в чем суть золотого правила морали кратко
Что такое золотое правило морали и откуда оно взялось
Твоя подружка-писатель. Вымышленный персонаж Санкт-Петербургской губернии.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Каждому человеку с детства внушают, что он должен быть гуманным и справедливым по отношению к окружающим. Русские народные сказки пропитаны нравственностью и учат простому и важному: «не рой другому яму — сам в неё попадёшь», «не плюй в колодец, ещё придётся из него напиться». Большинство говорили или хотя бы слышали фразу «говоришь на меня, переводишь на себя», которая означает, что если ты сказал плохо о другом человеке, то этим унизил сам себя.
Ты можешь не знать, что такое золотое правило морали, но его отголоски проникли во все сферы жизни. Оно лежит в основе общей идеи гуманизма, любви и уважения к людям.
Что такое мораль, и зачем она нужна
Мораль — это сформированное в подсознании мнение о добре и зле, нормах поведения и жизненных ценностях, которое позволяют занять определённую позицию в социуме. Общество, в котором ты живёшь, диктует свои правила, но только ты решаешь, каким из них следовать.
Правильное восприятие, что можно, а что нельзя, накладывает отпечаток на будущее. Если у ребёнка не сформировано понятие нравственности, в зрелом возрасте он будет отклоняться от того, что для него в приоритете, и слепо полагаться на мнение других.
Проще говоря, жить «чужой» головой.
Человеку, для которого мораль — это не пустой звук, присущи такие качества:
Поскольку мораль является феноменом социальной и духовной жизни, она приносит пользу всем членам общества. Её главная функция заключается в формировании личных убеждений согласно допустимым нормам и последующей социализации. Отказ от этого влечет за собой одиночество. Общество помогает развиваться только тем людям, чья мораль вписывается в установленные порядки.
Золотое правило нравственности
Откуда оно взялось золотой правило морали
Золотое правило морали гласит: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Оно заключается в равенстве всех людей с точки зрения их свободы и способности совершенствоваться и учит каждого задумываться о последствиях своих поступков, ставить себя на место другого. Причем, «другим» может быть кто угодно, как близкий друг, так и злейший враг.
Впервые о золотом правиле морали заговорили в глубокой древности. В её основе лежали бесконечные этические размышления: вправе ли человек ответить злом на зло и обязан ли подставлять левую щёку. Подобные вопросы до сих пор являются фундаментальным каноном и в разных формах присутствуют во всех существующих религиях.
Золотое правило морали основано на взаимности. Отношения меду людьми выстраиваются так, что если что-то позволено одному, по умолчанию, это позволено и другому. Оно не говорит о том, должен ли человек быть нравственным, а диктует, как нужно это делать. Задача золотого правила морали — помочь добродетельному человеку найти правильное решение, чтобы оставаться в ладах со своей совестью. «Золотым» оно называется потому, что является ключом ко всем общественным нормам.
Чем золотое правило морали покорило разные культуры
Принципы нравственности начали формироваться вместе с обществом. Когда к людям пришло понимание, как нужно себя вести, чтобы избежать конфликтов и сделать совместную жизнь максимально комфортной и удобной для всех.
Именно тогда они пришли к выводу, что залог всеобщего счастья — внимательное отношение к потребностям других, и если с тобой поступили плохо, тебе больно и грустно, значит так же больно и грустно будет другому человеку, если ты поступишь так с ним.
При рассмотрении истоков золотого правила морали вызывают удивление три вещи:
Аристотель утверждал, что в природе существует абсолютная справедливость и абсолютная несправедливость, и они являются общими для всего человечества и негласно признаны всеми народами мира.
Это правило лежит в основе мироздания, в отличие от законов, которые каждое общество устанавливает для себя. Отголоски золотого принципа морали прослеживаются во многих древнегреческих произведениях, таких как «Одиссея» Гомера и «История» Геродота, а также в учениях Сократа, Геосида и Платона.
