в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта

22.3. Взаимодействие и координация видов транспорта в мультимодальных системах

22.3. Взаимодействие и координация видов транспорта в мультимодальных системах

Взаимодействие видов транспорта заключается в слаженности и согласованности их технологий при участии в общем перевозочном процессе. Единство мультимодальной транспортной системы дает возможность устанавливать рациональные сферы деятельности каждого вида транспорта, внедрять совершенную форму их взаимодействия, осуществлять со стороны государства или международных организаций координацию работы видов транспорта.

Из-за различных технологий работы видов транспорта при их взаимодействии возникают «узкие места» или места повышенного риска. Причинами возникновения зон повышенного риска являются:

– разные провозные возможности видов транспорта;

– разные сроки сбора грузов для отправки, что связано с грузоподъемностью транспортных средств и разными способами перегрузочных работ;

– диспропорции в развитии видов транспорта;

– несогласованность сроков доставки на перевалочный пункт;

– незначительное использование прямой перегрузки между видами транспорта, что приводит к необходимости промежуточных операций или перевалке грузов через склад;

– несогласованность сроков доставки грузов на перевалочный пункт;

– неразработанность интермодального сообщения;

– несовершенство транспортно-экспедиционной работы;

– несовершенство единой технической и правовой основы взаимодействия видов транспорта.

Преимущественное использование каждого из видов транспорта или их комбинации основано на технико-экономических особенностях видов транспорта, размещении транспортной инфраструктуры на территории страны, а также стоимости, времени доставки или других показателях.

При выборе способа транспортировки с учетом использования комбинации видов транспорта необходимо учитывать потребности клиентов в отношении времени (срочности) доставки грузов или стоимости доставки. В общем случае стоимость доставки увеличивается при уменьшении срока доставки, поэтому необходимо разрабатывать несколько вариантов доставки грузов и выбирать из них рациональный вариант.

Таким образом, функционирование мультимодальных транспортных систем в международном сообщении сопряжено с координацией работы разных видов транспорта, различных транспортно-экспедиционных компаний, функционированием грузовых терминалов для организации своевременной доставки грузов и удовлетворения потребностей клиентов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Взаимодействие внутреннего аудита с внешним аудитором и другими субъектами системы внутреннего контроля компании Взаимодействие с внешним аудитором

4. Взаимодействие внутреннего аудита с внешним аудитором и другими субъектами системы внутреннего контроля компании Взаимодействие с внешним аудитором Руководитель внутреннего аудита координирует взаимодействие внутреннего аудита с внешним аудитором

4.2.15. Содержание служебного транспорта

4.2.15. Содержание служебного транспорта Сюда относятся расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской

16.1. Логистическая координация

16.1. Логистическая координация Понятие «координация» в переводе с латинского языка означает «совместное упорядочение», то есть «взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие».Логистическая координация – это согласование деятельности звеньев логистической

Тема 22 Взаимодействие видов транспорта в мультимодальных системах

Тема 22 Взаимодействие видов транспорта в мультимодальных системах 22.1. Особенности мультимодальных систем транспортировки Организация доставки грузов в международном сообщении предполагает взаимодействие продавцов, покупателей, экспедиторов, интермодальных

22.1. Особенности мультимодальных систем транспортировки

22.1. Особенности мультимодальных систем транспортировки Организация доставки грузов в международном сообщении предполагает взаимодействие продавцов, покупателей, экспедиторов, интермодальных операторов и перевозчиков. Деятельность экспедиторов связана в основном с

22.2. Роль транспортных узлов в мультимодальных системах

22.2. Роль транспортных узлов в мультимодальных системах Особое место в вопросах взаимодействия различных видов транспорта отводится транспортным узлам, где перерабатывают материальные потоки при переходе с одного вида транспорта на другой.Транспортный узел – это

Тема 23 Транспортная экспедиция в мультимодальных системах

Тема 23 Транспортная экспедиция в мультимодальных системах 23.1. Понятия «транспортная экспедиция» и «экспедитор» в международной торговле При транспортировке грузов возникает необходимость выполнения целого ряда дополнительных, сопутствующих операций, которые носят

100. Финансы предприятий транспорта

100. Финансы предприятий транспорта Особенности предприятий транспорта, предопределяющие специфику функционирования финансов:1. Продукция транспорта не имеет вещественной форм: к перевозимому товару ничего не добавляется. Предметом продажи в транспортной сфере

101. Отрасли сферы транспорта

101. Отрасли сферы транспорта При изучении каждой из сфер использования видов транспорта следует учитывать ряд характерных технико-экономических особенностей.Железнодорожный транспорт: –?предполагает регулярность перевозок независимо от сезонных

Координация ресурсов

Координация ресурсов Есть три основные темы, которые возникают, когда сотрудники говорят о навыках координации, присущих руководителю. Первая из них – это наем. Вполне естественно, что сотрудников заботят вопросы найма высшего руководства, поскольку эти люди оказывают

Контроль и координация

Контроль и координация Возможность контролировать и координировать продажи в соответствии с текущими целями и задачами компании – еще один аргумент в пользу создания собственного отдела продаж. Дело в том, что внешние агенты, преследуя собственные краткосрочные цели,

7.5. Координация и сговоры

7.5. Координация и сговоры Сговор в закупках заключается в явном или негласном соглашении между потенциальными конкурентами о разделе контрактов поставки по ценам выше конкурентных. Сговор, таким образом, требует координированных действий со стороны всех

7.5.3. Симметричность и координация

7.5.3. Симметричность и координация Коэффициенты PR и OR измеряют ожидаемую конкуренцию, связывая число участников и количество лотов. Вместе с тем они не учитывают два важных фактора: распределение участников на рынке (в зависимости от оборота, географического

14.2.7.1. Координация

14.2.7.1. Координация Договоры поставок обычно разбиваются на несколько лотов. Решение поставщиков относительно того, за какой лот следует конкурировать, обычно зависит от их предпочтений, но ограничивается их производительностью, которая, в свою очередь, может

16.2.3. Координация заявок

16.2.3. Координация заявок Даже если заявки не могут быть изменены после их подачи, коррупция все же может иметь место в форме координации заявок. В таком случае аукционист выступает в качестве «менеджера по заявкам» картеля в сговоре, объединяющего участников торгов,

Координация

Координация Я убежден в том, что кровь и плоть мудрее интеллекта. Через бессознательное тело в нас пробивается жизнь. Именно здесь мы знаем, что мы живы, живы до самых глубин нашей души, где прикасаемся к живым богатствам космоса. Д. Г. Лоуренс В «Додзё лидерства» считается,

Источник

Взаимодействие видов транспорта

в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть картинку в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Картинка про в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть картинку в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Картинка про в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть картинку в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Картинка про в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть картинку в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Картинка про в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта

в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть картинку в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Картинка про в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта

в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть картинку в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Картинка про в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта

Рынок транспортных услуг заставляет предприятия различных видов транспорта не только конкурировать между собой, но и взаимодействовать. Наиболее эффективное взаимодействие и координация различных видов транспорта проявляется в техни­ческой, технологической, организационной, экономической, инфор­мационной и правовой областях.

Взаимодействие видов транспорта в технической области реализуются посредством:

-создания морских, железнодорожных и автомобильных паромов, дорожных эстакад и переездов в разных уровнях;

— унификации и стандартизации узлов, деталей и габаритов погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;

— согласования параметров контейнеров для последовательного использования автомобильных полуприцепов-контейнеровозов, судов-контейнеровозов и т.п., а также согласования конструкций грузовых автомобилей, вагонов, судов и самолетов для удобства перегрузки этих контейнеров с одного вида транспорта на другой.

Для осуществления пассажирских перевозок в целях удобства пассажиров строятся объединенные пассажирские вокзалы и станции (железнодорожно-автобусные, автобусно-речные, аэро-автобусные и др.), совмещенные кассы обслуживания пассажиров и единые информационно-вычислительные центры в крупных транспортных узлах.

Технологическая область взаимодействия предусматривает организацию комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта:

— разработку согласованных графиков работы участвующих видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей;

— составление взаимоувязанных с интересами пассажиров удобных расписаний прибытия и отправления разных видов транспорта;

— организацию комплексных технологических процессов погрузки и разгрузки грузов в крупных транспортных узлах.

Экономическая область взаимодействия включает в себя:

— разработку и согласование планов-прогнозов спроса на транспортные услуги различными видами транспорта, находящимися в государственной и частной собственности; определение объемов смешанных перевозок грузов по регионам (например, по поставкам в районы Крайнего Севера) на основе маркетинговых подходов;

— разработку стратегии развития транспортно-дорожного комплекса страны и его обеспечения, определение размеров необходимых инвестиций и способов их субсидирования по видам транспорта или финансово-промышленным группам;

— обоснование и согласование показателей учета транспортных затрат по видам транспорта для правильного их отражения в макроэкономических показателях (совокупном общественном продукте, межотраслевом балансе) и при решении задач развития и размещения производительных сил;

— разработку единой методической основы определения эксплуатационных расходов, себестоимости перевозок, эффективности капитальных вложений и производительности труда, сопоставимых по видам транспорта;

— обоснование и согласование общих методических положений формирования цен и тарифов на транспортные услуги различными видами транспорта и в смешанном сообщении в условиях их государственного регулирования и свободного ценообразования, а также выработку согласованных методов стимулирования клиентуры при интермодальных перевозках;

— разработку единых показателей транспортной обеспеченности предприятий и регионов, а также измерителей качества и эффективности транспортного обслуживания клиентуры;

— согласование системы распределения доходов между транспортными предприятиями (независимо от формы их собственности) при смешанных перевозках и обоснование нормативов материальной ответственности за соблюдение условий перевозок и сохранность перевозимых различными видами транспорта грузов.

Правовая область взаимодействия включает в себя решение юридических, правовых вопросов, касающихся взаимоотношений между различными видами транспорта и между органами транспорта и клиентурой (грузовладельцами и пассажирами).

Различные варианты взаимодействия видов транспорта рассматриваются и учитываются при составлении транспортно-технологической схемы, которая определяет:

— этапность доставки и система взаимодействия поставщиков то­вара, его потребителей, транспортных и экспедиторских организаций;

в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Смотреть картинку в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Картинка про в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта. Фото в чем сущность организационной области взаимодействия видов транспорта

— способ доставки (обычный, контейнерный, пакетный);

— типы применяемых транспортных средств;

— способы производства погрузочно-разгрузочных и складс­ких работ по маршруту движения.

Затем все маршруты передвижения груза «от двери до двери» делят на определенные «шаги» по каждому варианту доставки, по каждому из которых рассчитываются приведенные затраты и суммируются каждого варианта.

Таким образом, при сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта при их взаимодействии основными показателями являются:

— уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);

— скорости движения и сроки доставки;

— наличие провозной и пропускной возможностей;

— маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

— надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;

— гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;

— условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна. Она зависит от мощности и структуры грузопотоков, дальности перевозок, величины отправок, типа подвижного состава, материально-технической базы вида транспорта и ряда других факторов.

Источник

Взаимодействие различных видов транспорта

Единство транспортной системы дает возможность устанавливать рациональные сферы деятельности каждого вида транспорта, внедрять совершенную технологию и формы взаимодействия, осуществлять со стороны государства координацию работы взаимодействующих видов транспорта для ускорения перевозочного процесса и снижения затрат (транспортных издержек обслуживаемых предприятий).

Взаимодействие на разных видах транспорта заключается в слаженности и согласованности операций (технологий) при их участии в общем перевозочном процессе.

Преимущественная сфера использования каждого вида транспорта основана на его технико-экономических особенностях, размещении транспортной инфраструктуры на территории страны или города, стоимости и времени перевозок. Поэтому в отдельных случаях имеет место однозначное применение конкретного вида транспорта для перевозок грузов определенной группы или на определенные расстояния. Например, для трансконтинентальных перевозок массовых грузов используется морской транспорт как основной при подвозящем железнодорожном, речном или автомобильном транспорте; перекачка газа осуществляется с помощью трубопроводов; воздушный транспорт чаще применяется при перевозке пассажиров на дальние расстояния, а для перевозки пассажиров в крупных городах отдается предпочтение метрополитену.

Немаловажное значение имеет стоимость или значимость груза, а также технология его перевозки. Так, при доставке грузов в контейнерах увеличивается эффективное расстояние перевозки на автомобильном транспорте до 400 — 500 км, скоропортящихся грузов — до 600 — 900 км (обычно это эффективная сфера работы железной дороги).

Своеобразие транспортной инфраструктуры, желание уменьшить стоимость перевозки, а в рыночных отношениях еще и повысить скорость доставки, приводят к необходимости выбора вариантов взаимодействия различных видов транспорта для обслуживания конкретного грузо- или пассажиропотока. В вопросах взаимодействия различных видов транспорта автомобильный транспорт играет особую роль, так как только он способен осуществлять доставку «от двери до двери», что позволяет ему работать с любым другим видом транспорта. Кроме того, время доставки благодаря его технологии бывает наименьшим. Но из-за высокой себестоимости и экологичности участие автомобильного транспорта в смешанном сообщении необходимо обосновать с помощью сравнительных расчетов.

Установлено, что на расстояния до 200 км автотранспорт может доставить груз в 12 раз быстрее, чем в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном сообщении; на расстояния до 500 км — быстрее соответственно в 7 и 3 раза, однако конкретные условия требуют дополнительных расчетов.

Для международной торговли используются обычно несколько видов транспорта, т.е. смешанное (мультимодальное) сообщение. Так, 35 % всех грузов приходится на смешанное автомобильно-железнодорожное сообщение, 90 % перевозок на морском транспорте осуществляется при участии железнодорожного и речного сообщений.

Недостатки, возникающие из-за различной технологии работы видов транспорта при взаимодействии, следующие: разные мощности перевалочных пунктов, отсутствие их специализации; диспропорции в развитии смежных видов транспорта; слабая специализация перевалочных пунктов по родам грузов; несогласованность расписаний; незаинтересованность работы в смешанном сообщении; просчеты в планировании и управлении перевозочным процессом; несовершенство транспортно-экспедиционной работы с освобождением грузовладельцев от ряда операций, связанных с транспортным процессом; незначительное использование прямой перегрузки; неразработанность бесперегрузочного сообщения и др.

Имеются также и недостатки, связанные с несовершенством единой технической и правовой основы взаимодействия, что проявляется, в частности, в отсутствии норм и ГОСТов по унификации типоразмеров транспортных и перегрузочных средств; несогласованности перевозочных документов; невозможности обеспечения единой ответственности за доставку груза на всем пути следования.

Взаимодействие различных видов транспорта осуществляется в транспортных узлах, где перерабатывают грузопотоки и обслуживают пассажиров, перемещают грузы с одного вида транспорта на другой. Затраты на перевалочные работы составляют значительную часть стоимости перевозки, а место перевалки является местом повышенного риска. Доля непроизводительных простоев доходит до 70 % общего времени нахождения железнодорожного вагона в узле. При пассажирских перевозках места пересадки на другой вид транспорта причиняют пассажирам повышенные неудобства. Одним из направлений ликвидации указанного недостатка смешанного сообщения можно считать развитие интермодальных технологий.

Транспортные узлы могут быть федерального и регионального уровней (для местных грузопотоков). С 60 —70-х гг. XX в. понятие «узел» как пункт соединения нескольких видов транспорта преобразовалось в понятие «терминал» — место стыка двух или более транспортных путей со сложным комплексом инженерно-технических сооружений. Комплекс сооружений включает в себя развитое складское хозяйство, услуги экспедиционного сервиса и коммерческого и административного оформления груза (в том числе таможенную очистку). Терминал может предоставить услуги по упаковке, сортировке, маркировке, хранению скоропортящихся грузов при соответствующих температурах, складированию на таможенных складах и др. Сейчас наметился новый подход к размещению перевалочных пунктов — создание не просто терминалов, а логистических транспортно-распределительных систем, или центров дистрибуции (распределения грузов). Большие преимущества имеют терминалы или центры дистрибуции, расположенные на трассах международных коридоров.

Смешанное железнодорожно-речное сообщение имеет наиболее давнюю историю. К речным портам (пристаням) прокладывали железнодорожные пути и образовывали перевалочные пункты. В 1916—1917 гг. был создан проект организации перевозок грузов с Дальнего Востока и из Сибири в европейскую часть страны по железной дороге, затем водным транспортом до Тюмени, далее железной дорогой до Пермского узла, а оттуда по Каме и Волге до мест назначения. Уже в плане ГОЭЛРО была отмечена необходимость строительства речных портов для передачи грузов с водного транспорта на железнодорожный. В настоящее время этот вид сообщения обслуживается примерно 20 судоходными акционерными компаниями. Перевалочные операции производятся в 60 пунктах нашей страны, 70 % которых находятся в ее европейской части.

Развитие смешанного железнодорожно-речного сообщения связано с ограничениями прямой доставки из-за географического расположения рек, освобождением производственных мощностей железнодорожного транспорта в сезон работы речного транспорта, использованием железнодорожным транспортом в межнавигационный период складов речного транспорта, сокращением транспортных расходов в случае прямых перевозок одним видом транспорта.

До 90 % всех перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении составляет уголь; с перевалкой идет по рекам 30% соли и 25 % хлебных грузов. Наибольшее распространение этот вид сообщения получил при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие прямых связей с общей железнодорожной сетью; а также при значительной загрузке отдельных участков железной дороги (высоком показателе грузонапряженности). Подобные перевозки могут быть дешевле (если это подтверждено сравнительными расчетами), несмотря на дополнительные перевалки груза.

Смешанное железнодорожно-автомобилъное сообщение стало интенсивно развиваться благодаря централизованной системе вывоза-завоза грузов с железнодорожных станций крупными автотранспортными организациями, особенно при контейнерных перевозках. Этому развитию способствовало и создание терминалов, выполняющих распределительные функции (центров дистрибуции), а также развитие логистического подхода к системам доставки по принципу «точно в срок». Разнообразие технологий работы и автономность автомобильного транспорта позволяют ему, особенно в смешанном сообщении с железнодорожным транспортом, использовать различные транспортные схемы, прежде всего прямую перегрузку из вагонов. Создание центров дистрибуции при ликвидации мелких предприятий железнодорожного транспорта и при правильной координации работы с автомобильным транспортом позволяют последнему перевозить грузы по близлежащим регионам. Расстояния перевозки и места расположения центров дистрибуции должны быть обоснованы соответствующими расчетами.

Автомобильно-водное сообщение связано с вывозом грузов автомобильным транспортом из портов и с пристаней (с судов или складов), нерудных строительных материалов непосредственно с причалов их добычи, овощей в контейнерах, загружаемых на полях и затем перевозимых водным транспортом.

Морской транспорт взаимодействует с речным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Взаимодействие с речным транспортом осуществляется двумя способами: перегрузкой на речные суда непосредственно или через склады и с помощью судов «река — море», т. е. более прогрессивной интермодальной технологии. Взаимодействие с железнодорожным транспортом осуществляется при прокладке непосредственно на территории порта железнодорожных путей для ускорения процессов прямой перегрузки или через склад. Автомобильный транспорт осуществляет подвоз или вывоз грузов, в основном с территории складов, а также пассажиров — непосредственно с территории порта, особенно при круизном обслуживании.

Воздушный транспорт взаимодействует главным образом с автомобильным, так как объемы перевозимых грузов незначительны. Железнодорожные ветки и автобусные маршруты пассажирского транспорта могут подходить близко к зданиям аэровокзалов.

В связи с тем, что 80 % грузовых потоков смешанного сообщения начинаются и заканчиваются на промышленных предприятиях, встает вопрос о взаимодействии (интеграции) магистрального транспорта с промышленным.

В городах метрополитен взаимодействует с железнодорожным транспортом (строятся общие станции пересадки), а автомобильный транспорт — с железнодорожным, авиационным, морским и речным, подвозя пассажиров непосредственно к зданиям вокзалов (терминалов), часто по специальным маршрутам. В городе автомобильный транспорт кроме самостоятельной работы может выполнять роль подвозящего, т. е. взаимодействующего с другими видами городского транспорта.

Для международных перевозок по расчетам, проведенным международной торговой организацией ЮНКТАД, установлено, что в мире должно быть примерно 80 мультимодальных терминальных комплексов или центров дистрибуции с полным набором услуг. В настоящее время идет глобализация (укрупнение) транспортных компаний, а также производственных фирм. В Европе действует 20 крупных экспедиционных и логистических центров дистрибуции с оборотом каждого более 1,5 млрд немецких марок при общем обороте 100 млрд немецких марок. Объединяются также системы путей сообщения, например железные дороги Германии и Голландии и их грузовые службы для более быстрого решения проблем взаимодействия при прохождении товаропотока. Установлено также, что в Европе необходимо создание четырех железнодорожных крупных контейнерных терминалов (в США уже создано четыре).

Глобализация идет и в системах связи: например, на линии Роттердам — Гонконг — Нью-Йорк — самом активном направлении международного сообщения, прежде всего по перевозке контейнеров.

Координация — это согласование объемов перевозки, технологий, расписаний движения разных видов транспорта при их взаимодействии. Железнодорожные вагоны находятся в движении 18 — 20 % всего их рабочего времени; локомотивы — 50 — 60%; суда речные и морские — 60 — 65%, остальное время уходит на простои из-за различий в технологиях, несогласованности действий при прямых перевалках, недостаточной емкости и неэффективного режима работы складов и др.

Для решения вопросов координации необходимо разрабатывать специальные планы-графики, в частности непрерывный план-график работы в транспортном узле (НПГРТУ), основными задачами которых являются согласование деятельности всех видов транспорта в оперативном режиме из-за стохастичности транспортного процесса; подготовка фронта работ и перегрузочной техники к моменту прибытия транспортных средств; совершенствование складской технологии перегрузки грузов; создание устойчивого ритма транспортного конвейера; повышение общей производительности при сокращении времени обработки транспортных средств; ускорение доставки грузов. Такой план-график должен иметь оперативную информацию по номенклатуре, направлению и виду перевозки, структуре парка подвижного состава, нормативам обработки транспортных средств, возможностям и объемам перегрузки грузов по прямому варианту и др.

Рассмотрим некоторые разновидности перевозок, возникающих при взаимодействии различных видов транспорта.

Прямое сообщение — это перевозка грузов одним видом транспорта.

Смешанное сообщение — это перевозка грузов с использованием нескольких видов транспорта. Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспорта с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением раздельных документов. При определенных условиях может быть прямое смешанное сообщение. Так, согласно ст. 788 ГК РФ, «прямое смешанное сообщение — это несколько видов транспорта под ответственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и сквозной единой тарифной ставке». По определению Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, «прямое смешанное сообщение осуществляется по единому транспортному документу — накладной». Перевозчик или экспедитор, отвечающий за весь процесс перевозки в смешанном сообщении, называется оператором смешанной перевозки. Оператор выдает отправителю сквозной транспортный документ на основе договора о смешанной перевозке, подтверждающий ответственность оператора на всем маршруте следования груза. Международные смешанные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о международных смешанных перевозках грузов, правда, до сих пор не вступившей в силу в связи с тем, что ее подписали (ратифицировали) менее 30 государств. Тем не менее, Конвенция применяется ко всем договорам смешанной перевозки, если пункт отправки или получения находится в одной из стран, подписавших ее.

За рубежом смешанное сообщение называется мультимодальным сообщением.

Причина смешанного сообщения заключается в размещении транспортных предприятий, позволяющем лишь автомобильному транспорту перевозить груз «от двери до двери» грузовладельцев.

Особенности размещения присущи предприятиям морского транспорта России, расположенным по краям территории страны (моря Северного Ледовитого океана, Балтийское и Черное моря), речного транспорта Сибири и Дальнего Востока, чьи реки невозможно соединить каналами.

Наиболее распространены, особенно в России, перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении, при которых к речным и морским портам, подводятся железные дороги.

Применяются смешанные железнодорожно-водные перевозки при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие другой возможности для их доставки (воздушный транспорт — дорогостоящий и не применяется для массовых перевозок), для снижения общих затрат на перевозку значительных объемов грузов, а также при высокой грузонапряженности отдельных участков железных дороги др. Естественно, что выбор вида сообщения должен быть экономически обоснован расчетом фактических издержек транспортных предприятий или оплатой грузовладельцем перевозки по тарифам с учетом расходов на перевалочные операции, а также затрат, связанных с простоем при перегрузках и др. Так, расчетами установлена эффективность прямого сообщения в случае перевозки большегрузного контейнера на расстояние до 500 км: при прямом автомобильном сообщении доставка осуществится за время до трех суток, а при традиционном смешанном сообщении в нашей стране—до 14 суток.

Смешанное сообщение на водных видах транспорта имеет много сложностей из-за разных сроков навигации морского и речного транспорта, различий в грузоподъемности транспортных средств и мощности механизмов для перегрузки и др. Поэтому в последние годы смешанное сообщение с перевалочными работами по возможности заменяется на бесперегрузочное с участием специализированных судов типа «река — море». Перевозка внешнеторговых грузов также переходит на варианты смешанного плавания «река — море».

В мультимодальном сообщении возникает необходимость перегрузки груза с одного вида транспорта на другой. Кроме того, грузоподъемность транспортных средств на разных видах транспорта различна и не всегда соответствует отправляемому грузу. Любая перегрузка может привести к изменению товарного вида либо потерям груза, его тары или упаковки и, естественно, увеличению времени его доставки. Поэтому специалисты разрабатывают такие транспортные средства и системы, которые позволят уменьшить количество перегрузок либо полностью ликвидировать их при транспортировке в мультимодальном сообщении.

Бесперегрузочные технологии развивались следующим образом. В 1889 г. в России появился «съемный кузов» вместимостью 1/2 железнодорожного вагона для комплектации более мелких партий грузов в сборные вагонные, судовые, а в дальнейшем автомобильные отправки. В США в это же время стали применять так называемые boxes — ящики; а в Англии в 1920-е гг. — «съемный кузов» для развозки чая по магазинам.

С 1920-х гг. в США для уменьшения времени и убытков от простоев «разделили» автомобиль на две части: тягач и прицеп двух разновидностей (фургон с передними и задними колесами и полуприцеп без передних колес, но с опорным катком, использующимся при перегрузках и соединенный с седельным тягачом). Трейлер стали ставить на железнодорожную платформу и назвали такой способ «пиггибэк» (буквальный перевод — «на спине свиньи», так как установку производили с помощью маневрового паровоза — «чушки», а не от локомотива, работающего на магистрали). Эту технологию назвали интермодальной.

В СССР в начале 1930-х гг. начали перевозку контейнеров по 2,5 —5 т в одном железнодорожном полувагоне в смешанном сообщении по специальной контейнерной накладной.

Некоторые источники рассматривают интермодальную технологию как сектор мультимодальной. Пожалуй, правильнее говорить о мультимодальном сообщении, в котором применяют интермодальную (бесперегрузочную) технологию. Таким образом, мультимодальное сообщение можно выполнять с помощью различных технологий, в том числе с помощью интермодальной как более прогрессивной.

Интенсивное распространение этого вида перевозок началось с 80-х гг. XX в.

По терминологии, принятой Европейской Конференцией Министров транспорта, под интермодальными перевозками подразумевают последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта, что в русской транскрипции называется также бесперегрузочным сообщением.

В России такие перевозки до последнего времени относились к так называемым транспортно-технологическим системам (ТТС).

Бесперегрузочная (интермодальная) технология сокращает время нахождения грузов на перевалочном пункте; снижает трудозатраты и расходы на погрузочно-разгрузочные работы; уменьшает потребность в перегрузочных механизмах и потери грузов, неизбежные при перегрузках; улучшает взаимодействие видов транспорта.

Существуют следующие виды интермодальных технологий: паромные переправы, трейлерные, контрейлерные, контейнерные и пакетные перевозки, системы «река — море», ролкерные системы («Ро-Ро»), лихтеровозные системы, перевозка по железной дороге с разной шириной колеи и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *