в чем сущность социальной диагностики
Электронная библиотека
Диагностика как социальная практика получила признание в конце XIX – начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20-х – начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе.
Диагностика (греч. diagnostikos – способный распознавать) – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Цель диагностики состояния социального объекта – установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты.
В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.
Принципами диагностики являются:
· принцип конфиденциальности. Результаты социального диагноза не разглашаются без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования;
· принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными;
· принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты не могут быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию;
· принцип объективности. Выводы исследования базируются на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами;
· принцип эффективности. Не следует предлагать человеку рекомендации, которые для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
Социальная диагностика решает следующие задачи:
· выявляет специфические социальные качества, особенности развития и поведения клиента;
· определяет степень развитости различных свойств, их выраженность в количественных и качественных показателях;
· описывает диагностируемые особенности клиента;
· ранжирует специфические свойства клиента.
В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:
1) ознакомление с клиентом;
2) постановку задачи;
3) выделение состава диагностируемых ситуаций;
4) выбор основных показателей или критериев;
5) измерение и анализ показателей;
6) формулирование выводов, заключений по диагнозу.
Уровни социальной диагностики можно разделить в соответствии с решаемыми задачами, используемыми средствами и методами, а также в зависимости от организационно-управленческой структуры страны.
Общесоциальный уровень социальной диагностики эквивалентен в России федеральному уровню государственной власти. На этом уровне изучается состояние всего общества или его больших социально-демографических групп (детей, пожилых людей, женщин, мужчин, молодежи и т.д.). Этим занимаются как государственные, так и негосударственные научно-исследовательские учреждения академической и прикладной направленности (институты, фонды, научные центры), которые могут решать как научные, так и прикладные задачи.
Существует так называемая ведомственная научно-исследовательская система – специальные подразделения, аналитические службы при аппарате Президента, Правительства Российской Федерации, в соответствующих министерствах. Их задача – собирать, обрабатывать и анализировать положение в социальной сфере страны с целью отслеживания результатов социально-экономической политики государства и выработки предложений о внесении в нее определенных корректив. Инструментарий таких исследований преимущественно социологический, экономический, демографический.
Можно отметить также региональный (территориальный) уровень организации социальной диагностики, которая проводится как силами научных подразделений в субъектах Федерации, так и соответствующими службами при администрациях субъектов Федерации. При социальной диагностике регионального уровня используют результаты всероссийских исследований применительно к соответствующей территории, кроме того, организуются исследования на местах. Подобный анализ необходим на региональном уровне не только для того, чтобы знать состояние и динамику процессов социального функционирования в том или ином регионе, но и для практических организационных мер.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Вопрос 6. Социальная диагностика: ее сущность, виды и формы.
Социальная диагностика – это процедура, направленная на анализ и оценку фактического состояния объекта и меры его возможного отклонения от действующих социальных нормативов, ориентиров, образцов должного состояния или развития.
Социальная диагностика является одной из фундаментальных технологий социальной работы, т.к. ее значимость определяется правильностью избираемого пути решения проблем индивида, семьи или сообщества. На основе социального диагноза выделяются приоритеты, и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. Социальная диагностика незаменима при оценке степени нуждаемости клиента в услугах, анализе его социального окружения, правового статуса и многих других аспектов.
Вопрос 7. Принципы и этапы социальной диагностики.
Принцип объективности требует, чтобы исследования резюмировались на основе научно обоснованных объективных данных и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
Принцип научной обоснованности.Результаты анализа должны быть, как минимум, верифицируемыми и надежными ( перепроверка данных).
Принцип причинности.Предполагает, что все явления и процессы объединяются универсальной связью и взаимодействием, что приводит к необходимости выяснять закономерности их возникновения и функционирования (напр, алкоголизм и бедность – причинно-следственная связь).
Принцип комплексного подхода.Социальная проблематика должна рассматриваться с позиций различных научных дисциплин – социологии, психологии, экономики, медицины и т. п., что предполагает использование разнообразного инструментария диагностики и учёта всех составляющих социального положения объекта.
Социальная диагностика включает в себя следующиеэтапы:
1. Предварительное ознакомление с объектом социальной работы, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменений и совершенствования.
2. Проведение общей диагностики: постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования.
3. Проведение специальной диагностики по каждой взятой для исследования конкретной проблеме, измерение и анализ необходимых показателей.
4. Формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.
Вопрос 8. Технологии социальной работы: сущность, виды, уровни, классификации.
Технология социальной работы – это система знаний о процессе последовательных, целеполагающих субъектно-субъектных отношений и действий, в ходе которых выявляется проблема, определяются формы, методы и способы практических действий, направленных на содействие или решение проблем человека или группы, создание условий для формирования у них потребности к активному социальному функционированию.
Социальная диагностика– процедура, направленная на анализ и оценку фактического состояния объекта и меры его возможного отклонения от действующих социальных нормативов, ориентиров, образцов должного состояния и развития. Включает в себя предварительное ознакомление с объектом социальной работы, проведение общей диагностики проблемного поля, проведение специальной диагностики по конкретным проблемам, анализ выбранных показателей, построение выводов. Незаменима при оценке степени нуждаемости клиента в услугах, анализе его социального окружения, правового статуса и многих других аспектов.
Социальная экспертиза– это технология всесторонней оценки состояния социального объекта и разработка практических рекомендаций по теме оценки. Главное отличие экспертизы от диагностики в том, что она, помимо исследования объекта, предполагает более глубокий анализ причинно-следственных связей применительно к состоянию объекта, разработку прогнозного сценария и основанную на этом систему рекомендаций по проектированию возможных механизмов решения проблемы. Таким образом, социальная экспертиза выполняет четыре функции: диагностическую, информационно-контрольную, прогностическую и проектировочную.
Социальное проектирование– это процесс разработки социального проекта, направленного на решение социальной проблемы или смягчение её последствий; это процесс создания социальных объектов, качеств, процессов и отношений. Проектирование предполагает определение версий или вариантов развития какого-либо явления и основано на мысленных проработках гипотетического явления или процесса. Проектирование может касаться создания нового типа учреждения социального обслуживания или некоммерческой организации, структурных преобразований в сфере предоставления социальных услуг, разработки и внедрения инновационных социальных практик.
Социальная профилактика– это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов его жизнедеятельности. К числу важнейших направлений социальной профилактики относятся: профилактика девиантного поведения, профилактика безнадзорности и беспризорности, профилактика семейного неблагополучия и насилия, профилактика безработицы, профилактика заболеваемости и инвалидности, профилактика пьянства и наркомании, профилактика суицида.
Социальное консультирование– квалифицированное предоставление клиенту советов и рекомендаций с целью формирования у него представлений о потенциальных путях решения проблем. Данная технология в большей степени направлена на самоорганизацию клиента, нуждающегося для этого в определённой информации. Основными направлениями консультативной работы социальных служб являются медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое; также немаловажна консультативная работа по вопросам социально-бытовой безопасности клиента.
Технология социального консультирования наиболее часто используется в работе отделений дневного пребывания, отделений социального обслуживания на дому, а также отделений социально-медицинского обслуживания ЦСО. Не подлежит сомнению значимость социально-консультативной работы с семьями, воспитывающими детей, с инвалидами и многими другими категориями клиентов. На технологии консультирования фактически построена вся организация первичного приёма граждан в учреждениях социального обслуживания населения.
Социальная адаптация– процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации. В контексте технологизации социальной работы необходимо рассматривать этот процесс как, во-первых, структурно и процессуально организованный, во-вторых, как процесс преимущественно активного приспособления. Он предусматривает овладение ролями (нормативными моделями поведения), а также конкретными навыками социального взаимодействия в какой-либо среде.
Социальная реабилитация– это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретённых в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования. При этом под социальным функционированием понимается способность индивида самостоятельно осуществлять взаимодействие с окружающим миром, обеспечивать свою жизнедеятельность и жизнедеятельность семьи, соответствовать установленным и общепринятым в социуме нормам морали и нравственности. Реабилитация всегда носит комплексный характер и затрагивает медицинский, психологический, социально-бытовой, социокультурный, образовательный, профессионально-трудовой, творческий, экономический и иные аспекты жизнедеятельности индивида.
Социальная терапия– особая технология социальной работы, заключающаяся в системном воздействии на состояние, поведение, психику человека с целью их социального и психологического оздоровления, устранения устойчивых нарушений в социальном функционировании. Зачастую под социальной терапией понимают собственно психотерапию, однако это подход исчерпывает себя при внимательном исследовании социальной работы с лицами, имеющими психические расстройства. Речь уже идёт не только о медикаментозном воздействии на человека в условиях стационара, а о построении особой среды, понимающей и принимающей его таким, каков он есть, и дающей ему возможность самоактуализации.
При скоординированном взаимодействии медицинского персонала, родственников клиента, педагогов, социальных работников, различных сообществ становится возможным достижение позитивного эффекта в деле оздоровления человека. Возможности социальной терапии активно используются не только в сфере психиатрии, но и в работе с конфликтными семьями, наркозависимыми и созависимыми людьми, инвалидами. Методы социальной терапии делятся на три группы: методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии, методы суггестивной терапии (ориентированные на эффект внушения и изменения устойчивых характеристик психического функционирования человека) и методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.
Социальное сопровождение – специфическая технология социальной работы, направленная на обеспечение межведомственного и межорганизационного взаимодействия по вопросу решения комплекса проблем клиента. Социальное сопровождение успешно применяется в социальной работе с семьями, имеющими детей, с инвалидами трудоспособного возраста, с бывшими заключёнными и т. п. Для эффективного социального сопровождения требуется постоянный мониторинг качества жизни клиента и его проблемного поля, а также своевременное реагирование на возрастающую потребность во внешнем вмешательстве.
Вопрос 9. Технологии и социальные практики восстановления социальности получателей услуг.
Социальный патруль
Отделение мобильной службы социальной помощи бездомным гражданам «Социальный патруль» создано на базе Государственного учреждения Центра социальной адаптации «Люблино» для лиц без определенного места жительства для оперативного реагирования на информацию о нахождении лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, в жилом секторе и на улицах города Москвы.
Тревожная кнопка
«Тревожная кнопка» – это обычный мобильный телефон, одна из кнопок которого запрограммирована на звонок диспетчеру социальной службы. Диспетчер, как правило, специалист с медицинским или юридическим образованием, уточняет, какого рода помощь нужна, и сам вызывает необходимую службу. Иногда бывает так, что на другом конце провода наступает тишина, но такой вызов не считается ложным. Ведь бывают ситуации, когда пожилой человек не в состоянии членораздельно говорить. Ни один звонок не остается без ответа, в таких случаях на место срочно выезжает бригада врачей.
На каждого подключенного к системе абонента заводится индивидуальное досье с историей болезни, сведениями о родственниках и соседях. Сотрудники соцслужб ведут своих подопечных, оказывая им необходимую помощь, так что все те, кто подключен к «тревожной кнопке», больше не одиноки. Служба мобильной помощи и служба сиделок пользуются большим успехом среди этих людей, и уже очевидно, что это один из самых успешных проектов властей в сфере соцподдержки москвичей, проводимых в рамках реализации программы «Москва для жизни, для людей».
Детсады для взрослых
В Москве появилась еще одна очень нужная и востребованная социальная услуга – так называемые детсады для взрослых. Это идеальный выход для тех, у кого на попечении находятся престарелые родственники. В такой пансионат дневного пребывания можно привести пожилую маму или дедушку и оставить их там до конца рабочего дня под присмотром социальных работников и врачей. Посетителей такого сада кормят три раза в день, они могут читать книги и журналы, играть в шахматы, смотреть телевизор, общаться, а соцработники проследят за тем, чтобы все вовремя приняли прописанные лекарства.
Социальность человека определяется:
• Способностью к свободному взаимодействию с окружающим миром;
• Включенностью в социальные отношения и выполнением социальных ролей и функций
Направления социальной работы для достижения социальности человека:
Сущность и характеристика социальной диагностики
Как известно, медицинский диагноз представляет собой умение определить характер и причины болезни или инвалидности на основании исследований больного. Вместе с тем, многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между клиентом, другими лицами и коллективами. Диагнозы же, особенно психических заболеваний, не учитывают должным образом социокультурные аспекты и влияние окружения клиентов, а также возникающие в связи с этим проблемы. Диагноз также ассоциируется с чем-то статичным, неодушевленным и в целом не учитывает того, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития.
Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием “проблемный анализ” или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов.
Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизнедеятельности клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
— проводить детальный анализ;
— видеть за частным общее;
— не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
— не избегать вопроса “почему?”;
— прослеживать историю идей;
— собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к
оригиналам;
— изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
— связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;
— не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.[6]
В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.
Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.
Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными и надежными.
Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае нельзя использовать во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности. Требует, чтобы исследования резюмировались на основе научно обоснованных, объективных данных и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т. д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает как исходная, вполне самостоятельная сфера деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.
При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:
— выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
— определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
— описание диагностируемых особенностей клиента, когда это
необходимо;
— ранжирование специфических свойств клиента.
В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:
— ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;
— измерение и анализ показателей;
— формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.
Разработка диагноза указывает на специфическую профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров. Они включают в себя:
— определение профессиональных требований, предъявляемых к социальному работнику как диагносту;
— установление перечня знаний, умений, нравственных качеств и навыков, которыми он должен обладать, для того чтобы успешно справляться со своей работой;
— выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что социальный работник действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом диагностики;
— разработка программ, средств и методов практической подготовки социального работника в области диагностики, а также оценки его компетентности в этой области;
— поиск взаимопонимания между практическим работником и клиентом должен носить двусторонний характер, клиент имеет право и обязан активно участвовать в этом процессе.
Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник должен хорошо овладеть как научными, так и практическими основами диагностики.
Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного обоснования не гарантируют высокого уровня профессионализма в этой области.
Основой применения любой диагностической технологии является знание теории, на которую она опирается. Без этого специалист может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапии и других психологических теорий и направлений предполагаются различные варианты и модели технологии диагностики в социальной работе.
Или, например, экспертная оценка в рамках бихевиористского подхода требует использования многих источников информации, включая непосредственное наблюдение индивида, его окружения. Возможно также моделирование реальных условий жизни. Могут использоваться психологические аспекты самоконтроля и самоотчета, в которых формируется цепочка форм поведения, чувств, мыслей, проблем и желаний.
Технологически с бихевиористских позиций экспертная оценка включает следующие этапы: 1) формулирование цели решения имеющихся проблем; 2) сбор и систематизацию информации о формах поведения и результатах; 3) изучение ресурсов личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 4) поиск дополнительных источников информации, общение с другими людьми, которых желательно вовлечь в работу, и план их вовлечения; 5) определение методов воздействия для достижения желаемых результатов; 6) выбор критериев прогресса для оценки результатов; 7) выявление помех и препятствий и разработка плана их преодоления.
Диагностические методы, которые находят практическое применение в деятельности социального работника, требуют специального
рассмотрения.