в чем сущность педагогической деятельности
Сущность педагогической деятельности
Введение
В условиях социально-экономической и социально-политической нестабильности профессиональная деятельность педагогов все больше приобретает внешне ориентированную направленность. Внешняя мотивация не стимулирует профессионального развития педагога, превращает его труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. Следствием этого становятся профессиональная деформация личности педагога, феномен «сгорания», утрата психического и физического здоровья. При этом вполне закономерно, что у учащихся доминирует пассивное отношение к учению, формируются двойные жизненные стандарты, происходит деформация ценностных ориентации. В связи с этим актуальной проблемой системы образования является переориентирование профессиональной деятельности педагогов с внешнего типа мотивации на внутренний. Однако при этом не учитывается психологическая структура педагогической деятельности.
Исследованию структуры педагогической деятельности посвящены работы Л. И. Белозеровой, Я. И. Украинского, Р. В. Майменко, В. М. Манохина, П. С. Указова и др. Тем не менее, нет единства в понимании сущности такого компонента психологической структуры педагогической деятельности, как психологическая компетентность, также не изучена взаимосвязь психологической компетентности и мотивации педагогической деятельности.
Цель курсовой работы – изучить психологическую структуру педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность педагогической деятельности.
Проанализировать психофизиологические предпосылки педагогической деятельности.
Дать развернутую психологическую характеристику педагогической деятельности.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Сущность педагогической деятельности
Своим происхождением профессия педагога обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип Деятельности, назначение которой – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Многие исследователи отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть профессии педагога. К. Д. Ушинский рассматривал учителя как посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми [16, с. 91].
Деятельность педагога является одним из видов деятельности человека, и для ее понимания следует исходить из более общего понятия деятельности.
Понятие деятельности является одним из ключевых в психологии и педагогике. Деятельность определяется как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [8, с. 160].
В зависимости от предмета и результатов выделяют различные виды деятельности. Так, деятельность, направленная на создание, получение материального продукта, называется практической. Деятельность, направленная на изменение в сфере сознания, называется духовной [8, с. 160]. Анализ содержания любого вида деятельности указывает на наличие психологического ее фундамента, т. к. основными характеристиками деятельности является предметность – то, с чем она непосредственно имеет дело (какой-либо материальный или идеальный объект), и субъективность, поскольку она выполняется конкретным человеком [7; 14].
Педагогическая деятельность является одним из видов деятельности. Ее разделяют на профессиональную и непрофессиональную (Н. В. Кузьмина, Е. М. Иванова и др.).
Непрофессиональной является та педагогическая деятельность, которой занимается большинство людей в своей повседневной жизни, не обязательно имеющих специальное педагогическое образование и педагогическую квалификацию (например, воспитание детей в семье).
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в государственных или частных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях и требует профессиональной компетентности лиц, ее осуществляющих, определенного уровня специального их образования [18, с. 89].
Существует множество различных подходов к трактовке понятия педагогической деятельности.
Так, А. И. Щербаков характеризует ее как «искусство, требующее от педагога глубоких знаний, высокой культуры, педагогических способностей и прежде всего понимания психологической структуры и содержания педагогической деятельности, основных ее функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащейся молодежи» [22, с. 112]. Автор выделяет следующие функции педагогической деятельности: информационную, мобилизационную, развивающую, ориентационную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую.
В. А. Сластенин рассматривает педагогическую деятельность как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач различных классов и уровней [16, с. 38].
В. А. Кан-Калик определяет педагогическую деятельность как творческий процесс, в котором создается ситуация творческого взаимодействия с детьми и творческое формирование их личности: «Для того, чтобы воспитывать ребенка, необходимо вызвать у него положительное отношение к тому качеству, которое мы хотим сформировать. А отношение всегда формируется в деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения с детьми. Именно через живое и непосредственное общение педагога с ребенком осуществляется самое главное в педагогической работе – воздействие личности на личность» [13, с. 242].
По мнению Ю. Н. Кулюткина, педагогическая деятельность – это рефлексивное управление учителем деятельностью ученика с целью развития личности последнего. Педагог стремится сформировать у ученика те внутренние основания (знания, методы, действия), которые позволили бы ученику в дальнейшем самостоятельно управлять своей деятельностью [13, с. 251].
А. К. Маркова рассматривает педагогическую деятельность как один из основополагающих компонентов профессиональной компетентности учителя и определяет ее как профессиональную «активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания» [18, с. 252].
По мнению Б. Т. Лихачева, педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества [7, с. 168].
В описанных характеристиках можно выделить два основных подхода к определению понятия педагогической деятельности.
Для первого характерно признание ведущей роли педагога, который является реализатором конкретной учебно-воспитательной, общеобразовательной программы, который выполняет свои функциональные обязанности и должен соответствовать требованиям профессии. Ученик при таком подходе выступает в качестве объекта инициативного влияния и воздействия учителя.
Второй подход рассматривает учителя как посредника между учеником и окружающим миром. Различием между первым и вторым подходом является тип коммуникации – монолог или диалог. Если первый подход ставит «акцент» на процесс преподавания, то во втором подходе педагогическая деятельность наполнена подлинно человеческим смыслом, выражаясь в сотрудничестве и сотворчестве.
Сущность педагогической деятельности
«От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к нему. Таким человеком для многих счастливых учеников остается их первый учитель. Человек поразительных знаний, необыкновенной широты взглядов, подлинного учительского дара, которая сумела передать своим ученикам редкую способность сохранить возвышенный взгляд на мир. Святое отношение к музыке, строгость музыкальных суждений, безупречный вкус соединились в замечательной гармонии с тонким и острым юмором, совершенной простотой и естественностью. И она нас любила. Ее строгость и требовательность никогда не производили действия обиды. Это была высшая справедливость, которую дети прекрасно чувствуют и в которой они нуждаются.»[5,c. 7]
Аналитическая информация о педагогической деятельности Аналитическая информация по реализации задач 2014 – 2015 учебного года воспитателя Хорьковой Оксаны Николаевны. Образование: среднее.
Роль чувств в педагогической деятельности. Введение Актуальность темы. Интерес к личности педагога, понимание значения в деле обучения и воспитания качеств личности педагога, его.
Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».
Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.
Самоанализ педагогической деятельности Самоанализ педагогической деятельности воспитателя МБДОУ г. Магадана «Детский сад комбинированного вида № 66» Аверьяновой Юлии Владимировны.
Самоанализ педагогической деятельности Самоанализ педагогической деятельности «Поверь мне, Счастье только там, Где любят нас, где верят нам». М. Лермонтов Непросто начать рассказывать.
Самоанализ педагогической деятельности В системе дошкольного образования я работаю 35 лет в должности воспитателя, в МБДОУ №47- 18 лет. Группа старшего дошкольного возраста, в.
Самоанализ педагогической деятельности Введение В детском саду «Березка» (МБДОУ ДС №4 «Березка») воспитателем я работаю с 1988 года. Образовательный процесс осуществляется по.
План работы по самообразованию на тему «Игра — сущность деятельности ребёнка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с «Солнышко» Тема: «Игра – сущность деятельности ребёнка» начало работы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сущность педагогической деятельности
Вобыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека – быть активным. Именно это подчеркивается в различных определениях этой категории.
Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Как отмечал психолог Б.Ф. Ломов, «деятельность является многомерной». Поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную (исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д. Выделены также разнообразные виды педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.
Системообразующей характеристикой педагогической деятельности является цель (А.Н. Леонтьев).
Цель педагогической деятельности носит обобщенный характер. В отечественной педагогике она традиционно выражена в формуле «всестороннее гармоническое развитие личности». Дойдя до отдельного учителя, она трансформируется в конкретную индивидуальную установку, которую учитель и пытается реализовать в своей практике.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Предметом педагогической деятельности выступает управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся. Управленческая деятельность складывается из планирования собственной деятельности и деятельности учащихся, организации этих деятельностей, стимулирования активности и сознательности, контроля, регулирования качества обученности и воспитанности, анализа результатов обучения и воспитания и прогнозирования дальнейших сдвигов в личностном развитии учащихся.
Характеризуя педагогическую деятельность как самостоятельное общественное явление, можно указать следующие ее признаки.
Во-вторых, педагогическая деятельность является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей. Социальная ценность этой работы заключается в том, что духовная, экономическая мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов как цивилизованных личностей. Обогащается духовный мир человека. Улучшаются различные сферы его жизнедеятельности, формируется нравственное отношение к самому себе, другим людям, к природе. Духовным и материальным ценностям, а за счет этого осуществляется прогресс общества, его поступательное развитие. Каждое человеческое общество заинтересовано в позитивных результатах педагогической деятельности. Если деградируют его члены, ни одно общество не сможет полноценно развиваться.
В-четвертых, педагогическая деятельность носит творческий характер. Невозможно запрограммировать и предугадать все возможные варианты ее протекания, как невозможно найти двух одинаковых людей, две одинаковые семьи, два одинаковых класса и т.п.
Основные виды педагогической деятельности
К основным видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную работу, преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.
Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности функций организации, средств, форм и методов обучения и воспитания. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.
Научно-методическая деятельность. Педагог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика – в том смысле, что он применяет эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом. является основой собственно-методической деятельности педагога.
Научная работа педагога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая – в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов педагогической деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.
Культурно-просветительская деятельность – составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.
Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию – обеспечение выполнения плана, мотивацию или стимулирование – это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПАНЕНТЫ
Сущность и специфика педагогической деятельности.
Понятия «учитель» и «педагог», обозначающие лиц, занимающихся педагогической деятельностью, часто употребляют как синонимы, хотя спектр значений, которые вкладываются во второе из них, значительно шире. Учителем обычно называют педагога общеобразовательной школы, преподающего один или несколько учебных предметов.
Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.
По социальному статусу педагогов подразделяют на два вида:
а) профессионалы, т.е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку;
б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях.
К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т.д., чьи знания и опыт становятся достоянием других».
Можно ли называть педагогической деятельность человека, который обучает и воспитывает других, не занимаясь ею профессионально? Очевидно, да, поскольку потребность быть учителем, воспитателем может возникнуть у любого взрослого человека на определенной стадии его личностного и профессионального развития. Перефразируя известное библейское изречение, можно утверждать: «Есть время собирать зерна мудрости и есть время разбрасывать. Есть время копить и есть время отдавать. Есть время ученичества и есть время учительства».
Недаром смысл, который мы вкладываем в понятие «учитель» значительно шире, чем наименование человека, занимающегося педагогической деятельностью профессионально. Учителем для каждого из нас может стать любой человек, взаимодействие с которым оставило глубокий след в нашей душе, жизни, научило нас чему-либо, побудило к изменению и личностному росту. Однако, педагогическая деятельность не всегда есть там, где возникает взаимодействие между двумя людьми, ведущее к изменению и развитию одного из них, так как зачастую такое взаимодействие происходит стихийно в ходе общения и другой деятельности, и осознается лишь тем, на кого оно повлияло, да и то с течением времени. Недаром существуют мудрые слова: «Учитель приходит к тому, кто готов к ученичеству»
Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося. Если родители, мастер на производстве и любой другой специалист ставят перед собой данные цели и организуют процесс педагогического взаимодействия, то их деятельность вполне можно назвать педагогической. Для обозначения вида профессиональной деятельности, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников, существует более точное название – профессионально-педагогическая деятельность. Под понятием «педагогическая деятельность» мы будем иметь в виду в дальнейшем именно данный вид деятельности.
Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.). Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития. Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся.
Объект — тот, кого воспитывают, формируют как личность. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности. Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив — её причину (почему или для чего делать?). Общая цель педагогической деятельности — приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности.
Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают:
— теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература;
— наглядность, ТСО. Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
1) знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
2) научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
3) педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
4) высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд. В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н. В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности.
В рамках этой модели выявляется пять структурных составляющих:
1) субъект педагогического воздействия;
2) объект педагогического воздействия;
3) предмет их совместной деятельности;
5) средства педагогической коммуникации.
Указанные компоненты составляют систему.Ни один компонент невозможно убрать или заменить на иной или на совокупность других составляющих.Чтобы задать систему, необходимо выявить ее элементы и определить совокупность связей между ними. В данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга. Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н. В. Кузьмина определила структуру деятельности учителя.
В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов:
2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.
5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.
Все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя. Представленные компоненты взаимосвязаны и в значительной степени пересекаются. Продумывая построение и ход урока, преподаватель обязательно должен иметь в виду и то, с какого занятия придут на этот урок его ученики. Необходимо учитывать и характер и личные проблемы каждою из них (ведь не стоит вызывать к доске ребенка, расстроенного домашними неприятностями, а басня, пополам с хохотом прочитанная самым смешливым из класса, может сорвать урок). Так связаны между собой гностический и организаторский компоненты.
В педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий и диагностирующий.
1. Презентативная функция состоит в изложении студентам содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.
2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у студентов интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.
3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих студентов.
4. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Виды профессионально-педагогической деятельности Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить еще и методическую работу.
Преподавание – это вид деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью. Преподаванием занимается преимущественно преподаватель теоретического обучения, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Преподавание осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Логику преподавания можно жестко запрограммировать. Мастер производственного обучения решает задачу вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предопределить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.
Хороший мастер производственного обучения не только передает свои знания учащимся, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. Только мастер, знающий и любящий свое дело, может привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.
Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.
Производственно-технологическая деятельность. Мастер производственного обучения занимается разработкой технической и технологической документации, выполнением производственных работ. Выполнение этой деятельности занимает у педагога профессиональной школы достаточно заметное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и мастерских, знакомстве с научно-технической информацией, участии в научно-технических обществах, руководстве техническим творчеством.
Проектировочная деятельность включает постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения.
Конструктивная деятельность предполагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т.д. Для успешного выполнения этих видов деятельности педагогу необходимы соответствующие способности и умения.
Эти компоненты (функциональные виды) педагогической деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной деятельности как основных видов педагогической деятельности, осуществляемых в процессе образования учащихся.
К профессиональным функциям педагога относятся: образовательная (воспитательная, обучающая), конструктивная, коммуникативная, организаторская, стимулирующая, исследовательская, коррекционная.
Образовательная функция реализуется через информационную (учитель транслирует ту или иную информацию), развивающую (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.п.), ориентирующую (педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.п.) функции.
Коммуникативная функция выражает сущностную характеристику педагогической деятельности, так как она невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.
Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т.д.
Стимулирующая (мобилизационная) функция заключается в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т.п. Организаторская функция заключается в управлении деятельностью учащихся, которое предполагает и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность коллег, родителей, собственную деятельность.
Исследовательская функция реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, организовать и осуществить педагогическое исследование.
Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся. Все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга.