в чем суть обломова

«Обломов» Гончарова: прокрастинация, как она есть

Роман Гончарова «Обломов», смысл которого ищет уже несколько поколений школьников, является одним из ключевых произведений 19 века. Писатель затронул важные социальные и философские проблемы. Иван Александрович противопоставил активную личность с деградирующим, пассивным началом. Смысл произведения «Обломов» не утратил своей значимости.

Краткое содержание

Произведение И.А. Гончарова «Обломов» состоит из 4 частей. В них показано, как лень и безволие могут изменить человека и его жизнь. Несмотря на однообразие сюжета, писателю удалось раскрыть национальную особенность русского человека — желание перемен, но из-за боязни и лени все остается неизменным. Ниже дано краткое описание романа «Обломов», смысл произведения.

Главные герои

В произведении есть основные и второстепенные персонажи. Завязка сюжета построена вокруг:

Часть 1

В первой части романа читателя знакомят с главным героем — Ильей Ильичом Обломовым. Это дворянин, 30 лет, безвольный и мягкий, которому даже лень привести себя в порядок. В его квартире царит беспорядок, запущенность, а сам герой — неопрятно выглядит. Обломову нужно ехать в родное имение, чтобы навести порядок.

Илья Ильич пробовал вести светскую жизнь, но ему не понравилось: посещение балов, службы требовало усилий. Это противоречило безвольной и мягкой натуре героя. Оставив службу, Обломов стал вести затворнический образ жизни. После долгих размышлений он принял решение ехать в имение. В этот момент его навещает друг детства Андрей Штольц.

Важно! В первой части особое место занимает сон главного героя. Смысл сна Обломова — показать читателю, как лень и бездействие могут пагубно отразиться на внутреннем мире человека.

Часть 2

Андрей Штольц — противоположность главного героя, человек целеустремленный, энергичный и практичный. Штольц решительно не принимает праздного существования друга. Вместе друзья посещают приемы, которые не приносят Обломову радости.

Андрей Иванович призывает Илью Ильича отправиться за границу. Но планам не суждено сбыться: главный герой сводит знакомство с Ольгой Сергеевной Ильинской. Обломов влюбляется в девушку, и его жизнь играет новыми красками. Но постепенно Илья Ильич начинает сомневаться в необходимости отношений с Ильинской.

Штольц спрашивает, когда он поедет в имение. Но все мысли друга занимает его влюбленность в Ольгу. Девушка расстроена, что они встречаются тайно. Влюбленные принимают решение официально заявить о своих отношениях.

Важно! В этой части можно сделать вывод о разном смысле жизни Обломова и Штольца. Для главного героя — это спокойствие, праздные мечтания. Для Андрея — принести пользу обществу, достигать поставленных целей.

Часть 3

Ольга отказывается рассказывать тете об их отношениях, пока Обломов не уладит дела в своем имении. Илья Ильич переезжает на новую квартиру, где знакомится с Агафьей Матвеевной, кумой его знакомого Тарантьева. Женщина проявляет заботу о новом жильце.

Отношения Ольги и Обломова становятся все обременительнее, неопределеннее. Главный герой отправляет письмо в деревню. Девушка уговаривает открыться тете, но ее возлюбленный оттягивает этот момент.

Староста сообщает барину, что дела в имении плохи. Обломов советуется с братом Агафьи Матвеевны. Новый знакомый и Тарантьев обманывают его, отправляя своего человека в деревню. Ольга Сергеевна возмущена нерешительностью Ильи Ильича и расстается с ним. Опечаленный новостью мужчина всю ночь бродит по городу. На утро у него горячка.

Это краткий пересказ третьей части романа «Обломов», смысл которой показать как опасно бездействие. Главный герой проявил малодушие и эгоизм, поставив собственный комфорт выше всего.

Часть 4

За Обломовым ухаживает Агафья Матвеевна. Постепенно у них появляется взаимная симпатия друг к другу. В деревне всем заправляют Иван Матвеевич и Тарантьев. Вернувшись из заграничной поездки, Штольц видит друга в еще более обрюзгшем состоянии. Оказывается, он женился на Ольге Сергеевне, и они счастливо живут вместе.

Андрей Иванович поправляет дела друга, просит того быть осторожнее. Обломов вернулся в деревню, где живет жизнью, которой всегда хотел. Он также ленится и предается праздным мечтаниям. Навестив друга, Штольц узнает, что он женат на Агафье, и у них родился сын Андрей.

Проходит пять лет. Илья Ильич скончался от апокалиптического удара. В имении всем заправляет Иван Матвеевич и его жена. Андрюшу забрали на воспитание чета Штольц.

Важно! В этой части стоит уделить больше внимание смыслу смерти Обломова. Андрей Иванович в разговоре со знакомым подчеркнул, что причиной кончины друга стала его лень и запущенность. Если бы у него была сила воли, жизнь Ильи Ильича была бы другой.

Обломов: смысл и объяснение сюжета

В своем произведении И.А. Гончаров описал ничем не примечательную жизнь простого лентяя. Сюжет не отличается динамичностью, глубиной чувств, наоборот, его отличает однообразие, полная апатичность главного персонажа. Но историко-философский смысл романа «Обломов» в другом. Это желание показать, как лень и праздность могут привести к запущенности не только материальной, но и духовной.

Илье Ильичу любые действия давались с трудом, заставить действовать его смог только Штольц. Обломов не хотел меняться, он боялся перемен и мечтал о спокойной размеренной жизни в имении. Герой Гончарова — это отголосок прежних времен, когда дворяне зачастую не заботились о нравственном воспитании, а лишь предавались удовольствиям. Шульц — человек «новой эпохи», деятельный, желающий приносить пользу обществу.

Источник

Суть романа «Обломов»

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году, когда в российском обществе особой остроты обрели вопросы выбора между старыми, феодальными, исконно русскими устоями и новыми, буржуазными, проевропейскими идеями. Неоднозначное изображение персонажей, отсутствие точно сформулированного мнения автора и тонкий психологизм повествования делают затруднительным уяснение идейного наполнения романа, однако понимание сути «Обломова» возможно через анализ центральных героев произведения – Обломова и Штольца.

Обломов изображен в романе как ленивый, апатичный, нежелающий что-либо делать, рефлексирующий персонаж. Для героя выйти из «зоны комфорта» равнозначно не шагу вперед, а жизненной катастрофе. Даже когда Штольц на некоторое время возит его по гостям и светским мероприятиям, для Ильи Ильича это тяжело даже в физическом плане – ему не удобно ходить весь день в сапогах. Обломов суть своей жизни видит в далеком, почти недостижимом будущем, подобном его детству в Обломовке, где все было тихо, спокойно, наполнено обрядами и бездействием. Родная деревня для Ильи Ильича в философских масштабах становится символом всего исконно русского, о чем мечтает каждая тонкая натура с российской ментальностью.

Полной противоположностью Обломову является Штольц. Андрей Иванович – активный, целеустремленный, постоянно двигающийся вперед человек. Если для Обломова страшно выйти за грани своего мирка, то для Штольца страшно остаться в какой-то одной точке, не развиваясь далее. На первый взгляд, на фоне Ильи Ильича Андрей Иванович вызывает симпатию, как человек, знающий чего хочет и к чему стремится. Однако это не так – не зря многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным механизмом, который работает ради работы. Он не видит конечной цели своей жизни и для чего живет, поэтому и возвращается к Обломову как к носителю начал и коренных истин, которых ему не хватает.

Обломов и Штольц в романе являются не просто противопоставленными друг другу персонажами, они органично дополняют друг друга – именно поэтому их дружба продолжается с самых ранних лет. Гончаров показал, что выбирать один из путей – старый либо новый – в корне неправильно. Человек, идущий только одно, лишает себя полноценной жизни, проживая ее словно наполовину – в полусне как Обломов либо в бешеной гонке как Штольц. Сутью романа «Обломов» становится цель автора донести до читателя важность гармонизации в себе мудрости предков со скоростью и изменчивостью современного мира.

Источник

Смысл романа Обломов

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина».

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

Источник

Анализ «Обломов» Гончаров

в чем суть обломова. Смотреть фото в чем суть обломова. Смотреть картинку в чем суть обломова. Картинка про в чем суть обломова. Фото в чем суть обломова

Всего получено оценок: 1290.

Всего получено оценок: 1290.

Роман Гончарова «Обломов» является второй частью трилогии, в которую входят его произведения «Обыкновенная история» и «Обрыв». Это роман о человеке, идеалисте и мечтателе, отрицающем деятельную жизнь. В образе главного героя, Обломова, изображена несостоятельность крепостного права, вследствие которого развилась лень и безделье среди высшего сословия России. Предлагаем к изучению анализ произведения по плану, данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе и для подготовки к ЕГЭ.

в чем суть обломова. Смотреть фото в чем суть обломова. Смотреть картинку в чем суть обломова. Картинка про в чем суть обломова. Фото в чем суть обломова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Год написания – 1847–1859 гг.

История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.

Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на четыре части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своём месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной и вскоре умирает.

Жанр – Роман.

Направление – Натурализм.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году и работал над ним на протяжении 12 лет.

Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершён, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически автор явился прообразом своего героя.

События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, роман был переделан и дописан. Годы написания этого романа – 1847–1859.

Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающиеся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что всё общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшей какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своём собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.

Анализ произведения «Обломов» показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идёт деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, но и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова со Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, по которым и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстаётся с Ольгой.

В заключительной части романа герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит её обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к её обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но жили они недолго, Обломов умер.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Обломова», а для основных подготовили отдельные страницы:

Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа, направление – натурализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.

«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.

Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – всё это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.

Роман-автобиография создавался в упрёк своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», цель «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведёт к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

Источник

Анализ романа «Обломов»

сочинение по литературе 10 класса

Роман И.А. Гончарова «Обломов» — это роман о человеке, утописте и мечтателе, не принимающем деятельную жизнь. В образе Обломова отображена несостоятельность государственного устройства, основанного на крепостном праве, вследствие которого представители высшего сословия стали ленивыми и беспомощными.

Сюжет

в чем суть обломова. Смотреть фото в чем суть обломова. Смотреть картинку в чем суть обломова. Картинка про в чем суть обломова. Фото в чем суть обломова

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

В романе освещается жизнь обедневшего помещика Ильи Ильича Обломова, который живёт в Петербурге вместе со своим старым слугой Захаром. Обломов редко встаёт с дивана. Он перестал заниматься какой-либо деятельностью, и даже не выходил за порог своей квартиры. Всё свободное ото сна время он предавался размышлениям, относительно того, как следует жить, и мечтал о беззаботной жизни в родной Обломовке.

Единственным, кто навещает Илью Ильича, является его друг детства Андрей Штольц. Он представляет собой полную противоположность главного героя, и даже заставляет его на некоторое время очнуться от забвения, и окунуться в реальную жизнь. Обломов даже влюбляется в Ольгу Ильинскую, и решается изменить ради неё свою жизнь. Но со временем эта решительность исчезает, и он по воле обстоятельств оказывается в доме Агафьи Пшеницыной, на которой в итоге женится. В этом браке он окончательно угасает от бездействия и безволия, и в скором времени незаметно умирает во сне. Но Обломову всё-таки удалось оставить после себя след в жизни, у него родился сын, названный Андреем в честь Штольца.

История создания

Замысел произведения появился в 1847 году, но на его завершение ушло целых 12 лет. Вначале была опубликована всего одна глава, как самостоятельное произведение. Публикация «Сна Обломова» относится к 1849 году.

И.А. Гончаров надеялся быстро написать этот роман, поэтому даже заключил заранее договор с издателями. Но его постоянно что-то отвлекало, поэтому процесс создания часто останавливался. Самый большой перерыв длился целых семь лет. Но после него автор берется вновь за роман, и заканчивает его полностью в течение двух лет.

Этапы работы над романом

1847-1848 гг. – появление замысла романа.

1849 г. – публикация одной главы романа как самостоятельного произведения.

1857-1859 гг. – завершение работы над романом после семилетнего перерыва.

Тематика

В произведении поднимается несколько тем: тема любви, тема дружбы и тема поиска смысла жизни.

Тема любви раскрывается на примере взаимоотношений Обломова с двумя женщинами: Ольгой Ильинской и Агафьей Пшеницыной. Таким образом, автор демонстрирует разные стороны одного и того же чувства. Ольга Ильинская, в первую очередь, думает о самой себе, а потом уже о своём избраннике. Поэтому, несмотря на искренность своих чувств, всеми силами старается изменить его, чтобы он стал таким, как она хочет. Агафья Пшеницына в этом плане оказывается совершенно другой женщиной. Она любит Обломова таким, какой он есть на самом деле, заботится о нём, не осуждает его привычки, и охраняет его покой. Эта женщина отдаёт всю себя, ради счастья того, кто подарил ей семью и ребёнка.

Тема дружбы касается отношений между Обломовым и Штольцем. Несмотря на свои различия, они сумели сохранить свою дружбу на протяжении стольких лет. Они подружились еще в раннем детстве. Илья Ильич и Андрей дополняют друг друга, знают о самом важном и сокровенном из жизни каждого. Штольц всегда находил успокоение и поддержку в гостях у своего верного товарища, а Обломов нуждался в его практических советах относительно ведения хозяйства.

Поиск смысла жизни. Все герои романа пытаются отыскать свой путь в жизни, и понять человеческое предназначение. Обломов видит его в размышлениях, мечтах и достижении внутренней гармонии. Штольц считал, что человек всегда должен находиться в движении вперёд. Ольга Ильинская пыталась создать свой идеал мужчины, а Агафья Пшеницына жила своей семьёй.

Основная идея

Прежде всего, И.А. Гончаров хотел раскрыть понятие «обломовщины», и показать её воздействие на людей. Он описал пагубное явление современного ему мира, ставшее частью жизни русского дворянства. Поскольку вся работа была уделом крепостных крестьян, всё высшее сословие охватила беспросветная лень. Подобное положение дел никак не способствовало развитию России. Это явление не могло не вызывать опасения у тех, кого всё ещё волновала судьба Родины, поэтому в образе Ильи Ильича отразились все стороны губительного бездействия.

Автор осуждал государственное устройство, в котором личность не может найти себе применения. Каждый думал о собственном благополучии, люди перестали служить, и стали прислуживаться. Именно поэтому главный герой стал игнорировать эту продажную систему, и в качестве молчаливого протеста отказался работать в чиновничьем аппарате.

Теперь фамилия Обломов стала нарицательной, и характеризует безвольного человека, добровольно пустившего свою жизнь на самотёк.

По форме написания и содержанию роман «Обломов» можно отнести к жанру социально-психологического романа. В произведении присутствует межличностный конфликт женщины и мужчины, а также более глобальный – человека и общества. Кроме того, присутствует чёткое социальное разделение классов, описание бытовых деталей, подробная характеристика персонажей.

Композиционные особенности

В романе «Обломов» композиция делится на четыре части, символизирующие четыре жизненных этапа главного героя. Эти этапы автор приравнивает к временам года.

Роман начинается с зимы в жизни Ильи Ильича, когда он находится в состоянии полусна: практически не встаёт с дивана, никуда не ходит, ни с кем не контактирует. Следующим этапом становится весна – возрождение от зимней спячки, движение навстречу новой жизни. В это время Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую и пытается ради неё измениться.

На смену весенней романтики приходит лето. Поднимается вопрос о женитьбе Ольги и Ильи Ильича, но он оказывается не готов на такой серьёзный шаг. Безынициативность главного героя и его боязнь ответственности не дают этому свершиться. Расставание влюблённых символизирует окончание лета, на смену которому приходит унылая пора осени – спокойная, однообразная жизнь у Агафьи Пшеницыной. Обломов, словно возвращается в родную Обломовку, где не нужно ни о чём беспокоиться, и нет необходимости что-либо делать. В скором времени это бездействие убивает его в прямом смысле слова. Но жить Илья Ильич перестал намного раньше. Лень погубила все его душевные качества, разрушила личность.

И.А. Гончаров решительно осуждает «обломовщину» во всех её проявлениях. При помощи образа Обломова он показывает, насколько губительное влияние оказывает это явление даже на тех людей, которые обладают благородной душой.

Главного героя погубила именно «обломовщина». Страх перед жизнью и безволие, воспитанные в нём с самого детства, уничтожили все шансы на лучшее будущее. Для Обломова, как и для многих других представителей помещичьего дворянства, не нашлось места в изменчивом мире, который не стоит на месте.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» отображены проблемы русского общества 19 века. У многих людей того времени, как и у главного героя, отсутствовала мотивация действовать, стремиться к цели. Автора волновала судьба его Родины, ведь подобное явление должно было неизбежно привести к деградации отдельных слоёв русской общественности.

В современном литературоведении роман «Обломов» относится к жанру «романа-мифа», потому что в нём, по словам исследователей, отразилась сама сущность русской культуры. В то же время это произведение стало одним из первых примеров психологического романа в русской литературе.

Сюжетное построение

в чем суть обломова. Смотреть фото в чем суть обломова. Смотреть картинку в чем суть обломова. Картинка про в чем суть обломова. Фото в чем суть обломова

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» построен на принципе противопоставления. Причём противопоставляются не только персонажи, а и события, происходящие в их жизни. Приём антитезы позволяет лучше понять идеи автора, касающиеся явления «обломовщины», социальной деградации, конфликта между активным и пассивным образом жизни. Построив сюжет при помощи противопоставления, автор акцентирует внимание на значимости поиска компромисса между двумя основополагающими мировыми началами.

История создания

И.А. Гончаров задумал роман в 1847 году, и работал над ним на протяжении двенадцати лет. Работа над произведением прерывалась на тот временной промежуток, когда писатель совершал кругосветное путешествие. По возвращению из этого турне эта работа продолжилась. В то время, когда готовый роман уже готовился к публикации, он переписал его заново, заменив некоторые фрагменты, и добавив новые.

К созданию «Обломова» автора подтолкнула критика В.Г. Белинского относительно «Обыкновенной истории», а тема «Обломова» стала отображением той эпохи.

Композиция

Роман «Обломов» делится на четыре части, которые описывают разные стадии жизни главного героя, приравненные к четырём временам года.

Экспозиция: описание портрета Ильи Ильича Обломова и его квартиры.

Завязка: знакомство Ильи Ильича с Ольгой Ильинской.

Развитие действия: Приезд Штольца и его попытка вернуть своего друга к деятельной жизни.

Кульминация: Обломов готов действовать, но лень перебарывает его благородные порывы, и всё возвращается на свои места.

Развязка: Илья Ильич женится на Агафье Пшеницыной, и вскоре умирает во сне.

Проблематика

Основная проблема «Обломова» заключается в отсутствии мотивации двигаться вперёд. Общество того времени не может выбраться из своего «сонного» состояния. Многие люди стали жертвами «обломовщины». И это явление встречается до сих пор. Нет ничего хуже, чем жить без цели. Именно эту проблему, и некоторые другие, И.А. Гончаров хотел отразить в своём романе.

Проблема любви. Это чувство способно сделать человека лучше, но только, если это желание обоюдное. Ольга Ильинская занялась перевоспитанием Обломова без его согласия, поэтому ему это приносило одни лишь страдания. Илья Ильич не смог долго терпеть такое давление, и спустя некоторое время влюблённые расстались. Перед главным героем стал выбор: остаться самим собой или превратиться в другого человека. Он выбрал себя, но в глазах других – просто побоялся бороться за своё счастье.

Проблема дружбы. Обломов и Штольц столько лет пробыли вместе, и никакие разногласия не смогли помешать их общению. Кто бы мог подумать, что семейная жизнь станет этим камнем преткновения. Друзья погрузли в быту, и совсем перестали видеться. Время разлучило их, оставив наедине со своими проблемами.

Проблема воспитания. Судьба Ильи Ильича Обломова – это результат его воспитания. В Обломовке его тщательно отгораживали от всяческой деятельности, и со временем он привык, что за него всё должны делать слуги. Любознательность мальчика сменилась беспросветной ленью, все интересы ограничились сном и приёмом пищи.

Проблема лишнего человека. И.А. Гончаров при помощи главного героя изобразил человека, который из-за своего воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. На примере этого образа автор продемонстрировал деградацию помещичьего дворянства, а также их неумение приспосабливаться к происходящим в жизни переменам.

Смысл названия

Не случайно, роман назван в честь главного героя. Обломов – это не просто фамилия основного действующего лица, это собирательный образ, вобравший в себя все пороки той среды, которая его породила. Бездеятельность Ильи Ильича лежит в основе всех описываемых событий и оказывает влияние на судьбы всех остальных героев.

Неоценимая заслуга И.А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно показал недуг, поразивший русское общество 19 века. Само дворянство спровоцировало появление «обломовщины». Люди, которые знают, что им не нужно трудиться, теряют всяческую способность к активной деятельности.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» увидел свет в 1859 году и сразу удостоился восхищенных отзывов современников. Роман представляет вниманию читателей главного героя — еще одного представителя «лишних» людей, пришедших на смену Онегину и Печорину.

Обломов

в чем суть обломова. Смотреть фото в чем суть обломова. Смотреть картинку в чем суть обломова. Картинка про в чем суть обломова. Фото в чем суть обломова

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Илья Ильич Обломов — внешне бездеятельный, утонувший в царстве лености и равнодушия, молодой человек. Однако внутренние его качества позволяют говорить о нем, как о положительном герое. Он наивен, мягкосердечен, совестлив. Душа у него живая и словно светится в глазах. Все это выгодно отличает его от современников, погрязших во лжи, лести и корысти.

Роман посвящен истории человека с чувствительной душой от рождения до смерти, поместного дворянина, на примере которого автор рассуждает о нравственности и психологии современного общества, общественном строе и смысле жизни в целом.

Можно сколько угодно обвинять Обломова в бездействии, в пустом растрачивании времени, в валянии на диване и апатии. Но его духовная наполненность оказывает воздействие на персонажей, противопоставленных ему. Андрей Штольц, друг детства героя, приходит к нему в гости скрыться от светской суеты, поговорить по душам, успокоиться. Ольга Ильинская, пытающаяся переделать Обломова, сама многому научилась у него, стала духовнее, нравственнее.

Однако лежание Обломова на диване не так уж безобидно. На протяжении всего романа автор постепенно рисует картину духовного запустения героя, который в окружении откровенно обманывающих его приятелей, не предпринимает ничего, чтобы прекратить издевательство над самим собой.

Андрей Штольц

Илье Ильичу в повествовании противостоит Андрей Штольц (подробное сравнение героев здесь), соединяющий в себе трудолюбие, нескончаемую энергию и циничный расчет и пунктуальность. Порой он чрезмерно суетлив, приземленно практичен. У него нет высоких идеалов, все, что он делает — направлено только на его личное благополучие, а и ум явно преобладает над духовностью. Дружба этих двух людей, по мнению автора, должна была привести к синтезу двух крайностей и появлению долгожданного идеала.

Любовь

Другой сюжетной линией романа являются отношения Обломова с Ольгой Ильинской. Илья Ильич проходит испытание любовью, традиционное для русской литературы. Ольга — девушка свободных взглядов, глубокого ума и сердечной доброты. Возникшее взаимное чувство этих двух людей призвано было возродить героя, преобразовать его, победить в нем «обломовщину». Илья начинает интересоваться искусством, настроениями общества, духовной жизнью. Но он не может достичь уровня непосредственности Ольги, не может ответить на ее чувства безоговорочно, тем самым приговорив себя к несостоятельности как личности. Обломову дороже его дремота и покой, чем вынужденные движения, связанные с построением отношений. В конце концов, в доме Пшеницыной Илья Ильич обрел свой идеал — заснул вечным сном.

Критика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *