в чем суть мультика душа

Джаз, буддизм и «успешный успех»: идея мультфильма «Душа»

в чем суть мультика душа. Смотреть фото в чем суть мультика душа. Смотреть картинку в чем суть мультика душа. Картинка про в чем суть мультика душа. Фото в чем суть мультика душа

В 2020 году студия «Pixar» выпустила очередной шедевр с глубоким смыслом — мультфильм «Душа». Прокат в кинотеатрах в январе-феврале 2021 года стал самым кассовым в России в истории Pixar. Мультфильм с потрясающей анимацией оказался одновременно философским и лёгким для восприятия.

О чём мультфильм

По сюжету немолодой музыкант Джо Гарднер, всю жизнь мечтающий о карьере великого джазового пианиста, вынужден довольствоваться малым — работать учителем музыки в обычной нью-йоркской школе. Ему предлагают ставку на полный рабочий день, чему он не особенно рад. Зато довольна его мама, которая считает, что непутёвому сыну давно пора взяться за ум и перестать грезить о сцене.

в чем суть мультика душа. Смотреть фото в чем суть мультика душа. Смотреть картинку в чем суть мультика душа. Картинка про в чем суть мультика душа. Фото в чем суть мультика душаКадр из мультфильма.

Великое До и Великое После

Внезапно Джо получает от своего бывшего ученика приглашение пройти прослушивание у звезды джаза Доротеи Уильямс, на которую он производит впечатление, и его включают в концертную программу. На пути домой, на седьмом небе от счастья, Джо не смотрит под ноги, падает в люк и, кажется, умирает.

Герой оказывается на эскалаторе, который направляет души после смерти в Великое После. Не желая мириться с судьбой, Джо сбегает в другое пространство потустороннего мира — Великое До, где надзиратели готовят молодые души к воплощению на Земле. Тут будущие люди получают индивидуальные черты характера и главное — свою искру, без которой рождение в человеческом мире невозможно.

Возвращение в мир живых

Здесь Джо становится наставником для дерзкой и непослушной души Двадцать Второй, которая категорически не хочет воплощаться на Земле. Да это и невозможно, ведь она не нашла искру. Двадцать Вторая находится в Великом До уже очень давно и знает в нём самые потаённые уголки.

Одним из таких является астральное пространство, где парят души живых людей, вошедших в состояние духовного экстаза. Там с помощью своего друга по имени Лунный Ветер Двадцать Вторая помогает Джо вернуться в мир живых.

Но всё идёт не по плану: в тело Джо попадает Двадцать Вторая. Сам же музыкант оказывается в теле кота, который прилёг в больничной палате в ногах Джо. Теперь друзьям нужно спасать положение, ведь концерт, на котором выступает главный герой, должен состояться уже через несколько часов.

в чем суть мультика душа. Смотреть фото в чем суть мультика душа. Смотреть картинку в чем суть мультика душа. Картинка про в чем суть мультика душа. Фото в чем суть мультика душаКадр из мультфильма.

Искра Двадцать Второй

Выполняя сложный «квест» по приведению тела Джо в порядок, Двадцать Вторая осваивается в мире людей и начинает чувствовать искру. Вот только эта искра — вовсе не жизненная цель. Это простые радости в виде наслаждения окружающей красотой, запахами, вкусами. Импровизируя, Двадцать Вторая помогает наладить Джо отношения с мамой и открывает ему глаза на жизнь людей.

В дела героев вмешивается счетовод небесной канцелярии Терри, который возвращает их в Великое До. И здесь оказывается, что Двадцать Вторая и правда обрела искру и может воплотиться на Земле. Более того, побывав в мире людей, она снова желает там оказаться.

Но Джо, считающий, что Двадцать Вторая просто забрала его музыкальную искру, убеждает её в этом и возвращается на Землю в своё тело. Он, как и хотел, успешно участвует в джазовом концерте, получает постоянную работу музыканта и признание окружающих.

в чем суть мультика душа. Смотреть фото в чем суть мультика душа. Смотреть картинку в чем суть мультика душа. Картинка про в чем суть мультика душа. Фото в чем суть мультика душаКадр из мультфильма.

Смысл концовки

Приходя домой, Джо смотрит на предметы, которые помогли Двадцать Второй ощутить искру. Он играет на рояле и улетает в астральный мир, где с помощью Лунного Ветра отыскивает Двадцать Вторую, превратившуюся в чёрную заблудшую душу, одержимую идеей, что она неудачница и никогда не найдёт свою искру. Джо объясняет ей, что она была права и действительно нашла свою искру. Он же заблуждался по поводу того, что имеет смысл в жизни.

Друзья прощаются. Двадцать вторая, получив пропуск, отправляется воплощаться на Землю, а Джо становится на эскалатор по направлению к Великому После. Однако его останавливает один из растроганных надзирателей Джерри и предлагает герою воспользоваться шансом снова вернуться в своё тело. Герой соглашается, пообещав, что больше не будет тратить свою жизнь попусту. Счастливый конец.

Смысл и мораль мультфильма можно сформулировать следующим образом. Многие люди ставят в своей жизни значимые для себя цели и пытаются их добиться, придавая им излишнюю важность. В голове у них господствует философия «успешного успеха», под влиянием которой люди изо всех сил стремятся достичь мечты. Когда же цель достигнута, почти всегда получается так, что это не совсем то, чего хотелось на самом деле. А может никакого «на самом деле» и нет. Это передано через притчу о рыбках в океане, рассказанную Доротеей.

У Джо в мыслях и мечтах был только джаз, в чём и убедилась Двадцать Вторая, когда находилась в его теле. Даже образ любимой девушки, похоже, мелькнул за это время всего раз. Джо был слишком эгоистичен, чтобы уделять время другим людям, своим близким и друзьям.

Мечта стать известным музыкантом и заниматься любимым делом затмевала всё. Но Джо даже не думал, что джаз, который он так любит, — это ещё больше, чем обожаемая им музыка. Двадцать вторая, не умея играть на музыкальных инструментах, показала ему, как можно «джазить»: импровизировать, лететь по жизни и радоваться ей.

Смысл жизни в том, чтобы жить, а не в том, чтобы во чтобы то ни стало чего-то достигать. Ценить стоит и мелочи, и случающиеся неприятности, и вообще всё, с чем мы сталкиваемся. Это всё проявления искры.

Счастливая концовка даёт понять, что с героями всё будет в порядке и предоставляет зрителям поискать свой философский смысл.

Метафизика

«Душа» говорит со зрителями, детьми и взрослыми, на очень серьёзную тему — тему смерти и смысла жизни. Причём делает это весело и с юмором, очень деликатно избегая любых религиозных отсылок.

в чем суть мультика душа. Смотреть фото в чем суть мультика душа. Смотреть картинку в чем суть мультика душа. Картинка про в чем суть мультика душа. Фото в чем суть мультика душаКадр из мультфильма.

Метафизический мир, который, в отличие от реального, изображается абстрактно и упрощённо, не имеет прямого отношения ни к одному из миров, описанных в эзотерической и теологической литературе. В то же время он включает в себя их характеристики. Здесь можно увидеть сходства с идеями буддизма, даосизма, христианства, произведений Роберта Монро и даже Карлоса Кастанеды. Но больше здесь, пожалуй, преобладают мысли древнегреческих и римских философов, веривших в существование некого духа, который ещё до рождения наделяет человека уникальными талантами.

Впрочем, авторы чётко прописывают законы метафизического мира и предоставляют довольно конкретное (пусть и не исчерпывающее) объяснение происходящих с героями событий. Мораль здесь тоже простая и понятная.

Жанр не даёт авторам погружаться в слишком глубокие рассуждения и придавать развлечению многогранный психологический смысл. И в этом есть своя прелесть: будь по-другому, легко можно было бы с лёгкости и доброты скатиться в депрессивные экзистенциальные проблемы человечества.

Вся соль в красоте анимации, которой Pixar всегда славились, и во внимании к деталям. Художники и режиссёры постарались сделать так, чтобы метафизический и земной миры, нарисованные по-разному, гармонировали и перекликались друг с другом. И этой цели они добились — за происходящим и там, и там интересно наблюдать. Все персонажи яркие, живые и вызывают симпатию.

Альтернативные версии

Можно, конечно, начать копать глубже и попробовать отыскать смысл, который, возможно, вовсе не закладывался авторами. Великое После перерабатывает души умерших, стирает у них память и отправляет в Великое До?

Двадцать Вторая — это и есть Джо, живущий в другое время (на это может намекать сам слоган мультфильма «У каждого есть душа, Джо Гарднер собирается найти свою» и безвременье метафизического мира)?

После падения в люк Джо умер и на самом деле никогда не возвращался на Землю, а всё произошедшее с ним — посмертная иллюзия?

На эти вопросы можно ответить утвердительно или отрицательно и углубиться в объяснения, но правильнее будет предположить, что всё это попросту не имеет значения. Особо скрытого смысла тут нет — мораль, которая раскрывается в концовке, подаётся на протяжении повествования постепенно, но прямо.

Что означает сцена после титров

В сцене после титров Терри кричит людям, которые, возможно, всё ещё в зале кинотеатра: «Эй, фильм кончился! Бегом домой!». Может, это просто шуточный приём, который иногда используется в финале комедий. Но возможно, ещё одно напоминание, что пора бы зрителям посвятить время своей собственной жизни вместо просмотра фильмов.

Отзывы зрителей

В большинстве своём зрители оставляют на кино-сайтах восхищённые рецензии, в которых пишут, что мультфильм подходит людям любого возраста. Подмечают то, как авторы смогли легко и ненавязчиво рассказать поучительную историю, затронув табуированную тему смерти. Хотя есть небольшой процент тех, кто понял мораль фильма слишком топорно: «Расслабься и ничего не делай».

Источник

Скрытый смысл

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

В чём цель души? «Душа» (2020). Разбор мультфильма

Самосаботаж

Джо Гарднер, главный герой мульфильма «Душа» — это талантливый музыкант, который, дожив до 46 лет, не смог реализовать себя на концертных площадках и работает преподавателем в музыкальной школе.

Неожиданно ему звонит его бывший ученик и предлагает сыграть в ансамбле известной джазовой саксофонистки. Джо понимает, что это его звёздный час, после прослушивания в крайнем эмоциональном возбуждении бежит домой, но на одном из перекрёстков падает в люк.

Понятно, что такие внезапные события как падение в люк, да еще и непосредственно перед выступлением, происходят не просто так. Мы видим здесь, с одной стороны, сильную устремлённость Джо к своей цели, а с другой стороны — крайнее противодействие к достижению этой цели. Сознательная воля героя встречается с сокрушительным сопротивлением бессознательной воли.

Такое явление называется самосаботаж. Он проявляется в том, что на сознательном уровне человек хочет достичь какой-то цели, но бессознательно совершает действия, которые ему не дают это сделать. При этом человеку кажется, что дело вовсе не в нём, а просто обстоятельства складываются неблагоприятным образом.

«Каждый раз, когда мечта уже почти в руках, мне что-то мешает» 59:10

На самом деле, так происходит потому, что наше сознательное намерение противоречит нашей внутренней сути. То есть то, что мы так сильно желаем, на самом деле является не нашим желанием. Мы отождествили себя с каким-то образом, который взяли откуда-то извне и стремимся соответствовать ему. Тогда как всё наше подлинное внутреннее Я этому образу совершенно чуждо, и потому сопротивляется.

Джо Гарднер отождествил себя со своим музыкальным талантом до такой степени, что решил, что к этому сводится весь смысл его жизни.

Разумно ли считать, что смысл твоей жизни сводится к реализации твоего таланта, причем именно в том виде, как ты это представляешь? Вряд ли. Хотя мы привыкли думать именно так и это кажется нам единственным способом придать нашей жизни смысл.

Почему Джо решил, что смысл его жизни сводится к тому, чтобы стать знаменитым музыкантом? Может быть, в этом виноваты его родители?

И вот нам показывают деспотичную мать, которая заставляет Джо думать о заработке, а не только о музыке. Может ли она быть виноватой в проблеме Джо?

Мы знаем, что Джо стремился к тому, чтобы, что называется, «жить своей мечтой». Так же, как его отец. Но по словам матери, стремление его отца к своей мечте, занятия исключительно музыкой, привели его к тяжелой болезни, и возможно даже к смерти.

«— Ты не видел, что музыка сделала с твоим отцом.

Получается, что, бессознательная воля Джо, заставив его упасть в люк и чуть не умереть, пыталась уберечь его от пути, по которому шел его отец. Стало быть, эта воля совпадала с волей его матери, а значит, мать в отношении Джо занимала совершенно правильную позицию.

Именно она сначала поддерживала его отца, зарабатывая на жизнь и пропитание, а потом точно так же поддерживала сына, попутно пытаясь вразумить его и заставить думать о хлебе насущном.

Но Джо упрямо верил в то, что должен выступать на сцене. Он гнался за мечтой так же, как его отец.

— Он гнался за мечтой, почему мне нельзя?»

Странно задавать такие вопросы, видя, что твоему отцу это не принесло счастья. В этом можно увидеть некоторый инфантилизм. Впрочем, свойственный, наверное, всем творческим людям.

Как видим, внутренний ребенок Джо вовсе не страдал от прессинга родителей. Мать вовсе не была той деспотичной силой, которая мешала Джо самореализоваться. Напротив, ему была дана свобода, он только и занимался тем, что самореализовывался. Но раз за разом терпел неудачу.

Стоило бы задуматься: а не является ли эта череда отказов неким сигналом для тебя. Может быть, ты занимаешься не тем, чем надо? Может быть где-то глубоко внутри ты и сам не хочешь выступать на сцене?

И действительно, добившись своего, Джо испытывает разочарование: «Я думал, это будет … иначе»

Супер-эго

Главным показателем внутренней проблемы Джо является его страх умереть. Рассмотрим внимательнее тот эпизод, где Джо попадает в загробный мир.

Нам показывают «Великое после», куда движутся все души умерших людей. И хотя оно показано в виде облака света, его образ имеет весьма зловещий характер. У Джо вид «того света» вызывает ужас, и это подчеркивается несколько раз.

Мы видим, что души, подлетая к свету, сначала превращаются в шары, теряя индивидуальный облик, а потом как бы сгорают наподобие мотыльков в огне. Это выглядит действительно жутко, самая настоящая вторая смерть — потеря личности и полная аннигиляция. Это — то наказание, которому по мнению Джо он подвергнется, если не наполнит свою жизнь смыслом, т.е. если не станет выступающим музыкантом. При этом, другие души вовсе не боятся туда попасть. Ужас при виде этого света испытывает только Джо. Значит, это его персональное переживание.

Если бы я сегодня умер, моя жизнь ничего бы не стоила» 1:03:18

Откуда у него такая установка? Единственный ответ — из социума.

Облако света здесь символизирует некую психическую инстанцию внутри Джо, которая выносит свой суд над его «фасадным образом», над его «персоной» (в терминологии Юнга). И эта инстанция есть не что иное, как внутрипсихическое воплощение социума и его ожиданий.

Джо боится умереть, потому что он не смог в течение жизни реализовать те установки, которые ему навязало общество. Причем, не к какое-то мифическое авторитарное общество прошлого, а наше сегодняшнее современное общество, стремящееся к полной свободе.

Что это за установки?

Давление на 22-ю

О них мы узнаём из истории души № 22. По сути, 22-ю можно считать олицетворением внутреннего ребенка Джо, то есть, его самого в детстве.

И что же мы видим? Со стороны общества, символически показанного в виде различных авторитетов, 22-й постоянно внушалось предписание: «у тебя должна быть искра, тебя должно в жизни что-то зажигать!».

Концепт искры

Искрой в мультфильме обозначается та сила, которая побуждает человека к жизненной активности и которая придаёт его жизни смысл. Исследованием этой искры и занимаются главные герои. Их задача — найти искру для 22-й.

Оба героя изначально считают, что искра — это цель жизни, и эта цель достигается через определённое занятие. Так, Джо убеждён, что его искра — это музыка, он был рождён именно для этого, поэтому стать музыкантом было его целью.

«Музыка — моя искра» 1:12:15
«Моя единственная цель на этой планете — это играть» 1:13:27

Такое понимание искры — это то, что в западной культуре обычно называется призванием.

Призвание

В капиталистических странах под влиянием протестантизма призвание стало пониматься прежде всего как профессия. Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» отметил характерную особенность протестантского понимания призвания:

«в этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека». В понятии призвания «находит своё выражение тот центральный догмат всех протестантских исповеданий, который … единственным средством стать угодным Богу считает … исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его «призванием».[1]

Со временем общество отказывается от идеи Бога и теперь смыслом жизни становится желание человека угодить обществу, добившись профессионального успеха.

Авторы мультфильма не согласны с концепцией призвания и показывают ее травмирующую сторону. Они показывают, что общество сначала затюкивает ребенка тем, что он должен быть достаточно хорош, должен найти себя и самореализоваться.

«Ты постоянно принимаешь неверные решения» 1:24:20
Миру нужны выдающиеся люди
У тебя нет цели 1:24:55

«Все говорят, что ты должен сделать какую-то вещь. Но как понять, какую?» 53:50

А затем вплоть до кризиса среднего возраста человек продолжает добиваться выбранной цели, чтобы стать таким, каким его сможет оценить общество. В нём уже сформировалось убеждение, что быть счастливым — значит заниматься тем, чем хочется. И если в жизни всё складывается иначе, то человек начинает думать, что прожил жизнь зря.

Так, из рассказа парикмахера о том, что тот хотел стать ветеринаром, 22-я делает вывод, что он несчастен.

«— Ты застрял парикмахером и теперь несчастен.

Точно такой же вывод в отношении себя сделал и Джо. Он решил, что раз он не выступает на сцене, а работает преподавателем, то он несчастен. То есть, Джо сам делал себя несчастным, глядя на свою жизнь через навязанную концепцию призвания.

Однако, создатели мультфильма возражают: счастье вовсе не зависит от того, что ты не преуспел в какой-то профессии.

— Притормози, Джо. Я доволен как слон. » 54:20
Я встречаю интересных людей, как ты, делаю из счастливыми и привлекательными. 54:55

Зажигает вовсе не цель. Это подтверждает одна из «высших сущностей»: «Искра — это не цель» 1:12:00

Что предлагают авторы?

Какое же понимание искры предлагают авторы? По их мнению, искра — это готовность получать удовольствие от самого процесса жизни. Вот и всё.

Сказали ли авторы что-то новое? Да нет, мы об этом слышим со всех сторон: из мотиваторов в соцсетях, от бизнес-тренеров, от популярных психологов.

Сказали ли они что-то значительное? Ну, судя по отзывам, довольно много людей действительно страдали от внушенной им идеи о том, что необходимо добиваться успеха. Посмотрев мультфильм, они получили некоторое облегчение.

Если взглянуть глобально, то авторы сделали еще один шаг в демонтаже идеи смысла в нашем мировоззрении. Обычно современному человеку авторитеты внушают, что никакого смысла в жизни нет, но можно ставить себе персональные цели и таким образом создавать некую иллюзию осмысленности жизни. На этом стоит вся нынешняя философия успеха.

Но авторы мультфильма идут еще дальше и отбирают у человека даже этот суррогат смысла. Их логика такая: если стремление к цели приносит страдания, угнетает, значит, эту идею надо вообще отбросить и оставить только удовольствие от самого процесса жизни. В итоге мы получаем не что иное, как философию эпикуреизма.

Эпикуреизм

Вот пара цитат об этом учении.

Согласно эпикурейцам, излечение души заключается в ее повороте «от забот жизни к простой радости существования. Несчастье людей происходит от того, что они боятся вещей, которых не нужно бояться, и желают вещей, от них ускользающих, которых нет необходимости желать. Их жизнь растрачивается в печалях от необоснованных боязней и неудовлетворенных желаний. Они оказываются лишенными единственного настоящего удовольствия — удовольствия быть».[2]

То, что эпикурейцы называли удовольствием, «требовало воздерживаться от всего беспокойного. Согласно эпикурейцам, не нужно было заниматься ни науками, ни искусствами, потому что подобного рода занятия вносят заботы, неудачи и всякого рода треволнения в жизнь души, мечтающей только уйти в себя и забыть все остальное. И уж тем более нельзя было заниматься общественными делами, а нужно было уйти в глубину эпикурейского Сада, в котором … занимались только безмолвным эстетическим самонаслаждением в тени густых деревьев на берегу красивой реки и в условиях отказа даже от всякой излишней пищи, вместо чего древнему эпикурейцу достаточно было только хлеба и воды. И уж боже вас упаси жениться или выйти замуж. Ведь брак тоже несет с собой большей частью только разные заботы, разные невзгоды и никому не нужные треволнения. Нет, лучше уж так: лежу я под развесистым кустом, в тени, прохладе и безмолвии, а вы там — как хотите. Нечего и спрашивать, что для такого эпикурейца прекраснее всего. Прекраснее всего и наивысшая красота для него — это внутренний покой равномерно самонаслаждающейся личности».[3]

Платонизм

Но ведь существует также множество людей, которых беспокоит мысль о том, что в жизни должно быть что-то большее, чем просто избавление от страданий, получение удовольствия или профессиональный успех.

И действительно, логика подсказывает нам, что смысл процесса не может заключаться в самом процессе. И цель движения — это нечто отличающееся от движения. Поэтому, сколько бы нас не убеждали в том, что «смысл жизни — в самой жизни», разумный человек с этим не может согласиться, потому что это попросту нелогично.

Кроме того, в природе у живых существ не бывает потребностей без возможности их удовлетворения. Если существует голод, значит, существует и то, чем его можно удовлетворить. Стало быть, если мы чувствуем потребность в чем-то большем, чем простое проживание жизни, значит, существует и само это «что-то большее», просто оно находится в иной плоскости, чем жизненные процессы.

Красота

Поэтому философия эпикуреизма не может удовлетворить мыслящего человека. Такой человек идет дальше и говорит: «Хорошо. Вы предлагаете ценить красоту мира и простые житейские радости. Но давайте задумаемся: а почему мы вообще способны воспринимать нечто как прекрасное?

Осенние листья прекрасны, мы согласны с этим. Но ведь и закат на море прекрасен. И музыка прекрасна. И голубое небо прекрасно. И салют прекрасен. И звёзды прекрасны.

Значит, если есть множество прекрасных вещей, и им присуще одно и то же свойство прекрасного, то значит, существует нечто прекрасное само по себе, которое проявляется во всех прекрасных предметах.

И с другой стороны, это само-по-себе-прекрасное присутствует и в нас самих как способность воспринимать и видеть красоту. А значит, само-по-себе-прекрасное выше и прекрасных вещей, и нас, воспринимающих эти вещи. И этот источник прекрасного не зависит ни от вещей, ни от нас.

Мало того, этот источник прекрасного может быть только вечным. А что более ценно — вечное или временное? Разумеется, вечное. А значит, нужно ценить не ускользающие мгновения жизни, а то вечное, что за ними стоит».

Платон называл эту вечную первооснову мира Благо. Именно к нему стремится наше подлинное, внутреннее Я, не удовлетворяясь мелкими материальными целями. Образ Блага проявляется в отдельных вещах, делая их прекрасными и привлекательными, и из-за этого нам кажется, что мы хотим именно этих вещей. Но на самом деле, мы хотим того, что за ними.

Океан

Джо потому и был в недоумении после того, как сбылась его мечта сыграть на сцене. Потому что никакая временная цель не может удовлетворить стремления души к вечному Благу.

Благо — это и есть тот океан, который искала маленькая рыбка из притчи Доротеи. Контекст мультфильма подталкивает нас к тому, чтобы трактовать смысл притчи в эпикурейском ключе: дескать, наслаждайся привычными вещами, которые тебя окружают.

Однако, ее можно трактовать и в духе платонизма: чтобы постичь океан, как целое, нужно выйти за пределы чувственных впечатлений к мышлению. От чувств нужно перейти к уму, от единичного — к всеобщему. Океан можно найти только в сфере умопостигаемого, и когда найдешь его, тогда начнешь видеть его проявления везде вокруг себя.

Единое Благо для нашего разума предстаёт как абсолютная Истина, для нашей воли — как Добро, а для нашего чувства — как Красота. Оно и есть подлинный смысл и цель жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *