в чем суть организации и принципов ксо
Меньше иллюзий и больше реализма: какие бизнес-задачи решает КСО
Что такое корпоративная социальная ответственность?
Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) предполагает, что компания добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом. То есть она не только платит налоги, выпускает качественную и безопасную продукцию, но и дополнительно вкладывается в своих работников, окружающую среду, территорию присутствия.
«Помимо того, что компания должна приносить деньги своим акционерам, она своей деятельностью также должна улучшать среду вокруг себя — как с точки зрения соблюдения экологических норм, так и развития социальной сферы», — объясняет директор по связям с общественностью «Полюса» Виктория Васильева.
КСО тесно связана с устойчивым развитием и часто входит в ESG-стратегии компаний. В США и Европе, где об устойчивом развитии задумались давно, корпоративной социальной ответственностью начали активно заниматься с 1970-1980-х годов, рассказывает Васильева. Но в Россию тренд пришел намного позже — в конце 1990-х — начале 2000-х годов.
Какие бизнес-задачи можно решить с помощью КСО?
Таких задач несколько.
В первую очередь КСО работает на репутацию компании. А она, в свою очередь, сильно влияет на отношения с государством и условия ведения бизнеса.
«КСО — это уже не лучшая практика, а must have, без которого никакие органы госвласти не будут с вами разговаривать, — отмечает PR-директор «Полюса». — От масштаба, структурированности и продуманности программы КСО в том числе зависит переговорная позиция GR на федеральном и региональном уровнях».
На нехватку кадров сегодня жалуются 86% компаний в России. При этом для специалистов, особенно молодого поколения, ответственность работодателя становится все важнее. Они предпочитают организации, которые помогают решать социальные и экологические проблемы.
«Все крупные промышленные компании сейчас находятся в состоянии жесткой конкуренции за кадры. А КСО помогает создавать образ работодателя приоритетного выбора. Если ваш HR приходит к кандидату, который вам очень нужен, а у него в голове сложился правильный образ компании, то он с высокой вероятностью выберет именно вас», — говорит Васильева.
Тренд на устойчивое развитие затронул в том числе потребителей. Так же, как и работники, они ожидают от компаний высокой социальной ответственности. Эксперты отмечают, что КСО — один из главных факторов, позволяющих повысить удовлетворенность клиентов. Особенно в ситуации, когда конкуренция очень высокая и потребителю приходится выбирать один продукт из десяти похожих.
Для производственных компаний, которые не работают с конечными потребителями напрямую, на первый план выходит репутация среди жителей в регионах присутствия.
Во-первых, они выступают избирателями для тех органов власти, с которыми взаимодействует бизнес. «Если компания «выжимает все соки» из региона, а губернатор ее поддержал, то во время избирательной кампании это будет прекрасным аргументом для его противников», — приводит пример Васильева.
Во-вторых, жители регионов могут быть потенциальными работниками компании. Поэтому их мнение тоже важно.
Какие направления входят в КСО и что они дают?
Чаще КСО включает три основных направления — здоровый образ жизни и спорт, образование и культура. Нередко бизнес выделяет и четвертый блок КСО — поддержку детства. Но во многих случаях, в том числе в «Полюсе», работа с подрастающим поколением включена в предыдущие три блока.
Помимо создания хорошей репутации компании, эти направления помогают решать и более точечные задачи.
Компаниям нужны не просто квалифицированные, но и здоровые работники. Особенно остро вопрос стоит на промышленных предприятиях, которые действуют в малонаселенных районах. «У нас есть сотрудники разных возрастов, но по-настоящему высокая квалификация приобретается в возрасте 40+. Соответственно, нам важно, чтобы эти люди после 40 еще как минимум 20 лет спокойно работали в отрасли», — рассказывает Васильева.
Поэтому, по ее словам, «Полюс» в первую очередь поддерживает массовый спорт и физкультуру. Большой спорт компания тоже поощряет, например, помогая спортсменам из регионов выезжать на соревнования.
Компании заинтересованы в развитии новых технологий и кадрового потенциала. Это определяет приоритеты поддержки в образовательной сфере. Бизнес запускает программы профориентации и помогает развивать профильное образование, создавая себе кадровый задел на будущее.
В небольших городах учреждения культуры — например, театры — служат одной из основных точек притяжения для жителей. «Мы видим, что люди уезжают из отдаленных северных регионов, потому что жить там просто тяжело, в том числе из-за климата, — говорит Виктория. — Но театры здесь выступают знаковыми объектами социальной среды, формируют ощущение «малой родины». И нередко это один из факторов, который помогает человеку сделать выбор в пользу того, чтобы остаться в регионе и продолжать здесь работать».
Как проекты КСО выглядят на практике?
Во время эпидемии COVID-19 бизнес стал активнее поддерживать здравоохранение, в том числе районные и региональные больницы. «Мы делаем это давно — просто потому, что наших сотрудников надо где-то лечить. Если что-то случилось, даже банальное падение или ушиб, нам нужно понимать, куда мы привезем человека», — рассказывает директор по связям с общественностью «Полюса».
Помимо помощи местному здравоохранению, у компаний есть масштабные программы по поддержке здорового образа жизни и спорта. Так, в «Полюсе» знаковым проектом называют Красноярский полумарафон «Жара», который здесь поддерживает уже несколько лет. В мероприятии участвует беговая команда компании. Всего нее входит более 400 работников.
Кроме того, «Полюс» проводит корпоративные спартакиады для своих сотрудников, а его команды с успехом выступают на районных и региональных турнирах.
«Полюс» сотрудничает с несколькими крупными российскими техническими вузами, в том числе, в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской области, Якутии. Это и специальные программы обучения, запущенные при участии компании, а также стажировки и практики для студентов на ее предприятиях.
Одновременно «Полюс» поддерживает научные изыскания вузов и помогает им с обновлением материально-технической базы. Все это позволяет будущим специалистам лучше освоить направления, по которым они смогут работать в компании.
В небольших российских городах сохранились десятки профессиональных театров, отмечают в «Полюсе». Более того, один такой театр удалось найти в поселке Мотыгино Красноярского края.
Ключевой проект компании в сфере культуры — ежегодный конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». Заявки на него подают более 30 учреждений. Их них жюри выбирает победителей, которые получают гранты. На эти средства театр может поехать со своим спектаклем на региональный фестиваль и представить там свою постановку. А оставшуюся часть гранта — потратить на любые нужды, начиная от замены крыши и заканчивая покупкой новых декораций.
«Полюс. Золотой сезон» проводится совместно с международным фестивалем-школой «Территория». В качестве финала конкурса в течение недели организуют свой фестиваль в одном из регионов присутствия компании. «Они привозят к нам лучшие театры и танцевальные труппы России. А часть спектаклей показывают финалисты нашего конкурса», — объясняет Виктория Васильева.
Партнером мероприятия также выступает Московский музей современного искусства. Выставки музея проводятся во время фестиваля «Полюса» и «Территории», и, как правило, остаются в регионе еще на пару месяцев. «За это время их посещают очень много людей, мы успеваем расшевелить аудиторию», — отмечает PR-директор.
Как компании выбирают проекты для поддержки?
Выходя в новый регион, компания старается определить те направления, которым сильнее всего не хватает финансирования. Многое зависит и от специфики территории. Например, на ней могут проживать представители коренных народов, которым необходима поддержка.
По мнению Виктории Васильевой, при выборе проектов в рамках КСО компании должны быть максимально прагматичными: «Мне кажется, бизнесу не стоит подменять собой государство. Нужно меньше иллюзий и больше реализма».
Она выделяет два критерия для выбора проектов.
Во-первых, поддержка должна быть системной и работать на реализацию стратегических целей компании.
Во-вторых, проект не должен умереть, если компания по каким-то причинам прекратит финансирование. «По-хорошему надо выбирать такие проекты, которые без вас не канут в лету. Возможно, они видоизменятся, но не прекратят свое существование. То есть у тех людей и организаций, которых вы финансируете, должны быть альтернативные варианты получения поддержки», — уверена Виктория.
Какие новые тренды есть в КСО?
Главный тренд на сегодня — корпоративное волонтерство, вовлечение сотрудников в социальные и экологические проекты компании.
По данным исследования Porter Novelli, большинство американцев (59%) считают, что компании больше не могут уклоняться от решения вопросов, связанных с социальной справедливостью. Еще 43% «пересматривают свою нынешнюю работу», потому что компания недостаточно делает для решения этих вопросов.
Рост интереса к социальному волонтерству характерен и для России, говорят в «Полюсе». В компании есть собственное волонтерское движение, которое проводит акции в Москве и в регионах присутствия.
Кроме того, в 2020 году в «Полюсе» запустили систему волонтерских грантов. Заявку на участие может подать любой сотрудник компании. Победителям предоставляют средства на небольшие социальные проекты в регионах — от уроков безопасности для школьников до помощи приютам для беспризорных животных.
Однако, по мнению директора по связям с общественностью «Полюса», ожидать революционных трендов, способных перевернуть представление о КСО, не стоит. «Областей, в которых компании могут сотрудничать с обществом, но не подменять собой государство, достаточно немного, — говорит она. — Поэтому в будущем мы скорее увидим не новые тренды, а новые яркие идеи в уже существующих направлениях».
Принципы корпоративной социальной ответственности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и значение корпоративной социальной ответственности
Единого подхода к пониманию и определению корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) не существует до сих пор. Одни рассматривают ее с точки зрения соблюдения норм действующего в стране пребывания бизнеса законодательства, другие отождествляют с филантропией и благотворительностью, третьи и вовсе рассматривают с позиций иерархических структур.
Условно все множество подходов к определению сущности КСО можно разделить на четыре группы (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые парадигмы определения сущности КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В рамках философского аспекта социальная ответственность бизнеса предстает в роли некой формы социально-экономических отношений, ответственных за построение будущего.
Теоретико-экономическая парадигма в большей степени сводит сущность КСО к построению системы социально-экономических отношений между бизнесом и его стейкхолдерами, выгодной для всех ее участников и учитывающую интересы внешнего окружения.
Социальная парадигма характеризует КСО как систему добровольных социальных отношений, возникающих между всеми участниками бизнеса, основанную на этических принципах.
Согласно управленческому подходу под социальной ответственностью следует понимать концептуальные основы деятельности организации, направленной на всестороннее соблюдение обязательств, возложенных на нее обществом, государством и потребителями. При этом получение прибыли соотносится с соблюдением законности и этически норм
Понятие принципов корпоративной социальной ответственности
В общем виде под принципами КСО следует понимать их базовые положения, предопределяющие саму сущность социальной ответственности бизнеса. Они отражают природу и сущность компании и ее деятельности в области реализации социально значимых инициатив.
Готовые работы на аналогичную тему
Формирование принципов КСО происходит на основе общественных ожиданий, которые в последнее время претерпели существенное изменение. Фактически они постоянно растут, что требует от бизнеса повышения его социальной ответственности. Основными направлениями ее реализации считаются:
Принципы КСО затрагивает все три сферы ее реализации. При этом все они носят лишь рекомендательный характер и не имеют закрепления на законодательном уровне. Тем не менее, считается, что несоблюдение хотя бы одного из принципов способно исказить саму суть социальной ответственности бизнеса.
Закрепление принципов социальной ответственности на микроуровне находит свое отражение в разработке и формировании соответствующих кодексов и стратегий. Чаще всего речь идет о Кодексе корпоративной этики и Стратегии социальной ответственности. Чаще всего подобные документы формируются в рамках корпоративных структур.
Таким образом, на основе принципов КСО происходит определение основных положений, выражающих природу и сущность бизнеса и его деятельности в части реализации социальной ответственности компании. Построение социально ответственно бизнеса без знания и соблюдения соответствующих принципов попросту невозможно.
Рассмотрим основополагающие принципы социальной ответственности бизнеса более подробно.
Базовые принципы корпоративной социальной ответственности
Фундаментальным принципом КСО выступает беспрекословное соблюдение требований и норм действующего законодательства. Именно поэтому всякий социально ответственный бизнес должен в первую очередь привести свою деятельность в полное соответствие буке закона.
Прочие базовые принципы, лежащие в основе КСО, представлены на рисунке 2. Рассмотрим их сущность более подробно.
Рисунок 2. Основные принципы КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно принципу открытости деятельность бизнеса должна быть публичной, понятной и доступной. Сами же компании должны предоставлять внутренним и внешним пользователям исключительно достоверную информацию, не вводя никого в заблуждение. Особая роль при этом отводится организации обратной связи с заинтересованными сторонами.
Заинтересованными сторонами считаются физические и юридические лица, участники корпоративных отношений, на которых деятельность компании оказывает прямое либо опосредованное влияние. К их числу относятся собственники, управляющие, персонал, потребители и поставщики, государство и общество в целом.
Реализация социальных программ должна иметь постоянный характер. В этом проявляется принцип системности КСО. В соответствии с данным принципом компании должны регулярно обеспечивать финансирование социальных программ различных областей, будь то персонал, общество или окружающая среда.
Иначе говоря, КСО – это не разовое мероприятие, а постоянная работа бизнеса над собой и внешней средой.
Еще одним из важнейших принципов социальной ответственности бизнеса считается ее значимость. Это означает, что реализуемые компаниями социально значимые программы и мероприятия должны исполняться в тех сферах, в которых имеется соответствующая потребность. Фактически данный принцип определяется актуальность реализуемых бизнесов программ, их масштабность и эффективность.
Еще одним из важнейших принципов КСО считается недопущение конфликтов. Согласно данному принципу социальная политика компании и ее отдельные мероприятия не должны ущемлять интересов каких-либо групп стейкхолдеров. В саму стратегию КСО должны быть включены задачи защиты прав человека, именно они играют первостепенную роль.
К данной группе принципов также относятся:
Считается, что описанные выше принципы должны интегрироваться в деятельность корпоративных структур на системной основе и внедряться во все бизнес-процессы. Следование им позволяет более эффективно достигать стратегических целей бизнеса и формирует благоприятное социальное окружение.
Что такое «Корпоративные стандарты социальной ответственности» и почему это новое направление в государственном регулировании бизнеса
Даже специалисты мало что слышали о КСО, поэтому неизбежно возникают вопросы, что это такое и зачем они нужны бизнесу и власти? Поэтому сегодня я размещаю небольшую статью, подготовленную для наших клиентов Жанной Дмитриевной.
Впервые в России заговорили о корпоративной социальной ответственности в конце 90-х. В эти годы бурно обсуждались международные стандарты и гармонизация наших стандартов учета с зарубежными. Мы стали публиковать свою годовую отчетность, демонстрировать открытость, но совсем не заметили, что поведение нашего бизнеса не совсем адекватно.
Появились ролики и карикатуры про наших бизнесменов. Появились чудовищные недоплаты в бюджет, задолженность по заработной плате. Разразились коррупционные скандалы… Почему это происходит?
И тут некоторые эксперты робко стали говорить о некой социальной ответственности бизнеса. Вспомнили, что согласно Конституции государство у нас социальное..
Но только сейчас появились первые реальные шаги в этом направлении.
С этого момента внедрение Корпоративных социальных стандартов стало неизбежно (кстати, мы уже писали об этом в блоге, см. здесь).
Итак: КСО – это концепция, согласно которой хозяйствующий субъект принимает на себя добровольно ответственность за влияние на заинтересованные стороны.
Мудрено конечно, но если проще, то это какую долю предприятие занимает в экономике и жизни города, региона.
1. Инновации, как же без них… Но в контексте КСО это большое преимущество. Это объяснение, почему наша продукции или услуга необходима.
2. Экономия – это самый простой плюс, который получает компания, внедрившая КСО. Потому что внутренний контроль, еще никому не помешал…
3. Позиционирование продукции/услуги. С недавнего времени стало модно говорить об экологически чистой продукции. Позиционирование предприятия как применяющего ресурсосберегающие технологии и выпускающего нетоксичную продукцию, способствует увеличению продаж
4. Перспективное мышление.
КСО помогает смотреть на долгосрочные интересы компании и поддерживать ее устойчивое развитие. Помогает анализировать и делать выводы о развитии компании не только на несколько кварталов вперед, но на несколько десятков лет.
Использование КСО поможет вам во взаимодействии с клиентами. Рекламные компании, нацеленные на то, чтобы рассказать о чем то важном (о волонтерстве например), могут использоваться для того, чтобы поговорить с вашими клиентами. Этот инструмент недооценен многими компаниями, но он отлично работает.
6. Участие сотрудников.
Если ваши сотрудники не знают, что конкретно происходит в вашей организации, вы можете упустить экономические возможности. Крупные компании обычно создают рабочие группы, нацеленные на создание стратегий устойчивого развития и пояснения всем в компании, что же такое КСО. Небольшие компании просто предлагают сотрудникам ряд действий в области КСО, чтобы показать им, как важна социальная работа для устойчивого развития.
Это коротко о КСО. Но обращаю внимание, что принятие КСО – не панацея от всех бед. КСО – это способ «очеловечить» экономику, снять социальную напряженность и сделать понятными действия руководителей всех уровней.
Реализация корпоративной социальной ответственности бизнеса
Для чего нужны программы социальной ответственности? Какую пользу они приносят брендам? Как организовать помощь нуждающимся в своей компании?
Термин «корпоративная социальная ответственность» (КСО) появился в начале 1970-х годов и воспринимался исключительно как этика и мораль в деловой среде.
Сейчас же компания отвечает перед:
Также следует разделять законодательно закреплённую и добровольную ответственность.
Зачем бизнесу добровольно решать социальные задачи
Недостаточно заявить, что ваша компания есть и хорошо выполняет свои обязанности. По исследованиям, 71% потребителей готовы отказаться от брендов, которые работают только ради денег.
Маркетинг становится социально-этичнее, а крупные компании вкладывают миллионы в реализацию КСО, пишет Forbes. И за это они получают:
Что мотивирует стать социально ответственной компанией
Основная задача бизнеса — извлечение прибыли, а не решение социальных проблем. Но личные стремления руководителя или корпоративные цели становятся важным мотивом для выхода за эти рамки.
Личные мотивы
Руководитель компании — это личность со своими интересами, предпочтениями, стремлениями, страхами, стереотипами и жизненным опытом. У него могут быть разные ценности:
Корпоративные мотивы
Если вы просто хотите помочь нуждающимся — это благотворительность.
Если вы желаете решить проблему в обществе, то есть вложить свои ресурсы и получить эффект, — это социальное инвестирование.Так ваша компания получает мотивированные кадры, новых инвесторов, повышенное внимание и лояльность аудитории к бренду и продукту.
Если ваш бизнес трудоустраивает людей с ограниченными возможностями — это социальное предпринимательство. То есть компания и извлекает прибыль, и дает работу людям с ОВЗ.
Нормативные документы для социально-ответственного бизнеса
Каждая компания разрабатывает собственную стратегию корпоративной социальной ответственности, но есть и общепринятые документы:
Кто является социально-ответственной компанией
Вы можете изучить список компаний на сайте.
Существует национальный реестр нефинансовых отчетов на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей.
Как бизнесу стать социально ответственным
Вы поняли, что вашей компании необходимо стать социально ответственной. Как это сделать?
Помочь с PR вашей компании могут специалисты компании Exiterra.com Digital Agency. Мы уже 20 лет на рынке и предоставляем самые разные услуги по продвижению.
Например, сеть гостиниц помогает семьям, потерявшим дом при пожаре или другом бедствии. Отдел по работе со СМИ договорился, что им будут регулярно сообщать о таких случаях. Гостиница выделила отдельный номер и размещает там погорельцев на первое время, а сотрудники помогают с восстановлением документов, приобретением одежды и предметов первой необходимости. Также гостиница обеспечивает питанием нуждающихся.
Пример: записать социальную рекламу, как компания ZEWA.
Готовы ли вы реализовывать КСО через НКО
Принимая такое решение, нужно взвесить все за и против:
ЗА | ПРОТИВ |
Компания не вовлекает сотрудников, они выполняют прямые обязанности и не отвлекаются от проектов. | Затраты, как правило, выше. При адресной помощи не вся сумма попадет нуждающимся, поскольку НКО тоже выплачивает налоги и зарплату сотрудникам. |
НКО знает проблему глубже, чем неспециалисты. | Возможно, в городе нет НКО, работающей с важной для вас проблемой, а другие не знают специфики данного благополучателя. |
НКО знает целевую аудиторию, а аудитория доверяет НКО больше. | НКО не всегда готова выполнять все требования бизнеса. |
НКО знает особенности благотворительной работы и делает это корректно и профессионально. | Охват и масштаб, как правило, меньше по сравнению с рекламными агентствами и СМИ. |
Корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса в России
По данным исследования сервиса Добро Mail.ru, примерно треть средних и малых компаний в России занимаются благотворительностью, а крупный бизнес рассматривает её как часть общей стратегии, элемент управленческого стандарта.
По результатам исследования «Лидеры корпоративной благотворительности — 2019», в 2018 году 32 крупные компании пожертвовали 57,4 млрд. руб. Три года назад 60 компаний вложили менее 20 млрд. Таким образом, бюджеты на КСО у бизнеса выросли почти в 3 раза.
В основном финансирование идет на проекты в сфере образования, экологии, здоровья, а также развитие местных сообществ.
Как развивать КСО в компании
Направление можно выбрать, исходя из:
Менеджер по корпоративной социальной ответственности (КСО)
отвечает за интеграцию принципов КСО в деятельность бизнеса, помогая компании сочетать принципы социальной ответственности с получением экономической выгоды
«Когда бизнес использует принципы корпоративной социальной ответственности, это говорит о его зрелости, о понимании того, что устойчивое развитие невозможно без прочной социальной подосновы»
Ольга Голодец, заместитель председателя правительства Российской Федерации (Источник)
Экономические кризисы, обострение социальных и экологических проблем меняют отношения между бизнесом и обществом. Сегодня работники и потребители ожидают, что корпорации будут социально ответственными. Люди уже не ищут просто продукт или услугу, но обращают внимание на то, какой вклад компании вносят в развитие местных сообществ и общества в целом, как они участвуют в решении социальных проблем. Сами компании начинают рассматривать расходы на социальные программы как инвестиции и как способ получить конкурентные преимущества, при этом обеспечив устойчивое развитие.
В компаниях растёт спрос на управленцев, способных разрабатывать и реализовывать КСО-программы, интегрировать принципы КСО в стратегию развития бизнеса, формировать и поддерживать положительный имидж организации. Менеджер по КСО осуществляет управление репутацией компании, отвечает за выстраивание партнёрских проектов с государством, некоммерческими организациями, международными объединениями, участвует в подготовке нефинансовой и социальной отчетности. Он учитывает ожидания широкого круга заинтересованных сторон, в числе которых собственники, работники и потребители, инициирует социальные инициативы в регионах присутствия и участие в глобальных проектах. Такие профессионалы востребованы не только в бизнесе, но также в некоммерческом секторе и государственном управлении.