в чем суть экосистемного подхода в образовании
Почему будущее образования — за экосистемами
Откуда они пришли
Крупные компании по всему миру создают свои экосистемы. Прежде всего их запускают ИТ и финансовые гиганты. Тренд уже переходит в другие сферы жизни: исследователи прогнозируют его развитие и в образовательной среде.
Современная модель обучения претерпевает кризис. Традиционное образование перестает быть актуальным, выпускники выходят из учебных заведений без практических навыков и им зачастую непросто найти свое место на рынке труда. Одним из решений может стать развитие экосистемного подхода к образованию.
Пока, правда, само понятие «экосистема» размыто. Термин появился биологии в 1935 году и означал сообщество независимых организмов, которые сосуществуют в гармонии на протяжении всей жизни. С развитием общества он приобрел более широкие смыслы. Появились бизнес-экосистемы, медицинские и многие другие.
Про образовательные экосистемы заговорили в начале 2000-х годов, оперируя термином «экосистема обучения». В последние годы мысль о подобном подходе непрерывно курсирует в педагогической среде. Несмотря на постоянное упоминание термина, дать четкое определение образовательным экосистемам нельзя. Отчасти это связано с тем, что любые экосистемы постоянно развиваются и перестраиваются. Если закрепить за ними конкретное понятие, они постоянно будут выходить за его рамки.
Московская школа управления СКОЛКОВО и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели образовательные экосистемы как возникающую практику для будущего. На примере более чем 40 образовательных экосистем со всего мира они показали, как трансформируется классическая система обучения и что нам ждать от образования будущего. Эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способы обучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать. В образовании он приведет к сетевым моделям добровольного обучения и развития.
Что такое «образовательная экосистема»
Один из авторов исследования, основатель инициативы Global Education Futures и эксперт центра трансформации образования СКОЛКОВО Павел Лукша поделился с РБК Трендами своим взглядом на определение.
«Есть всем известный термин «образовательная система». Она работает именно как система, которую, как правило, выстраивает государство по стандартам, нормам и правилам. Она в каком-то смысле подобна машине по переработке сырья, а этим сырьем становятся маленькие дети, которые поступают в эту машину. Я не случайно использую индустриальную метафору, потому что образовательная система возникла на индустриальном этапе развития человечества.
Старая система устарела, ее нужно как-то поменять. Новая система должна быть гибкой: она должна сопровождать каждого человека, должна быть построена по принципам адаптивности и персонализации. Что важно, она должна совместно управляться множеством участников, а не только государством. Должны участвовать бизнес, общественные объединения, родители, медиа и так далее.
Образовательная экосистема — это, в первую очередь, новая управленческая парадигма организации процесса образования и подготовки людей. Причем не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Она поможет обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого человека и одновременно максимальный запрос со стороны общества и экономики. То есть, речь идет о коллективном процветании.
В конечном итоге получается, что образовательные экосистемы — это сети и сообщества учащихся и провайдеров образования, постоянно развивающиеся и эволюционирующие. Они направлены на процветание на личном, межличностном, национальном и планетарном уровне. Образовательные экосистемы не следует фиксировать стандартами, законами, правилами и так далее».
Как это — учиться всю жизнь в экосистеме
Концепция lifelong learning появилась в связи с постоянными развитием рынка труда и необходимостью подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Если не обновлять свои знания, можно остаться без работы или сильно потерять в зарплате. Павел рассказал, как продолжать обучение в рамках образовательной экосистемы.
«Образовательная система на всю жизнь — это не один провайдер на человека. Не одна школа или университет. Здесь нет единого стандарта обучения. Надо уйти от модели фабрики, где есть, условно, менеджеры, которые контролируют процесс производства, как на конвейере.
Мы не продлеваем один устоявшийся конвейер на всю жизнь. Это не значит, что раньше он начинался в пять лет и заканчивался в 25, а теперь мы делаем его до 75 лет, нет. Это множество ручейков. Это парадигма, к которой мы приходим и в экономике. Там тоже происходит переход на гибкие системы и сети производителей от единых больших интегрированных заводов. Экосистемный тренд касается не только образования, он присутствует во всех сферах.
Lifelong learning невозможно организовать одним единственным провайдером, хотя некоторые будут пробовать зайти в эту позицию. В частности, некоторые университеты. А так, это будет сам человек, который интегрирует свою жизненную траекторию. Помогают ему в этом цифровые профили компетенций. Он начинает со школы, идет в дополнительное образование, и у него есть какой-то профиль, как профиль в Facebook. И вот он идет по разным стадиям, каждая из них достраивает ему цифровой профиль компетенций: портфолио и все остальное.
Вся информация о школьном образовании, университете, курсах, работе, проектах интегрируется в единый профиль. Экосистемы не пришли к нам раньше массово, потому что для нее не была готова цифровая структура. Возникает она только сейчас, появляется полноценная возможность описывать поведение человека, создавать цифровую модель, цифрового двойника, сопровождающего его на протяжении всей жизни. Этой модели еще не было, ее роль выполняли бумажки: дипломы государственного образца, свидетельства о прохождении разных экзаменов, сертификаты и так далее. Но это не точные показатели, потому что мы понимаем, что человек мог очень хорошо учиться, а потом в последний момент на экзамене все провалить. Или, наоборот, ему повезло с билетом. Это искажение системы, которая на самом деле поощряет недобросовестных людей.
Если мы хотим более целостную систему, нам нужен цифровой след человека. Это интегрирующая модель, которая описывает его поведение в течение всего цикла обучения. Цикл может длиться три года, 200 лет, сколько угодно. Эта модель собирает вместе траекторию человека на протяжении всей жизни. И уже не важно, через сколько точек обучения он прошел. Он мог учиться в детском саду, школе, университете, а мог и в неформальном образовании, поскольку это тоже образование.
Часто неформальное образование и дополнительное образование дают человеку больше для жизни, чем основное. Предоставляют более ценные компетенции. Предпринимательские компетенции, например, не входят в школьный стандарт, но крайне важны для успеха человека. Это все нужно для того, чтобы создать такую систему».
Как распространяется экосистема
Образование будущего будет тесно связано с актуальными запросами рынка. Оно будет подстраиваться под учеников и вовлекать в процесс обучения бизнес и местные сообщества. Получится живая система знаний, в которой найдется подходящее место для каждого. Откуда приходят образовательные экосистемы и как быстро они распространяются, рассказывает Павел Лукша.
«Я думаю, что экосистемы — это не просто возможное будущее, но направление развития мировой системы образования в течение XXI века. Без гибких, централизованных систем, которыми управляет множество игроков, мы не сможем эффективно выстраивать социальные процессы. Это — будущий вектор движения, как в нашей стране, так и по всему миру.
Образовательные экосистемы рождаются в самых разных точках мира. Не только внутри образовательной системы, но и на ее границах: в теме городского развития, экологического развития, «зеленой» экономики, в сфере социальной справедливости, наделяя людей более широкими возможностями для самореализации. Люди из бедных районов, без доступа к нормальному образованию, раньше не могли учиться. Школьная система не справлялась, она их не готовила. Распределенные сетевые системы оказываются способны преодолеть социальное, гендерное и прочее неравенство. В этом смысле экосистемы распространяются не только сверху вниз, не только от обеспеченных стран к бедным. Они могут идти во всех направлениях.
Образовательные экосистемы могут рождаться в самых бедных странах, малых городах и самых неблагоприятных условиях. В малых городах, вероятно, даже легче и выгоднее строить экосистему, чем в больших: поскольку проинтегрировать всех провайдеров, создать единую систему сборки человеческой траектории там легче, чем в большом городе. Поэтому я думаю, что в отдельных городах образовательные экосистемы возникнут в ближайшее время. Но все зависит от людей. Мне трудно прогнозировать, потому что мы живем в эпоху интернета и очень быстрого проникновения информации. Если раньше распространение новых норм и подходов занимало десятилетия, то сейчас это могут быть годы».
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования
В последнее десятилетие в мире происходит управленческая революция, связанная с возникновением экосистемного подхода. Начавшись с создания венчурных и корпоративных инновационных систем, экосистемный подход активно распространяется во всё новые сферы экономики и жизни общества — в управление здравоохранением, некоммерческим сектором, городским развитием. Не стал исключением и сектор образования.
Современная модель образования, отвечающая технологическим, социальным и экологическим вызовам 21 века, соответствующая требованиям меняющейся экономики и общества, помогающая формировать «навыки будущего» — это гибкое персонализированное обучение на протяжении всей жизни. Такая модель требует новых методов организации, в том числе перехода к цифровым платформам и сетям образовательных возможностей, а также новых подходов к регулированию, построенных на вовлечении всех заинтересованных сторон вместо централизованного директивного регулирования.
В будущем образование будет строиться на интеграции знаний и вовлечении учащихся. Обучение будет тесно связано с реальным миром и его проблемами, будет вовлекать богатую культуру и знания местных сообществ. Эффективная учебная среда будет основываться на постоянном взаимодействии и находить новые способы расширения профессионального, социального и культурного капитала за счёт сотрудничества с семьёй и сообществом, с высшим образованием, бизнесом и использования альтернативных источников знаний. Такая образовательная система будет походить не на промышленный конвейерный завод, а на живую экосистему знаний, где каждый имеет свою экологическую нишу и право на выбор.
Чтобы переход к новой модели образования состоялся, нужна новая модель лидерства — «экосистемное» лидерство. Международный коллектив авторов инициативы Global Education Futures, включающий эксперта Московской школы управления СКОЛКОВО Павла Лукшу, руководителя исследовательского блока HundrED Джессику Спенсер-Кейс и декана Института социальных инноваций Джошуа Кубисту, при поддержке Центра трансформации образования СКОЛКОВО поставил перед собой задачу изучить новый формат лидерства и управления в образовательном секторе.
База
Для изучения поставленных вопросов исследователи проанализировали работу свыше 40 кейсов образовательных экосистем из Европы, США, Латинской Америки, Азии и России и провели глубинные интервью с их лидерами.
Экосистемы, рассмотренные в исследовании, можно разделить на несколько основных групп:
Выводы
А. Экосистемный подход в образовании находится на стадии становления, поэтому консенсус относительно того, что такое «образовательная экосистема», ещë не сложился. При этом лидеры-практики интуитивно ощущают разницу между «экосистемными» и «неэкосистемными» методами управления. Опрос респондентов показал, что чаще других к ключевым характеристикам образовательных экосистем можно отнести многосторонность, сотворчество и целенаправленность.
Б. Образовательные экосистемы определяются как сети взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения / воспитания / развития в течение всей жизни. Образовательные экосистемы объединяют учащихся и сообщества, стремясь к раскрытию их индивидуального и коллективного потенциала. Они разнообразны, динамичны и постоянно эволюционируют. (Конечная) цель образовательных экосистем — создание процветающего будущего для людей, сообществ и планеты.
Экосистемный подход ведет к изменению наших способов учиться, мыслить, жить и действовать на принципах взаимосвязности и сотрудничества. В образовании это позволяет перейти от иерархических систем, основанных на принуждении и насилии, к сетевым моделям совместного добровольного обучения и развития.
К целям личного уровня («моё») относятся личностный рост и собственное благополучие. Важно, что организация любой устойчивой экосистемы — это неотчуждаемый проект, который создается командой организаторов для себя и под себя. В этом принципиальное отличие экосистемных проектов в образовании от большинства «индустриальных», которые создаются «под задачу».
К местным целям относятся те задачи, которые экосистема должна решать на местном уровне — в конкретном регионе или секторе: формирование навыков, расширение локальных образовательных возможностей, развитие сообществ.
Мировые цели — это «миссия» экосистемного проекта, его вклад в большие цивилизационные изменения, связанные с глобальными и планетарными потребностями и задачами, такими как устойчивое развитие, социальная и экономическая справедливость, изменение культуры глобальной цивилизации;
Г. Исследователи определили набор факторов (получивший название ОПОРА), которые необходимо учитывать для успешной реализации экосистемных проектов, а именно: Основные Принципы (или смысл и принципиальные качества экосистемного проекта); Организация (то есть набор норм и правил, по которым организованы экосистемы); Реализация (управленческие методы, применяемые для запуска и развития экосистем); Активы (ресурсы, необходимые для запуска и поддержания экосистемы).
Кроме этого, исследователи описали понятие «жизненного цикла» экосистем — от зарождения через фазы роста и зрелости до фазы угасания или перерождения. На каждой стадии жизненного цикла экосистемных проектов существуют свои требования к компетенциям управленческой команды, физической и информационной инфраструктуре. Зачастую проблемы и даже провалы экосистемных проектов связаны именно с тем, что эта стадийность развития не учитывается.
Д. В то же время запуск и развитие экосистемных проектов — довольно сложная задача. Исследователи выявили типовые проблемы, с которыми сталкиваются экосистемные команды, разделив их на две категории — проблемы внутренних взаимоотношений (дефицит компетенций / способностей у лидеров и членов команды, а также сложности с сотрудничеством) и структурные проблемы (например, недостатки организации, некачественная подготовка стратегии и т.д.). Исследователи подчеркивают, что управленческие проблемы экосистемных проектов, как правило, вторичны — в их основе лежит неумение или неспособность выстраивать доверительные отношения и поддерживать сотрудничество.
Е. Одним из центральных результатов данного исследования можно считать описание феномена экосистемных организаторов или «радетелей» (неологизм, предложенный авторами для перевода термина Thrivalist, используемого в исследовании). «Радетель» — не монолитная роль, а набор, состоящий из пяти различных типов лидерства, которые можно классифицировать исходя из того, как они «плетут» и поддерживают сети взаимоотношений (архетип «Ткачества»), а также по их способности проявлять инициативу и «взращивать» новые проекты (архетип «Садовничества»). Это роли «лидера изменений», «объединителя» (или организатора сообществ и пространств), «рассказчика» (или сторителлера), «мыслителя» (или исследователя-визионера) и «разрабочика» (архитектора / проектировщика).
Решившиеся встать на путь экосистемной трансформации образования должны быть готовы к трудностям. От вас и вашей команды потребуется смелость и стойкость. Возможно, наше поколение даже не застанет плодов своей работы. И всё же мы не видим более благородной и осмысленной цели. В это непростое переходное время нам нужны островки надежды на стабильность и процветание. Образовательным экосистемам предстоит взрастить новое поколение лидеров, возглавляющих переход цивилизации к мирному, но эффективному и гармоничному развитию. И, судя по вдохновлëнным ответам опрошенных нами экосистемных «радетелей», эта цель достижима.
Ж. Авторы завершают исследование определением девяти ключевых принципов, которых должны придерживаться экосистемные проекты, чтобы сохранять и развивать свою «экосистемность». Они также описывают стратегии, которые могут реализовать разные участники образовательной системы — учителя и преподаватели, учащиеся и родители, руководители образовательных учреждений, регуляторы и политики, НКО и благотворительные фонды. В этом смысле исследование — не что иное, как практическое руководство к действию, помогающее практикам образования включиться в «экосистемный переход» уже сегодня.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Блог Экстернат.РФ
Блог пользователей Экстернат.РФ
Школа как образовательная экосистема
Современная школа должна быть эффективной, а эффективность предполагает стабильность и долгосрочность высоких достижений вкупе с сохранением собственного лица и репутации школы, т.е. необходимо «воспроизводство успешности» всего школьного сообщества. Для этого необходимо перевести внимание с личности конкретного педагога, персоны на коллектив. Осуществить это возможно, если выстраивать работу с учетом нескольких принципов: – поддержка инициатив; – четкий алгоритм реализации конструктивных идей; – установка на получение и закрепление значимых результатов; – приоритет проектно-командных форм работы; – регламентация процессов, автоматизация стандартных операций и автономия в решении творческих задач. В условиях сельской общеобразовательной организации помимо «традиционных» форм работы эффективным инструментом достижения успешности, особенно в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, может стать реализация модели карьерного роста путём введения статусов «педагог-наставник», «исследователь», «эксперт», «методист». Невозможно говорить о повышении эффективности образовательного процесса без учёта индивидуальных способностей каждого школьника. В данном случае школа как образовательная экосистема должна выйти на качественно новый уровень в построении индивидуальных образовательных траекторий, а главное — сформировать потребность в непрерывном самообразовании и самовоспитании. Чтобы успешно выстроить образовательную экосистему, не только соответствующую запросам XXI века, но работающую на опережение, следует учитывать особенности подрастающего поколения. Лавинообразные потоки непроверенной информации, получаемые детьми из всевозможных доступных источников, негативным образом сказываются на здоровье детей. При этом отмечается их гиперактивность, немотивированная агрессия в подростковом и юношеском возрасте. Большая часть школьников не нацелена на чтение. Они способны к многозадачности, но при этом рассеянны. Обладают клиповым мышлением, основанном на визуальных образах, а не на логике. Необходимо объединить ресурсы школы, учреждений дополнительного образования детей с ресурсами Интернета для непосредственного участия в формировании сетевых образовательных продуктов и использования уже имеющихся ресурсов социализации. Современная ситуация позволяет констатировать: необходимо развивать альтернативные формы образования, внедрять программы дистанционного обучения детей. За счёт этого можно будет решить другие задачи, стоящие перед образованием — сокращение количества учащихся, стабильно демонстрирующих низкие образовательные результаты, посредством их перехода в статус успешных школьников, повышение функциональной грамотности учащихся.
Экосистемный подход: цели объединяют
Каким должно быть дополнительное образование? Как сделать его доступным, качественным и востребованным?
О новых подходах к организации учебного процесса, создании инновационного образовательного пространства, о проектах и технологиях управления – в интервью с заместителем директора Дворца молодёжи по научной работе Ларисой Смирновой.
Тренды образования XXI века – гибкость, персонализация, ориентация вокруг навыков будущего. Для того чтобы занять лидирующие позиции в образовательной сфере своих регионов, организациям нужно использовать новые возможности, изменять подходы к своей работе и создавать уникальные модели управления, развиваясь и сотрудничая с множеством образовательных площадок. Ответом на вызовы современности и появление инновационных технологий станут образовательные экосистемы.
Дворец молодёжи объединяет большую сеть образовательных организаций – как строится взаимодействие с ними, по каким принципам реализуется управление?
Сегодня в структуру Дворца молодёжи входят базовые площадки, реализующие инновационные образовательные проекты и программы, на данный момент их 85, а также структуры, которые вошли в состав Дворца в рамках реализации национального проекта «Образование». Среди них Региональный модельный центр, в состав которого входит 83 муниципальных опорных центра, расположенных в каждом муниципальном образовании Свердловской области. Детские технопарки «Кванториум», центры цифрового образования детей «IT-куб», центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (к 2024 году планируется открыть на территории Свердловской области 416 таких центров) также работают в составе Дворца
молодёжи.
Поэтому интеграцию уникального опыта, возможностей и ресурсов всех участников, а также обеспечение высокого качества, доступности и эффективности дополнительного образования в Свердловской области мы видим через реализацию экосистемного подхода, основанного на совокупной деятельности всех её субъектов – от педагога до профессионально ориентированных сообществ.
В конце 2019 года Дворец молодёжи стал федеральной инновационной площадкой с проектом «Экосистемный подход в развитии дополнительного образования детей в Свердловской области», и мы продолжаем развивать это направление.
В чём заключаются основные особенности экосистемного подхода в сфере дополнительного образования? Как он реализуется во Дворце молодёжи?
Экосистема дополнительного образования – образовательное пространство, в котором организация, содержание и реализация образовательного процесса осуществляется за счет деятельности заинтересованных и взаимодействующих между собой сообществ – правомерных участников дополнительного образования детей.
По сути, мы создаем инновационное образовательное пространство, в котором важнейшим фактором развития является система партнерских отношений различных сообществ, выполняющих разные функции, но реализующих одни цели. Сообщество сообществ, в силу своих интересов, призвано постоянно генерировать предложения по совершенствованию образовательной практики для достижения более качественных результатов.
На региональном уровне организатором экосистемы дополнительного образования детей Дворец молодёжи выступает как организация, обеспечивающая сотрудничество с образовательными и социально экономическими сферами областной инфраструктуры – сообществами науки, высшего профессионального и общего образования, предпринимательского сектора, органов государственной власти, общественности, производства, здравоохранения, культуры и искусства.
Формирование сообщества сообществ осуществляется через систему различных мероприятий. Например, семинары, круглые столы, курсы повышения квалификации, в рамках которых Дворец молодёжи информирует о возможностях и направлениях развития детей в системе дополнительного образования и его роли в современном мире. Здесь очень важна обратная связь, выявляющая интересы сообщества к этому виду образования и возможные форматы взаимодействия.
Каковы перспективы внедрения экосистемного подхода?
Экосистемный подход в развитии дополнительного образования детей Свердловской области ориентирован, прежде всего, на формирование опыта реализации образовательной деятельности, сочетающей интересы ребенка, семьи и общества и социально-экономические потребности региона. Опирается на создание нового ресурсного потенциала дополнительного образования детей, включающего материальные, интеллектуальные и кадровые составляющие многообразных сообществ. Направлен на реализацию модульной системы развития профессионального уровня педагогических работников, построенной на основе паритета социально-профессиональной и индивидуально-ориентированной составляющих.
О перспективах развития дополнительного образования во Дворце и в регионе, о том, какую роль в реализации системы управления обучением играет РМЦ – структурное подразделение Дворца молодёжи, и о том, как повлияли дистанционные технологии на учебный процесс – читайте на нашем сайте во второй части интервью с Ларисой Смирновой.