в чем суть мусорной реформы в россии
Мусорная куча не мала
Опросы показывают, что 55% жителей страны не задумываются о сортировке мусора. В чем проблема и как ее решить?
Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль», зампредседателя Общественного совета минстроя: Не хватает, во-первых, физической инфраструктуры, контейнеров для раздельного сбора рядом с домом, возможностей сдать вторсырье за деньги. И во-вторых, возможности снизить коммунальные платежи, если ты сортируешь мусор. Для этого регионы должны переходить от оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) по нормативу к оплате по объемам. Регионы ссылаются на то, что это чрезвычайно трудно. На самом деле причина другая. Региональные операторы регулярно объявляют о том, что они на грани банкротства. В прошлом году на их поддержку было выделено из бюджета 8,9 млрд рублей. Но если мы реально начнем считать, сколько мусора люди производят и сколько операторы перевозят, то их деятельность станет невыгодной. Переходу на оплату по фактическим объемам препятствует сильное лобби бизнеса в этой сфере.
Пока мы жителей не включим в финансовые расчеты, никаких результатов не достигнем. Хотя если, по данным опроса, 45% жителей разделяют мусор, то процесс-то пошел.
В некоторых регионах есть успешные примеры внедрения раздельного сбора. Как удалось вовлечь жителей?
Содном Будатаров, руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС: Есть хорошие примеры в Самаре, Нижнем Новгороде. В Севастополе после введения раздельного сбора мусора из трех контейнеров около дома остался один. Жители платили примерно 135 тысяч рублей в год за вывоз ТКО, а стали платить на 65 тысяч меньше. Они собрали пластик, макулатуру, стекло, металл и продали их на 8 тысяч руб-лей в 2019 году.
Основная проблема в том, что регоператоры не хотят переходить на оплату по факту.
Содном Будатаров: Жители не лишены права собрать общее собрание и потребовать от управляющей компании заключения договора на вывоз ТКО с регоператором. Но более-менее это иногда реализуется лишь на уровне ТСЖ, ЖСК, в сельской местности. Деревня традиционно всегда разделяла отходы, там экономика замкнутого цикла давно работает.
Предположим, что жители начали аккуратно сортировать мусор. Операторы и управляющие компании к этому готовы?
Регоператоры категорически не хотят переходить на раздельный сбор, потому что снижается объем отходов, вывозимых на полигон и, соответственно, необходимо снижать тариф. Это при том что в Архангельской области в этом году регоператору компенсируют 500 млн выпадающих доходов. В Пермском крае в прошлом году до 1 млрд. Это деньги в песок. За девять миллиардов мы могли бы создать реальную инфраструктуру по раздельному сбору, например, пластика или макулатуры.
Как идет «мусорная реформа» в регионах вдали от столицы? У нас на связи Хабаровск.
Наш опыт показал, что, если человеку создать простые, понятные и удобные условия, он включается и участвует в мусорной реформе. Но очень бросается в глаза разношерстность интерпретаций закона о мусорной реформе. Исполнительная власть не имеет управленческого опыта в плане обращения с отходами.
У меня два предложения. Все регионы должны быть в равных условиях. В Хабаровском крае из федеральных денег на реализацию реформу было ноль рублей. Надо в долевом аспекте, через механизм госзакупок реализовать программу по внедрению базовых элементов раздельного сбора, дать возможность всем регионам участвовать.
Расчеты «с человека» также не везде применимы. Они сильно бьют по кошельку многодетных семей, не учитывают постоянное движение людей из города на дачу. Даже если люди будут сообщать об этом, невозможно ежедневно делать перерасчеты.
Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ: Россия, к сожалению, большую часть отходов вывозит на полигоны несортированными. Площадь загрязненных свалками земель очень высока, насчитывается больше тысячи полигонов ТБО. К сожалению, рекультивация полигонов вызывает много вопросов о ее эффективности. Некоторые рекультивируются много лет, а результатов пока нет.
Мы говорим о сборе мусора, переработке. Но можно ведь и уменьшить накопление мусора. От каких «вредных привычек» надо отказаться?
Ирина Ильина: Я отказалась от приобретения пластиковых пакетов, хожу с сумкой. Многие продавцы удивляются и не понимают: вам жалко заплатить 5 рублей? Есть целый ряд таких полезных привычек, и надо обязательно их внедрять, потому что получаются потом масштабные цифры сокращения отходов. Это важно воспитывать с раннего детства.
Содном Будатаров: Я в последнее время цветы дарю без упаковки. Всегда ношу с собой многоразовую бутылку. Авоська у меня тоже есть. Молодежь, хочу отметить, особенно блогеры, эконаправление очень сильно продвигают в соцсетях. Это реально модно. Многие крупные компании это чувствуют и реагируют на экозапросы своих клиентов: принеси батарейку и сдай. И это мировая тенденция. Не хватает разветвленной заготовительной инфраструктуры, которую под силу создать на деньги от расширенной ответственности производителей.
До 2023 года будет создана система автоматизированного сбора вторсырья
88% россиян заявляют о готовности заниматься раздельным сбором мусора. Но темпы создания современной инфраструктуры для сбора отходов пока отстают, отмечают в ППК «Российский экологический оператор». В то же время работа по устранению этого перекоса ведется.
С 2019 года было сделано около 80 тысяч контейнерных площадок для РСО в 71 регионе, доля сортировки ТКО достигла 30% благодаря вводу в 2020 году 37 предприятий по обращению с отходами. Но чтобы охватить всю страну, нужно около 470 тысяч контейнеров, или 5,5 млрд руб.
Есть второй способ: создать меры поддержки, чтобы региональные рынки могли закупать контейнеры самостоятельно. Они отнесут эти затраты в себестоимость услуг. Но сейчас есть ограничение ФАС: регоператоры не могут тратить на закупку контейнеров более 1% выручки.
Для поддержки регоператоров в сфере оснащения контейнерами разработан пакет мер. К ним относятся займы на 10 лет под льготные 3% годовых, компенсация до 25% лизинга оборудования, субсидирование проектов до 29% от бюджета.
Планируется, что до 2023 года будет создана система по автоматизированному сбору вторсырья: ПЭТ-бутылок, отходов из стекла и металла. Также правительство одобрило «дорожную карту» реализации концепции расширенной ответственности производителей по утилизации продукции и упаковки. Кроме того, будут введены меры по стимулированию использования перерабатываемых материалов и меры по ограничению неперерабатываемых.
Газета «Нижегородская правда»: В дачных домах плата за мусор начисляется по количеству собственников круглый год. Хотя домом люди пользуются по три-четыре месяца. Поднимался ли вопрос изменения порядка начисления платы?
Светлана Разворотнева: В случае, когда расчет производится, исходя из количества собственников, можно получить перерасчет, если вы не живете на даче круглый год. Для этого можно осенью, уезжая в город, обратиться в правление СНТ и написать заявление, что вы будете отсутствовать. Либо, напротив, весной взять справку в городе в управляющей компании о том, что с сентября по май вы находились по адресу основного проживания (при необходимости это можно подтвердить показаниями счетчиков воды или электричества). С этой справкой весной обращаетесь в СНТ и просите сделать перерасчет. Документами, подтверждающими отсутствие на даче, могут стать билеты на транспорт или даже чеки на бензин, если вы передвигаетесь на автомобиле. Важно, что перерасчет можно требовать, если вы отсутствуете более пяти дней. И пересчитать плату можно лишь за последние шесть месяцев, не больше.
Сложности возникают, когда расчет платы за вывоз мусора ведется, исходя из квадратных метров. К сожалению, для этого случая до сих пор нет формулы для перерасчета платы.
Два года мусорной реформе в России: одно почистили, другое провалили
Завершается второй год действия мусорной реформы. За это время в стране должны были ликвидировать свалки и установить во всех дворах раздельные контейнеры для сбора мусора, а также определить региональных операторов. Сегодня чиновники и эксперты признают: реформа движется, но не такими темпами, как планировалось. Операторов созданы, контейнеры кое-где поставлены. Но свалки как были, так и остались. Одно лишь осталось неизменно: коммунальные тарифы растут строго по плану. Так чем же стала для страны мусорная реформа: спасением или провалом? Выяснял «ФедералПресс».
Благими намерениями
Мусорная реформа в России действует с января 2019 года. Власти, наконец, задумались о ликвидации незаконных свалок и переходе на раздельный сбор отходов и их сортировку, о переработке вторсырья. Старые полигоны должны рекультивировать, а на местах приемки отходов возвести сортировочные и перерабатывающие заводы. Всего по итогам реформы должно остаться не больше 300 полигонов. Убирать будут в первую очередь старые свалки, не включенные в госреестр объектов размещения отходов, а также расположенные возле аэропортов. Напомним, согласно нацпроекту «Экология», на комплексную систему обращения с отходами до 2024 года будет выделено 292,2 млрд рублей, в том числе для создания инфраструктуры для обращения с отходам 1-2 классов опасности 36, миллиарда.
Но радость экологов продлилась недолго. Осенняя проверка Счетной палаты показала, что мощности мусорных полигонов в 17 субъектах будут исчерпаны до 2022 года. Более 90% отходов по-прежнему отправляется на устаревшие полигоны.
Какие проблемы предстоит решить новому министру природы: «оживление» мусорной реформы и долгосрочное планирование
При этом все объекты обращения с ТКО должны быть отражены в территориальных схемах субъектов и в федеральной схеме, которая до конца еще не доработана. По данным РЭО, в 34 субъектах процедуры завершены, «остались только сложные регионы, где есть конфликты в части строительства объектов». Например, в Свердловской области до сих пор не определена площадка для размещения отходов из екатеринбургской агломерации. Еще даже не выбран инвестор для строительства этой инфраструктуры.
Независимый эксперт Анатолий Кузнецов напоминает, что власти обещали выделить на организацию новой схемы обращения с бытовыми отходами 100 млрд рублей, а добирать необходимую сумму планировалось частными инвестициями. «Очевидно, что именно переработка требует самых больших вложений и, конечно, за счет уменьшения прибыли бенефициаров сферы обращения с отходами», – считает Кузнецов.
Бенефициарами эксперт называет семью экс-генпрокурора Юрия Чайки и главу Ростеха Сергея Чемезова. Так, на днях стало известно, что «Роснано» продаст «Ростеху» и его «дочке» «РТ-инвест» 33,9% доли в Первом экологическом фонде, который строит несколько крупных мусоросжигательных заводов в регионах страны.
По мнению председателя Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фонд» Олега Иванова, правительство прилагает усилия для упорядочивания взаимоотношений внутри «мусорной» сферы, «в которой идет борьба технологий и лоббистов». «Пока отстраивается система вторичного использования полезных фракций ТКО, главный вопрос будет состоять в том, сжигать или захоранивать. Это перспектива ближайших десяти лет, поэтому требовать от 2020 года прорыва в мусорной реформе было бы наивно», – уверен Иванов.
Первые ласточки
В Российский экологический оператор вернулся прежний руководитель. «Других кандидатов не нашлось»
Мусорная реформа обернулась во многих регионах скандалами и недовольством населения. Конечно же, все из-за резкого скачка тарифов. Да такого, что даже бизнес говорит: пора бы остановиться. Так, директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев считает, что увеличение нормы на накопление мусора гражданами в ряде случаев необоснованное. «Мы видим, что порой начисляется плата, а в квартире никто не проживает, и мусор фактически не накапливается», – отметил Волабуев.
Кроме того, предприниматели предложили сократить тарифы за вывоз мусора для населения на 40%. Даже придумали, как: в ассоциации производителей упаковки, электроники и шин считают, что можно перенести расходы по переработке упаковки и товаров, отслуживших свое, на предпринимателей, сократив за счет этого коммунальную плату.
И чиновники услышали. Вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что граждане не должны столкнуться с повышением тарифов. Наоборот, по ее мнению, при правильном использовании технологии раздельного сбора мусора, тарифы для населения должны снижаться». А заместитель главы ППК «РЭО» Алексей Макрушин уже объявил, что с января тарифы на вывоз мусора повышаться не будут, а произойдет это 1 июля 2021 года.
Эксперты оценили «мусорный» конфликт Аксенова и Константинова в Крыму
Есть и другие положительные моменты в реализации мусорной реформы. Так, по поручению президента промзона Дзержинска в Нижегородской области избавилась от свалки промышленных отходов «Черная дыра», полигона ТБО «Игумново» и шламонакопителя «Белое море». И это лишь часть масштабных мероприятий, которые зафиксированы в нацпроекте «Экология». В целом, работы на нижегородских объектах стали своего рода полигоном для отладки механизма и поисков решения давно назревшей проблемы, который проверил контрольный орган.
Однозначным плюсом последних двух лет эколог Дмитрий Левашов считает экотехнопарки, созданные на предприятиях. «Правда, это не напрямую относится к мусорной реформе, – отмечает эксперт. – Бизнес как занимался санитарной очисткой населенных пунктов, чисткой и заготовкой вторсырья, так это и делает без серьезных вливаний со стороны государства».
Исполнительный директор национального центра эколого-эпидемиологической безопасности, член Общественного совета при Росприроднадзоре Владислав Жуков полагает, что «одним из основных позитивных показателей является то, что отрасль вышла из теневого сектора, в котором она «прозябала» с начала девяностых, по крайней мере, появилась в понятном правовом поле». Кроме того, сейчас рынок стал понятным. «Рынок обращения с отходами оценивается в сумму 200 млрд рублей в год. Мы знаем, сколько средств в обороте, кто игроки на рынке, и устанавливаем правила игры. Считаю это наиболее позитивным результатом хода реформы», – говорит эксперт.
По мнению независимого эксперта Анатолия Кузнецова, «наверху», наконец, занялись острейшей проблемой, а «внизу» растет гражданское экологическое сознание.
Ошибки надо исправлять
Между тем аудиторы Счетной палаты РФ, которые этой осенью представили доклад о реализации мусорной реформы, считают, что существенных изменений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) пока нет. Контрольное ведомство выявило ряд недоработок и в пилотных проектах, например, недостаточный объем проведенных работ.
Директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев и вовсе считает мусорную реформу провальной. «Были намечены точечные дворовые проекты по раздельному сбору мусора. Управляющие компании разъясняли жителям необходимость сортировать мусор, им пообещали снизить оплату за обращение с ТКО. Но все это мгновенно прервалось, когда люди увидели, что все контейнеры с разделенным мусором загружаются в один мусоровоз с одной емкостью», – заметил Волабуев.
Эксперт также обратил внимание на нехватку обеспечения контейнерным парком, особенно в частном секторе. По новым правилам региональный оператор обязан сначала приобрести контейнеры. По словам Игоря Волабуева, регоператоры порой отказываются вывозить листву и ветки без дополнительной платы, хотя эти виды отходов входят в состав ТКО и в силу закона должны вывозиться бесплатно.
По мнению эколога Дмитрия Левашова, реформа провалилась, например, в плане снижения платежей при сдаче вторсырья, потому что полтора года только платили больше, а по качеству услуга лучше не стала. «Основная масса денег оседает в карманах регоператоров с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, – сообщил эксперт. – В целом ситуация далека от идеала, который нам был обещан, когда страна входила в мусорную реформу в январе 2019 года».
Эксперт Владислав Жуков рассказал об экономической проблеме. «Не хватает денег, которые можно привлечь к созданию индустриальной переработки отходов. Мы думали, что это прибыльный сегмент, но видим, что бизнес не горит желанием инвестировать в рискованную сферу сбора и переработки ТКО. Государство должно взять на себя основное бремя по созданию первоочередной инфраструктуры обращения с отходами», – считает Жуков.
И, конечно, проблема в кадрах. По словам Жукова, на каждом предприятии должны быть аккредитованные специалисты.
Не заработал до сих пор и принцип расширенной ответственности производителей (РОП). Владислав Жуков считает, что допущен ряд ошибок, в том числе разрешена индивидуальная переработка отходов для производителей. Это замедлило рост экологических сборов и создало спекулятивную возможность для недобросовестных предприятий.
Депутат Мосгордумы Евгений Ступин считает, что в сфере обращения с отходами стало даже хуже, чем до реформы. «Рынок в регионах монополизирован, что сказалось на качестве услуг. Где-то на местах вообще возник коллапс с вывозом мусора. Очевидно, что нужны были другие цели – переработка и предупреждение образования отходов, а также ответственность чиновников за несоблюдение этих требований», – убежден Ступин.
А административные проблемы идут с «головы». Как отмечает независимый эксперт Анатолий Кузнецов, глава РЭО Денис Буцаев, который, напомним, уже второй раз назначен на этот пост, «не смог привлечь инвестиции в достаточном объеме в силу недостатка аппаратного веса». «В итоге, региональные операторы в боях с местным населением осваивали с переменным успехом участки для новых полигонов. при этом зачастую не выполняя обещаний по рекультивации действующих свалок. По-моему, сегодня ни один регион так и не может похвастаться более-менее выстроенной технологической линией должного обращения с отходами», – считает Кузнецов.
Зампредседателя Российской экологической партии «Зеленые» Алексей Гусенков считает, что новая отрасль обращения с отходами, на которую надеялись эксперты, так и не появилась. «Сама пертурбация в руководстве РЭО показывает, что реформа удалась слабо. Наверное, на бизнесе нет необходимой ответственности. Нужно привлекать экологов для управленческих решений, а иностранных инвесторов – в саму инфраструктуру переработки ТКО», – полагает Гусенков.
Что дальше?
Толчком для активизации мусорной реформы, по мнению эколога Дмитрия Левашова, может стать снижение субсидирования регоператоров и улучшение закона о расширенной ответственности производителей. «Должен быть механизм, который заставит все заинтересованные стороны собирать и направлять на переработку упаковку и другие подобные отходы», – полагает эксперт.
Реперные точки определил эколог Владислав Жуков. «Понимаем, что в год образуется 70 млн тонн отходов. Ставим цель к 2024 году до 60% увеличить сортировку и до 30% возвращать на вторичное использование. Кроме того, надо принять закон о вторичных материальных ресурсах, который позволит создать условия для отходов как сырья, а не бесполезного мусора», – сообщил Жуков.
Зампредседателя «Зеленых» Алексей Гусенков, напротив, считает, что государство должно помогать бизнесу субсидиями, налогами и коммуникациями. Как отмечает председатель «Зеленого фонда» Олег Иванов, нельзя «подгонять» все регионы под общий шаблон в федеральной схеме обращения с отходами. Нужно выбрать наиболее оптимальные технологии для каждого субъекта. А, по мнению эксперта Анатолия Кузнецова, нацпроект «Экология» будет буксовать до тех пор, «пока не очистят от привычных «распилов» всю вертикаль операторов».
Фото: ФедералПресс / Юлия Иванцева
Миллиарды уйдут «мусорной олигархии»: Кто лоббирует рост тарифов?
Реформа утилизации отходов длится в России уже 11 лет. Цели и успехи по-прежнему не видны. Однако в качестве итога каждый год мы получаем повышение тарифов на вывоз отходов и очередного мусорного олигарха где-нибудь в регионе. Сейчас на реформу чиновники готовы потратить 300 млрд рублей из федерального центра. Или эти деньги опять пойдут на выращивание мусорной монопольной аристократии?
Может быть, кто-то ещё не заметил, но вот уже несколько лет каждый из нас платит региональным операторам отдельную плату за вывоз твёрдых бытовых отходов. Тариф исправно повышается каждый год. И плата будет расти и дальше: операторы через суды и лоббистов окучивают всё, что хоть как-то похоже на объект с мусором и с чего можно собрать деньги.
Реформа для кого надо
В России много лет пытаются упорядочить утилизацию твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Чиновникам хочется, чтобы коммунальщики контролировали и собирали 100% мусора. Стихийные свалки, характерные для городских дворов, окраин и малых населённых пунктов, исчезнут вовсе. Хорошо? Да! Но всё это пока в планах. Для их реализации даже придуман федеральный проект с красивым названием «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами». Этот документ предусматривает траты в 300 млрд рублей, из которых федеральный центр должен отдать 107 млрд рублей на непрозрачные и никому не понятные цели: «методическую поддержку, координацию, мониторинг, свод и анализ информации» и на «обеспечение непрерывной работы» регионального оператора. В реальности, похоже, эти деньги пойдут на прокорм региональным операторам ТКО.
Что такое региональный оператор ТКО? Это частная компания, на откуп которой власть в каждом регионе отдаёт «организацию и осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию, утилизации и размещению всех ТКО» на определённой территории. Такая организация по нашим законам может быть только одна на одну территорию. Фактически создана ещё одна «естественная» монополия. Для чиновников это очень удобно: утилизация мусора под контролем. Нужно проверить, организовать мероприятие или заполнить табличку с победными отчётами для Москвы? Пожалуйста! Покорный оператор ТКО тут как тут.
Не будем забывать коррупционные страсти в этой отрасли. Монополизация – подарок взяточнику. На сжимающихся от бедности региональных рынках есть много желающих побыть операторами, а значит, «обкашлять вопросик» с региональным начальством с соответствующей просьбой.
Один из хозяев регионального оператора ТКО согласился сказать Царьграду пару слов о своём бизнесе. Естественно, на условиях анонимности. Стас, как он просил его называть, считает, что его компании просто повезло стать хозяином регионального оператора ТКО:
Как выбрали мою компанию оператором ТКО? Родственник возглавлял фонд капремонта, он помог со связями. За это время у нас появились деньги, мы купили новые импортные грузовики под мусор. Нам отдали возможность вывозить весь мусор в региональном центре.
– С тех пор не было ни разу, чтобы хоть один день был убыточным. Сможет ли кто-то занять наше место? Пока нынешний губернатор у власти, такого не случится. А дальше будет видно, – разоткровенничался он.
Как откровенно считает Стас, без тесного взаимодействия с исполнительной властью стать мусорным монополистом в регионе невозможно. Но вот какого рода это взаимодействие, подробнее комментировать не стал.
Почему хорошо быть региональным оператором ТКО?
Региональными операторами ТКО почти во всех 85 регионах стали частные компании. С 2018 года, на очередном витке мусорной реформы, они монополизировали рынок, уничтожили конкуренцию и теперь служат отличным насосом для получения сверхприбылей своим хозяевам. Вот несколько причин быть оператором ТКО.
Во-первых, он получает деньги из федерального центра на обеспечение непрерывности работы. На основе открытых данных видно, что региональные операторы получают из Москвы безвозвратные субсидии по 200-300 миллионов просто на обеспечение собственной деятельности. Это как каждый из нас получал бы поощрение по 200-300 тысяч рублей помимо зарплаты или пенсии просто за то, что живёт и работает.
Фото: скриншот сайта spending.gov.ru
Во-вторых, все мероприятия оператора по обустройству полигонов и заводов по утилизации ТКО субсидирует на безвозвратной основе тот же федеральный центр и региональное правительство. Миллиарды выделяются на то, чтобы оператор ТКО построил себе мусорный полигон, с которого он же будет не один десяток лет стричь купоны, принимая туда мусор от миллионов потребителей. Это примерно, как если бы по придуманному нами новому федеральному проекту «Ликвидация нищеты» каждому из нас выдали бы по нефтяной скважине, подарили немного денег, чтобы мы ни в чём не нуждались и поставили туда нефтяную вышку.
В третьих, оператор имеет право собирать деньги со всех, кто хотя бы потенциально может быть источником ТКО. Если раньше компании, вывозившие мусор, могли получить вознаграждение за свои услуги, имея на руках договор и исполнив свои функции, то сейчас всё по-другому. К примеру, оператор ТКО может рассчитать стоимость сбора и вывоза отходов из всех домов садового товарищества и потребовать через суд деньги за утилизацию. Прецеденты есть, суд взыскивает с дачников деньги. И не важно, вывозился ли мусор фактически. У граждан России и организаций миллионы строений и земельных участков, откуда в принципе никогда мусор не вывозился, но может быть вывезен теоретически. Через суд деньги взыщут со всех. Да, это просто золотое дно и новая нефть!
Теперь мы понимаем, зачем, кому и почему нужна мусорная реформа. Для региональной аристократии, мечтающей превратиться из мусорной в офшорную.
О минусах реформы – всерьёз
Изначально, 11 лет назад, целью реформы утилизации ТКО озвучивалась ликвидация стихийных свалок. Изменилась ли ситуация? Нет. Главным инструментом борьбы с нелегальными помойками был иск прокурора, который через суд заставлял местные власти убирать. Ничего с тех пор не поменялось. Исков меньше не стало, а оплачивается ликвидация свалок из кармана муниципалитетов, за счёт городских и поселенческих бюджетов. Получается, как обычно: субсидии на ТКО получают одни, а свалки ликвидируют другие. Похоже, мусорная реформа работает по принципу из сказки «тебе вершки, мне корешки». Да, ликвидация самовольных свалок должна была быть возложена на региональных операторов ТКО, а не на глав бедных сельских поселений. Но этого так и не произошло. И основная цель предпринимаемыми мерами в рамках федерального проекта остаётся недостижимой. Как и раньше.
Второй минус в том, что сам федеральный проект «Формирование комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами» предполагает лишь одну цель – уборку мусора. Это нелогично. Уборка может быть лишь средством. Реальные цели не поставлены. Вероятнее всего, потому, что постановка реальных целей невыгодна власть имущим до тех пор, пока не освоены бюджеты и не поделен мусорный рынок. Придётся подождать обновления федерального проекта, когда закончатся 300 миллиардов.
Третий минус в том, что в целях федерального проекта о ТКО ни слова нет о реальных целях: снижение класса опасности отходов, предотвращение и снижение образования отходов, их переработка и максимальное использование исходных материалов. В профильном законе «Об отходах» эти цели декларириуются, но чиновники их проигнорировали. До сих пор не установлен эффективный механизм установления ответственности и не определены критерии эффективности региональных операторов ТКО. Хорошо они работают или плохо, в общем, им за неэффективность ничего не будет.
И даёт ли всё вышеперечисленное право называть предпринимаемые мероприятия «реформой»? Похоже, что нет.