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания)

Особенности раннего творчества М. Горького

Итоги творчества

В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).

В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.

Драматургическое новаторство Горького связано с концепцией личности в его творчестве. Создание нового типа социально-философской драмы, где конфликт выражен не во внешней и сложной интриге, а во внутреннем движении пьесы, в столкновении идей. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Как правило, человек показан через призму восприятия других людей. Герой писателя – активная созидающая личность, реализующая себя на общественном поприще (Данко – один из первых героев этого типа). Герой – носитель идеалов автора – должен преодолевать и побеждать власть социума, к которому он принадлежит.

Концепция социально и духовно активной личности вытекала из системы взглядов Горького, из его миропонимания. Писатель был убежден во всемогуществе человеческого разума, в силе знания, опыта жизни.

Осмысляя свой опыт в драматургии, Горький писал: «Пьеса-драма, комедия – самая трудная форма литературы, трудная потому, что требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора».

В пьесе «Дачники» писатель обличает обывательскую интеллигенцию — спокойную и довольную, чуждую забот о благе народа.

Пьеса была обвинительным актом тем вышедшим из простого народа людям, тем «тысячам, изменившим своим клятвам», которые забыли о своем святом долге служить народу, скатились в обывательщину, стали лицемерными, равнодушными, склонными к позерству людьми.

С предельной циничной откровенностью убеждения «дачников» выражает в конце пьесы инженер Суслов: «Мы наволновались и наголодались в юности; естественно, что в зрелом возрасте нам хочется много и вкусно есть, пить, хочется отдохнуть… вообще наградить себя с избытком за беспокойную, голодную жизнь юных дней… Мы хотим поесть и отдохнуть в зрелом возрасте — вот наша психология… Я обыватель — и больше ничего-с. Мне нравится быть обывателем…»

В то же время «Дачники» показывают раскол интеллигенции, выделение в ней тех, кто не хочет быть «дачниками», тех, кто понимает: так жить, как живут сейчас, «нехорошо». «Интеллигенция — это не мы! Мы что-то другое…Мы — дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди. «Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… мы ничего не делаем и отвратительно много говорим…» — говорит задумчивая, серьезная, строгая Варвара Михайловна, которая «задыхается от пошлости». Марья Львовна, Влас, Соня, Варвара Михайловна понимают, как тяжело жить среди людей, которые «все только стонут, все кричат о себе, насыщают жизнь жалобами и ничего, ничего больше не вносят в нее…»

На премьере «Дачников» 10 ноября 1904 года эстетствующая буржуазная публика, поддержанная переодетыми шпиками, пыталась устроить скандал, подняла шум и свист, но основная — демократическая — часть зрителей приветствовала вышедшего на сцену Горького бурной овацией и вынудила скандалистов покинуть зал. Лучшим днем своей жизни назвал день премьеры «Дачников» писатель: «огромная, горячая радость горела во мне… Они шикали, когда меня не было, и никто не смел шикнуть, когда я пришел — трусы и рабы они!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *