в чем суть метода прямой мозговой атаки
Метод мозгового штурма
Содержание
Определение понятия
История возникновения метода
Основоположником метода является американский психолог Алекс Осборн, который впервые описал классическую процедуру мозгового штурма в вышедшей в 1953 году книге «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления».
Осборн был совладельцем крупной рекламной фирмы (BBD&O), он разработал метод для развития креативных способностей своих сотрудников. На новаторский принцип в создании рекламы обратили внимание специалисты в области бизнес-образования, и к началу 60-х годов он уже применялся в обучении в американских и европейских бизнес-школах.
Сфера применения
Проведение мозгового штурма может дать хороший эффект, если возникают проблемы, которые не имеют однозначного решения или требуют нетрадиционного подхода, а также когда требуется быстро найти выход из критической ситуации или получить много идей за ограниченное время.
Но при этом нельзя забывать о том, что в ходе мозгового штурма поиск идей случаен, и нет гарантии, что будет найдена та, которая действительно необходима в данном случае. Поэтому, соглашаясь с тем, что мозговой штурм является незаменимым генератором идей, нельзя исключать другие пути поиска решений.
Методы проведения мозгового штурма
Мозговой штурм проводится с использованием нескольких методов.
Индивидуальный мозговой штурм, в ходе которого один человек выполняет роли генератора и оценщик идей.
Обратный мозговой штурм, цель которого выявить в возникшей ситуации как можно больше уже существующих и потенциальных недостатков. В этом случае сначала негативные стороны проблемы как можно больше преувеличиваются, после чего начинается поиск путей по устранению недостатков.
Мозговой штурм с оценкой идей предполагает высокие требования к участникам, которые в этом случае должны иметь высокий профессионализм в своей области деятельности, собранность и опыт в участии мозговых штурмов. В этом случае процесс происходит в несколько этапов:
— генерация идей, которая может происходить индивидуально и заранее;
— ознакомление группы с идеями;
— выбор нескольких лучших вариантов, обсуждение их достоинств и недостатков;
— обсуждение каждой идеи с мини-штурмами;
— сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей.
Достоинством этого сложного метода является целенаправленность поиска.
Метод «мозговая осада» уменьшает опасность того, что хорошая идея будет незаслуженно раскритикована. Чтобы этого не случилось, каждую выдвинутую идею развивают до самого конца. Метод требует большого количества времени, но дает результаты, подтвержденные аргументами и доказательствами.
Метод «635» состоит в том, что шесть человек записывают по три идеи за пять минут. Затем члены группы индивидуально знакомятся с предложениями друг друга и в течение пяти минут анализируют их. За 30 минут получается 18 проработанных предложений, которые потом коллективно обсуждаются и из них выбирается лучшее решение.
Метод корабельного совета предполагает высказывание мнений в порядке иерархии. Первым о своей идее говорит «юнга», последним — «капитан», но на рассмотрение можно предложить только одну идею.
Мозговой штурм онлайн может проводиться на многопользовательских интернет-сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Преимуществом этого метода является то, что не возникает «боязнь оценки», т. к. генераторы идей могут остаться анонимными.
Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
В чем суть метода прямой мозговой атаки
Метод прямой мозговой атаки.
1) Формулировка задачи. Необходимо уяснить два момента, что в итоге желательно получить и, что мешает получить желаемое.
2) Формирование творческой группы. 5-8 человек – наиболее эффективная группа. Творческая группа состоит из двух подгрупп (постоянное ядро и временные участники). В ядро входят руководитель группы и сотрудники легко генерирующие идеи. Временные участники приглашаются в зависимости от характера решаемой задачи. Число специалистов решаемой задачи должно не более половины.
б) Необходимо высказать больше идей, отдавая предпочтение количеству, а не качеству. Идеи высказывайте короткими фразами.
в) Во время игры запрещается критика. Запрет критики создает благоприятный микроклимат.
г) Создание микроклимата способствует: шутки и т.д. Настоящий сеанс мозговой атаке – особое психологическое состояние людей.
д) Обязанности руководителя поддерживать не принужденную обстановку и чувство юмора, а так же представить всех новичков.
Сеанс проходит в специальном помещении (чай, кофе). Все мелочи играют огромную роль.
Метод обратной мозговой атаки.
1) Какие параметры ТО имеют отклонения от нормы?
2) Какие трудности при изготовлении и сборки?
3) Какие трудности с энергоснабжением?
4) Какие трудности для оператора и какова вероятность ошибок его?
Вторая фаза М.а. заключается в осуществляемом группой экспертов анализа высказанных идей или критики, зафиксированных в протоколе М.а. Эта фаза представляет собой работу высокого тв. уровня, заключающуюся в преобразовании неожиданных, а иногда фантастических идей в реальные тех. предложения. В качестве экспертов могут выступать участники М.а.
Область применения методов.
Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
Менеджер – наемный управленец, начальник!
Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!
Шевчук Денис www.deniskredit.ru
Метод «мозговой атаки « («мозгового штурма «) – метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем.
Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе.
Выделяют 2 следующие формы применения метода «мозговой атаки»:
• обычное заседание: проводится заседание, на котором руководителем поочередно опрашиваются участники заседания, которые называют проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия или подразделения. По окончании заседания составляется список проблем, который затем вывешивается для всеобщего ознакомления. В случае неэффективного процесса выдвижения идей заседание переносится на другой день;
• проведение заседания по круговой системе: составляются подгруппы, состоящие из 3 – 4 человек. Каждый представитель группы записывает на бумаге 2-3 идеи, которыми потом обменивается с другими участниками в пределах своей группы.
Выдвинутые идеи изучаются другими участниками и дополняются новыми. В каждой подгруппе осуществляется троекратный обмен идеями, после которого составляется сводный перечень выдвинутых идей. Затем составленные перечни подгрупп передаются на рассмотрение группе. У данной формы применения метода «мозгового штурма» можно выделить следующие достоинства:
• повышает активность участвующих за счет письменной формы изложения идей;
• исключает ожидание своей очереди в процессе выдвижения идей;
• позволяет совершенствовать представленные идеи и на основе их разрабатывать новые.
При проведении метода «мозговой атаки « необходимо руководствоваться:
• существует запрет на критику выдвигаемых идей;
• предложенные идеи оцениваются после «мозговой атаки»;
• среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные и идеи, высказанные экспромтом;
• вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше;
• предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи);
• при выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей;
• участники «мозговой атаки» могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия;
• высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников.
Организация метода «мозговой атаки» осуществляется по следующей методике. На первом этапе формулируется задача на основе 2 положений:
• что мы хотим получить в итоге;
• что мешает нам при достижении наших желаний.
Внутренняя структура решаемой задачи должна быть проста и конкретно сформулирована для наибольшей эффективности генерируемых идей. Сложная задача нуждается в предварительном расчленении на составные части.
Для рассмотрения данной задачи формируется творческая группа, состоящая из 5 – 7 человек (но не меньше 3). Творческая группа в своем составе имеет две подгруппы:
• постоянное ядро, состоящее из руководителя группы и сотрудников, легко генерирующих идеи. В обязанности руководителя входит: определение задачи, которая будет решаться с помощью «мозгового штурма», осуществление подбора и обучения участников необходимым приемам работы, обеспечение деятельности участников сеанса, оценивание выдвинутых идей, подведение итогов штурма. Руководитель должен:
• быть творчески активным;
• относиться доброжелательно к идеям, высказанным другими людьми;
• иметь авторитет среди творческой группы;
• сочетать в себе положительные качества генератора и аналитика;
• обладать скоростью реакции, хорошими аналитическими способностями и трезвым рассудком;
• временные участники, которые приглашаются в зависимости от характера решаемой задачи.
Приглашение на сеанс получают за 2 – 3 дня вместе с информацией о вопросах повестки дня в письменной или устной форме.
Основная информация о решаемой проблеме может предоставляться участникам непосредственно перед ее началом.
Продолжительность сеанса 25 – 30 минут. Выдвинутые идеи, предлагаемые решения и их усовершенствования фиксируются в протоколе. Все идеи высказываются короткими фразами.
Предпочтения отдаются количеству, а не качеству.
Во время проведения данного метода руководителю следует обратить внимание на все мелочи, пусть даже несущественные: создание дружеского ненапряженного микроклимата (шутки, чай, кофе). В первую очередь необходимо представить всех новичков. Благоприятная дружеская обстановка будет способствовать уравновешенному психологическому состоянию людей.
Достоинства метода «мозговой атаки» следующие:
• групповое мышление порождает на 70 % больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;
• тренирует умственные способности участников;
• дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы;
• позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.
Метод «обратной мозговой атаки»похож на обычную «мозговую атаку». Главной особенностью данного метода является разрешение на высказывание критики. Во время проведения данного метода выявляются недостатки предлагаемых идей (но дискуссии должны происходить корректно по отношению к каждому участнику) и предлагаются пути их устранения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПРИНЦИП АТАКИ
ПРИНЦИП АТАКИ СЧАСТЛИВЫЙ ПЕС НЕ КУСАЕТСЯЛетом 1975 года я гостил у бабушки в Лонг-Бич, штат Калифорния. Душным июльским днем мои приятели захотели выбраться из раскаленного города и искупаться в Тихом океане. Я тоже пошел, умирая от ужаса. Я дрожал, как перепуганный кролик,
Приложение 4 «Мозговой штурм» и метод «6x3x5»
Приложение 4 «Мозговой штурм» и метод «6x3x5» «Мозговой штурм» (брейнсторминг – brainstorming) – способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение вариантов решения проблемной ситуации посредством выработки большого количества предложений и их
Лекция 13. Классификация как метод исследования
Лекция 13. Классификация как метод исследования Классификация – фундаментальный метод познания действительности, делящий объект исследования на определенные классы посредством выделения существенных признаков на основе выявления их гомогенности (однородности) и
Лекция 16. Метод экспертных оценок
Лекция 16. Метод экспертных оценок Метод экспертных оценок – метод анализам обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно–
Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод «синектика» как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в своей книге «Синектика:
Лекция 19. Метод «Дельфи»
Лекция 19. Метод «Дельфи» Метод «Дельфи» – один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Другое его название – «дельфийский оракул», которое он получил в Древней Греции.Данный метод был
Лекция 20. Метод «сценариев»
Лекция 20. Метод «сценариев» Метод «сценариев» – один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования.Он
Лекция 21. Метод SWOT-анализа
Лекция 21. Метод SWOT-анализа Метод SWOT-анализа – метод, позволяющий получить общую картину развития организации при помощи изучения:• внутренней среды;• внешней среды организации.Данный метод состоит из анализа данных по внешней и внутренней среде и установления связей
Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования Эксперимент – метод исследования системы управления в определенных условиях ее функционирования, которые могут быть реальными или искусственно созданными исследователем, для получения необходимой информации.
Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования Наблюдение – метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться
Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
Лекция 25. Опрос как частный метод исследования Опрос – вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. В основе этого
Лекция 28. Метод анализа документов
Лекция 28. Метод анализа документов Метод анализа документов – метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в
Метод мозговой атаки
Среди множества методов генерации идей и развития творческого мышления особо выделяется метод мозговой атаки (другое название мозгового штурма). Он пользуется огромной популярностью во всем мире. Использование метода позволяет находить решения сложных задач и помогает раскрыть личностный потенциал. Как правило, метод применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда возникает необходимость найти оптимальное решение той или иной проблемы.
История возникновения
Метод был разработан в 1930 году. Его автором является американский ученый Алекс Осборн. Он предложил свою методику руководителям предприятий с целью наиболее эффективного планирования предпринимательской деятельности. В 1953 году А. Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», автор описал разработанные им приемы, и которая быстро завоевала популярность среди менеджеров предприятий. Многие крупные бизнесмены с уважением относятся к методу и с успехом практикуют его, отмечая при этом повышение эффективности труда, рост прибыли, появление большого количества новых, интересных идей.
Суть метода состоит в следующем: работники и руководители предприятия собираются вместе. Перед ними ставится задача, которую нужно решить. Каждый участник группы может предлагать свои варианты решения, выдвигать гипотезы, строить предположения, обсуждать результаты, оспаривать предложения других участников. В ходе процесса начинают появляться новые идеи и предложения.
К созданию метода А. Осборна подтолкнула ситуация, возникшая на предприятии, где он работал. Компания столкнулась с проблемой нехватки креативных идей, хотя интеллектуальный и творческий потенциал имелся в достаточном объеме. Ученый начал разбираться в проблеме и пришел к выводу, что причиной сложившейся ситуации является закрытый характер выработки и принятия управленческих решений, поскольку в этом процессе участвуют только опытные специалисты. Но ход их мысли, как правило, является шаблонным, хотя сами они этого не замечают. Остальные сотрудники, не имеющие соответствующей специализации, не принимают участия в поиске решений. Осборн предложил допустить к процессу обсуждения неспециалистов, которые могут подать нестандартные идеи. Также он разделил процесс работы над проблемой на два этапа: предложение идей и их анализ и отбор. Важным условием обсуждения Осборн считал отсутствие ограничений в творческой активности участников. Так родился метод мозговой атаки.
Виды мозговой атаки
Существует несколько видов мозговой атаки: прямая, обратная, теневая и индивидуальная.
Как метод реализуется на практике
Вся работа выполняется в три этапа:
Правила проведения мозговой атаки
Оптимальное количество участников – 6-12 человек. Хорошо, если в группу будут входить не только опытные сотрудники, но и молодые, которые еще не имеют жестких стереотипов мышления. Группы должны быть смешанными и состоять из мужчин и женщин. Нужно постараться, чтобы разница в возрасте и служебном статусе участников не была слишком большой. Рекомендуется иногда вводить в группы новых людей, которые могут внести свежие, нестандартные идеи.
Количество активных и умеренных членов в группе должно быть примерно одинаковым. Для проведения мозговой атаки нужно выбрать отдельную комнату или зал совещаний, где ничего не будет мешать процессу. Удобнее всего проводить обсуждение за круглым столом.
Руководитель должен постараться создать непринужденную обстановку, которая позволит участникам чувствовать себя свободно. Для этого можно использовать юмор и другие приемы. Все идеи нужно фиксировать на бумаге или записывать на диктофон.
Руководитель тоже принимает участие в процессе генерации идей. Задача руководителя – освободить участников группы от шаблонного мышления и подтолкнуть их к творческому поиску. Нередко процесс генерации идей у участников обсуждения продолжается и после завершения собрания. В этом случае руководитель должен собрать группу через несколько дней и зафиксировать придуманные ими идеи.
Условия успешного проведения мозговой атаки
В процессе обсуждения не допускается критика выдвигаемых идей. Даже самая фантастическая и необычная идея должна быть записана. Это способствует активизации мышления у членов группы. Участники должны постараться придумать как можно больше предложений.
Суть метода мозговой атаки состоит в том, чтобы избавить участников от шаблонного мышления и заставить их мыслить нестандартно. Только в этом случае метод будет эффективным. Важно не качество идей, а их количество. В общей сложности, за 20 минут работы группа может создать около 100 идей. При грамотной организации процесса возможен и более высокий результат – 200-250 идей.
Все идеи записываются, так чтобы участники обсуждения могли их видеть. Удобнее всего записывать их маркерами на больших листах бумаги или на специальной доске. После того как все идеи собраны и записаны, членам группы нужно дать передышку, чтобы они смогли отдохнуть от умственной работы. На этом этапе часто продолжается работа над задачей на бессознательном уровне и может происходить реорганизация идей.
Достоинства и недостатки метода
Метод мозговой атаки, как и любой метод генерации идей, обладает рядом достоинств и недостатков.
Достоинства:
Недостатки:
Применение метода мозговой атаки поможет руководителю раскрыть интеллектуальный потенциал своих подчиненных и направить его на поиск новых, креативных идей, способных улучшить эффективность работы производства.