Махабхарата — детище древнеиндийского эпоса, настоящий возраст которого неизвестен, и одна из самых крупных книг в мире, о золотом правиле морали высказывается чётко и ясно: действия, которые нежелательны по отношению к себе, не должны выполняться по отношению к другим.
Согласно преданиям, Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика о том, есть ли универсальное правило, которым можно руководствоваться на протяжении всей жизни, сказал: «Взаимность. Не делай другим того, чего не хочешь для себя».
Фото Tech Nick on Unsplash
Христианские учения наполнены призывом не причинять вред ближнему, что позволит прожить долгую и счастливую жизнь. Широко известны слова Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете. Прощайте, и будете прощены».
Золотое правило морали донёс до мусульман пророк Мухаммед, который говорил, что «ничья вера не будет крепкой, пока он не полюбит для своего ближнего то, что он любит для себя». Проще говоря, позволь другому жить так, как хотел бы ты сам, и будет тебе счастье.
Японская пословица гласит: «Ущипнёшь себя — узнаешь, как бывает больно другим». В азиатской культуре многое подчиняется этому правилу. Японцы не приветствуют угрозы, избегают прямых столкновений и традиционно стремятся установить взаимопонимание.
Критика золотого правила морали
Но были и несогласные. Некоторые философы посчитали золотое правило морали неустойчивым.
С критикой выступил немецкий философ Иммануил Кант. По его мнению, в чистом виде это правило не может выступать основой всех моральных обязательств, потому что каждый человек имеет определённые потребности и склонен действовать под влиянием чувств и эмоций. Принуждение к нравственным поступкам в корне противоречит самой идее гуманности.
Image by Fathromi Ramdlon from Pixabay
Джордж Бернард Шоу отметил, что если у двух людей разные ценности, будет ли то, что первый считает хорошим для себя, таким же хорошим и для другого? Принцип «поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» подразумевает, что ты полагаешься на свои вкусы и ждёшь, что окружающие безоговорочно их учтут.
От нравственности никуда не убежать. Споры, конфликты и войны — это, прежде всего, агрессия одного человека в сторону другого и логичная обратная реакция. Вопрос, можно ли рассматривать «золотое правило морали» и все вытекающие из него заповеди и принципы как общечеловеческие ценности, по-прежнему остаётся актуальным.
Потому что очень легко нарушить это хрупкое равновесие и далеко не каждый человек может поручиться за свои поступки в будущем. В любом случае, некоторые принципы нравственности закладываются априори, и задача человека — им следовать. Именно моральные установки «вытачивают» личность.
Статья: «Золотое правило нравственности».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Золотое правило нравственности.
Чему учит золотое правило нравственности?
Чего себе не желаешь, не делай того другим.
Сам не делай того, что осуждаешь в других.
Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Золотое правило учит тому, как должен поступать человек, на что ориентировать свой сознательный выбор, чтобы его жизнь в той части, в какой она зависит от него самого, во-первых, была устроена наилучшим, совершенным образом; и, во-вторых, имела для него решающее значение над той частью жизни, которая от него не зависит, над тем, что обычно именуется превратностями судьбы. Таким образом, золотое правило нравственности, рассматривает человека как имеющего власть над своими желаниями (поступками), обязывает его действовать в качестве самостоятельного субъекта. Оно обязывает человека испытывать свои желания прежде, чем они воплотятся в поступки. Согласно логике золотого правила человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с желаниями других. Так, как золотое правило запрещает человеку делать по отношению к другим то, чего он не желает себе. Оно также запрещает человеку самому делать то, что он осуждает (порицает) в других. Такой двойной запрет позволяет человеку без затруднений осуществлять нравственную оценку своих поступков. Поставить себя на место другого означает не просто переместить себя на место другого, а войти в роль другого, вообразить себя другим человеком с другими желаниями и интересами. Золотое правило предписывает не только себя ставить на место другого, но и другого ставить на своё место, то есть обменяться позициями.
отношения между людьми являются нравственными тогда, когда они взаимозаменяемы в качестве ответственного поведения;
культура нравственного выбора заключается в способности ставить себя на место другого;
должно совершать такие поступки, которые могут получить одобрение тех, на кого они направлены.
Золотое правило не ориентирует человека на поиск всеобщих нравственных формул. Оно призвано помочь людям найти правила поведения, которые они могут предъявить самим себе. Оно предлагает человеку принцип взаимности. Словом, это – не формула, по которой человек оценивает поведение других, это – формула, которой он руководствуется для того, чтобы найти для самого себя нравственно правильное решение в затруднительных случаях. Золотое правило не отвечает на вопрос, что делать другим или людям вообще, оно отвечает на вопрос, что делать, как поступать мне самому. И только в этой связи и с этой целью оно обязывает взглянуть на ситуацию глазами других.
Золотое правило нравственности есть правило поведения . Оно говорит о том, как быть моральным конкретному человеку в конкретной ситуации. Разница между ними приблизительно такая же, как между правилами уличного движения, которые так регулируют состояние покоя и движения автомобилей в городе, чтобы они не сталкивались друг с другом. Золотое правило имеет дело с реальными желаниями людей, максимами их поведения. Оно говорит о том, в какой мере реальные мотивы соответствуют мотиву долга. Золотое правило, как правило, поведения рассматривает поступки человека с учетом тех их ближайших последствий, которые остаются в зоне его ответственного поведения. Золотое правило есть схема поведения . Оно опирается на механизм взаимоуподобления. Заключенная в золотом правиле схема нравственного мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений. Она является действенной, работающей схемой, которую каждодневно и успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал ни о самом золотом правиле, ни о спорах вокруг него. Когда мы хотим объяснить и оправдать наш поступок, который неприятен другому, например, в качестве руководителя объясняем подчинённому, почему не можем выполнить его просьбу, мы говорим: «Войдите в мое положение». Когда мы выражаем несогласие с чьим-то поступком, находя его недопустимым, мы спрашиваем: «А если бы с вами так поступили, вам бы понравилось?». Всё это – примерные случаи, когда мы мыслим и поступаем по логике золотого правила нравственности. Именно, такая глубокая укорененность и определяет как историческое долголетие золотого правила, так и его особое место в человеческой культуре. Единственное серьезное и ответственное нравственное требование, которое мы можем и должны предъявлять другим – это наши поступки . И ничего более.
Золотое правило нравственности
П очему золотое правило нравственности называется, собственно, золотым? Быть может, потому что оно золотой нитью проходит через все религии и встречается во многих древних книгах. А может быть, золотое правило нравственности называется так потому, что оно является важнейшим из наставлений, подобно тому, как ценнейшим из металлов является золото.
Золотое правило нравственности гласит: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Эти слова в различных вариациях часто приписываются Иисусу в различных Евангелиях. Также эти слова произносили апостол Павел, Иаков и многие другие. Тому же учил и пророк Мухаммад: он говорил, что следует делать людям то, что мы желали бы получить сами, и избегать делать то, чего мы сами бы не хотели для себя. Более того, пророк Мухаммад называл это главным принципом веры. В сущности, он прав.
Правило, которое позволяет кратко сформировать принцип гармоничных взаимоотношений с окружающими, гораздо важнее наставлений о том, как правильно одеваться, сколько раз молиться и какой рукой принимать пищу. Потому что соблюдение всего этого не имеет никакого смысла, если мы ненавидим ближнего и желаем ему зла. Об этом также говорил Иисус: «Заповедь новую даю вам — да любите друг друга.
Золотое правило нравственности упоминается также в «Махабхарате» — одном из древнейших писаний. Так, перед Битвой при Курукшетре Видура даёт такое наставление своему брату Дхритараштре: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма, прочее проистекает от желания». Тут упоминается такое понятие, как «дхарма», оно имеет множество трактовок и значений, но в данном контексте речь идёт о законе, порядке и так далее. И как точно подмечено: «прочее проистекает от желания». А желания человека — что уж греха таить — чаще всего эгоистичны и направлены на достижение личного блага, хорошо, если не за счёт других.
О золотом правиле нравственности говорил и Конфуций — восточный философ: не делай другим то, чего не желаешь себе. Таким образом, как мы можем видеть, данная идея встречается во всех религиях, что это значит? Наши предки говорили: чтобы познать суть, надо найти то, что всё объединяет. Каждая религия в чём-то правдива, в чём-то ложна. Утверждать, что есть какая-то супер-правильная религия, а все остальные занимаются глупостями по меньше мере наивно. И как верно подмечено, нужно искать не разногласия, а то, что всё объединяет. И если золотое правило нравственности встречается во всех религиях, значит, оно и является важнейшим из наставлений для гармоничной жизни.
Примеры применения золотого правила нравственности
Какие можно привести примеры золотого правила нравственности? К примеру, можно рассмотреть такую неоднозначную тему, как «ложь во благо». Уже столько копий сломано в полемике о том, можно или нельзя врать во благо, а ответ-то прост: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. И тут всё индивидуально. Если человек желает всегда знать правду, какой бы она ни была, значит, и другим нужно всегда говорить правду. Если же человек был бы не против, чтобы от него скрывали что-то неприятное, так же и ему следует поступать с другими.
Другой пример: стоит ли наказывать детей и насколько сурово? Опять-таки, следует поступать так, как мы желали бы, чтобы поступили с нами. Если мы готовы получать суровые и порой довольно жёсткие уроки от внешнего мира и окружающих людей, значит, и детей следует воспитывать в строгости. А если же мы считаем, что путь наш должен быть усеян только розами, причём желательно со срезанными шипами, значит, детям нужно только дарить конфеты и гладить их по головке.
Важно понимать, что во Вселенной нет понятия «нельзя». Суть в том, что каждое действие имеет обратную сторону. Можно ли сказать, что нельзя делать зло людям? Тут каждый сам решает: что нельзя, а что можно. Но проблема в том, что всё возвращается. Как с боксёрским мешком — чем сильнее мы ударим, те сильнее прилетит. Вот это поворот, правда? Мы-то думали, что это актуально только в случае с мешком. Но не всё так просто.
Проблемы золотого правила нравственности, или При чём тут карма?
Наверное, сегодня сложно найти человека, который не слышал о карме. Мало кто имеет представление о том, что это такое, но в шутливом контексте это понятие слышал каждый. Кто-то понимает под этим словом судьбу, кто-то наказание и так далее. Суть кармы в том, что это судьба, которую мы выбираем сами, и наказание, которого мы заслуживаем. Важно понимать, что нет никакого злого Бога, который то и дело нас наказывает, потому что ему больше нечем заняться.
Закон кармы — это вовсе не религиозная догма, это чётко работающий принцип, суть которого можно изложить в поговорке «Что посеешь, то и пожнёшь». Проще говоря, совершать зло не то что «нельзя», а скорее банально невыгодно. Исаак Ньютон в своём «третьем законе» чётко отразил принцип кармы: любому действию всегда есть противодействие. Таким образом, золотое правило регулирует нашу нравственность через понимание того, что нам вернётся всё то, что мы делаем. И именно поэтому говорится, что не нужно делать другим то, что не хотим получить сами. Ведь всё, что мы делаем, нам вернётся. Поэтому золотое правило нравственности просто предостерегает нас, заставляет задуматься: готовы ли мы, совершая зло, в ответ получить то же самое?
Золотое правило нравственности: где граница?
И тут может возникнуть резонный вопрос: а где граница между добром и злом? Как говорил один мудрый учёный (тоже, кстати, физик), всё относительно. Может быть, родители, которые балуют своего ребёнка, не замечая, что растёт эгоист, думают, что они поступают хорошо. И прозрение чаще всего наступает тогда, когда этот ребёнок спустя несколько десятков лет сдаёт своих родителей в дом престарелых. И можно возразить: дескать, почему же тут не работает золотое правило нравственности? Ведь родители выполняли все капризы ребёнка, а в итоге оказались в доме престарелых…
И тут возникает такая проблема, как относительность понятий добра и зла. Баловать ребёнка — это не самое лучшее решение, ведь такой метод воспитания не ведёт к развитию. Проще говоря, за внешней благостной формой в отношении ребёнка совершается зло. И не только в отношении ребёнка, ведь, если он растёт эгоистом, он причинит людям немало зла. И первыми, на кого это зло прольётся, будут его родители. И если под этим углом посмотреть на ситуацию, то всё вполне справедливо.
Таким образом, золотое правило нравственности — это главный принцип, позволяющий выстраивать гармоничные отношения с людьми. Для того чтобы быть нравственным, вовсе не обязательно читать сотни книг на тему того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Тем более что представления эти могут отличаться в зависимости от места, времени и обстоятельств. Чего нельзя сказать о золотом правиле нравственности: оно работает, и всегда, потому что созвучно с законом кармы, который, в общем-то, и обуславливает всё, что происходит в этом мире.
Причинно-следственные связи, которые мы создаём своими поступками, — вот что влияет на нашу жизнь, а не звёзды, гороскопы и карты Таро. Каждый из нас — сам творец своей судьбы. И чтобы теория не легла мёртвым грузом где-то на пыльную полочку в нашей памяти, надо начать применять знания прямо сегодня.
В самом деле, что вы теряете? Попробуйте хотя бы пару недель прожить, руководствуясь принципом «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». И вот увидите: ваша жизнь кардинально изменится. Неприятные ситуации станут происходить всё реже и реже, а все люди вокруг вдруг станут доброжелательными и приятными в общении. Нет, конечно, это произойдёт не вдруг, но постепенно реальность будет меняться в лучшую сторону, вы и сами это почувствуете.
Один из главных принципов закона кармы гласит: чтобы изменить последствия, надо изменить причину. Чтобы изменилось то, что мы получаем в ответ, надо изменить то, что мы излучаем. Всё просто, на самом-то деле. Как говорил ещё один физик, Эйнштейн, самая большая глупость в жизни — совершать одни и те же действия и ждать другого результата.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Золотое правило нравственности
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии [1] и является основополагающим мировым этическим принципом.
Содержание
Виды золотого правила
Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.
Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):
Можно заметить два аспекта правила:
Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия». [2]
Западногерманский профессор 20-го века Г. Райнер также выделяет три формулировки «золотого правила» (перекликающиеся с трактовками Христиана Томазия и В. С. Соловьева) [3] :
Античная философия
Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами». [4]
Авраамические религии
В иудаизме
В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18).
Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.
Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущими раввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — комментарии; теперь иди и учись». [6]
В христианстве
В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.
Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.
В исламе
В Коране золотое правило не встречается, но оно есть в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе» [7]
Индийские религии
В индуизме
Перед Битвой на Курукшетре, о которой повествуется в «Махабхарате», и которая произошла не позднее 1000 гг. до н. э, Видура поучает своего брата царя Дхритараштру:
Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма — прочее проистекает от желания. [8] [уточнить]
na tat parasya samdadhayat pratikulam yad atmanah
samgrahenaisa dharmah syat kamad anyah pravartat
В буддизме
Золотое правило неоднократно повторяется в изречениях Будды, в частности в Дхаммападе:
129. Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.
— Дхаммапада, гл. X. Глава о наказании [9]
159. Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя — трудно.
— Дхаммапада, гл. XII. Глава о своем Я. [9]
Конфуций
У Конфуция золотое правило сформулировано в его «Беседах и суждениях». [10] Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик «Цзы-гун спросил: „Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?“ Учитель ответил: „Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе“ (子貢問曰:»有一言而可以終身行之者乎?»子曰:»其恕乎!己所不欲,勿施於人。»Вэй Лин Гун, 24).
Распространение золотого правила на мир природы
Принцип взаимности золотого правила распространяется и на мир природы:
Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ.
— Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26
Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.
— Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)
Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, черные и желтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут черные и желтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.
Критика золотого правила
Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:
… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. [11]
Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:
Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д. [12]