в чем суть политики культуркампфа каковы ее последствия
Что такое культуркампф, причем тут церковь и Германия?
Культуркампфом называют период жесткой борьбы правительства Германской империи во главе с канцлером Отто фон Бисмарком за установление государственного контроля над Римско-католической церковью — главной опоры католической партии «Центра», которая выражала сепаратистские, антипрусские тенденции (главным образом в Западной и Юго-Западной Германии).
Сам термин «культуркампф» вошёл в употребление в 1873 году, когда учёный и прусский государственный деятель, придерживавшийся либеральных взглядов Рудольф Вирхов обозначил впервые борьбу Бисмарка (и примкнувших к нему национал-либералов) против притязаний католической церкви при папе Пии IX.
Бисмарк, бывший стойким протестантом, никогда не доверял до конца лояльности католиков по отношению к вновь созданной Германской империи, а католики, составлявшие Центральную партию, были недовольны тем, что в империи главную роль играла протестантская Пруссия, и часто выступали против политики Бисмарка.
Началом конфликта послужило упразднение в июле 1871 года Бисмарком поддерживаемого либералами Комитета Римской католической церкви в прусском министерстве культуры.
В ноябре того же года он запретил священникам высказываться на политические темы с кафедры.
В марте 1872 года была произведена инспекция всех религиозных школ.
В июне 1872 года из всех государственных школ были уволены учителя религии и, согласно определению германского рейхстага в Германии, перестал существовать Иезуитский орден.
В декабре 1872 года дипломатические отношения с Ватиканом были разорваны, а затем последовали знаменитые «майские законы» (11, 12 и 13 мая 1873 года), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой.
Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, только первое, как более от них страдавшее, начало борьбу против них.
Пик борьбы пришёлся на 1875 год, когда гражданский брак был объявлен обязательным на территории всей Германии; епархии, не шедшие на уступки государству, лишались всякой помощи с его стороны, а неподчинившиеся священники высылались из страны.
Католическая Партия центра пыталась противиться мерам Бисмарка, но зато с успехом противостояла ему в немецком парламенте, где после выборов 1874 года увеличила своё представительство (1871 год — 63 депутата в Рейхстаге и 724 000 голосов, 1874 год — 91 депутат и 1 445 000 голосов) и образовала сильную оппозиционную коалицию.
Ленин писал: «Такой борьбой Бисмарк только укрепил воинствующий клерикализм католиков, только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо делений политических…».
Бисмарк после признал, что многие из мер были излишними и лишь усилили противостояние Центральной партии, чья поддержка ему была необходима для борьбы с социал-демократией. Когда пришел новый папа Лев XIII в 1878 году, стало гораздо легче пойти на компромисс.
К 1887 году, когда папа Лев XIII объявил конфликт завершённым, большинство законов, принятых в период борьбы, было отменено; сохранились лишь законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов.
В 1891 году католической церкви даже были возвращены не выданные ей 16 млн марок, накопившиеся с 1875 года.
В результате этой борьбы государству удалось установить контроль над образованием и государственными архивами, в то же время этот конфликт послужил причиной отчуждения целого поколения католиков от национальной жизни Германии.
Культуркампф политики Бисмарка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:26, реферат
Краткое описание
К периоду союза Бисмарка с либералами относится и его знаменитая борьба с католиками, которую Вирхов – один из членов партии прогрессистов – назвал борьбой за культуру – культуркампф (Kulturkampf), а враги канцлера окрестили «диоклетиановским гонением». Веротерпимость всегда была характерной чертой правления династии Гогенцоллернов. Не интересовали религиозные убеждения католиков и Бисмарка. Но он принципиально не хотел допускать какое-либо их вмешательство в государственные дела.
Содержание
культуркампф
Политика культкампфа
«Культуркампф»: причины, сущность, результаты.
Прикрепленные файлы: 1 файл
культуркампф.docx
К периоду союза Бисмарка с либералами относится и его знаменитая борьба с католиками, которую Вирхов – один из членов партии прогрессистов – назвал борьбой за культуру – культуркампф (Kulturkampf), а враги канцлера окрестили «диоклетиановским гонением». Веротерпимость всегда была характерной чертой правления династии Гогенцоллернов. Не интересовали религиозные убеждения католиков и Бисмарка. Но он принципиально не хотел допускать какое-либо их вмешательство в государственные дела. После образования Германской империи более трети ее населения составляли католики. У католической церкви было много прав и преимуществ: католическое духовенство вмешивалось в вопросы образования, в руках духовенства находились монашеские ордена, обладавшие большими денежными средствами. Папство хотя и было лишено светской власти, но вмешивалось в светские дела. В 1870 г. на Ватиканском соборе был провозглашен догмат о папской непогрешимости, и епископы, по мнению Бисмарка, превратились в орудие Папы. К созданию Германской империи католики отнеслись настороженно, так как главой Империи стало протестантское государство с ярко выраженным светским направлением политики. В свою очередь Бисмарк опасался, что католицизм станет одним из элементов партикуляризма, имея в виду прежде всего польские провинции Пруссии.
Католики начали борьбу первыми, составив в рейхстаге сильную партию – католическую партию Центра. Объединяющими моментами стало стремление защищать права католической церкви и готовность отстаивать местные права и обычаи. Лидером партии стал блестящий оратор, человек прекрасного образования, адвокат, бывший министр юстиции Ганновера Л. Виндхорст (1812–1889). В 1871 г. представители этой партии предложили рейхстагу, заступиться за права Папы. Последовал отказ. В этом же году канцлер уничтожил католическое отделение в прусском министерстве культов. По мнению Бисмарка, церковь должна подчиняться государству. В 70-е годы были приняты направленные против католической церкви законы: закон, запрещавший католической церкви вмешиваться в вопросы школьного образования (закон о школах 1871 г.), изгнание с территории Германии ордена иезуитов (1872). Венцом культуркампфа стали «майские законы» (1873), вводившие для кандидатов на духовные должности обязательную образовательную стажировку в германских учебных заведениях с предоставлением светским властям права не утверждать в должности неподходящих кандидатов и свободы выхода из любого вероисповедания.
К концу 70-х годов Бисмарка утомило противостояние с католиками, также он успел разочароваться в системе свободной торговли и промышленности, его сильно раздражал рост социал-демократии. Решая дилемму: либо создание парламентской демократии, либо сохранение жесткого авторитарного курса, Бисмарк выбрал второе, так как только с его помощью, как он полагал, возможно эффективное руководство экономикой. Такая политика означала на деле «второе создание Империи». Все это привело к разрыву с либералами, примирению с Папой и началу сотрудничества с консерваторами. Интересы индустрии и аграриев требовали защиты, и Бисмарк во главу угла поставил протекционистскую политику и борьбу с социализмом.
Одним из крупнейших политических мероприятий, проведенных О. фон Бисмарком в союзе с либералами, был культуркампф – борьба против католической партии Центра и против влияния католической церкви на территории империи. Поводом к выступлению против католической церкви стал отказ Папы Пия IX принять в Ватикане немецкого посла. Но причины были куда более глубокими.
Для самого Бисмарка религия принципиального значения не имела: «Для меня направление нашей политики определялось не вероисповедной целью, а лишь стремлением возможно прочнее закрепить единство, завоеванное на поле брани». О партийной борьбе канцлер, разумеется, не распространяется, но, как уже отмечалось, именно партии Центра были свойственны стремления к традиционному немецкому сепаратизму. Выражая свое отношение к этой партии, канцлер пишет: «Я всегда питал недоверие к политикам в длинном платье, женском или священническом». А антиклерикализм либералов, наоборот, на тот момент сослужил канцлеру хорошую службу.
Другой веской причиной проведения культуркампфа для канцлера была ситуация в западных частях Польши, входивших в состав империи (как, например, Силезия и Познань). Роль католических священников была здесь сопряжена, по мнению Бисмарка, с сильным польским влиянием, приводившим к стихийной полонизации немцев целыми селениями. Но скорее всего дело здесь было не столько в национальном вопросе (хотя любви к полякам Бисмарк явно не питал), сколько в борьбе с оппозицией, а через нее – с нежелательным влиянием Ватикана. Кроме того, в 1871 г. польские земли «отличились»: от них поступило ходатайство о позволении не вступать в состав Германской империи1. Стремление к внутренней консолидации было для канцлера превыше всего. Главный лозунг борьбы звучал так: «Seien Sie ausser Sorge: nach Kanossa gehen wir nicht, weder koerpelich, noch geistig».
По версии официозных газет борьба с католической церковью была вызвана проникновением католиков в сферу влияния государства, а миролюбивый император стремился, сохраняя за церковью ее полномочия в нравственной и духовной областях, воспрепятствовать ее поползновениям на сферу компетенции государства. Часть средств борьбы такая цель оправдывала. Но о некоторых одиозных формах «гонений на католическую церковь» газеты предпочитали умалчивать.
Еще один закон, к которому, по словам Бисмарка, он не причастен – это закон о гражданском браке. Под предлогом плохого состояния здоровья Бисмарк уверяет, что давление на императора в принятии такого постановления оказывал не он, а другие министры его кабинета (в том числе его соратник Роон). Опять-таки трудно согласиться с тем, что он не получал информацию такого рода из первых рук и не оказывал на правительство влияния.
Вероятнее всего, Бисмарк пытался оправдать культуркампф и снять с себя ответственность за откровенно провалившиеся мероприятия. С другой стороны, роль канцлера в принятии таких мер, как роспуск ордена иезуитов и закон о школьном надзоре, очень выпукло подчеркивалась. В «Provinzial-Correspondenz» по поводу последнего (Schulaufsichtgesetz) даже печатались благодарственные письма Бисмарку от населения империи. В конце 70-ых годов по мере сближения Бисмарка с партией Центра культуркампф сворачивался, так и не оправдав себя. А на одном из выступлений в Рейхстаге в 1887 г. Бисмарк, как бы извиняясь, отметил: «Ich bin nicht der Meinung, dass solche Kampfperioden in der Geschichte eines Landes durch die Willkuer einzelner Menschen erzeugt werden; sie sind eben Bruchstuecke eines breiten histirischen Stromes».
«Культуркампф» – «борьба за культуру» – не очень точное с научной точки зрения название, придуманное Рудольфом Вирховым, под которым подразумевается развернутая Бисмарком борьба против католической церкви и клерикализмом. Борьба эта определялось, как указывается выше, сугубо политическими соображениями.
Кроме указанных соображений внутриполитического характера, Бисмарк опасался и возможности внешнеполитических осложнений с католической Францией (при случае установления связи клерикалов Пруссии) и с католической Австро-Венгрией.
Была в культкампфе ещё одна важная тенденция – антипольская. Здесь эта политика определялась как метод борьбы с «ополячиванием», а на деле – средством германизации польских провинций.
В марте 1872 г. в Пруссии вступил в силу закон, предусматривающий лишение католического духовенства привилегий исключительного надзора за школами.
В 1872 г. был принят также закон о запрещении деятельности иезуитских орденов и конгрегации, в течение 1873–1875 гг. осуществлен еще ряд мероприятий, чувствительно затронувших интересы католической церкви. Своего высшего пункта культуркампф достиг в 1873 г. Прежде всего прусский ландтаг внес изменения в конституцию, лишив церкви дарованной ей независимости. Государство взяло в свои руки дело подготовки и назначения духовных лиц, ограничило власть духовенства по отношению к служителям церкви и верующим, добилось отмены тех статей конституции, которые предусматривали автономию церкви, и т.д. В качестве иллюстрации данных утверждений может послужить «Прусский закон о подготовке духовенства и замещении духовных должностей» от 11 мая 1873 г., в общем положении которого отмечено, что «духовную должность может занимать исключительно немец, получивший образование в соответствии с положениями настоящего закона и против назначения которого государственная власть не имеет никаких возражений…». Наконец, был проведен закон об обязательном гражданском браке в 1874 г. сначала в Пруссии, а в 1875-76 гг. – во всей империи.
Однако политика правительства не имела успеха. Наоборот, полицейские гонения увеличили число приверженцев партии Центра: в 1874 г. она получила 95 мест в рейхстаге вместо прежних 63. Заодно с ней обычно выступали 30 депутатов — поляков, эльзасцев и датчан. Не удивительно, что с 1876 г. антикатолические законы не принимались, и наметилось сближение между имперским правительством и клерикалами. В дальнейшем большая часть изданных в период «культуркампфа» законов была отменена.
Культуркампф до предела обострил конфликт Бисмарка с консерваторами. Политическими союзниками Бисмарка оказались на ряд лет национал-либералы, верные традициям антиклерикализма.
Политика «культуркампфа»
В 1870-е гг. Бисмарк сотрудничал в рейхстаге с национал-либералами. Опираясь на них и часть консерваторов, в декабре 1871 г. Бисмарк начал кампанию против католической церкви и партии Центра. В качестве повода было использовано заявление папского секретаря Д. Антонелли, выражающее солидарность Центру. Хотя партия не была послушным орудием Ватикана и не ставила под сомнение существующий порядок, официальная пропаганда стала создавать из нее «образ врага», который угрожает безопасности империи. Католическую церковь и Центр обвиняли в пособничестве Ватикану, в «возбуждении» польского освободительного движения, в тяготении к Австро-Венгрии. В туманных выражениях речь шла об их участии в международном заговоре католических стран, направленном против Германии с целью ее разрушения. Эта кампания обозначила переход к политике, направленной на подавление сепаратистских настроений среди католического населения, на утверждение прусской гегемонии в Германии, на скорейшую централизацию империи и подчинение католической церкви государству. Она получила название «культуркампфа» (борьба за культуру). Еще одной важной, но тщательно скрываемой, причиной «культуркампфа» явилось стремление переключить внимание общественности от проблем, связанных с грюндерством – коррупцией, взяточничеством, созданием фиктивных фирм и банков с целью наживы – на духовные проблемы.
В июне 1872 г. Бисмарк открыто «объявил войну» партии Центра и папской курии. Первым его мероприятием было упразднение отделения католиков в прусском министерстве культов, и запрет деятельности ордена иезуитов. Затем был отменен надзор всех конфессий над начальным образованием. Духовные лица и организации лишались права делать публичные заявления по проблемам политического развития страны. Новое законодательство не вызвало возражения ни у одной из парламентских партий. Кульминацией кампании «культуркампфа» явились законы, принятые прусским ландтагом, – в мае 1873 г. так называемые «майские законы» против католицизма. Они устанавливали контроль государства над назначением священнослужителей на церковные должности. Претендующие на них духовные лица должны были представлять свидетельства об окончании гимназии, университета или сдаче экзаменов по философии, истории, германской литературе. Государство получило право налагать на священнослужителей дисциплинарные взыскания. Епископства, иерархи которых были уволены, переходили под управление государства. С 1874 г. вводился обязательный гражданский брак. Последним в этом ряду был «закон о корзине хлеба» 1875 г., который прекращал финансирование католической церкви в случае ее нелояльного отношения к государству.
Поводом для применения принятого законодательства явилось покушение на Бисмарка в 1874 г., совершенное подмастерьем католиком Кульманом. Канцлер использовал это событие для роспуска 300 католических объединений, в которых состояло 400 тыс. человек. В 1875 г. арестам, гонениям, смещению с постов подвергались епископы и множество рядовых духовных лиц, было закрыто 20 газет. В 1876 г. около 1300 католических приходов (из них треть в Пруссии) не имели священнослужителей. Несмотря на эти меры, Бисмарку не удалось добиться ослабления католической церкви. Католическое духовенство не подчинялось законам, несмотря на преследования. Политика «культуркампфа» во многих районах лишила верующих возможности совершать религиозные обряды, что потрясло приверженцев не только католицизма, но и других конфессий. Недовольство политикой Бисмарка широко распространилось в стране. Многие жители Германии считали, что эта политика подрывает основы религиозной жизни страны и процесс формирования национального государства. Гонения усилили солидарность католиков: на выборах в рейхстаг 1874 г. Центр завоевал вдвое больше голосов избирателей, чем в 1871 г., сумел получить поддержку датских, польских, эльзасских депутатов и увеличил свою фракцию до 95 человек. Результаты выборов показали, что партия не только не была вытеснена из политической жизни, но стала второй по значимости в рейхстаге и превратилась в фактор, с которым канцлер должен был считаться.
Бисмарк вскоре осознал, что политика «культуркампфа» не дала ожидаемых результатов. Признаки смены курса проявились в выступлении канцлера в рейхстаге в апреле 1875 г. К удивлению слушателей, он высказал надежду, что настанет день, когда можно будет иметь дело с главой римско-католической церкви, готового к взаимопониманию. Однако лишь в 1878 г. новый глава Ватикана Лев XIII направил в Берлин послание с выражением надежды на восстановление дружественных отношений, но одновременно давал понять, что они установятся лишь в случае отмены «майских законов». Отказаться от политики «культуркампфа» Бисмарк мог лишь с согласия своих союзников – национал-либералов, имевших большинство в рейхстаге, которые, однако, были настроены на продолжение этого антиклерикального курса.
К этому времени Бисмарк уже тяготился партнерством с либералами, которые постоянно требовали постов в кабинете, противодействовали политике протекционизма, и начал поиски более приемлемых союзников. Весной 1879 г. началось сближение правительства с партией Центра. Бисмарку удалось привлечь ее к поддержке своей таможенной и налоговой политики. Одновременно происходило сближение партии Центра с консерваторами, при поддержке которых католик Франкенштейн был избран вице-президентом рейхстага.
В 1880–1883 гг. большинство законов «культуркампфа» было отменено. От этой эпохи сохранился лишь гражданский брак и надзор государства над школьным образованием. Политика «культуркампфа» ухудшила духовное состояние германского общества, взаимоотношения между двумя христианскими конфессиями и поколебала доверие католического населения к новому государству. Отход от политики «культуркапфа» был обусловлен как ее крахом, так и подъемом рабочего движения, в котором Бисмарк видел главную опасность для существующего строя.
В 1880-е гг. фракция Центра заняла ключевое место в парламенте и оказалась приемлемой как для правых, так и левых группировок в рейхстаге. Ее консервативное крыло предпринимало попытки обновить средневековый «союз алтаря и монархии» и нередко поддерживало политику Бисмарка. Группы, близкие к либералам, неоднократно пытались провалить или, по крайней мере, изменить содержание проектов правительства. Руководство партии противостояло давлению Бисмарка, и, чтобы пресечь обвинения в связях с Ватиканом, добилось от папы признания независимости германских католиков от римско-католической церкви. Лавирование между правыми и левыми силами позволило Центру после выборов 1890 г. стать крупнейшей фракцией рейхстага.
Обеспокоенность Центра ростом влияния в Германии социал-демократии побудила его создать свои организации для работы с массами. В 1890 г. был учрежден «Народный католический союз Германии», в который за год вступило 100 тыс. человек; к 1914 г. в нем было уже 850 тыс. членов. Своей главной целью союз объявил противодействие СДРП и проведение политики «христианских социальных реформ». Он развернул кампанию по привлечению членов и избирателей к партии Центра, наладил просветительскую работу, издательскую деятельность. В Западной Германии Центру и церкви удалось создать христианское крыло в профсоюзном движении. Католические клерикалы способствовали выдвижению представителей трудящихся в ландтаги и рейхстаг, разрабатывали проекты социальных реформ. В 1902 г. по инициативе Центра был принят закон, предусматривавший передачу части прибыли от аграрных тарифов в страховые кассы вдов и сирот. В 1890-е годы партия Центра при помощи Союза сельских хозяев создала объединения крестьян.
Национальный вопрос
Заметное место во внутренней политике правительства Бисмарка занимал национальный вопрос. Правительство не имело концепции решения проблем народностей, входивших в состав империи. Тема наций, как правило, возникала в зависимости от других важных внутри- и внешнеполитических проблем. Так, в период грюндерства в центре внимания общественности оказалось еврейское население, которое наряду с католической церковью, социал-демократами и поляками было причислено к «врагам империи». Многие из евреев, получивших по конституции гражданские права, успешно интегрировались в германское общество, утвердились в банковском деле, предпринимательстве, в сфере культуры и науки. Они получали доступ к университетскому образованию и таким «закрытым» ранее для них профессиям, как юристы и врачи, составляя все более серьезную конкуренцию коренным немцам.
Крах грюндерства в мае 1873 г. подвел черту под сравнительно коротким периодом, способствовавшим эмансипации евреев. В широких кругах населения возросли недовольство отсутствием «духа подъема» в экономике и даже агрессивность. Пострадавшие ставили вопрос о виновниках краха. Творцы грюндерства, опасаясь ответственности, стремились переложить ее на либералов, неспособных, якобы, защитить национальные интересы, и евреев. Они доказывали, что, используя совокупный финансовый капитал, евреи подготовили кризис 1873 г., подорвали позиции Германии; что произошла «иудаизация либерализма». Дело в том, что самыми авторитетными лидерами национал-либералов были некрещеные евреи Эдуард Ласкер (1829–1884) и Людвиг Бамбергер (1823–1899), а в 1873 г. огромный резонанс получило дело «короля железных дорог», еврея Бетеля Генри Штроусберга (1823–1884), выпустившего спекулятивные акции. Его банкротство обернулось разорением множества мелких держателей акций. И хотя именно национал-либералы, в частности Ласкер, выступили в прусском ландтаге с разоблачением махинаций периода грюндерства, часть людей была убеждена, что за спиной либералов действовал «международный еврейский заговор». В общественном мнении 1870-х гг. антисемитизм и антилиберализм оказались неразрывно связанными. Национал-либералы были сторонниками модернизации страны и поддерживали эмансипацию евреев. Поэтому консерваторы превратили антисемитизм в средство наступления на своих противников – либералов, выступавших за обновление страны, против устаревших традиций. Консерваторы, используя антисемитизм и антилиберализм, мобилизовали в свою поддержку те социальные слои, которым угрожала индустриализация: крестьян, мелкую буржуазию города.
Антисемитскую кампанию в 1874 г. начали известные журналисты Константин Франтц (1817–1891) и Вильгельм Марр (1818–1904). Они утверждали, что при доминирующих в рейхстаге национал-либералах «евреи стали центральным пунктом развития» страны. Франтц писал, что «на глазах у всех возникает германский рейх еврейской нации». Марр в своей книге «Победа еврейства над германством» нападал на евреев как на расу, которая «стала мировой силой первого ранга» и стремится к вселенскому господству. Прусский журналист Фердинанд Перро в 1875 г. в серии статей внушал читателям, что сограждане семитской расы перехватили духовное руководство в германском рейхстаге, а евреи Ласкер и Бамбергер дирижируют большинством в нем. Публицист Отто Глагау (1834–1892) убеждал тех, кто понес ущерб от грюндерских махинаций, что евреи являются носителями «хищнического» капитала, который противостоит «производительному», «созидательному» капиталу немцев. Он возлагал на еврейство ответственность за тяжелое положение трудящихся. В антисемитскую кампанию с целью дискредитации либералов включились и лидеры Центра, идеолог партии Вильгельм Эммануил фон Кеттелер (1811–1877) характеризовал «культуркампф» как «масонско-еврейско-либеральный заговор». На германских обывателей обрушилась лавина изданий, в которых евреи сравнивались с вампирами, заразой. В них содержались призывы к их изгнанию, стерилизации и даже уничтожению.
В 1879 г. антисемитская кампания достигла кульминации. В нее включился известный историк Генрих фон Трейчке (1834–1896). Он выразил озабоченность тем, что антисемитизм приводит к расколу германского общества, но в то же время резко выступил против потока еврейских переселенцев из Восточной Европы. По его мнению, они представляют «банду целеустремленных молодцев, не имеющих приличных штанов…, дети которых рано или поздно поставят под свой контроль германские биржи и прессу». В итоге, Трейчке, сделав традиционное для идеологов антисемитизма заключение «евреи – наше несчастье», предложил концепцию «интегрального национализма», который укрепит единое государство и одновременно решит этнические проблемы. По его мнению, необходимо добиться «высокого уровня этнической и культурной однородности внутренней жизни» общества, которая будет содействовать росту мощи Германии во внешней политике. Для реализации этой стратегии евреи должны отказаться от своей культурной и религиозной идентичности и стать составной частью интегрированной германской нации. Взгляды Трейчке вызвали критику части германской интеллигенции. Профессор Берлинского университета Теодор Моммзен (1817–1903) назвал его позицию «евангелием нетерпимости».
В конце 1870-х гг. в Германии стали возникать антисемитские организации. Наиболее известной из них была Христианско-социальная рабочая партия – (ХСРП), организованная в 1879 г. духовником кайзера Адольфом Штеккером (1835–1909). Он назвал современное еврейство «огромной опасностью для всей немецкой народной жизни», так как оно было и остается «народом в народе, государством в государстве, племенем для себя среди чужой расы», притязающим на господство в Германии. В программе ХСРП содержалось требование контролировать рост состояния евреев, ввести квоту для евреев-юристов, уволить учителей-евреев из системы школьного образования. Она положила начало более массовому антисемитскому движению в стране. Интерес к ХСРП проявила часть мелкой и средней буржуазии, студенчество, напуганное притоком еврейской молодежи в университеты. Только в Берлине численность партии достигла в 1884 г. 56 тыс. человек. Поддержка двора способствовала сближению ХСРП с привилегированными слоями общества, в котором антисемитизм стал признаком респектабельности. В среде трудящихся вражда к еврейскому населению практически не проявилась. В начале ХХ в. ХСРП стала терять свое влияние, т. к. в империи появились другие националистические и шовинистические организации. Но Германия стала своего рода «образцом» проведения антисемитских кампаний для европейских стран.
На протяжении всех лет своего канцлерства Бисмарк проводил в Познани и других районах компактного проживания поляков последовательную антипольскую политику. Наряду с социал-демократами и католиками он относил поляков к силам, которые представляли угрозу созданной им империи. Для подавления оппозиции проводилась политика германизации в области культуры. В 1876 г. в Пруссии был принят закон, запрещающий использовать польский язык в делопроизводстве. В 1877 г. рейхстаг утвердил закон о проведении судебных процессов на немецком языке. Затем политика германизации приняла более широкие масштабы. В 1898 г. власти империи запретили применение польского языка в школах, при проведении собраний, а в 1906 г. – даже в системе религиозного образования. Эта политика рассматривалась как «народническая борьба германцев против славян» и являлась по сути расистской.
Прусским правительством ставилась задача ассимиляции поляков и колонизации польских земель. Эта проблема возникла в связи ростом потока переселенцев из аграрной Восточной Пруссии в район «индустриального сердца» Германии – Рурскую область или в США. Многие переселенцы являлись немцами, а не поляками, поэтому в остэльбских областях и Познани снизилась доля германского населения. Прусское правительство забило тревогу по поводу «полонизации» востока страны и развернуло кампанию с требованием провести «германизацию» этих регионов. Прусский ландтаг под давлением юнкеров в апреле 1886 г. принял закон о создании фонда, контролируемого Колонизационной комиссией. Его средства предназначались для скупки земель у польской аристократии, чтобы лишить ее имений и влияния. Затем Бисмарк подхватил идею либералов о переселении в Восточную Пруссию германских крестьян. На переселенческую кампанию в 1886–1914 гг. Пруссия выделила около 1 млрд золотых марок. Результаты ее, вопреки ожиданиям, были сравнительно скромными. Созданному для этой цели в 1894 г. «Союзу Восточной марки» за 20 лет удалось переселить всего 22 тыс. «германских хозяев», что вместе с семьями составило около 120 тыс. человек.
