в чем сущность завещания мцыри
Глава первая: живое прошлое.
Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в прошлом и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт».
Глава вторая: пленный ребёнок.
«Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов».
Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность.
Глава третья: без сожаления.
Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.
Глава четвертая: мечта.
И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.
Глава пятая: «Ты жил, – я также мог бы жить!»
Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!
Глава шестая: родной Кавказ.
Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.
«Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…»
Глава седьмая: отцовский дом.
Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины прошлого. В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.
Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.
Глава девятая: гроза утихла.
Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.
Глава десятая: на краю бездны.
Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.
Глава одиннадцатая: волшебное утро.
Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»
Глава двенадцатая: грузинка.
Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.
Глава тринадцатая: тоска юноши.
Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.
Переживания юноши
Глава четырнадцатая: судьба.
«Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал».
Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.
Глава пятнадцатая: чёрные глаза ночи.
Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой помощи.
Глава шестнадцатая: голос крови.
За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.
Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.
Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.
«Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле».
И хотя зверь был побеждён, для главного героя эта схватка не прошла бесследно, на его груди остались раны.
Глава двадцатая: возвращение
Утром Мцыри осознал, что возвратился туда, откуда начал своё путешествие. Он вернулся в свою «тюрьму». Осознание собственного бессилия, фатальности случая лишили его последних сил.
« И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».
Глава двадцать первая: цветок.
Мцыри сравнивает себя с домашним цветком, который рвался к свету, свободе,… но оказавшись в «саду средь роз» в незнакомых суровых условиях – вянет и гибнет под палящими лучами солнца.
Глава двадцать вторая: безжизненная тишина.
Это утро было полной противоположностью его первого пробуждения на воле, краски поблекли, осталась лишь гнетущая, звенящая тишина.
Глава двадцать третья: иной мир.
Прощальный взгляд на окружающую красоту, прерывается предсмертным забытьем, в котором душа героя устремляется к свободе и покою, но уже в другом мире.
Глава двадцать четвертая: не забывайте!
В последний час жизненного пути Мцыри томит мысль о том, что его история канет в забытье.
Глава двадцать пятая: минуты блаженства.
Понимая, что умирает, юноша остаётся непреклонным; за те несколько минут блаженного счастья, которое ему довелось испытать, готов променять и рай, и вечность.
Глава двадцать шестая: завещание.
Прощальная речь главного героя оканчивается завещанием, – похоронить его в саду, где цветут две акации и откуда виден Кавказ. В его словах таиться глубокая убеждённость, что его свободный дух и память навсегда останутся живыми для его «милой родины» и народа.
Глава 1
В месте слияния двух рек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет под покровительством России, «за гранью дружеских штыков».
Глава 2
Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обета Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.
Главы 3-5
Главы 6-7
Глава 8
Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?
Главы 9-13
Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать о его мыслях в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова о них рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.
Затем у ручья раздается волшебный голос: это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.
Главы 14-15
Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родного края. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.
Главы 16-19
В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.
Главы 20-23
Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.
Главы 24-26
«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»
Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».
Можно ли говорить о поражении Мцыри и в чем смысл его «завещания»?
Можно ли говорить о поражении Мцыри и в чем смысл его «завещания»?
Да, потому что он прошел долгий путь, но так и не смог достичь своей цели ; но с другой стороны в завещании он просит похоронить его на месте, откуда виден Кавказ, тоесть Мцыри до самой смерти остается предан своей родине.
Ответ на вопрос : Что для мцыри смысл жизни развернутый ответ (М?
Ответ на вопрос : Что для мцыри смысл жизни развернутый ответ (М.
Что говорит мцыри о месте где он вырос?
Что говорит мцыри о месте где он вырос?
РЕБЯТКИ ПОМОГИТЕ?
В чем смысл жизни и счастья Мцыри?
Ответ пожалуйста как можно развернутее.
В какой части произведения мцыри говорится о трёх блаженных днях мцыри?
В какой части произведения мцыри говорится о трёх блаженных днях мцыри.
С помощью каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа?
С помощью каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа?
Как вписывается в них Мцыри
Докажите на конкретных примерах, что Мцыри не смирились с жизнью в монастыре.
Какие качества души и характера в нем проявляются
Каково завещание Мцыри?
Соответствует ли оно правилам романтического изображения героя и действительности.
Вопросы по произведению Мцыри 1) В чем причина поражения Мцыри 2) Каким приемом выделена в поэме «песня рыбки» 3) Сформулируйте художественную идею поэмы?
Вопросы по произведению Мцыри 1) В чем причина поражения Мцыри 2) Каким приемом выделена в поэме «песня рыбки» 3) Сформулируйте художественную идею поэмы.
ДАЮ 40 БАЛЛОВ?
Помогите написать сочинение по «Мцыри» На тему : смысл жизни и ее трагичность в образе Мцыри?
Помогите написать сочинение по «Мцыри» На тему : смысл жизни и ее трагичность в образе Мцыри.
Был ли смысл покидать монастырь чтобы встретиться с неизвестностью?
Был ли смысл покидать монастырь чтобы встретиться с неизвестностью?
(Мцыри)оптимист и пессимист.
МЦЫРИ : Почему финал трагичен и означает ли это поражение романтического героя?
МЦЫРИ : Почему финал трагичен и означает ли это поражение романтического героя?
Несолоно похлебал, значит, ушёл ни с чём, его старания были напрасны.
На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Ещё ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попрос..
Этот рассказ мне понравился тем, что он учит нас быть честными))И мне понравилось что Денис не смотря на то что он бедный, вместо того чтобы выкручиваться говорит только правду)))и с деталями.
Историческая летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях. В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях пре..
Задание 2. Настроение немного меняется 3. Присутствует.
Возможно, раньше эта бабушка была очень богата, она носила дорогие вещи, духарилась самыми лучшими духами. По натюрморту видно, что женщина играла на музыкальном инструменте. Быть может, она даже коллекционировала различные книги, а, может, бабушка..
Социальным пороком я называю вредные и неправильные представления людей друг о друге, взаимоотношениях между собой, правильным и неправильным поступкам и т. Д. Эти представления мешают многим нормально жить, но в обществе в целом принимаются. Здесь..
Лётчик из этого произведение является автором этого произведения»Маленький принц». Экзупери описывает свойственные ему качества и его характеру. Лётчик не хочет становиться взрослым, он в душе ребёнок, такой же добрый, отзывчивый, местами безответс..
3 блаженных дня в жизни мцыри. Три дня на воле мцыри сочинение. Что узнал Мцыри за три дня
Мцыри – главный герой одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова.
Еще маленьким ребенком, Мцыри попадает в монастырь. Он чувствует себя чужим в стенах обители, но постепенно мальчик начинает понимать язык и привыкает к своему плену. Перед постригом Мцыри, которому так хочется почувствовать жизнь и ощутить свободу, сбегает из монастыря. Три дня длятся поиски юноши и на четвертый его находят умирающим. Мцыри приносят обратно в стены монастыря, где он рассказывает о самых счастливых днях своей недолгой жизни.
«Ты хочешь знать, что видел я На воле?»
С этими словами умирающий Мцыри обращается к пожилому монаху, который спас его от смерти много лет назад. Монах слушает исповедь умирающего юноши, который воскрешает в памяти события последних дней.
Что видел Мцыри на воле? Первые чувства, которые он испытал за стенами монастыря, это радость и счастье. Восхищению героя не было предела, он видел пышные поля, горные хребты и голубое небо. Он ощущал дуновения ветра и прикосновения теплых лучей солнца. Летний день гостеприимно принял героя в свои объятия. Мцыри вспоминает свое детство, родину, к которой он и стремится. Поэтичная душа героя не испорчена злостью и ненавистью. Она способна радоваться журчанию ручья, пению птиц, наслаждаться красотой природы. Целой жизнью становятся для героя всего лишь три дня, которые он бы ни на что не променял.
Впервые в своем путешествии Мцыри сталкивается с бурей, но она не пугает смелого и решительного юношу. Напротив, она отражает состояние его взволнованной души. Он был бы рад «обняться с бурей», поэтому чувство восторга переполняет сердце героя, созерцающего грозную непогоду природы.
Но на смену дню приходит холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество. Лес тенятся, и герой начинает терять надежду на возвращение в родные края. Природа, такая дружелюбная и спокойная днем, посылает герою страшное испытание – встречу с барсом. Победа над ним герою стоит собственной жизни. Но именно эта победа дарит Мцыри то ощущение жизни, к которому он и стремился, он познает радость соперничества и вкус счастья.
За три дня, проведенных на воле, герой узнает больше, чем иной человек за всю жизнь. Мцыри, выросший в плену, хочет вернуться на родину, но с сожалением понимает, что и там он будет чужим. Как и у каждого романтического героя, у Мцыри тесная связь с окружающей природой. Дни, проведенные на воле становятся для героя ценнее всего его существования. Он познает радость победы, красоту природы, любовь.
Вариант 2
Мцыри является главным героем произведения Лермонтова. С самого детства ему приходится несладко, ведь он попадает в монастырь. Сначала он даже не понимает языка, на котором здесь разговаривают, но немного погодя начинает их понимать и даже разговаривать. Вот только жить он здесь не собирается и поэтому уже давно вынашивает план побега. И вот однажды ему все это удается сделать. После того как поняли, что он сбежал его начинают искать, вот только отыскать его трудно. Парня искали в течение трех дней, а когда нашли, то парень был практически мертвым. Перед тем как умереть Мцыри рассказывает о своих самых счастливых трех днях.
И так они и не узнали, что же такого счастливого он увидел на воле. И только монаху, который много лет назад уже помог ему выжить, он рассказывает всю правду.
Как только он оказался за пределами монастыря, то почувствовал, что его одолевает счастье и радость. Кроме этого он восхищался всем, что видел вокруг себя. А здесь он видел бескрайние зеленые поля, горные хребты, а также голубое небо, по которому плыли большие и белые облака. К нему прикасался нежный и тихий ветер, а спину и бока грело теплое и ласковое солнце. И тут он вспомнил свою родину, где родился. Он еще не испытал на себе все горести и несчастья, а также обман и предательство, но совсем скоро ему придется все это испытать.
Немного погодя тихая и спокойная погода сменилась бурей, которая буквально рушила и крошила все, что попадалось ему на пути. Вот только это совсем не напугало парня.
Дальше он столкнулся с холодом, а также с ночью. Кроме этого ему очень сильно хотелось кушать, а также ему не хватало людей, с которыми можно пообщаться и поделиться всеми этими ощущениями. И он даже не ожидал, что в лесу водится барс, который и лишит его жизни. Конечно, парень справился с ним, но он нанес ему такие ранения, которые не совместимы с жизнью и теперь он тихонько умирает.
Одному человеку не хватает целой жизни для того чтобы понять, чего ему нужно на самом деле, а вот нашему главному герою хватило всего лишь три дня чтобы насладиться жизнью и понять, что он должен сделать в этой жизни.
Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.
Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.
Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью:
На воле? Жил ― и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул…
Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…
Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родились мы.
Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.
То, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.
Пересказ
Произведение начинается с описания монастыря, стоявшего в месте слияния рек Арагви и Куры. Мимо этого места проезжает русский генерал, который везет с собой пленного шестилетнего мальчика-горца, подхватившего тяжелую болезнь, но стойко переносившего боли. Генерал оставил больного ребенка одному из монахов, который его вылечил и воспитал. Мальчик ни с кем не общался, но вскоре свыкся с участью пленника, и даже намеревался постричься в монахи. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает из монастыря. Мальчика находят умирающим неподалеку от монастыря через три дня и приносят обратно. Воспитатель Мцыри, видя, что мальчик совсем слаб и скоро умрет, умолял его исповедаться.
Исповедь Мцыри начинается с упреков монаха в том, что тот зря спас мальчика от смерти, ведь тем самым он обрек его на одинокое существование вдали от родных земель в стенах унылого монастыря, в то время как сердце юноши жаждет любви и свободы. Мцыри рассказывает о том, как во время грозы сбежал из ненавистного места, как в бушующей грозе он увидел родственную душу, такую же мятежную, как он сам. Гроза стихает. Мцыри идет дальше. Окружающая его природа восхищает мальчика, он любуется ей. У ручья мальчик слышит пение девушки-грузинки, набирающей в кувшин воду. Глаза девушки «полны тайн любви», они завораживают мальчика.
Ночью Мцыри просыпается и решает продолжить путь. Он видел впереди горы и знал, что там его родина. Он был измучен и голоден, но желание попасть в родные края побеждало все остальные желания. Мальчик шел вперед, вскоре потерял очертания гор из виду и заблудился в лесу. Его охватило страшное отчаяние, он зарыдал, хоть и никогда не плакал в детстве. В лесу происходит схватка Мцыри с огромным барсом. Бой был долгим и трудным, Мцыри смог одолеть зверя, но получил страшные раны. Выйдя из леса, юноша с ужасом понимает, что вернулся к ненавистному монастырю. Охваченного отчаянием его находят монахи.
Литература, 8 класс
Основополагающие поэмы
В классическом произведении тонко прописаны все составляющие лермонтовской задумки. В лирическом шедевре полностью раскрывается не только сюжетная линия, но и нелегкие мысли автора в переплетении с такими яркими чувствами, как любовь и дружба. Помимо этого, в поэме четко проглядываются ноты грузинского фольклора. Яркие кавказские напевы отображены в главном эпизоде «Мцыри». План произведения включает пункт, где ярко описана борьба маленького горца с барсом. Этот момент основан на хевсурской песне о битве юноши и тигра.
Поражает тот факт, что Лермонтов беседовал со старцем, который исповедовал изнеможенного Мцыри после его трехдневного побега. Старик ходил меж развалин монастыря, вспоминая свою нелегкую жизнь монаха и убирая пыль с могильных плит. В эти три счастливых дня свободы маленький мальчик успел насладиться величием кавказской природы, увидеть прекрасную грузинку и сразиться с хищным зверем, барсом. Мцыри находят случайно возле стен монастыря, обессиленного, но непреклонного даже перед лицом смерти.
История маленького мальчика начинается с плена у генерала Ермолова. В пути Мцыри заболевает и отказывается от еды, гордо готовясь к смерти. В силу обстоятельств генерал решает оставить ребенка в монастыре братии, расположенном на слиянии двух рек — Арагвы и Куры. Когда главный персонаж поправляется, он начинает вынашивать план побега в родные места.
История создания
История написания поэмы «Мцыри» представляет собой интересные факты, которые помогут читателю лучше понять замысел автора:
Создание «Мцыри», точнее, его планирование заняло почти 10 лет. Лермонтов думал о сюжете уже в 17 лет, что мы узнаем из его дневника:
«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы».
Отличительная черта поэмы «Мцыри»
Пламенная страсть Мцыри – это стремление праотцов, стремление на родину. Эта пламенная страсть настолько сильна, что она вытесняет всё остальное. Может быть, именно поэтому линия с появлением грузинки (рис. 15), которую видит Мцыри, которая скрывается за дверью сакли, которая остаётся в его памяти чудесными звуками песни и шорохом шагов, не разрабатывается. Герой не отвлекается. На фоне привычной романтической поэмы это бросалось в глаза. Сейчас это заметно в гораздо меньшей степени, чем современникам Лермонтова.
Рис. 15. Грузинка (Источник)
Размер поэмы «Мцыри»
Все эти три поэмы написаны четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями. Ямб – это стихотворный размер, который по-русски всерьёз зазвучал в 1822 году, когда Жуковский (рис. 3) перевёл поэму Байрона «Шильонский узник».
Рис. 3. В.А. Жуковский (Источник)
Шильон – тюремный замок в Швейцарии (рис. 4).
Рис. 4. Замок Шильон (Источник)
Тема этого произведения – несвобода, одиночество героя. Это ассоциации, которые возникают у читателя, когда он слышит или читает стихи, написанные четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями (с ударением на последнем слоге).
Действующие лица поэмы
На первом плане этого произведения основных 2 действующих лица. Мцыри и монах. Мцыри рассказывает, монах слушает. О монахе читатель знает, что именно он выходил и вырастил юношу. Это свидетельствует о его добром христианском сердце. Возможно, он знаком с народной медициной. Благо, за воротами монастыря целый лес зеленой аптеки. Мы можем предположить, что у монаха в прошлом была бурная мирская жизнь, разочаровавшись в которой он удалился в монастырь.
Мцыри в отличие от старого монаха жизни совсем не знал. До шести лет он жил в ауле, а после того, как оказался в монастыре, кроме монахов и монастырских стен никого и ничего не видел. Эти три дня свободы были для него глотком настоящей, беспокойной жизни со всеми ее заботами и опасностями.
На втором плане русский генерал, привезший мальчика в монастырь, и девушка- грузинка. Ее Мцыри повстречал у потока. От переполнявших его чувств и эмоций «Мцыри» на короткое время лишился чувств. Но она запомнилась ему чистым голосом, который пел народную песню, стройностью и небогатым нарядом, выдававшим в ней крестьянку.
На третьем плане – отец Мцыри и сестры. О них Мцыри рассказал как о детских воспоминаниях. Детские годы запомнились как счастливые. Сестры пели у его колыбели, смеялись между собой. Отец пользуется авторитетом и уважением. У крыльца дома часто собирались старики, чтобы посоветоваться о делах. Он слушал рассказы о боевых подвигах сельчан.
Композиция и конфликт
Поэма «Мцыри» разделена на две неравные части.
Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.
Тема и идея произведения
Лермонтов давно задумал написать произведение о монахе. Такие попытки были сделаны в произведениях «Боярин Орша» и «Исповедь», но эти произведения не удовлетворяли поэта. В рассказе старого монаха на военно-грузинской дороге он услышал нужные ему мотивы. В этом рассказе прозвучала тема неволи.
Лермонтов решил вложить в новое произведение идею свободы и попытку бороться за нее на примере конкретного юноши. Сначала он планировал назвать свое произведение «Бэри», монах. Но узнав полное значение слова «Мцыри» переименовал поэму. Кроме того, что «мцыри» означало неслужащий монах, это слово переводилось как пришелец, чужеземец. Темой произведения стала жизнь юноши-горца в монастыре и три дня жизни на воле.
Произведение «Мцыри» написано в жанре классической поэмы. Это одно из последних романтических произведений в русской литературе. И хотя критики находят в ней нотки байроновского творчества, это русская поэма, и в ней отражены проблемы России, русского Кавказа.
Смысл названия
В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое переводится, как послушник, таким образом писатель сразу же обозначает главного героя произведения, за которым и должен следить читатель. Главный герой даже не имеет имени, его так и зовут по статусу, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы находимся в плену цивилизации, навязанном нам с рождения.
Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них – чужеземец. Таким образом, поэт в очередной раз подчёркивает свою основную идею, обозначая отчуждённость и потерянность своего героя в чужом для него мире.
Тема невозможности встречи с родственной душой в творчестве Лермонтова
У Лермонтова тема невозможности встречи, невозможности душевной близости, душевного контакта настолько универсальна, что он перекладывает на русский язык стихотворение Генриха Гейне (рис. 11) «Они любили друг друга так долго и нежно» и заканчивает его строчками, которых нет у Гейне (немецкого поэта):
Но в мире новом друг друга они не узнали.
То есть там, в другом мире, за гробом, встреча невозможна.
Рис. 11. Генрих Гейне (Источник)
То же самое касается стихотворения Лермонтова «Сосна», в котором говорится о сосне и пальме: они грезят друг другом, они видят во сне друг друга, но встреча невозможна.
Образы, отображенные в произведении «Мцыри». План поэмы
В план поэмы необходимо внести пункты, раскрывающие душевные тревоги главного героя, который мечется в неволе и мечтает о своей далекой родине. Мальчик неоднократно сбегает из заключения, пытаясь найти не только дорогу домой, но и самого себя.
Читая строки лирической классики, невольно задумываешься о сущности бытия, о человеческих взаимоотношениях и своем месте в жизненном круговороте.
Образ малой родины в поэме «Мцыри» сильно переплетается с образом «бури» в стихотворении «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом месте можно провести аналогию между двумя произведениями.
Необходимо отметить, что в поэме «Мцыри» план автора выделить описание природы и вывести его практически на первое место срабатывает. Величие природы, гор Кавказа, местного колорита и традиций нашло отражение в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова.
Вчитываясь в строки произведения «Мцыри», план этой лирической поэмы можно выстроить, учитывая полноценный образ монастыря, который сыграл особую роль. В лермонтовской работе монастырь выглядит как тюрьма, а не благочестивое и очищающее душу место. Монастырь окутан ареалом темноты, который сковывает свободу и мысли. Главный герой попросту не может развиваться как духовная личность, мечтая только о побеге и вселенской свободе.
План классической поэмы
В плане сочинения по поэме «Мцыри» побег главного героя оправдан именно волей к победе над тьмой и жаждой к свободе. Маленький мальчик смел и силен, как все представители кавказского народа. Его душа тяготеет еще раз ощутить запах родных мест и сохранить навсегда в памяти места своего детства. Несмотря на то что лермонтовский герой еще ребенок, у него достаточно душевных сил, чтобы решиться на побег. Маленький смельчак настолько собран и целеустремлен, что к заветной мечте долго готовится, продумывая все до мелочей.
Героический образ пламенной души главного героя ярко описан в сцене-исповеди произведения «Мцыри». План поэмы поможет точно и ярко раскрыть мироощущение лермонтовского горца:
— жизнь смелого ребенка в монастыре;
— исповедь маленького горца;
— 3 дня долгожданной свободы;
Чему учит?
Поэма «Мцыри» учит нас никогда не сдаваться, не впадать в отчаяние и постоянно бороться за свои идеалы. Даже если свобода требует жертв, нужно идти за нею, что бы это ни означало, иначе человек теряет всего себя. Мораль истории заключается в том, что жизнь в рабстве не имеет смысла.
Автор превозносит такие идеалы, как стремление к свободе и любовь к родине, даже если они в итоге могут привести человека к гибели. Нравственные уроки «Мцыри» говорят о святости патриотизма и о важности исторических корней в жизни каждого из нас.