в чем суть системы станиславского
В чем заключается система Станиславского и чему она учит
Система Станиславского представляет собой метод техники игры актёра, сценическое мастерство. Разработана в начале ХХ века режиссёром, актёром, выдающимся театральным деятелем К. С. Станиславским. До наших дней лучшего варианта актёрской системы и классификации принципов игры предложить не смог никто, хотя мнения здесь расходятся очень сильно. За основу в учении по Станиславскому принято деление актёрской игры на переживание, ремесло и представление.
Как появилась система
Метод возник благодаря таланту и реформаторской работе Константина Сергеевича Алексеева (Станиславского). Задумывалась как учебник для режиссёров и актёров и появилась как результат итогов исследований предыдущих поколений, коллег по сцене и современных театральных деятелей, опыта и знаний Станиславского.
Влияние на эволюцию понятий о красоте у автора системы оказали произведения М. Горького и А.П. Чехова, устои Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, М.С. Щепкина, А.Н. Островского. Опытным путём разрабатывалось и проверялось на практике учение в Московском художественном театре.
Суть метода Станиславского
В отличие от предшествующих, система Станиславского базируется на установлении причин, обуславливающих появление эффекта, а не на постижении итогов творчества. Посредством системы постигается способ актёрской трансформации в образ, исследуется сознательное овладение бессознательным творчеством. Сверхзадача актёров и режиссёров – верно, вразумительно и углублённо олицетворить на сценических подмостках идею и содержание произведения посредством срастания актёра с ролью.
Система К.С. Станиславского делится на две части:
Первая часть посвящена работе актёра над собой, целевой, естественной работе в представляемых автором обстоятельствах. Это постоянный тренинг, в котором задействованы элементы творчества:
Вторая – посвящается труду над сценической ролью. Завершается интеграцией актёра с воплощаемым объектом.
Станиславский понимал сценическое искусство и долгие годы искал способы систематизации природных творческих законов актёра, а найдя, проверял годами. По мнению Станиславского, актёрская игра имеет три элемента.
Ремесло
Здесь подразумеваются готовые клише актёрской игры, нужные для предельного приближения игры к действительности. Это мимика, жесты, голос. Ремесло обучает актёра игре на сцене.
Представление
Если долго репетировать роль, то изначально не испытываемые актёром переживания становятся подлинными. Возникшие необходимые для воплощения роли переживания, точнее, их форма, запоминаются и позволяют сыграть роль умело, правдоподобно передать образ героя, даже если проявляемые чувства актёр на самом деле не ощущает.
Переживание
Воссоздать жизнь человеческой души и в художественной форме передать её жизнь на сцене помогают переживания. Необходимо чтобы актёр на самом деле пережил и понимал ощущения и эмоции героя, тогда воплощённый тип героя будет живым. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания подразумевает понимание роли через анализ составляющих. Это глубокий анализ роли и нужно, чтобы актёр это понимал.
Принципы системы Станиславского
Станиславский описывает два метода, применяемые на сцене.
Содержание системы основано на нескольких принципах.
Сверхзадача
Другими словами, сверхзадача – это цель, мечта, желание, ради которого работает актёр. Это идея, внедряемая в сознание людей посредством сценического искусства. Сверхзадача – это цель произведения. Правильно применяемая сверхзадача не позволит актёру допустить ошибку при выборе техники игры и средств выразительности. Сверхзадача служит идеей и целью работы артиста.
Активность действия
Основополагающий принцип, кто его не понимал, тот не понимал систему. Нет необходимости надевать маску страсти и образа, нужно функционировать в них. Всё учение Станиславского целенаправленно на активизацию естественного человеческого актёрского потенциала в процессе органичного внутреннего творчества, для того чтобы сверхзадача произведения была выполнена.
Естественность
Актёрское искусство подчиняется требованиям естественности. Искусственная, механическая игра роли актёром не впечатлит зрителя, не вызовет реакции, сверхзадача произведения не будет донесена до сознания людей. Нужно, чтобы артист это понимал.
Перевоплощение
Это итог творческой работы. Создание на сцене образа через естественную творческую трансформацию.
Жизненная правда
Основа учения Станиславского и всякого реалистичного искусства. На сцене не место условностям и приблизительности, даже если оно интересно и впечатляюще. При этом нельзя из жизни на подмостки тащить всё подряд. Поможет отделить настоящую правду от искусства сверхзадача – то, ради чего творческий человек пытается ввести идею в разум зрителей и слушателей.
Тренинг по системе
Театральная постановка – актёрское взаимодействие с кем-то или чем-то: будь то другой артист, предмет, публика или сам актёр. На сценических подмостках не бывает моментов без общения, это основа сценической жизни.
Для того чтобы общение на сцене происходило так же естественно как в реальной жизни, актёр должен оставить за пределами сцены личные чувства, помыслы и переживания, рождённые действительностью. Такой подход позволит перевоплотиться в изображаемый образ, исключит возможность вкрапления личных переживаний актёра в эмоции персонажа, роль будет передаваться естественно, а не механически. Роль должна захватывать лицедея.
Жить ролью, владеть вниманием тысячной толпы зрителей, обеспечивать постоянство контакта на сцене призван тренинг на основе Учения Станиславского, его этюды и упражнения, его метод.
Внимание
Тренинг берёт начало с упражнения на внимание. Первоначально актёр обучается восприятию мира. Тренинг взаимодействия с партнёром базируется на внимании, бдительности чувств к партнёру. Актёр в процессе сценического общения должен улавливать малейшие нюансы голоса, запахов и элементы черт. Каждый раз творчество должно быть новым и неповторимым, служить открытию. Развитию внимания помогают этюды и упражнения, предложенные К.С. Станиславским.
Тренинг внимания начинается с упражнения наблюдения за самим собой и с коммуникации с собой. Необходимо научиться концентрировать внимание в одной точке – в солнечном сплетении близ сердца, своеобразном представителе эмоций.
Мысль, проходя через эмоциональный центр, сделает взаимодействие со своим внутренним «я» полноценным. Это коммуникация разума и чувства.
Общение с партнёром даётся легче, чем контакт с самим собой. При взаимодействии с партнёром, демонстрируя этюды нужно сводить внимание в точку и концентрироваться на внутреннем мире другого человека.
Тренинг внимания делится на элементы:
Виды общения
На сценических подмостках не встречается только одного вида общения. Артист одновременно общается не только с партнёром по сцене, но и с самим собой и со зрительным залом. Виды взаимодействия:
Микромимика
В процессе взаимодействия партнёров микромимика особенно ощущается. По-другому театральная школа называет её лучеиспусканием. Элементы фальши в игре отчётливо проступают при попытке перевести мимику в микромимику. Чтобы актёрский этюд был органичен, используют упражнения пробуждения в себе чувства, называемого лучеиспусканием или лучевосприятием без эмоций. Если этюды делаются с абсолютной правдой и верой в предлагаемы обстоятельства – актерский метод удачно воплощён.
Театральная этика
Профессиональная этика на сцене подобна общественной. В то же время она адаптирована к условиям театра. Условия сложны и многогранны, главное в них – коллективная работа, группа. Театральная этика подразумевает нравственность профессии, не допускает пренебрежительного отношения к дисциплине. Творческая группа людей нуждается в железной дисциплине, дабы не уничтожить намерения и помыслы высокого искусства.
Театральная этика нужна для того, чтобы каждый понимал свою роль в общем деле. Этика нужна для того, чтобы метод, школа и группа взаимодействовали слаженно, для поддержания морального облика.
Система Станиславского – учение о сценическом искусстве, это своеобразная философия театра, формулирующая его задачи и цели. Театральное искусство базируется на взаимодействии артистов между собой и со зрителем. Взаимодействие должно быть живым и естественным. Театральный тренинг – это тренинг общения.
Актёрский тренинг Станиславского, его система, поможет не только артисту на сценических подмостках, он полезен при любом общении. Оратору, руководителю, психологу, продавцу упражнения тренинга помогут сделать более совершенным мастерство убеждения и общения.
Константин Сергеевич Станиславский — человек, создавший систему
«Весь мир — театр»
Уильям Шекспир
«Не верю!» — фраза, ставшая легендарной
в мире театра и в бытовой сфере,
после того, как её стал употреблять в качестве режиссёрского приёма
К. С. Станиславский.
В предлагаемом материале речь пойдёт не только о Константине Сергеевиче Станиславском, личность которого, безусловно, заслуживает самого серьёзного уважения и отношения, и созданной им системы. Прежде всего, мы хотели бы изложить свою позицию по поводу того влияния, которое оказало и продолжает оказывать разработанная им методика на зрелищные виды искусства, в первую очередь, на их непосредственных создателей и участников. А самое главное — на восприятие каждым из нас зрелищных произведений искусства (кино, телевидение, театр, эстрада), как способа познания и отражения действительности, одной из форм художественной деятельности общественного сознания и части духовной культуры.
Константин Сергеевич Станиславский родился 17 января 1863 года в Москве в семье потомственных фабрикантов и промышленников Алексеевых.
В семье Алексеевых, где было девять детей, помимо обычных предметов ребята изучали иностранные языки, танцы, фехтование. А во время летнего отдыха устраивались праздники с фейерверками и любительские спектакли в специально построенном домашнем театре, так называемом Алексеевском кружке. Инициатором театральных затей был молодой Константин.
В 1881 году, после окончания Лазаревского института восточных языков, Константин Алексеев начал службу в семейной фирме. Занимаясь днём семейным бизнесом, вечерами молодой человек играл в Алексеевском кружке. В январе 1885 года он принял театральный псевдоним Станиславский.
Вместе с певцом и педагогом Фёдором Комиссаржевским и художником Федором Соллогубом Станиславский разработал проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него значительные личные средства. Первый спектакль состоялся 8 декабря 1888 года.
За десять лет работы МОИиЛа Станиславский стал признанным актёром, которого сравнивали с лучшими исполнителями императорских театров. Особо выделялись его роли Анания Яковлева в «Горькой судьбине» и Платона Имшина в «Самоуправцах» Алексея Писемского, Паратова в «Бесприданнице» Александра Островского, Звездинцева в «Плодах просвещения» Льва Толстого.
С января 1891 года Станиславский официально взял на себя руководство режиссерской частью в Обществе искусств. Им были поставлены спектакли «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова, «Отелло», «Много шума из ничего» и «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира, «Польский еврей» Эмиля Эркмана и Александра Шатриана, «Потонувший колокол» Герхарта Гауптмана,
В 1898 году Станиславский вместе с театральным режиссером и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр (МХТ), в труппу которого вошли актеры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Первым спектаклем театра стал «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого. Рождение нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой пьесы Антона Чехова «Чайка».
По отзывам критики, шедеврами Станиславского в качестве актера на мхатовской сцене стали роли Астрова в «Дяде Ване», Вершинина в «Трёх сёстрах», Гаева в «Вишнёвом саде» Чехова, Штокмана в «Докторе Штокмане» Генрика Ибсена, Сатина в пьесе Максима Горького «На дне».
С 1900-х годов Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актера, впоследствии ставшее известным как система Станиславского. В 1912 году совместно с режиссером Леопольдом Сулержицким он организовал при МХТ Первую студию, в которой преподавал по своей системе.
В 1918 году (!) Константина Станиславского пригласили создать при Большом театре оперную студию, вскоре ставшую самостоятельной и получившую название Оперного театра студии имени К.С. Станиславского (ныне Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Режиссером были поставлены оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.
Первой постановкой Станиславского в МХТ после революции стал «Каин» Джорджа Байрона, известность получил спектакль «Ревизор» Николая Гоголя.
С 1922 по 1923 год вместе с труппой Московского художественного театра Станиславский выезжал на гастроли в США.
Деятельность Станиславского в 1920-1930-е годы определялась его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В то время Художественному театру предъявлялись социально-политические обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность. Постановка «Горячего сердца» по пьесе Александра Островского стала ответом на эти нападки.
После тяжёлого сердечного приступа, случившегося с режиссером в юбилейный вечер в Художественном театре в 1928 году, врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. В 1929 году он вернулся к работе, сосредоточившись на теоретических поисках и на педагогических пробах своей системы.
Среди постановок Художественного театра 1930-х годов, в которых Станиславский принимал участие, — «Страх» Александра Афиногенова, «Мертвые души» по Николаю Гоголю, «Таланты и поклонники» Александра Островского, «Мольер» Михаила Булгакова.
В 1935 году создал Оперно-драматическую студию (В 1948 году на базе студии был создан Московский драматический театр имени К.С. Станиславского).
В 1938 году был опубликован первый том его книги «Работа актера над собой».
Константин Станиславский был удостоен различных званий и наград. Он был почетным академиком Российской академии наук (1917), Академии наук СССР (1925). В 1936 году Константину Станиславскому, первому в Советском Союзе, было присвоено звание народный артист СССР. Он был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Константин Станиславский скончался в Москве 7 августа 1938 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Заметки на полях
То, что жизненный путь К. С. Станиславского и достигнутые им результаты (создание системы, основание МХАТа и ещё двух театров (!), целая плеяда блестящих учеников, режиссёрские постановки сложнейших драматургических произведений, роли на сцене, литературное наследие в девяти (!) томах) вызывают уважение, в доказательствах не нуждаются. Но всё же отметим некоторые обстоятельства. Его биографию пасторальной никак не назовёшь. Жил он в весьма, как сейчас принято выражаться, турбулентный исторический период, занимался творческой деятельностью, априори подразумевающей «взлёты и падения», «муки творчества» и остальные «прелести» художественной работы, более десяти лет мужественно преодолевал тяжёлое заболевание.
Вот только несколько эпизодов, которых нет в официальной биографии, но которые ярко характеризуют Станиславского, как личность. В 1919 году он был взят заложником при наступлении войск Деникина на Москву, но уже менее чем через три года Станиславский везёт свою труппу в длительные гастроли по Европе и Америке. И ни у кого, ни у самого режиссера, ни у труппы, ни у управленцев молодого Советского государства не возникает даже мысли о «невозвращенчестве».
А легендарная беседа Станиславского и Немирович-Данченко, в результате которой и был создан Московский художественный театр. Это какими же знаниями, трудолюбием, да и управленческими качествами надо обладать, чтобы в ходе продолжавшегося восемнадцать (!) часов разговора не просто обсудить «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, художественные идеалы, сценическую этику, технику», но и выработать чёткие «организационные планы, проекты будущего репертуара», блестяще воплощённые затем в жизнь.
В последние годы жизни, будучи обременён целым «букетом болезней», следствием тяжелейшего инфаркта 1928 года: расширенное, отказывающее сердце, эмфизема лёгких, аневризмы, практически не покидая своей квартиры, Станиславский «требует от себя создать» (выделено нами при цитировании) и создаёт систему, которая даёт артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты высочайшего вдохновения. Работая с актёрами у себя дома, превращает встречи с ними в актёрскую школу по разработанному им методу психофизических действий.
Система Станиславского
Система Станиславского — условное название сценической теории и режиссерско-актерского метода, разработанных К.С. Станиславским, оказавших и продолжающих оказывать глубокое влияние на развитие мировых зрелищных видов искусства.
Кратко, суть системы Станиславского заключается в разрешении проблемы сознательного погружения актёра в его художественный, творческий процесс работы над персонажем, поиске путей перевоплощения, а как конечная цель — создание абсолютной психологической достоверности самой игры актёра.
Но сразу же подчеркнём, что адекватное восприятие системы Станиславского возможно лишь в том случае, если рассматривать её в первую очередь как инструментарий, позволяющий раскрыть законы актёрского творчества и практически овладеть ими не только представителями «актёрского цеха».
Законы творчества вообще, и театрального в частности, давно находятся в зоне пристального внимания исследователей — психологов, философов, деятелей искусства. Основу системы составляют объективные закономерности сценического творчества, заложенные в органической природе человека.
Инструмент личности — его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским «элементами творчества». Тело актёра, голос, нервы, темперамент являются его орудием труда, объединяя творца и материал в единое целое. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных. К элементам творчества Станиславский относит: органы восприятия — зрение, слух и т.д.; воображение; логичность и последовательность действий и чувств; память на ощущения; умение действовать словом; восприятие партнера и воздействие на него. Постоянное совершенствование этих элементов составляет содержание «работы актера над собой» (первый раздел системы Станиславского), предполагающую ежедневный тренинг, направленный на совершенствование актерской техники. Владение своим «инструментом» — психофизикой — позволяет актеру входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо; волевым усилием достигать правильного творческого самочувствия. Только на основе базовых постоянных занятий актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью» (второй раздел системы).
Ключевыми понятиями системы являются:
Но эти понятия должны ещё и применяться в предлагаемых обстоятельствах — ещё один термин и обязательное условие, введённое Станиславским. То есть обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки или фильма, в которые актёр, в своём воображении, должен себя поместить. Выделяют обстоятельства малого, среднего и большого круга. Обстоятельства малого круга касаются ситуации, происходящей с персонажем в текущий момент (где он находится, с кем разговаривает, что ему нужно от собеседника и т. д.). Обстоятельства среднего круга касаются его общей жизненной ситуации (его пол, возраст, семейная ситуация, социальный статус, окружение и т. д.). Обстоятельства большого круга касаются общей ситуации окружения персонажа (город, страна, исторический период, политическая ситуация в стране и мире и т. д.).
И наконец, из применения всех этих методов складывается, по выражению Станиславского, «партитура спектакля», цельное действо, объединяющее актёров и иные средства театральной выразительности (свет, музыку, декорацию и т.д.) со зрителями. И решается сверхзадача, ещё один термин, введённый Станиславским для обозначения той главной цели, ради которой создаётся пьеса, актёрский образ или ставится спектакль, получивший широкое распространение в театральной практике и приобретший иносказательное значение: высшая цель, которую необходимо достичь.
Кроме того, огромное место в системе Станиславского занимает артистическая этика. Речь идёт отнюдь не об умозрительном этическом воспитании, но о необходимом условии коллективного творчества. Постановочный коллектив каждого спектакля насчитывает не один десяток человек как творческих, так и технических профессий. При этих условиях сбой в работе одного из них (или преследование личных целей, противоречащих общей сверхзадаче) ставит под угрозу весь спектакль, работу всего остального коллектива.
Сегодня ключевые положения системы воспринимаются во многом как само собой разумеющиеся — их используют практически все театральные школы. И система Станиславского — это отнюдь не догматические правила, но универсальный базовый инструмент, позволяющий строить на своей основе любую зрелищную, а не только театральную стилистику.
Более того ряд исследователей, опираясь на выражение Максима Горького в беседе со К.С. Станиславским весной 1911 года после ознакомления с первым наброском системы:
«Кажется мне, что вы затеяли работу огромнейшей важности. Огромнейшей! Науку об искусстве (выделено нами при цитировании). Некоторым может быть это покажется даже несовместимым: наука и искусство? Однако, это не так. Искусство — это, прежде всего, человеческий труд, как и всякий другой. А потом уже — всё остальное. Чтобы сделать труд продуктивным, надо организовать его научно»,
— утверждают, что на самом деле система Станиславского действительно является наукой. Своё мнение они обосновывают тем, что труд Станиславского отвечает всем критериям научной доктрины. Систему, как всякую науку характеризует то, что составляющие её законы не выдуманы, не сочинены, а открыты. Они существовали до того, как были открыты и продолжают действовать независимо от того, знают или не знают их люди, нравятся они тому или другому человеку или нет. Вторая черту, которую они указывают: всякая подлинная наука существует для удовлетворения нужд человеческой жизни, к тому же проверяемых критерием практики. И наконец, система не только охватывает весь существующий материал, но и открывает широкую возможность дальнейшего изучения и экспериментирования. Вероятно, трудно полностью согласиться с этим мнением, но то, что зерно истины в приведённых доказательствах есть, сомнений не вызывает.
Прикладное значение системы Станиславского
О значении созданной К.С. Станиславским системы для театра, а в более общем значении для всех зрелищных видов искусства, написаны горы книг, что понятно и объяснимо, учитывая её значение. Например, уже в тридцатые годы учение Станиславского становится важнейшей составной частью системы воспитания киноактёра и оказывает прямое влияние на формирование советской кинорежиссуры. Творческий метод работы с актёром режиссёров С. Герасимова, Б. Барнета, Ю. Райзмана, В. Петрова, И. Хейфица, А. Зархи, братьев Васильевых и многих других формировался под воздействием учения К. Станиславского. Творчество многих советских актёров — Н. Черкасова, Б. Чиркова, В. Ванина, Б. Бабочкина и других испытывало на себе большее воздействие школы МХАТа. Система Станиславского стала основой воспитания актёра во ВГИКе; особенно важное значение имела педагогическая деятельность С. Герасимова, пропагандирующего систему Станиславского в кино. Система Станиславского стала достоянием мирового экрана, ибо как подчеркивал сам Станиславский, его система — не набор догм, она открыта для интерпретации, а именно это мы и наблюдаем сегодня не только при просмотре шедевров кинематографа, но даже голливудских блокбастеров и малобюджетных телесериалов.
Но следует заметить, что в наше прагматичное время стало появляться всё больше материалов о прикладном задействовании созданной К. С. Станиславским доктрины. Во-первых, конечно, в практической психологии, что, совершенно, неудивительно, поскольку становление и развитие системы Станиславского совпало по времени с оформлением самой психологии как научной дисциплины. Поэтому вполне закономерно, что основные принципы подготовки актёров, разработанные им, адаптированы и активно применяются при ведении деловых переговоров, решении личных психологических проблем и даже в подготовке менеджеров продаж. Да и в повседневных жизненных обстоятельствах мы часто применяем такие принципы системы Станиславского, как — «Уча — учись» или принцип «зерна», то есть развитие от простого, но целостного живого — к сложному целостному живому.
Заключение
Воспитанный в традициях реалистического искусства, К.С. Станиславский, стоя на позициях, общих для прогрессивных сил общества в философии, науке и искусстве, которые кратко можно определить такими словами, как правдивость, содержательность и понятность, пятьдесят лет беспрерывно искал и создавал художественные ценности, присущие именно «русскому миру».
Ещё в 1901 году он писал:
«Знаете, почему я бросил свои личные дела и занялся театром? Потому что театр — эта самая могущественная кафедра, ещё более сильная по своему влиянию, чем книга и пресса. Эта кафедра попала в руки отребьев человечества и они сделали её местом разврата. Моя задача, по мере моих сил, очистить семью артистов от невежд, недоучек и эксплуататоров. Моя задача, по мере моих сил, выяснить современному поколению, что актер — проповедник красоты и правды».
(Заметим в скобках.
И ещё одна цитата из записок К.С. Станиславского, которой мы и хотели бы закончить нашу статью, потому как точнее не скажешь:
«Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные. Приходит литератор, приходит артист, он видит эти идеалы, он очищает их от всего лишнего, облекает их в художественную форму и преподносит тому народу, который их создал, но в таком виде, когда эти идеалы лучше усваиваются, лучше понимаются».
К тому же это не только слова, так как Константин Сергеевич Станиславский в течение всей своей жизни развивал, уточнял и с непоколебимой твердостью отстаивал то понимание искусства и театра, какое унаследовал от Николая Васильевича Гоголя, Михаила Семёновича Щепкина, Александра Николаевича Островского: театральное искусство — это специфическая форма общественной деятельности; актер — это общественный деятель и слуга своего народа.
ПослеСловие
И всё-таки надо пару слов сказать и о его легендарной фразе, вынесенной нами в эпиграф: «Не верю». По наиболее простой версии, режиссёр преследовал ходульность, неестественность, излишнюю патетику и поощрял жизнеподобие. Однако есть и другое мнение. Критик А. М. Смелянский, указывая на недостатки этой гипотезы, предполагает, что Станиславский, наоборот, выступал против натурализма и «имитации правды», требуя от актёров внутреннего преображения, после которого они могли «видеть» жизнь глазами героя.
В общем, всё, как всегда: слова интересного человека — это повод каждому из нас над ними задуматься, а не просто ими щеголять или бездумно употреблять.