в чем суть русского либерализма
Об исторических особенностях русского либерализма
Сам вопрос о либерализме как русском явлении сразу требует существенных оговорок.
Первое. Оправдывают ли особенности русской жизни развитие либеральных идей? Не являются ли эти идеи лишь имитацией западного («подлинного») либерализма во враждебном ему таежно-лесостепном окружении, где экстремальное выживание изначально являлось социальной нормой? Какой же либерализм может быть в колхозе?
Второе. Имеет ли русский либерализм общественную основу, историческую почву? Либералы в России периодически оказывались в ситуации, когда должны были противостоять основному двигателю русской жизни – государству. С точки зрения государства, противостояние государству – это предательство, разинщина, ересь. При этом противостоять государству на Руси возможно, лишь обвинив его в отступничестве от прежнего истинного пути и подняв знамя реванша, консервативное знамя. Таковы князь Курбский, Гришка Отрепьев, боярыня Морозова и Емельян Пугачев. Пафос русской оппозиционности: «Царь-то, говорят, не настоящий!» Неужели большевистское «все поделить» – лозунг, устремленный в будущее? Скорее уж наоборот – в каменный век. Лишь воссоздание государственности обеспечило большевизму возможность движения вперед.
Третье. Не имея значительной поддержки в стране, русский либерализм, как правило, существовал лишь в двух видах: либо как секуляризованный моральный протест в эпоху ослабления духа и разрушения «устоев», либо как корыстное жонглирование словесными формулировками с целью «ловли рыбки в мутной воде». Впрочем, о последнем и говорить не стоит. Интересен именно искренний либерал.
С чего начинается классический европейский либерализм? С прав индивида: «Не трожь меня и мое»! Индивидуализм обеспечивается политическими свободами и неприкосновенностью частной собственности. Либерализм как идея и учение вырастает в начале XIX века на органике эпохи Просвещения, но добавляет к его идеям представление о неограниченном общественном прогрессе. Много свободы не бывает – классический либеральный принцип. Религиозные и философские акценты сменяются на политические, идеал совершенного человека – на идеал свободного гражданина. Совершенствование становится сугубо личной проблемой, нечто сродни аппендиксу. Сопутствующие политическому либерализму антиклерикализм, агностицизм, позитивизм, наконец бытовая «раскрепощенность» и многое другое формируются в ходе побед, одерживаемых на политическом фронте. Конечная цель – общество, состоящее из многочисленных меньшинств.
«Освободительный» (радикальный) либерализм вышел в России на первый план только в начале ХХ века. Упразднение самодержавия стало его главным лозунгом. Основной опорой этого течения, как и у социалистов, стала интеллигенция. Русская буржуазия в целом была консервативнее. Радикальными либералами среди помещиков были те, кто не смог приспособиться к новым экономическим обстоятельствам и вел свое хозяйство рутинными, вовсе не новаторскими способами. Им было некогда заниматься такими мелочами. Принцип частной собственности не стал для радикальных либералов чем-то важным.
Перед партийными программами изначально ставились декларативные, пропагандистские задачи. «Освободительный» либерализм, прежде всего, доктрина, идейное основание партийности. Ради «чистоты принципов» радикальный либерал отказывался от повседневной общественной практики, терял обучаемость. Роль оракула, за редким исключением, всегда была предпочтительнее для либерала, нежели роль труженика. Миф об освобождении «всех и каждого» порождал деструктивность политического поведения. Кроме того, принципиальный декларативный демократизм (анти-аристократизм) радикального либерализма нивелировал представление о необходимости личных свобод в пользу свобод общих, освобождения «всех» от «полицейской опеки государства». При этом программные разработки радикального либерализма обычно касались отдаленной политической перспективы и гораздо меньше соотносились с реалиями современной им эпохи, насущными интересами большинства российского общества.
Подобный революционный настрой не означал, что радикальные либералы были для России некоей «внешней силой». Они были вполне укоренены в русской действительности – не своей доктриной, а поведением: готовностью выступать под утопическими лозунгами в расчете на свою способность возглавить страну. Утопизм рассматривался как преддверие политической гениальности, оппозиционность – как хороший тон.
