в чем своеобразие библейского стиля
Использование библейских тем в русской литературе. 7 класс.
Знать состав и жанры Библии.Уметь определять библейские темы в русской литературе.
Просмотр содержимого документа
«Использование библейских тем в русской литературе. 7 класс.»
Использование библейских тем
в русской словесности.
Знать состав и жанры
Ответьте на вопрос:
Ответьте на вопрос:
Ответьте на вопрос:
Плач Обличение Гимн Псалмы
Ответьте на вопрос:
Своеобразие Библии, библейского стиля:
1.Это не просто произведение словесности,но и Откровение,кото-
2.Библия – история духовного восхождения человечества.
3.Стиль Библии-стиль образного иносказания.
4.Текст разделен на отрезки,стихи,
речь ритмична, упорядоченна,ритм подчеркивается повторами,нетороп-
ливой певучей интонацией.
небольшой рассказ, в котором заключен глубокий смысл, урок для всех людей.
Притча о блудном сыне
«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:11-32).
Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
Александр Городницкий «Рембранд»:
Не округла, как прежде, земля,
Разрушение отчего дома-
Как сожжение корабля.»
Молитва –это связь человека с Богом.
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
Ответьте на вопросы:
1.Какое место занимает Библия в нашей культуре?
2.Какое влияние она оказала на
3.Какой человеческой мудрости она научила вас?
«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено,проповеда-
но во всех концах земли,применимо ко всем обстоятельствам жизни и проишествиям мир». Она отлича-
ется « кротостью духа,сладостию красноречия и младенческою простотою
Стилистика библейского исторического повествования.
Существует масса стилистических (или «литературных») приёмов, которыми пользуются авторы библейских повествований, чтобы развернуть свои сюжеты, выписать персонажей или очертить окружение. Чаще всего мы встречаемся с каталогами поэтических приёмов, употребляемых в еврейской поэзии, однако еврейские повествования также не лишены подобных приёмов. Наиболее заметными из них являются повтор, диалог, умолчание, ирония и многое другое, включая стилистику на лингвистическом уровне слов, звуков и размера.
Повтор.
Повторение, наверное, самая распространённая и признанная особенность библейских повествований. Мы встречаем кажущиеся бесконечными списки повторяющихся действий, в которых
персонажи утверждают, что они или другие намереваются (или должны) сделать что-либо, после чего рассказчик сообщает, что они на самом деле сделали это. Выше мы приводили пример из И.Нав. 3:6: «Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета, и идите пред народом. [Священники] взяли ковчег завета, и пошли пред народом». Эта фраза, однако, далека от бессмысленного повторения. Отчёт рассказчика о том, что определённые действия были произведены – отчёт, слово в слово отражающий заявление о намерении – функционирует как удостоверение читателя в том, что действия действительно выполнены. Мейр Штернберг отмечает другую функцию повтора: «При повторе одна из частей неизбежно исходит непосредственно от всеведущего рассказчика, чтобы создать объективный образец, на фоне которого видны неверные вариации героя».
Существуют повторы утверждений, как только что отмечалось, или целых сцен, таких, как встреча с Богом в пустыне или на вершине горы, или ключевых слов. Одна из функций повтора ключевых слов – связать тексты воедино. Например, еврейский корень NKR («узнавать») выполняет функцию связки в Быт. 37 и 38 (оба текста обычно рассматриваются как очень разнородные). В Быт. 37:3233 братья Иосифа просят, чтобы отец опознал его одежду, которую они принесли, и он действительно «узнал» её. В следующей главе невестка Иуды Фамарь обманом принудила его выполнить в отношении её свой долг, заставив «узнать» взятые у него печать, трость и перевязь, и он также «узнал» их (38:25-26). Другая функция повтора ключевых слов – акцентировать, или подчеркнуть, определённые особенности персонажей, сюжета, окружения, богословия и так далее. Например, в 3 Цар. 4 двенадцатикратное повторение небольшого слова «весь» усиливает в этой главе мысль о всеобщем обращении Соломона и его всеобъемлющем господстве в Израиле.
Диалог.
Еврейские повествования очень зависят от диалогов, помогающих открывать персонажей и даже продвигать действие в сюжете. Например, мы много узнаём об эгоцентричном характере Самсона в Суд. 14,16 не из откровенных комментариев рассказчика, но скорее из его собственных слов во время разговоров с родителями, женой, гостями на его свадьбе, людьми из колена Иудина и филистимлянской любовницей Далилой. Диалоги подчёркивают отличия персонажей. Олтер отмечает «невнятные вспышки Исава в противовес расчётливому законничеству Иакова в ситуации с продажей первородства» в Быт. 25 или «пространную речь Иосифа, исполненную нравственного ужаса, в противовес двухсложной сексуальной прямоте жены Потифара» в Быт.39,104.
Умолчание.
Зачастую то, о чём умалчивает рассказчик, настолько же важно, как и то, о чём он говорит. К умолчанию, или пропуску, он прибегает для пробуждения нашего интереса. Например, в книге Есфирь абсолютно отсутствует упоминание Бога, что играет важную роль для передачи богословия книги.
Ирония.
Ирония – это литературный приём, который выражает контрасты ради литературного влияния или эффекта. Обычно она связана с удивлением или неожиданностью. Повествования Ветхого Завета полны иронических поворотов и перестановок. Например, книга Бытия пронизана ироническими перестановками, где младших сыновей удостаивают большей чести, чем старших (Иаков и Исав, Ефрем и Манассия, Иуда с Иосифом и их старшие братья), или нелюбимая жена Иакова Лия вознаграждена больше Рахили (став матерью Левия и Иуды, предков племён наиболее почитаемых в поздние времена). Мотив иронического поворота очевиден и в книге Есфирь. Например, Амман повешен на виселице, которую он приготовил для Мардохея, но перед этим вынужден воздать последнему честь именно таким образом, какого сам ожидал от него. Также иудеи побили своих врагов в тот самый день, в который те должны были уничтожить их самих.
Введение в исторические книги Ветхого Завета,
Второзаконие: язык и стиль написания библейской книги
Согласно преданиям, саддукеи признавали богодухновенными только первые пять книг Библии. Таким образом, фарисеи, которые, в отличие от них, признавали и другие Писания, не были безнадежны для Господа – в Новом Завете мы видим уверовавших в Христа фарисеев, но не видим покаявшихся саддукеев.
Только с помощью Духа можно получить откровение о Христе. И только с помощью того же самого Духа можно увидеть внутреннюю (духовную) и внешнюю (эстетическую) схожесть последующих книг, написанных людьми, с первыми пятью книгами, данными Богом через Моисея при чудесах и знамениях.
Очень интересно попытаться отследить, где проходит различие, водораздел между двумя группами читателей Библии, и что помогало одним видеть продолжение и развитие там, где для других все заканчивалось с последним стихом Второзакония.
Разнообразие стилей. Вот через что Дух дает самую наглядную подсказку. “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам…” Само Писание подчеркивает, что Его язык – язык разнообразия. Стилистического в том числе. Вот почему интересно исследовать те художественные намеки и подсказки, которые Дух заложил в первых пяти книгах, и особенно – в последней из них. Это поможет понять ход мысли людей Бога, которые распознали Его речь в текстах, появившихся столетия спустя в совершенно иных условиях.
Второзаконие – поэтический монолог, в котором присутствует сюжет. Сравнивая эту книгу с предыдущими, такими как Исход или Числа, видно, насколько эта книга отличается ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬЮ текста. В гораздо большей степени, чем те книги, она похожа на художественную литературу. Меня это обстоятельство удивило при первом знакомстве с Пятикнижием. Я сразу почувствовал, что Второзаконие – книга особенная. Но к пониманию механизма её особенности пришлось идти много лет, поскольку ключ к ней – в достижении определенной ступени личного понимания характера Бога.
“Логика – наука греческая, евреям ни к чему”. Мы все с детства привыкаем к логической последовательности повествования, мы – дети цивилизации, построенной на фундаменте греческой логики и анализа. Знакомясь с Библией, все мы испытываем трудность вчитывания из-за того, что принципы написания библейских текстов не опираются на греческие логические принципы, как в описании событий (Пятикнижие, Царства, Евангелия), так и в рассуждениях (письма апостола Павла). Библейская логика гораздо ближе к поэзии, чем к анализу. Её доводы во многом подразумевают нашу способность воспринять интуитивно, органически их образную целостность и неразрывность. Поэтому людям, повторюсь, которые с детства хорошо знакомы с разными жанрами художественной литературы, и особенно с поэзией, значительно легче вникать в библейское послание.
Интересная особенность: чем ближе отношения Бога со своими людьми, тем больше Он использует поэтический стиль общения (Псалмы, Евангелие Иоанна, откровения пророков). История его отношений с непослушным поколением отцов, вышедших из Египта, изложена в книге Исходе и Числах сухим языком фактов. Отношения с поколением детей, более послушных, чем их отцы, более радуют Его, и к ним Он обращается через Моисея совсем в иной форме. Стиль монологов Второзакония намного более поэтичен и эмоционален. Видно явная взаимозависимость стиля и содержания.
Строгость, сухость, четкость разъяснений и многократных повторений – стиль отношений с детьми, которые не в контакте. Мы любим их в эти моменты так же, как и в другие, но наша манера речи отличается от той, к которой мы прибегаем, когда царит мир и взаимопонимание. Тут уже место для юмора, подтекста, эмоций, лирики…
Первые четыре книги достаточно однообразны по стилистике – это ровное прозаическое повествование, которое лишь изредка разбавлено поэтическими вставками:
1) Песнь Господу по избавлении от войска фараона — Исход 15 гл.
2) Благословение Израилем детей – Бытие 49 гл.
Богатство синтаксиса. Сложно построенные предложения. Второзаконие 11:2-7 – характерный пример сложного предложения, которое не встретишь в предыдущих книгах. В русской канонической Библии, как и в иноязычных, принято с древности начинать каждый новый стих с красной строки, при этом и поэзия и проза стилистически не выделяются. Все набирается одним и тем же прозаическим столбцом, не используя особых типографских средств для выделения разных по стилю частей текста. Нам самим в итоге необходимо активное усилие при вчитывании, чтобы отличать одно от другого, отталкиваясь главным образом от синтаксиса фраз.
Про тексты Библии можно сказать, что синтаксис – её основной инструмент донесения смысловых нюансов. Приведенная выше в качестве примера фраза – хороший материал для исследования. Ритмические повторы (которые и составляют главную особенность древней поэзии, почти не использовавшей метр и рифму) – то, что помогает в текстах Библии в рамках одной главы (искусственное деление! в оригинале текст идет сплошняком!) отличить прозу от поэзии.
«…величие Его, крепкую руку и высокую мышцу его, знамения Его и дела Его, которые Он сделал среди Египта с фараоном, царем Египетским, и со всею землею его… »
«…поглотила их и семейства их, и шатры их, и все имущество их, которое было у них…»
Ритмические повторы в тексте – как «красные флажки», опознавательный знак – «пошла поэзия!» Я намеренно подчеркиваю эту деталь, потому что, «просканировав» предыдущие книги Пятикнижия, можно заметить, что подобных ритмических повторов, за исключением приведенных выше трех фрагментов, практически не встречается. Только первые несколько глав Бытия целиком написаны ритмической прозой – но ведь это не просто повествование об определенных событиях, а символический код, напоминающий образный шифр Откровения – поэтому очевидно, что только ритмической прозой, напоминающей медленное торжественное песнопение, и можно было дать эту картину. Начиная со странствий Авраама, стиль Пятикнижия становится очень похож по синтаксису на повествовательную прозу, с которой мы все знакомы с детства.
Помню свое первое знакомство с текстами Уолта Уитмена. Это случилось где-то за год то того, как я принял решение креститься и стал ежедневно читать Библию. Спустя много лет я по-новому взглянул на его стилистический опыт. Интересно, что американский поэт, живший в середине XIX в., будучи скорее язычником-пантеистом по мировоззрению, чем верующим в традиционно смысле слова, всем направлением своего поэтического дарования воскресил древние библейские ритмы, без метра и рифмы, они зазвучали у него на удивление современно и свежо. Его опыт в XX в. повторили очень многие поэты и писатели. Из русских писателей, пожалуй, самый яркий пример – Андрей Белый, из нынеживущих – Тимур Зульфикаров, русскоязычный таджикский поэт и писатель. Перечитывая их книги, можно лучше понять, что чувствовали читатели тех, древних текстов в художественно-эстетическом плане, поскольку стилистика современной русскоязычной Библии, как в каноническом, так и в современных переводах, не дает её сегодняшним читателям почувствовать это в полной мере.
Очень интересно сравнивать отдельные главы Второзакония с главами Исаии. И те и другие тексты поражают воображение яркостью изложения, но при сравнении видно, что Исаия, не уступая Моисею по яркости языка, проигрывает ему по композиции монологов. У Исаии мы видим отрывистый, резкий, скачкообразный переход с одной темы на другую. Глядя на такие главы Второзакония, как 4-я (с 1 по 40 ст.) или 6-я, поражаешься, помимо яркости образов, тщательной выстроенности сюжета, последовательности изложения, его драматургии. Античные тексты, изучаемые в школах как образцы ораторского искусства (скажем, речи Цицерона) бледнеют рядом с монологами Моисея. Не исключено, что сыграли роль знания, полученные Моисеем во дворце фараона (был научен всей премудрости египетской, возможно, уроки красноречия и связности речи также входили в обучение). Во всяком случае, примеров столь тщательно выстроенной речи в дальнейшем встречается не так много – молитва Соломона при освящении храма (3-я книга Царств 8:22-53), молитва левитов в Неемия 9:5-38, учительные псалмы 77, 104-106.
Особняком стоит книга Иова с её удивительными по своей драматургии монологами, но эта книга – совершенно отдельный разговор.
В монологах Моисея поражает именно тщательная разработка аргументов и формулировок, наполненных яркими образными сравнениями. Если постараться представить себе Цицерона, получившего поэтический дар Шекспира, то мы получим нечто похоже на главы Второзакония.
Иисус во время искушения в пустыне процитировал сатане Второзаконие, отрывки из 6-й и 8-й глав – наиболее ярких образцов этого нового стиля Моисея.
Видимо, тексты Второзакония, как и Псалмы, укрепляли и утешали его в самые трудные моменты поста…
Автор: Михаил Калинин
Редактор: Надежда Соболева
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Библейская стилистика: образы и прообразы
ОБРАЗЫ И ПРООБРАЗЫ
Одна из наиболее захватывающих областей изучения Библии это прообразы в Писании.
В последние годы эта тема приобрела сомнительную репутацию, что можно объяснить двумя причинами.
Во-первых, нелепые измышления некоторых исследователей произвели неприятное впечатление на многих людей, вследствие чего такого рода изучение стало считаться несостоятельным.
Во-вторых, дух религиозного либерализма повлиял на мышление некоторых людей. Поэтому они теперь склонны с сомнением относиться к сверхъестественным элементам Писания, и, так как прообразы соотносятся с пророчеством, им отказывают в праве на существование.
Однако в Библии очень четко говорится о том, что прообразы это важный элемент искупительного замысла Господа.
Что такое прообраз?
Библейский прообраз можно определить как «символ, символическое изображение чего-либо в будущем, в той или иной мере имеющее пророческую природу» (Буллингер, стр. 768).
Один из комментаторов Библии говорит, что прообраз это «показательное соотношение определенных персонажей, событий и общественных институтов Ветхого Завета с соответствующими им персонажами, событиями и общественными институтами Нового Завета».
Другой комментатор стал автором очень удачного краткого определения: «Прообраз это тень на страницах ветхозаветной истории, оставленная истиной, полное осуществление которой, то есть, образ, содержится в новозаветном откровении».
Суммируя вышесказанное, можно дать следующее определение.
Прообраз это подлинное историческое явление, предназначенное всеведущим Богом стать пророческим изображением благ, которые Он замыслил осуществить во Христе Иисусе.
Новозаветная терминология
В греческом тексте Нового Завета употребляются несколько слов, обозначающие то, чему мы дали определение прообраза.
Во-первых, есть слово typos («отпечаток, форма, образец»), довольно многозначное, но, несомненно, употребленное в рассматриваемом нами смысле в Послании к Римлянам 5:14.
Павел говорит, что Адам «есть образ (typos) будущего », то есть, Христа. В более поздних переводах используется слово «прообраз» (см. ПК, ВПНЗ, НЗПГ).
В-четвертых, греческое слово parabole употребляется в Послании к Евреям 9:9, где идет речь об «образе настоящего времени» (ср. Евр. 11:19).
Необходимость избегать крайностей
При изучении библейских прообразов необходимо проявлять определенную меру осторожности. Некоторых крайностей нужно избегать.
Как указывалось выше, некоторые просто не признают библейские прообразы. Очевидно, что это – крайняя точка зрения, которая противоречит учению Библии. Другие исследователи полагают, что использование прообразов в Писании крайне ограничено. Третьи утверждают, что прообраз можно определить только в том случае, если это особо оговорено в Новом Завете. Это – крайняя точка зрения.
Если следовать логике такого высказывания, то придется сделать вывод, что пророчествами в Ветхом Завете являются только те из них, которые процитированы в Новом Завете. Другая крайность заключается в представлении о том, что практически каждый, пусть даже незначительный, элемент ветхозаветный системы был прообразом какого-либо новозаветного нюанса.
Авторы некоторых комментариев толкуют колья и веревки, использованные в устройстве скинии, как символы существенных новозаветных истин.
Истина лежит посередине.
Есть несколько принципов толкования, которые необходимо учитывать.
Например, комментатор отмечает: «Извержение Ионы из чрева огромной рыбы было прообразом воскресения Христа (Мат. 12:40). Однако возвращение Ионы на сушу вовсе необязательно символизирует восстановление израильской государственности в Палестине».
Теперь давайте рассмотрим несколько различных категорий ветхозаветных прообразов.
Прообразы — персонажи
Определенное количество ветхозаветных персонажей благодаря занимаемому месту в истории искупления служат прообразами будущего.
Библейская стилистика: образы и прообразы
Адам это прообраз Христа.
Он ввел грех в мир, а благодаря Иисусу человечество обрело возможность соприкоснуться с праведностью (Рим. 5:19). Это прообраз, в котором отражено противопоставление.
Мелхиседек прообраз Христа.
Мелхиседек, царь Салима и священник Бога (Быт. 14:18-20), был прообразом Христа, Который после вознесения воцарился на престоле Давида и стал нашим первосвященником (Пс. 109:4; Зах. 6:12-13; Евр. 5:5-10; 6:20; 7:1-17).
Кстати, этот факт разрушает всякое основание милленаризма. Если Христос еще не является царем (а именно это утверждают сторонники милленаризма), тогда Он еще не является священником, а мы по-прежнему пребываем в своих грехах!
Моисей прообраз Христа.
Моисей, исполняя благородную роль пророка, руководителя и посредника народа Божьего, был прообразом Господа Иисуса, Который совершает то же самое, но в более высоком звании (ср. Втор. 18:15; Деян. 3:22; 1 Кор. 10:2; Гал. 3:19, 27; 1 Тим. 2:5).
Прообразы — названия
Несколько географических названий в Ветхом Завете, как представляется, имеют значение прообразов.
Прообразы-предметы
Определенные предметы, упоминаемые в Ветхом Завете, предваряют новозаветные истины.
Прообразы-события
Несколько ветхозаветных событий, как представляется, символизировали будущее.
Прообразы в служении
В Ветхом Завете было три вида служения, на которые люди назначались через помазание.
Пророки (3 Цар. 19:16), священники (Исх. 28:41) и цари (1 Цар. 10:1) проходили через обряд помазания в ожидании пришествия Помазанника (ср. Дан. 9:25- 26, ВЗПД), нашего Пророка (Деян. 3:22), Священника (Евр. 3:1) и Царя (Отк. 17:14).
Мы, христиане, также имеем помазание от Бога (2 Кор. 1:21), и мы служим пророками (конечно, не в буквальном смысле, но как глашатаи слова Божьего, ср. 1 Кор. 11:4-5), священниками и царями (ср. 1 Пет. 2:9; Отк. 1:6).
Таким образом, помазание в Ветхом Завете предваряло деятельность Христа и наше служение Ему.
Прообразы — обряды
Определенные обрядные действия ветхозаветной системы символизировали искупительное деяние Мессии.
Например, в день примирения, который иудеи отмечали ежегодно, среди прочих ритуалов первосвященник приводил к входу в скинию двух козлов. Путем жребия определяли одного козла как «жертву за грех», а другого оставляли «живым пред Господом» (Лев. 16:9-10).
Кровью заколотого козла первосвященник кропил крышку ковчега (седалище милосердия) в свято-святом месте. Это, конечно, было прообразом жертвенной смерти Христа (Евр. 9:11-12).
Затем первосвященник возлагал руки на живого козла и исповедовал над ним все беззакония народа, после чего козла уводили в пустыню (Лев. 16:21-22).
Эти два козла были, если можно так выразиться, двумя сторонами одной медали. Они оба составляли единую жертву Христа.
Обратите также внимание на аналогичную церемонию, связанную с очищением от проказы (Лев. 14:4-7).
Для этого выбирали двух птиц, – одну закалывали, а другую окунали в ее кровь и отпускали на волю.
Прообразы в обычаях
Многие обычаи Ветхого Завета были «тенью будущих благ» (ср. Евр. 10:1).
Есть много других ветхозаветных прообразов, которые невозможно охватить в этой короткой статье. Однако даже этот беглый обзор показывает, насколько увлекательным может быть их изучение.
Конечно, при этом нужно применять здравый смысл и осторожность, чтобы не впадать в крайности. Бог желает, чтобы мы, изучая библейские образы и прообразы, познавали ценные уроки.
Обратите внимание на слова Павла, связанные с историей странствий Израиля по Синайской пустыне: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:6; ср. 10:11). Давайте же познавать эти примеры, эти «наглядные средства обучения», включенные Господом в текст Священного писания.
Обзор материала для изучения:
Продолжение темы духовных прообразов вы можете найти в этом разделе сайта: