в чем суть панамского скандала

Панамский скандал

Панамский скандал (или панамская афера) — финансовый и политический скандал, разразившийся во Франции в конце XIX века во время строительства Панамского канала. Энциклопедия Ларусса называет «панаму» самым громким финансовым скандалом за всю историю Третьей республики.

Содержание

Панамская компания и её крах

Основание компании

В 1880 году была основана Всеобщая компания Панамского межокеанского канала (фр. La Compagnie Universelle du canal interocéanique de Panamà ), президентом и генеральным директором которой стал Фердинанд Лессепс, а его сын, Шарль Лессепс, стал вице-президентом. Компания выпустила 600 тысяч акций по 500 франков каждая и открыла подписку на них. Подписчик должен был немедленно внести четверть стоимости акций, а остальные деньги компания собиралась истребовать по мере надобности. Подписка на акции прошла без проблем, потому что все знали об удаче Суэцкой компании, созданной Лессепсом и приносившей её акционерам хороший доход.

Выпуски облигационных займов

в чем суть панамского скандала. Смотреть фото в чем суть панамского скандала. Смотреть картинку в чем суть панамского скандала. Картинка про в чем суть панамского скандала. Фото в чем суть панамского скандала

в чем суть панамского скандала. Смотреть фото в чем суть панамского скандала. Смотреть картинку в чем суть панамского скандала. Картинка про в чем суть панамского скандала. Фото в чем суть панамского скандала

Строительство канала началось 1 января 1881 года. В 1882 году, когда деньги акционеров начали заканчиваться, компания выпустила первый облигационный заём, а в следующие годы ещё два займа. Общая сумма полученных займов за вычетом банковских комиссий и других издержек составила 400 млн франков. Сигналом тревоги стало то, что третий заём уже не нашёл подписчиков на всю сумму, и Панамская компания уступила остаток акций со скидкой банковскому синдикату, который эмитировал и размещал её ценные бумаги.

В 1882 году во Франции произошло резкое падение курсов акций и обострение финансовых проблем. Акции Панамской компании пережили мини-кризис более или менее благополучно, но обнаружилось, что биржа относится к ним без особого доверия: по срочным сделкам они продавались с большой скидкой.

В 1885 году Лессепс решил поправить дела компании путём выпуска долгосрочного выигрышного займа. Предполагалось собрать 600 млн франков. Для выпуска такого займа требовалось согласие палаты депутатов и сената. Компания начала обработку журналистов, министров и депутатов, что стоило ей немалых денег.

Борьба вокруг санкции государства на выпуск выигрышного займа длился около трёх лет. Тем временем Панамская компания, чтобы удержаться на плаву, выпустила ещё два обычных займа. Чтобы привлечь подписчиков, она сделала облигации особо привлекательными, подняв номинальную процентную ставку до 10 % годовых. Всё дороже приходилось платить банкам за размещение облигаций.

В апреле 1888 года палата депутатов одобрила заём, после чего он получил согласие сената и президента. Предельная сумма займа была увеличена до 720 млн франков по сравнению с первоначальной заявкой. Начатая в июне 1888 года подписка на облигации закончилась полным провалом: всего она собрала 254 млн франков, из которых 31 млн составили издержки эмиссии, доставшиеся банкам. К тому же закон требовал, чтобы компания выделила из собранных денег резервный фонд для выплаты выигрыша и погашения облигаций.

Крах Панамской компании

Руководители Панамской компании всеми усилиями пытались избежать банкротства: на собраниях акционеров Лессепсы уверяли присутствующих в том, что строительство закончится в срок и деньги потекут в кассу компании.

Министр финансов, считавший сохранение Панамской компании делом государственной важности, внёс в палату депутатов законопроект о льготном режиме погашении её долгов, но на этот раз депутаты проголосовали против.

Для компании наступил конец: суд департамента Сена по гражданским делам сначала назначил временных управляющих, а 4 февраля 1889 года официально объявил о банкротстве и ликвидации Панамской компании.

Общее число физических лиц, пострадавших в результате банкротства компании, составило около 700 тысяч. Лишь небольшая доля ценных бумаг принадлежала юридическим лицам. Поэтому эта компания является народной, а её крах потряс всю Францию и имел немалые экономические и политические последствия.

На протяжении нескольких лет компания забирала в среднем до 200 млн франков народных сбережений в год, и все эти сбережения пошли прахом, поскольку при ликвидации у компании практически не оказалось ценностей хотя бы для частичной уплаты её долгов держателям облигаций, не говоря уж об акционерах. Французские экономисты считают, что эта катастрофа существенно подорвала во Франции конца XIX века склонность к сбережению, являющуюся важнейшим фактором экономического роста.

Расследование, проводившееся после ликвидации компании, достоверно установило, что прямого воровства и расхищения не было. Но выявились факты расточительства, халатности, некомпетентности и коррупции в высших эшелонах власти. Из денег, собранных компанией (1,3 млрд франков), 104 млн составили расходы на услуги банков и 250 млн были выплачены в виде процентов по облигациям и их погашения в срок. Руководители компании обвиняли подрядчиков в завышении цен и недобросовестности: им было выплачено около 450 млн франков, но доля реально выполненных работ в общей смете не превышала одной трети.

Скандал

Скандал развернулся вокруг оглашённых и раздутых прессой фактов коррупции высших государственных чиновников, парламентариев и журналистов, услуги которых покупались на деньги Панамской компании. Целью этих взяток было обеспечить содействие государства и прессы деятельности компании, особенно в выпуске выигрышного займа.

Руководство компании имело посредников и агентов, которые имели доступ в высшие сферы государства и секретно передавали деньги нужным людям, среди которых были бывшие и действующие министры, видные члены обеих палат парламента, другие влиятельные лица.

Главные посредники были алчными авантюристами, не стеснявшимися в средствах. Они собирали компрометирующие документы, чтобы шантажировать получателей взяток и подарков. Возник криминальный список таких лиц, отчасти опознаваемых, отчасти скрытых за непонятными кодами. Всё это привело к сенсационным разоблачениям и политическим интригам.

Следствие над руководством Панамской компании длилось около трёх лет. На скамье подсудимых оказались оба Лессепса, Эйфель и ещё два должностных лица Панамской компании. Присутствие 87-летнего Фердинанда Лессепса было признано излишним, и суд над ним проходил заочно. Никто из взяточников не понёс уголовной ответственности.

Фердинанд и Шарль Лессепсы были приговорены к пяти годам тюрьмы и денежному штрафу; Эйфель и двое других обвиняемых — к двум годам тюрьмы и денежному штрафу. На деле никто из осуждённых не отбыл положенного срока: в отношении Фердинанда Лессепса приговор не вступил в силу по причине его возраста и заслуг, а приговор остальным четырём был отменён судом высшей инстанции через четыре месяца.

Источник

ПАНАМСКИЙ СКАНДАЛ

в чем суть панамского скандала. Смотреть фото в чем суть панамского скандала. Смотреть картинку в чем суть панамского скандала. Картинка про в чем суть панамского скандала. Фото в чем суть панамского скандала

Панамский канал. Современный вид

Природа сыграла злую шутку с мореплавателями, разделив Атлантический и Тихий океаны узким перешейком, из-за которого невозможно проникнуть из одного океана в другой иначе, как обогнув Южную Америку с юга. Естественно, наличие Панамского перешейка не могло не притягивать взгляды предпринимателей как место, где можно соединить океаны.

Идея прорыть канал впервые возникла в начале XVI в., но прошло три с половиной столетия, прежде чем эта идея воплотилась в жизнь. Первыми над ее разработкой стали трудиться США и Англия. В 1850 г. они заключили договор о совместном использовании еще не построенного канала. Еще лет двадцать страны спорили по поводу отдельных частей договора, не желая уступать друг другу.

Воспользовавшись этим, инициативу перехватила Франция. Парижское географическое общество учредило «Всеобщую компанию межокеанского канала» под председательством Фердинанда Лессепса, получившего известность благодаря строительству Суэцкого канала. В 1876 г. представители компании отправились в Южную Америку, чтобы заключить с властями Колумбии, чьим департаментом в тот момент являлась Панама, договор о потенциальном согласии на строительство канала. Власти Колумбии охотно его подписали, поскольку французы не требовали от местных властей никаких уступок или контроля над территорией.

Весной 1879 г. в Париже начал работу международный конгресс по рассмотрению проектов строительства канала. В нем принимали участие представители США и Англии, однако выиграли французы. Длина канала должна была составить 75 км, а не 290 км, как предлагали американцы, а стоимость постройки составляла 1 млрд франков, в то время как у американцев — 800 млрд. Предполагалось, что канал будет построен за 10 лет.

1 февраля 1881 г. на берегу Карибского моря, в устье реки Рио-Гранде, состоялась торжественная церемония закладки будущего Панамского канала. Однако к середине 1885 г. работы были выполнены лишь на десятую часть от намеченного плана. Кроме того, у Лессепса возникли проблемы с распространением акций канала. При строительстве Суэцкого канала он сыграл на нелюбви французов к Англии — акции покупали, в том числе и исходя из чувства патриотизма. На этот раз, несмотря на всяческие хитрости и рекламные кампании, распространение акций шло не так успешно. Однако даже при этом акции компании приобрели свыше 800 тысяч человек.

Со временем стало ясно, что затраты на строительство превышают плановые в несколько раз. По некоторым сведениям, во время строительства погибло около 20 тысяч человек. Рабочие повально гибли от желтухи и малярии. Но вместо того чтобы сообщить акционерам о реальном положении вещей, Лессепс тратил деньги на рекламные кампании, которые не имели успеха. Не помогли ни получение займа под гарантии правительства Франции, ни выпуск лотерейных билетов. В 1889 г. компания была вынуждена прекратить свою деятельность и приостановить все платежи акционерам.

Крах компании привел к разорению десятков тысяч мелких держателей акций. Начался грандиозный скандал, получивший название «панамская афера». В ходе судебного разбирательства дела в 1889–1893 гг. выяснилось, что компания стала на путь систематического подкупа влиятельных должностных лиц и политических деятелей (в том числе трех бывших премьер-министров, а также оппозиционных политиков), редакторов газет и т. д. Во Франции началась министерская чехарда.

Большой загадкой стало исчезновение почти полумиллиарда франков из выделенных на строительство канала. Фердинанд Лессепс и его сын были признаны виновными в мошенничестве и приговорены к пяти годам тюремного заключения. К тому времени старшему Лессепсу было уже 88 лет, через год он умер. Почти все официальные лица, замешанные в скандале, избежали наказания. Были осуждены лишь второстепенные обвиняемые. «Панама» стала нарицательным обозначением крупного мошенничества.

Реакционные круги французского общества поспешили возложить ответственность за аферу на евреев, которых было много среди помощников Лессепса и в правительственном аппарате. Началась антисемитская истерия, выгодная властям. По мнению исследователей, «дело Дрейфуса»[127] было раздуто, чтобы отвлечь общественность от разговора о Панаме.

Работы на Панамском перешейке были возобновлены в 1904 г., но уже американцами. Французы продали США все права на осуществление проекта. К этому времени Панама отделилась от Колумбии и стала независимым государством. 10 октября 1913 г. президент США Вудро Вильсон в Белом доме нажал на кнопку, взорвав последнюю порцию динамита, использованного при прокладке канала[128]. До 2000 г. эксплуатацией Панамского канала, который во многом определял и экономику, и политику всей страны, занимались Соединенные Штаты, после чего он перешел в управление Панамы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Панамский канал

Панамский канал Трудно себе даже представить, что до 1914 года путь из Атлантики в Тихий океан был только один — вокруг Южной Америки — на тысячи километров длиннее сегодняшнего. Корабли шли извилистым и каменистым Магеллановым проливом или обходили Огненную Землю, а

Скандал в ЦДЛ («Арсенал»)

Скандал в ЦДЛ («Арсенал») Вечером 7 января 1974 года в Центральном доме литераторов состоялся творческий вечер писателя Василия Аксенова, который наделал много шума в столице благодаря выступлению на нем молодой джаз-рок группы «Арсенал» под управлением Алексея

СКАНДАЛ С ПРЕЗИДЕНТОМ

СКАНДАЛ С ПРЕЗИДЕНТОМ У президента Дуайта Эйзенхауэра сложилось о Хрущеве лучшее впечатление, чем у Никсона. В том же 1959 году Никита Сергеевич побывал в Америке. Ему очень хотелось поехать, но одновременно он боялся, вспоминает посол Олег Гриневский. Сможет ли он достойно

Скандал с Помпеей

Скандал с Помпеей Первой его должностью по возвращении в Рим была должность войскового трибуна, присужденная ему народным голосованием. Цезарь вновь женился, взяв в жены Помпею, дочь Квинта Помпея и внучку Луция Суллы. Впоследствии эта дама дала веский повод для

Скандал

Скандал В военном госпитале в Сольцах меня ожидает приказ главного врача. Я должен немедленно явиться к нему. Никакого покоя! Обстановка в Сольцах тяжелая, но мне уже некогда помогать. Мы сразу отправляемся в Дно. Главный врач встречает меня крайне

Грандиозный скандал

КАРИКАТУРНЫЙ СКАНДАЛ

КАРИКАТУРНЫЙ СКАНДАЛ Мы зачастую не можем сразу оценить масштабы и значение того или иного события. Особенно когда оно начинается с такой невинной, в общем-то, вещи, как газетная публикация. За последние несколько лет политики и общественные деятели Запада не раз и не два

СКАНДАЛ В БЕРНЕ

СКАНДАЛ В БЕРНЕ 19-го февраля 1998 года последовал новый провал агентов «Моссада» в Швейцарии, приведший к отставке его руководителя Дани Ятома.Что же произошло?Вот что рассказала на пресс-конференции в Берне представительница швейцарской федеральной прокуратуры.17-го

СКАНДАЛ В МОСКВЕ

СКАНДАЛ В МОСКВЕ В 1378 году к новому константинопольскому патриарху Мака-рию из Москвы пришла грамота «с жалобою на облако печали, покрывшее их очи вследствие поставления митрополита Киприа-на, с просьбою к божественному собору о сочувствии, сострадании и справедливой

Скандал

Скандал Время шло, дискуссия на тему «фальшивка — не фальшивка» продолжалась. Продолжал работать и С.Фридман. Но появление такого рода документов не могло обойтись без скандала. И он разразился. По заказу уфологической организации КУФОС эксперты-графологи Джо Никкель и

Скандал за ужином

Скандал за ужином Служба на посту чрезвычайного посла в Стамбуле оказалась на взлете карьеры Н.П. Игнатьева. Именно тогда и повстречался с ним господин С.Н. В начале июня 1865 года, вернувшись из своих странствий в Константинополь, С.Н. получил пригласительный билет на бал к

Скандал в посольстве

Скандал в посольстве Однако установить канал, через который совершенно секретные чертежи «Стингеров» попали в СССР, удалось только после того, как в советском посольстве в Афинах произошел страшный скандал. Из своей служебной квартиры в престижном районе греческой

Дипломатический скандал

Дипломатический скандал Известный журналист Евгений Толстых поведал мне примечательную историю, рассказанную ему непосредственным участником событий – одним из генералов воздушно-десантных войск СССР. События происходили в Великобритании. Он присутствовал на

Скандал за скандалом

Скандал за скандалом Бывший в то время премьер-министром Великобритании Гарольд Вильсон вынужден был выступить в палате общин британского парламента с объяснениями. Поводом для этого послужили сообщения из Анголы о том, что «полковник Кэллен» расстрелял там

Панамский канал

Панамский канал Панама. Площадь – 77 100 кв. км (1500 островов). Население – 3 140 000 чел. (2005). 90 % метисы и мулаты. 85 % католики. Язык испанский. Столица – Панама (408 200 чел.).1914 год. По земле Панамы проходит Панамский канал (ширина 150 м, глубина 12,5 м), построенный в 1914 году. Канал имеет

Источник

Афера называлась «панама»

В конце XIX века слово «панама» ассоциировалось не с головным убором, а с мошенничеством. Услышав «панама», человек кривился, как сегодня кривится, услышав «МММ». Долгое время панамская афера считалась самой крупной в истории человечества.

Взгляд на карту

У каждого, кто посмотрит на карту обеих Америк, мысль о канале возникает сама собой. Цена вопроса – каких-то жалких 80 км, а выгоды неисчислимы. Первыми о канале задумались ещё испанцы в XVI веке, однако дальше разговоров дело не пошло. К идее постройки возвращались неоднократно, но увидев воочию дикую гористую местность, где предполагалось рыть «канаву», посланные на разведку специалисты докладывали: это невозможно.

В 1850 году американцы проложили через перешеек железную дорогу. Грузы перегружали с кораблей в вагоны и после перегона вновь перегружали на корабли. Это было неудобно и дорого и тем не менее нью-йоркская компания, владелец дороги, буквально озолотилась.

В 1870-м году идея о строительстве канала вновь замелькала на страницах газет. И продвигал идею не заезжий мечтатель-аферист, а Le Grand Francais, Великий Француз (именно так именовала его мировая пресса) Фердинанд Лессепс.

«Герой Европы»

Фердинанд Лессепс был из семьи потомственных дипломатов и в 1831-1837 г. служил в Египте. В один из дней Мухаммед Али-паша, правитель Египта обратился к французу с просьбой дать одному из его 19 сыновей несколько уроков верховой езды, подтянуть по французскому языку и заодно обучить европейским манерам. Лессепс, разумеется, сказал «да» и тем самым вытянул свой счастливый лотерейный билет. Он стал для молодого Мухаммеда Саида не только учителем, но старшим другом и наставником. Никто не мог и предположить, что именно этот полноватый стеснительный юноша через 20 лет в результате переворота станет пашой Египта.

Придя к власти, Мухаммед занялся проведением реформ и запустил несколько грандиозных проектов, самым амбициозным и самым на первый взгляд неосуществимым из них был Суэцкий канал. Во-первых, у Египта просто не было денег для его осуществления и во-вторых, надо было получить на строительство согласие Турции (Египет до 1914 года был частью Османской империи) и Англии, под влиянием которой Стамбул в то время находился. Для решения этих проблем нужен был искусный дипломат и паша обратился к своему старому другу Лессепсу.

Лессепс уговорил и Стамбул, и Лондон и гениально решил проблему финансирования, основав «Всеобщую компанию Суэцкого канала» и выпустив от её имени облигации и ценные бумаги. И хотя строительство обошлось не в 200 миллионов франков, как задумывалось, а в 400, и рыли канал не 7 лет, а 11, 17 ноября 1869 года первое судно всего за несколько часов прошло из Средиземного моря в Красное.

Это был триумф. И не только строительный, но и финансовый: уже через 5 лет канал полностью окупил себя и начал приносить дивиденды, владельцы акций «Компании Суэцкого канала» стали богатыми людьми. Всего одна акция гарантировала стабильный доход на всю оставшуюся жизнь, благосостояние детей, внуков и правнуков. Вот почему когда Лессепс приехал в Колумбию (до 1903 года Панама являлась её частью) и предложил строить канал из Тихого океана в Атлантический, его расцеловали в обе щёки: если кому и доверить такую грандиозную стройку, то кому как не ему, отцу-родителю Суэцкого канала?

