в чем суть фильма реликвия
Человеческая плесень: рецензия на фильм «Реликвия»
Печальный австралийский хоррор о старости и принятии смерти.
Узнав, что бабушка, страдающая деменцией, уже несколько дней не показывается в своём захолустном домике, Кей и её дочка Сэм решают приехать на окраину и проведать родственницу. В хижине сплошь тишина и расклеенные по всем предметам записки — чтобы старушка Эдна с её больной памятью не забыла выключить воду или закрыть дверь. Спустя пару неуютных дней (то на улице что- то померещится, то кошмар заставит вскочить посреди сна) исчезнувшая возвращается. Невозмутимое старческое лицо — совсем не такое, как на пожелтевших фото из молодости, а, напротив, обрюзгшее, утратившее красоту в безвылазных лабиринтах морщин и мертвецкой седине — не выражает ни единой эмоции. На все вопросы об отсутствии Эдна отвечает витиевато, как будто что- то скрывая. Хотя скорее просто не помня. Единственный по-настоящему тревожный знак — синяк на груди, напоминающий плесень со стенок дома, но и на этот случай припасён аргумент: «Стукнулась, наверное. Неуклюжая».
Кадр из фильма «Реликвия»
Вариантов немного: можно отдать мать в дом престарелых, где за всеми её чудаковатостями будут следить специалисты, чем и пытается заняться Кей, уехав в Мельбурн, а можно, как планирует заботливая внучка Сэм, кому-нибудь (ей же самой, например) на долгосрочной перспективе поселиться со старушкой. «Реликвия» по всем описанным атрибутам едва ли отдаёт заявленным жанром хоррор. Её территория — семейная драма, пропитанная слезами от осознания физической эфемерности близкого человека, но в то же время далекая от нетрансцендентного, рационального взгляда на проблему. Жалкая, исчерпывающаяся метафорика комнатной трагедии в любом другом случае истощилась бы на полуслове, но в дебютном полнометражном фильме Натали Эрики Джеймс всё кино как полуслово.
Кадр из фильма «Реликвия»
Волна слоубёрнеров — так называемых «медленно тлеющих» фильмов ужасов, которые лишены сюжетной динамики и упиваются своим неспешным темпом, отвратно (хотя в визуальном плане зачастую и эстетически очаровывающе) смакуя зловещий и поступательный процесс поглощения человека собственным же страхом, — не собирается утихать. «Ведьма», «Оно приходит ночью» или «Реинкарнация» задали тон, но эпигонствовать на такой короткой дистанции как минимум некрасиво. Бытует мнение, что у хоррормейкеров чувство прекрасного и возвышенного атрофировано, но на деле именно они максимально чутко ощущают даже самые незаметные, лёгкие бризы в рамках вечно странствующего жанра. Жанра прекрасного в своей отвратительности и возвышенного в идейных порывах. Вот и Натали Эрика Джеймс едва ли вторит именно «медленно тлеющим» — скорее бергмановским томным, безвоздушным драмам о том, как быстро человек становится ненужным и лишним. А попутно закидывая в свою корзинку из видеосалона японские ужастики, кино о призраках и боди-хорроры о трансформации тела.
И ничего из описанного здесь не главенствует. Эти поджанры проявятся в каких-то уж совсем незначительных эпизодах, деталях, а то и паре кадров. Взрывной финал — своего рода высвобождение каждого из них, но, если приглядеться, скорее гипертрофия уже показанного ранее, всё тех же шепотов и криков сдавленным больным старческим голосом. При постройке дома использовали окна из хижины прадеда, который, если верить легенде, сошёл с ума, и его тень, следуя за Эдной, станет даже не источником зловещего, а его предвестником. Жуткий синяк на груди начнёт разрастаться и превратит тело в человекоподобную субстанцию, гниющую с каждой секундой. Комнаты становятся тюрьмами и лабиринтами, загоняя в себя Кей и Сэм, вполне возможно, будущих носителей недуга. Поди разберись, как правильно обозначить «Реликвию», вечно перескакивающую (хотя и очень грациозно) с поджанра в поджанр.
Кадр из фильма «Реликвия»
Зато точно ясно, что это парадоксально неромантический фильм с романтическим флёром. Идея отождествления дома и человеческой души с телом и вообще особое внимание к телесности — вполне себе пассаж из Эдгара Аллана По, но в «Реликвию» он встраивается лучше, чем в другие хорроры новой волны. Здесь это, во-первых, куда экстремальнее, а во-вторых, по-хорошему заметно прямолинейнее. Застряв в очередной из ловушек внутри дома, Кей и Сэм в погоне за свободой и самостоятельностью выбираются — и вряд ли стоит расшифровывать эту простецкую фрейдистскую символику — через самодельную узкую дыру в стене. Но коридоры из запылившейся мебели и воспоминаний, которые потеряли всякое значение, захлопываются единой крышкой могилы для всей семьи. Фатализм «Реинкарнации» с её стремлением превратить судьбу родственников в единый болезненный и неотстранимый рок по-прежнему неповторим, но в «Реликвии» накал трагизма подбирается к астеровскому уровню отчаяния.
Отчаяния, прежде всего вытекающего из невозможности понять. В ещё одном достойном слоубёрнере — «Я прелесть, живущая в доме» Оза Перкинса — путешествие героини по страницам книг и забытым чердакам мирило автора с почившим отцом и давало шанс приблизиться к фигуре знаменитого родителя через искусство. В «Реликвии», впрочем, все члены семьи имеют возможность ощутить друг друга физически и выйти на прямой контакт, но и без того гигантская ментальная дистанция разрастается до бытового абсурдизма: в один момент Эдна, будто ребёнок, просит дочку заглянуть под кровать — проверить, нет ли там монстра, и сталкивается с осуждением близких. Старость есть смена ролей некогда молодого и пока что молодого, однако эта кардинальная трансформация из-за неготовности вызывает диссонанс сразу у всех. Поиски внешние (в самом доме) и внутренние (в собственном разуме или душе) здесь тоже приводят к единению, но не совсем такому, какое можно было ожидать.
Реликвия: Однажды все станет тленом…
Этот фильм я скачала в пачке с другими, описанием не интересовалась, достаточно того, что это ужасы 2020 года. Сразу скажу, фильм мне понравился, потому как по моему мнению в нем нет ни намека на привычные ужасы. Это одна большая очень точная аллегория и при этом очень хорошо реализованная. Так что создателям хочется сказать «Браво».
Исчезновение матери и активные поиски
После звонка из полиции главная героиня с дочерью приезжает в дом к своей матери. Эдну уже несколько дней никто не видел, но в доме ее тоже нет. Старушке уже за восемьдесят, она живет одна. Ну правильно, дочери некогда, она постоянно на работе, и видимо живет в большом городе, потому как в ее родном городе делать нечего.
Более того, она кажется не совсем в курсе, как живет ее собственная дочь. Только сейчас Сэм рассказывает, что бросила работу в галерее и работает в каком-то баре. Мать и дочь общаются как совершенно чужие люди, кажется, что Кей не знает даже то, как воспитывалась ее дочь в детстве. Пропаганда работает, дети сбегают в большие города и забывают о своих родителях.
Но вернемся к кино. По словам дочери, ее мама ничем особо не болела, вот только иногда с ней случались неприятности из-за плохой памяти. например, на прошлое Рождество она затопила весь дом. На следующий день местные начинают активно разыскивать бабулю по окрестностям, но увы, безрезультатно.
Дом престарелых – лучшая забота о родителях?
На стене в гостиной мать и дочь видят огромное черное пятно, и тоже ночью Кей снится кошмар с участием какого-то тощего как мумия человека. Следующим утром в доме появляется бабуля и, как ни в чем не бывало, предлагает чай. Где она была и что делала, Эдна не говорит, ну или просто не помнит.
Хотя судя по беглому осмотру врача, создается впечатление, что бабуля находится в здравом уме и трезвой памяти. Несмотря на престарелый возраст, Эдна действительно очень активная и бодрая старушка. Она явно чего-то боится, но совсем не желает, чтобы к ней переезжала внучка.
Кей собирается решить проблему кардинально, она не может забрать мать к себе, так как это неудобно. Не потому что жить негде, а потому что ей некогда за ней смотреть. Потому проще всего отправить мать в дом престарелых. Там прямо райское местечко, неверное, о таком мечтают и родители, и их дети.
Прям санаторий для пенсионеров какой-то. И видимо, это стоит больших денег. Но дети готовы работать и платить, только бы не жить с родителями. И здесь ее дочь Сэм произносит потрясающие слова, что типа в детстве мать меняла ей подгузники, а теперь пришло время Кей делать это.
А может быть Эдна просто одержима?
Бабуля все-таки странная. То она говорит как разумный человек, спустя время все забывает, а потом снова говорит так, как вроде бы все знает. Может быть Эдна одержима? Ведь в доме явно что-то обитает, а памятуя историю про хижину, где жил и умер без присмотра прадед Кей и то, что окна из той хижины были перенесены в новый дом, остается не так уж много предположений.
Либо в той хижине произошел магический ритуал, который призвал некую сущность, либо дед сам создал фантом, который теперь терроризирует живых. В новый дом это что-то естественно проникло вместе с окнами и что они там еще использовали от старого дома. Да и сны намекают на это же. В общем, мне сразу вспомнился фильм «Дверь в лесу».
Видение тонкого плана и суть деменции
При этом Эдна периодически с кем-то разговаривает. И судя по всему, считает, что к ней в дом пришли не дочь с внучкой, а кто-то в их облике. Что сказать, на определенном периоде старые люди начинают видеть то, что не видят другие: тонкий мир, сущностей, фантомы умерших людей. Можно считать это признаком приближающейся смерти. Наверное, Эдна уже находится на краю, на что указывают не только ее видения, но и пятна на теле.
Старики с дурным характером становятся агрессивными, ибо видят темных сущностей, да еще и собирают вокруг себя кучу лярв, которые их провоцируют. Кстати, люди, которые сумели за свою жизнь разобраться с собственными демонами, обычно редко впадают в деменцию. Дело в том, что склероз и маразм это скорее защитный механизм разума, который не позволяет еще больше усугубить ситуацию с душой. Правда, окружающим от этого совсем не легче.
С технической стороны вопроса это скорее полный отказ главной управляющей системы. Давно пришла к выводу, что человеческое тело это биоробот, которым управляет компьютер – мозг. Время идет, запчасти изнашиваются, начинают барахлить, а то и полностью отключаться некоторые системы. Если вовремя подмазывать маслом, ставить заплатки, заправлять качественным топливом, срок годности значительно продлевается.
Дом в доме и сумасшествие Эдны
Забавно, Сэмми заходит в небольшую кладовку и видит, что там еще полдома, о которых она даже не знала. Этот эпизод сразу напомнил мне фильм «Тебе стоило уйти». Там тоже наблюдалось сильное несоответствие пространства снаружи и внутри. Но самое ужасное то, что Сэм теперь не может найти выхода. Она словно бы попала в дом внутри дома. Когда я подумала что это, в голове почему-то появилась мысль «Лабиринты памяти».
Что это значит, я не знаю, но видимо именно здесь блуждала три дня сама Эдна, ибо Сэм видела те же сдвигающиеся стены и прочее, что было написано в записках бабули. В итоге, мать и дочь едва выбрались из этого лабиринта, а бабуля буквально сошла с ума. Но, несмотря на это, Кей все-таки решила остаться, и вот тут произошло очень интересное событие, которое полностью изменило мой взгляд на кино.
Качественное кино со смыслом
В общем, мне сильно показалось, что это фильм о взрослых детях и их старых родителях. Эта линия очень четко прослеживается в сюжете. Даже сны, которые снятся Кей о том доме и стариках, это ее тайные мысли о том, что она тоже когда-то постареет и останется в одиночестве.
С этой точки зрения отлично вписывается и исчезновение Эдны, и ее провалы в памяти, и все прочие события. Ну а мистическая составляющая с бредом и одержимости старушки, это тоже аллегория трансформации человека на старости лет, проще говоря, деградация и старческий маразм. Отсюда и лабиринты памяти или скорее разума.
В конце фильм довольно открыто говорит: как бы ни было страшно и неприятно, но старая мама это твой родной человек и бросать его нельзя. Ведь однажды подойдет и твой срок, но чтобы ты ни был в одиночестве в это время, за твоей спиной должно быть новое поколение. Твои дети.
Так что я очень советую посмотреть этот фильм ужасов. Это действительно образец очень качественного и при этом смыслового кино, которое удачно сочетает жанр ужасов и житейскую мудрость. Причем все снято так, что главная мысль совершенно очевидна и над ней не нужно ломать голову.
А где бабуля. Я за нее! Рецензия на фильм РЕЛИКВИЯ (2020)
Фильм «Реликвия» (Relic) после показа на фестивале Сандэнс породил волну хвалебных отзывов, удостоился сравнения со многими инди-сенсациями последних лет, а дебютантке Натали Эрике Джеймс уже прочат славу Ари Астера и Роберта Эггерса, ставят в один ряд с Дженнифер Кент и Дэвидом Робертом Митчеллом. Девушка купается в лучах славы, пишет сценарии сразу для трех новых проектов. Мы же, не на шутку заинтригованные, дождались, пока «Реликвия» официально вышла в России, и по итогам просмотра имеем сказать следующее: авансы, выданные режиссеру, оправданны, но только и исключительно в качестве именно авансов. Кино у дебютантки получилось не то чтобы плохое, но художественных высот тех же «Реинкарнации» или «Оно следует за тобой» не достигает.
В поисках пропавшей старушки.
И что остается после просмотра? Остается легкое, но неприятное чувство обмана. Мы с самого начала понимали, что смотрим фильм о старческой деменции и всем том грустном и тяжелом, что с этим связано, а режиссер-сценарист наводила тень на плетень, заставляя гадать, а есть ли там что-то еще. И в итоге оказалось, что весь абсурд, все «пугалки» были всего лишь метафорой. того, что мы, повторюсь, понимали с самого начала.
Обзор фильма ужасов «Реликвия» (2020): попали на бабку
После выхода «Бабадука» и «Реинкарнации» появилась мода на умные хорроры. Ну как умные – на самом деле это актуальные социальные высказывания, замаскированные под фильмы ужасов. Один из них – австралийский хоррор «Реликвия», снятый режиссером… режиссершей… режиссеркой Натали Эрикой Джеймс.
Ахтунг! В обзоре будут спойлеры. Если не хотите спойлеров, посмотрите фильм сами. Хотя я не рекомендую этого делать, особенно, если вам нужен настоящий ужастик, а не чернушная драма про то, что… а-а-а, мы все состаримся и умрем. Спасибо, Капитан Очевидность Натали Эрика Джеймс.
«Реликвия»: сюжет
Мать Кей и ее дочка Сэм получают неприятное известие – их уже очень немолодая бабуля Эдна отправилась погулять и бесследно пропала. Кей и Сэм мчатся к дом к бабуле и принимаются ее искать. «Принимаются» это сильно сказано, фактически, они три дня просто живут в ее доме:) Через три дня бабуля Эдна внезапно возвращается. Радости Кей и Сэм нет предела. Но с бабулей явно что-то не так. Она не хочет говорить, где пропадала эти трое суток, а еще на ее груди расползается подозрительное пятно, похожее на пятно черной плесени…
«Реликвия»: впечатления
Если говорить о фильме, то первая его половина практически безупречна. Тут тебе и подозрительная бабуля, которая невесть где шаталась три дня, и пугающие тени, и чудище под кроватью, и мрачные видения у Кей, и жутковатая история дома. Ведь когда-то на его месте стоял другой, страшноватый дом, окна и двери которого использовали для строительства дома, где сейчас проживает Эдна. И, значит, эти древние окна и двери с витражами могут быть проходами в другие измерения, откуда лезет всякая гадость? Здорово!
Нет, не здорово! Ибо вторая половина сводит напряжение первой части на полный ноль, так как выясняется, что мистики нет, и бабуля на почве старости поехала крышей. И это все равно оставляет вопросы:
Стоит добавить, что фильм еще временами элементарно очень темный, и в этой тьме наверняка происходит много страшного или интересного, жаль, ни зги не разглядеть.
По итогу: те, кто хотел бы посмотреть драму, вряд ли посмотрят «Реликвию», потому что она вроде бы позиционирует себя, как хоррор. А те, кто хотел хоррор, будут плеваться от развития событий и концовки, в которой мать и дочка положили жизни и карьеры на алтарь страдающей деменцией бабули. Тогда как стоило отправить ее в хорошую клинику, и всем бы сразу стало лучше, включая зрителей.
Вердикт фильму ужасов «Реликвия» – 2/10. Только за хорошую атмосферу и приятную Беллу Хиткот в роли внучки Сэм (кстати, на момент съемок Белле было тридцать три, вот это да!). В остальном нет никаких причин, чтобы смотреть эту сумбурную рекламу австралийских домов престарелых.
Рецензия на фильм «Реликвия»: Скрип половиц за упокой
Фильм ужасов «Реликвия» вышел на цифровых платформах 11 июля 2020 года. Режиссёр: Натали Эрика Джеймс. В ролях: Эмили Мортимер, Робин Невин, Белла Хиткот и другие.
Пожилая обитательница рассохшегося загородного дома бесследно исчезает. Полиция сбивается с ног. Встревоженная мать пропавшей старушки Кей и внучка Сэм настолько одержимы желанием разобраться в деталях происшедшего, что временно решают поселиться в злополучном особняке. Их цель — попытаться восстановить логику событий звено за звеном.
В одно прекрасное утро хозяйка как ни в чем ни бывало появляется на кухне. Вызванные врачи с удивлением констатируют полную адекватность блудной бабушки. Однако некий травматический опыт для женщины все же бесследно не прошел. И с каждой ночью Кей и Сэм начинают с болью открывать для себя все новые и новые отталкивающие стороны у родного человека.
Любители хорроров поспешили объявить «Реликвию» одной из главных премьер сезона. Сделанный со вкусом, толком и расстановкой фильм и впрямь заслуживает столь лестной оценки. При всей непритязательности антуража, «Реликвия» постоянно оказывается не тем, что от нее ожидаешь. Потенциал пугающих старинных предметов быстро оказывается исчерпан, параллели с «Визитом» М. Найта Шьямалана тоже, в общем-то, заводят в никуда. Слой за слоем отшелушивается (причем и в прямом, и в переносных смыслах), обнажая прочный архетипический каркас, наподобие того, на котором держится «мама!» Даррена Аронофски.
Современная цивилизация стыдливо прячется от старости. Культ здорового тела и противоестественный вечный процесс омоложения окончательно превратили эту тему в моветон. В результате дряхлеющий человек остается наедине с самим собой, вынужденно разрывая все социальные связи и невольно вызывая неистребимое чувство вины у чурающихся его общества родственников.
Такова философская начинка «Реликвии». Но даже если от нее абстрагироваться и не городить огород, то нельзя не отметить блестящей режиссерской работы. Изнемогающий под собственным бременем дом с потускневшими витражами становится самостоятельным персонажем фильма, а леденящий душу саунд-дизайн Брайана Райцелла заставляет вспомнить о строчке из группы «Алиса» «скрип половиц за упокой».
И, конечно, нельзя не отметить типично австралийской специфики хорроров, когда безлюдные просторы пугают не меньше клаустрофобических лабиринтов. В одном из эпизодов мама упрекает дочку за то, что та до сих пор работает в баре. Но глядя на эту пустынную жуть и дичь, хочешь немедленно бежать туда, где побольше людей. А лучше — поскорее позвонить родителям!
Денис Ступников, InterMedia