в чем может проявляться функция образования как социального лифта
В чем может проявляться функция образования как социального лифта
Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.
Работает ли образование как социальный лифт. Как строить карьеру
Впервые за 15 лет в России обсуждают сломанные социальные лифты
«Мы стремимся решить проблему неравенства и справедливости, которая беспокоит население нашей страны. Она решается таким инструментом как социальный лифт — выстраиванием возможностей, благодаря которым человек может достичь каких-то высот, позиций, самореализации за счет собственных усилий. Но сегодня образование как социальный лифт не работает».
Таким заявлением 18 сентября 2019 года ректор Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Каспржак открыл образовательный форум «Социальные лифты: как строить карьеру в условиях новых индустрий» — первую за 15 лет профессиональную дискуссию о выравнивании возможностей становления граждан из разных регионов и социальных слоев.
Форум является попыткой системного обсуждения механизмов профессионального и личного становления молодежи в изменившейся технологической и экономической реальности, которая изменила подходы к социальной мобильности.
«Мы решили, что целесообразно обсудить с профессиональным сообществом, насколько образовательная система, которая призвана быть социальным лифтом, выполняет эту функцию», — сказал Алексей Каспржак.
Ректор «Сенежа» заметил, что «с точки зрения сегодняшнего дня традиционный образовательный институт не очень соотносится с реальностью, в которой выстраивает свою жизнь молодой человек»: «Новое поколение, новая экономика, новые общественные технологии требуют новой системы образования, которая будет работать как социальный лифт».
Алексей Каспржак отметил важность дискуссии для нового поколения специалистов сферы образования, которые призваны изменить образование в соответствии с вызовами времени и запросами общества: «Человек, ставший лидером в образовательной институции, на нашем форуме получает высокого уровня экспертизу, которая позволяет ему понять цельсобственной деятельности – к чему он должен вести образование. И, прежде всего, в качестве индикатора зафиксирует, что важно учитывать значение социальной справедливости».
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин присоединился к тезису о том, что образование перестало работать как социальный лифт, указав, что все более наблюдается дифференциация образовательных возможностей детей: «Когда мы говорим о равных шансах для детей, то вопрос становится очень острым».
Эксперт пояснил, что растет дифференциация школ по социальному составу, а в школах с наименьшим уровнем социального благополучия работают учителя с меньшей квалификацией и хуже охват школьников профильным и дополнительным образованием.
«Социальное неравенство образовательных результатов накладывается на территориальное»,- заключил эксперт, указав на различия образовательных возможностей в разных регионах страны.
Старший научный сотрудник ИС РАН, помощник гендиректора ВЦИОМ по науке Наталья Седова сообщила, что «в регионах, какое бы образование не имел выпускник и сколько бы у него ни было образований, если у него нет связей, на работу устроиться невозможно».
Материалы форума смотрите в телеграм-канале «Социальные лифты в образовании» t.me/socmobility
В мероприятии, которое проводится в партнерстве с департаментом образования города Москвы в рамках форума «Город образования», приняли участие более 50 экспертов, среди которых президенты и основатели крупнейших корпораций, представители министерств и образовательных учреждений, социологи и молодые бизнесмены.
Мастерская управления «Сенеж» создана в феврале 2019 года в рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей». Её ректором был назначен Алексей Каспржак. Мастерская станет центром подготовки управленцев высшего звена (в том числе госслужащих) и институтом формирования и трансляции общественных норм (ценностей) и технологий.
Московский международный форум «Город образования» – международная коммуникационная и выставочная площадка по обмену опытом в формате нетворкинга для эффективной реализации идей открытого образования и создания продуктивных горизонтальных связей. Форум объединяет ученых, бизнесменов, педагогов, учащихся школ, студентов — всех, кому интересны тенденции, практики и технологии в обучении и преподавании.
Социальный лифт
8 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие социального лифта
Социальный лифт — это механизм общества или социальный институт, с помощью которого человек может изменить свой социальный статус.
Другими словами, социальный лифт — это:
Основные функции социальных лифтов:
Понятие социального лифта напрямую связано с понятием социальной мобильности.
Социальная мобильность — это изменение благосостояния и должности отдельных лиц или семей. Ее также можно использовать для оценки изменения состояния здоровья, уровня образования или других критериев между группами (классы, этнические группы, страны).
Понятие социального лифта в научный обиход ввел Питирим Сорокин. Он считал, что человеку для быстрого изменения своего статуса нужно найти удобный канал мобильности, то есть подходящий социальный лифт.
Горизонтальная мобильность предусматривает переход между группами без изменения социального статуса. Например, преподаватель уходит работать в другую школу, но остается на аналогичной должности.
Вертикальная мобильность — это повышение или понижение социального статуса. Например, тот же учитель может занять должность директора, тем самым повысив свой статус.
Основная цель социальных лифтов — перераспределение социального статуса человека в соответствии с его личными достижениями и/или профессиональными успехами.
Социальный лифт — это один из критериев гармонично развивающегося общества.
То, что у людей есть возможность повысить и понизить свой уровень, заставляет их стремиться к высоким целям и развивать свои лучшие качества. А это создает условия, при которых вершина социальной лестницы будет занята достойными и успешными представителями своих отраслей, а не обладателями «правильного» происхождения.
Виды социальных лифтов
Большой плюс современного общества заключается в том, что и отдельно взятый человек и целые группы людей могут свободно менять свои социальные статусы вне зависимости от их стартового положения (образование, карьера, родственные связи).
По мнению Питирима Сорокина, есть три социальных лифта — армия, семья и церковь. Рассмотрим каждый по отдельности.
Армия
В армии можно дослужиться с рядового до генерала — при усердии и определенном трудолюбии. А при призыве на службу не учитывается положение в обществе, доходы и прочие характеристики. Учитывается только пожелание по поводу выбора войск с учетом навыков и умений, которые имеются у призывника, а также его физическая подготовленность. Таким образом, служба в армии — отличная возможность изменить свой социальный статус.
Семья
Семья и брак — еще один пример социального лифта. Практическая реализация социального лифта возможна только тогда, когда у супругов разный социальный статус. Большинство русской и зарубежной литературы, от сказок до романов, нередко рисуют картину, где в брак вступают люди разных социальных статусов. Для одного из супругов с более низким статусом это восходящее продвижение.
Иногда брак приводит к понижению социального статуса. Несколько столетий назад брак с представителем низшего слоя общества приводил к социальному падению того, кто занимал более высокое положение.
Церковь
Церковь — самый востребованный социальный лифт в средние века, когда решения Папы Римского оказывали большое влияние на жизнь всей Европы. Он решал вопросы с назначением первых лиц страны, организовывал походы против отступников, даровал простым людям прощение за совершенные грехи, его влияние не было ограничено никакими рамками.
Согласно религиозным канонам, католические священники не могли создавать семьи и заводить детей, что исключало вероятность формирования потомственной олигархии, в таких условиях ускорялась вертикальная мобильность.
В современном мире есть и другие виды социальных лифтов. Рассмотрим некоторые их них: образование, политические партии, искусство, интернет.
Образование
Образование в современном обществе — самый доступный социальный лифт, который способен обеспечить вертикальное восхождение человека от низкого к более высокому социальному статусу. Однако стоит знать, что диплом о высшем образовании не является гарантией успеха.
Политические партии
Политические партии ориентируются на продвижение перспективных специалистов, что позволяет обеспечить сменяемость кадров и поддерживать конкуренцию между политическими деятелями. Поэтому политическая партия как социальный институт может продвинуть человека от политического деятеля местного уровня до федерального руководителя. Обязательным условием является наличие у деятеля необходимых навыков и личностных качеств.
Искусство
Искусство — нестандартный социальный лифт из-за требований к врожденным особенностям и талантам человека. Поэтому пользоваться им может небольшой круг людей. Однако работа этого социального лифта сильно зависит от среды. Например, в настоящий момент рынок искусства во всех его проявлениях (литература, музыка, кинематограф) кажется перенасыщенным. В этой ситуации вероятность продвижения по социальной лестнице по линии искусства не так высока, как может показаться.
Интернет
Развитие современных технологий, появление интернета, популярность социальных сетей, переход бизнеса в онлайн-пространство — эти факторы оказали большое влияние на становление нового цифрового социального лифта. Для отдельных категорий пользователей интернет стал площадкой, с помощью которой они получили возможность продвинуть себя или свои услуги без привлечения третьих сторон.
В современном обществе в большей или меньшей степени функционируют все перечисленные социальные лифты. Однако часть из них приобрела большее влияние, другая — утратила позиции по сравнению с прошлым.
Примеры социальных лифтов
Известные личности, которые повысили свое положение в обществе благодаря социальным лифтам:
В чем может проявляться функция образования как социального лифта
Подготовка к ЕГЭ 2015 по обществознанию запись закреплена
С3 Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.
Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.
Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.
(Г.Е. Тадевосян)
27. Задание-задача (страница 4)
В государстве Z число желающих поступить в университеты неуклонно растет, потому что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека. Правительство государства Z активно сотрудничает с соседними государствами по вопросу объединения национальных систем образования, реализации единых учебных программ взаимного признания государствами документов об образовании. Кроме того, учащиеся и их родители отмечают тенденцию гуманизации образования. Какая тенденция образования описана в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Как может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственное объяснение.) Почему в условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека? (Выскажите собственное предположение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта?
1) ответ на первый вопрос: интернационализация;
2) ответ на второй вопрос, например: повышение внимания школы к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным особенностям;
3) ответ на третий вопрос, например: работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии;
4) ответ на четвертый вопрос: наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам страны Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Образование”.
Андрей К. любит свою работу, постоянно повышает свою квалификацию, ему важно признание ценности его труда. В свободное время он в качестве волонтёра занимается проблемами беженцев. Какой вид потребностей человека иллюстрирует деятельность Андрея К.? Назовите любые два других вида потребностей человека и охарактеризуйте сущность каждого из них (приводить примеры конкретных потребностей не нужно).
1) ответ на первый вопрос — социальные;
2) другие виды с соответствующей характеристикой, допустим:
— духовные (идеальные) социальные потребности, например: связаны с внутренним миром человека, порождены его стремлениями к истине, добру и красоте;
— биологические потребности, например: всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, связанные с необходимостью полноценного осуществления функций, являющихся жизненно важными.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Потребности”.
Французский философ-просветитель Д. Дидро писал, что истина — это соответствие наших суждений созданиям природы. На какую характеристику (черту) истины указывал философ? Объясните, как Вы понимаете его слова. Укажите любые две неупомянутые характеристики (черты) истины.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос: объективность;
2) объяснение, например: истина предполагает изучение мира таким, какой он есть вне и независимо от человека;
3) две характеристики (черты), например:
— истина всегда конкретна / соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях;
— относительный характер истины / истинное знание может соответствовать познаваемому предмету с разной степенью точности и полноты.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Истина”.