Старт «панамы»

Лессепс не стал выдумывать велосипед и пошёл уже проторенным путём, основав международную кампанию. Объявив себя её генеральным директором и президентом, а своего сына Шарля вице-президентом, Лессепс выпустил 600.000 акций на 300 млн. франков. Одна акция стоила 500 франков что равнялось заработку квалифицированного рабочего за пять месяцев – даже не каждый средней руки буржуа мог позволить себе купить акцию. И тем не менее, акции разошлись мгновенно.

На собранные деньги Лессепс организовал в Париже международный географический конгресс, на котором выступил с докладом, суть которого сводилась к «Да чего тут думать? Копать надо!» Инженеры были в шоке от такой «простоты», но Лессепс с апломбом осаживал возражавших: «Я Суэц построил! А ты кто такой?» Конгресс одобрил проект Лессепса (о чём с восторгом написали газеты) и на волне эйфории «Международная компания по постройке межокеанского канала» выпустила вторую партию акций, которая разлетелась как и первая.

Забуксовало

Непредвиденные расходы требовали дополнительных денег. Третий займ разошёлся уже без прежнего ажиотажа.

В 1887 году инженеры окончательно «убили» Лессепса, заявив что, как ни крути, а в горной части канала надо строить шлюзы. Приглашённый инженер Гюстав Эйфель (который пока ещё только строил свою легендарную башню) нарисовал проект, посчитал и объявил: нужно ещё 1 миллиард 600 миллионов франков. Когда об этом написали газеты, акции компании не просто упали – они рухнули.

Спасти канал!

Корнелиус Герц, правая рука Лессепса, предложил нестандартный ход: долгосрочный выигрышный заем. Но была загвоздка: частные компании не имели права проводить такие займы, однако Герц взял решение этой проблемы на себя.

В ход пошла тяжёлая артиллерия: в кафе, ресторанах, театрах он встречался с политиками, депутатами, вёл долгие разговоры о «судьбе проекта» и в конце беседы вручал банковские чеки на весьма крупные суммы. На лапу брали все, от министров до последнего замухрышки-депутата. И в апреле 1888 года палата депутатов большинством голосов заём одобрила.

Крах

Но спасти компанию могло только чудо. Любой человек мог посмотреть на карту и убедиться, что прорыто не более 1/4 пути, впереди горы, а выигрышный заём свидетельствовал, что денег у компании уже нет. Вместо планируемых 720 миллионов со скрипом собрали 254.

14 декабря 1888 года Панамская компания прекратила платежи, а в феврале 1889 года её официально признали банкротом. 800 тысяч (!) не самых бедных во Франции человек, доверивших Компании свои сбережения, в момент стали нищими. Счета и имущество компании были арестованы, началось следствие, целью которого было вернуть разорившимся вкладчикам хоть что-то. Однако вместо денег Франция получила СКАНДАЛ!

Исчезнувшие миллионы

Оказалось, что из 1млрд. 300 миллионов франков инвестиций, привлечённых компанией, на строительство ушло чуть больше 700 миллионов, а из оставшихся 600 миллионов 500 растворились непонятно куда. На них вообще не было никаких документов! Как будто их и не было!

Исчезнувшие миллионы ушли на конференцию, журналистам, описывавших в газетах радужную картину строительства, деятелям искусства, участвовавших в громких шоу Лессепса, на строительство роскошного офиса в центре Парижа, политикам, лоббировавших интересы компании и депутатам, одобривших выпуск выигрышного займа. Часть средств банально разворовали.

Суд без наказания

На скамью подсудимых село всё руководство Панамской компании. Каждый получил от 2 до 5 лет. Но за решётку не попал никто. Все были освобождены от наказания судом высшей инстанции. Герц, лично раздававший денежные чеки, сбежал в Англию, где счастливо прожил до самой смерти.

Обвинения в коррупции были выдвинуты против 510 депутатов. Однако на вопрос «А не брали ли Вы, мсье, взятку?» все с возмущением отвечали: «Да Вы что?! Никогда!» Обвинитель тряс бумажкой: «А вот обналиченный Вами чек!» Обвиняемый гордо отвечал: «Это гонорар за данную мной компании неоценимую консультацию». И только министр общественных работ Шарль Байо, с дуру признавший полученные им от компании 375 тыс. франков взяткой, получил 5 лет.
Что же касается рядовых вкладчиков, то никто из них не получил ни франка.

А как же канал?

Клим Подкова для журнала «Все загадки мира»

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Панамская афера.

Более ста лет назад название этого государства в Центральной Америке надолго стало символом грандиозного обмана и мошенничества. Дело Компании Панамского канала, которое и стало причиной такой известности, было признано крупнейшей аферой XIX века. Скандал был тем более грандиозным, что в нем были замешаны очень многие знаменитые и влиятельные люди того времени. Стоит узнать подробнее, что же представляло собой это столь знаменательное в истории всемирного мошенничества дело, поскольку и сегодня есть все возможности для того, что бы новые «Панамы» стали реальностью..

Идея строительства канала через Панамский перешеек возникла очень давно. И это совсем неудивительно, ведь такой канал значительно сократил бы судам путь из Атлантического океана в Тихий. Однако, длительное время такая грандиозная работа была просто невозможна по техническим причинам. Лишь в XIX веке начались первые практические попытки организации строительных работ. В 1835 году была произведена крупномасштабная геодезическая разведка местности. Но она лишь показала всю сложность стоящей перед строителями задачи, которую пришлось отложить еще на четыре десятилетия.

1869 год. В Египте торжественно открывается Суэцкий канал, который стал триумфом инженерной мысли XIX столетия. Благодаря талантам француза Фердинанда Лессепса водный путь соединил Средиземное и Красное море, намного сократив путь из Европы в Азию. Этот несомненный успех стал причиной того, что многие вернулись к идее тем же способом соединить два других океана. И вот в 1876 году по инициативе Французского географического общества в Панаму была направлена специальная экспедиция для оценки возможностей строительства и выбора наиболее оптимального пути нового канала. После выполнения комплекса исследовательских работ в 1878 году был заключен договор с правительством Колумбии, в состав которой тогда входила Панама. Согласно ему именно французы получали эксклюзивное право на строительство канала. Он должен был находиться во владении Франции в течение 99 лет, после чего переходил в собственность Колумбии без всякой оплаты или компенсации.

Само же строительство по предварительным оценкам должно было занять 12 лет и обойтись в сумму 600 миллионов золотых франков. Для организации и проведения работ, а также сбора необходимых денежных средств в 1879 году во Франции была основана Всеобщая Компания Панамского межокеанского канала. Ее директором стал Фердинанд Лессепс. Компания сразу же объявила подписку на выпущенные ею 600 тысяч акций стоимостью по 500 франков (всего 300 миллионов). Учитывая авторитет Лессепса, в желающих купить их не было недостатка. И вот 1 января 1880 года строительство нового канала началось.

Первоначально окончание работ и первый проход судна через Панамский канал планировалось в 1888 году. Однако, практически сразу началось отставание от рабочего графика, которое со временем становилось все больше и больше. К 1885 году была выполнено всего 10% от необходимого объема строительных работ. Расходы же составили более половины от первоначально собранного капитала.

Причиной этого стала ошибка в выборе пути строительства, а также недооценке влияния на него местных условий. Помимо неправильной геологической оценки трассы, свою роль сыграли и климатические условия, которые оказались просто катастрофическими. Сильнейшие тропические ливни, разливы рек, а также такие заболевания, как желтая лихорадка и малярия стали привели к массовой гибели строителей. Всего за время Панамской эпопеи умерло почти 25 тысяч человек, большинство из которых были местными жителями. Это также привело к дополнительным расходам. Вот почему уже в 1882 году Компании пришлось выпустить дополнительный облигационный заем, и в течение следующих двух лет повторить его еще дважды. Это принесло дополнительно 400 миллионов франков.

Однако, руководство самым тщательным образом скрывало правду об истинном положении дел, используя для этого самые мошеннические приемы. Так, во французской прессе регулярно публиковались заказные статьи, в самых радужных тонах расписывающие ход строительства. В ход шел подкуп должностных лиц, в том числе на самом высоком уровне. Для этого Компания пользовалась услугами барона Жака де Рейнака, по совместительству одного из влиятельнейших банкиров страны. В паре с ним работал другой финансовый авантюрист, Корнелиус Герц, друзьями которого были многие влиятельные люди, в том числе будущий премьер-министр Жорж Клемансо. Именно Герц непосредственно передавал деньги, полученные Рейнаком от Компании. Получателями были политики, журналисты и редакторы изданий, члены парламента и министры. Посредники не забывали и себя, заработав на этом деле почти 9.5 миллионов франков.

Всего же, как выяснилось впоследствии, в деле было замешано 104 получателя взяток, причем на самом высоком уровне. Размер мзды за их услуги составлял от 10 до 500 тысяч франков. Благодаря такому лоббированию, в 1888 году в парламенте удалось провести закон, разрешающий Компании выпустить долгосрочный выигрышный заем, на который до этого имело право только государство. Это был первый в новейшей истории Франции прецедент такого рода.

Однако, к тому времени слухи об истинном положении дел уже просочились даже сквозь организованную информационную блокаду. Поэтому заем дал менее половины нужных средств. Над Компанией нависла угроза банкротства. Пытаясь отсрочить ее, по инициативе министра финансов через парламент была предпринята попытка «реструктуризации» ее долгов и льготном порядке их выкупа. Но на этот раз она провалилась. После чего оставалось только подвести закономерные итоги..

4 февраля 1889 года Парижский суд официально объявил о банкротстве и ликвидации Компании. Это решение стало шоком для сотен тысяч держателей ее акций. Положение усугубилось тем, что на тот момент у Компании практически отсутствовало какое-либо имущество, которое могло быть пущено в продажу с целью выплаты компенсаций. Общее число пострадавших насчитывало свыше 700 тысяч человек, в основном принадлежавших к тогдашнему «среднему классу».

Созданная парламентом комиссия по расследованию установила, что из общей суммы в 1 миллиард 335 миллионов франков, израсходованных Компанией за 9 лет своего существования, расход 718 миллионов франков никак не был отражен в ее финансовой документации. Эти деньги попросту растворились в воздухе, как будто их никогда и не было. Расследование сопровождалось громкими скандалами и смертью нескольких участников аферы, в том числе и барона де Рейнака. По официальной версии он умер от кровоизлияния в мозг, хотя вскрытия почему-то не было произведено.

В 1893 году по результатам расследования состоялся судебный процесс над руководством Компании и рядом лиц, обвиняемых в коррупции. Сам Лесспес, которому на тот момент было уже 88 лет, был освобожден от ответственности. Процесс, за ходом которого следила вся Франция, закончился рядом обвинительных приговоров к различным срокам тюремного заключения и денежным штрафам. Однако, всего через четыре месяца кассационный суд отменил их и все обвиняемые были выпущены на свободу. Что же касается Корнелиуса Герца, тот он еще до начала процесса ухитрился сбежать в Англию, где впоследствии и умер в 1898 году.

Так закончилось это дело, которое настолько запомнилось его современником, что слово Панама более четверти века употреблялось в основном в совершенно определенном подтексте. Лишь после Первой Мировой войны о Панамской афере стали понемногу забывать. И совершенно напрасно..

А сам канал, в конце концов, все же был простроен. Но это как говорится уже другая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *