в чем суть определения социального пакета по принципу кафетерия
Принцип «Кафетерий». Часть 1.
И так, что это такое и как можно реализовать.
Для того, что бы лучше понять принцип, предлагаю рассматривать его на примере.
Пример берем простой, т.к. говорим о системе в общем. Сразу оговорюсь, подходы могут быть разные, как и глубина социальных льгот. Пример взят условный.
Компания: ООО «Бухучет»
Деятельность: предоставление бухгалтерских услуг
Численность: 200 человек
Берем, для примера, три должности: курьер1 (менее 1 года в Компании), курьер2 (более 2 лет в Компании), бухгалтер по налогам (более 7 лет в Компании), начальник налогового отдела ( 3 года в Компании).
Предоставляемые социальные льготы до введения принципа:
— Сотовая связь;
— Фитнес;
— Оплата санаторно-курортного лечения;
— Материальная помощь;
— Ссуда на приобретение жилья;
— Компенсация расходов на питание;
— Компенсация проезда.
Руководствуемся статистикой, по учету использования социальных льгот. Смотрим затраты по статьям с разбивкой на льготы. Основная задача на данном этапе выявить льготы, наиболее интересные работникам и сопоставить их с затратами Компании, а так же определить стоимость каждой льготы.
Считаем, что работника будут мотивировать более привлекательные и популярные льготы.
Допустим, в нашем примере:
Ранжирование льгот по затратам для Компании:
— Ссуда на приобретение жилья;
— Сотовая связь;
— Оплата санаторно-курортного лечения;
— Фитнес;
— Материальная помощь;
— Компенсация расходов на питание;
— Компенсация проезда.
Ранжирование льгот по их использованию:
-Сотовая связь;
-Компенсация расходов на питание;
-Компенсация проезда.
-Оплата санаторно-курортного лечения;
-Ссуда на приобретение жилья;
-Фитнес;
-Материальная помощь;
Обращаю Ваше внимание, на данном этапе мы работаем только с цифрами и статистикой.
HR-СТАТЬИ
Кафетерий льгот: детальная проработка, как правильно внедрить
Последний интересный доклад с 19-th COMPENSATIONS & BENEFITS 2020 Russia был сделан Оксаной Гамаюновой, Начальником управления вознаграждения и организационного развития Промсвязьбанка. Его тема – «Реализация кафетерия льгот: детальная проработка, как правильно внедрить?»
За предыдущими загляните сюда:
А на курсе Менеджер по компенсациям и льготам мы со студентами строим кафетерий под стратегию, культуру и возможности их компании.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ
В начале своего выступления Оксана поделилась тем, что в Промсвязьбанке, также как и в Евпроплане, коллеги пришли к мысли о том, что просто повышение оклада сотруднику или большие премии не мотивируют. Рынок – замкнутая система, как только один игрок повышает оклады, все остальные также делают это и в результате рынок перегревается. Премии сотрудниками воспринимаются как данность и как только сотрудник ее не получил за невыполнение KPI – сразу негатив.
В результате Оксана с коллегами сформулировали следующую концепцию «Мотивация должна иметь уникальную добавленную ценность для сотрудников и задача работодателя – осознанно эту ценность формировать». Они поставили себе такую задачу и сразу столкнулись с проблемами. Промсвязьбанк – это, по сути, три банка в одном. Это и коммерческий банк, и банк обслуживающий Министерство обороны и банк для развития отрасли ОПК. Это разные профили, бэкграунд, культура. В банке работает 14 600 сотрудников в 299 офисах во всех федеральных округах РФ.
ПОЧЕМУ КАФЕТЕРИЙ ЛЬГОТ?
Кафетерий льгот можно сделать под любой бюджет. В Промсвязьбанке на него уходит не более 2% от ФОТ.
Если в компании только ДМС, который предоставляется всем сотрудникам, и нужно порезать бюджет на льготы, например, во время кризиса, это очень плохо воспринимается сотрудниками. А в системе кафетерия можно вписаться в любые деньги. Также есть очевидные выгоды и для сотрудников.
Кафетерий льгот наиболее востребован в следующих случаях
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Если кратко пройтись по этапам, то они следующие:
Рассмотрим основные правила на примере банка
Начиная с 2010 года в банке был набор льгот представленный на следующем слайде.
Сейчас из-за непростой экономической ситуации остался только ДМС и путевки. В 2014 году, во время предыдущего кризиса, был риск совсем свернуть программу, но ДМС удалось отстоять. И все равно это можно было назвать кафетерием льгот, так как сотрудник мог выбрать нужную ему программу (тогда их было 3, сейчас 5). Кому-то нужна была расширенная стоматология, кому-то программа для детей. В прошлом году, например, была добавлена возможность выбрать ДМС для родственника, который находится в регионе. В итоге, так как сотруднику предоставляется возможность выбрать именно то, что нужно ему, льготами пользуются 89% персонала. Самыми востребованными получаются следующие:
ЛАЙФХАКИ
Внедрять кафетерий лучше сразу на всех предприятиях холдинга. Лучше будут условия от провайдеров, легче администрировать и автоматизировать.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Почему-то именно у бухгалтерии возникает больше всего вопросов и опасений при внедрении кафетерия льгот. Им нужно проработать очень много вопросов. Но при правильном подходе здесь можно даже сэкономить на налогах.
Также нужно уметь договариваться с ИТ. Проще всего брать их в штат HR и с их помощью допиливать какие-то модули тех систем, что у вас уже установлены. Не важно, что это будет, 1С, БОСС кадровик, SAP или любая другая система. В банке это было реализовано.
В некоторых случаях не стоит заключать договора со всеми провайдерами, особенно в регионах. Эту льготу могут выбрать всего несколько человек в каком-то регионе, а времени на заключение договора уйдет очень много. Нужно искать разные варианты, например, провайдеров предоставления разных услуг. Тогда договор вообще будет только один.
Важно правильно позиционировать кафетерий льгот перед сотрудниками. Даже если у вас супер система, но про нее никто не знает и не пользуется, никакого профита вы не получите. Второй важный момент, продумать заранее все риски и принять решение, что с ними делать. Например, если сотрудник выбрал путевку, съездил в отпуск, а потом уволился, как это урегулировать. Некоторые риски можно просто принять, но это должно быть осознанное решение.
В конце своего доклада, Оксана показала все процессы, которые должны быть внедрены или изменены, чтобы запуск системы прошел быстро и успешно.
Специально для HR-Академии, Оксана Рыбакова, Руководитель направления Отдела мотивации и льгот Московский кредитный банк
Гибкая социальная политика в компании: кейс «Кафетерия» льгот в «Леруа Мерлен»
Социальная политика — важная часть корпоративной культуры «Леруа Мерлен». Компания заботится о каждом сотруднике, именно поэтому мнение персонала — основа для изменений в корпоративной социальной политике. Директор по администрированию персонала, оплате труда, компенсациям и льготам «Леруа Мерлен» Елена Ивашкевич рассказала, как компания меняла подход к распределению льгот и в чем эффективность «Кафетерия».
Что было до «Кафетерия» льгот
Раньше в «Леруа Мерлен» действовал единый пакет льгот вне зависимости от возраста. В 2016 году мы провели исследование, чтобы выяснить, какие льготы в соцпакете наиболее популярны. Результаты показали, что половина сотрудников использует только основные возможности: ДМС, страхование жизни, оплату питания. Четверть сотрудников не пользовалась ДМС.
Дополнительными льготами могли воспользоваться только сотрудники со стажем работы в компании более 3 лет, которые либо состояли в браке, либо имели детей. Изначальный пакет льгот был рассчитан именно на них. Среди молодых специалистов с опытом от 1 до 3 лет он был не востребован и никак не влиял на их лояльность.
Мы поняли, что единый пакет льгот перестал быть эффективным. Средний возраст сотрудников «Леруа Мерлен» — 32 года, но в компанию все чаще приходят студенты старших курсов. Самому молодому руководителю сектора 23 года. Когда коллектив становится мультивозрастным, обеспечить равные возможности всем сотрудникам сложно без персонализированного подхода. Поэтому мы решили дать возможность каждому сотруднику выбрать льготы в соответствии со своими желаниями.
Что такое «Кафетерий» льгот
Новая концепция получила название «Кафетерий» благодаря широкому «меню» льгот и возможности «самообслуживания»: каждый сотрудник сам выбирает, какие льготы нужны ему в этом году. Существует базовый пакет льгот (ДМС, компенсация расходов на питание, страхование жизни). Мы включили в «меню» дополнительные возможности: компенсацию отпуска, занятий спортом, любого обучения и ДМС для детей и супругов. Они оказались самыми востребованными по результатам исследования.
Вместе с тем мы сохранили принцип распределения льгот в зависимости от стажа работы в компании, потому что считаем справедливым поощрять тех, кто работает у нас давно. Сотрудники со стажем менее года согласно этому принципу получают только полис ДМС. После 1 года работы в компании сотрудник может отказаться от своего полиса ДМС и выбрать любую льготу из «меню» на 20 тысяч рублей, со стажем от 3 до 6 лет — на 40 тысяч рублей, от 6 лет — на 60 тысяч рублей.
Одной из ключевых целей было внедрить софинансирование каждого выбора в пропорции 80% на 20%, где 80% — это сумма, которую компенсирует компания. Базовые льготы (ДМС, компенсация питания, материальная помощь, доплата до среднего заработка по больничному листу) сохранились у всех сотрудников и не участвовали в программе софинансирования и «Кафетерии».
Техническое обеспечение новой модели
«Кафетерий» социальных льгот начал работать в интранете «Леруа Мерлен», где все сотрудники видят последние новости компании, предлагают идеи развития и участвуют в опросах. Для выбора льгот был выделен специальный раздел в личном кабинете каждого сотрудника. В него включены все сведения о стаже, сумме, доступной на софинансирование, список льгот, заявки для заполнения и другие документы. Также в личный кабинет был встроен онлайн-калькулятор для расчета суммы от компании на софинансирование и суммы для самостоятельной выплаты.
Сотрудники могут подать заявку на получение льгот по новой системе с 1 июня по 31 июля каждого года. Те, кто не выбрал ни один вариант распределения, по умолчанию получают полис ДМС. 1 августа все невыбранные льготы сгорают. HR-специалисты курируют весь процесс оформления заявки на льготы: просматривают и утверждают для оплаты список документов, которые загрузил сотрудник.
Рейтинг самых популярных льгот по новой модели
45% сотрудников не меняли полис ДМС на другие льготы. Это означает не отрицательное отношение к нововведениям, а рост количества молодых специалистов, так как в эту категорию вошли и те, кто работает в компании меньше года и получает полис ДМС автоматически. Среди дополнительных льгот самыми популярными оказались компенсация расходов на отдых (28%) и оформление полиса ДМС для родственников (13%). Менее популярными были компенсации расходов на обучение и на занятия спортом (по 6%), а на последнем месте рейтинга оказалась компенсация затрат на летний отдых детей (2%).
Мы убрали ДМС из рейтинга, чтобы детально проанализировать, какие льготы наиболее востребованы. В результате больше всего сотрудников выбрали компенсацию затрат на отдых (51%), следующим по популярности стало оформление полиса ДМС для родственников (23%), а также компенсация расходов на спорт (12%) и частичная компенсация оплаты обучения (10%). Меньше всего сотрудников предпочли компенсацию расходов на летний отдых детей (4%).
20% сотрудников воспользовались возможностью обменять личный полис ДМС на льготы на условиях софинансирования. Чаще всего ДМС меняли на компенсацию отпуска (68%), с сильным разрывом за ней идет компенсация дополнительного обучения (13%) и занятий спортом (11%). Наименее востребованным оказалось оформление ДМС для родственников (7%) и компенсация расходов на отдых детей (1%).
Благодаря принципу «Кафетерия» количество сотрудников, которые пользуются льготами, увеличилось в 2,5 раза за 2 года. При этом каждый смог сделать выбор в пользу тех льгот, которые ему интересны и важны. Такая модель эффективна и для персонала, и для работодателя: сотрудникам она дает возможность почувствовать свой вклад в развитие социальной политики, а компании — способ обеспечить равные возможности в коллективе. Мы будем расширять действие программы «Кафетерия» и в следующие несколько лет запустим ее в Беларуси и Казахстане.
Кафетерий льгот — основа стратегии сильного бренда
Искать новых сотрудников сложно и дорого. Каждый год компании тратят на это сотни тысяч рублей. Статья поможет не только найти лучших специалистов, но и сохранить ценных.
Борьба за кадры
Сайт «Эйчар-портал» посчитал во сколько обходится компании поиск одного человека своими силами. Расходы поделили на прямые и косвенные. Прямые — на рекламу, плату за доступ к базе резюме, стоимость времени отдела персонала, потраченного на поиск, собеседования и оформление. Получилось 15 тысяч рублей. К прямым расходам добавляются косвенные. Это расходы по увольнению сотрудника для того, чтобы должность стала вакантной и обучение нового. Кроме того, пока новичок адаптируется, он не будет максимально эффективным. Общая сумма расходов колеблется в районе 60 тысяч рублей. Стоимость вырастет минимум в 2 раза, если нужно удваивать усилия: искать несколько человек или подключать к поиску агентство.
Поиск персонала — работа не только отдела персонала. На финальных стадиях участвуют будущие руководители новичка. А это дополнительные расходы
Особо остро вопрос стоит в поиске высококвалифицированных кадров. По данным Яндекса спрос на ИТ-специалистов растет на 5,5% каждые два года. Однако, программист не единственная дефицитная профессия В России. К таким относятся врачи, слесари, электрики, сварщики, охранники, агрономы и даже водители.
Текучесть
Еще один показатель, который влияет на издержки бизнеса — показатель текучести кадров. По мнению издания «Контур», норма текучки зависит от сферы работы компании. Например, в ритейле нормой будет текучесть до 30%, в то время как для ИТ-компании такой показатель тревожный сигнал.
Даже если нашли нужного человека быстро, предстоит задача сложнее: удержать его. Развитие технологий привело к тому, что организации конкурируют благодаря высококлассным специалистам. Например, половина капитализации «Микрософта» — люди, а это 500 миллионов долларов.
Среди дефицитных профессий в России также оказались охранники, агрономы и электрики
Как снизить расходы на привлечение новых специалистов
и удержать ценных
Можно предложить выше зарплату, однако практика повышения зарплат, по мнению «Хедхантера» — бег по замкнутому кругу. Невозможно конкурировать с другими компаниями постоянно ее повышая, так бизнес станет нерентабельным. Схожая ситуация с удержанием сотрудников. Работодатель может предложить контрофер, но и это — временная мера. Потому что, если человек решает уволиться — скорее всего, у него накипело. А раз так, он все равно уйдет, даже если сначала примет предложение задержаться.
Можно предложить комфортные условия труда, только этим сейчас никого не удивишь. Чай и мягкие кресла предлагает каждый второй работодатель.
В описаниях вакансий в области ИТ-менеджмента встречаем такие формулировки: комфортный офис в центре города (чай, вкусняшки прилагаются). Вакансия опубликована месяц назад
Конкурентная зарплата, ДМС, печенье в офисе, кофеварка, мягкие бесформенные кресла, и гамаки — лишь малая часть комплексной стратегии в поиске и удержании квалифицированных специалистов. Весь комплекс мероприятий, направленный на улучшения позиций работодателя на рынке труда — это создание сильного эйчар-бренда. По мнению «Эйчар-портала» компания, которая создаст такой бренд, получит доступ к лучшим кадрам.
Комфортный офис сегодня — не конкурентное преимущество, а стандартное условие труда квалифицированных специалистов
В основе бренда — ценности, миссия и корпоративная культура, а внутреннее содержание (EVP или employment value proposition) — ценностное предложение.
Это люди и уровень их квалификации, размер компании, ее продукты и услуги, технологический уровень и условия труда − расположение офиса, режим работы, комфорт на рабочих местах, наполнение социального пакета.
Чего хотят сотрудники
По результатам исследования, которое провел Аналитический центр НАФИ в августе 2019, россияне считают важнейшей в этой цепочке систему вознаграждения (73%), на втором месте — льготы и бенефиты. 41% отметили важность социального пакета. Больше всего они хотят видеть льготные путевки для себя и детей (47%), Добровольное медицинское страхование (45%), бесплатное питание (33%), оплату проезда (28%), повышение квалификации за счет работодателя (21%), оплачиваемую мобильную связь (18%) и компенсацию расходов на спорт (14%).
Ненужный соцпакет
Отделы персонала используют знания в области эйчар-брендинга, но не всегда эффективно. Приведем пример: в головном офисе крупной сетевой компании компенсируют питание в офисе, проездной на общественный транспорт и занятия спортом. Руководитель ИТ-отдела ездит на собственном автомобиле, он веган, спортом не занимается. Получается, сотрудник неудовлетворен, даже демотивирован этим пакетом. Таких примеров много. В итоге, убытки растут: специалист уходит в другую компанию, а деньги потрачены впустую.
Что делать
Неверно думать, что достаточно внедрить ДМС, оплату питания и спорта, и вопросы найма и удержания сотрудников решатся. Прежде чем предоставить льготы, нужно понять что хотят сами люди. Вознаграждение эффективно, если соответствует личности сотрудника. Например, спортивный болельщик будет рад получить несколько билетов на следующий большой матч. Однако мать, которая проводит все свое время с детьми, не может использовать их, и поэтому они будут потрачены впустую.
Кафетерий льгот — это набор бонусов, который дополняет базовый социальный пакет. В него включены бенефиты, направленные на улучшение жизни и здоровья сотрудников. Это фитнес, медицина, страхование, саморазвитие и обучение.
Основа кафетерия — выбор. Человек сам решает, какие льготы он будет получать. При этом, кафетерий устроен так, что он не сможет забрать льготы просто деньгами.
Как это работает. Автоматизация
Чтобы мотивировать сотрудников примените «систему гибких льгот». Дайте им возможность выбрать тот пакет льгот, который их удовлетворит и мотивирует на достижение результатов. Не любит спорт — выбирает путешествия, не ездит на метро — получает компенсацию на бензин, не ест в офисе — предложите индивидуальную доставку еды. Существует много примеров наполнения кафетерия льгот.
Для реализации программы необходимы современные инструменты: предоплаченные банковские карты и автоматизация процессов. Принцип простой: у вас есть платформа с готовыми льготами и бюджет на каждого специалиста. Сотрудник самостоятельно заходит на платформу и сам выбирает наполнение своего пакета компенсаций.
Сотрудники сами справятся с наполнением собственного соцпакета. Это сэкономит драгоценное время отдела персонала
Отдел персонала участвует только в определении набора льгот. Платформа сама решает задачи электронного документооборота с поставщиками и страховыми компаниями, обеспечивает софинансирование льгот, собирает отклики, а также предоставляет нужную аналитику для эйчаров.
Где взять платформу? Существует несколько вариантов автоматизации, например, разработать её своими силами. В этом случае «Подарок в Квадрате» интегрирует в нее карты по API.
Если компания планирует внедрить инструменты как можно быстрее и без дополнительных затрат на услуги программистов и дизайнеров, используют готовые решения — платформы Promotivation или Benefactory.
Примеры кафетерия льгот на основе предоплаченных банковских карт
На базе платформы используются продукты на основе предоплаченных карт. Например, предоплаченная банковская Visa PharmaСard. Ей оплачивают покупки в любой сети аптеки и оптик на всей территории России. Такая карта — альтернатива медицинскому полису, потому что работает в населенных пунктах, где нет покрытия ДМС. А работодателю не нужно беспокоиться о том, что полис пропадёт, если сотрудник уволится.
Существуют разные сегментированные предоплаченные банковские карты: для компенсации питания, проезда, топлива, мобильной связи, спорта, путешествий и многого другого. С помощью них компании полностью закрывают базовые потребности персонала на питание, здоровье и транспорт.
Такие продукты в системе льгот и бенефитов сделают бренд работодателя привлекательнее и поддержит высокий уровень мотивации.
Например, с помощью карты питания «СУП» работодателю нет необходимости организовывать систему питания на предприятии. Он просто оплачивает обеды персонала в любых заведениях питания — кафе, столовых, ресторанах, службах доставки готовой еды. Эта карта с гибкими настройками: эйчар устанавливает лимит на питание на день, неделю или месяц, определяет время обеда. Можно даже настроить индивидуальные графики питания. В месяц — не более 40 000 рублей.
Карта питания — это не только выбор еды. Это еще выбор места, в котором эту еду покупать
Схожим образом работают топливные карты «Дарю километры» и «Мои километры». Ими оплачивают не только бензин, но и любые покупки на АЗС, автозапчасти, услуги мойки и ремонта. Существует единая карта оплаты мобильной связи для моментального пополнения баланса телефона.
Целевые карты
Если карты компенсации расходов на питание, топливо или пополнения телефона закрывают базовые потребности, то целевые работают в том числе на самореализацию и развитие. Компании внедряют их в систему льгот и бенефитов, а также используют как подарки на праздники или важные даты в жизни сотрудников и их семей. Их преимущество — гибкость в использовании. Они настроены так, что работают внутри отдельной индустрии. Например, виртуальная Sport gift card принимается в магазинах спорттоваров, спортивных клубах, во всех фитнес-центрах, танцевальных школах, клубах здоровья.
Sport gift card — это не только оплата спортинвентаря. Ей также оплачивают абонементы в фитнес-клубы
Преимущество для работодателя: сотрудник не сможет снять деньги с карты и потратить их на другие нужды. Таким образом работают все целевые решения: Electronics gift card — действует во всех магазинах электроники России, Supermarket gift card — во всех продуктовых магазинах, Beauty gift card — в магазинах парфюмерии и косметики, Home gift card — во всех магазинах для обустройства дома, Health gift card — во всех аптеках, оптиках, клиниках и стоматологических кабинетах, Transport gift card — на весь общественный транспорт, включая такси, Travel gift card — авиа, ж/д билеты и туристические компании, а также в культурных заведениях России: музеях, выставках, картинных галереях, кинотеатрах, планетариях и океанариумах.
Если хотите внедрить предоплаченные банковские карты в вашу систему кафетерия льгот или узнать подробнее про организацию кафетерия, заполните анкету. Мы отправим вам презентацию готовых решений на базе предоплаченных банковских карт.