в чем суть экспериментального метода

Экспериментальный метод исследования в психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и специфика экспериментального метода исследования в психологии

Экспериментальный метод исследования в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешивается в деятельность и функционирование объекта, подверженного испытанию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.

В процессе экспериментального исследования происходит целенаправленное изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в исследуемом объекте или процессе.

Посредством эксперимента ученым удается определить и исследовать причинно-следственные связи того или иного психического процесса, объекта, явления. При этом, экспериментальная деятельность выполняет важное научное значение, поскольку, эксперимент может быть проведен многократно. Можно проводить одно и то же исследование несколько раз, сохраняя исходные условия, либо, меняя их, дабы выявить ошибки, недочеты, найти оптимальное решение, поставленной проблемы или разрешения психологической задачи.

Рисунок 1. Свойства эксперимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специфика экспериментальных методов исследования состоит в следующем:

Эксперимент позволяет исследователю занять активную позицию, наблюдать и при необходимости возобновлять это наблюдение в любое время и в любом удобном для этой деятельности месте.

Готовые работы на аналогичную тему

Экспериментальное исследование проводится при тщательном контроле и четко установленных условиях организации.

Стоит отметить, что экспериментальное исследование отличается достаточно высокой стоимостью, а условия его проведения не всегда в точной степени отражают реальность, настоящие показатели исследуемого объекта или процесса.

И все же, экспериментальное исследование обеспечивает научное обоснование психологическому исследованию. Научность психологического исследования подтверждается следующими факторами:

Применение экспериментов в психологической области предполагает обязательное вмешательство экспериментатора в развитие личности. Оно может носить разнообразный характер: быть как вредным, так и нести пользу. В этой связи важно обращать внимание на верное истолкование и интерпретацию данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

Источник

Эксперимент

Эксперимент — это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения. Экспериментальное исследование относится к эмпирическим научным методам и представляет собой разновидность опыта, имеющего целенаправленно познавательный, методический характер. Эксперимент занимает ведущее место среди методов научного познания (см. Методы научного познания) и часто выполняет функцию критерия истинности научного знания в целом.

В отличие от такого метода научно-практического познания как наблюдение (которое непосредственно связано с методом эксперимента), эксперимент осуществляется на основе теории (см. Теория), определяющей постановку задач исследования и интерпретацию его результатов. В эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нём определённые знания. Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет воспроизводить ход явления при повторении сходных условий. Создав искусственную систему, далее становится возможно осознанно (а иногда и неосознанно, случайно) влиять на неё путём перегруппировки её элементов, их элиминирования или замены другими элементами. Наблюдая при этом за изменяющимися следствиями, возможно раскрыть определённую причинную взаимосвязь между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В ходе эксперимента исследователь не только контролирует и воспроизводит условия, в которых изучается объект, но и часто искусственно изменяет эти условия, варьирует их. В этом заключается одно из важных преимуществ эксперимента по сравнению с наблюдением. Изменяя условия взаимодействия, исследователь получает большие возможности для обнаружения скрытых свойств и связей объекта. Обычно контроль и изменение условий осуществляется за счёт использования приборных устройств, которые являются орудием воздействия наблюдателя на объект.

Основные логико-практические элементы экспериментальной процедуры следующие:

Эксперимент как метод исследования возник в естествознании Нового времени (У. Гилберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию экспериментов. До этого формы языка и рационально-предметной деятельности были одинаковыми и для вненаучной практики, и для науки, различаясь лишь по целевому использованию (это различение терминологически фиксируется противопоставлением практического эмпирическому), а специфика научного познания усматривалась в психологических аспектах деятельности учёного. Лишь после триумфа механистической картины мира (И. Ньютон), давшей естествознанию принципиально новую систему предметных средств — теорию в современном смысле этого понятия, — рационально-предметная деятельность в науке начинает опираться на теоретические средства — продукт своего собственного развития. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности этих направлений, развитие теоретической базы естествознания и смена господства механики сосуществованием различных теорий привели к тому, что не только средства, но и объекты эмпирического исследования начали выступать не в качестве непосредственно, эмпирически данных, а в качестве опосредованных развитием теории. Иными словами, объект включается теперь в эмпирическую деятельность в результате предшествующего развития теоретического знания и выступает в этой деятельности теоретически не познанным, фиксируемым эмпирическим языком для получения в дальнейшем теоретического результата.

Современная наука (см. Наука) использует разнообразные виды эксперимента. Особенно велика его роль в естественных науках. В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого научной теорией явления (см. Качество). Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта (см. Количество, Измерение). Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез научной теории (см. Гипотеза), имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). Ещё один тип эксперимента, находящий широкое применение в фундаментальных исследованиях — так называемый мысленный эксперимент (см. Эксперимент мысленный). Он относится к области теоретического знания и представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории. В области прикладных исследований применяются все указанные виды эксперимента. Их задача — проверка конкретных теоретических моделей. Для прикладных наук специфичен модельный эксперимент, который ставится на материальных моделях, воспроизводящих существ, черты исследуемой природной ситуации или технического устройства. Он тесно связан с производственным экспериментом. Для обработки результатов указанных экспериментов применяются методы математической статистики, специальная отрасль которой исследует принципы анализа и планирования эксперимента.

В XX веке с развитием научного знания о социальных явлениях в связи с потребностями общественной практики, в частности в связи с потребностями совершенствования организации и управления обществом, всё большее значение начинают приобретать и социальные эксперименты. Социальный эксперимент, будучи методом исследования, вместе с тем выполняет функцию оптимизации социальных систем (см. Общество). Он одновременно принадлежит и к сфере науки и к сфере социального управления, помогая проектировать и внедрять в жизнь новые социальные формы. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определённая группа или общность людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого необходимо считаться, а сам исследователь оказывается включённым в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных экспериментов обусловлены правовыми и моральными нормами общества.

Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных (частных) видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим:

Источник

Тема: « Сущность эксперимента».

Лекция №7

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях.

В науке под экспериментом подразумевается способ изучения явлений в строго регламентированных условиях, позволяющих воспроизводить, наблюдать и фиксировать эти явления аппаратурными методами или при помощи соответствующей научной документации.

В эксперименте то или явление можно исследовать при разнообразных условиях, повторять необходимое количество раз при одних и тех же и при неизменных обстоятельствах, расчленять на части.

В процессе познания эксперимент и теория взаимодействуют: 1.Эксперимент подтверждает или опровергает теорию, находящуюся на стадии гипотезы, дает материал для его развития. 2. Какой бы эксперимент ни проводился, он всегда служит лишь определенным звеном в общей цепи научного исследования. Поэтому его нельзя рассматривать как самоцель и тем более противопоставлять его теории, ибо без теории невозможно научное экспериментирование. Вот почему в научном исследовании меньше всего можно говорить о независимости различных методов познания. Только учет их диалектической взаимосвязи и взаимодействия дает возможность правильно представить весь процесс исследования в целом, его структуру, этапы и методы. Чаще всего применение экспериментального метода на практике сочетается с использованием таких методов как наблюдение, измерение, опрос, анкетирование, интервью, беседа. Проведение эксперимента может преследовать различные цели: 1.- эмпирической проверки той или иной гипотезы, теории;

2. сбора необходимой эмпирической информации для построения какого-либо предположения.

По отношению к предшествующему знанию эксперимент играет двоякуюроль:критериальную (проверочную)и эвристическую(пополняет имеющиеся знания за счет результатов проверки гипотезы).

1.Одной из особенностей экспериментального метода и его преимуществом перед методом наблюдения является создание особых экспериментальных условий для выявления причинно-следственных зависимостей, а также наличие возможности варьировать эти условия таким образом, чтобы полученные результаты могли быть подвергнуты анализу с помощью проверки и доказательства различных гипотез о причинных связях.

2. Другим преимуществом, которое дает эксперимент по сравнению с методом наблюдения, является повышение точности регистрации действий испытуемых, зависимых и независимых переменных.

3. И, наконец, еще одной характерной особенностью эксперимента является его более тесная связь с теорией – эксперимент не только направляется некоторой теоретической гипотезой, но само проведение эксперимента становится возможным лишь тогда, когда исследователь имеет некоторое представление о природе изучаемого процесса, о факторах, его детерминирующих, а иначе просто не может быть решен вопрос о создании экспериментальной ситуации и тем более о целенаправленном воздействии.

Не существует единой схемы, ¸с помощью которой можно было бы строить эксперимент для любой проблемы. Сама проблема предопределяет выбор типа эксперимента и конкретный план его проведения.

В общую структуру эксперимента входят:

— познающий субъект и его деятельность;

— объект экспериментального исследования;

— средства воздействия на изучаемый объект.

Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными¸ и т.д.

В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого-нибудь явления путем введения в него нового фактора.Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимой переменной. Т.е. переменная, которой манипулируют, называется независимой переменной.Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменение независимой переменной, называется зависимой переменной. Зависимая переменная – это любой аспект, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Таким образом, зависимая переменная является функцией от независимой переменной; она «зависима» от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

Хотя логика экспериментального метода проста, в действительности процесс постановки эксперимента довольно сложен. Хорошо организованный эксперимент должен принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точность и научную значимость результатов. На практике это означает, что все переменные и условия (кроме интересующей независимой переменной), могущие оказать хоть какое-нибудь влияние на то, что мы измеряем, следует устранить, или они должны поддерживаться на постоянном уровне в течение всего эксперимента.Существует много способов исключения посторонних переменных, способных оказать влияние на зависимую переменную. Но наиболее распространенный – поместить объекты случайным образом в разные экспериментальные условия или группы. Случайное распределение (часто достигаемое такими средствами, как выбрасывание орла/решки или использование таблицы случайных чисел) гарантирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому условию или группе в эксперименте. В этом случае исследователь может быть уверен в том, что любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент (возраст, интеллект, и т.д.), все имеют равные шансы при распределении в различных экспериментальных условиях или группах. Определяющей характеристикой экспериментального метода является предположение о том, что все субъекты в начале эксперимента одинаковы, за исключением одного параметра: присутствие или отсутствие независимой переменной. Поэтому, если поведение субъекта меняется в ответ на изменение независимой переменной, исследователь может быть уверен, что только она одна, и никакая другая, отвечает за изменения в поведении. После того, как исследователь изменил независимую переменную, любой аспект наблюдаемого или измеряемого поведения субъекта не может быть следствием действия какой-либо другой переменной, поскольку никакая другая не допускается в течение всего эксперимента.

Эксперимент в самой простой форме требует, чтобы проводилось сравнение по крайней мере между двумя группами испытуемых. Те испытуемые, которые подвергаются некоторым специальным воздействиям (манипуляции, предпринимаемые экспериментатором), называются экспериментальной группой. Другие испытуемые, которые не получают специального воздействия, образуют контрольную группу. Затем производится сравнение субъектов из обеих групп с целью проверки, оказало ли экспериментальное воздействие какое-либо влияние на выбранную зависимую переменную.

Решение вопроса о видах и типах эксперимента зависит от ряда моментов:

— цели и конкретной задачи исследования;

— этапа работы исследователя над проблемой;

— средств, используемых для проведения эксперимента.

Первоначальный этап исследования – ориентировочный ( пробный, диагностический. Он может начинаться с констатирующего эксперимента – для определения исходных данных ( например, уровня предварительных знаний, необходимых для работы в новых условиях). Если проверка исходных данных дает положительный результат, т.е. подтверждается наличие этих данных, то можно переходить к формирующему эксперименту. Предварительно проанализировав и обработав полученные результаты.

— описание методики обработки результатов эксперимента.

Источник

Экспериментальный метод

в чем суть экспериментального метода. Смотреть фото в чем суть экспериментального метода. Смотреть картинку в чем суть экспериментального метода. Картинка про в чем суть экспериментального метода. Фото в чем суть экспериментального метода

в чем суть экспериментального метода. Смотреть фото в чем суть экспериментального метода. Смотреть картинку в чем суть экспериментального метода. Картинка про в чем суть экспериментального метода. Фото в чем суть экспериментального метода

Резюме

История и эпистемология

История

Некоторые утверждают, что ученый Ибн Аль Хайтам ( Альхазен ) был одним из первых, кто продвигал экспериментальные методы.

Современное определение

в чем суть экспериментального метода. Смотреть фото в чем суть экспериментального метода. Смотреть картинку в чем суть экспериментального метода. Картинка про в чем суть экспериментального метода. Фото в чем суть экспериментального метода

Таким образом, экспериментальный метод определил химик Мишель-Эжен Шеврёль в 1856 году: «Явление поражает ваши чувства; вы наблюдаете его с намерением обнаружить его причину, и для этого вы предполагаете одно из которых вы ищете подтверждения, проводя эксперимент. Рассуждения, предлагаемые наблюдением за явлениями, поэтому устанавливают эксперименты (. ), и это рассуждение составляет метод, который я называю экспериментальным, потому что в конечном итоге опыт является контролем, критерием точности рассуждений в поисках причин или правда «.

Тезис Дюгема-Куайна

Предыдущий качественный опыт

Это вызов, который он ставит перед психологией, которую считает «молодой наукой». Таким образом, он предлагает нам противостоять подражанию физике, не ставить методы зрелой науки на метод проб и ошибок того, что ищет себя, и, следовательно, отдавать предпочтение прежде всего развитию предварительных качественных экспериментов, необходимых для будущих строгих количественных экспериментов.

Принципы

Контроль параметров и проверка гипотез

Экспериментальный метод основан на одном принципе: он включает изменение набора параметров с помощью экспериментального устройства, предназначенного для управления этими параметрами, чтобы измерить их влияние и, если возможно, смоделировать их. В простейшем случае мы пытаемся изменить только один параметр за раз, «при прочих равных». Однако не всегда возможно или желательно изменять только один параметр за раз. Таким образом, в химии, когда кто-то работает с составляющими одной фазы (жидкостью, твердым телом, газом или в форме плазмы), сумма концентраций составляющих остается равной единице; изменение значения одного из них неизбежно приводит к изменению концентрации по крайней мере другого компонента. В других случаях результат однофакторного эксперимента может привести к неправильному выводу. Таким образом, желаемый результат может быть нулевым для определенных фиксированных условий и оказаться важным, когда фиксированные условия различны. Этот случай отражает существование «синергии» или «взаимодействия» между факторами (см. Сравнение звездных планов и факторных планов, Линдер, стр. 38 ). Иногда этот вопрос имеет решающее значение (в случае синергии между лекарствами, между загрязнителями и т. Д.). Чаще всего мы стремимся проверить гипотезу, касающуюся причинно-следственной связи. При анализе результатов (качество этой ссылки) статистика играет очень важную роль как в вынесении суждения (о точности полученной модели прогноза), так и в разработке оптимального эксперимента в отношении статистического риска (Linder, стр.. 126 ). Рассмотрим следующий пример с одним параметром, целью которого является проверка гипотезы о том, что «свет способствует росту растения». В предложенном примере разные растения будут подвергаться разному освещению, при прочих равных условиях, в частности, температура должна оставаться фиксированной и, следовательно, независимой от освещения, чтобы измерить влияние этого параметра на их рост.

Эксперимент заключается в воспроизведении явления «рост растения» двумя способами:

Еще до реализации необходимо предвидеть результаты эксперимента:

Помимо проверяемого параметра, который необходимо изменять, другие параметры, которые могут повлиять на работу, должны быть строго настроены, если не «как можно лучше». В противном случае эти параметры могут быть причиной различий в результатах между контрольным экспериментом и другими. Например, если в первом устройстве без света «слишком холодно» или если атмосфера не содержит «достаточно» углекислого газа, то отсутствие роста может быть связано с этими факторами. Мы также видим необходимость в максимально широких научных знаниях, позволяющих правильно спланировать эксперимент.

Таким образом, проведение эксперимента приводит классическую схему эпистемологической интерпретации к двум типам преимуществ:

Научный эксперимент с использованием модели

в чем суть экспериментального метода. Смотреть фото в чем суть экспериментального метода. Смотреть картинку в чем суть экспериментального метода. Картинка про в чем суть экспериментального метода. Фото в чем суть экспериментального метода

Протокол эксперимента

Протокол эксперимента включает описание условий и хода эксперимента или теста. Описание должно быть достаточно четким, чтобы эксперимент можно было воспроизвести идентично, и оно должно быть предметом критического анализа, в частности, для выявления каких-либо предубеждений.

Теоретическая структура эксперимента

С очень общей точки зрения изолированный опыт в основном состоит из трех фаз:

Подготовка осуществляется вокруг двойного намерения: успеха эксперимента, то есть проведения до его конца; релевантность или успех эксперимента, то есть доступ к положительному результату по отношению к первоначальной цели. Каждое из намерений, мотивирующих и организующих опыт, находит свои пределы по крайней мере в одной форме неопределенности: к базовой неопределенности, относящейся к реализации опыта, добавляется столько неопределенностей, сколько существует возможных вариантов для начальных условий.

Подготовка основана на перспективах и операциях ожидания ; предположения опыта, которые могут уменьшить неопределенность по данному параметру. Таким образом, подготовка приводит к сочетанию факторов эффективности. В общем эксперименте каждая фаза не просто является результатом предыдущей, на связи между начальными условиями и результатами влияет сложность, которая приносит новую нагрузку неопределенности. Оценка относится к критериям, которые будут уточнены в связи с определением факторов эффективности.

Блокировать эксперименты

в чем суть экспериментального метода. Смотреть фото в чем суть экспериментального метода. Смотреть картинку в чем суть экспериментального метода. Картинка про в чем суть экспериментального метода. Фото в чем суть экспериментального метода

Использование блоков (по-английски: blocking ) также происходит, иногда под другими названиями, в областях, отличных от полевых экспериментов и агрономических исследований (промышленные или технологические исследования, медицинские или фармацевтические исследования и т. Д.). Например, в области медицины блоки могут состоять из групп пациентов со схожими характеристиками.

Инструменты, часто используемые в экспериментальных науках

Микроскопия

Структурный анализ

Химический анализ

Химическая кинетика

Механические испытания

Социальная наука

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *