в чем суть требований к юридической технике
В чём суть требований к юридической технике?
Представляется, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.
На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций. В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.
На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был рассмотрен в первом чтении в ноябре 1996 года, однако так и не был принят. Законопроект предусматривал специальную главу, где в одиннадцати статьях излагались основные правила законодательной техники. Также стоит упомянуть Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (с изменениями 07.07.2006 № 418) Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. Особую группу федеральных нормативных правовых актов составляют государственные стандарты.
Требования и правила юридической техники
Представляется, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.
На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций. В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.
На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был рассмотрен в первом чтении в ноябре 1996 года, однако так и не был принят. Законопроект предусматривал специальную главу, где в одиннадцати статьях излагались основные правила законодательной техники. Также стоит упомянуть Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (с изменениями 07.07.2006 № 418)
Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. Особую группу федеральных нормативных правовых актов составляют государственные стандарты.
1.1.Задача использования юридической техники. Общее понятие и значение юридической техники
Одной из задач использования юридической техники является обеспечение стабильности. В этом смысле юридическая техника, будучи в достаточной степени разработанной, становится дисциплинирующим фактором, барьером, препятствием на пути абстрактных стремлений или самоуправных действий’. Она дает знания о конкретных условиях оформления какого-либо юридического документа, совершения какого-либо действия, позволяет предвидеть правовые последствия, вытекающие из определенного юридического факта.
В более прикладном плане о важности юридической техники рассуждают и зарубежные специалисты. Как известно, одна из целей юридического образования — научить студентов думать, говорить и писать юридически правильно. Недостаточно одного лишь подхода к анализу юридической ситуации. Необходимо еще соответствующим образом изложить результаты проведенного анализа. Многие думают, что главное — устное изложение. Но современная юридическая практика делает больший акцент на письменном изложении. Великолепной юридической проницательности даже вкупе с отличными ораторскими способностями редко бывает достаточно. Большая часть времени практикующего юриста проходит за составлением различных юридических документов: писем, запросов, завещаний, договоров, уставов и иных документов. Поэтому логично предположить, что для того, чтобы уметь составлять такие документы, необходимо владеть техникой юридического письма (приемами юридической техники).
Для обеспечения высокого уровня разработки и исполнения юридических норм поддерживается и развивается теория права, одной из задач которой является достижение справедливости и эффективности правовых норм’. Инструментом этой науки служит юридическая техника. Рассмотрим некоторые ее элементы, но сначала проанализируем такие понятия, как юридическая техника и язык права.
Юридическую технику в широком смысле можно определить как совокупность средств и методов, посредством которых цели, намечаемые или преследуемые властными органами гражданскою общества, укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного исполнения этих норм.
Юридическая техника в узком смысле ограничивается вопросами, определяющими или уточняющими условия использования языка права и структуры юридического рассуждения, а также различными техническими приемами, средствами и правилами. Можно выделить основные аспекты юридической техники: совокупность средств (юридическая терминология, юридические конструкции) и приемов (приемы изложения юридических норм, система отсылок и т.д.) технического порядка; правила наиболее рационального составления и правильного изложения правовых актов.
В настоящем руководстве под юридической техникой понимается совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях достижения их ясности, понятности и эффективности3. Таким образом, объектом юридической техники является текст юридического документа, в отношении которого применяются
1.3.Текст юридического документа –объект юридической техники
современном мире документы играют значительную роль, с их помощью средства правового регулирования (нормы, соглашения, индивидуальные решения) становятся объективными и доступными для других субъектов права. Юридические документы позволяют достичь определенности, стабильности в отношениях между людьми, юридическим действиям придается официальность.
На протяжении длительного периода документом в широком смысле считалась бумага, которая подтверждала какой-либо факт, несла информацию. Использование в современных условиях компьютеров документы не отменяет, напротив, новая их электронная форма только усилила документооборот. По содержанию, бумажные и электронные документы носят текстовый, графический, фотографический, изобразительный, звуковой характер.
Юридические документы – это официальные письменные акты, принимаемые в пределах компетенции уполномоченного органа, обладающие целевой ориентацией, особой формой фиксации юридических предписаний и реквизитами, предназначенные информационно опосредовать и выражать различного рода социальные связи правового характера.
Юридическим документам присущи следующие признаки:
а) они могут иметь как документальный, так и электронный характер,
б) основанием их издания является закон (в широком смысле, т.е. законодательство),
в) документы составляются в пределах компетенции (если речь идет о государственных органах и должностных лицах) или правоспособности (если речь идет о гражданах и организациях),
г) они должны быть составлены в соответствии с правилами юридической техники,
д) юридические документы порождают юридические последствия, т.е. имеют обязательный характер,
е) документы предназначены для регулирования общественных отношений, придания им стабильности и устойчивого характера.
К юридическим документам относятся:
1) нормативные документы – содержат нормы права, также они являются источниками права;
2) интерпретационные акты – выраженный в соответствующей юридической форме результат толкования, содержащий в себе разъяснение фактического смысла интерпретируемых норм права;
3) документы, фиксирующие юридические факты:
— документы, фиксирующие правовой статус субъектов,
— документы, фиксирующие правовой режим объектов (ценные бумаги, свидетельство о праве собственности на недвижимость),
— документы, фиксирующие акты-события или акты-действия;
Все они создаются и совершенствуются при помощи особого вида техники – юридической. Юридическая техника –это совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации законов, иных правовых актов, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование, подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основным объектом юридической техники выступает текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Текст закона строится в соответствии с требованиями полноты, точности, завершенности словесного выражения юридических норм, содержания закона. Законодательный текст должен быть редакционно отработан, соответствовать правилам грамматики, стилистики, лексики, До окончательного принятия закона в нем необходимо устранить все редакционные недостатки, произвести редакционные уточнения и дополнения.
Т. В. Кашанина рассматривает следующие признаки юридической техники:
1) юридическая техника – это совокупность юридических инструментов, которые применяются, как правило, в строгой последовательности;
2) юридическая техника способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт;
3) юридическая техника позволяет эффективно проводить юридическую работу;
4) юридический инструментарий зависит от уровня развития общества и от достигнутых им высот в области экономики, политики, нравственности.
Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
Юридическая техника основывается на следующих принципах:
— определенность юридической формы (исключение двусмысленностей и неадекватности применяемых понятий);
— ясность юридического языка;
— конкретность формулируемых положений;
— устойчивость общепринятых выражений и терминов;
— системность (положения проекта нормативного акта должны учитывать требования действующей системы законодательства;
— компактность юридических формулировок.
Юридическая техника действует путем применения определенного набора средств, среди которых основными являются: юридические термины (это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала по тому или иному типу связи между его элементами), технические правила оформления нормативно – правового акта, предполагающие наличие необходимых реквизитов, технические приемы.
Все юридические термины делятся на три группы: общеупотребительные термины (слова обычного литературного языка), специальные юридические термины (это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений возникающие в процессе юрисдикционной деятельности), специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность неюридических наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке.
Юридическая конструкция – специфическое построение нормативного правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.
К техническим правилам относят:
1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
К техническим приемамотносят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
Основным критерием классификации видов юридической техники можно выбрать стадии правового регулирования: правотворчество, действие права, реализация права. В связи с этим можно говорить о шести видах юридической техники: правотворческая техника, техника опубликования нормативных актов, техника систематизации нормативных актов, интерпретационная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника.
Законодательная техника – важнейшая составная часть юридической техники, представляющая собой совокупность специфических средств, правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.
Законодательная техника – совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации нормативных правовых актов.
Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы:
1) выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические приемы);
2) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона;
3) структурного построения норм права и нормативных правовых актов;
4) процедуры принятия законопроектов;
5) опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов;
6) систематизации законодательства.
Нормативные акты должны быть содержательными и эффективными. Содержание любого нормативного акта должно отвечать следующим требованиям: законности, соответствия нормам морали, целесообразности, обоснованности, эффективности, своевременности, стабильности, экономичности реальности, оптимальности. К внешним формальным реквизитам нормативного правового акта относят: наименование вида нормативного правового акта, заголовок, номер нормативного правового акта, дата принятия, преамбула, рубрикация, статья, заключительные и переходные положения, подпись соответствующего должностного лица. Значительную роль в подготовке нормативного правового текста играют правила формальной логики. Характер юридической логики накладывает отпечаток на логические правила, используемые при составлении нормативных актов, некоторые из них носят общий характер и важны для всех юридических документов:
— единообразное понимание терминов;
— согласованность различных частей правового документа;
— согласованность различных правовых документов;
— отсутствие противоречий между частями правового документа;
— отсутствие противоречий между различными правовыми документами;
— последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов;
— убедительность правовых документов.
Правоприменительная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов.
