брат с сестрой постоянно ругаются что делать
Братья и сестры, ссоры и конфликты: почему? Дело не в ревности!
Как избежать конфликтов между детьми? Пол, разница в возрасте – это не важно
По Бронсон журналист, отец двух детей, автор 8 книг
Эшли Мерримен соавтор книги NurtureShock, юрист, научный консультант
Почему родные братья и сестры соперничают? Что делать родителям, если их дети и часа не могут провести вместе без ссоры? Вслед за писателями и психологами свой ответ дают ученые. Оказывается, разница в возрасте между детьми, их пол и возможное чувство ревности не играют решающей роли в конфликтах. Тогда почему дети ссорятся и можно ли уменьшить накал страстей?
Отношения братьев и сестер: что можно сделать
Доктор Лори Креймер из университета Иллинойса в Урбана-Шампейн пыталась сделать невозможное: заставить братьев и сестер лучше относиться друг к другу.
Креймер работает обычно с образованными и богатыми семьями. Эти мамы и папы сделали все, чтобы обеспечить детям позитивную среду. Но в этой полностью подконтрольной среде есть одно обстоятельство, которым они не могут управлять, — взаимоотношения родных братьев и сестер.
Наблюдения показали, что родные братья и сестры в возрасте 3–7 лет более-менее интенсивно ссорятся в среднем 3,5 раза в час. В среднем 10 минут из каждого часа родные братья и сестры в возрасте 3–7 лет проводят в ссорах.
Как считает доктор Хилди Росс из Университета Ватерлоо, только приблизительно один из 8 конфликтов заканчивается компромиссом или договоренностью. В остальных 7 случаях братья и сестры просто расходятся, обычно после того, как старший вдоволь поизмывается над младшим или запугает его.
Креймер часто слышит:
— Я постоянно дрался с братьями и сестрами, и все закончилось хорошо.
Она не возражает — конфликты могут иметь место, но хорошие моменты нередко уравновешивают их. Этот баланс предсказывает хорошие отношения в более поздние периоды жизни. Между братьями и сестрами, которые игнорировали друг друга и меньше дрались, как правило, позже складываются холодные, сдержанные и неэмоциональные отношения.
Прежде чем начать 6-недельную программу для детей «Больше радости с сестрами и братьями», Креймер попросила родителей ответить на вопрос, чего они ждут от общения между детьми. Оказалось, что родители воспринимают конфликт детей как норму — их беспокоило то, что дети, казалось, не заботятся друг о друге.
Программа Креймер уникальна: она не пытается преподать детям какую-то более детскую версию примирения. Она делает акцент на том, что лучше всего выражено в ее названии — получение братьями и сестрами удовольствия от совместной игры.
На первом занятии дети знакомятся с ребятами с планеты Ксандия — 4 куклами из папье-маше. Всякий раз, когда братья и сестры ссорятся, на Ксандии начинаются ливни, и планете грозит потоп. Инопланетяне прилетели на Землю, чтобы пообщаться с человеческими детьми и научиться у них получать удовольствие от общения. Все дети — инопланетяне и земляне — проводят следующие 6 занятий, играя в настольные игры, занимаясь творчеством, разыгрывая сценки и танцуя под придуманную ими песню в стиле рэп.
Попутно дети изучают терминологию, позволяющую им правильно начать игру с братьями и сестрами, определить занятия, которые были бы интересны обоим, мягко отступить, когда занятие не кажется интересным партнеру. На занятиях дети учатся распознавать чувства, выражаемые другими людьми. Дети рисуют различные выражения лица на бумажных масках, затем слушают истории и показывают маски, соответствующие чувствам героя.
Конфликт — скрытой камерой
— У меня два таланта, — заявил 7-летний Этан на занятии. — Первый — футбол с папой. Второй — я здорово дерусь. Когда я колотил сестру, мне это очень понравилось.
Его 4-летняя сестра София, сидевшая поодаль, никак не отреагировала на это отвратительное заявление. На самом деле Этан не только никогда ее не бил, но часто беспокоился о том, как бы случайно не травмировать ее — ведь она такая крошечная! Но сейчас Этан, казалось, наслаждался тем, что мог хотя бы на словах быть жестоким к Софии.
После занятий мать спросила Этана, зачем он сказал неправду.
— Но, мама, это не круто — иметь сестренку, — объяснил он.
Этан был убежден, что не может позволить другим старшим братьям, участвующим в программе, узнать, что он любит свою сестру, — отсюда и его хвастовство тем, чего не было.
Мы с Креймер решили просмотреть видеозапись общения Этана и Софии дома. В течение получаса Этан с Софией строили форт из диванных подушек. Этан, руководитель стройки, непрерывно командовал сестрой, вопил и упрекал ее, если она не держала подушку ровно. Когда она захотела пойти перекусить, Этан начал угрожать:
— Только попробуй уйти! Можешь больше сюда не возвращаться!
Когда София что-то неправильно поняла, брат завопил:
— Никаких оправданий! Ты останешься здесь, только если пообещаешь больше не оправдываться. И не говори с набитым ртом!
Однако Креймер увидела в этой записи и нечто вселяющее надежду. Во-первых, дети сами решили играть вместе. Во-вторых, они не дрались и продолжали разговаривать. В-третьих, Этан угрожал сестре, но изменил правила, так чтобы София могла продолжать играть. Кроме того, брат делал все, чтобы София поняла важность своей роли в игре. София сама обращалась к нему за руководством, и это ему льстило. Когда София попыталась подтянуть слишком большую подушку, Этан сказал:
— Молодец! — и помог ей.
— Дети все еще объединены, — заключила Креймер. — Есть попытка разрешать конфликты. Они любят друг друга и заботятся друг о друге. Думаю, здесь есть над чем поработать.
Но почему Этан считает, что «сестра — это не круто» и он должен скрывать свои чувства? Его мать, Ребекка, сказала, что все лучшие друзья Этана хорошо относятся к своим младшим братьям и сестрам, и полагала, что Этан где-то это вычитал. По мнению Креймер, Ребекка может быть права.
В одном из исследований у Креймер была контрольная группа детей, которые в течение 6 недель читали книги вслух и обсуждали мультфильмы, где описывались истории отношений между братьями и сестрами. Креймер полагала, что отношения с родными братьями и сестрами у посмотревших их детей улучшатся. Однако уже в конце первой недели от родителей пошли жалобы: отношения детей с братьями и сестрами стали ухудшаться. Конечно, книги и фильмы кончались на счастливой ноте: братья и сестры начинали понимать и ценить друг друга, — но в начале-то они дрались, оскорбляли и унижали друг друга!
— Из этих книг и фильмов дети узнавали новые способы быть вредными и грубыми по отношению к своим младшим братьям и сестрам, — вспоминала Креймер.
Причины ссор: разница в возрасте не имеет значения
Оказывается, Шекспир был прав, а Фрейд, утверждавший, что братья и сестры обречены на борьбу за внимание родителей, ошибался. Конкуренция между братьями и сестрами напоминает не столько об Эдипе, сколько о короле Лире.
Группа британских и американских ученых опросила 108 пар родных братьев и сестер о причинах их ссор. Родительская привязанность стояла на последнем месте — всего 9% детей назвали ее в качестве причины спора или ссоры. Самой обычной причиной детских драк и ссор оказалось то же, что рассорило Регану и Гонерилью, — земли и замки, т.е. игрушки! Почти 80% старших и 75% младших детей указали, что причиной драк был раздел или требование в свою собственность имущества. Основная причина ссор между братьями и сестрами в детстве — неподеленные игрушки, а не борьба за родительское внимание. Все остальные причины далеко позади. Хотя 39% младших детей жаловалось, что их драки были. просто драками. Они утверждали, что начинали драки для того, чтобы предотвратить нападение старших братьев.
Лори Креймер пришла к такому же заключению. Креймер полагает, что эта фиксация на соревновании за родительскую любовь отвлекает от более важной истины: даже в тех семьях, где детям обеспечено много привязанности со стороны родителей, «маленькие могут оказаться не в состоянии развить правильные социальные отношения с братьями и сестрами, если их никто не научит этому». То есть необходимо сместить акценты с психологии на формирование практического навыка.
Какие еще моменты переоцениваются? Родители считают очень важной разницу в возрасте. Некоторые думают, что она должна быть меньше 2 лет — тогда, мол, они будут играть вместе. Другие чувствуют, что лучше 3–4 года — тогда каждый из детей выработает достаточное ощущение независимости. Наука же дает противоречивые результаты: на каждое исследование, в котором утверждается значимость разницы в возрасте, приходится другое, это утверждение опровергающее.
— На фоне других обстоятельств, — сказала Креймер, — возрастной интервал — не столь сильный предсказатель. Пол — тоже. Есть много других факторов, которые оказывают на отношения детей большее влияние.
Работа самой Креймер привела к неожиданному результату: предсказать отношения братьев и сестер можно до рождения младшего ребенка! Как же так? Все очень просто и не имеет никакого отношения к родителям: прогнозирующий фактор — качество отношений старшего ребенка с его лучшим другом.
Креймер изучала маленьких детей из семей, в которых ждали появления второго ребенка. Она наблюдала этих детей, играющих со своими друзьями. Дети, способные играть с друзьями, поддерживая отношения взаимности, годы спустя имели самые лучшие отношения с младшими братом или сестрой. Долгое время считалось, что братья и сестры учатся общению друг с другом, а затем применяют приобретенные социальные навыки в отношениях со сверстниками. Креймер говорит, что все наоборот: старшие братья и сестры обучаются общению, играя с друзьями, а затем уже применяют то, чему они научились, к маленьким братьям и сестрам.
Что делать, если брат с сестрой постоянно ссорятся
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Братья и сестры постоянно ссорятся, ругаются, дерутся и ревут. Многие родители сразу пытаются влезть в конфликт, найти и отругать зачинщика, а может быть, на всякий случай наказать обоих. Такой способ уладить ссору не работает по многим причинам.
Как же нужно поступать в такой ситуации? Совет дает психолог Хизер Тержен для журнала The New York Times. Проект «Аист на крыше» переводит ее рекомендации для российских читателей.
Давайте сначала признаемся, что детская ссора – довольно частое и нормальное явление. Семья – это безопасное место, где юный человек может потренировать навыки взаимодействия в обществе. С кем ему еще конфликтовать, как не со старшим братом или с другими родственниками?
Кроме этого, ссора является следствием того, что у детей еще не сложился навык договариваться и обходить конфликты. А формируется этот навык в процессе спора.
Будьте спортивным комментатором
Обязанность родителей – следить за детьми и выслушивать их жалобы. Однако впутываться во все детские проблемы взрослые не должны (иначе ребята не научатся решать их самостоятельно).
Когда у детей завязывается ссора, представьте, что их конфликт – спортивный матч, а вы – спортивный комментатор, но никак не арбитр. Так вы покажете детям, что в курсе их проблемы, внимательно наблюдаете за происходящим, но вмешаться особо не желаете.
Вы слышите внезапный вой из детской, заходите в комнату и видите, как дети ругаются друг с другом.
Что не стоит говорить:
«Эй, мигом успокоились! Борис, что ты сделал в этот раз?»
«Я слышу, что вы ругаетесь. Леша, судя по твоей физиономии, ты выглядишь очень недовольным. Борис, ты смеешься над братом. А еще здесь на полу разбросаны карточки с покемонами».
Спросите, что происходит, а затем повторите за детьми, что они сказали. Но в нейтральном ключе.
«Понятненько. Ты, Леша, говоришь, что ему всегда достаются лучшие карты. Ты чувствуешь, что он нечестно выигрывает игру каждый раз. А ты, Борис, хотел играть по старым правилам, а Леша захотел играть по-новому? Поэтому Леша разозлился и опрокинул карты на пол. Я правильно понял?»
Когда вы повторяете речь каждого ребенка, дети начинают осознавать, что они оба не правы, и пытаются уладить конфликт.
Позвольте детям обижаться друг на друга
Родители не должны навязывать детям то, что они обязаны любить друг друга и общаться как закадычные друзья. Они не друзья, а братья и сестры. А значит, испытывают любовь, ненависть, симпатию и недовольство друг к другу одновременно.
Если вы дадите детям знать, что в вашей семье принято общаться лишь в дружеском тоне и обходиться без конфликтов, то ребята просто начнут ссориться еще сильнее или будут скрывать свои проблемы от вас.
Не ругайте детей за то, что они друг друга недолюбливают. Лучше учите их искать компромисс и договариваться.
Ваша старшая дочь говорит:
«Она постоянно все рушит! Я ненавижу ее!»
Как нельзя отвечать:
«Так, прекращай. Успокойся и извинись перед сестрой».
«Ого, ты так зла сегодня на сестру. Что же именно тебя вывело из себя?»
«Я не хотела брата. Зачем вы его родили?»
Как не нужно говорить:
«Нет, ты ошибаешься. Ты полюбишь его, вот увидишь!»
«Я понимаю тебя. Наша жизнь сильно изменилась после того, как родился братик. Ты привыкла к тому, что нас трое, а не четверо. Мне знакомы твои ощущения».
Вмешайтесь вовремя
А если дети начинают драться? Тогда стоит немедленно их разнять. Также стоит вмешаться в конфликт, если один начинает эмоционально давить на другого.
Однако если дети просто нудят и препираются друг с другом, то лучше их приостановить и выслушать. И если при виде взрослого дети начинают ябедничать и конфликт разгорается, также стоит немедленно остановить ребят.
Спокойным и медленным голосом спросите: «Ребята, вам помочь уладить ссору? Расскажите мне немного о том, что случилось».
Не стоит недооценивать способность детей договариваться друг с другом. Просто покажите им, что конфликта можно избежать, и вы готовы им подсказать, как это сделать.
Помните, что детская ссора – это айсберг в океане
Плохое поведение ребенка и его обидные реплики – это лишь вершина айсберга. Как у айсберга под водой скрывается основной массив льда, так и детское поведение имеет глубокие скрытые причины.
Братья и сестры бьют и обзывают друг друга не только потому, что они злы. Причиной могут стать проблемы вроде травли в школе, усталости от уроков, давления родителей или даже простое привлечение внимания взрослых. И обязанность родителей – выяснить корень ссоры.
Если родители поймут, почему их ребенок так себя ведет, и решат эту детскую проблему, то отношения в семье станут значительно лучше.
Устанавливайте границы
Решить конфликт можно с помощью следующей стратегии: понимание причины конфликта, настройка лимита и решение проблемы.
Понимание причины означает, что взрослый понял, почему дети ругаются. Настройка лимита – взрослый объясняет детям рамки, в пределах которых они могут общаться друг с другом. Наконец, решение проблемы – поиск альтернатив и решений.
«Ох. Кажется, ты ударилась. Дай мне взглянуть на твою руку, все ли с ней хорошо. Так, а теперь расскажите, что случилось? Ты обиделась и хлопнула дверью, ударив сестру? Чем ты расстроена? А ты чем недовольна?» (Понимание причины конфликта)
«К сожалению, хлопать дверьми нельзя, ведь это очень опасно. Помни, что мы всегда должны думать о безопасности друг друга, как бы плохо сейчас к нему ни относились». (Настройка лимита)
«Принеси сестре лед на руку. А ты сообщи мне, что нужно было сказать, если ты хотела остаться одна в своей комнате? Давай напишем на листочке, и ты это произнесешь в следующий раз.» (Решение проблемы)
Пример из жизни
К Хизер обратилась многодетная мать, чей «проблемный» сын при каждой возможности издевался над младшей дочерью. Психолог Тержен разобралась в ситуации и нарисовала на доске айсберг.
В верхушке айсберга были гнев и ненависть ребенка. А под водой оказалось нечто большее: неожиданное для него рождение сестрички, постоянное внимание родителей только к младшей сестре, несправедливость – младшей все сходит с рук – и, наконец, напряженная учеба.
Мать осознала настоящие причины детской ссоры и сделала все от нее зависящее, чтобы помочь ребенку справиться с этими проблемами.
Нет, дети не перестали драться и ругаться, но конфликтов стало значительно меньше. А главное – в перерывах между ссорами появились дружба, братская любовь и взаимная поддержка.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Братья и сестры: ранние причины кровной вражды
Как психолог я часто сталкиваюсь с такой ситуацией: взрослые братья и сестры находятся в многолетнем конфликте, никак не общаются, не видятся. И говорят друг про друга: «Его для меня больше не существует», «Она для меня умерла», «У меня больше нет брата», «Никогда ее не прощу». Взаимные обиды, гнев, зависть, разочарование, отвержение. И я задавала себе вопрос: а с чего все это начинается? Я полагаю, кровная вражда всегда родом из детства, и опорные кирпичи в ее фундамент закладывают родители.
Несколько лет назад я общалась с братом и сестрой, между которыми тогда уже разгорался конфликт, но пока еще в скрытой форме. Николаю было 47 лет, а Ульяне – 45. Их мама развелась с отцом, когда Николаю было 10, а Ульяне – 8. И хотя они почти ровесники, я была поражена, насколько отличаются у них субъективные картинки восприятиях их общего детства.
Николай рассказывал мне о достатке, как мама готовила им вкусные и щедрые обеды, как они каждый год ездили отдыхать на море и оставались там не меньше, чем на месяц. Его детство было изобильным и счастливым.
Детство Ульяны, по ее рассказам, было очень бедным. Она чувствовала себя во всем ущемленной. Она жаловалась, что мама не покупала ей платьев, она вынуждена была донашивать мальчиковую одежду за братом и потому всегда выглядела как нищенка и гадкий утенок.
Когда это услышал Николай, он был страшно удивлен и возмущен. Он накинулся на сестру с обвинениями во лжи и неблагодарности. Он был в гневе, он с пеной у рта приводил доказательства, что детство их было изобильным и радостным. Ульяна настаивала на своем. И ей было очень обидно, что ей не верят. Ведь все чувства, которые она испытывала, вспоминая детство, это были ее реальные чувства. Она тоже рассказала о своем детстве очень искренне и правдиво. Но у нее была своя правда. В жарком споре обнаружилось следующее обстоятельство. Коля очень сильно болел в раннем детстве. И врачи посоветовали маме родить еще одного ребенка, чтобы у старшего было больше интереса к жизни, чтобы удержать его таким образом на этом свете. Мама, видимо, не стала делать из этого секрета, Ульяна знала о причинах своего рождения. Она с огромной обидой выкрикнула в лицо брату: «Да меня вообще родили только ради тебя! Я вообще никому не была здесь нужна!»
Всем родителям стоит задуматься, не формируют ли они своими действиями или словами, вольно или невольно, конфликтную ситуацию для своих детей. Мне видится, что основным правилом должно быть РАВЕНСТВО детей во всем. Конечно, ощущение неравенства может быть и субъективным, но нет дыма совсем без огня. Родителям следует задать себе ряд вопросов:
1. Получается ли у меня делить все поровну? Не даю ли я особых привилегий кому-то из детей?
Нине было 53, а ее брату Станиславу 67. И он часто вспоминал эпизод из их жизни в эвакуации в Уфе во время войны. Нине было в то время 3 года, а Стасу – 17. Мама положила тогда маленькой Нине в тарелку больше каши, чем Стасу. Через 50 лет Станислав все еще вспоминал эту сцену со слезами на глазах: «Нинка и так была розовая, толстощекая, здоровая. А я – заморенный сутулый подросток. Я весил тогда, наверное, всего сорок килограммов». Нина смеялась: «Вот старый дурак, вспомнил что было при царе Горохе». Через год молодая и здоровая Нина неожиданно скончалась. Станислав пришел к ее дочери и каялся: «Мне так сейчас стыдно, что я твою маму всю жизнь попрекал этой кашей. Внешность обманчива. Я думал, это я доходяга, а она здоровая как бык. А, видишь, как все вышло».
2. Справедливо ли я решил (собираюсь решить) вопросы с недвижимостью и прочим ценным имуществом?
Вернемся к Николаю и Ульяне. В дальнейшем их конфликт усилился. Николай, можно сказать, выгнал Ульяну из дома и стал один ухаживать за больной мамой. Та оформила наследство на квартиру целиком на Николая. И это привело к апогею конфликта: когда их мама умерла, Ульяна даже не приехала на похороны. Она была обижена не только на брата, но и на мать. Скорее всего, Ульяна и Николай потеряли друг друга навсегда.
Лучше принять решение о разделе наследства сразу же, как только младшему ребенку стукнет 18. Составить завещание или одарить всех детей равными долями. Открыто обсудить со всеми свое решение. Убедиться, что все считают это справедливым и никто не обижен.
3. Не принимаю ли я в детских конфликтах и разборках сторону одного из детей?
Особенно сильно раскалывает психику ребенка, если один из родителей всегда принимает его сторону, а другой защищает брата или сестру. Тогда ребенок чувствует себя отверженным одним из родителей и присоединенным к другому. В некоторых семьях это обычная практика – называть одного ребенка «маминым» а другого – «папиным». Если один из родителей ребенка «отвергает», то и сам ребенок из обиды отказывается от энергии его рода. То есть лишается ровно половины родовой энергии. Не вставайте на сторону одного из детей. Лучше помогите им наладить диалог. Помогите каждому из них объяснить свою точку зрения. Помогите найти точки соприкосновения. Даже сказать: «Разбирайтесь сами» – будет лучшим решением, чем вставать на чью-то сторону.
4. Не критикую ли я ребенка в присутствии других детей, не ставлю ли я ему другого ребенка в пример?
Избегайте оценок и сравнений. Если один ребенок в чем-то одарен или лучше учится, бывает трудно удержаться от сравнений. «А вот твой старший брат в твоем возрасте уже…» Задайте себе вопрос: «Зачем?» Вы действительно верите, что если унизите своего ребенка, он тут же побежит исправляться? Или вы правда меньше любите и цените того ребенка, который не демонстрирует больших успехов? Прекратите сравнивать раз и навсегда.
5. Не рассказываю ли я ребенку о враждебных действиях или словах его брата или сестры?
Не рассказывайте младшим детям о ревнивом и недоброжелательном отношении старших детей к ним, когда они появились на свет.
Вам, может быть, кажутся смешными такие фразочки старших: «Давай лучше его съедим», или «А если ее с балкона уронить, она разобьется на мелкие кусочки?», или «А ты когда его в больницу вернешь?». Но ваших младших детей эта враждебность будет тревожить и пугать и вызывать в ответ такие же негативные чувства. Для них это совсем не смешно. Они воспринимают это как угрозу, исходящую от более сильного брата или сестры. Возможно, даже как угрозу их жизни.
6. Не ущемляю ли я уже существующие права ребенка?
Например, большая ошибка после появления младшего ребенка забирать для него вещи у старшего. Некоторые родители кладут малыша в кровать старшего, его же неожиданно и без подготовки переводят в большую кровать. Или дают малышу без спроса игрушки старшего. Старший ребенок в таких ситуациях чувствует, что его лишили его собственности, ущемили в правах, которыми он уже привык пользоваться. Дети младше шести лет, которые еще очень зависимы от родителей и не могут на них злиться, в такой ситуации направляют свою чувства: зависть, обиду, гнев – на брата или сестру.
Также не стоит принудительно нагружать старшего ребенка заботой о младших. Дети – это ваша ответственность. Вы приняли решение о ребенке, вы и должны о нем заботиться. Позвольте старшему ребенку насладиться детством сполна.
Удивительно, что иногда родители принуждают и во взрослом возрасте старших детей заботиться о младших. И апеллируют: «Ты же старше. Позаботься о своем братике». Ничего, что братику под 30? В этих ситуациях особенно обидно старшим сестрам. Потому что они совершенно справедливо ощущают своих братьев как уже взрослых мужчин. После 18 уже не важна разница в возрасте. Если сестре 35, а брату 28, почему она должна о нем заботиться как мама? Он взрослый человек. Может сам о себе позаботиться, да и сестре мог бы помочь, поскольку он мужчина, а она женщина. Конечно, такие ситуации – признак незавершенной сепарации от родителей. Но, поверьте, они – не редкость.
7. Не выделяю ли я кого-то из детей? Не провоцирую ли зависть и ревность?
Тут есть очень тонкие бессознательные моменты. Некоторые ваши действия и слова, которым вы не придаете никакого значения, ребенок может ощущать как выделение или предпочтение его брата или сестры.
Моя дочь говорит, что я больше люблю ее старшего брата. Я не побоялась спросить почему. По словам дочери, имя брата звучит в моих устах гораздо чаще. Например, когда они с братом разговаривают, я как будто слышу только его. Смеюсь только его шуткам. Задаю вопросы только ему. Его имя всегда называю первым. Всегда спрашиваю только его, что он хочет, чтобы я приготовила. Даже если дочь попросила приготовить еду, когда я зову их к столу, я называю только его имя: «Дима, идите есть».
Поверьте, я все это делаю абсолютно бессознательно. Я этого не замечаю. Возможно, у вас тоже есть такие тонкие моменты, когда вы выделяете одного из детей.
Хорошо, что моя дочь злится и обижается за это на меня, а не на своего брата. Потому что ей уже 13.
Вы можете сказать, что конфликт часто возникает уже во взрослом возрасте. Например, брат начинает завидовать брату, который достиг более высокого уровня жизни. А сестра может начать завидовать сестре, которая удачней вышла замуж. Я утверждаю, что первичный конфликт в любом случае возник в детстве. Это в детстве вам казалось, что вашему брату или сестре живется лучше. А то, что произошло во взрослом возрасте, стало триггером для старой детской травмы и привело к ретравматизации.
Конечно, все дети разные. Более и менее чувствительные. Есть дети, которые проходят через ситуации чудовищной несправедливости абсолютно без последствий. Но есть очень ранимые дети, которые будут одной единственной несправедливой оценкой травмированы на всю жизнь. Одно ваше сравнение может привести к тому, что ваши дети во взрослой жизни станут кровными врагами вместо того, чтобы быть самыми близкими друг другу людьми. Будьте внимательны, позаботьтесь об их будущем.
И если у вас самих прекрасные отношения с братьями и сестрами, поздравляю: у вас были мудрые родители. Не всем так повезло.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов