в чем суть фильма вий
Дурная слава фильма «Вий»: Откуда появились слухи о проклятых ролях и злом роке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые попытки экранизации повести Гоголя были предприняты еще в начале ХХ в. в немом кино. Однако обе эти картины не дошли до наших дней, поэтому традиционно первой известной версией считают фильм 1967 г., который называют первым советским фильмом ужасов. Идея экранизации принадлежала директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, который поручил работу над фильмом двум учащимся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Константину Ершову и Георгию Кропачеву. «Вий» стал для них дипломной работой. Впоследствии к съемкам привлекли также известного создателя советских киносказок Александра Птушко, так как отснятый молодыми режиссерами материал показался руководству «Мосфильма» «слишком реалистическим».
Изначально на роль Панночки утвердили актрису Александру Завьялову, но ее сняли с роли в разгар съемочного процесса. Когда было снято больше половины сцен, неожиданно по распоряжению руководства «Мосфильма» актрису отстранили от съемок, и Пырьев потребовал найти ей замену. В архивах киностудии было записано, что Завьялова была занята на съемках другого фильма на «Ленфильме», поэтому потребовалось ее заменить. Режиссер этой картины был мужем Завьяловой, и он запретил ей сниматься, пока не закончит работу. Он позвонил на «Мосфильм» и попросил снять ее с роли. По другой версии, актриса сама отказалась от съемок из-за внезапной болезни, которая отступила сразу после того, как она ушла из проекта. Как бы то ни было, роль Панночки в итоге досталась Наталье Варлей.
Натурные съемки проходили в украинской деревне в Ивано-Франковской области. Позже, в 2006 г. дотла сгорела старинная деревянная церковь, в которой проходили съемки. Многие местные жители были уверены в том, что это было следствием того, что когда-то здесь снимали сцену с ведьмой в гробу.
Сложности возникли и с поиском актрисы на роль старой ведьмы. Все приглашенные на пробы актрисы отказались сниматься в этом фильме. В результате этот образ воплотил на экранах мужчина, театральный актер Николай Кутузов. Во время съемок он начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого таких проблем у него не было. Сам актер объяснял это своим страхом перед нечистой силой и этой «дьявольской ролью».
Позже Наталья Варлей не раз говорила о том, что пожалела о съемках в этом фильме, что именно тогда на нее стали обрушиваться неприятности. Сначала она слегла с тяжелой болезнью, потом начались проблемы и в личной, и в профессиональной жизни: распался брак с актером Николаем Бурляевым, в 1969 г. она вышла замуж за сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой Владимира Тихонова, но и этот брак продержался недолго, а в 1990 г. 40-летний актер скончался. В кино ей больше не доставалось таких ярких ролей, как в «Кавказской пленнице» и «Вие». Актриса также рассказывала, что в одном из морских круизов, куда она была приглашена, несколько раз отменяли запланированный показ фильма «Вий» из-за того, что перед началом сеанса в море начинался шторм.
За эту роль Наталья Варлей покаялась и получила прощение в церкви. Поначалу она говорила: « Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб… ». Однако в поздних интервью актриса уже отрицала мистическую связь фильма с неприятностями в своей судьбе: « Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь ».
Фильм еще долго сопровождала дурная слава. Говорили, что люди, причастные к его созданию, умирали один за другим. В 1971 г. в возрасте 48 лет скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший сотника. Вскоре после премьеры стал сильно болеть режиссер Александр Птушко, а в 1973 г. он ушел из жизни. В том же году умер актер Степан Шкурат, исполнивший роль Явтуха, которая стала его последней работой. Через два года не стало оператора картины, затем – режиссера Константина Ершова. Конечно, это можно было списать на совпадение – ведь многие из них были уже в преклонном возрасте. Однако это стало новым поводом для слухов о злом роке «Вия».
В 2005 г. Олег Степченко приступил к работе над новой экранизацией повести Гоголя, которая вышла на экраны только в 2014 г. Ее создатели тоже говорили о том, что почувствовали на себе мистическое влияние этой истории. Сценарист и режиссер фильма Олег Степченко признавался, что его еще долго мучили ночные кошмары с персонажами этой повести. Фильм во многом повторил судьбу своего предшественника: многие актеры так же категорично отказывались сниматься. Роль Явтуха стала последней для актера Валерия Золотухина, который после завершения съемок ушел из жизни. А для актрисы, сыгравшей главную роль, – Ольги Зайцевой – съемки так же, как и для Варлей, едва не обернулись трагедией: под ней проломились доски мостика над рекой, и актриса чуть не утонула.
Впрочем, сама актриса не верит в слухи о злом роке «Вия»: « Я думаю, слава Богу, Наталья Варлей жива и здорова… Если бы с ней действительно произошло что-то неприятное, то можно было бы говорить о каких-то суевериях, но так как все в порядке, повышенный интерес к этой теме кажется мне слишком раздутым. Но были люди, которые присылали мне после выхода фильма на почту предложения сходить в церковь, помолиться за меня… Однако некую мистику, присущую произведениям Гоголя, отрицать глупо ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Вий»: чего вы не замечали в самой страшной повести Гоголя?
В 1968 году одним из лидеров советского кинопроката стала картина «Вий» – экранизация мистической повести Николая Васильевича Гоголя с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях. Этот фильм стал одним из лучших примеров отечественных хорроров по многим причинам, однако «Вий» – это не просто ужастик, созданный для выжимания из зрителя адреналина. О чем же предупреждал Гоголь?
Смотрите фильм «Вий» в пятницу, 23 апреля, в 17.20 и в субботу, 24 апреля, в 01.05 на телеканале «МИР».
По сюжету трое киевских семинаристов-бурсаков на время летних каникул отправляются на заработки. Они сходят с дороги, чтобы выпросить еды в каком-нибудь встречном хуторе, их резко накрывает непроглядно-темная ночь. Поминая чертей, герои лишь по лаю собаки выходят на одинокий хуторок, состоящий всего из пары домов. Старуха, хозяйка одной из хат, соглашается дать им ночлег. Она оказывается ведьмой, околдовывает философа и скачет на нем верхом по полям, как на коне. Хома вспоминает все молитвы и заклинания, которые знает, и берет верх. Он подбирает полено и избивает ведьму почти до смерти. Тут мерзкая старуха превращается в прекрасную панночку, а Брут убегает. Отец ведьмы добивается того, что именно Хоме приходится отпевать умершую – три ночи должен читать бедный семинарист молитвы над ее гробом, после чего будет свободен и получит щедрое вознаграждение. Но Брут не выдерживает сатанинских искушений и погибает.
«Вий» входит в сборник «Миргород», написанный Гоголем в его самом плодотворном 1835 году. Всего в нем четыре истории: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Казалось бы, все они совершенно разные: тут и вариация на тему идиллии, и героический эпос, и романтическая фантастика, и бытовая комедия. Но похоже, что набор и хронология повестей не случайны. Гоголь зашифровал в сборнике отсылку к античному и похожему древнеримскому мифу о золотом, серебряном, бронзовом и железном веке существования человечества.
Фото: Лукас Кранах Старший, «Золотой век»
Итак, сначала был золотой век – время, когда не было времен года, старости, войн и болезней, земля беспрестанно цвела и плодоносила, а люди жили в гармонии с миром. Затем следовал серебряный век. Земля по-прежнему давала много плодов, все еще не было болезней, но появились времена года и старость. Это то, что мы видим в «Старосветских помещиках». Затем шел бронзовый век – век гордых, мужественных и свирепых людей, способных на подвиг. Это – «Тарас Бульба».
«Вий» – это наступление железного века. Его первый признак – оскудение человеческой натуры. Люди становятся мелочными и бесчестными, в мире исчезают истина, верность и стыд. На уровень личности трех семинаристов в повести намекают уже их имена: богослова зовут Халява, ритора – Тиберий Горобец. Тиберий – это имя римского императора, при котором был распят Иисус Христос, горобец – воробей. Главного героя, философа, зовут Хома Брут. Хома – это вариант имени Фома, отсылающий к апостолу Фоме, Брут же – предатель. Все трое, хоть и учатся в семинарии, о высоком не задумываются, их волнуют только мелкобытовые вопросы, в основном, чтобы поесть, выпить и покурить. Они не могут пройти мимо того, что плохо лежит, чтобы не украсть, крадут даже друг у друга. Примерно в том же духе описываются все встречные казаки: «У нас есть на селе казак Шептун. Хороший казак! Он любит иногда украсть и соврать без всякой нужды, но. хороший казак».
Философа не выбивает из его системы ценностей даже прямое попадание в потусторонний мир. После безумной ночи с ведьмой, когда он скакал над землей и видел русалку, семинаристу логичнее было бы отправиться в храм, но он, как обычно, отправляется искать еду, затем сходится с молодой вдовой на рынке и получает от нее не только обильный обед и что-то еще в маленьком глиняном домике посреди вишневого сада, а еще и деньги, на которые в тот же вечер пьянствует в кабаке. На следующий день после жуткого происшествия Хома почти забывает о ведьме.
Последняя история сборника – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» – подтверждает приход железного века. Люди вконец измельчали и потеряли смысл жизни, характерный признак этого времени – раздоры, охватывающие человечество. В данном случае – беспощадная вражда из-за «оскорбления» гусаком. В мире без бога, по мнению Гоголя, зло побеждает, ведь свято место пусто не бывает. Недаром герои «Вия», даже ректор семинарии, так часто чертыхаются, а церковь – заброшена:
«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения». В противовес стоящей на краю села и никому не нужной церкви – процветающая кухня сотникового дома, место крайне популярное: кухня эта «была что-то похожее на клуб, куда стекалось все, что ни обитало во дворе, считая в это число и собак, приходивших с машущими хвостами к самым дверям за костями и помоями. Куда бы кто ни был посылаем и по какой бы то ни было надобности, он всегда прежде заходил на кухню, чтобы отдохнуть хоть минуту на лавке и выкурить люльку. Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке – одним словом, где только можно было сыскать удобное место для лежания».
Всю жизнь Гоголь собирал малороссийский фольклор, на основе которого были написаны «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вий». Главный демон, по имени которого названа повесть, в восточнославянской мифологии – бес с огромными веками и ресницами. По-украински ресница – «вія». Он не может сам поднять веки, ему поднимают их вилами помощники, и тогда он убивает взглядом. Однако в том виде, в котором он описывается в повести, он считается гоголевским персонажем.
– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и все сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
– Вот он! – закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.
По Гоголю, важно не смотреть на грех, чтобы не дать ему дорогу в свою душу. Нечисть не видела Брута, пока он сам не посмотрел на нее вопреки внутреннему голосу, в итоге философ погиб за минуту до спасительного крика петуха. Если в начале творчества Гоголя черт у него – фольклорный элемент с рожками и хвостом, за который можно ухватиться, то со временем он принимает иные, более страшные формы. Вот что писал Гоголь в вошедшей в петербургский сборник «Арабески» повести «Портрет»: «Дивись, сын мой, ужасному могуществу беса. Он во все силится проникнуть: в наши дела, в наши мысли и даже в самое вдохновение художника. Бесчисленны будут жертвы этого адского духа, живущего невидимо, без образа на земле. Это тот черный дух, который врывается к нам даже в минуты самых чистых и святых помышлений».
Понять произведения Гоголя вне религиозного контекста вообще невозможно, он грезил не столько о социальной справедливости, сколько о духовном возрождении. Если в молодости писатель увлекался скорее мистицизмом, то со временем его религиозные искания обрели самый серьезный характер. Ведь и в «Мертвых душах» он изобразил не просто ополоумевших от безделья помещиков, а степени нравственной деградации человека. Гоголь мечтал «устремить все общество к прекрасному», считал, что должен сделать нечто большее, великое, собственное мессианство стало его идеей фикс. Нравоучительные и высокопарно-назидательные письма вызывали раздражение у его друзей и спонсоров, за чей счет в основном и жил Гоголь, но те терпели несносный характер писателя, понимая меру его таланта. Однако Гоголю не удалось найти и показать путь возрождения, второй том «Мертвых душ», как известно, был сожжен, писатель погрузился в глубокую депрессию.
Гоголь прожил всего 42 года, удивительный факт, но описание умершего Николая Васильевича перекликается с его описанием панночки в «Вие»:
«. Хома отворотился и хотел отойти от гроба, но, по странному любопытству, не утерпел и взглянул на нее. Резкая красота усопшей показалась ему страшною. В ее чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего; оно было живо, и философу казалось, как будто она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза».
Фото: wikipedia.org. Посмертная маска Н.В. Гоголя
А вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок с лица писателя: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».
Философ Василий Розанов называл язык Гоголя мертвым, и героев – статичными, считал его зловещий смех издевательством над народом, однако после революции 1917 года он писал: «Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя и в 62 года думаю: «Ты победил меня, ужасный хохол!».
Проклятие «Вия». Героев советского фильма ужасов преследовали беды
27 ноября 1967 года на экраны вышел фильм «Вий», в котором главные роли сыграли Леонид Куравлёв и Наталья Варлей. И актёров, и съёмочную группу ещё во время съёмок словно преследовал злой рок. Так, игравшая панночку Варлей едва не погибла по стечению обстоятельств, а Куравлёв сильно потянул руку. Гримёр и вовсе была уверена, что на ней порча. Итак, что же происходило с актёрами и остальными участниками съёмок.
Изначально панночкой, которая умерла, должна была стать не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Ходили слухи, что она серьёзно заболела. А после, когда уже вернулась, якобы едва ли не в тот же день вновь заболела. В результате режиссёр был вынужден искать новую панночку.
По другой версии, ей запретил сниматься возлюбленный — режиссёр Резо Эсадзе. Якобы он позвонил на «Мосфильм» и потребовал снять её с роли. И, что самое интересное, послушали.
Однако в журнале съёмок, который хранится на «Мосфильме», указано, что Завьялова была занята в кинокартине, снимающейся на «Ленфильме». Поэтому на главную роль пригласили Варлей.
Сама «главная панночка и комсомолка Советского Союза» действительно на долгое время пропала с экранов после «Вия». Связывали это, конечно, с мистикой, проклятиями и несчастливой ролью.
Однако актриса не раз признавалась в интервью, что дело совсем не в этом.
Фото: © РИА Новости/Мирослав Муразов
— На съёмках этой картины мне не раз бывало страшно. Например, когда я выпала из гроба, — признавалась она в интервью «РИА Новости«.
Произошло это, когда «панночка» летала в гробу в поисках Хомы Брута в церкви. Тогда киношники говорили, что актриса едва не погибла.
— Гроб несётся по кругу, я теряю равновесие. Всё. Леня Куравлёв меня подхватил, — говорила Наталья Варлей в интервью.
Сам же актёр тогда потянул руку. Его съёмки прервали на некоторое время, но стоило Куравлёву немного оправиться — всё восстановили.
Она поступила в театральное училище имени Щукина. После работала в театре. В 1972 году у неё родился сын, на некоторое время пришлось прервать работу. Череда этих событий и породила слухи, что «Варлей — всё». Как минимум как актриса. Они, конечно, не подтвердились.
И тем не менее через несколько лет после съёмок в «Вие» комсомолка Варлей приняла решение креститься. Актриса уверяет, что это не связано с фильмом, но…
Ещё совпадения с панночкой
Варлей вышла замуж в 1969-м. Однако спустя два года сын Нонны Мордюковой Владимир Тихонов и Варлей расстались. А в 1990 году он умер. Ходили слухи, что это произошло из-за передозировки.
В 85-м она родила сына, за жизнь которого пришлось бороться врачам. Спас его реаниматолог Алексей Грачёв, который годами позже ушёл в религию. 4 мая 1998 года Грачёв погиб в автомобильной аварии.
В течение 17 лет после съёмок кинокартины умерли пять человек — актёры и участники съёмочной группы. 13 апреля умер Алексей Глазырин, который играл роль сотника. Мужчине не было и 49 лет.
Кинорежиссёр Александр Птушко скончался 6 марта 1973 года, чуть больше месяца не дожив до 73 лет. 5 октября 1975 года, за месяц до 70-летнего юбилея, скончался оператор Фёдор Проворов.
Для Степана Шкурата роль Явтуха в «Вие» стала последней. Он умер в 1973 году, а в течение шести лет с момента выхода «проклятого фильма» его не утверждали ни на одну роль.
«Череда смертей» закончилась после того, как в возрасте 49 лет умер второй режиссёр ленты Константин Ершов.
Фильм снимали на территории нынешней Ивано-Франковской области. Съёмочной группе вызвалась помогать женщина, которая отлично знала местность.
— Помню, она помогала выбирать местность, всё показывала. А когда съёмки закончились, женщина тяжело заболела. Говорят, на неё несчастья повалились, — рассказал Геннадий Ломоса, местный житель.
Ему самому к тому моменту было 12 лет. Имени помощницы он так и не смог вспомнить.
Церковь в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, где снимался «Вий», была уничтожена пожаром в феврале 2006 года. Деревянное строение возвели в 1943 году. Оно сгорело за считанные минуты.
Обсуждались две основные версии произошедшего: пожар возник от свечки или в результате замыкания неправильно проведённой проводки. Однако в тот день храм был закрыт для посетителей, поэтому версия с проводкой была принята в качестве основной.
Единственное, что смогли сделать оперативно прибывшие на место спасатели, — предотвратить распространение огня. Сама же церковь была уничтожена.
Как снимали «Вий» — первый и последний советский фильм ужасов (20 фото)
И как в 60-х начинающим режиссёрам удалось создать хоррор, который пугает до сих пор.
Фильмы ужасов советские кинематографисты не считали за искусство, поэтому и «Вий» планировали как обычную экранизацию классики. Но жутковатый гоголевский сюжет не оставил фильму ни единого шанса стать комедией, которую задумывали режиссёры, и в середине 1960-х советский зритель впервые увидел хоррор. Публика была в восторге, но больше таких фильмов в Союзе не снимали. Интересно, что спустя десятилетия и сотни вышедших российских ужастиков в международные топы лучших попадает только «Вий». Почему производство советских фильмов ужасов закончилось, едва начавшись? Кто должен был сыграть Панночку и кому достались роли нечисти? Правда ли, что фильм преследовали мистические события, или это обычный киномиф? Рассказываем, как авторам удалось снять хоррор, который до сих пор пугает публику.
С чего всё началось
Советское кино должно пробуждать в зрителях высокие чувства — любовь к родине, родителям, детям, а не играть на низших инстинктах, как кино из капиталистического мира. Хоррор же эксплуатирует низменное чувство страха, поэтому жанр был чужд советскому кинематографу.
Киноведы рассказывали, что в буржуазном мире было полно жизненных трудностей — расовых проблем, преступности, маньяков-убийц, — поэтому публику целенаправленно отвлекали от реальности выдуманными ужастиками. После них насущные проблемы уже не казались зрителям такими уж страшными.
В СССР же, как тогда считалось, трудностей не было — бесплатная медицина и образование, низкий уровень преступности, отсутствие безработицы. Зачем людям, которые строят светлое будущее, смотреть на экраны и бояться?
«Вий» 1967 года стал первым и, по сути, последним советским фильмом ужасов. Лента была одной из самых кассовых в год премьеры и собрала перед экранами почти 33 миллиона зрителей, но, несмотря на интерес публики, больше никто из советских режиссёров браться за жанр не захотел.
Официальная версия гласит, что и сами создатели «Вия» не планировали снимать фильм ужасов: они просто хотели экранизировать повесть Николая Гоголя, но внезапно получили классический хоррор. Есть две версии того, кто же подал идею съёмок.
Согласно первой, это была инициатива режиссёра Ивана Пырьева, который хотел снять фильм по Гоголю. Но у Пырьева из-за занятости на съёмках «Братьев Карамазовых» не нашлось времени, поэтому он обратился во ВГИК с просьбой прислать двух талантливых молодых режиссёров. Так на площадке появились Константин Ершов и Георгий Кропачёв.
По другой версии, студенты-дипломники Высших режиссерских курсов Ершов и Кропачёв захотели попробовать новый для советского кино жанр — ужасы. Но чтобы им сразу не отказали, они сделали вид, что просто хотят экранизировать Гоголя. Молодые кинематографисты сами обратились к руководству студии «Мосфильм» с просьбой разрешить съёмки:
Советский кинематограф просто не вправе отдавать на откуп зарубежным ремесленникам право пользования, к тому же хищнического, сокровищницей русских классических литературных сюжетов, и в частности таких, в которых развиваются народно-сказочные мотивы: так, в недавнее время итальянский режиссер Марио Бава осуществил постановку фильма по повести «Вий» как сугубо коммерческий «фильм ужасов», получивший название «Маска смерти», говорящее само за себя.
Наш фильм задуман в прямой полемике с поделками подобного рода: будучи произведением фантастико-феерическим по своей образной сути (в соответствии с первоисточником), по жанру своему он должен быть народной комедией, полной земного здорового юмора, прежде всего реальной картиной народной жизни, в которую так органично входит сказочность и буйство фантазии…
В 1960 году действительно вышел итальянский фильм ужасов «Маска Сатаны» («Маска смерти»). Частично он был основан на повести «Вий», а частично — на истории Дракулы. Картина не стала особо успешной и, возможно, прошла бы мимо советских кинематографистов, если бы в титрах не было имени Николая Гоголя.
Так или иначе, советскую экранизацию «Вия» одобрили, и началась подготовка к съёмкам. Иван Пырьев на правах директора киностудии «Мосфильм» оставил за собой возможность контролировать весь процесс на каждом его этапе.
Как подбирали актёров
На главную роль молодые режиссёры предлагали взять Вячеслава Невинного, но Пырьев настоял на кандидатуре Леонида Куравлева, и его быстро утвердили.
Актёр очень любил Гоголя и не был подвержен суевериям, поэтому он очень обрадовался, когда ему досталась роль Хомы Брута.
Я получил большое наслаждение. Это счастье — сняться в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актёру.
Леонид Куравлёв
исполнитель роли Хомы Брута в фильме «Вий»
А вот с исполнительницей роли Панночки сразу не заладилось. Многие отказывались от съёмок, когда узнавали, что им придётся ложиться в гроб. Но молодая актриса Александра Завьялова оказалась не из трусливых и с успехом прошла пробы на главную роль.
Начались съёмки её сцен, но через некоторое время актрису приказали поменять. Причины называют разные.
Поклонники мистики говорят, что Завьялова после начала съёмок тяжело заболела и даже попала в больницу. После выписки, вернувшись на площадку, девушка опять занемогла, после чего окончательно отказалась от роли.
Последователи романтической версии уверены, что сниматься Завьяловой запретил её возлюбленный — режиссёр Резо Эсадзе, у которого актриса тогда играла в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» на «Ленфильме». Эсадзе не захотел «делить» Завьялову и воспротивился тому, чтобы она разрывалась между Москвой и Ленинградом.
Но существует и заговорщическая версия, согласно которой актрису с главной роли снял сам Пырьев. На одном из посольских приёмов Завьялова якобы познакомилась с американским бизнесменом, и у них начался роман. Вскоре советское правительство обвинило его в шпионаже и в 24 часа выслало из страны. Пырьев не хотел иметь отношения к скандалу и попросил заменить актрису.
Все плёнки с отснятым материалом уничтожили, но в этом как раз никакой загадки нет: в то время плёнка была дефицитом, поэтому всё ненужное моментально стирали, чтобы записать новое. Однако один недолгий кадр с Завьяловой по недосмотру (или специально) всё же вставили в окончательный вариант картины. Если приглядеться, то в эпизоде с Панночкой в гробу можно заметить Завьялову.
Очередной кастинг на роль Панночки проходил ещё сложнее, чем первый. В столице уже вовсю ходили слухи о «проклятой» роли, поэтому актрисы вообще отказывались от прослушивания. Тогда Пырьев обратился к студентке Щукинского училища Наталье Варлей.
На экранах только что отгремела «Кавказская пленница», которая позволила режиссёру оценить спортивную подготовку актрисы. Именно такую исполнительницу он и искал, тем более у Натальи за плечами был цирковой гимнастический опыт.
Варлей, как и Куравлёв, не верила в приметы и согласилась сниматься скорее из любопытства, попросив создателей об одолжении — установить в гробу, в котором ей предстояло лежать, свет. В перерывах между дублями она в гриме и костюме читала в нём конспекты, готовясь к экзаменам.
Но если на роль Панночки актрису нашли, то играть старую ведьму желающих почти не было. А те, кто пробовался, вообще не подходил. Тогда постановщики вспомнили, что старух или ведьм раньше иногда играл Георгий Милляр, и пригласили на кастинг мужчину — Николая Кутузова.
Актёр, более известный по театральным ролям, согласился на интересный эксперимент, и его утвердили. Без странностей в его случае тоже не обошлось: на съёмках «Вия» непьющий Кутузов неожиданно для всех стал злоупотреблять алкоголем.
Сам актёр признавался, что таким образом снимал стресс на площадке, прежде чем войти в ведьминскую роль. Из-за пагубной привычки он однажды сорвал съёмочный процесс. Тем не менее роль ведьмы стала самой успешной в кинокарьере Кутузова.
Как фильм снимали
Несмотря на старания молодых постановщиков, Пырьев забраковал весь отснятый ими материал. На подмогу студентам он отправил режиссёра-сказочника Александра Птушко — мастера комбинированных съёмок, который к тому времени снял «Садко» и «Сказку о царе Салтане».
Новый постановщик всё решил делать по-своему. В поисках натуры пришлось объездить всю Украину: к тому времени многие церкви в СССР уже снесли, и найти старое сооружение гоголевского времени было весьма проблематично. Отыскали нужное строение в селе Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области. Именно там стояла чудом сохранившаяся как музей религии деревянная церковь Пресвятой Богородицы.
А вот съёмки самых страшных эпизодов, когда Хома отпевает Панночку, решили проводить в павильонах. Церковь возвели на «Мосфильме». По задумке режиссёра, выглядеть она должна была жутковато.
Мы постоянно с Птушко спорили. Он хотел, чтобы церковь была кривая. Но где вы видели покосившуюся церковь? Их всегда строили очень добротно, на века. Он топал ногами, требовал, чтобы нашли гнилые брёвна, трухлявые доски. Мы без конца рубили, резали, подкрашивали… Бывало, что Александр Лукич, которому тогда было уже под 70, сам брал в руки топор. Он любил все делать своими руками. Строгал, лепил, делал седла в шорной мастерской. Ему, единственному из режиссёров, присвоили звание «Мастер — золотые руки»…
Николай Маркин
Все старались помогать съёмочному процессу. Для картины требовалось несколько сотен килограммов свечей, с которыми в стране тогда была напряжёнка. Поэтому свечи специально для фильма изготовили церковные мастерские Загорска.
Для фильма Птушко запросил смастерить три гроба. Первый, маленький и закрытый, кружился в воздухе пустым и пытаться пробить круг, нарисованный Хомой. Ещё в одном Панночка лежала, а в другом — летала. Если с первыми двумя никаких проблем не было, то третий, в котором должна была в полный рост парить Варлей, чуть не стал причиной трагедии.
Актриса закончила цирковое училище, и проблем с высотой у неё, по мнению постановщиков, не должно было быть. Но Варлей, даже будучи воздушной гимнасткой, высоты всё равно побаивалась.
Гроб для полёта крепился тросами к потолку павильона, и его тщательно проверили, прежде чем поставить туда актрису. Режиссёр лично попросил нескольких членов съёмочной группы постоять в нём, попрыгать и полетать, и только после этого в него пустили Варлей. Под белое платье актрисы надели страховочный пояс, который прикрепили к специальному штырю в гробу.
Однако что-то пошло не так: полёт проходил на большой скорости, и в момент съёмок пояс неожиданно ослаб, а актриса кубарем полетела вниз.
Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5–3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки — и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь!
Леонид Куравлёв
исполнитель роли Хомы Брута в фильме «Вий»
Варлей повезло: она отделалась небольшим ушибом. Потом писали, что именно он годами позже стал причиной сильнейших болей в спине актрисы, но сама Варлей фильм никогда в этом не винила.
А вот эпизод, в котором Панночка трясётся, сняли без происшествий. Актрису поставили на специальную вибрирующую платформу, бледно загримировали и подсветили глаза, чтобы казалось, что они горят. Сцена до сих пор выглядит устрашающе.
Спецэффекты
О продвинутых спецэффектах в середине 1960-х в СССР говорить не приходится, поэтому съёмочная группа как могла придумывала всё сама. Например, на огромную люстру, которая по сюжету должна была падать, декораторы навесили мешочки с пылью. В эпизоде, где нечисть врывается в церковь, и в помещении всё начинает рушиться, люстра очень эффектно упала. Она так зрелищно ударилась об пол, что даже члены съёмочной группы удивились масштабу взрыва.
Первоначально режиссёр хотел вставить в фильм кадры с жуками, пауками и прочими насекомыми. Но он быстро убедился, что снять их очень тяжело, а на экране они выглядят не так уж и зловеще. Поэтому авторы остановились на кошках и воронах. За актёрами-животными Птушко обратился к знаменитому дрессировщику Тариэлу Габидзашвили. Его чёрные кошки позже сделали неплохую кинокарьеру — они снимались в фильмах «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Режиссёр доработал их образ, надев им на голову маленькие рожки. Оператор же снимал не самих кошек, а отбрасываемые ими тени — так казалось, что по церкви бегают маленькие чёртики.
Чтобы четвероногие актёры действительно быстро бегали, а не вальяжно передвигались, дрессировщик на другом конце комнаты подманивал их миской с едой. К нему кошки и кидались, когда их отпускали помощники режиссёра.
А вот прирученных ворон у дрессировщика не оказалось — пришлось ловить вольных. В соседнем сарае на ночь оставляли еду и ждали, пока птицы попадутся в сети. Позже их приносили в павильон.
На съёмочной площадке давали команду, и чёрные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, кричу: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, мы тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны-то огромные — до 16 метров в высоту…
Тариэл Габидзшвили
На роли вурдалаков, упырей, вампиров и прочей нечисти Птушко пригласил артистов цирка. Позже режиссёр отмечал, что обычным актёрам не удалось бы выполнить трюки так, как приглашённым акробатам, гимнастам и силачам. Чтобы сделать толпу нечисти более жуткой, режиссёр позвал лилипутов, на фоне которых Вий выглядел ещё более зловещим.
Актёров гримировали синей и серой краской, раздевали их и подчёркивали гримом худобу, приклеивали уши и носы, а для некоторых изготавливали пластиковые маски.
В одном из эпизодов нечисть ползёт по вертикальной стене. Для трюка сделали специальный макет из досок и поставили его под определённым углом, чтобы по нему могли карабкаться циркачи. Для съёмок сцены пригласили двенадцать гимнастов и четырёх батутчиков. Сверху на кране сидели режиссёр и оператор, который и снимал происходящее.
Помимо живых актёров Птушко задействовал и манекены, которыми управляли с помощью пультов. Но самая ответственная задача была у спортсмена-тяжелоатлета Николая Степанова, которому досталась роль Вия. Главное чудовище неспроста играл именно штангист: ни один актёр не смог бы надеть костюм Вия, а потом ещё и двигаться в нём.
Костюм изготавливали из пропитанной смолой мешковины, а это уже делало его невероятно тяжёлым и создавало внутри духоту. Вместо рук у Вия гипсовые ветки деревьев — может, благодаря дополнительной тяжести у Степанова получилась такая странная и медленная походка, прекрасно дополнившая образ чудища. После съёмок опытный спортсмен чувствовал себя обессиленным.
Над эскизами, гримом и прочей атрибутикой режиссёр работал особенно тщательно: почти половину фильма в кадре находится нечисть, внешний вид которой должен был пугать. Даже сейчас, в век компьютерных технологий, «Вий» считается одним из самых страшных фильмов ужасов.
Мистические совпадения или обычные случайности
Слухи о проклятии на съёмочной площадке «Вия» поползли сразу. Даже самое обычное событие (например, замена актрисы) приводилось в качестве аргумента того, что такое кино снимать нельзя.
Одной из первых под «проклятье» попала Наталья Варлей. Когда стало известно, что актриса во время съёмок выпала из гроба, разнеслись слухи о её смерти. К счастью, это оказалось неправдой, но позже многие события в жизни артистки публика связывала именно с ролью Панночки.
Пресса писала, что после «Вия» актриса не получала главных ролей, однако фильмография Варлей говорит об обратном. Повторить успех «Кавказской пленницы» или «Вия» ей и правда не удалось, но мало каким актёрам достаётся много звёздных ролей.
Личная жизнь актрисы тоже якобы не задалась, но развод и рождение недоношенного ребёнка трудно назвать чем-то сверхъестественным. Добавила разговоров про мистику и сама Варлей: она рассказала историю о том, как «Вий» однажды пытались показать отдыхающим на теплоходе. Каждый раз, когда фильм пытались запустить на экране, в море начинался шторм. Тогда Варлей попросила прекратить показ «Вия».
Тем не менее сама актриса никогда не преувеличивала значение фильма в своей жизни.
Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь.
Наталья Варлей
исполнительница роли Панночки в фильме «Вий»
Писали, что после премьеры фильма тяжело заболел и вскоре умер режиссёр Александр Птушко. В реальности режиссёр скончался через шесть лет после выхода «Вия» на экраны, частично — по причине неправильного диагноза. Как говорила в интервью его дочь, врачи думали, что у него проблемы с сердцем, а оказалось — с почками, но время было упущено, и операцию сделать просто не успели. Режиссёру было 72 года.
Многие писали, что «проклятье» настигло одного из начинающих режиссёров — Константина Ершова, который скончался в 49 лет. Только вот умер он через 17 лет после премьеры фильма. А его партнёр по съёмкам Георгий Кропачёв, напротив, прожил долгую жизнь и умер в возрасте 85 лет.
Последователи теории о проклятии говорят, что церковь Пресвятой Богородицы, которая появилась в «Вие», сгорела до тла. Так и есть, но случилось это в 2006-м, аж через 39 лет после премьеры.
Местные жители любят рассказывать пугающую легенду. Когда к ним приехала съёмочная группа «Вия», из ниоткуда появилась женщина, которая вызвалась консультировать киношников. Сразу после окончания съёмок женщина тяжело заболела, и её увезли в неизвестном направлении. Больше о ней никто никогда не слышал. Правда, никаких подтверждений этой истории журналистам найти не удалось.
В качестве доказательства смертельного возмездия Вия приводят в пример судьбу актёров массовки, многие из которых скончались после премьеры. Вот только многие были в преклонном возрасте и умерли через годы после съёмок.
А вот на Леониде Куравлёве, судя по его насыщенной карьере и крепкой семье, «Вий» отразился только в лучшую сторону. Он играл главного героя Хому Брута и параллельно снимался в «Золотом телёнке», где у него тоже была центральная роль — Шуры Балаганова.
После «Вия» он сыграл ещё множество знаковых ролей — в лентах «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня», «Место встречи изменить нельзя» и многих других. В личной жизни Куравлёва всё тоже сложилось удачно: он женился лишь однажды на своей первой любви, с которой прожил 52 года вплоть до её смерти. В последние годы актёр по собственной инициативе мало снимается и много общается с детьми и внуками. В октябре 2021 года Куравлёв отпраздновал 85-летие.
Международное признание
Ещё во время съёмок фильмом заинтересовались несколько несуеверных стран — США, Франция, Аргентина и Финляндия. Американская пресса опубликовала сенсационную статью о том, что в Советском Союзе наконец-то сняли ужастик. «Вий» ждал международный успех: после премьеры права на показ приобрели 15 стран мира.
«Вий» до сих пор входит в топы лучших хорроров. Например, журнал IndieWire поставил его на 89-е место в списке 135 лучших фильмов ужасов со всего мира.
Но, несмотря на очевидный успех ленты, советские киночиновники и кинематографисты предпочли к страшному жанру не возвращаться. Интересно, что и сами авторы «Вия» до последнего не считали, что сняли ужастик. В своей пояснительной записке к фильму они указывали:
Попытка решить картину в традициях озорного народного искусства во многом способствовала тому, что самые страшные сцены построены на основе образов украинского фольклора, лишенного какой-либо мистики, и пронизаны здоровым народным юмором…