в чем сущность технологии управления по результатам
Понятие управления по результатам
Понятие управления по результатам
Управление является взаимодействием между руководителем и подчиненным ему персоналом, гармоничным соединением человеческих и материальных ресурсов в целях выполнения задач и достижения целей, стоящих перед организацией. Основная идея управления по результатам заключается в том, что ни одна организация не представляет никакой ценности сама по себе, но она является упорядоченной формой, которая объединяет отдельных индивидов и их группы для достижения определенных результатов (рис. 1).
Рис. 1 Управление персоналом и управление деятельностью
Управление по результатам — это совокупная система управления, мышления и развития, с помощью которой достигаются цели, определенные и согласованные всеми членами организации. При этом эффективно используются особенности хозяйственной ситуации, творческие способности людей, а также стили и техника управления. Управление по результатам в каждой организации уникально, потому что состоит в разъяснении каждому работнику смысла его труда, в создании условий для свободного развития физических и умственных способностей человека для достижения совместно согласованных результатов и улучшения уровня жизни. Труд в системе управления по результатам не имеет принудительного характера, т. е. его содержание, последовательность, место и время выполнения обусловливаются только результатами, в определении которых участвует и руководство, и персонал.
Исходя из этого, можно дать следующую схему управления:
1) управление деятельностью, которое складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производственной работы, контроля за выполнением заданий;
2) управление персоналом, к которому относятся обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация работников;
3) управление важнейшими связями организации;
4) постоянное совершенствование управления деятельностью организации и персонала, внешними связями организации, в том числе улучшение планирования деятельности предприятия, исследование и развитие микроклимата в организации, совершенствование разделения труда.
В условиях управления по результатам инициативный и творческий персонал — ценнейший ресурс. Источником такого управления является убеждение в том, что каждый человек способен к саморазвитию независимо от того, на каком уровне организации он работает. При этом руководитель должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделять основное внимание результату, доверять работнику и делегировать ему обязанности, а также давать возможность подчиненным добиваться успеха. По своему характеру работа такого руководителя, в отличие от традиционных методов руководства, основывающихся на приказах, заключается в оказании влияния на поведение и действия людей, через их мотивирование на достижение общих целей организации. Действия руководителя определяются тем, как он представляет себе свои функции и задачи, какую позицию занимает по отношению к ним, из каких предпосылок исходят его действия. Следовательно, действия руководителя — это стиль, способ его работы.
Финская школа подготовки и переподготовки руководителей, которая за последние два десятилетия достигла международного уровня, выделила ряд важнейших факторов, необходимых для успешной деятельности руководителя:
На результативность деятельности влияют такие факторы: быстрое развитие технологии, совершенствование управления; изменение ценностей, физическое состояние руководителя, его личное отношение к постоянному развитию.
Большое внимание в системе управления по результатам уделяется персоналу. При этом исходят из того, что каждый человек хочет добиться успеха в работе; люди доброжелательны и обладают многими способностями; большинство работников стремится к ответственной работе, получению удовлетворения от нее; человек хочет учиться и постоянно развиваться; у каждого есть неиспользованные творческие способности. Поэтому для максимального использования творческих способностей членов организации, когда уже определена цель, исполнителю предоставляется свобода выбора в отношении средств ее достижения. А когда цель неясна и нет возможности использовать свои способности, у человека отсутствует мотивация к труду. Таким образом, в условиях рассматриваемого подхода к управлению у подчиненных во много раз больше возможностей для достижения результата, чем при традиционной системе управления, основанной на приказах.
Управление по результатам в организации
Принципы управления по результатам формулируются исходя из определенных предпосылок, среди них:
система управления организацией должна обеспечивать
получение организационных результатов,
каждый руководитель и сотрудник организации должен иметь и
понимать четкие цели в рамках возложенных на него
— обязанностей и интересов, цели и задачи всех менеджеров организации согласуются, и в соответствии с ЭТИМ организуется работа по их выполнению,
— менеджеры и исполнители, исходя из поставленных целей, совместно формулируют функции и добиваются их реализации путем взаимных консультаций, также формируется иерархия (дерево) целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз [23, с. 178].
Сущность управления но результатам состоит в формировании целостной системы управления, ориентированной на результаты и основанной на использовании творческого потенциала участников организации [23, с. 179].
Процесс управления по результатам в организации включает в себя несколько этапов (табл. 15.1) ]23, с. 178].
Осуществление процесса управления по результатам в организации
Этапы процесса управления по результатам | Направления деятельности |
Уточнение круга полномочий и обязанностей руководителей всех уровней | 1. Проектирование организации и ее системы управления 2. Определение механизмов легитимного формирования организации 3. Построение руководящих, представительных, исполнительных и иных органов организации 4. Разделение направлений производственной и управленческой деятельности 5. Создание механизмов ответственности, координации и контроля в организации и др. |
Разработка и согласование целей и задач организации в рамках установленных полномочий и обязанностей | 1. Определение миссии и главной цели организации 2. Выявление общих целей организации 3. Формулирование целей и задач подразделений организации 4. Построение дерева целей организации 5. Согласование целей и задач по вертикали и горизонтали в организации и др. |
Составление реальных планов достижения поставленных целей, выявление конкретных функциональных направлений в деятельности организации | 1. Определение функций управления организации 2. Формулирование планов деятельности 3. Построение организационной структуры управления организации 4. Построение производственной, региональной, продуктовой и др. структуры организации 5. Обеспечение взаимодействия в организации и др. |
Продолжение табл. 15.1
Контроль, измерение, оценка работы и достигнутых каждым руководителем и подразделением результатов | 1. Контроль производственной и управленческой деятельности в организации 2. Оценка эффективности (результативности и производительности) управления организацией 3. Анализ результатов организации 4. Выявление причин неудовлетворительной, недостаточной или слабой работы 5. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления организацией и др. |
Корректировка заданий по каналам обратной связи, после чего возможно новое согласование целей в деятельности организации | 1. Представление рекомендаций по совершенствованию управления организацией в ее высшие руководящие и др. органы 2. Осуществление организационных выводов 3. Осуществление корректировки в деятельности организации 4. Осуществление корректировки в управлении организацией 5. Согласование новых целей и работа по получению новых результатов и др. |
Таким образом, можно говорить о том, что управление по результатам-представляет собой подход в современном управлении, позволяющий сконцентрировать все внимание руководства и сотрудников организации на достижении поставленных целей.
Данный подход наиболее эффективен в ряде случаев, среди них:
— осуществление кампаний по продвижению новых продуктов, где наиболее важна эффективная постановка проблем и поэтапное достижение поставленных целей;
— развитие новой организации, которой требуется быстрый эффектный «прорыв»;
— борьба с рутиной и застоем в деятельности давно существующих организаций, которым требуется сильная «встряска» для осуществления своей деятельности.
Условия эффективной реализации управления по результатам в организации:
— по мере получения результатов необходимо обновлять и постоянно ставить новые цели организации, компания должна находиться в «тонусе»;
— постоянное всестороннее вовлечение широких кругов сотрудников в управленческий и производственный процесс;
— вера лидеров в победу, то есть наличие общего энергетического движения в управленческом процессе.
— Таким образом, в современной российской экономической практике возможно построение, функционирование и развитие эффективных организаций.
— 15.3. Всеобщее управление качеством (TQM) в организации
— Внастоящее время в мировом и отечественном менеджменте динамично развивается направление, непосредственно связанное с повышением эффективности работы организаций.
— В целом под всеобщим управлением качеством понимается подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества [11].
— Данный подход призван обеспечить построение организации и производства ее продуктов на базе всеобщего приоритета качества. При этом очевидно, что качество продукции предопределяется качеством процесса ее производства, который непосредственно вытекает из качества процесса и системы управления. Таким образом, появляется иерархия в системе качества организации (рис. 15.2).
Рис. 15.2. Иерархия в системе качества организации
Концептуальный базис всеобщего управления качеством составляют восемь принципов менеджмента качества:
Возможности использования данных принципов в процессе управления организацией представлены в табл. 15.2 [20].
Всеобщий менеджмент качества имеет важное значение для развития инноваций. В частности, постоянное улучшение качества продуктов выступает как критерий определения инновационного характера управленческой деятельности в организации.
При этом надо иметь в виду, что использование TQM еще не есть гарантия качества управленческой деятельности. Подход содержит набор общих требований к системе менеджмента качества организации, которая должна функционировать таким образом, чтобы все процессы выполнялись в соответствии с требованием качества. В связи с этим особое значение приобретает именно процессный подход в управлении, когда особые требования предъявляются ко всем управленческим и иным процессам в организации.
Таблица 15.2 Использование принципов всеобщего управления качеством в организации
Принципы всеобщего управления качеством | Содержание принципов всеобщего управления качеством в организации |
Ориентация организации на потребителя | Деятельность организации должна быть направлена на удовлетворение потребностей и интересов покупателя и общества |
Лидерство | Руководство организациями должны осуществлять не просто профессионалы, а лидеры, имеющие авторитет в самой организации, обществе и социальных слоях, на которые ориентируется данная организация. Это должно дополняться персональной личной ответственностью лидеров за развитие данной организации |
Вовлечение людей | Управленческая деятельность в организации должна строиться на личной заинтересованности в результатах труда всех сотрудников их персональной мотивированности, а также осуществляться с привлечением всех заинтересованных организаций |
Процессный подход | Управление организацией призвано построить бесперебойный механизм принятия и реализации управленческих решений, восприимчивый к изменениям внутренней и внешней среды и инновациям |
Системный подход к менеджменту | Организация представляет собой единую систему, и управленческая деятельность всех ее подразделений должна носить системный характер |
Непрерывное улучшение | Организация должна постоянно совершенствоваться в соответствии с усложнениями заданий и вызовами времени |
Фактический подход к принятию решений | Управленческие решения в организации должны разрабатываться, приниматься и реализовываться на основе глубокого анализа необходимой информации |
Взаимовыгодные отношения с партнерами | Деятельность организации должна строиться на партнерской основе с другими организациями |
В теории TQM выделяют четыре соответствия или уровня качества, которые раскрывают критерии соответствия управленческой деятельности во (всеобщем) тотальном управлении качеством, качество как соответствие: стандарту, применению, стоимости, скрытым потребностям (табл. 15.3).
Таблица 15.3
Критерии качества в TQM в организации___________
Формулировка критерия качества | Содержание критерия качества |
Качество как соответствие стандарту | Качество управленческой деятельности в организации определяется по соответствию неким заранее определенным стандартам, описывающим параметры целесообразной сущности и оптимального содержания управления |
Качество как соответствие применению | Качество управления в организации определяется исходя из востребованности продуктов потребителем и реальным удовлетворением его потребностей и представлением его интересов |
Качество как соответствие стоимости | Качество управления является следствием производительности организации, снижением издержек и реальной экономии в управленческой деятельности |
Качество как соответствие скрытым потребностям | Качество управления определяется на основе того, смогла ли организация выявить скрытые потребности и неярко выраженные интересы потребителя и заранее предложить рынку соответствующие данным потребностям и интересам продукты |
Поскольку всеобщее управление качеством касается всех аспектов управленческой деятельности в социальной системе, то организации следует обратить особое внимание на обеспечение качества управления в следующих составляющих своей деятельности:
— формирование организационных структур управления,
— управление производственными процессами,
— проектирование, производство и продвижение продуктов,
— управление лидерством и стимулированием персонала,
— взаимодействие с внешней средой организации,
— активное использование инноваций и др.
В целом применение TQM в современных российских организациях представлено в недостаточной степени. При этом использование данного подхода позволяет реальной организации реализовать свои лидерские амбиции.
Управление по результатам
Основными этапами процесса управления по результатам являются процесс определения результатов, процесс управления по ситуации и процесс контроля за результатами.
Процесс определения результатов начинается с глубокого анализа устремлений, на основе которого определяются желаемые результаты для разных уровней. Этот процесс заканчивается определением стратегии деятельности и практических идей для ее реализации. Результаты, соответствующие устремлению организации, выражаются в виде определенных целей, стратегий, конечных результатов и промежуточных целей. Результаты, соответствующие устремлению главных должностных лиц местного самоуправления, проявляются в виде конечных результатов, целей и календарных планов использования рабочего времени. Устремления каждого муниципального служащего проявляются в свою очередь в виде планов продвижения по службе и в целом по жизни.
Процесс управления по ситуации можно назвать еще управлением по дням. Основой этого процесса является организация дел, деятельности персонала и окружения таким образом, чтобы планы превращались в желаемые результаты. Особенно трудным делом является управление персоналом и окружением, его невозможно предвидеть во всех деталях. Владение искусством управления по ситуации предполагает, что руководители обладают способностью анализировать и принимать во внимание существенные внешние и внутренние ситуационные факторы. Необходимо также владеть различными стилями руководства и влияния, с тем, чтобы использовать их в соответствии с требованиями сложившейся ситуации. Кроме того, при управлении по ситуации необходимы напористость и творческий подход.
В процессе контроля выясняется, какие результаты достигнуты по плану и какие случайно. Кроме того, определяется, как выполняются планы персонала, касающиеся продвижения по службе и жизненных планов каждого муниципального служащего. Существенной частью процесса контроля является принятие решений по результатам контроля с целью реализации соответствующих мер. Эти меры можно запланировать в рамках повседневного управления или же при составлении очередного годового плана. Если эти меры имеют крупномасштабный характер, то они учитываются при стратегическом планировании. Важнейшие выводы в части планирования продвижения по службе и в жизни служат целям сохранения трудовой и жизненной мотивации.
Управление по результатам является процессом, направленным на достижение главных и поддерживающих их результатов, в котором:
а) с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени деятельность органов местного самоуправления и муниципальных служащих (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты);
б) настойчивое осуществление планов подкрепляется ежедневным сознательным управлением делами, персоналом и окружением;
в) результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий.
В содержание управления по результатам самым существенным является именно упор на результат, что имеет как принципиальное, так и функциональное значение. При управлении по результатам возможности органов местного самоуправления используются таким образом, чтобы планы деятельности простирались от их стратегического уровня до планов индивидуального использования рабочего времени каждым муниципальным служащим. Уже на этапе планирования активизируется использование желания и способности всех муниципальных служащих.
При управлении по результатам высоко ценятся выполнение планов (оперативное управление) и контроль как равноправные этапы процесса управления наряду с планированием. Творческий подход, обязательность в выполнении планов и напористость также являются существенными чертами управления по результатам. К важным факторам, определяющим деятельность органов местного самоуправления, следует отнести и так называемое чувство ситуации.
Опираясь на полученный результат, необходимо делать соответствующие выводы для совершенствования деятельности органов местного самоуправления и каждого муниципального служащего. Особое внимание при этом уделяется вопросам совершенствования персонала, оценки его работы и системы поощрения муниципальных служащих. При управлении по результатам осуществляется сбалансированное развитие органов местного самоуправления и содержание деятельности муниципальных служащих.
В таблице приведены наиболее характерные черты обычного управления и управления по результатам.
Табл.2. Характерные черты обычного и управления по результатам.
Обычное управление | Управление по результатам |
Неясная или неосознанная система управления, направленная на достижение результата. | Система управления по результатам является процессом поиска результата. В нее входят: ü определение результатов, ü оперативное управление, ü контроль за результатами. |
В планировании: | |
ü опасность ограничится бюджетными целями, ü нет четкой связи между задачами групп и отдельных работников, ü инициативы часто остаются без внимания, | ü составляются планы деятельности и развития, а также бюджет, ü ясность результата и нацеленность на него, ü позиция стратегического управления, ü учитываются все группы и отдельные работники, ü достигается календарная точность, ü человек рассматривается как единое целое, ü воля (желание) в основе всего. |
В оперативном управлении: | |
ü нет осознанного стремления увязать планирование с ожидаемыми результатами и управление страдает, в частности из-за слабого планирования использования рабочего времени, ü считается, что результаты возникают автоматически благодаря работе подчиненных, | ü в основе связь с ожидаемыми результатами, ü сознательное стимулирование и оказание поддержки, ü постоянный промежуточный контроль, ü постоянный контроль за выполнением графика работ. |
В контроле: | |
ü узкая рыночная направленность, ü часто имеют место попытки заменить анализ объяснениями, ü отсутствие напористости, ü отсутствие выводов по дальнейшим мерам, | ü основное внимание уделяется главной деятельности и деятельности в ее поддержку, ü ценятся случайности, ü делаются выводы для принятия мер, ü удачи и неудачи воспринимаются как уроки на будущее. |
Профессиональная лексика: | |
ü сделано, выполнено, ü место расходов, издержек, ü руководитель деятельностью, ü финансовый год/отчетный период, ü долгосрочное планирование, ü составление бюджета, ü функциональные подразделения, ü “прогнозируем”, ü совещания, отчетное собрание по бюджету и т.д., ü должностные обязанности – это перечень должностных функций, ü бюджет исполнен, ü мы вынуждены изменить структуру, так как …, ü мы проявляем старание, | ü в результате, ü место результата, ü руководитель деятельностью по результату, ü год по результатам, ü стратегическое планирование и управление, ü планирование по результатам, ü подразделения по результатам, ü хотим, ü дни определения результатов, собрание по контролю за результатами и т.д., ü должностные обязанности определяют долю ответственности за результат, ü результаты достигнуты (превышены или нет), ü инвестировано в персонал, ü мы изменим структуру для того, чтобы …, ü мы достигаем результатов. |
В развитии управления подстерегает опасность: ü однобокого развития, ü использования модных течений и запатентованных решений, ü вера в возможность скачкообразного развития, ü поверхностного рассмотрения дел, | При управлении по результатам совершенствование происходит: ü с помощью управляемых процессов изменения, ü комплексно, ü постоянно, ü на всех организационных уровнях, ü учась на успехах и неудачах. |
Управление по результатам – это, прежде всего, система управления. Таким образом, переход к управлению по результатам означает совершенствование системы муниципального управления. Поскольку управление по результатам следует рассматривать как процесс, то и процессы руководства муниципальным образованием и органами местного самоуправления также являются объектами изменений. Это в свою очередь ведет к развитию процессов взаимодействия между муниципальными служащими. Система муниципального управления буде эффективно функционировать только тогда, когда все ее структурные составные части и элементы отвечают требованиям времени. Таким образом, развитие при управлении по результатам предполагает, совершенствование структуры органов местного самоуправления.
Переход к управлению по результатам означает широкомасштабный процесс совершенствования органов местного самоуправления. Само мышление управления по результатам создает условия для совершенствования, комплексного развития муниципального управления. Управление процессом совершенствования предполагает также владение факторами окружения, которые при управлении по результатам также развиваются.
Основополагающая истина, остающаяся неизменной в течении многих столетий, заключается в том, что личный вклад человека имеет важнейшую роль в успешной деятельности организации. Эффективность управления по результатам как системы будет незначительной, если руководители не будут совершенствовать себя в рамках, очерченных для них организацией. Таким образом, развитие при управлении по результатам означает воспитание напористых, профессионально подготовленных руководителей.