Политика германизации проводилась и по отношению к датскому населению в Северном Шлезвиге, франкоязычному – в Эльзасе и Лотарингии, хотя в этих районах дискриминация не носила столь жесткого характера. В 1871–1873 гг. империю покинули около 60 тыс. жителей Эльзаса и Лотарингии, получивших право выбора подданства. Права остальных были ограничены по сравнению с коренными жителями Германии. Лишь в 1911 г. Эльзас и Лотарингия получили самоуправление, в бундесрате они располагали только совещательным голосом. Штатгальтер, управлявший ими, был подотчетен только кайзеру.
1878–1879 гг. явились гранью во внутриполитическом развитии «эры Бисмарка». Канцлер пошел на разрыв с сильнейшей до этого времени партией национал-либералов, опираясь на которых он создавал национальное государство и проводил политику «культуркампфа». Противодействие НЛП протекционистскому курсу обусловило союз Бисмарка с партией Центра и консерваторами, которые сплотились перед угрозой «красной опасности».
Чтобы закрепить новую расстановку политических сил, Бисмарк распустил 11 июня 1878 г. рейхстаг, используя в качестве повода покушение одного психически больного на Вильгельма I. В предвыборной кампании консерваторы запугивали немецких обывателей революцией и кризисами. В итоге либеральные партии утратили 38 мест в парламенте, консерваторы на столько же увеличили свое представительство. Хотя либералы сохранили перевес над консерваторами – 125:105, принятие решений стало зависеть от партии Центра, которая получила 93 мандата.
Бисмарк использовал сдвиг вправо в расстановке сил рейхстага, оказывал давление на него, добиваясь одобрения протекционистских тарифов, закона против социалистов, мер по укреплению армии. Он угрожал ему роспуском, ревизией конституции, введением монархического либо военного правления. В октябре 1878 г. в рейхстаге 204 (из 397) депутата от консервативных партий и Центра, а также 27 членов правого крыла НЛП, образовали Народно-хозяйственный союзс целью проведения высоких тарифов. Бисмарк, опираясь на поддержку этого союза, начал переговоры с бундесратом, доказывая, что высокие тарифы стабилизируют положение Германии. После принятия рейхстагом в июле 1879 г. первых протекционистских законов последовал не только окончательный разрыв Бисмарка с национал-либералами, но и распад их партии. Она раскололась в ходе дебатов о тарифах на сторонников протекционизма и фритреда. В 1880 г. из НЛП вышли представители левого крыла и образовали в 1884 г. вместе с прогрессистами Германскую партию свободомыслящих. Правые же национал-либералы перешли на позиции безоговорочной поддержки правительства.
События 1878–1879 гг. создали условия для перехода правительства к консервативной политике, которая опиралась на социальный блок крупных промышленников и землевладельцев – «союз фабричных труб и петухов». Бисмарк, укрепив свои позиции, оказал содействие министру внутренних дел Пруссии Роберту фон Путткамеру(1828–1900) в проведении чистки прусского государственного аппарата от либерально мыслящих чиновников и назначении на все важные посты выходцев из знати, верноподданных монархистов. В итоге с конца 70-х гг. в Германии резко сократились предпосылки для развития парламентарно-демократической системы.
Внешняя политика
Главной сферой, где проявился незаурядный талант Отто фон Бисмарка, была внешняя политика. Он успешно использовал свой дипломатический опыт, опирался на милитаристские круги, чтобы обеспечить Германии стабильное положение в Европе. Германия выиграла франко-прусскую войну, но лишь на время ослабила Францию. Париж с 1871 г. начал восстанавливать вооруженные силы, к 1873 г. справился с выплатой контрибуции. Бисмарка беспокоило, что во Франции были широко распространены реваншистские настроения, начала действовать всеобщая воинская повинность, ее правительство стало налаживать более тесные отношения с Россией. В то же время Франция старалась осложнить германо-российские отношения. Против России пытались настроить Бисмарка и австрийцы. Однако Бисмарк хотел иметь хорошие отношения и с Австро-Венгрией, и с Россией. Он надеялся предотвратить союз Петербурга с Парижем путем вовлечения России в союз с Германией и Австро-Венгрией. Бисмарк, которого преследовал «кошмар коалиции» (выражение русского дипломата графа П. А. Шувалова), страшился России и возможной войны с ней. Германский канцлер учитывал, что Россия была склонна к сближению с Германией из-за возросшей активности Англии в Иране и Средней Азии. Во время встречи с минирстром иностранных дел России Александром Михайловичем Горчаковым (1798–1883) Бисмарк сказал, что «что он смотрит на тесное согласие с Россией как на единственно разумную политику для Пруссии».
Наиболее выгодной и безопасной комбинацией для Бисмарка, который стремился объединить Европу против Франции, представлялся союз с Австрией и Россией. Поэтому Германия в октябре 1873 г. присоединилась к Шёнбруннскому договору, подписанному в июне того же года императорами Австрии и России. Договор предполагал принятие совместных мер для поддержания европейского мира. Применение военной силы должно было обсуждаться на отдельных переговорах. Это соглашение получило название Союза трех императоров – германского, русского, австрийского. Оно носило расплывчатый характер, а союз был непрочным и противоречивым. Но канцлер полагал, что он сохранил мост, соединяющий Берлин и Санкт-Петербург, и перекинул мост в Вену.
Германия развернула шумную пропагандистскую кампанию против западного соседа. Используя начавшуюся во Франции реорганизацию армии, она обвинила ее в подготовке к реваншистской войне. В 1875 г. Бисмарк попытался устрашить Францию возможностью военного конфликта. Дело дошло до «военной тревоги 1875 г.», которая обострила международную напряженность. Британия, Россия и Австро-Венгрия не хотели дальнейшего усиления Германии. Англия осталась приверженной принципу баланса сил в Европе. Королева Виктория (1819–1901) обратилась к Вильгельму с посланием, предупреждающем о тяжелых последствиях войны с Францией. А. М. Горчаков от имени Александра II (1818–1881) заявил о дипломатической поддержке Парижа. Германской дипломатии пришлось приложить усилия для урегулирования конфликта с Францией. Эти события стали шагом к постепенному охлаждению германо-российских отношений.
Бисмарк старался ослабить влияние России на Западе и направить ее активность на Ближний Восток, где в 1875–1877 г. возник кризис в связи с подъемом национально-освободительного движения славян против турок. Попытки России оказать поддержку славянам по дипломатическим каналам не привели к решению вопроса из-за неуступчивости Турции на переговорах и жесткого противодействия Англии и Австро-Венгрии. Итогом стала русско-турецкая война 1877–1878 гг., в которой Россия одержала победу. В годы войны Бисмарк содействовал продвижению Дунайской империи на Балканы, а после войны поддержал Англию и Австро-Венгрию, выступивших в 1878 г. за созыв Берлинского конгресса с целью ревизии Сан-Стефанского мирного договора. На этом конгрессе Россия осталась в изоляции и была вынуждена отказаться от ряда завоеванных территорий, создания крупного болгарского государства, признать сокращение территории Сербии, Черногории и Румынии.
После Берлинского конгресса произошли изменения в расстановке сил. Прежде всего, началось охлаждение германо-российских отношений, на которые повлияли усилившиеся экономические противоречия – Германия запретила импорт говядины из России из-за вспышки чумы в ее южных областях – и началось сближение Германской империи с Австро-Венгрией. Несмотря на попытки Вильгельма I и Александра II в сентябре 1879 г. прийти к соглашению, Бисмарк добился заключения секретного германо-австрийского союзного и оборонительного договора, который был подписан 7 октября 1879 г. Он имел антироссийскую направленность. В первой же статье договора говорилось о том, что в случае, если одна из договаривающихся сторон подвергнется нападению России, обе стороны обязуются выступить на помощь друг другу «со всею совокупностью военных сил своих империй и соответственно с этим не заключать мира иначе, как только сообща и по обоюдному согласию». Вторая статья предусматривала, что если Австро-Венгрия или Германия подвергнется нападению какой-либо другой державы (но не России), другая участница договора обязуется соблюдать благожелательный нейтралитет; если же нападающему государству будет оказана поддержка Россией, то в силу вступит условие, обусловленное в первой статье. Этот договор создал один из самых прочных союзов, заключенных Бисмарком, и явился первым среди договоров, приведших к созданию двух противостоящих коалиций.
В 1881 г. был создан второй Союз трех императоров (Германии, Австро-Венгрии и России). Бисмарк сводил цель Союза к формуле: «Попытаться держаться втроем, пока сомнительным равновесием распоряжаются пять великих держав. Вот настоящая гарантия против коалиции». Каждая из трех сторон обязывалась соблюдать нейтралитет в том случае, если одна из участниц договора окажется в состоянии войны. Так, Россия должна была соблюдать нейтралитет в случае франко-германской войны, а Германия и Австрия гарантировали ей нейтралитет в случае войны с Англией. Германия была гарантирована, таким образом, от опасности войны на два фронта.
После длительных переговоров Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали в мае 1882 г. союзный договор сроком на пять лет, известный как Тройственный союз. Договаривающиеся стороны взяли обязательства не принимать участия ни в каких блоках, направленных против одной из сторон союза. Они гарантировали друг другу, что в случае одновременного участия в войне не заключат сепаратного мира. В соответствии с договором Германия и Австро-Венгрия взяли обязательство оказать всеми своими силами помощь Италии в случае «не спровоцированного нападения» на нее со стороны Франции, а Италия обязывалась поступить таким же образом при нападении Франции на Германию. При нападении на одного из участников блока какой-либо великой державы (кроме Франции) два других участника договора гарантировали благожелательный нейтралитет. Тройственный союз, который Бисмарк назвал Лигой мира, был направлен, прежде всего, против Франции и закрепил положение Германии каквеликой державы.
Бисмарк всегда демонстрировал, что он является противником колониальной политики. Канцлер был убежден, что Германская империя не может начать завоевание колоний, так как ее положение в центре Европы уязвимо и чревато угрозой войны на два фронта. Он опасался, что территориальные претензии Германской империи неизбежно вызовут сопротивление Англии и Франции, а она не имеет достаточно сил, чтобы преодолеть его. До 1880-х гг. к колониальным захватам индифферентно относилась и германская буржуазия, занятая проблемами приспособления к процессам модернизации.
Упрочение положение империи в 80-х гг. XIX в. и обострение противоречий между европейскими странами создало более благоприятную ситуацию для колониальной политики Германии. На правительство усилили нажим участвующие в заморской торговле торгово-промышленная буржуазия и судовладельцы, которые требовали приобретения колоний. В 1882 г. был создан Германский колониальный союз, а в 1884 г. учреждено Общество германской колонизации, которое поставило перед собой задачу аккумулировать колониальный капитал, находить подходящие районы для колонизации и управлять потоком германских переселенцев. Одним из его основателей являлся Карл Петерс (1856–1918), исследователь Африки, знаток колониальной политики европейских стран и авантюрист. Весной 1884 г. он обратился к германской общественности с манифестом, указывая, что германская империя является ведущей державой Европы, но немецкие переселенцы везде служат конкурентам империи, усиливая их мощь. Он призывал немцев действовать быстро и мощно, чтобы «исправить упущения столетий» и нагнать европейцев в создании колониальных владений.
Общество германской колонизации активно поддержали правые либералы и свободные консерваторы, убеждая, что колонии помогут в сбыте германской продукции, в решении социального вопроса, консолидируют общество на основе поддержки политики колониализма. Лидер национал-либералов Иоанн Микель (1829–1901) заявил на конгрессе этого общества, что в борьбе за колонии «утихают грызня конфессий, политические, религиозные и социальные противоречия». Прогрессивные силы, осуждающие колониальные захваты, подвергались травле и по сложившейся традиции, приравнивались к «врагам германской империи». В 1884 г. было образовано министерство колоний.
В 1880-е гг. наметились сдвиги в позиции Бисмарка по колониальному вопросу, которые отчасти были обусловлены внутриполитическими мотивами. Канцлер решил реализовать некоторые колониальные требования правых сил, надеясь укрепить свои личные позиции за счет их поддержки. Основы германских колониальных владений были заложены путем получения охранных грамот от местных властей подданными Германии. В 1884 г. Бисмарк провозгласил протекторат империи над прибрежной территорией в Юго-Западной Африке в районе бухты Ангра-Пекена, приобретенной бременским купцом А. Людерицем. Она стала первым колониальным владением Германии. Летом 1884 г. германский флаг был поднят над территориями Камеруна, а затем Того.
В 1885 г. Германия установила протекторат над Восточной Африкой, где большая часть территории в 60 тыс. кв. м. была приобретена Обществом германской колонизации, а затем над северной частью Новой Гвинеи. Территория в Новой Гвинее получила название «Земля кайзера Вильгельма», а прилегающая к ней группа островов – «Архипелаг Бисмарка». В стратегическом плане они не имели особого значения, но их захват символизировал приобщение Германии к числу колониальных держав. После этого ее колониальная экспансия была свернута из-за сопротивления ведущих европейских держав, тем более, что осуществлялась она преимущественно по частной инициативе. Когда немецкий ученый-путешественник Л. Вольф попросил канцлера помочь в поисках пропавшего исследователя и в случае необходимости применить силу, Бисмарк отверг эту просьбу. Он сказал: «Ваша карта Африки очень хороша, но моя карта Африки находится в Европе. Здесь расположена Россия, и здесь… расположена Франция, а мы находимся в середине; такова моя карта Африки». Тем не менее, в дальнейшем происходила консолидация сил, заинтересованных в расширении колониальной империи Германии. В 1887 г. ими была создана головная организация – Германское колониальное общество.
В 1887 г. в очередной раз осложнились отношения Германии с Францией. Новую «военную тревогу» вызвало назначение на пост военного министра Франции генерала Ж. Э. Буланже, лидера реваншистов, приступившего к перевооружению армии. Бисмарк в ответ провел законопроект об увеличении германской армии до 486 тыс. человек. В 1885–1886 гг. обострились до предела и австро-русские отношения из-за попыток австрийцев посадить на болгарский престол своего ставленника. Конфликт по болгарскому вопросу привел к окончательному распаду Союза трех императоров, созданному в 1881 г. Поскольку в эти годы обострялось и англо-германское соперничество, Бисмарк вновь пошел на сближение с Россией. В июне 1887 г. был подписан тайный русско-германский «Перестраховочный договор» на три года. Россия и Германия объявляли «благожелательный нейтралитет» в случае войны с третьей державой, кроме случаев нападения Германии на Францию или России на Австро-Венгрию. Германия признавала интересы России на Балканах, особенно законность ее решающего влияния в Болгарии и восточной части европейской Турции. Обе стороны признавали принцип закрытия проливов Босфор и Дарданеллы для всех военных судов. Но Бисмарку не удалось добиться от России обязательства о сохранении нейтралитета в возможной войне Германии с Францией.
Нарастание англо-французских противоречий в сфере колониальной политики и англо-русских на Ближнем Востоке способствовало сближению Великобритании с Тройственным союзом. В 1887 г. была реализована идея Бисмарка о Средиземноморском союзе в составе Англии, Австро-Венгрии и Италии, который был нацелен на сохранение статус-кво в Средиземном и Черном морях. Он, как и другие договоры, имел антифранцузскую и антирусскую направленность. Отношения с Россией ухудшились до такой степени, что руководство Генштаба Германии разрабатывало планы превентивной войны против нее. Но Бисмарк, несмотря на давление, которое на него оказывало военное окружение, избегал войны с нею.
Внешняя политика Бисмарка отличалась целеустремленностью и умением виртуозно играть на противоречиях великих держав. В итоге многолетних усилий первый канцлер сумел организовать «германский мир» – сложную систему блоков и союзов, которая, по его замыслу, должна была гарантировать безопасность и гегемонию Германии в Европе, а также равновесие сил и мир на континенте. В его политике еще сохранялись тенденции прорусской направленности: он учитывал, что Германия может не выдержать войны на два фронта, и для обеспечения безопасности страны ей необходим мир с восточным соседом.