в чем суть биогенетического закона мюллера геккеля
Биогенетический закон
Всего получено оценок: 209.
Всего получено оценок: 209.
Наблюдение двух независимых биологов за онтогенезом организмов позволило сформировать биогенетический закон Геккеля-Мюллера. Впервые формулировка прозвучала в 1866 году. Однако предпосылки становления закона были выявлены ещё в 1820-х годах.
Закон и его значение
Суть закона заключается в том, что в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма) особь повторяет формы своих предков и от зачатия до становления проходит стадии филогенеза (исторического развития организмов).
Формулировка зоолога Фрица Мюллера была дана в книге «За Дарвина» в 1864 году. Мюллер писал, что историческое развитие вида отражается в истории индивидуального развития.
Через два года естествоиспытатель Эрнст Геккель сформулировал закон более кратко: онтогенез – быстрое повторение филогенеза. Другими словами, каждый организм проходит эволюционное изменение вида в процессе развития.
Рис. 1. Геккель и Мюллер.
Свои выводы учёные сделали при изучении эмбрионов разных видов на основе ряда схожих признаков. Например, у зародышей млекопитающих и рыб формируются жаберные дуги. Эмбрионы амфибий, рептилий и млекопитающих проходят одинаковые стадии развития и внешне похожи. Схожесть эмбрионов является одним из доказательств теории эволюции и происхождения животных от одного предка.
которые читают вместе с этой
Основатель эмбриологии Карл Бэр ещё в 1828 году выявил сходство зародышей разных видов. Он писал о том, что зародыши идентичны и лишь на определённой стадии эмбриологического развития проявляются признаки рода и вида. Любопытно, что, несмотря на свои наблюдения, Бэр так и не принял теорию эволюции.
Критика
С XIX века выводы Геккеля и Мюллера подвергались критике.
Были выявлены несовершенства основного биогенетического закона:
Установлено, что закон Геккеля-Мюллера никогда не выполняется полностью, всегда находятся отклонения и исключения. Некоторые эмбриологии отмечали, что биогенетический закон – всего лишь иллюзия, не имеющая под собой серьёзных предпосылок.
Закон пересмотрел биолог Алексей Северцов. На основе биогенетического закона он разработал теорию филэмбриогенеза. Согласно гипотезе изменения исторического развития обуславливаются изменениями на личиночной или эмбриональной стадии развития, т.е. онтогенез изменяет филогенез.
Северцов разделил признаки эмбрионов на ценогенезы (приспособления к личиночному или эмбриональному образу жизни) и филэмбриогенезы (изменения эмбрионов, которые приводят к видоизменению взрослых особей).
К ценогенезу Северцов относил:
Ценогенез «облегчил» жизнь личинок и эмбрионов в ходе эволюции. Поэтому сложно проследить развитие филогенеза по эмбриологическому развитию.
Филэмбриогенез делится на три вида:
Что мы узнали?
Из урока биологии 9 класса узнали о законе Геккеля-Мюллера, согласно которому каждая особь в ходе онтогенеза проходит стадии филогенеза. Закон не работает в «чистом» виде и имеет массу допущений. Биолог Северцов разработал более полную теорию индивидуального развития.
Жизнь. Часть 9. Закон Геккеля-Мюллера
С Вашего разрешения, я остановлюсь на процессе старения человека, поскольку знаю его «изнутри». (Мне – 90.) Информация самая достоверная, так как объективна, и одновременно самая необъективная, так как субъективна.
Начну издалека. Я «на халяву» (жаргон) по готовой программе самосохранения
за какие-то 85 лет прожил жизнь от рождения до старости. (От зародыша до старика.) Но, за скорость приходится доплачивать. Теперь мне в таком же ускоренном темпе предстоит прожить весь период затухания Солнца. На беды, связанные с сокращением энергоснабжения Солнечной системы гаснущим Солнцем, наложились беды, приобретённые по собственной глупости. А их хватает. Бесчисленные сотрясение мозга (связанные, главным образом, с горными лыжами). Переломы позвоночника, ноги, пальцев рук (гимнастика). Растяжения связок – считать не пересчитать.
С последствиями травм, связанных с любовью к экстриму, я разделывался довольно быстро, в частности, с помощью биоэнергетики, и не вспоминал о них до старости. (В моём случае, до 85 лет.) Впрочем, экстримтравмы случаются и сегодня, но на восстановление «статус кво» «пострадавшего» требуется гораздо больше времени, чем в молодости.
«Старость» Солнца вызывает свои беды.
Вторая.
Сокращение продуктивной работы мышц до часа-полутора; после чего наваливается усталость и начинает болеть сердце.
Третья.
Теряется память. На моих глазах дед, незадолго до смерти, перестал узнавать внука, с которым дружил, ходил на рыбалку и жил в одной квартире.
У меня теряется память на лица, на отдельные слова. Помню, как объект, обозначающий слово, выглядит, а как звучит или пишется – забыл. Вспоминаю иногда случайно на следующий день.
Четвёртая.
Раньше, чем раньше, устают глаза. – Появляется резь в них. Отключаюсь от работы на компьютере, даю глазам отдохнуть.
Всё актуальнее становится мысль: а стоит ли бороться за жизнь. До сих пор я зубами за неё держался, потому что инстинктивно получал удовольствие от её сохранения и так же инстинктивном боялся её потерять.
Если теперь на левую чашу весов положить удовольствия, которые я получал от сбережения Жизни, на правую – проблемы, которые нарастают при старении, то перевесит правая чаша.
В течение жизни я получал удовольствие от того, что дышал, пил, ел и наоборот (это – до сих пор). Активно двигался, рисковал, получал удовольствие от секса (сейчас, увы не получаю по независящим от меня обстоятельствам). Получал удовольствие от хорошо сделанной физичски-механической и умственной работы. (Сейчас осталось получать удовольствия только от умственной. Какая уж «хорошо сделанная физичски-механическая работа» может быть сделана трясущимися руками при одном глазе. Вдеть нитку в иголку стало проблемой). Получал удовольствие от того, что делал подарки близким и незнакомым мне людям.(Такие удовольствия поучаю и сейчас.) Короче, получал удовольствие от того, что был востребован. (Сейчас близкие – далеко, мой жизненный опыт устарел, в связи со сменой общественного строя. В самый раз вспомнить стихотворение, написанное в 2012-м году:
«Все. Никому не нужен.
Собственных лет стыдясь,
Не замечая стужи,
Выйду в осеннюю грязь.
Весь здесь. Совсем не молод,
Болен и неуклюж,
В душу сочится холод
Рябью подёрнутых луж».)
Биогенетический закон Э. Геккеля
Биогенетический закон (Э. Геккеля и Ф. Мюллера): каждая особь на ранних стадиях онтогенеза повторяет некоторые основные черты строения своих предков, иначе говоря, онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое повторение филогенеза (эволюционного развития
Независимо друг от друга Геккель и Мюллер сформулировали биогенетический закон.
ОНТОГЕНЕЗ ЕСТЬ КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ФИЛОГЕНЕЗА.
В онтогенезе Геккель различал палингенезы и ценогенезы. Палингенез – признаки зародыша, повторяющие признаки предков (хорда, хрящевой первичный череп, жаберные дуги, первичные почки, первичное однокамерное сердце). Но их образовании может сдвигаться во времени – гетерохронии, и в пространстве – гетеротопии. Ценогенезы – приспособительные образования у зародыша, не сохраняющиеся во взрослом состоянии. Он указал, что ценогенезы влияют на палингенезы, искажают их. Он считал, что из-за ценогенезов рекапитуляция происходит не полностью. Он отталкивался от этой теории когда создавал теорию гастреи.
Дальнейшие исследования показали, что биогенетический закон справедлив лишь в общих чертах. Нет ни одной стадии развития, на которой зародыш повторял бы строение своих предков. Установлено так же, что в онтогенезе повторяется строение не взрослых стадий предков, а эмбрионов.
Теория эволюции была разработана Ч. Дарвиным (1809-1882) и изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859).
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Эволюционная теория Дарвина
представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает
широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление
движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и
др. Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:
1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались
и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, какнаследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественныйотбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг сдругом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой засуществование. 4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их
обитания и многообразие видов в природе.
Основные положения теории эволюции Ж.Б. Ламарка:
1. Организмы изменчивы. Виды изменяются крайне медленно, а потому и не заметно
2. Причины изменений (движущие силы) а) Внутренне стремление организмов к совершенствованию, заложенное Творцом
б) Влияние внешней среды. Оно нарушает постепенное усложнение организмов (градацию), поэтому существуют организмы с разным уровнем развития
3. Любое изменение наследуется
115. Линнеевский период развития биологии.
Сама идея эволюции стара как мир. Эпоха Великих географических отрытий познакомила
европейцев с поразительным многообразием жизни в тропиках, привела к возникновению первых гербариев (Рим, Флоренция, Болонья) уже в XVI в., ботанических садов (Англия, Франция), кунсткамер и зоологических музеев (Нидерланды, Англия, Швеция). К концу XVII в. Многообразие вновь описанных форм было настолько велико, что ботаники и зоологи того времени буквально стали тонуть в море накопленного и постоянно прибывающего материала.
Понадобился кропотливый гений великого шведского биолога Карла Линнея (1707-1778) для того, чтобы навести порядок в этих грудах материала. К. Линней был креационистом (он писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо»). Историческое значение К. Линнея состоит в том, что он выдвинул принцип иерархичности систематических категорий (таксонов): виды объединяются в роды, роды в семейства, семейства в отряды, отряды в классы и т.д. К. Линней первым поместил человека среди отряда приматов. При этом Линней не утверждал, что человек произошел от обезьяны, он лишь подчеркнул несомненное внешнее сходство. Принцип иерархичности был сведен Линнеем в основном труде его жизни «Системе природы».
Среди главных теорий возникновения жизни на Земле следует упомянуть след.:
1. Теория креационизма: жизнь была создана в определённое время сверхъестественным существом.
2. Теория самопроизвольного заражения: жизнь возникла неоднократно из неживого вещества.
3. Теория «стационарного состояния»: жизнь существовала всегда, независимо от нашего сознания.
4. Теория панспермии: жизнь занесена на нашу Планету извне.
5. Теория биохимической эволюции: жизнь возникла в рез-те процессов, подчиняющихся химич. и физич. законам. Более или менее научная.
Ещё Дарвин понял, что жизнь может возникнуть только при отсутствии жизни. Вначале вездесущие
микроорганизмы, распространённые сейчас на Земле «съедали» бы вновь образующиеся
органические вещества, следовательно, появление жизни, в привычных нам земных условиях, не
возможно.
Второе условие, при котором можем зародиться жизнь, отсутствие свободного О2в атмосфере, т.е.
отсутствие условий, когда органические в-ва могут накапливаться не окисляясь. На нашей Планете
они накапливаются только в бескислородных условиях (торф, нефть, каменный уголь).
Это возможно открытие сделали Опарин и Холдейн. Позже они сформировали гипотезу,
рассматривающую возникновение жизни, как результат длительной эволюции углеродных
соединений. Она легла в основу научных представлений о происхождение жизни.
Впервые признаки жизни на ней появились около 3,8 млрд.лет т.н.
В процессе становления жизни можно выделить 4 этапа:
1 этап: Синтез низкомолекулярных органических соединений из газа в первичной атмосфере.
В первичной атмосфере, имевшей вероятно восстановительный характер, под влиянием различных
видов энергии (радиоактивных и ультрофиолет.излучений, электрические разряды, вулканические
процессы, тепло и т.д) из простейших соединений синтезировались молекулы аминокислот, сахаров,
жирных кислот, азотистых оснований и т.д. Этот этап подвержен рядом модельных экспериментов. В
1912г. америк.биол. Ж.Лёб первым получил из смеси газов под действием электрического разряда
лейцин (аминокислота).
2 этап: Полимеризация мономеров с образованием цепей белков и нуклеиновых к-т.Высокая
концентрация молекул аминокислот, жирных кислот в растворах привела к образованию
биополимеров: примитивных белков и нуклеиновых кислот.
3 этап: Образование фазово-обособленных систем органических в-в, отделённых от внешней среды
мембранами. Этот этап становления жизни часто наз. протоклеткой.Возможно, что возникшие
полимеры объединялись в многомолекулярные комплексы по принципу так назыв. Неспецифической
самосборки. Образующиеся при этом фазово-обособленные системы способны взаимодействовать с
внешней средой по типу открытых систем.
4 этап: Возникновение простейших клеток, обладающих свойствами живого, в том числе
репродуктивным аппаратом, гарантирующим передачу дочерним клеткам всех химических и
метаболических свойств родительских клеток.
Эволюция протобионтов завершилась появлением примитивных организмов, обладающих
генетическим и белоксинтезирующим аппаратом и наследуемым обменом в-в.
Первые живые организмы были гетеротрофами, питавшиеся абиогенными органическими
молекулами.
118 вопроса нет.
119. Возникновение и исчезновение биологических структур в филогенезе.
Биогенетический закон
Сформулировать биогенетический закон удалось Э. Геккелю в 1866 году. Суть теории заключается в том, что индивидуальное развитие особи, называемое онтогенезом, является ускоренным повторением закономерностей филогенеза — эволюции целого вида. Схожие параллели в развитии человека и вида в масштабе также проводили исследователи, занимающиеся психологией и педагогической практикой, например, И. Гербарт. Именно они утверждали, что стадии воспитания должны повторять стадии становления истории культуры.
Дальнейшее применение биогенетического закона
На рубеже 19-20 веков получил широкое распространение концепт эволюционной биологии. Это повлекло за собой изучение развития психики через призму биогенетического закона. Психологи, избравшие данную позицию, настаивали на соответствии, которое прослеживается между развитием вида (в частности, культурно-историческим) и формированием психики ребёнка. Исследователи привели несколько версий параллельной периодизации.
Теория Штерна
Учёный утверждал, что детство поделено на шесть фаз. Эти периоды отражают эпохи человеческой эволюции.
От рождения до шести месяцев ребёнок приравнивается к низшим млекопитающим. В его функционировании преобладают рефлексы, простейшие психические надстройки.
В период до года он переходит в фазу онтогенеза высших млекопитающих. Уже развились такие важные аспекты деятельности, как подражание и хватание.
Только с тринадцатого месяца начинается непосредственно человеческое развитие, соответствующее историческим вехам:
Штерн же предложил концепцию развития, выбрав в качестве критерия способы добычи пропитания. Так, возраст до 5 лет характеризуется тягой к собирательству. Этап до 12 — охота. Пастушество знаменуется верхней границей в 14 лет. 16 годам соответствует земледелие. До 20 — промышленность и торговля.
Теория рекапитуляции
Отталкивался от биогенетического закона и Г. С. Холл. На его основе была создана теория рекапитуляции.
Согласно концепции, предложенной учёным, психическое развитие ребёнка обуславливают наследственность или эволюционное движение вида. Важнейшие этапы видового развития повторяются в закономерной последовательности, которая не нарушается ни при каких условиях.
Теория отбора
Э. Торндайк также считал, что онтогенез в определённой степени повторяет филогенез. По его мнению, полезные свойства отбираются и воспроизводятся в соответствии с нуждами индивида. Это значит, что содержание и последовательность элементов обусловлена необходимостью адаптироваться к среде.
Концепция соответствия
Группа учёных проводила параллель между логикой развития человека и вида. Общей тенденцией исследователи считали движение от простейших обобщённых форм к сложным и разрозненным.
Применение биогенетического закона в педагогике
Последователи концепции Геккеля адаптировали идею и к решению проблем педагогики.
Так, в течение определённого периода в обучении господствовало требование, согласно которому ребёнок должен был изживать архаичные поведенческие формы и пути мышления. Так, подверглись остракизму низшие (животные) инстинкты, от которых нужно было избавляться во время игры.
Холлу, предложившему идею отсечения инстинктов, возражал К. Гроос. По утверждению учёного, проводившего исследования игр людей и животных, биологическая сущность игры состоит не в том, чтобы изжить архаичные модели поведения. Её задача — сформировать навыки, которые станут базисом для функционирования в будущем.
Чтобы обосновать биогенетический закон, психология и педагогика пытались соотнести факты детского развития с информацией, полученной в этнографических и археологических исследованиях.
Например, сопоставлялось мышление ребёнка и так называемая дологическая умственная деятельность первобытных племён. Сравнивали и детские рисунки с наскальными изображениями. Последняя параллель легла в основу принципов иллюстрирования литературы для детей. В детских книгах и наглядных пособиях начали появляться примитивные формалистические тенденции.
Разработка теорий, согласно которым психическое развитие ребёнка рассматривается через призму эволюции, способствовало тому, что психологи и педагоги накопили значительную фактическую базу, связанную с этим вопросом. Изучались атавизмы, параллели эволюционного и культурно-исторического характера.
Однако в обосновании такого подхода преобладали умозрительные заключения. Строго научных методов не хватало, чтобы обеспечить достаточную доказательную базу справедливости данной теории.
Психическое развитие и здоровье человека во многом зависит от самого человека. Необходимо вовремя избавляться от токсичных мыслей и негативных эмоций, чтобы психика была в порядке. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».
Биогенетический закон
Полезное
Смотреть что такое «Биогенетический закон» в других словарях:
Биогенетический закон — Геккеля Мюллера (также известен под названиями «закон Геккеля», «закон Мюллера Геккеля», «закон Дарвина Мюллера Геккеля», «основной биогенетический закон»): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной… … Википедия
биогенетический закон — (в психологии) (от греч. bios жизнь и genesis происхождение) перенос на психическое развитие ребенка соотношения, установленного немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем между онтогенезом (индивидуальным развитием организма) и… … Большая психологическая энциклопедия
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН — обобщение в области взаимоотношений онтогенеза и филогенеза организмов, установленное Ф. Мюллером (1864) и сформулированное Э. Геккелем (1866): онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение (рекапитуляция) филогенеза данного вида.… … Биологический энциклопедический словарь
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН — (от греч. bios – жизнь и genesis – происхождение) впервые сформулированное Фрицем Мюллером и Эрнстом Геккелем положение о том, что ряд форм, которые живое существо проходит в процессе своего индивидуального развития от яйцеклетки до развитого… … Философская энциклопедия
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН — Закон Геккеля, состоящий в том, что отдельные особи в индивидуальном развитии своих форм проходят те же стадии, какие прошли предки этого организма, составляющие вид, т. е. онтогения (развитие особи) повторяет филогению (развитие вида). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Биогенетический закон — * біягенетычны закон * biogenetic law см … Генетика. Энциклопедический словарь
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН — БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН, формулированный Эрнстом Геккелем (Haeckel), устанавливает закономерное соотношение между индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и развитием данной формы в течение эволюционного процесса (филогенезом).… … Большая медицинская энциклопедия
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН — закон, согласно которому онтогенез в сокращенном виде повторяет некоторые фазы, пройденные данной группой организмов в филогенезе. Сформулирован Э. Геккелем (1866). Явление установлено Ф. Мюллером (1864), поэтому Б. з. иногда называют законом… … Экологический словарь
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН — обобщение, согласно которому индивидуальное развитие особи (онтогенез) является как бы кратким повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции (филогенеза) группы, к которой эта особь относится. Установлен Ф. Мюллером (1864) и… … Большой Энциклопедический словарь
Биогенетический Закон — теоретическая модель, предложенная Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которой в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение ( рекапитуляция ) признаков, свойственных их биологическим… … Психологический словарь
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН — (теория рекапитуляции), принцип, заключающийся в том, что в период эмбрионального развития организм проходит через стадии, соответствующие стадиям эволюционного развития таких организмов … Научно-технический энциклопедический словарь