в чем суть теории поля к левина
Познание мира
Курт Левин и теория поля
Несколько лет назад, до того, как возникла отрасль психологии, называемая социальной психологией, люди рассматривали наше поведение только как реакции. В то время бихевиоризм был популярной теорией, и ученые использовали ее, чтобы попытаться объяснить наше поведение. Когда кто-то бьет вас, ваша реакция состоит в том, чтобы защитить себя, отклоняясь или избегая. Таким образом, в соответствии с этим образом мышления, стимулы и ассоциации были тем, что формировало наше поведение.Но эти отношения стимул-ответ были слишком просты. Бихевиоризм упустил из виду наше восприятие и даже наши мысли.
Единственный человек, который понял, это был Курт Левин. Этот психолог придумал теорию поля, среди других теорий, они делают акцент на взаимодействии людей с окружающей средой. Его исследования были настолько важны, что его теперь считают одним из отцов социальной психологии.
Жизнь Курта Левина
Курт Левин родился в Пруссии, которую мы сейчас называем Польшей. Позже его семья переехала в Германию, где он изучал медицину и биологию. В конце концов он начал больше интересоваться психологией и философией.
Во время Первой мировой войны Курт был ранен после того, как Германия отправила его в бой. Вернувшись домой, он начал работать в Берлинском институте психологии. Курт решил покинуть Германию, когда нацисты набирали силу. В итоге он поселился в США, где преподавал в нескольких разных университетах.
Он был в контакте с идеологиями, похожими на социализм, марксизм и борьбу за права женщин. Эти идеи приводят его к одному выводу: психология может помочь сделать общество более равным. Вот почему он приложил все усилия, чтобы попытаться понять, какие факторы действительно повлияли на наше поведение.
С целью изучения человеческого поведения Курт Левин искал вдохновение в теориях об относительности и квантовой физике. Он нашел одну теорию, которая могла бы работать на него: теория поля. Чтобы сделать эту теорию частью психологии, он решил изучить поведение, но не отделяя ее от его естественного контекста.
Вот почему он сосредоточился на изучении групп. Его исследования создали прецедент для того, что впоследствии станет социальной психологией и организационной психологией. Его эксперименты вращались вокруг групповой психологии, динамики организационных изменений и лидерства.
Теория поля
Исходя из теории поля в физике, Курт Левин установил два основных условия для своей теории поля.
В физике поле — это область пространства, в которой есть свойства, которые проявляются в виде физических величин (температура, энергия и т. д.). Левин использовал концепцию «энергетического поля» из физики в своей теории поля, чтобы объяснить факторы окружающей среды, которые играют роль в поведении человека.
По его словам, поведение не зависит от прошлого или будущего. Это на самом деле зависит от всех текущих фактов и событий и от того, как субъект их видит. Факты взаимосвязаны, и они составляют динамическое энергетическое поле, которое он назвал пространством жизни.
Пространство жизни
Жизненное пространство, или поле психологической энергии, является окружением, которые охватывают человек, и их восприятие своей реальности. По сути, это субъективное, личное пространство.
Это как краткое изложение того, как вы смотрите на мир со всеми вашими целями, возможностями, страхами, опытом и ожиданиями. Но эта область также имеет определенные ограничения, которые проистекают из физических и социальных характеристик окружающей среды.
Теория поля Курта Левина изучает наше поведение с точки зрения общей перспективы. Таким образом, мы не заканчиваем анализом, в котором все разделено само по себе. Влияние психологического поля на наше поведение настолько велико, что Левин даже сказал, что если в поле не произойдет никаких изменений, в поведении не будет никаких изменений.
Левин считал, что психология не должна фокусироваться на изучении людей и их окружения, как если бы они были двумя совершенно отдельными частями. Вместо этого он подумал, что мы должны посмотреть, как они влияют друг на друга в реальном времени.
Важно! Если нет никаких изменений в поле, не будет никаких изменений в поведении.
Соответствующие переменные
Как и в случае с энергетическим полем, каждая часть воздействует на каждую другую часть. Чтобы понять наше поведение, мы должны помнить все переменные, которые играют роль в нем в режиме реального времени. Это верно как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Мы также не можем анализировать эти элементы по отдельности. Поэтому мы должны сосредоточиться на изучении того, как они взаимодействуют, чтобы получить полную картину того, что именно происходит. Левин предложил три ключевых переменных для объяснения этой идеи.
Левин говорит, что теория поля показывает, каковы возможные и невозможные формы поведения каждого человека. Осознание жизненного пространства помогает нам сделать логический прогноз о том, что будет делать человек. Каждое отдельное поведение или, по крайней мере, каждое намеренное поведение имеет мотивацию. Есть напряженность, толкающая его, энергии, движущие его, заряды, направляющие его, и у всего этого есть цель.
Мотивы
Курт Левин сказал, что вы можете объяснить все свои действия одним простым фактом: мы видим конкретные пути и способы снять определенную напряженность.
Курт считал, что подобные действия должны иметь положительный заряд. Вот почему вы чувствуете, что энергия заставляет вас выполнять их. И тогда другие действия должны иметь противоположный эффект. Они увеличат ваше напряжение, и поэтому они должны иметь отталкивающий эффект.
Чтобы понять все это лучше, вот пример потребности, которую мы все имеем: потребность в признании. Когда вы начинаете чувствовать эту потребность, это пробуждает мотивацию получить признание в области, которая вас интересует. Эта мотивация будет иметь положительный заряд и приведет вас к действиям с целью получения признания.
Мотивация пробудит напряжение между вашей текущей ситуацией и вашей потребностью в признании. Тогда это заставит вас подумать о возможных действиях, чтобы получить это признание. И в зависимости от того, в какой области вы хотите быть узнаваемым, вы будете делать все, что, по вашему мнению, даст вам наилучшие шансы получить его.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Курт Левин: теория поля
Курт Левин — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского». Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Биографический очерк
Курт Цадек Левин родился в прусском городке Могильно в еврейской семье. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (1848—1936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. По предложению Эрика Триста из Тавистокского института человеческих отношений, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations) (1947).
Теория поля
Теория поля (далее Т. п.), рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана Куртом Левиным в первой половине XX в. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения в Т. п. используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.
Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей («теория поля», «топологическая теория», «векторная теория» и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Т. п. – «поле», «напряжение», «жизненное пространство» и «психологическое окружение», или «психологическая среда».
Понятие «поля» определяется в Т. п. как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле «напряжено», когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.
Жизненное пространство – это психологическая реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Т. п. рассматривает поведение личности как функцию жизненного пространства, поэтому основной своей задачей считает выведение поведения личности из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент.
Психологическое окружение – это феноменальный мир личности; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность. Граница между жизненным пространством и внешним миром в Т. п. напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства – на внешний мир.
Cтруктура личности рассматривается в Т. п. как следствие дифференциации систем психологических напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации человека и математизации понятий. Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Т. п. символизирует два свойства человека: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение «часть – целое» – включенность в большее пространство.
В Т. п. различается несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство – текучесть-ригидность. Текучая среда быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. Ригидная среда сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизненном пространстве. Для графического описания особенностей психологической среды в Т. п. введены вспомогательные понятия «регион» и «локомодация«. Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психологической среде не всегда означает, что человек должен совершить физическое движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.
Личность условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличностный регион. Внутриличностный регион подразделяется на группы периферических и центральных ячеек. Психологическая среда также разделяется на регионы. Жизненное пространство окружено внешней оболочкой, представляющей часть непсихологической, или объективной, среды. Выделяется новый вид «годологического пространства» (годология – наука о путях, или локомодациях). Свойства годологического пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами – линией, эти точки соединяющей. Все эти динамические представления концепции Левин называл векторной психологией.
Важнейшие динамические понятия векторной части Т. п. – «психическая энергия», «напряжение», «потребность», «равновесие», а также «валентность» и «сила», или «вектор», с помощью которых описываются специфические локомодации личности и способы структурирования среды.
Левин полагал, что личность – сложная энергетическая система, а тип энергии, осуществляющий психологическую работу, называется психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда человек пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно других частей в результате внешней стимуляции или внутренних изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности.
Напряжение – это состояние человека или состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением других систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.
Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личности Левина выделяются потребности, соотносимые с внутренним состоянием (например, голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфическому намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психологической среды.
Динамика психологической среды в Т. п. осуществляется четырьмя способами: 1) ценность региона может меняться количественно, например, от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному; 2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды являются результатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомодации или когнитивных процессов.
Конечная цель активности личности в Т. п. – вернуть человеку состояние равновесия. Изменения в поведении личности определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.
Дифференциация – одно из ключевых понятий Т. п. и относится ко всем аспектам жизненного пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Например, для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутренней сфере, в измерении «реальность-нереальность» и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности. Т. п. определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическом окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических и селективных отношений между напряженными системами.
Т. п. внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личности и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни человека и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.
Т. п. породила множество методических разработок, экспериментов и эмпирических исследований в области психологии личности XX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Дембо, Фестингер, 1944), прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психологического пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941), конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968).
Влияние Т. п. представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний, в исследованиях открытого и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Т. п.; в теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; в теории социальной перцепции и межличностных отношений Ф. Хайдера (1958). Убедительность Т. п., жизненность исследований, эвристическая сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в современной психологии.
Публикации на русском:
Теория поля в социальных науках. — СПб.: Речь, 2000.
Разрешение социальных конфликтов. — СПб.: Речь, 2000.
Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.
Теория поля Курта Левина
Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теория психологического поля».
Теория сложилась под влиянием успехов точных наук — физики, математики. Начало XX века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.
Теория поля является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля.
Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые».
Левин исходил из того, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).
Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.
Левин различал два рода потребностей — биологические и социальные (квазипотребности).
Он вводит понятие квазипотребности, подразумевающее под собой намерение, которое появляется в определенной ситуации, а также которое обусловливает деятельность человека и стремится к разрядке. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.
Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.
Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.
Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.
Появление временной перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.
Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.
Левин создал серию интересных психологических методик.
Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения» и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда «система напряжения» сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.
Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму «квантуме» — стремящейся рас сеяться психической энергии.
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.
Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.
Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека.
Как появилось поле?
Из статьи Игоря Погодина:
Как же все-таки из первичного опыта, который нелокален по своей сути, появляется вполне осязаемый нами в пространстве и времени классический мир? Если коротко, классический мир появляется в акте взаимного рождения феномена и человека.
Но процесс этот обоюдный. Если наблюдатель и создает поле, то это не означает, что само поле не участвует в создании наблюдателя. Поэтому и получается – мы рождаем поле таким потому, что оно породило нас такими. В свою очередь мы создаем поле, создающее нас. Этакий регресс в бесконечность получается. Для диалогово-феноменологического подхода в психотерапии, напомню, базовым принципом любого контакта является следующий – «Я такой потому, что Ты есть».
Курт Левин (1890-1947) — немецкий, а затем американский психолог. Родился в еврейской семье в польском городе Могильно. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию. Образование получил в Берлинском университете. Иммигрировал из Германии после прихода к власти нацистов. С 1932 г. жил и работал в США, преподавал в Стенфордском и Корнелльском университетах. Автор концепции групповой динамики (теории психологического поля), разработанной в русле гештальт-психологии. Занимался проблемой мотивации, технологиями разрешения конфликтов, темой лидерства.
Левину принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения отдельного человека. Предложил модель групповых изменений: изменение любой группы людей проходит через три стадии: «размораживание» (разрушение у членов группы имеющейся системы ценностей и ориентиров), «изменение» (внедрение новой системы ценностей и ориентиров) и «новая заморозка» (фиксация нового состояния). Эта теория была подтверждена на практике — при проведении тренингов.
В 1946 г. начал работу над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии.