в чем суть воспитательной функции курса обж
Воспитательное значение курса БЖ
Из многих предметов курс БЖ более других ориентирует выпускника на поведение, способное противостоять таким опасным факторам современной действительности, как социальная индифферентность (безразличие к судьбе России и собственной), социальная пассивность, разобщенность, деградация, конформизм (приспособленчество), благодушие, предательство, невежество, ложь и обман, злоба и агрессия. Планомерное освоение социально ориентированного курса БЖ призвано мобилизовать защитные силы российского общества, чтобы противостоять социальным инфекционным агентам, психовирусам, чужеродным опасным идеям и псевдокультурам.
Речь идет о восстановлении для всех граждан социального иммунитета как условия обеспечения нашей безопасности. На решение этой задачи направлены усилия всех государственных и общественных институтов, но результат мал, поскольку в этой цепи очень ослаблена система образования. Школе принадлежит особая роль, здесь, в основном, формируется «иммунная» система общества, воспитывается безопасный образ поведения, культура безопасного мышления, закладывается информационно-ориентирующая основа личности и всей жизни.
Привитие социального иммунитета непосредственно связано с воспитанием личности. И. Кант утверждал, что только через образование мы становимся людьми. Он называл образование «прививкой» человеческому «дичку» от дикости. Учитель вынужден заниматься «исправлением дел человеческих». С учетом состояния интисту- та семьи в нашей стране это как никогда актуально. Оптимальные возможности для этого заложены именно в курсе БЖ при условии овладения им самими педагогами.
Курсы ОБЖ и БЖ — это не только познавательные, образовательные дисциплины; это прежде всего инструменты воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального, физического, патриотического и иного.
Курс БЖ как никакой другой способствует сплочению коллективов учащихся на началах самоорганизации для получения навыков поведения в обществе, в социальных группах, в природной среде, в неблагоприятных ситуациях. Сплоченный коллектив — это и есть необходимое условие безопасности, это самая сильная прививка против искусственно навязываемого западного индивидуализма, против окончательного разрушения соборного духа, спасающего Россию и во многом утраченного. Сплоченный коллектив — это и способ личной безопасности человека в условиях, когда он сталкивается с опасными и экстремальными ситуациями, требующими совместной деятельности по сохранению жизни всех и каждого.
Воспитательный потенциал уроков ОБЖ, как необходимость повышения культуры безопасности жизнедеятельности человека
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Шляпникова Виктория Викторовна
кандидат пед. наук, учитель физической культуры
ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2»
Воспитательный потенциал уроков ОБЖ, как необходимость повышения культуры безопасности жизнедеятельности человека
Важнейшей задачей в области защиты людей состоит в том, чтобы просвещать их о том, как достичь гармоничного развития человека, природы, техносферы, и тем самым, противостоять чрезвычайным ситуациям.
Важно, чтобы образование по основам безопасности жизнедеятельности не ограничивалось только получением определенной суммы знаний и навыков по разделам программы, но стало приоритетной задачей и внутренней потребностью человека, общества и цивилизации. Это может быть достигнуто путем развития нового мировоззрения, системы ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формированием культуры безопасности жизнедеятельности.
Качества личности имеют решающее значение для предотвращения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Несомненно, эти качества личности необходимо воспитывать.
Воспитание (узкое педагогические значение) – специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности:
Культура безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер и имеет многомерный смысл. Поэтому, усилия по содействию в воспитании качеств личности, необходимых для достижения желаемого результата, должны быть системным, междисциплинарным и межведомственным.
Учебный предмет Основы безопасности жизнедеятельности обладает безграничным потенциалом в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, и самое главное, в воспитании необходимых качеств личности. В данном случае обучение и воспитание будут дополнять друг друга в достижении желаемого результата.
От учителя требуется рациональный отбор содержания учебного материала и умение преподнести его обучающимся. Так как, следует помнить, что содержание учебного предмета на уроке – это мощный инструмент воздействия на личность обучающегося. Но внести позитивные изменения в становление личности сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
В общем воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
1) воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания обучающихся, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
2) воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (так, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, ОБЖ, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем физика; уроки истории, краеведения, обществознания, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);
3) воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач. Более подробно, применительно ко всем учебным предметам, в приложении 1.
Коротко рассмотрим схему воспитания качеств личности, необходимых для формирования культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ по теме «Пожары».
1. Рассмотреть понятие «пожар», их виды и т.д.
2. Сделать акцент на то, что пожары являются самыми частыми и страшными чрезвычайными ситуациями.
3. Рассмотреть причины пожаров, с акцентом, что основная причина была и остается – это деятельность человека.
4. Рассмотреть травмы, которые возможно получить при пожаре: ожоги, переломы, сотрясения головного мозга, раны, вывихи и др. С акцентом, что все сопровождается болью, шоковым состоянием, ампутацией и пр., в т.ч. гибелью человека.
5. Рассмотреть действия человека при пожаре.
Примечание. Пункты 1-5 – это знания, но их надо преподнести так, что бы обучающиеся прочувствуют всю тяжесть последствий пожаров, а это уже путь воспитания.
6. Продумываем жизнедеятельность человека без пожаров, т.е. как не допустить возникновения пожаров в доме, на работе, на транспорте, в торговых центрах, в местах массового скопления людей (клубы, кинотеатры и др.). На этом этапе идет процесс воспитания качеств личности необходимых для повышения культуры жизнедеятельности человека. Перечислим некоторые: дисциплинированность, организованность, смелость, решимость, самоконтроль, целеустремленность, толерантность и др.
7. Рефлексия. На этапе рефлексии обучающиеся подводят итоги и размышляют какая должна быть жизнедеятельность, что бы не допустить пожаров.
В заключение следует отметить, что реализация в оспитательного потенциала уроков ОБЖ, для повышения культуры безопасности жизнедеятельности возможна если данные ситуации прочувствованы, пережиты и безусловно поняты.
1. Коджаспирова Г. М., Коджаспирова А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
2. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
Поскольку 2-я и 3-я группы возможностей подробно рассматриваются в предметных методиках преподавания, следует отметить воспитательные возможности организации урока.
Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализация этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников.
Классно-урочная система, призванная упорядочить процесс обучения, дисциплинирует учащихся независимо от содержания образования и вида учебной деятельности. Несомненно то, что на каждом уроке учитель должен воспитывать у школьников сознательную дисциплину, в основе которой находятся осознание обучающимися важности дисциплины, убежденность в том, что дисциплинированный человек добьется большего успеха в жизни. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя показать значения учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества четкого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью.
Одним из характерных признаков современных педагогических технологий является увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения. В связи с этим усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации обучающимися своей учебно-познавательной деятельности. На практике неумение обучающихся правильно организовать свою работу, систематическое несоблюдение правил техники безопасности и гигиены труда приводит к тому, что за полученное образование ученик часто платит своим здоровьем: нарушение осанки, близорукость, нервные расстройства и др. Актуальность проблемы здоровьесбережения обучающихся диктует необходимость формирования у них навыков научной организации учебного труда.
Схема анализа процесса воспитания на уроке
I. Использование воспитательных возможностей организации урока.
1. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся).
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности (организация самостоятельной работы, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать свое мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учениками, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание обучающимися друг друга).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между обучающимися).
II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.
III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами).
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования РД
ГКОУ Республиканский центр дистанционного обучения детей инвалидов
« ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ .»
Выполнила: учительница по ОБЖ Чеэрова П.А.
Руководитель: Шихабудинова У.Г.
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование развитой, активной, зрелой личности. А что же такое развитие,воспитание?
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программу реализации общей цели воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы, методы и приемы воспитания.
Воспитание – это передача одним поколением и усвоение его другим, направленный на развитие человека.
В основе воспитательного процесса лежит система воспитательных отношений, обеспечивающая взаимодействие воспитателей и воспитуемых в соответствии с общественно заданными целями формирования личности. Любой тип воспитательного отношения всегда связан со стремлением изменить человека, воздействовать на его внутреннюю позицию, поведение и деятельность, руководить формированием его личности. Поскольку ученик участвует во взаимодействии с педагогом сознательно, воспитательные отношения всегда носят субъект-субъектные отношения.
Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее
(объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. При этом определяющее значение имеют не сами по себе условия развития, а фактическое место человека в этих условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них, то, что принято называть социальной ситуацией развития.
Воспитание является длительным, долговременным и, по существу, непрерывным процессом, который начинается еще до прихода ребенка в школу и продолжается всю жизнь.
Результаты воспитательного процесса обычно носят неоднозначный характер. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности осложняется широким кругом обстоятельств:
— наличием разнообразнейших влияний на ребенка (школы, семьи, улицы, неформальных групп и т.п.);
— наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;
— трудностью изучения внутреннего состояния учащихся;
— вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.
Это требует от педагога учитывать весь круг данных обстоятельств.
Ученые социологи, психологи и педагоги признают бесспорным тот факт, что самым глубоким источником человеческой активности являются потребности.
Потребности – основной вид отношений человека к окружающей действительности, потому что от их удовлетворения или неудовлетворения зависит само существование и место человека в обществе. Глубочайший смысл воспитательной работы состоит в отборе и воспитании человеческих потребностей.
Воспитать – это еще не значит указывать ребенку, какие поступки следует совершать. Надо выработать у него убеждение в общественной или личной значимости и ценности правильного поведения. Важно заметить, однако, что между мотивами и действиями нет однозначной зависимости. Несмотря на сильную мотивацию, действие нередко и совсем не происходит и может быть и наоборот. В психике ребенка реально существуют и другие регуляторы поведения, среди которых первостепенное значение имеет интеллектуальная и эмоционально-волевая активность человека.
Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраивает потребностно-мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную и эмоционально-волевую активность.
Подлинная сущность человеческой личности проявляется в ее поступках и действиях. Для этого совершенно недостаточно одного желания поступать определенным образом, сознавать необходимость требуемого поведения: это лишь предпосылка практической деятельности, хотя и обязательная, но далеко не сама деятельность.
Воспитание не продвинется ни на шаг, если ученик, зная важность гимнастических упражнений, не будет их сознательно выполнять. Человек формируется, растет и мужает в разнообразной деятельности, в творческом и сознательном труде.
Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации жизни ребенка. Путь к единству сознания и поведения проходит через цепь связующих элементов, которая включает в себя длительные упражнения в правильном поступке, реальные взаимоотношения, организацию жизни учащихся на основе их полезной деятельности и общения. Длительные, многократные упражнения в правильном поступке порождают навыки и привычки требуемого поведения.
Предмет ОБЖ учит предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их. При этом нужно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности, чтобы уметь противостоять опасностям.
С введением программы ОБЖ стало возрождаться военно-патриотическое воспитание молодежи. После изучения основ безопасности жизнедеятельности стал наблюдаться значительный сдвиг ценностных ориентаций молодых людей призванных на военную службу. Такими нравственными качествами как, например: готовность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство, обладают многие юноши. Программа ОБЖ помогает подросткам подготовиться к военной службе. В Вооруженные Силы РФ призываются молодые люди морально и психологически устойчивы.
Рассмотрение военно-патриотического воспитания личности необходимо начинать с понятия «патриотическое воспитание»
Через патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, формируется не только гражданин, а гражданин-патриот в самом высоком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой.
В то же время патриотическое воспитание включает комплекс мер духовного, идеологического, социально-политического, психологического, педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых призвана способствовать оформлению функций защитника Отечества, особенно в условиях военной деятельности.
Специфика задач патриотического воспитания предполагает существенную дифференциацию его содержания. Соотношение общего и особенного, специфического проявления в нем, в двух основных моментах:
В настоящее время, военно-патриотическое воспитание, одно из специфических направлений по воспитанию молодежи и подрастающего поколения. Эта сфера включает в себя всю совокупность ценностей, созданных и используемых обществом для оптимизации военно-патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание в единстве с нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
Можно с уверенность сказать, что система начальных военных знаний, включающая в себя и сведения о военной службы-составляющая часть курса ОБЖ, в который включено военно-патриотическое воспитание. Основы безопасности жизнедеятельности и основы военной службы, ныне положительно помогают решать задачи, как личной, так и общественной безопасности человека.
Военно-патриотическое воспитание заключается в том, что каждый гражданин должен любить свою Родину, свой родной край, соблюдать законы своей страны. Проявлять уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребуется, встать на защиту своей Родины нераздумывая, и защищать ее до последне-го дыхания.
Воспитательный потенциал уроков ОБЖ, как необходимость повышения культуры безопасности жизнедеятельности человека
Шляпникова Виктория Викторовна
кандидат пед. наук, учитель физической культуры
ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2»
Воспитательный потенциал уроков ОБЖ, как необходимость повышения культуры безопасности жизнедеятельности человека
Важнейшей задачей в области защиты людей состоит в том, чтобы просвещать их о том, как достичь гармоничного развития человека, природы, техносферы, и тем самым, противостоять чрезвычайным ситуациям.
Важно, чтобы образование по основам безопасности жизнедеятельности не ограничивалось только получением определенной суммы знаний и навыков по разделам программы, но стало приоритетной задачей и внутренней потребностью человека, общества и цивилизации. Это может быть достигнуто путем развития нового мировоззрения, системы ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формированием культуры безопасности жизнедеятельности.
Качества личности имеют решающее значение для предотвращения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Несомненно, эти качества личности необходимо воспитывать.
Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности:
Культура безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер и имеет многомерный смысл. Поэтому, усилия по содействию в воспитании качеств личности, необходимых для достижения желаемого результата, должны быть системным, междисциплинарным и межведомственным.
Учебный предмет Основы безопасности жизнедеятельности обладает безграничным потенциалом в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, и самое главное, в воспитании необходимых качеств личности. В данном случае обучение и воспитание будут дополнять друг друга в достижении желаемого результата.
В общем воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
1) воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания обучающихся, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
2) воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (так, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, ОБЖ, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем физика; уроки истории, краеведения, обществознания, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);
3) воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач. Более подробно, применительно ко всем учебным предметам, в приложении 1.
Коротко рассмотрим схему воспитания качеств личности, необходимых для формирования культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ по теме «Пожары».
1. Рассмотреть понятие «пожар», их виды и т.д.
2. Сделать акцент на то, что пожары являются самыми частыми и страшными чрезвычайными ситуациями.
4. Рассмотреть травмы, которые возможно получить при пожаре: ожоги, переломы, сотрясения головного мозга, раны, вывихи и др. С акцентом, что все сопровождается болью, шоковым состоянием, ампутацией и пр., в т.ч. гибелью человека.
5. Рассмотреть действия человека при пожаре.
6. Продумываем жизнедеятельность человека без пожаров, т.е. как не допустить возникновения пожаров в доме, на работе, на транспорте, в торговых центрах, в местах массового скопления людей (клубы, кинотеатры и др.). На этом этапе идет процесс воспитания качеств личности необходимых для повышения культуры жизнедеятельности человека. Перечислим некоторые: дисциплинированность, организованность, смелость, решимость, самоконтроль, целеустремленность, толерантность и др.
7. Рефлексия. На этапе рефлексии обучающиеся подводят итоги и размышляют какая должна быть жизнедеятельность, что бы не допустить пожаров.
В заключение следует отметить, что реализация воспитательного потенциала уроков ОБЖ, для повышения культуры безопасности жизнедеятельности возможна если данные ситуации прочувствованы, пережиты и безусловно поняты.
Поскольку 2-я и 3-я группы возможностей подробно рассматриваются в предметных методиках преподавания, следует отметить воспитательные возможности организации урока.
Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализация этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников.
Классно-урочная система, призванная упорядочить процесс обучения, дисциплинирует учащихся независимо от содержания образования и вида учебной деятельности. Несомненно то, что на каждом уроке учитель должен воспитывать у школьников сознательную дисциплину, в основе которой находятся осознание обучающимися важности дисциплины, убежденность в том, что дисциплинированный человек добьется большего успеха в жизни. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя показать значения учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества четкого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью.
Одним из характерных признаков современных педагогических технологий является увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения. В связи с этим усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации обучающимися своей учебно-познавательной деятельности. На практике неумение обучающихся правильно организовать свою работу, систематическое несоблюдение правил техники безопасности и гигиены труда приводит к тому, что за полученное образование ученик часто платит своим здоровьем: нарушение осанки, близорукость, нервные расстройства и др. Актуальность проблемы здоровьесбережения обучающихся диктует необходимость формирования у них навыков научной организации учебного труда.
Схема анализа процесса воспитания на уроке
I. Использование воспитательных возможностей организации урока.
1. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся).
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности (организация самостоятельной работы, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать свое мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учениками, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание обучающимися друг друга).
II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.
III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами).