в чем состоит закон предложения в экономике
Закон предложения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теория предложения
Предложение – это то количество товара, которое продавцы хотят и могут предложить покупателю по определенной цене, в определенном месте и в определенное время.
В микроэкономике рассматривается индивидуальное предложение (предложение одного определенного продавца) и общее предложение всех присутствующих на рынке продавцов. Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике рассматривают только совокупное предложение – это общий объем всех продуктов от всех продавцов.
Закон предложения гласит: при прочих равных продавец готов предложить покупателям тем больший объем товара, чем выше будет на данный товар цена.
Однако закон предложения содержит исключение: для определенной группы товаров существует ограниченность ресурсов, поэтому если будет достигнуто максимальное использование ресурсов, то даже значительный рост цен не сможет увеличить производство данного товара и, соответственно, его предложение.
Кривая предложения
Закон предложения имеет прямую зависимость: при увеличении одной переменной увеличивается другая и наоборот. В аналитическом виде функция предложения выглядит так:
В графическом виде кривая предложения выглядит следующим образом:
Готовые работы на аналогичную тему
Данная кривая отображает связь между ценой на товар и величиной предложения. Каждая точка на кривой – это объем товара, который продавец готов продать по данной цене. При увеличении предложения кривая смещается вправо, а при снижении – влево.
Факторы предложения
Основным фактором, который влияет на изменение предложения, является цена на товар. Однако, помимо ценового фактора существуют также и неценовые факторы предложения. К ним относятся:
Исходя из перечисленных выше факторов, функцию предложения можно записать в следующем виде:
Законы спроса и предложения
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями) ; соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Если спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте.
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.
Закон спроса — величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Данный закон можно выразить разными способами:
1. Первый способ — при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины спроса от цены, используя наугад взятые условные цифры.
Таблица. Закон спроса
Р цена товара |
q величина спроса |
Из таблицы видно, что при самой высокой цене (10 руб.) товар не покупается вообще, а по мере снижения цены величина спроса возрастает; закон спроса тем самым соблюдается.
Второй способ — графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину спроса по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной (рис а). Мы видим, что полученная линия спроса (D) имеет отрицательный наклон, т.е. цена и величина спроса меняются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона спроса. Линейная функция спроса, представленная на рис. а — частный случай. Зачастую график спроса имеет вид кривой, как это видно на рис. б, что не отменяет закона спроса.
В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене.
Избыточный спрос или дефицит сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет:
1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара;
2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.
Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.
Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
Данный закон можно выразить разными способами:
Первый способ — при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины предложения от цены, используя наугад взятые условные цифры.
Таблица. Закон предложения
Р цена товара | И т.д. |
q величина предложения |
Из таблицы видно, что при самой низкой цене (2 руб.) никто не хочет ничего продавать, а по мере возрастания цены величина предложения увеличивается; закон предложения тем самым соблюдается.
Рис. Закон предложения
Второй способ — графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину предложения по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной (рис. а). Мы видим, что полученная линия предложения (S) имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения меняются в одном направлении: когда цена растет, растет и величина предложения, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона предложения. Линейная функция предложения, представленная на рис.а — частный случай. Зачастую график предложения имеет вид кривой, как это видно на рис. б, что не отменяет закона предложения.
Кривая предложения – это график, иллюстрирующий соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:
1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции ;
2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.
Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению.
Эластичность спроса
Ценовая эластичность спроса — категория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, т. е. поведение покупателей при изменении цены в ту или иную сторону. Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведёт лишь к небольшому изменению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место относительно неэластичный или просто неэластичный спрос.
Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса, представляющего собой отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены, вызвавшему это изменение спроса.
Выделяют и крайние случаи:
• абсолютно эластичный спрос: возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями; коэффициент ценовой эластичности спроса стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от приобретения товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена уменьшается);
• абсолютно неэластичный спрос: как бы ни изменялась цена товара, в данном случае спрос на него будет постоянным (одинаковым); коэффициент ценовой эластичности равен нулю.
Конкретные факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, выделить очень сложно, но можно отметь отдельные характерные черты, присущие эластичности спроса на большинство товаров:
1. Чем больше заменителей у данного товара, тем выше степень ценовой эластичности спроса на него.
2. Чем большее место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность его спроса.
3. Спрос на предметы первой необходимости (хлеб, молоко, соль, медицинские услуги и т. п.) характеризуется невысокой эластичностью, спрос же на предметы роскоши эластичен.
4. В краткосрочном периоде эластичность спроса на товар ниже, чем в более длительных, так как в долгосрочных периодах предприниматели могут наладить выпуск широкого ассортимента товаров-заменителей, а потребители — найти другие товары, заменяющие данный.
Предложение в экономике это….
Предложение в экономике — это количество товара на на рынке, которое продавец хочет и может продать. Такое вот определение. Тут все очень просто — если ты имеешь ящик мороженого и хочешь его продать — ты уже на рынке мороженого!
Это одна из самых сложных тем, которая только может встретиться на экзаменах. И дело не только, в том, что закон предложения достаточно абстрактен, а еще и в том, что в Интернете просо нет толковых статей, в которых бы эта тема была раскрыта на конкретных примерах!
В этой статье мы наглядно, кратко, предметно и простыми словами разберем эту непростую тему — и Вы ее поймете вообще без проблем! Итак, поехали!
Суть закона предложения
Итак, вы должны понимать, что любой научный закон — это доказанная и устойчивая связь между двумя и более явлениями. Закон предложения открыли американские экономисты Кэмпбелл Макконнелл и Стэнли Брю. Странно, но пока этим двум ученым не выдали Нобелевскую премию, хотя должны были! Если я не прав, то поправьте меня в комментариях.
Все, что мы будем тут разбирать — это происходит в условиях рыночной экономики, которая подвержена экономическим циклам, рыночного равновесия и еще другим явлениями
Итак, определение предложения приведено в начале статьи.
Закон предложения — это устойчивая и прямая зависимость между ценой и количеством продаваемого товара на рынке. Другими словами — чем выше цена, тем большее количество товара можно приобрести по этой цене. Чем цена ниже — тем меньше товара можно купить.
Графически этот закон выглядит так (надеюсь, вы знакомы с системой координат? :)):
Также чем ниже цена на товар, тем меньшее количество продавцов хотят по такой цене продавать свой товар. А чем цена выше — наоборот большая. Ну еще бы. Представьте себе — что вы владеете тонной золота (1000 килограмм, или 1 миллион грамм, или примерно 35 335 унций). 5 июня 2020 года цена на золото было 1684 доллара за унцию (28 грамм), а например 6 августа этого же года — уже 2070 долларов. Естественно, что владельцы золота стали его распродавать по более высоким ценам.
Цена предложения — это минимальная стоимость товара, за которую продавцы готовы продать данный товар. Ну, понятно, что ты не будешь продавать автомобиль на рынке за 1000 рублей. Очевидно, что цена любого, даже самого «убитого» авто по крайней мере в разы больше этой суммы. Хотя, конечно, с точки зрения права ты, как владелец, можешь продать товар вообще по любой цене!
Какие могут быть варианты этого предложения?
Ну, вариант может быть такой, что цены падают. Тогда предложение будет выглядеть так на графике:
Почему цены могут падать? Об этом читай дальше! А еще лучше посмотри мою статью про инфляцию. В этой ситуации предложение тоже в целом сокращается — возможно кстати, потому что спрос резко повышается и люди просто вообще все раскупают!.
Также возможен вариант общего повышения цен на товары, и как следствие рост предложение — и падение спроса. Графически это выглядит так:
Факторы предложения
У предложения есть факторы (силы), которые на него влияют. Их принято делить на ценовые и неценовые. Ценовые — это собственно цена на товары. Их устанавливает продавец исходят из той прибыли, которую он хочет получить и те издержки, которые хочет покрыть. На цены также сильно влияет конкуренция.
А вот к неценовых факторам относят:
В целом, есть и другие факторы предложения. Но разумеется, тут я не смогу объять необъятное. Хотите полную информацию — можете получить мой полный курс для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Закон предложения
Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения
Предложение означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену.
Например, мы можем сказать, что величина предложения товара X по цене Y составляет 1000 ед. данного товара (продукта) в неделю.
Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
Как и в отношении закона спроса, представим закон предложения в графическом изображении ( рис. 5.1). Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные.
Форма кривой предложения S определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т.е. фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.
От чего зависит изменение предложения?
Изменение предложения, как и изменение спроса, зависит от цены. Но величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких ценах. А величина спроса больше при низких ценах и меньше при высоких ценах.
Если цена на данный товар увеличивается, то его производство становится более выгодным. Растущие прибыли будут стимулировать рост производства и привлекать в эту отрасль другие фирмы.
При падении спроса на товар цена снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар окажется в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли.
Коренное свойство закона предложения заключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения. И, напротив, со снижением цен сокращается предложение.
К неценовым детерминантам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Изменение в предложении под влиянием неценовых факторов выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо (), уменьшение предложения смещает ее влево () (см. рис. 5.2).
В противоположность этому изменение величины предложения под влиянием цены означает передвижение предложения с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Это видно на рис. 5.2.
Закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.
Содержание
Спрос
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
Закон спроса
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.
Эластичность спроса
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.
Кривая спроса
График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…
Предложение
Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.
Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Закон предложения
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
Эластичность предложения
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.
Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.
Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:
Кривая предложения
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
История осознания закона
Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.
Кроме спроса и предложения Матьенсо также рассматривал и другие факторы, влияющие на определение справедливой цены, и описывающие столь вариативную морфологию рынка. В посмертно изданном трактате «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniae. — Mantuae Carpentanae : Excudebat Franciscus Sanctius, 1580» перечислены:
Исследователь Оресте Попеску (Oreste Popescu) замечает по поводу этого списка: «Европа даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний» в XVI веке. [1]
Описание
Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).
По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.
Аналогично, закон спроса означает то, что по низкой цене покупатели готовы приобрести больше товара, чем при высокой. Функция спроса как функция цены от количества покупаемого товара убывает на всей области определения
Примеры
Продукты питания
Чтобы обходить закон спроса и предложения в Евросоюзе перепроизводство масла хранится в складах, на так называемой «горе масла» (нем. Butterberg ). Тем самым происходит искусственное сдерживание предложения и цена остаётся стабильной.
Акции, валюта, финансовые пирамиды
На акции, продаваемые и покупаемые на бирже, может быть устойчивый спрос, поскольку предприятия передают держателям акций часть своей прибыли в форме дивидендов. Когда предложение превышает спрос (увеличилось число продающих или закончились покупатели), цена понижается. Как правило, после движения в одном из направлений цена задерживается возле некоторого уровня. Дивиденды продолжают поступать и после перехода в состояние равновесия и после падений, поэтому спрос на акции рано или поздно восстанавливается.
Валютообменные операции не имеют внутренней доходности в виде дивидендов, дисконтов или процентов. Спрос и предложение валют для обменных операций формируют не трейдеры, а предприятия и финансовые организации, которым обмен нужен для осуществления своей основной деятельности.
«Финансовые пирамиды», такие, как МММ, обычно не обещают дивидендов, а их «акции» не находятся в действительно свободном обращении. Обычно цену формирует сам создатель финансовой пирамиды, а внешних источников дохода нет или они несопоставимы с выплачиваемой доходностью.