в чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель
Опыт социальных предпринимателей: «У людей должен быть выбор, где работать»
Как компании берут на работу людей с инвалидностью и тех, кто оказался в трудной ситуации
Людей с особенностями развития или бездомных потенциальные работодатели обычно даже не рассматривают на свои позиции.
Одна из причин, почему так происходит — огромное количество стереотипов относительно таких людей. Некоторые сомневаются в ответственности сотрудника, другие считают, что придется потратить сотни тысяч и переоборудовать рабочие места.
Мы поговорили с сетью гипермаркетов «Ашан», отелем «Хилтон», кафе «Огурцы» и другими компаниями, которые трудоустраивают или помогают найти работу людям с особенностями. Они рассказали, как сотрудничают с людьми, оказавшимися в трудной ситуации, и что это дает бизнесу.
«Через четыре месяца после открытия кафе вышло на самоокупаемость»
Мне интересно общаться с людьми с ментальными особенностями — нарушениями интеллектуального развития и с психическими заболеваниями — и узнавать, как устроена их психика. По образованию я клинический психолог, и суть моей профессии в том, чтобы делать жизнь таких людей более предсказуемой.
Сначала я работала с детьми в Москве, потом поняла, что взрослым перепадает гораздо меньше внимания, чем детям, и решила заниматься с теми, кому труднее.
Три года назад я переехала в Петербург и открыла мастерскую «Простые вещи». В ней взрослые люди с особенностями развития психики и интеллекта работают на равных с художниками и волонтерами в пяти мастерских. Все они создают простые и полезные в быту вещи, которые мы потом продаем в магазине при мастерской. В «Простых вещах» нет дефектологов или психологов, там работают профессиональные керамисты, столяры, которые не воспринимают особых людей через их диагноз. Помимо диагноза у человека еще есть потребности, желания, его воспитание, среда, в которой он жил — как у нас всех.
Мы хотели создать более открытое пространство, чем мастерские, чтобы ребята с ментальными особенностями легче социализировались. Поэтому в декабре 2019 года я запустила кафе «Огурцы». Гораздо больше людей ходят в кафе поесть, чем лепить чашки в мастерских.
Уже в марте проект вышел на самоокупаемость — стартовые вложения еще не вернули, но месячные расходы стали покрывать собственными доходами. В апреле из-за пандемии в Петербурге закрылись все кафе, и мы не работали три месяца. Вышли из карантина в июле, и уже в августе снова смогли покрывать расходы доходами, а в сентябре у нас организовалась прибыль, которой мы закрыли образовавшиеся долги по зарплате сотрудникам.
При трудоустройстве людей с особенностями есть определенные требования к организации рабочего места — например, должна быть правильная освещенность и есть ограничения по количеству трудовых часов. А вот специальное обучение перед открытием не понадобилось — все люди, которых мы взяли в кафе, сначала обучились в нашей кулинарной мастерской, этого оказалось достаточно.
На смене в кафе работают шесть человек, из них два особых человека. У других работников зарплата выше, потому что они работают дольше по времени и берут на себя больше ответственности. Ребята с особенностями не могут работать целый рабочий день: кто-то трудится четыре часа, кто-то чуть больше. Их средняя зарплата — 15 000—20 000 Р в месяц при неполном рабочем дне и четырех трудовых днях в неделю.
С оплатой расходов на зарплату сотрудникам с инвалидностью нам помогает комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. В нашей команде работает человек, который заполняет заявку на участие в программе и координирует ее.
В Петербурге бизнес, у которого в штате больше ста сотрудников, обязан принимать на работу 2,5% людей с инвалидностью от средней численности работников.
На эти места могут претендовать и некоммерческие организации: то есть НКО может предложить человека с инвалидностью на рабочее место. Но это региональное явление, не уверена, что эта практика распространена в других городах.
Если изучить закон о социальном предпринимательстве, то государство обязано предоставить социальному предприятию имущественную, информационную и другую поддержку, но мы пока этим не озадачились.
ФЗ № 245-ФЗ «О социальном предпринимательстве»PDF, 672 КБ
В будущем хотим договориться с другими кафе и переводить к ним на работу особых ребят, которые прокачались в «Огурцах». Это поможет ребятам лучше социализироваться, а нам — принимать к себе новых людей с особенностями ментального развития. Я бы хотела, чтобы другие кафе тоже стали инклюзивными и брали особых людей именно на работу, а не на стажировку.
«Мы придумали проект по трудоустройству жильцов приюта и получили 180 000 Р »
До сотрудничества с «Ночлежкой» — благотворительной организацией, которая помогает бездомным людям, — я работала в туризме, и у меня остались контакты гостиниц и отелей Петербурга.
В августе 2017 года я разослала нескольким отелям Петербурга предложения оказать «Ночлежке» гуманитарную помощь, но ответил только директор по продажам сети отелей «Хилтон». Думаю, это было связано в первую очередь с тем, что в августе у отелей Петербурга высокий сезон.
В «Ночлежку» приехали руководители отдела кадров. Мы познакомились, они посмотрели, как все устроено, и мы начали сотрудничество — сначала повара отеля «Хилтон» просто варили суп для приюта: у нас нет кухни, и людям сложно готовить на электрических плитах.
Однажды я поделилась с ними идеей запустить программу профессионального обучения и помощи в трудоустройстве для жильцов приюта — чтобы жильцы могли сами себя обеспечивать. Тогда у нас еще не было подобного опыта, и мы хотели найти надежного партнера, чтобы вместе начать такую программу.
Бездомным людям сложно найти работу самостоятельно — не все владеют компьютерной грамотностью, многие не уверены в себе, поэтому соглашаются на низкоквалифицированную работу. Нам хотелось дать людям возможность роста.
Невозможно всю жизнь раздавать листовки — это неофициально, плохо оплачивается и не помогает человеку выбраться с улицы.
Идея программы в том, что человек, проживающий в приюте «Ночлежки», может выбрать специальность, связанную с общепитом в отеле, и пройти по ней обучение для дальнейшего трудоустройства. Участник программы проходит обучение за два месяца в одном из учебных заведений города, затем еще один месяц стажируется в отеле сети «Хилтон» в Петербурге, после чего сдает экзамен и получает диплом от учебного заведения и рекомендательное письмо от международной сети отелей «Хилтон».
В результате участник программы выходит на открытый рынок труда, имея необходимые документы, базовые знания, навыки и больше уверенности в себе. Ниша востребованная: по мнению наших партнеров, в общепите всегда не хватает квалифицированных поваров. На всех этапах программы участника сопровождают специалист по социальной работе, психолог и при необходимости юрист «Ночлежки».
Для обучения выбрали колледж туризма Санкт-Петербурга. Перед стартом программы устроили трехстороннюю встречу. Мы все познакомились, проговорили все этапы программы, зону ответственности каждой из сторон и каких результатов хотим достичь. Эта встреча помогла снять напряжение, которое было вначале у всех участников программы.
Программа началась в апреле 2018 года, через нее прошли 11 человек, из которых пять работают поварами. После стажировки часть выпускников направились на поиски работы, а четыре человека остались работать в отеле «Хилтон». Еще двое поняли, что поварское дело не для них.
С четырьмя другими у нас нет связи, может быть, у них все хорошо и они живут обычной жизнью и не хотят вспоминать про опыт бездомности, а может быть, наоборот. Евгения Ларионова отель провожал со слезами — там он трудился год, после чего устроился поваром в аэропорт Пулково, а сейчас работает шеф-поваром в семейной спешиалти-кофейне.
Зарплата людей, которые после стажировки устроились в «Хилтон», была на том же уровне, что и у других сотрудников, с теми же бонусами — ДМС, занятиями английским, йогой.
В этом году активно продолжить обучение помешала пандемия, сама программа завершилась в декабре — закончился грант и период, на который мы подавали заявку. В январе снова планируем подавать заявку на программу профессионального обучения и помощи в трудоустройстве бездомным людям. Я мечтаю о том, чтобы к нашей программе присоединились и другие отели и компании Петербурга и Москвы.
В начале 2020 года мы начали сотрудничество по трудоустройству жильцов приюта с компанией «Леруа Мерлен». Планы и результаты во многом скорректировала пандемия — приют был закрыт на карантин с марта до августа, и люди не могли выходить на работу и собеседования, а если решали работать, то должны были покинуть приют. Поэтому в 2020 году в «Леруа» устроились только два человека, один до сих пор работает, второго уволили — из-за зависимости он не вышел на работу.
Мы планируем организовать трехстороннюю встречу с «Леруа Мерленом» и «Хилтоном» в январе, чтобы поделиться идеями, опытом и обратной связью.
«За пять лет мы трудоустроили 550 кандидатов»
У нас социальное рекрутинговое агентство, мы помогаем трудоустроиться молодым людям с инвалидностью. Одно из направлений нашей работы — транзитное трудоустройство. Это временная занятость, на которой человек впервые в жизни учится работать в партнерской компании. Кроме транзита у нас есть социальное кадровое агентство, которое подбирает кандидатов в штат компаний.
Транзитное трудоустройство было придумано для тех молодых людей, которым недостаточно базовой профориентации и необходимо больше времени и сил, чтобы закрепиться на рынке труда. В рамках транзитного трудоустройства реализуются программы: «Школа сервиса», «Временная занятость» и мы развиваем проект «Школа сервиса Онлайн».
Мы трудоустраиваем ребят с серьезными ментальными, физическими и когнитивными ограничениями. Таких людей потенциальные работодатели обычно даже не рассматривают на свои позиции из-за множества стереотипов про людей с инвалидностью.
Чаще всего мы сами ищем компании-работодателей и стараемся удовлетворить существующий рыночный спрос бизнеса на рабочую силу. Хотим показать, что люди с инвалидностью могут приносить пользу своим трудом, хоть и в ограниченном функционале. Например, в магазинах Melon Fashion Group ребята работают на позиции помощника кладовщика и занимаются предпродажной подготовкой вещей. В магазинах «Спасибо!» ребята работают помощниками продавцов, складывают и сортируют одежду. Наши кандидаты берут на себя простую рутинную работу и освобождают время остальных сотрудников для более сложных задач.
Ребята, участвующие в транзитном трудоустройстве, являются сотрудниками центра «Работа-i» и работают по срочным трудовым договорам на срок до девяти месяцев. По нашему опыту этого времени в среднем достаточно, чтобы адаптироваться и получить необходимый опыт для будущего трудоустройства на открытом рынке.
Для получения первого опыта ребята выходят к нашим партнерам по договору предоставления персонала — такая услуга называется «аутстаффинг». Если стажировка прошла успешно, их оформляют в штат компании.
За пять лет существования центра «Работа-i» мы трудоустроили 550 кандидатов, в 2020 году — 83 кандидата в 20 компаний Санкт-Петербурга. После прохождения программы трудоустройства 40% наших ребят успешно закрепились на рабочем месте на срок от полугода.
Существует много стереотипов о том, что для трудоустройства сотрудника с инвалидностью работодателю необходимо создавать огромное количество специальных условий вплоть до обязательной переделки лифтов и унитазов, но это не обязательно так.
Как компании работают со слабослышащими сотрудниками
В компании «Леруа Мерлен» слабослышащие сотрудники работают на кассе. Из особых условий у них только табличка с указанием о том, что они не слышат. А также для них проложен специальный безопасный маршрут передвижения по залу, чтобы не встретиться с автопогрузчиком.
На заводе TPV эту же самую проблему решили с помощью наплечной повязки на форме слабослышащих сотрудников: водитель автотехники видит повязку и понимает, что человек не слышит звук приближающейся машины, соответственно, действует осторожнее.
Фонд оплаты труда формируется таким образом: обычно это минимальная заработная плата — в 2021 году это 12 792 Р — и неполный рабочий день. Так как вакансии транзита подразумевают самый простой функционал, ребята не могут на первых порах работать полный рабочий день. Зато они могут повысить профессиональные компетенции на рабочем месте, быстрее расти как специалисты и переходить на более серьезный и интересный функционал с совсем другой зарплатой.
В 2018 году в Санкт-Петербурге были приняты изменения к закону о квотировании. Компании, у которых есть обязательства по приему на работу сотрудников с инвалидностью и закрытию квот, могут воспользоваться одним из нескольких вариантов:
Мы тоже организуем рабочие места для компаний, которые хотят помогать людям с инвалидностью найти работу, но не могут открывать подходящие места у себя. По сути компания арендует у нас рабочие места.
Причины, почему работодатели хотят нанять сотрудников с особенностями, бывают разные. Многие компании хотят выполнить обязательства перед государством и закрыть квоты по инвалидности.
Если компания не может или не хочет взять сотрудника с инвалидностью в штат, но им нужно закрыть квоты на места для работников с инвадидностью, то она может нанять человека, который технически будет работать в другом месте — например, в магазине «Спасибо!».
Что такое социальное предпринимательство и как стать социальным предпринимателем
Цель большинства бизнесов — извлечь прибыль. Но бывает бизнес, который помогает пенсионерам, инвалидам, детям. Это и есть социальное предпринимательство.
Разберемся, что именно делают социальные предприниматели, какие привилегии у них есть и что нужно бизнесу, чтобы тоже получать помощь от государства.
Содержание статьи
Что такое социальное предпринимательство
Социальное предпринимательство — особая форма бизнеса, которую законодательно утвердили только в 2019 году. Тогда вступил в силу ФЗ №245 — он закрепил понятие социального предпринимательства. Согласно закону, это деятельность, направленная на достижение общественно важных целей и способствующая решению социальных проблем.
При этом бизнес обязательно окупается, а в идеале — приносит прибыль. В этом его главное отличие от некоммерческих организаций — они могут ничего не производить и не продавать, а существовать на пожертвования. В социальном предпринимательстве бизнес работает и создает какой-то продукт: товар или услугу. Большая часть прибыли идет не акционерам или владельцам, а на расширение и масштабирование деятельности.
Давайте на примерах. Если вы просто производите влажные салфетки, это обычный бизнес. А если на производстве работают бывшие заключенные, пенсионеры или матери-одиночки, либо вы делаете салфетки специально для домов малютки, это уже социальное предпринимательство.
О своем деле нам рассказала Наталья Глазова, основатель патронажного центра «Время заботы»:
«В 2016 году я пришла работать в небольшой частный пансионат для пожилых. А после ухода из него решила основать свой патронажный центр. Сейчас у меня сервис, который помогает находить сиделок для пожилых.
Не все близкие могут ухаживать за бабушками и дедушками — у кого-то работа, а кто-то просто не умеет обеспечить должный уровень ухода. Им помогаем мы — тщательно отбираем кадры, прививаем специалистам милосердие, эмпатию и чуткость. Мы уверены в каждом, кого отправляем на заказ. Прибыль от бизнеса пока небольшая, но она есть»
Социальное предпринимательство — это когда бизнес работает на достижение какой-то благородной цели, но он автономен и может обеспечивать себя сам.
Кто может стать социальным предпринимателем
Просто приклеить на дверь магазина вывеску «для пенсионеров» и получить статус социального предпринимателя не получится. Закон четко определяет, кто действительно решает проблемы общества, а кто нет.
Форма ведения бизнеса — индивидуальное предпринимательство или юридическое лицо — не важна. Главное, чтобы бизнес соответствовал одному или нескольким критериям социального предпринимательства. Вот они:
Формулировки в законе достаточно расплывчатые, и конкретного перечня занятий социального предпринимательства нет, поэтому решение будет приниматься в каждом отдельном случае.
При этом далеко не все, кто фактически занимается социальным предпринимательством, хотят получать соответствующий статус. Такой позиции придерживается Роман Егоров, основатель мастерской протезирования Instep. Вот что он рассказал:
«Я занимаюсь производством протезов для людей с ампутацией рук и ног уже 10 лет. Раньше работал по найму, 9 месяцев назад открыл свою компанию. То, чем я занимаюсь, подходит под статус социального предпринимательства: мы помогаем людям с ограниченными возможностями.
Зарабатываем на производстве протезов и получаем прибыль, а еще стараемся показать обществу, что инвалиды — такие же люди. В прошлом году я организовал бесплатные прыжки с парашютом для 15 людей, в этом году люди из нашего сообщества занимаются вейкбордингом — тоже бесплатно.
Статус социального предпринимателя можно получить, но пока я не хочу этим заниматься из-за бюрократии. Непонятно, какую именно помощь я смогу получить. А то время, которое я потрачу на оформление документов, лучше пустить на развитие бизнеса»
Как стать социальным предпринимателем
Для начала — запустить бизнес, подходящий к требованиям законодательства. Или подумать, не подходите ли вы под них сейчас: например, кружки или дополнительные секции для детей вполне могут претендовать на статус и привилегии социального предпринимательства.
Дальше нужно зарегистрировать ИП или юридическое лицо, если бизнеса еще нет, и действовать по Приказу Минэкономразвития России №773. Согласно ему, чтобы получить официальный статус социального предпринимателя, нужно обратиться в местный орган исполнительной власти, который может взаимодействовать с Министерством экономического развития Российской Федерации с пакетом документов. Как раз сейчас начался прием документов, он продлится до 1 мая.
Когда предоставите документы и напишете заявление, их проверят, а потом сформируют заседание экспертной комиссии. И если ваш бизнес соответствует условиям, вы получите соответствующий документ и сможете претендовать на субсидии, гранты и другие меры поддержки. А в реестре МСП сделают пометку о том, что вы являетесь социальным предпринимателем.
Повторять процедуру нужно раз в год. Если не подтверждать статус социального предпринимателя, пометку снимут.
В процессе нет ничего сложного. Наталья Глазова, основатель патронажного центра «Время заботы», рассказала о своем опыте:
«Ничего сложного в регистрации нет. Я сама не стала заполнять документы, а поехала в центр «Мой бизнес», где с консультантом мы прекрасно все заполнили вместе. В первый раз мне было отказано в статусе социального предпринимателя. Мы внесли правки в документы, и во второй раз не возникло никаких проблем. Сейчас надо повторять процедуру. Сдать документы надо до 1 мая»
Какие привилегии есть у социальных предпринимателей
В 2021 году государство ввело много изменений для бизнеса. Так, социальным предпринимателям (единственным из всех видов бизнеса) будут доступны прямые гранты размером от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Их можно получить через национальный проект «Мой бизнес», если вы будете готовы софинансировать 100% от размера выдаваемого гранта. Деньги можно будет потратить на:
То есть грант можно потратить на то, чтобы обустроить офис или арендовать новое помещение для производства. Все условия можно посмотреть на сайте проекта «Мой бизнес».
Мы поговорили с Еленой Смольской, руководителем брянского ЦИСС. Вот что она рассказала:
«Нормативные акты, регулирующие получение бюджетных грантов социальными предприятиями, пока на обсуждении. Поэтому процесс получения гранта субъектами МСП, реализующими социальные проекты, еще не запущен. Плановые сроки — с середины июля текущего года. Но уже известно, что целевая финансовая поддержка предназначена для предпринимателей, имеющих статус «социальное предприятие», готовых пройти обучение основам социального бизнеса и вложить в свой проект собственные средства, равные сумме гранта.
Сейчас социальному бизнесу очень важно использовать образовавшийся запас времени и успеть получить официальный статус социального предпринимателя — для этого нужно до 1 мая 2021 года подать заявление в уполномоченный орган своего региона. А еще – важная информация! – претендовать на получение статуса могут только те, кто уже вел в прошлом году социально направленную деятельность, соответствующую условиям статьи 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и на момент подачи заявки является субъектом МСП»
То есть бежать подавать документы на грант уже сейчас не надо, их не примут. Главное — успеть получить статус социального предпринимателя, а уже после фиксации отметки о предпринимательстве в реестре можно будет получать финансовую помощь.
Есть и другие меры поддержки — государство периодически создает новые проекты для помощи, а регионы могут устанавливать свои меры поддержки. Например, можно получить:
Форм помощи очень много, и если вам нужна конкретная поддержка — например, материальная — узнайте в местных органах управления, какие субсидии или гранты можете получить.
Интервью: как стать социальным предпринимателем, и почему это выгодно
Социальное предпринимательство — это стремление помочь уязвимым категориям граждан с помощью бизнес-подхода. В России оно начало развиваться с 2008 года, когда был создан фонд «Наше будущее». Его основал Вагит Алекперов, президент и совладелец компании «Лукойл». Фонд оказывает целевую поддержку социальным предпринимателям по всей стране. Организация стала инициатором создания центров по всей России, через которые государство взяло бы на себя кураторство этой темы. С 2013 года власти стали создавать Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) по всей стране. Сейчас их порядка 40.
В Новосибирске такую организацию создали только в текущем году. Центр возглавила Оксана Козырева, которая ранее пять лет руководила алтайским ЦИСС. По ее словам, ЦИСС позволяют добиться максимальной эффективности при работе предпринимателей с властями за счет живого общения и понимания нужд бизнеса.
— Оксана Николаевна, в последнее время понятие социального предпринимательства все чаще встречается в медиапространстве. Почему интерес возник именно сейчас?
— Я думаю, это закономерное развитие этой сферы — центров инноваций социальной сферы становится все больше, а одной из основных их задач является популяризация социального предпринимательства. Кроме этого, с 2019 года вступили изменения в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в части внесения блока по социальному предпринимательству. Там объясняется, что такое «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Также эти поправки говорят о формировании с 2020 года реестра социальных предприятий.
Критерии социального предпринимателя
Суть социального предпринимательства в ведении бизнеса, который улучшает жизнь социально уязвимых категорий граждан. Это люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, пенсионеры, многодетные семьи, выпускники детских домов, люди, вышедшие из мест лишения свободы, люди без определенного места жительства и беженцы. Статус социального предпринимателя включает ряд условий.
— Какая мотивация у людей становиться социальными предпринимателями?
— Зачастую это персональная история, когда личная боль становится мотиватором. Есть люди, которые заходят в эту сферу, исходя из своих компетенций, которые приобретаются опять же из личного опыта. У меня на Алтае была история, когда женщина не могла найти профессиональную сиделку для матери. В итоге, она сама решила заниматься патронажем, купила франшизу службы «Добрые люди» и в ней работает.
Социальные предприниматели — это отдельная группа бизнесменов, которые с одной стороны имеют личную историю и хотят помогать, с другой стороны все же остаются бизнесменами.
— То есть, как и любые предприниматели, хотят заработать денег?
— Именно. Бизнес должен быть доходным, иначе зачем им заниматься? На образовательных программах мы всегда учим, что нужно контролировать финансы. Хотя некоторые предприниматели из этой сферы не любят считать свои деньги. Но нужно понимать, что это не благотворительность. Если доброе дело не приносит дохода, то это не социальный бизнес.
— Но любому бизнесу нужна платежеспособная аудитория. Есть ли она у социального бизнеса?
— С одной стороны есть, с другой — иногда возникают проблемы. Например, люди без определенного места жительства, которые по закону входят в зону интереса социального бизнеса. Но они не платежеспособны, и с ними бизнес не построишь. В этом случае к проблеме подключаются некоммерческий организации, либо предприниматель оказывает услуги такой категории на безвозмездной основе.
— Есть ли интерес инвесторов к социальному предпринимательству?
— Отдельное направление нашей деятельности — работа с инвесторами.
Предприниматели должны четко понимать в какой помощи они нуждаются и с инвесторами должна вестись персональная работа на понимание и осознание этой сферы предпринимательства.
Инвестиции бывают разного формата — финансы, наставничество или, например, в виде предоставления помещений. В Алтайском крае только на пятом году работы мы решили сделать инвестиционный подиум.
Было сложно, потому что большой бизнес не очень понимает социальное предпринимательство. Возникают вопросы, где там деньги и как это работает. Тем не менее, на нашем инвестподиуме был 21 инвестор и 10 субъектов предпринимательства, по итогу заключено четыре сделки. Думаю в Новосибирской области мы к этому процессу подойдем быстрее, учитывая наработанный опыт.
— Какая мотивация у инвесторов?
— Во-первых, это PR-составляющая. Об этом инвесторе будут писать СМИ, его будут знать как человека, который делает хорошие дела. В целом есть проекты, которые интересны и с точки зрения денег. Это высокотехнологичный сектор. Например, какое-то приложение или гаджет для людей с ограниченными возможностями здоровья.
— ЦИСС в Новосибирске уже начал работу. Много обратившихся?
— Мы работаем с 15 июня. К нам обращаются как предприниматели, ведущие бизнес в социальной сфере, так и руководители некоммерческих, общественных организаций и просто физические лица, у которых есть идея начать деятельность в сфере социального предпринимательства.
Естественно, мы познакомились с предпринимателями, получившими в этом году официальный статус социального предприятия. Их пока всего 12. У области огромный потенциал и перспективы развития качественного социального предпринимательства.
— Какие услуги предлагает ЦИСС?
— Консультирование, обучение, содействие в участии в выставках и ярмарках, всевозможных конкурсах и продвижение проектов (брендирование, лендинги, информационные материалы, рекламные ролики). Все услуги для наших клиентов бесплатные.
Часть услуг доступна для всех категорий заинтересованных в развитии социального бизнеса, часть — для имеющих статус социального предпринятия.
— На что вы делаете акцент в обучающих мероприятиях?
— Мы помогаем грамотнее вести бизнес, применять новые инструменты и при этом не упускать из виду и оценивать социальные индикаторы, то есть результат. У кого-то это число реабилитированных, у кого-то число обученных новым профессиям. При выборе темы мы ставим задачу находить наиболее актуальную на данный момент, и приглашаем спикера, виртуозно ею владеющего.
Обучение — это еще и отличный способ найти партнеров и сформировать сообщество единомышленников. Ведь основная наша задача — создание комьюнити социального предпринимательства.
— Какие образовательные программы планируются в Новосибирской области?
— В текущем году у нас одна большая программа «Основы социального предпринимательства». Сейчас мы ведем на нее набор. Она стартует 26 сентября. На образовательную программу планируется провести конкурсный отбор и принять в группу активных и мотивированных. Подробнее расскажем о программе и в целом о социальном предпринимательстве 18 сентября на онлайн-встрече «Знакомство с социальным бизнесом». Туда мы приглашаем всех, кому интересна эта тема. Записаться на встречу и на обучение можно по телефону центра «Мой бизнес» 8-800-600-34-07, доб. 3
В следующем году в планах центра образовательная программа для физлиц и самозанятых, и акселератор для опытных социальных предпринимателей в Новосибирске.
Также планируем работать и в других городах области — Бердске, Искитиме, Барабинске и Куйбышеве.