в чем суть фильма вивариум
Вивариум (смысл фильма) — мальчик: кто он на самом деле?
Сюжет «Вивариума» по мере приближения к развязке затрагивает все более глубинные и острые темы. Фантастический триллер режиссера Лоркана Финнегана рассказывает о молодой паре, которая застряла в, казалось бы, идеальном пригородном микрорайоне, который на глазах превращается в ад.
Главные герои — садовник Том (Джесси Айзенберг) и воспитательница детского сада Джемма (Имоджен Путс) — счастливая молодая пара, которая не состоит в браке, но готовится сделать первый шаг к организации семейного быта и приобретению собственности.
Герои встречаются с весьма странным агентом по недвижимости по имени Мартин (Джонатан Арис), который расхваливает красоту и совершенство недавно построенного жилищного комплекса «Йондер» и уговаривает пару совершить экскурсию по одному из домов.
Поселок состоит из бесконечных рядов практически одинаковых домов и дорог, которые всегда приводят в одно и то же место. После того, как Мартин исчезает, Том и Джемма пытаются покинуть «Йондер», но это оказывается невозможно.
Множество попыток освободиться заканчиваются неудачей. В отчаянии Том решает сжечь дом. На следующее утро дом оказывается на прежнем месте — целый и невредимый. Рядом появляется коробка с ребенком. На коробке надпись: «Вырастите ребенка и получите свободу».
Безымянный ребенок (Сенан Дженнингс) быстро растет. У него странный и довольно жуткий голос, который звучит как голос взрослого. Мальчик идеально имитирует Тома и Джемму. Кроме того, ребенок начинает мерзко орать каждый раз, когда хочет есть.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Он отказывается оставить Тома и Джемму наедине ни на секунду и копирует каждое их движение за исключением моментов, когда он смотрит телевизор, показывающий лишь странные психоделические узоры.
Когда Том и Джемма поневоле начинают исполнять роли родителей этого существа, их здоровье начинает ухудшаться, и они оказываются в ловушке ежедневного цикла, из которого им так и не удается освободиться.
Чем заканчивается «Вивариум»?
Том и Джемма взаимодействует с ребенком по-разному. Том испытывает к мальчику ненависть и несколько раз даже пытается причинить ему вред, однако Джемма всегда вмешивается.
Время от времени Джемма пытается поговорить с мальчиком. Она старается обходиться с ним ласково, надеясь, что он может сообщить ценную информацию о том, как выбраться, или по крайней мере начнет вести себя более адекватно.
В конце концов Том становится одержимым выкапыванием ямы на лужайке у дома, что еще сильнее усугубляет разрыв между ним и Джеммой и подталкивает ее к ребенку.
Однажды мальчик исчезает, а затем появляется со странной книгой, которая состоит из непонятных символов. Джемма пытается сыграть с ним в игру, чтобы выведать, где он был, однако ребенок надувает на шее устрашающие пузыри.
Через некоторое время мальчик превращается во взрослого человека. Джемма и Том сильно ослабли, хотя Том все еще роет с утра до ночи свою яму.
Мальчик куда-то уходит каждый день, а попытки Джеммы проследить за ним оказываются бесплодными.
В конце концов яма доводит Тома до смерти. Его здоровье быстро ухудшается, и в конечном счете он умирает на руках Джеммы. Мальчик говорит, что «Тома пора освободить», а затем приносит пластиковый мешок для тела.
Джемма, наконец, приходит в ярость и нападает на мальчика с киркой, но он убегает, подняв тротуар как ковер и юркнув в подземелье.
Джемма следует за ним и обнаруживает бесконечные параллельные миры, в которых такие же пары, как она с Томом, живут в почти идентичных условиях в компании зловещего ребенка.
Повзрослевший ребенок бросает тела в яму, которую вырыл Том, засыпает ее, а затем покидает Йондер, чтобы занять место в офисе торговцев недвижимостью.
Там Мартин занимает место своего постаревшего аналога, который затем быстро умирает. Новая пора появляется в офисе, и цикл начинается заново.
Кем был мальчик на самом деле?
Хотя в фильме на это нет явных указаний, сюжет «Вивариума» — это рассказ о похищении инопланетянами. Фильм начинается с кадров со свежевылупившимся кукушонком, который выталкивает из гнезда других птенцов.
Это явление действительно распространено в природе — некоторые птицы откладывают яйца в чужие гнезда, тем самым заставляя других птиц выращивать своих детенышей.
Кукушонок в конце концов становится настолько большим, что превышает по размеру птиц, которые его вынуждены кормить. Это отсылка к финалу фильма.
«Виварий» знакомит нас с инопланетянами, которые используют стратегию кукушки. Они вторглись на Землю и заставляют людей выращивать своих потомков, заманивая их в ловушку «Йондера».
Так же, как самки кукушек способны нести яйца, похожие на яйца птиц, которым их подбрасывают, вид «Мальчиков» умеет довольно близко (но не идеально) подражать людям.
Том и Джемма замечают, что с Мартином что-то не так, когда приходят в офис по продаже недвижимости и наблюдают за его странным поведением. Голос мальчика определенно не похож на нормальный голос человеческого ребенка.
Теорию о похищении инопланетянами подтверждает странный инопланетный язык, на котором написана книга мальчика и узоры, которые появляются на экране телевизора.
В одной из сцен Джемма просит мальчика изобразить человека, который дал ему книгу и ребенок начинает надувать на своей шее странные пузыри.
Как Джемма нападает на «ребенка» с киркой, он опускается на четвереньки и бегает, как животное. Все это указывает на то, что это замаскированный представитель инопланетной расы.
Судя по концовке «Вивария», пришельцы быстро стареют — всего за три месяца мальчик выглядит как шестилетний, а весь жизненный цикл у него, похоже, составляет всего несколько лет.
Эти существа поддерживают свою популяцию, заманивая в ловушку «Йондера» человеческие пары и заставляя их воспитывать своих странных детей. Когда каждый новый «Мартин» достигает зрелости, она заменяет старого. Инопланетяне не привязываются к своим приемным родителям и не скорбят о них, когда они умирают.
В чем настоящий смысл фильма?
Известно немало историй о «пригородном аду», и авторы «Вивариума» не стесняются использовать популярные мотивы. Фильм напоминает «Синий бархат», классические эпизоды «Сумеречной зоны» и работы Йоргоса Лантимоса.
По сути, это знакомая история об удушающей природе на первый взгляд идеальной жизни, которая предлагается массам. Мечта о белом заборе и аккуратном домике остается распространенным стереотипом, хотя в ряде стран она оказывается все менее достижимой.
Том и Джемма буквально застряли в ловушке представлений о том, что пара «должна делать». Их втягивают в пригородную жизнь, которую они презирают, в рутину, которую они ненавидят. Им подсовывают ребенка, которого никто из них не хотел.
В итоге они становятся заложниками жизненного пути, который заканчивается их смертью. Их тела остаются гнить рядом с домом, из которого им не удалось вырваться.
Любопытно, что Том и Джема никогда не задаются вопросом, почему они оказались в ловушке «Йондера» и играют по его правилам. Они просто продолжают это, потому что «должны».
Это делает «Вивариум» особенно интересным. Люди продолжают придерживаться социальных норм даже когда те становятся все менее достижимыми и желанными для молодого поколения.
Тем не менее, даже сегодня образ счастливой пригородной пары с детьми и ипотекой во многих странах считается стандартным образцом жизни. Том и Джемма оказались пленниками «Йондера» не потому что их доставили туда силой — они пришли сами. И это делает их судьбу еще более ужасающей.
Том и Джемма не хотели ребенка, но общество «Йондера» требовало этого. Это простая метафора, но большинство подобных историй заканчиваются хорошо, показывая, что мучения были вознаграждены. В «Вивариуме» этого нет.
Даже когда Джемма проявляет к мальчику теплоту, она не позволяет ему называть себя матерью. Умирая, она говорит: «Я не твоя чертова мать», и это последний бунт против мира, который обманул и обокрал ее.
В чем суть фильма вивариум
Дуэт Имоджен Путс и Джесси Айзенберга можно было наблюдать в одном из лучших фильмов прошлого года «Искусство самообороны». В «Вивариуме» они играют пару — воспитателя Джемму и рабочего Тома, — которая случайно забредает в маленькое агентство недвижимости, где странно ведущий себя агент предлагает им посмотреть будущее жилище, заманивая тем, что ехать до него совсем недолго.
Герои прибывают в поселение Йондер, которое выглядит чудовищно однообразно и неестественно. Куча одинаковых пустых домов, словно с картинки, на которой проиллюстрирован самый шаблонный пригород. Внутри показанного им дома номер 9 все стильно, но бездушно. Но неожиданно агент исчезает, оставляя героев одних в этом незнакомом месте.
Все их попытки выбраться заканчиваются возвращением к дому номер 9. Но один шанс выбраться у них есть. Героям подкидывают коробку с младенцем, которого надо вырастить. Согласно надписи на ней, только в этом случае герои получат свободу. С этого и начинается основной сюжет.
Еще с первого ролика было очевидно, что фильм будет представлять из себя метафору семейного быта. Зацикленного, какого-то механического, словно заданного свыше, где любое отступление от нормы ни к чему не приводит. Роли написаны, и их надо исполнять. Эта толстая метафора заполняет все пространство, да так, что жир начинает течь с экрана. Никакой тонкости.
Вот папа — строгий мужчина, решающий воспитывать сына при помощи наказания. Противопоставляют ему женщину, которая все же испытывает какие-то отдаленные материнские чувства к этому неадекватно быстро растущему ребенку. Разные подходы к воспитанию приводят к конфликтам. Да и не только в этом дело.
Метафоры продолжают бить в лоб своей очевидностью. Кормилец семьи должен пропадать на работе, пока мама занята воспитанием истерящего по поводу и без, ребенка. Но единственный аналог работы в этом проклятом месте — копать яму, чтобы узнать, что внизу.
И герой занят этой рабочей деятельность с самой настоящей одержимостью. Он начинает проводить ночи на работе, оставляя женщину с чадом одних. Перестает участвовать в воспитании ребенка. Который постоянно орет и повторяет фразы героев, причем взрослым голосом.
Сам же ребенок — это ходячий спойлер к финалу картины. Зачем создатели в первой трети фильма фактически дословно рисуют концовку своей работы? Как только мы видим внешность чуть подросшего ребенка, то становится очевидно, как все закончится. И самое ужасное, что промахнуться фактически невозможно, настолько банальной и прямолинейной оказывается концовка.
И до нее приходится терпеть почти целый час тоскливого, монотонного, заскриптованного быта героев. Который создатели старались разбавить короткими эпизодами, напоминающими, что это фантастика, а не реалити-шоу о воспитании ребенка.
И вот эти эпизоды действительно интригуют. Но эти крохи не получают хоть какого-нибудь интересного объяснения в фильме. Они нужны, чтобы разжечь интригу. А погружаться в глубь этих явлений никто и не собирался.
Ведь все это метафора стандартного семейного быта в пригороде, а не история о том, как это все стало возможным. Фильму очень сильно не хватает каких-то безумных, мозговыносящих сцен. Сеттинг к этому располагает.
Картину есть за что похвалить. Актерская работа талантливой Имоджен Путс не вызывает вопросов. Она достоверно показала свое противоречивое отношение к ребенку. С одной стороны она его даже человеком не считает, а с другой в ней пробуждается какое-то подобие материнского инстинкта. Не так давно она уже играла отчаявшуюся мать в «Мобильных домах». Так что тут видна хорошая попытка отхождения от образа. Айзенберг же ничего нового не показал.
Визуальный стиль фильма привлекает своей нарочитой фальшивостью. Размноженные дома, неестественные ровные облака, интерьеры дома, отсутствие изменения погоды. Эта картина мертвого мира работает на атмосферу.
Фильм можно воспринимать двумя способами. Если как метафору на цикличность быта среднестатистической семьи в пригороде, то все слишком примитивно и дуболомно подано. Если как фантастический триллер, то он получился жутко предсказуемый и неоправданно длинный, хотя идет чуть больше 90 минут. Такой сюжет уместнее было бы укомлпектовать в 40-минутный эпизод «Черного зеркала» или «Сумеречной зоны».
«Вивариум» — это фильм-метафора с очевидным подтекстом и примитивной подачей, который слабо использует свои фантастические элементы.
Воспитай ребенка, и будешь свободен: рецензия на фильм «Вивариум»
Фильм «Вивариум» слишком хорош, чтобы сглотнуть его, как таблетку снотворного. Это один из тех кинематографических «кубиков Рубика», к просмотру которых нужно подходить подготовленным, а не сонным. Причудливая фантасмагория в духе Франца Кафки на крепком фундаменте социальной сатиры. В отличие от множества других образчиков сюрреализма трактовка «Вивариума» однозначна. Совершенно очевидно, что ирландский режиссер Лоркан Финнеган хотел сказать.
Описание сюжета “Вивариум”
В центре сюжета фильма «Вивариум» – обычная пара из working class. Джемма (Имоджен Путс) работает воспитателем в детском саду, а ее бойфренд Том (Джесси Айзенберг) – садовник. Джемма и Том готовы сделать следующий шаг в отношениях: купить дом и жить вместе. В поисках подходящего дома они забредают в офис к странноватому агенту по недвижимости Мартину. Мартин уговаривает пару съездить с ним посмотреть дом в район пригорода Yonder (в фильме район называется «Даль») и, пока показывает дом №9, исчезает.
Том и Джемма пытаются выбраться из района самостоятельно, но обнаруживают, что завязли в лабиринте одинаковых домов, как мухи в паутине. Молодые люди ночуют в доме (что им еще остается?), а наутро получают коробку, внутри которой ребенок. Надпись на коробке гласит «Воспитайте ребенка, и будете свободны».
Лоркан Финнеган позаимствовал традиционную «фишку» Дэвида Линча, дав одну очень «смачную» подсказку к разгадке сюжета ещё в самом начале фильма. С первого просмотра это может быть незаметно, но если вы посмотрите видео с птенцами дважды, то, даже не будучи орнитологом, обнаружите, что взрослые птицы ухаживают за птенцом совсем другой породы. Это птенец-кукушонок.
Лоркан Финнеган в интервью признался, что вдохновлялся фильмом BBC «Жизнь птиц». Особенно его впечатлило поведение кукушковых, которые подкладывают свои яйца в чужие гнезда.
Птенцов мы видим в кадре еще раз, в начале фильма – когда Джемма пытается объяснить маленькой девочке, почему «малышей» выбросили из гнезда. Объяснения Джеммы предельно шаблонны и неубедительны («так устроена природа», «жизнь жестока»). Она сама не верит тому, что говорит – но говорит это, потому что так должны говорить взрослые детям. Следом появляется Том (слезает с дерева), и мы с улыбкой наблюдаем, как они с Джеммой дурачатся, ярко проявляя свою инфантильность. Они сами еще дети – просто в 30-летних телах.
Идеальные облака
Инфантильность главных героев здесь – ключ ко всему. Сильно бросается в глаза то, насколько они более живые, чем всё, что их окружает. Всё в районе Yonder до уродливости симметричное, пропорциональное, предсказуемое. Одинокая, холодная и безвкусная, как клубника в холодильнике, рутина.
Держась за руки, Том и Джемма отчаянно пытаются выбраться из этого района, который правильнее было бы назвать «взрослая жизнь». Но обратно уже не получится, потому что – ребёнок. Номер дома (№9) – очевидное указание на причину нежеланного взросления.
А дальше – всё по знакомому сценарию. Папа Том убивается на работе, копая себе яму – лишь бы не видеть вечно орущее дитя и поднадоевшую «вторую половинку». Мама Джемма ухаживает за малышом, но любовь в доме №9 не живёт. Делает она это скорее потому, что верит в своё будущее освобождение: «вырастет ребёнок, вот тогда и заживу»! А пока она страдает от хронической усталости и в буквальном смысле воет от тоски. Всё, что её может взбодрить – это внезапная мысль о кофе.
Здесь все облака в форме облаков. Идеальные, отвратительные облака. Там, откуда я родом, облака бывают разных форм и размеров. Некоторые похожи на лица, а некоторые – на собак.
Малыш растёт «как собака» – не по дням, а по часам. С русским переводом это не так заметно, но ребёнок с самых юных лет говорит взрослым голосом. А Том и Джемма в какой-то момент начинают чувствовать, как жизнь ускользает от них, но даже не пытаются за ней угнаться. Воспоминания о прошлой жизни, о жизни, которая имела вкус, блекнут, как старая фотография. Ребёнок постоянно смотрит по ТВ нечто непонятное. А как вы думаете, как в глазах ваших родителей выглядят современные клипы?
Наконец, ребёнок вырастает во взрослого мужчину. К этому моменту Джемма превратилась к блеклую версию самой себя. Том оказался измождён и ослаблен своими геологическими работами настолько, что Джемме приходится кормить его буквально с ложечки. Мужчина, которым стал ребёнок, начинается ежедневно куда-то уходить. Джемма пытается проследить за ним, ориентируясь на звук его шагов, но заблуждается. Это один из самых страшных и показательных эпизодов фильма – когда Джемма в истерике плутает по лабиринтам безликого района, а звук шагов ровно постукивает, отдаваясь эхом, как метроном, отсчитывающий секунды её жизни.
Параллельно Том, кряхтя и кашляя, откапывает труп и в ужасе понимает: вот она – конечная точка всех его усилий. Джемма находит Тома уже умирающим и баюкает на руках.
Помнишь ветер, Джемма? В реальном мире? Было здорово. Я никогда его не ценил.
В чем смысл фильма «Вивариум»?
Картина «Вивариум» – это отражение жизни в быстрой перемотке. Только главные герои не стареют. Так же, как и мы, они, глядя в зеркало, видят, что сегодня выглядят, как вчера или год назад. Только всё вокруг чахнет, тлеет, становится безвкусным, зарастает пылью. Жизнь из череды прекрасных мгновений превращается в грязную, ненавистную и опостылевшую рутину. Внешне всё в порядке и, можно даже сказать, идеально, однако это стремление к идеальности и мещанству – просто ущербная и обречённая попытка придать другую форму страху, который нарастает удушливым комом внутри.
Боязнь взросления – это не боязнь ответственности. Так думают только примитивные люди. Это страх, что у тебя отберут надежду и взамен повесят на шею ярлык. Это страх обнаружить при попытке вернуться назад, что нить Ариадны перерублена на полпути. Боязнь взросления – это страх оказаться в итоге тем, кем ты не должен быть.
«Вивариум» — смысл фильма, объяснение концовки
«Вивариум» — это фантастический триллер 2019 года, снятый режиссером Лорканом Финнеганом. Сюжет фильма сосредоточен вокруг пары, которая хочет приобрести дом своей мечты, отправляется на просмотр в пригород, но вскоре обнаруживает, что не может покинуть район, показанный им таинственным агентом по недвижимости.
Фильм вызвал много противоречий, и по большей части остался непонятым, ведь за размеренным и лишенным всякой динамичности действием скрывается достаточно глубокий и правдивый посыл, который можно трактовать сразу в нескольких направлениях.
Ниже мы расскажем о скрытом смысле фильма, попытаемся объяснить его концовку и значение названия. Поехали.
Сюжет фильма «Вивариум»
Молодая пара Джемма и Том хотят купить дом. Они приезжают в контору по недвижимости, где встречают Мартина — странного агента, который рассказывает им о новом выгодном проекте, — доме в уютном пригороде, который находиться не слишком далеко и не слишком близко, с хорошими соседями и за выгодную цену.
Пара соглашается на просмотр и выезжает вместе с Мартином на застройку, где рядами стоят одинаковые пустые дома. Мартин показывает им дом № 9 и исчезает. Джемма и Том пытаются выехать оттуда, но теряются; каждый маршрут возвращает их к тому самому дому под номером 9. В конце концов в их машине заканчивается бензин, и они решают остаться там на ночь.
О чем могут рассказать кадры с кукушкой вначале фильма?
Действие фильма начинается с демонстрации поведения кукушки. То, как она пробирается в чужое гнездо, выбрасывает одно из яиц и откладывает на его место свое. Когда птенец кукушки рождается, первым делом он, копируя поведение матери, выбрасывает другие яйца и молодых птенцов из гнезда. В конце концов, птенец-кукушка, который кормился по доле полного гнезда, становится больше, чем кормящая его птица и улетает, оставляя приемную маму с пустотой в гнезде и, скорее всего, в сердце.
Кукушка — ключ к пониманию сюжета «Вивариума». Помимо мимолетной демонстрации того, как кукушка уничтожает семью другой птицы в начале, это именно то, что будет происходить с главными героями на протяжении всего остального фильма.
Вначале Джемма говорит своей ученице, что кукушка — это часть природы, и так обстоят дела. Возможно, она нуждалась в гнезде для себя, — объясняет девушка и добавляет, что «это не всегда плохо». Но вскоре ей предстоит осознать, насколько она была не права.
Попав в ловушку риэлтора, пара вынуждена вырастить нечеловеческого ребенка как человека. Когда это сделано, родители-посредники убиты, и человек, не являющийся человеком, выходит в мир, чтобы заманить в ловушку больше людей.
Значение слова Вивариум
Название фильма это прямая отсылка к «виварию», — помещению, в котором содержат животных, в основном крыс, предназначенных для проведения над ними различных научных опытов. Или же контейнер, часто со стеклянным фасадом, в котором содержаться мелкие домашние, или подопытные животные. Таким образом дом № 9, в котором вынуждены жить главные герои, это не только их собственный девятый круг ада, но и клетка. Они же, — обычные мелкие грызуны.
Кто такой мальчик?
«Мальчик» растер очень быстро. Точно как собака или кукушка, подражая людям и крича, когда ему нужна еда и внимание. Пролить свет на его природу помогает сцена в которой Джемма разглядывает иллюстрации инопланетной книги, останавливая свой взгляд на «шейных мешках» с помощью которых неизвестные похитители общаются. В книге показан принцип внедрения, забор материала и создания ребенка гибрида, а так же то, что для его воспитания требуется сильная женщина и слабый, угнетенный мужчина.
Как объяснил режиссер Лоркан Финнеган, на протяжении всего фильма мы можем наблюдать три этапа жизни Джеммы и Тома — молодость, средний возраст и старость. Хотя они не стареют годами, их жизненные силы постепенно покидают их. Искусственная среда Youndera убивает героев одинаково, но Том страдает больше. В поисках выхода он начинает копать. Из-за тяжелой каждодневной роботы и безвкусной еды его здоровье постепенно ухудшается и он умирает.
Объяснение смысл концовки «Вивариума»
Финальная сцена показывает, что «мужчина», овладевший тонкостями поведения людей, готов и отправляется в магазин недвижимости. Предыдущий агент умер и он складывает его, как газету. Становиться понятно что их человеческая форма — лишь прикрытие. После «мужчина» занимает его место. Цикл завершен. Но с появление новой пары начинаться вновь.
Смысл фильма «Вивариум»
Является ли «Вивариум» манифестом о родительской жертвенности, когда относительно молодые люди проводят свою жизнь за воспитанием детей, а после, состарившись и утративши былой пыл доживают свои дни в одиночестве? Возможно.
Тем не менее это все еще жестокая метафора пригородной жизни. В попытках выбраться из Younderа Джемма и Том попадают в стереотипные гендерные роли. Она становиться заботливой матерью, он — отцом работягой, который никак не контактирует с женой и ребёнком. Как и среднестатическая молодая семья, они «покупают» дом, отдаляются от реальности и оказываются запертыми внутри своей ячейки. Вскоре, им не остается ничего, кроме ожидания. Надпись «HELP» в начале фильма это своеобразный крик обществу. Но когда они понимают, что помощи ждать неоткуда, надпись сменяется на красноречивое «fuc u».