Формальные требования к подготовке правоприменительных актов можно объединить в следующие группы:
принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, должностным лицом;
принимается строго в пределах его компетенции уполномоченного лица;
не должен противоречить требованиям законодательства;
логичность и последовательность изложения;
правильное использование юридических терминов и оборотов.
должен приниматься в установленной законом форме (приказ, распоряжение);
должен содержать необходимые реквизиты (дата, подписи, наименование).
обязательное наличие юридической основы принятия акта (четкое обозначение нормы, подлежащей применению);
соответствие фактических и нормативных оснований;
как правило, требуется наличие описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Значительными особенностями обладают правила подготовки судебных решений. Они регламентируются процессуальным законодательством Российской Федерации. Например, глава 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регулирует такие вопросы, как форма решения суда, его содержание, исправление описок и явных арифметических ошибок и др. Согласно статье 198 названного законодательного акта решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Статья 11. Основные правила юридической техники, предъявляемые к правовым актам
Статья 11. Основные правила юридической техники, предъявляемые к правовым актам
1. Правовые акты излагаются на русском языке с соблюдением официально-делового стиля и юридической терминологии. Положения правовых актов должны быть лаконичными и содержательно согласованными, исключающими неоднозначное толкование, декларации и повторы.
2. При изложении текста правовых актов сначала размещаются общие, а затем конкретные положения.
3. В правовых актах необходимо избегать дублирования норм, содержащихся в федеральных законах и иных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных правовых актах города Москвы, за исключением случаев, когда их воспроизведение обусловлено необходимостью упорядоченного изложения положений правовых актов.
4. В правовых актах используются понятия, являющиеся общепринятыми или определенные в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных правовых актах города Москвы.
5. При использовании в правовых актах ранее не определенных понятий, а также технических и других специальных понятий необходимо давать их определения в самих правовых актах. В правовых актах следует избегать использования иностранных понятий. Одни и те же понятия в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму.
6. В случае если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать их дублирования в правовых актах возможно использование ссылок на другие положения этих правовых актов, иные правовые акты, правовые акты Российской Федерации либо их отдельные положения. В законах города Москвы могут даваться ссылки только на федеральные законы и законы города Москвы, их отдельные положения.
7. Другие технико-юридические требования к правовым актам определяются нормативными правовыми актами города Москвы.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Законодательная техника
Параграф 1. Общие положения о законодательной технике
Статья 52. Унификация требований законодательной техники
1. Нормативные правовые акты Свердловской области должны соответствовать единым требованиям законодательной техники, установленным настоящим Кодексом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Свердловской области.
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Органы государственной власти Свердловской области при установлении технико-юридических требований к правовым актам органов государственной власти, их подразделений и должностных лиц должны обеспечивать унификацию требований законодательной (юридической) техники на основе требований, установленных настоящим Кодексом.
Статья 53. Правила законодательной техники
Детализированные правила законодательной (юридической) техники, обязательные при подготовке, рассмотрении, принятии и опубликовании правовых актов Свердловской области, в соответствии с настоящим Кодексом утверждаются:
Статья 54. Виды текстов правового акта Свердловской области
1. Различаются следующие виды текстов правового акта:
2. Подлинник правового акта, официально опубликованный текст правового акта, заверенная копия правового акта признаются официальными текстами правового акта.
3. Требования к различным видам текстов нормативных правовых актов и порядок их использования (применения) устанавливаются федеральным законодательством, настоящим Кодексом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Свердловской области.
4. Подлинник нормативного правового акта Свердловской области составляется (оформляется) в одном экземпляре.
Текст подлинника нормативного правового акта Свердловской области печатается на стандартных листах формата А4 (210×297 мм) на одной стороне через полтора межстрочных интервала. Виды и размер шрифтов, используемых для печати подлинника, а также другие технические требования к его оформлению должны быть одинаковыми для всех видов нормативных правовых актов Свердловской области и соответствовать требованиям, установленным для оформления законов Свердловской области.
Статья 55. Составные части правового акта
1. Правовой акт как документ (текст правового акта) состоит из реквизитов и содержательной части.
Параграф 2. Реквизиты правовых актов Свердловской области
Статья 56. Реквизиты Устава Свердловской области
Устав Свердловской области имеет следующие реквизиты:
1) изображение герба Свердловской области (на подлиннике Устава Свердловской области), расположенное над обозначением вида правового акта, объединенного с его наименованием, по центру;
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3) обозначение вида правового акта как основного закона Свердловской области, объединенное с его наименованием, выраженное словами «Устав Свердловской области»;
4) гриф принятия закона Свердловской области Законодательным Собранием, состоящий из слов «Принят Законодательным Собранием Свердловской области» и даты принятия Устава Свердловской области в окончательной редакции;
5) место принятия Устава Свердловской области, в качестве которого указывается город Екатеринбург;
6) подпись Губернатора Свердловской области, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике Устава Свердловской области), его инициалы и фамилию;
7) дату подписания Устава Свердловской области Губернатором Свердловской области.
8) номер Устава Свердловской области как основного закона Свердловской области, состоящий из порядкового номера и буквенного индекса «ОЗ», разделенных дефисом, присваиваемый исходя из даты принятия Устава Свердловской области после его подписания Губернатором Свердловской области.
Статья 57. Реквизиты законов Свердловской области
1. Закон Свердловской области, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, должен иметь следующие реквизиты:
1) изображение герба Свердловской области (на подлиннике закона Свердловской области), расположенное над обозначением вида правового акта по центру;
2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Закон Свердловской области»;
3) наименование закона Свердловской области;
4) гриф принятия закона Свердловской области Законодательным Собранием, состоящий из слов «Принят Законодательным Собранием Свердловской области» и даты принятия закона Свердловской области в окончательной редакции;
5) место принятия закона Свердловской области, в качестве которого указывается город Екатеринбург;
6) подпись Губернатора Свердловской области, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике закона Свердловской области), его инициалы и фамилию;
7) дату подписания закона Свердловской области Губернатором Свердловской области;
8) номер закона Свердловской области, состоящий из порядкового номера и буквенного индекса «ОЗ», разделенных дефисом, присваиваемый закону Свердловской области после его подписания Губернатором Свердловской области.
2. Закон Свердловской области, принятый на референдуме Свердловской области, имеет гриф принятия, состоящий из слов «Принят на референдуме Свердловской области», и не имеет грифа его принятия Законодательным Собранием, а также подписи Губернатора Свердловской области и места принятия закона Свердловской области. Закону Свердловской области, принятому на референдуме Свердловской области, номер присваивается исходя из даты принятия закона Свердловской области.
3. Закон Свердловской области, повторно принятый Законодательным Собранием в редакции, ранее принятой Законодательным Собранием, после его отклонения Губернатором Свердловской области имеет гриф повторного принятия, состоящий из слов «Повторно принят Законодательным Собранием Свердловской области» и даты повторного принятия.
4. Гриф принятия закона Свердловской области располагается после наименования закона Свердловской области.
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Реквизиты закона Свердловской области, определяемые после его подписания Губернатором Свердловской области, проставляются на подлиннике закона после его подписания.
Статья 58. Реквизиты постановлений Законодательного Собрания
Постановления Законодательного Собрания должны иметь следующие реквизиты:
1) изображение герба Свердловской области (на подлиннике постановления);
2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Постановление Законодательного Собрания Свердловской области»;
3) наименование постановления;
4) дату принятия постановления;
5) номер постановления, состоящий из порядкового номера и отделенного от него дефисом буквенного индекса «ПЗС»;
6) место принятия постановления, в качестве которого указывается город Екатеринбург;
7) подпись председателя Законодательного Собрания, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике постановления), его инициалы и фамилию.
Статья 59. Реквизиты правовых актов Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области
1. Указы и распоряжения Губернатора Свердловской области, постановления и распоряжения Правительства Свердловской области должны иметь следующие реквизиты:
1) изображение герба Свердловской области (на подлиннике правового акта);
2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Указ Губернатора Свердловской области», «Распоряжение Губернатора Свердловской области», «Постановление Правительства Свердловской области» или «Распоряжение Правительства Свердловской области»;
3) наименование правового акта;
4) дату принятия правового акта;
5) номер правового акта;
6) место принятия правового акта, в качестве которого указывается город Екатеринбург;
7) подпись уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его инициалы и фамилию.
2. Номер указа Губернатора Свердловской области состоит из порядкового номера указа и буквенного индекса «УГ», разделенных дефисом.
Номер распоряжения Губернатора Свердловской области состоит из порядкового номера распоряжения и буквенного индекса «РГ», разделенных дефисом.
Номер постановления Правительства Свердловской области состоит из порядкового номера постановления и буквенного индекса «ПП», разделенных дефисом.
Номер распоряжения Правительства Свердловской области состоит из порядкового номера распоряжения и буквенного индекса «РП», разделенных дефисом.
Статья 60. Реквизиты правовых актов областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области и государственных органов Свердловской области, не являющихся органами государственной власти Свердловской области
1. Правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области и государственных органов Свердловской области, не являющихся органами государственной власти Свердловской области, должны иметь следующие реквизиты:
1) изображение герба Свердловской области (на подлиннике правового акта);
2) обозначение вида правового акта;
3) Наименование правового акта;
4) дату принятия правового акта;
5) номер правового акта;
6) место принятия правового акта, в качестве которого указывается город Екатеринбург;
7) подпись уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его инициалы и фамилию.
2. Номер правового акта областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области и государственных органов Свердловской области, не являющихся органами государственной власти Свердловской области, состоит из его порядкового номера и буквенного индекса, разделенных дефисом. Буквенные индексы номеров правовых актов указанных органов формируется на основе первых букв соответствующих видов правовых актов и наименований государственных органов, издающих эти правовые акты.
Статья 61. Реквизиты нормативного правового акта, утвержденного другим нормативным правовым актом
Нормативный правовой акт Свердловской области, утвержденный другим нормативным правовым актом, должен иметь следующие реквизиты:
2) обозначение вида нормативного правового акта (положение, инструкция, регламент или иной вид акта), объединенное с его наименованием.
Статья 62. Оформление отдельных реквизитов правовых актов Свердловской области
1. Изображение герба Свердловской области располагается на подлиннике правового акта над обозначением вида правового акта по центру.
На подлиннике правового акта воспроизводится полное полноцветное изображение герба Свердловской области.
На других официальных и неофициальных текстах правового акта допускается воспроизведение полного одноцветное изображения герба Свердловской области.
2. Наименование (заголовок) правового акта должен быть по возможности кратким и обозначать тему (предмет регулирования) правового акта.
3. Даты в реквизитах правового акта оформляются словесно-цифровым способом в следующей последовательности: день месяца (арабскими цифрами), месяц (словом в соответствующем падеже), год (арабскими цифрами) с добавлением слова «год» в соответствующем падеже без сокращения.
5. В официальных текстах правового акта наименование должности и подпись полномочного лица, место принятия правового акта, дата принятия (подписания) правового акта и его номер располагаются после содержательной части правового акта в указанной в настоящем пункте последовательности.
Параграф 3. Структура содержательной части правового акта
Статья 63. Структурные элементы содержательной части правового акта
1. Структурными элементами содержательной части правового акта могут быть:
7) статьи (в законах Свердловской области, и регламенте Законодательного Собрания Свердловской области) либо пункты (в иных нормативных правовых актах), для совместного обозначения которых далее употребляется выражение «статьи (пункты)»;
9) части статей (пунктов);
10) подпункты статей (пунктов), пунктов статей, части статей (пунктов);
Текст содержательной части правового акта может иметь также иные структурные элементы, предусмотренные законодательством либо использование которых обусловливается содержанием, объемом и особенностями правового акта, в частности наличием в нем приложений, таблиц, схем, рисунков и карт. Указанные структурные элементы должны иметь внутреннюю структуру, позволяющую делать однозначные ссылки на ее элементы, в частности при внесении в них изменений.
2. Преамбула правового акта может содержать разъяснение мотивов его издания, юридическое обоснование издания акта с указанием соответствующих правовых актов, а также фактические данные, связанные с изданием правового акта. Включение в преамбулу нормативных положений не допускается.
Преамбула не имеет заголовка и обозначения в виде слова «Преамбула». Преамбула может состоять из абзацев.
В постановлениях Законодательного Собрания Свердловской области, указах Губернатора Свердловской области и постановлениях Правительства Свердловской области преамбула завершается постановляющей фразой либо целиком состоит из постановляющей фразы.
3. Статья (пункт) правового акта содержит одно или более нормативных или ненормативных положений.
Статьи (пункты) нормативного правового акта наряду с нормативными положениями в отдельных случаях могут содержать ненормативные положения.
Деление содержательной части правового акта на статьи (пункты) является обязательным.
Приложения к закону, не являющиеся правовыми актами, вместо статей могут иметь пункты либо не иметь статей и пунктов.
4. Статьи (пункты) правового акта могут объединяться в главы.
Главы правового акта в необходимых случаях могут включать параграфы, состоящие из статей (пунктов),
Главы правового акта могут объединяться в разделы.
Разделы правового акта в необходимых случаях могут включать подразделы, состоящие из глав.
Разделы кодекса, иного значительного по объему кодифицированного правового акта могут объединяться в части.
Части, разделы, подразделы, главы, параграфы правового акта должны включать в себя, как правило, не менее двух структурных элементов текста нижестоящего уровня.
5. Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяются исходя из объема и содержания акта.
6. Утверждаемые законом Свердловской области и прилагаемые к нему программы, методики и тому подобные акты (документы) в качестве первичных структурных элементов должны иметь статьи, которые могут объединяться в главы, причем последние в необходимых случаях могут включать параграфы, состоящие из статей.
Статья 64. Заголовки структурных элементов текста правового акта
1. Структурный элемент текста правового акта за исключением преамбулы, части статьи (пункта) и абзаца имеет заголовок, состоящий из обозначения вида структурного элемента, порядкового номера структурного элемента и наименования структурного элемента, если законодательством не установлено иное.
2. Заголовок части правового акта состоит из последовательно расположенных слова «Часть» с прописной буквы, порядкового номера и наименования части.
Заголовок части может не иметь наименования либо иметь следующий вид: «Общая часть», «Особенная часть», «Заключительная часть».
3. Заголовок раздела, подраздела, главы, параграфа правового акта состоит из последовательно расположенных слова, обозначающего соответствующий структурный элемент («Раздел», «Подраздел», «Глава», «Параграф») с прописной буквы, порядкового номера и наименования структурного элемента.
4. Заголовок статьи правового акта состоит из последовательного расположенных слова «Статья» с прописной буквы, порядкового номера и наименования статьи.
Могут не иметь наименований заголовки статей законов Свердловской области об изменении, дополнении или признании утратившими силу (отмене) ранее принятых законов, о введении в действие законов Свердловской области, о приостановлении действия законов Свердловской области; законов Свердловской области об областном бюджете и бюджетах областных внебюджетных фондов, о территориях и границах муниципальных образований, об административно-территориальном делении Свердловской области, законов Свердловской области, содержащих ненормативные положения, а также приложений к законам Свердловской области, в том числе утвержденных ими правовых актов.
Заголовок статьи, не имеющий наименования, располагается над текстом статьи и начинается с абзацного отступа.
5. Заголовок пункта правового акта состоит из последовательно расположенных порядкового номера и наименования пункта.
Заголовок пункта правового акта может не иметь наименования. В этом случае порядковый номер пункта проставляется непосредственно перед началом пункта, начинающегося с абзацного отступа.
6. Порядковые номера структурных элементов текста правового акта проставляются арабскими цифрами с точкой после них.
7. Структурные элементы текста правового акта должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего правового акта, за исключением подразделов и параграфов.
Приложения к правовым актам, в том числе утвержденные ими правовые акты, имеет самостоятельную сквозную нумерацию структурных элементов.
8. Вновь включаемым в текст правового акта структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис дополнительных номеров, начиная с первого. Новым структурным элементам, включаемым в текст правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
Статья 65. Структура статьи (пункта) правового акта
1. Статья правового акта может состоять из пунктов.
Пункт статьи может состоять из одного абзаца текста образуемого не менее чем одним предложением либо из частей и (или) подпунктов.
Пункты статьи нумеруются в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой (без включения в порядковый номер пункта статьи порядкового номера данной статьи). Порядковый номер пункта статьи является его заголовком.
2. Статья правового акта, не разделенная на пункты, может состоять из одного абзаца текста, образуемого не менее чем одним предложением либо из частей и (или) подпунктов.
3. Пункт правового акта может состоять из одного абзаца текста, образуемого не менее чем одним предложением, либо из частей и (или) подпунктов.
4. Часть статьи (пункта), часть пункта статьи правового акта могут состоять из одного абзаца, текста нескольких абзацев одного предложения либо подпунктов.
5. Подпункты статьи (пункта) правового акта, подпункты пункта статьи правового акта, подпункты части пункта статьи правового акта образуются абзацами одного предложения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой и пронумерованными в пределах этого предложения арабскими цифрами со скобкой справа без точки.
6. Абзацем признается фрагмент текста правового акта, заключенный между абзацным отступом (красной строкой) и окончанием предложения (текста) либо другим абзацным отступом.
Если абзац не является пунктом, подпунктом либо иным имеющим специальное название структурным элементом правового акта, то при ссылках на него в правовых актах он обозначается словом «абзац» без сокращения.
7. Дополнение статьи (пункта) правового акта новыми нумеруемыми структурными элементами или исключение из текста статьи (пункта) правового акта нумеруемого структурного элемента влечет полное изменение нумерации соответствующих структурных элементов, за исключением случаев, когда сохранение прежней нумерации целесообразно, в частности, ввиду наличия многочисленных ссылок на них в других правовых актах.
При внесении изменений в статью (пункт) правового акта с сохранением прежней нумерации структурных элементов статьи (пункта) применяются правила, установленные пунктом 8 статьи 64 настоящего Кодекса.
8. Статьи (пункты) правового акта могут иметь не предусмотренные настоящей статьей структурные особенности, обусловленные характером и формой выражения, содержащихся в них положений (в частности, в виде таблиц, схем, формул и рисунков).
Параграф 4. Требования к изложению и содержанию правового акта
Статья 66. Язык изложения правовых актов Свердловской области
1. Правовые акты Свердловской области излагаются на русском языке.
2. Допускается использование в правовых актах новых иностранных терминов и выражений, если в русском языке отсутствуют имеющие тот же смысл термины и выражения, или терминов иностранного происхождения, ставших в русском языке общеупотребительными.
Статья 67. Требования к изложению правовых актов Свердловской области
1. Правовой акт должен излагаться простым, ясным языком.
2. В правовых актах не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
3. Наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций, а также географические наименования и иные имена собственные пишутся в правовых актах с прописной буквы.
4. Даты в содержательной части законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области оформляются словесно-цифровым способом в соответствии с пунктом 3 статьи 62 настоящего Кодекса.
Даты в содержательной части ненормативных правовых актов Свердловской области могут оформляться цифровым способом в следующей последовательности: день месяца и месяц (обозначенные двумя парами цифр с точками, с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем), год (обозначенный четырьмя цифрами) с добавлением слова «год» с его сокращением до первой буквы с точкой.
5. Приводимые в правовом акте таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки и карты помещаются, как правило, в приложениях к правовому акту.
Статья 68. Употребление терминов в правовых актах Свердловской области
1. Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.
2. Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в данном правовом акте либо в настоящем Кодексе.
3. В правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
Даты в содержательной части ненормативных правовых актов Свердловской области могут оформляться цифровым способом в следующей последовательности: день месяца и месяц (обозначенные двумя парами цифр с точками, с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем), год (обозначенный четырьмя цифрами) с добавлением слова «год» с его сокращением до первой буквы с точкой.
Статья 69. Воспроизведение положений нормативных правовых актов
1. В случае необходимости в нормативном правовом акте Свердловской области воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов Свердловской области, обладающих более высокой юридической силой, со ссылкой на такие акты.
2. В нормативных правовых актах Свердловской области не допускается воспроизведение положений федеральных нормативных правовых актов, за исключением случаев, когда такое воспроизведение необходимо для обеспечения системности, полноты и ясности правового регулирования.
При воспроизведении положений федеральных нормативных правовых актов на них делается ссылка.
3. Положения других нормативных правовых актов должны воспроизводиться без смыслового искажения и таким образом, чтобы было видно, какой именно текст нормативного правового акта является воспроизведением положений другого нормативного правового акта.
Параграф 5. Официальное обозначение правовых актов Свердловской области, ссылки на нормативные правовые акты и их структурные элементы
Статья 70. Официальное обозначение правовых актов Свердловской области
1. Правовой акт имеет полное и сокращенное официальное обозначение.
2. Полное официальное обозначение правового акта Свердловской области включает последовательно расположенные:
1) обозначение вида акта;
4) наименование акта, заключенного в кавычки;
5) сведения об изменениях, внесенных в акт, если таковые имеются;
6) сведения об источнике официального опубликования акта, а также актов, которыми внесены изменения в данный акт, если таковые имеются.
В случаях, установленных законодательством Свердловской области, полное официальное обозначение правового акта Свердловской области может включать также иные необходимые сведения.
3. Сокращенное официальное обозначение правового акта включает последовательно расположенные:
1) обозначение вида акта;
2) дату принятия (подписания) акта с предшествующим ей словом «от»;
4) наименование акта, заключенное в кавычки.
В случаях, установленных законодательством Свердловской области, сокращенное обозначение нормативного правового акта Свердловской области может иметь иной состав сведений из числа сведений, входящих в состав полного официального обозначения нормативного правового акта.
4. Полное официальное обозначение нормативного правового акта Свердловской области, утвержденного другим нормативным правовым актом, включает последовательно расположенные:
1) заголовок нормативного правового акта, включающий обозначение нормативного правового акта и его наименование;
2) гриф утверждения нормативного правового акта, состоящий из согласованных между собой слова «утвержденный» в соответствующем роде и полного официального обозначения нормативного правового акта, которым утвержден нормативный правовой акт.
5. Сокращенное официальное обозначение нормативного правового акта Свердловской области, утвержденного другим нормативным правовым актом, включает последовательно расположенные:
1) заголовок нормативного правового акта, включающий обозначение вида нормативного правового акта и его наименование;
2) гриф утверждения нормативного правового акта, состоящий из согласованных между собой «утвержденный» в соответствующем роде и сокращенного официального обозначения нормативного правового акта, которым утвержден нормативный правовой акт, включающего обозначение вида акта, даты принятия (подписания) акта с предшествующим ей словом «от» и номера акта.
6. В официальных обозначениях законов Свердловской области вид правового акта обозначается как «закон Свердловской области» независимо от времени принятия закона и формы обозначения в нем вида правового акта.
7. Дата принятия (подписания) нормативного правового акта в его официальном обозначении оформляется словесно-цифровым способом в соответствии с пунктом 3 статьи 62 настоящего Кодекса.
8. Сведения об изменениях, внесенных в нормативный правовой акт, в его официальном обозначении состоят из слов «с изменениями, внесенными» и сокращенного официального обозначения нормативного правового акта, которым внесены изменения, без указания его наименования. Если изменения в нормативный правовой акт внесены более чем одним нормативным правовым актом, указываются в хронологическом порядке сокращенные официальные обозначения всех этих нормативных правовых актов с общим обозначением вида нормативного правового акта.
Сведения об источнике официального опубликования нормативного правового акта в его официальном обозначении заключаются в скобки и включают последовательно расположенные:
2) указание года издания без употребления слова «год» в полном или сокращенном виде;
3) указание номера «Собрания законодательства Свердловской области» либо даты выхода номера «Областной газеты» словесно-цифровым способом;
Если в нормативный правовой акт внесены изменения, в его официальном обозначении указываются сведения об источниках опубликования всех изменений.
10. Полное официальное обозначение нормативного правового акта используется:
1) при ссылке на нормативный правовой акт в случае его изменения, дополнения, признания утратившим силу, введение его в действие, приостановление его действия возобновления его действия, изменения сферы его действия (при первом упоминании в тексте акта);
2) в официальных указателях нормативных правовых актов Свердловской области;
3) в других случаях, установленных законодательством.
11. Сокращенное официальное обозначение нормативного правового акта используется:
1) при ссылках на правовой акт в наименовании правового акта;
2) при ссылках на нормативный правовой акт в преамбуле правового акта;
3) при ссылках в тексте правового акта, если законодательством не установлена иная форма официального обозначения;
4) в других случаях, установленных законодательством.
Статья 71. Ссылки на нормативные правовые акты и их структурные элементы
1. Ссылки в нормативном правовом акте на структурные элементы его текста, а также на иные действующие нормативные правовые акты или структурные элементы их текстов применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов.
2. В нормативных правовых актах областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области указывается, во исполнение каких актов, обладающих более высокой юридической силой, они издаются.
3. При ссылке в законе Свердловской области на этот закон применяется выражение «настоящий Закон» («настоящий Кодекс») в соответствующем падеже.
Аналогичным образом делаются подобные ссылки в других правовых актах Свердловской области.
4. При ссылке в нормативном правовом акте на другой нормативный правовой акт применяется его сокращенное официальное обозначение, если нормативными правовыми актами Свердловской области не установлено иное.
При ссылке в нормативных правовых актах на Устав Свердловской области применяется следующее его обозначение: «Устав Свердловской области» либо (в сочетании с другими законами) «Устав Свердловской области и законы Свердловской области», «Устав Свердловской области и иные законы Свердловской области». Аналогичное обозначение применяется при ссылке на кодекс Свердловской области.
5. При ссылках в нормативных правовых актах на законы Свердловской области без указания реквизитов конкретных законов допускается обозначение закона Свердловской области словами «областной закон», «областные законы».
6. При ссылках на фрагменты текста нормативного правового акта могут указываться его отдельные предложения, слова (словосочетания), знаки препинания, числа, цифры, иные подобные элементы текста.
7. При ссылке в нормативном правовом акте на структурные элементы данного нормативного правового акта указывается обозначение вида структурного элемента (без сокращения) и его порядкового номера.
8. Ссылки на федеральные правовые акты, правовые акты других субъектов Российской Федерации, правовые акты муниципальных образований оформляются применительно к правилам, установленным настоящим Кодексом для обозначения правовых актов в Свердловской области с учетом правил, установленных федеральным законодательством и практикой оформления ссылок, сложившихся в федеральном законодательстве.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.