в чем суть гордыни
Гордость и гордыня: смысловая ловушка (+ВИДЕО)
Для христианина гордыня – однозначно грех. Однако в понимании большинства людей испытывать гордость за что-либо не всегда плохо: принято, например, гордиться своей страной, воинским подвигом предков, успехами детей. Психологи так вообще наперебой утверждают, что нужно уметь объективно оценивать свои собственные достижения и гордиться ими и что такая гордость, если при этом не сравнивать себя с другими, не вредит христианскому благочестию. Так может ли гордость быть добродетелью? Об этом рассуждает настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).
Есть ли разница?
Да, действительно приходится встречаться с мнением, что гордость как здравое чувство собственного достоинства и греховная гордыня – отнюдь не одно и то же. Но сразу скажу: на мой взгляд, какого-то существенного различия нет. Гордость – это страсть, а гордыня – это, наверное, некое проявление этой страсти в конкретном человеке. Вот и вся разница.
В чем тут ловушка? В том, как воспринимаем те или иные слова и понятия мы, люди верующие, и как воспринимаются те же самые слова, понятия и явления в жизни светской. Современный человек не всегда бережно пользуется тем уникальным инструментом, каковым является слово. Например, лозунг одного из проектов к 70-летию Победы звучал так: «Я помню, я горжусь». Верующий христианин, понимающий, что такое духовная жизнь, под этими словами никогда не подпишется. Казалось бы, разве грешно испытывать гордость за свою страну? Здесь нужно вспомнить, что гордость, или гордыня, в любом ее виде никогда не доводила ни отдельно взятых людей, ни целые народы ни до чего хорошего. Мы видим в окружающем нас мире осколки некогда великих держав, империй, жители которых сегодня могут лишь вспоминать – кто-то с гордостью, а кто-то с болью и сожалением – о былом величии, от которого не осталось никакого следа. И разве это не то, что должно каждого из нас привести, наоборот, к смиренному мнению о себе, о своих соотечественниках, о своей нации как таковой.
Лучше любить
Важнее не гордиться своей Родиной, а заботиться о ней, делать то, что необходимо для ее процветания
Мне кажется, что гораздо важнее не гордиться своей Родиной, а любить ее, дорожить ею, заботиться о ней, делать то, что необходимо для того, чтобы она была сильной, успешной. А гордость – каково ее полезное наполнение? Допустим, я горжусь своей страной – и что с того? К чему это приводит? К тому, что я могу где-то встать и заявить: «Вот я – русский, и я этим горжусь»? Может быть. Но мне всегда вспоминается в таких ситуациях пример из «Отечника», когда некий брат не очень благочестивой жизни, придя в одно сообщество монашествующих, все время говорил: «А я ученик такого-то старца… а такой-то старец мой наставник», – и в конце концов кто-то из присутствующих зрелых мужей сказал ему приблизительно следующее: «Не говори об этом, потому что ты – кислый плод от истинно доброго дерева, и многие, зная это дерево как доброе, могут усомниться в нем». Поэтому лучше просто делать для своей страны то, что ее и сегодня будет прославлять. А гордость питает наше самолюбие, но не дает ничего доброго окружающим.
Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять
Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять, стараться делать всё от него зависящее, чтобы оправдать этот дар. Я не выбирал Отечество, не выбирал, к какому народу принадлежать, так судил Господь. Где здесь основание для гордости? Но человек в своем падшем состоянии во всем находит это основание. Ему дают какие-то богатства – он гордится тем, что богат. Он становится нищим – гордится тем, что, хотя он и нищий, он все равно лучше всех этих богатых. Он что-то умеет – гордится умением. Он ничего не умеет – гордится этим своим пребыванием в «ничего неумении» и полной невостребованности и все равно считает, что он – центр Вселенной.
Блестящий порок
Еще блаженный Августин очень точно охарактеризовал то, о чем мы говорим. Он сказал, что добродетели героев древности были блестящими пороками. Гордость, когда ее кто-то пытается представить в качестве добродетели, является как раз таким блестящим пороком. Порок может быть облечен в крайне привлекательную, яркую оболочку, и гордость также бывает внешне красивой. Практически любой идол современности – это гордый самим собой человек, а те, кто составляет толпу его почитателей, гордятся тем, что они его почитатели. Это какая-то непрерывающаяся ярмарка тщеславия.
Точно так же порой происходит и с какими-то другими вещами, которые на самом деле достойны осуждения, а иногда насмешки или горьких слез, а люди их превозносят, ими живут и думают, что это вполне правильная жизнь. Иногда подобное случается и с верующими, которые, наверное, не очень внимательно читают Евангелие.
В Интернете можно встретить бесчисленное количество публикаций социологов и психологов, которые говорят о том, что человек должен уметь по достоинству оценивать себя и свои успехи. На этом же постулате построено множество столь востребованных сегодня тренингов. И получается, на первый взгляд, такой парадокс: с одной стороны – постоянные попытки вытащить человека из-под гнета заниженной самооценки, а с другой – констатация того, что главная болезнь современного человека – это гордыня.
Заниженная самооценка – болезнь гордых людей
На самом деле никакого противоречия здесь нет. Заниженная самооценка – болезнь гордых людей. Если в человеке нет болезненной гордости, он не будет так страдать от несоответствия своим представлениям о себе. Человек, который не настолько поражен гордыней, понимает, что жизнь – это школа, в которой он является учеником; понимает, что есть какие-то стартовые условия, с которыми он в эту школу вошел, и теперь надо просто заботиться о том, чтобы стать лучше, опытнее. Человек осознает, что нужно концентрироваться не на том, каким он стал, а на том, чего ему еще не хватает, – но это не вызывает чувства ущербности, ощущения неудачности выбранного пути, потому что, как правило, такой человек имеет помимо необходимого стремления учиться еще и терпение, а оно неразрывно связано со смирением. А те, кто имеет проблемы с заниженной самооценкой, вроде и хотят быть гораздо лучше, чем они на самом деле есть, но при этом ничего не готовы для этого делать. Психологам надо бы таким людям не самооценку повышать, а объяснить, что такое жизнь и как ею жить. Однако ощутимая доля представителей этой профессии работает даже не на культ успешности, который столь развит сегодня в нашем обществе, а в большей степени на самих себя. В современном мире психолог, особенно в западной традиции, – это человек, который замыкает на себя свою клиентскую базу и становится своего рода костылями, без которых пациенты просто не могут по жизни двигаться. Хотя на самом деле психолог должен был бы помочь человеку правильно на себя взглянуть, разобраться, что у него в жизни не так, и на этой основе уже свою жизнь строить.
Что же касается культа успешности, он является на самом деле очень мощным двигателем торговли. Нарисован некий идеальный мир, образец, к которому нужно стремиться, и человек, не задаваясь вопросом, чем в своей сущности этот мир и этот образец идеала является, желает ему соответствовать и со всех ног к нему бежит. А по дороге ему говорят: вот это надо приобрести, за это надо заплатить, без этого ты не обойдешься – и таким образом фактически моделируют его личность.
Быть успешным человеком – это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил
А ведь что значит быть успешным человеком? В истинном смысле этого слова – это значит быть самим собой и реализовать в своей жизни все те таланты, которые дал Бог. Это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил, а не пытаться стать кем-то другим. И уж тем более – не пытаться достичь чего-то внешнего, что на самом деле никогда не даст ни счастья, ни ощущения полноты жизни. Если же человек не способен здраво оценить навязываемые ему ложные цели, то он, безусловно, станет их рабом.
Христианин по определению должен иметь представление об истинных ценностях. Самая главная – собственно Господь и жизнь с Ним. Но вот тут-то, наверное, и происходит разделение на тех христиан, которые это понимают, и тех, которые этого совершенно не сознают. И это еще один повод задуматься: а христианское ли у меня мировоззрение и представление о жизни и о том, что после нее.
Не гордись, но бойся
Конечно, большинство из нас все равно в те или иные моменты ощущает гордость в каком-то ее проявлении. Возможно ли усилием воли это чувство трансформировать во что-то менее предосудительное? У апостола Павла есть очень хорошие слова: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11: 20). То, чем ты гордишься, не твое, тебе это дали, но могут и забрать, и тогда ты останешься ни с чем. О том же говорит и апостол Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Когда человек понимает, что такое «Бог гордым противится», он этого начинает бояться, потому что не хочет находиться в состоянии противления Богу. Надо помнить, что какие-то неприятные, тягостные, порой даже трагические события в жизни – это то, что является следствием той самой гордости, которой противится Бог.
Как только в сознании человека все это соединится, он поймет, что гордыню в своей жизни надо как-то очень существенно потеснить, и каждый раз, когда она будет поднимать свою главу, будет прижимать ее пятой к земле.
Скрытые и явные признаки гордыни
Скрытые и явные признаки гордыни — это третья статья цикла «Человек и эгоизм».
Статья 1 — Эгоизм и его проявления
Статья 2 — Эгоизм в жизни человека: что усиливает и ослабляет
Статья 3 — [ты здесь] — Скрытые и явные признаки гордыни
Для начала предлагаем расшифровать слова гордость и гордыня, чтобы точно понимать, о чём пойдёт речь.
Гордость — Стремление к Богу — Духу через внутреннее развитие и познание себя. Преодоление собственных слабостей силой и светом Духа.
Гордыня — Взращивание Эго и отказ от Бога и саморазвития. Концентрация на достижении материальных благ.
Гордыня проявляется через сравнивание себя с другими и нахождение себя выше, лучше, достойнее, значимее других людей и живых существ, и даже мира в целом.
Осмеливаемся утверждать, что гордыня — это первое и самое яркое проявление вируса эгоизма в человеке. Где гордыня, там точно есть эгоизм.
И всё было бы понятно и просто, если бы мы — люди — умели различать своё поведение и мотивы, чтобы обнаружить признаки гордыни и вовремя избавиться от них. Но всё не так легко, как кажется, потому что очень часто гордыня ловко прячется и маскирует себя под благовидные мотивы и объяснения.
В данном материале мы предлагаем рассмотреть скрытые и явные виды проявления гордыни.
Для тех, кто хочет исправить в себе то, что приводит к проблемам в отношениях, предлагаем скачать книгу👇
Явные признаки гордыни
Высокомерие, надменность, презрительность
Человек всем своим видом и поведением показывает, что он выше и лучше остальных, что все окружающие по сравнению с ним, ничего не стоят и не заслуживают его внимания.
Т.е. человек отделяет себя от остальных людей и мира. Он считает себя лучше и достойнее всех, а остальных хуже, чем он. Таким образом, он всячески взращивает эгоизм. А так как считает себя уже лучшим, значит, отказывается от изменений себя, а следовательно, и развития.
Холодность, равнодушие
Человек держится особняком и не прикладывает усилий, чтобы выстроить отношения с людьми.
Его мышление: “Мне пофиг на всех, я сам/-а по себе и мне и так хорошо”.
Подобный принцип основан на нежелании человека вкладывать силы и внимание в окружающих, ведь одному быть намного проще. Это также приводит к отсутствию саморазвития, а следовательно — эгоизму и гордыне.
Жадность, скупость, корыстность
Человек зациклен на материальном, его преследует постоянный страх, что “мне не хватит”.
Мышление для оправдания своих поступков: “Мне это важнее и нужнее, чем кому-либо.”
Такой человек всегда всё “гребёт” под себя и боится конкурентов. Ведь у него могут отнять всё богатство.
Получается, что главным мотиватором его поступков является страх. А страх — это основное качество эгоизма. Гордыня проявляется в том, что человек сравнивает себя с другими и всегда находит свои нужды более значимыми.
Осуждение и критика по делу и без
Человек подобным поведением ставит себя выше других, так как позволяет себе указывать на недочёты, слабости и ошибки без разрешения и просьбы об этом со стороны людей.
Его принципы:
Получается, что человек вместо того, чтобы обратить внимание на себя, свои недостатки и слабости, чтобы их проработать и измениться, пытается заставить меняться других. При этом человек уверен, что он знает, как лучше сделать, но не делает, а только говорит.
Обидчивость и капризность (истерики и упрёки)
Человек обижается и ставит свои желания и хотения выше всего.
Его принцип поведения: “Я хочу, чтобы было по-моему”.
Манипулируя обидами и капризами, человек добивается внимания и удовлетворяет свои желания, не учитывая мнение и желания других людей.
Лживость, хитрость, лицемерие, подлость
За этими проявлениями всегда стоит: “Я думаю, что умнее и хитрее. Я могу всех обдурить, чтобы добиться своего”. Используя ложь вместо правды, человек обманывает не только других, но и себя, предавая тем самым свою душу и совесть. Это приводит к иллюзиям, искажённому восприятию себя и других и взращивает гордыню.
Контроль
Контролируя и перепроверяя поступки и действия других людей, человек оправдывает себя тем, что знает, как лучше и правильнее. Он позволяет себе вмешиваться в чужую жизнь, нарушая тем самым личное пространство и границы окружающих.
Склочность, скандальность и вздорность
Когда человек постоянно позволяет себе громко и эмоционально высказываться по отношению к другим, кричит, возмущается, повышает голос и превращается в скандалиста, то тем самым он почему-то решает, что ему можно так поступать.
А следовательно, он думает, что его мнение и поведение правильнее и значимее, чем у тех, на кого он срывается. При этом он не учитывает состояние окружающих и их чувства.
Жёсткие убеждения и шаблонное мышление
Подобный образ мыслей и действий приводит к тому, что человек, живя в привычном и знакомом, избегает перемен, а значит, и развития. Ограничивая свою жизнь жёсткой оградой старых убеждений и шаблонов, он оказывается в иллюзорно-стабильном мире, который будет всё больше расходиться с действительностью и жизнью.
Человек живет принципом: “Я самый правый, я всегда сам/-а знаю, как правильно. Мои убеждения самые правильные. Я никого не слушаю и не беру во внимание”.
Безответственность
Человек, который всячески старается делать работу чужими руками, перекладывает задания, избегает принятия решений и переадресует выбор другим — уходит от ответственности.
Самые безответственные люди — это чаще всего самые требовательные и придирчивые контролёры других. Это их способ продемонстрировать занятость, “работоспособность” и “типа ответственность”. На самом деле они всячески избегают делать что-то сами и перекладывают ответственность за сделанное на других.
Принцип мышления и поведения: “Я никому ничего не должен, не обязан или Почему я должен это делать, если есть тот, кто…”.
Манипулирование явное
Человек подхалимничает, льстит, подлизывается или в открытую шантажирует других людей, чтобы добиться своих целей.
Подобным поведением он ставит своё “хочу” значимее остальных и не гнушается любых способов, чтобы получить желаемое.
Общие признаки гордыни у всех этих проявлений:
Человек сравнивает себя с другими, находит себя – свои нужды, мысли, чувства, действия, поступки и желания – лучше и значимее остальных.
Считает, что знает лучше других, как ему и другим правильно думать, поступать и жить.
Всё вместе это приводит к отделению себя от других людей и мира в целом, остановке развития, болезням, деградации, холодности, равнодушию и бездуховности.
Скрытые признаки гордыни
Если явные признаки гордыни легко увидеть и прочесть в человеке, то скрытые признаки гордыни часто маскируются под благими намерениями и “добренькими поступками”. И вычислить их можно только по результатам деятельности человека и его отношениям с другими людьми и миром в целом.
Нежелание и неумение просить о помощи
Программа “я сам/-а”, когда человек отказывается от помощи, не принимает её, избегает просить о помощи, оправдывая это тем, что так проще и сам/а прекрасно справится — очень хитрая программа.
На самом деле за ней стоит: “Я сам/-а всё могу. Я это сделаю лучше, чем другие. Я знаю, как лучше и правильнее. Я сделаю это быстрее и качественнее”.
То есть человек не доверяет другим и предпочитает идти путём наименьшего сопротивления, не прикладывая лишних усилий, чтобы договориться с людьми — такая своеобразная духовная лень.
Безынициативность
Те, кто избегает проявления инициативы, это люди, которые боятся ответственности, начинать что-то новое, ошибок и очень зависят от чужого мнения.
Оправдывают себя тем, что: “А вдруг я ошибусь и у меня не получится, тогда лучше не браться вообще.”
Принцип мышления: ”Если вам что-то надо, вы и делайте. Просите меня, обращайтесь ко мне. А я не буду прикладывать усилий, чтобы первому проявлять инициативу и с вами общаться и тому подобное.”
Подобное поведение может прослеживаться и в профессиональной сфере, и в личных отношениях, когда человек избегает первым мириться после ссоры и т.д.
Безответственность скрытая
Подобные люди часто изображают бурную деятельность, массу инициативы и фонтанируют идеями, но когда действительно доходит до дела или воплощения задуманного, уходят в сторону и делают вид, что так и было.
Их принципы: “Моя хата с краю — ничего не знаю. А почему я должен/-на это делать, если…”
Они никогда не стремятся проявить себя и воспользоваться шансом показать свои способности. Им проще “отсидеться в кустах”.
Получается, что подобные люди свои идеи стараются реализовать чужими руками и не вкладывать собственных настоящих сил и усилий. А значит, они не реализуют свои таланты и способности и отказываются от развития.
Лень и стремление к халяве
Любая лень — это отказ от действий и движения, а значит, развития и жизни. Избегая прикладывать усилия, стараясь получить что-то на халяву, человек превращает себя в “Обломова” или Емелю.
Если идёт по пути Емели, то выбирает принцип “пусть само по себе делается”. Но так не бывает, ведь если делается, значит, кто-то это делает. То есть получается, что человек хочет добиться своего за счёт труда других, а сам ничего не вкладывает.
Либо если выбирает путь “Обломова”, то деградирует и очень быстро теряет человеческий облик, превращаясь в полутруп.
В каждом из случаев человек отказывается от развития, не прикладывает усилий, обесценивает труд других людей, считая, что свои силы дороже и значимее.
Жертвенность и синдром спасателя
Такими людьми руководит жалость и подсознательное ожидание, что произойдёт что-то плохое.
Принцип мышления: “Я должен/на всем и всегда. Я спасу всех и вся. Дам совет, причиню добро и расскажу, как правильно. Только у меня есть силы и знания, чтобы помочь другим людям”.
Такой человек обычно на показ обезценивает себя и свой труд, чтобы потом предъявить счёт в виде претензий и требований уважения, внимания и любви. На самом деле такой человек считает свой труд настолько важным, что позволяет себе предъявлять другим счёт.
Часто за маской жертвенности и мнимой заботы прячется чрезмерный контроль всего и вся. Отсутствие доверия себе, людям, миру и Богу.
Манипулирование скрытое
Помощь, проявления внимания и заботы, “любви”, пожертвования, добрые дела, намёки, вместо прямой просьбы — часто являются скрытым манипулированием, за которым стоит личная выгода. Мотивацией таких дел является корысть.
Включая скрытую манипуляцию, человек обманывает себя и других, заворачивая в “красивую обёртку” добрых дел собственные личные цели, которые он хочет достигнуть за счёт чужих усилий.
Самомнение
Проявление 1: «я сам себе царь»
«Мне пофиг на все авторитеты и мнения. Я сам/-а лучше знаю, как мне…»
Данным симптомам чаще всего подвержены учителя, врачи, целители, маги и те, кто называют себя «ведунами», «жрецами» и т.д.
Есть два основных признака попадания на этот крючок самомнения:
Мышление: «Я сам/-а такой «крутой», знающий, умный и опытный, что практика и опыт других людей в этой теме для меня ничего не значат и не стоят».
За этим стоит нежелание перенимать опыт и знания других людей, отсутствие доверия к ним. А следовательно, мнение, что мой опыт и знания ценнее и значимее, чем опыт и знания других людей в этой теме.
Проявление 2: «шизотерическое»
“Всё, во что я верю, воплощается в материи и работает так, как я в это верю”.
Примеры:
Мышление: “Я настолько круче и сильнее всех, что несмотря на все законы, всё будет работать на меня и по моей вере.”
Получается, что у человека мнение о себе выше Бога, законов Вселенной, природных циклов, физики и т.д.
Скрытые и явные признаки гордыни. Вывод
Итак, мы подробно рассмотрели скрытые и явные признаки гордыни, и как они проявляются в поведении и мышлении человека.
Конечно, довольно редко встречаются люди с яркими проявлениями того или иного качества. Чаще всего гордыня проявляется в разных ситуациях разными качествами.
Одно абсолютно точно — гордыня, как и эгоизм, в большей или меньшей степени есть практически у каждого. А если ты, читатель, уверен, что у тебя точно нет гордыни, и все признаки, что мы описали, к тебе не относятся, значит смотри последний пункт про самомнение))
Если гордыня есть у каждого, то может это нормально, и она для чего-то нужна? Конечно, с гордыней можно жить, и иногда она даже бонусом приносит хороший денежный доход. А вот если рассмотреть результат её проявлений во времени, то итогом будет одиночество, в котором нет места семье, друзьям и подругам, нет детей и любимого человека рядом. Вообще никого не будет рядом, только те, кому платят.
Так как гордыня — это неотъемлемая часть эгоизма, она разобщает людей и разводит их, потому что гордец думает только о себе, своих желаниях, выгодах и потребностях.
Базой для взращивания гордыни являются боль, обида и страхи, которые чаще всего родом из детства и во взрослом возрасте уже забываются и не осознаются, но продолжают манипулировать человеком и разрушать его изнутри.
Гордыня очень сильно усложняет жизнь, так как вынуждает воспринимать мир только дуально. Человек, заболевший гордыней, не различает полутонов отношений, разнообразие вкусов и запахов жизни. Весь мир для него делится на 2: хорошо или плохо, добро или зло, правильно и неправильно, чёрное или белое, да или нет. Других вариантов он не замечает, они проходят мимо.
Гордыня заставляет постоянно сравнивать всех и вся, где будут только две степени сравнения: лучше, чем я, или хуже, чем я; это для меня лучше, а это — хуже и т.д.
Гордыня очень сильно ограничивает развитие человека, так как гордыня и гибкость мышления — несовместимы. Гордецы боятся нового и перемен, хотя могут быть заядлыми адреналинщиками. Но новые жизненные обстоятельства, которые не вписываются в привычную схему, их будут пугать и выбивать из колеи.
Ими управляют страхи. А там, где страхи, там нет доверия, а значит, и доверия к Богу и его творениям.
Гордыня — Это взращивание Эго и отказ от Бога и саморазвития. Концентрация на достижении материальных благ.
Что выбираешь ты:
Быть человеком и идти по пути саморазвития и познания себя и жизни.
Или путь эгоиста, который может и даёт денежный успех, но приводит к разрушению и одиночеству.
Выбор каждый делает сам. Каждый день, каждый поступок, каждое слово, каждое чувство, каждую мысль.
Научись находить общий язык с собой. Настрой взаимодействие с миром. Учись видеть невидимое, познавать скрытое.