Стремление к политическим пророчествам, учительству, особое внимание к формальной «чистоте принципов», неуступчивость, часто доходившая до бескомпромиссности, которая так мешает здоровому прагматизму деятельного творчества, – вот основные особенности российских радикальных либералов. Идеи – вроде западные, а идеал поведения – протопоп Аввакум…
В чем суть русского либерализма
Русский либерализм XIX века
«Либерал – человек. вечно находящийся в двусмысленном положении: консерваторы считают его радикалом, а радикалы считают его консерватором»
(неизвестный автор)
1. Возникновение и особенности русского либерализма.
Параллельно с народничеством и рабочим движением во 2-ой пол. XIX в. России особую силу начинает набирать и либеральное движение.
Либерализм (лат. свободный)) – это учение, призывающее к обеспечению свободы личности, гражданских, политических и экономических прав и свобод.
Либерализм является детищем капиталистического общества, когда освобождённая от феодальной зависимости личность начинает борьбу за равные с правящей верхушкой права и свободы.
Поэтому либералы стояли на позициях западничества, признавая закономерность развития в России капитализма, и считая естественным необходимость реформирования общественно-политического строя.
Зачатки либеральной мысли в России начали формироваться в 20-30-е гг. XIX в.
Одними из первых в России с либеральными требованиями наделения общества правами и свободами и закрепления их в Конституции выступали декабристы.
Во время полемики западников и славянофилов в сер. XIX в. либеральные взгляды высказывались крупными политическими и государственными деятелями Кавелиным и Лорис-Меликовым.
Во 2-ой пол. XIX в. капитализм в России ещё только начал развиваться, поэтому русский либерализм формировался под сильным воздействием западноевропейской либеральной мысли, но с коррективами на особенности русской действительности.
Европейский либерализм XIX века выдвигал требования свободного развития человека, верховенства личности и её интересов над коллективизмом, гарантированные государством права и свободы человека, право на собственность и свободную конкуренцию и пр.
Русские же либералы, впитав в себя идеи славянофильства, пытались разработать теорию реформирования государства с одновременным сохранением чисто русских традиций – монархии, крестьянской общины и т.п.
Они требовали ликвидации сословных привилегий, создание волостного земства, понижение выкупных платежей, реформу Государственного совета, привлечение земств к законосовещательной деятельности и т.п.
Эти требования не затрагивали основ самодержавия и направлены были лишь на постепенное реформирование его в конституционную монархию, создание в России гражданского общества и правового государства.
Буржуазия, как главный носитель либеральных идей на Западе, в России была ещё настолько слаба и зависима от власти, что сама боялась радикальных реформ, и поэтому занимала правый фланг движения – так называемый либеральный консервативизм.
Поэтому главными носителями либеральных идей в России были прогрессивное дворянство и интеллигенция, что лишь усиливало промонархические оттенки этого общественно-политического движения.
После разгрома революционного декабристского крыла, русское дворянство отказалось от нелегальной деятельности, ограничиваясь петициями «на высочайшее имя».
Серьёзный толчок к развитию либерального движения дали реформы Александра II 60-70-х гг.
Общее раскрепощение общества привело к расширению либерального движения за счёт русской интеллигенции, которая внесла изменения в тактику движения.
Сохраняя, в большинстве своём, монархические взгляды, либеральная интеллигенция считала необходимым усилить давление на власть.
Они использовали полулегальные методы: письма на высочайшее имя, пропаганда новых идей в студенческих аудиториях, поддержка мирных политических выступлений (забастовок, демонстраций и т.п.).
2. Идеология либеральной интеллигенции
Одним из ярких представителей русской либеральной мысли 60-х гг. XIX века был юрист, историк, философ Борис Николаевич Чичерин.
Шервуд, Владимир Осипович. Портрет Б.Н.Чичерина. 1873 г.
Сын дворянина-помещика, он получил прекрасное домашнее образование, обучался на юридическом факультете Московского Университета, где считался одним из лучших учеников Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина, и где был оставлен для подготовки к профессорскому званию.
Будучи в Лондоне, Чичерин встречался с Герценым, но их взгляды резко разошлись.
Герцен выступал на революционных позициях, Чичерин же считал, что в России только самодержавная власть обладает достаточной силой, чтобы произвести преобразования, и поэтому необходимо действовать через правительство.
По его словам восстание неизбежно ведёт к хаосу, поэтому свобода личности может существовать лишь в государстве, и в рамках закона.
В радикальных же взглядах Герцена и Чернышевского он видел доказательства незрелости русского общества, которые лишний раз убеждали его в преждевременности Конституции для России.
Чичерин с радостью встретил реформы Александра II, считая путь реформ самым оптимальным для России.
С 1861 г. он начал преподавать государственное право в Московском университете.
Именно тогда окончательно сформировалась его программа «либерального консервативизма», в основе которой лежал принцип «либеральные меры и сильная власть».
Взгляды Чичерина о преобразовании России «сверху» получила поддержку многих либерально настроенных государственных деятелей, среди который был министр иностранных дел А.М.Горчаков, имевший большое влияние на императора Александра II.
В 1863 г. Чичерина пригласили читать курс государственного права наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, на которого либералы возлагали большие надежды.
Однако им не суждено было оправдаться – в 1865 г. цесаревич Николай умер, а наследником стал цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III), не настроенный продолжать либеральные преобразования.
После убийства Александра II 1 марта 1881 г. Чичерина избрали московским Городским головой, но политическая карьера не сложилась.
Его либеральные взгляды столкнулись с консервативизмом К.П.Победоносцева, готовившего контрреформы.
Выступления Чичерина новая власть восприняла как требование конституции, что привело к его отставке.
В кон. XIX в. в русское либеральное движение влилась «свежая кровь».
Развивающийся капитализм пореформенной России породил новую интеллигенцию, «очищенную» от устаревшего славянофильства и впитавшую в себя все новые достижения западноевропейской науки.
Одной из самых ярких фигур этого времени стал Павел Николаевич Милюков.
Павел Николаевич Милюков
Рождённый в семье профессора-архитектора за два года до Манифеста об освобождении крестьян, Милюков сделал блестящую научную карьеру.
В 1881 г. он за участие в студенческих выступлениях был исключён из Московского университета и арестован.
Однако уже на следующий год он не только завершил обучение, но и был оставлен профессором В.О.Ключевским на кафедре русской истории.
В 1895 г. Милюков за «дурное влияние на молодёжь» был уволен из Университета и выслан в Рязань.
В 1899 г. за участие в собрании, посвящённом памяти П.Л.Лаврова, он был осуждён на 6 месяцев тюрьмы.
Лишь ходатайство перед царём Ключевского позволило сократить этот срок до 3 месяцев, после чего Милюков уже не в первый раз эмигрировал за границу.
В период 1903–1905 гг. он путешествовал и читал лекции в Англии, на Балканах и в США.
В эмиграции он встречался с деятелями либерального и социал-демократического движения (П.А. Кропоткиным, Е.К. Брешко-Брешковской, В.И. Лениным и др.).
В 1905 г., когда в России началась Первая Русская революция, Милюков вернулся на родину и сразу приступил к созданию партии кадетов (конституционных демократов), ставшей крупнейшей в России либеральной партией.
Политическим идеалом Милюкова была парламентская конституционная монархия английского типа, которая должна заменить неограниченный самодержавный режим.
Он выступал за созыв Учредительного собрания, которое выработает конституцию и превратит Россию в правовое государство с парламентской монархией, предоставив гражданам широкие политические права.
Программа конституционных демократов предусматривала введение всеобщего избирательного права и демократических свобод, реализацию требования культурного самоопределения наций и народностей России, 8-часовой рабочий день, решение аграрного вопроса путём передачи крестьянам монастырской, государственной и выкупленной государством части помещичьих земель.
Как и дворяне-либералы, Милюков выступал за эволюционный путь общественного развития, но если правительство неспособно своевременно провести необходимые реформы, допустима политическая революция (но не социальная).
Милюков избегал любых крайностей, за что его взгляды критиковали как радикалы, так и умеренные, называя их «трусливым либерализмом».
3. Земский либерализм
Земская реформа 1 января 1864 г. привела к созданию земских органов самоуправления, в которых в большинстве были представлены помещики и земская интеллигенция (врачи, учителя, агрономы и т.п.).
Земские органы получили хозяйственные функции, что привело к оживлению экономической жизни на местах и, одновременно, к развитию земского общественного движения.
Целью земств стало создание представительного учреждения от местных органов самоуправления, и допущение их до государственных дел.
В 1862 г. тверское губернское дворянство направило императору обращение, в котором говорилось:
Активизация народничества и развитие терроризма кон. 70-х гг. побудили земцев к действиям.
Либеральное дворянство готово было оказать правительству помощь в борьбе с разгулом левых сил, если бы власть пошла на сближение с ними.
Среди представителей власти были сторонники сближения с либеральной частью общества, предлагая создать представительный орган власти.
Среди таких можно выделить Председателя Верховной распорядительной комиссии Лорис-Меликова, разработавшего проект создания Большой комиссии из представителей земских органов самоуправления.
Однако цареубийство 1 марта 1881 г. похоронило этот проект, а взошедший на престол Александр III отказался от какого-либо сближения с либералами.
Любая оппозиционность рассматривалась им как проявление революционности.
4. Либеральное народничество
Либеральное народничество представляет собой особое течение в либеральном движении.
Эти взгляды сформировались под влиянием славянофильской идеологии и либерализма.
Главным теоретиком этого направления был выходец из дворянской среды, публицист и один из редакторов журналов «Отечественные записки» и «Русское слово» – Николай Константинович Михайловский.
Николай Константинович Михайловский. Фотография из журнала «Нива» за 1904 год
Взгляды Михайловского во многом перекликались с идеями народников-пропагандистов.
Как и Лавров, он главной ценностью считал личность, которую нужно защищать от несправедливого общества, и основные надежды возлагал на деятельность прогрессивно настроенного меньшинства – интеллигенции, которая должна выражать интересы всех трудящихся.
Но, в отличии от Лаврова, Михайловский не верил в революционный потенциал крестьянства и выступал против всякой революции.
В одном из писем он писал Лаврову:
Михайловский не отрицал значения революций в истории человечества, но видел в ней опасность как для накопленных богатств цивилизации, так и для целостности личности.
Приемлемыми методами он признавал политическую борьбу, оставаясь на легально-реформаторских позициях.
Через журналы он выступал за уничтожение остатков крепостничества и помещичьего землевладения, выходом из плачевного положения крестьян считая наделение их землёй и создание «трудового крестьянского хозяйства», которое должны пойти некапиталистическим путём развития.
В 80-е гг. главную роль в изучении пореформенной России играли либеральные народники-экономисты – Даниельсон и Воронцов.
В своих работах они раскрывали грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., доказывая, что деревня стала источником финансовых средств и рабочей силы для развития в России капитализма.
Капитализм разрушал основу общины, раскалывая её население на две враждебных группы – разорившихся крестьян и разбогатевших зажиточных кулаков.
Сам капитализм они считали «незаконным дитя природы», который искусственно выращивался правительством и держался только за счёт казённых заказов, поставок и откупных операций, а не за счёт потребностей внутреннего рынка.
По их мнению, капитализм, не имеющий под собой никакой естественной основы, легко свернуть, для чего правительство должно предпринять две важные меры:
создать государственные предприятия;
выкупить помещичьи земли;
после чего все средства производства должны быть переданы самим производителям, но не в собственность, а в коллективное пользование крестьянских общин и рабочих артелей.
При этом, крестьянские общины должны кардинально измениться, восприняв и применяя на практике все новейшие достижения науки и техники.
По мнению Даниельсона, именно интеллигенция должна взять на себя ответственность за просвещения крестьян, с помощью экономических аргументов побудив правительство изменить путь развития.
5. Значение либерализма
Либерально-демократическое движение развивалось в России и в период реформ Александра II, и во время контрреформ Александра III.
Несмотря на расхождения во взглядах различных либеральных направлений, их всех объединяла идея верховенства интересов личности, широких прав и свобод, парламентского и конституционного строя.
Широкое распространение либеральных идей в высших слоях населения свидетельствовало о политическом кризисе правящей верхушки.
Однако страх перед повторением в России европейских революций, несущих хаос и опасность для личности, общества и государства, отвращало русских либералов от революционных методов.
Этот страх породил так называемый либеральный консервативизм.
Слабость русского либерального движения была и в том, что оно оставалось разобщённым, и потому слабым.
Они не смогли не то что объединиться с народниками, но и даже создать единого либерального фронта.
Главное значение русского либерализма в том, что на фоне активизации радикалов-социалистов и усиления консервативной реакции, он предлагал русскому обществу эволюционный реформаторский путь развития.
От общества и власти зависело в этот момент, как будет развиваться Россия.
Что такое либерализм и кто такие либералы? Почему их так часто ругают в России?
Либералов часто связывают с так называемой «пятой колонной» – сторонниками иного пути в развитии страны. Но на самом деле либерализм – это существующие уже очень давно политические, экономические и социальные идеи, у которых были и есть свои последователи, в том числе и в России. Более того, многие из либеральных идей воплощены в российской Конституции. Так за что же ругают либералов и насколько обоснована эта критика?
Почему либерализм – это не очень новая теория
Либералами в России принято называть тех, кто не разделяет «официальную» точку зрения на политические процессы, и при этом не относится к сторонникам левого курса государства. Но на самом деле либерализм – это чуть больше, чем обвинения оппозиционеров в принадлежности к «пятой колонне». Это направление политической мысли, которому несколько сотен лет, и которое было представлено, в том числе и русскими мыслителями.
Считается, что либерализм берет начало в эпоху Ренессанса, когда принципы гуманизма были противопоставлены идеологии католицизма. На практике либеральные идеи воплотились в английской «Славной революции», когда виги боролись за право выбирать короля и за демократические свободы. С тех пор основным принципом либерализма стало то, что верховная власть в государстве должна принадлежать народу.
Потом была эпоха Просвещения, когда либеральные идеи начали расширяться и в других странах – в том числе во Франции и в колониальной Америке. Концепция либерализма соперничала с абсолютной монархией, меркантилизмом, ортодоксальными религиями и клерикализмом. В противовес им либеральные движения предлагали идею прав личности на основе конституционализма и самоуправления.
По мере развития либеральные движения включали все новые и новые идеи:
Сейчас эти принципы включены в правовые доктрины практически всех стран мира – а в ряде государств принципы либерализма считаются первоочередными целями общественного развития.
Россия не оставалась в стороне от развития либеральных идей – и помимо Джона Локка, Иммануила Канта, Адама Смита и Томаса Джефферсона, в истории есть имена и русских либералов. Русская интеллигенция создала собственную идею либерализма – со спецификой русской идеи.
Началось все примерно в середине XVII века – ученые связывают зарождение русского либерализма с творчеством Александра Радищева, в трудах которого либерализм становится последовательным социально-политическим учением. Второй этап развития начался уже в середине XIX века и связан с трудами Константина Кавелина и Бориса Чичерина, а третий – начинается в конце XIX века и наивысшего развития достигает в XX веке.
Другие исследователи считают, что идеология либерализма зародилась в России с XVIII века и связана с реформами Петра I и Екатерины II. Так, в понимании Петра I западный либерализм должен был отразиться на России в виде экономических, культурных и социальных преобразований. И хоть преобразованиям мешали крепостное право и неготовность общества к переменам, начало было положено.
Так, политика Екатерины II, как считается, была основана на идеях западно-европейского либерализма, а свободу она считала «душой для всего на свете». Это и принципы религиозной терпимости, гуманизация уголовного права, укрепления права частной собственности, свобода для дворян, ограниченное вмешательство государства в дела на местах. По сути, это принцип «не запрещать и не принуждать», хоть и в урезанной версии (во времена Екатерины II раскрепощение крестьян было все еще малореальным).
В дальнейшем идеи либерализма в России продвигали Михаил Сперанский, Николай Новосильцев, Никита Муравьев и другие. И вся история развития русского либерализма основана на принципах гражданской свободы.
В чем заключаются основные идеи либералов
Идеи представителей классического либерализма достаточно просты, они основаны на принципах личной свободы, прав человека, охраны частной собственности и невмешательства государства в жизнь человека. На основе этого либеральные партии и движения строят свою политику по таким направлениям:
По сути, это принципы построения практически любого современного правового государства, и у большинства это вписано в конституцию или в государственную доктрину.
Говоря об идеях либерализма, нельзя не сказать о разных его течениях:
Правда, в общественном сознании слово «либерал» постепенно приобрело скорее ругательный оттенок, и на то есть причины. Многие путают либерализм с толерантностью, а толерантность – с теми (достаточно радикальными) идеями политкорректности. В результате принято считать, что принятие либеральных идей практически автоматически приведет страну к «родителю 1» и «родителю 2» – хотя в реальности между этими событиями пропущена целая вечность.
Так почему же либералами стало принято называть всех несогласных?
Почему сейчас либералами называют не тех?
Критика идей либерализма – не новое явление, но в последние несколько лет она буквально обрела новую силу. Так, власти СССР, не отрекаясь от принципов свободы, фактически создали полюс противостояния либерально настроенному коллективному Западу во главе с США. Современные исследователи называют советскую идеологию отчасти «пещерным антилиберализмом», но и сейчас положение подобных идей очень и очень спорное.
Но почему так происходит? Исследователи называют точкой отсчета новой реальности начало 2010-х годов, началось все с проседания рейтингов властей и роста протестной активности в Москве и других городах России. Жесткая реакция на протесты на Болотной площади были началом новой идеологии российской власти, но после событий 2014 года все стало еще сложнее. Теперь «либералами» принято называть тех, кто не поддерживает позицию России в вопросе Крыма, кто продолжает поддерживать иной курс развития страны, нежели выбранный властями.
Тем временем у идей либерализма в России есть разные противники:
Таким образом, современные противники идей либерализма объектом своей критики избрали не совсем либерализм – а некую смесь идей, в которой объединено все, что противоречит официальной и неофициальной идеологии современной России.
Кого из известных людей называют либералами
Прежде всего, стоит сказать – в современной политике уже давно нет деления на «черное» и «белое», как и не бывает либералов в чистом виде (они, вероятно, остались в дореволюционной России). Идеология любой партии – это смесь разных идей. Например, представители КПРФ отказались от идеи возродить СССР, а ее лидер Геннадий Зюганов регулярно получает награды от РПЦ.
Еще более яркий пример – возглавляемая Владимиром Жириновским Либерально-демократическая партия России. Если внимательно рассмотреть все идеи и законопроекты, которые предлагает партия, станет ясно – от либерализма и демократии там лишь название (правда, и от полного названия партия уже отказалась, оставив только аббревиатуру ЛДПР).
Некоторые политики и просто известные люди сами называют себя либералами, например:
Если говорить о политических силах, то либеральными (полностью или частично) можно назвать тех, кто придерживается правого курса:
Как правило, в период кризиса круг «либералов» – «пятой колонны» расширяется, в него включают и членов правительства, и депутатов Госдумы. Правда, большинство из них так же далеки от идей либерализма, как и их критики.
Есть ли перспективы у либеральных идей в России
Несмотря на то, что либерализм официально не является идеологией российского государства (а Конституция вообще запрещает обязательную идеологию), многие из либеральных идей нашли свое отражение в законах, в том числе и в Конституции – как и в большинстве стран мира. Тем не менее, президент говорит об отсутствии перспектив у либерализма, а государственные телеканалы уделяют много внимания его критике.
Однако еще недавно представители либерально ориентированной интеллигенции имели достаточно высокий статус в российской власти – это было нужно как минимум для налаживания отношений с западом (та самая «перезагрузка»). Кроме того, в период благоприятной конъюнктуры стране было нужно больше свободы, особенно в экономическом смысле. И Алексей Кудрин, и Алексей Улюкаев были признанными экспертами по экономическим вопросам – хоть второй уже несколько лет сидит в тюрьме.
Все закончилось с первым кризисом – в 2008-2009 годах по экономике ударила мировая рецессия, а в 2011-2012 были первые за многие годы массовые протесты по политическим причинам (в частности, на Болотной площади). Примерно тогда либералы начали терять свой статус, но основной процесс пошел уже с 2014-го, когда ситуация с Крымом и Украиной разделила многих.
В двух последних созывах Госдумы уже нет места внесистемным партиям (а по сути, их там нет с 2003-го), правые, демократические и либеральные силы продолжают уступать и в регионах. Считается, что либеральную повестку в России готовы поддержать 15-20% избирателей, но практика показывает обратное – даже в сумме все партии либерального толка едва перешли бы через проходной барьер.
Экономика все сильнее идет по пути огосударствления: несколько лет назад говорили о государственном секторе в размере 70% от всей экономики, а потом были национализированы 3 крупных частных банка. Но все же представители либерального крыла есть во власти (тот же Борис Титов, Алексей Кудрин, руководители банков и государственных корпораций), а правительство не первый год работает с «регуляторной гильотиной», избавляясь от лишних требований и нормативов.
Эксперты сходятся во мнении, что сейчас у либерализма в России нет ярких представителей – все известные лица так или иначе связаны с какими-то скандалами или другими неприятными ситуациями, но говорить о нежизнеспособности этого течения в России не приходится. Все же те 15-20% электората – среднего класса, образованных людей, которые недовольны политикой, проводимой властями – в перспективе может заполучить новая сила. Но вот только смогут ли либералы объединиться ради победы?