в чем сущность либеральной теории государственного управления
ТГП ответы. 1, Понятие, предмет и функции теории государства и права. Теория государства и права (как наука)
5. Либеральный подход. Государство – это концепция «государства – ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические, социальные и духовные отношения, не управляет экономикой, культурой, а только устанавливает «правила игры» – нормы права, охраняет в обществе порядок. Основоположник немецкого либерализма, великий философ И. Кант определял государство как множество людей, подчинённых правовым законам. Гениальный мыслитель Г. Гегель видел в государстве правовую форму политического принуждения, в истории государства – прогресс свободы.
6. «Государство – социальный арбитр». Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать разного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.
17,18, 50. Сущность и признаки государства, его определение.
Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
Сущность государства – состоит в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Государство – это особая суверенная организация публичной власти, официально представляющая и охватывающая всё общество (народ, нации, классы) в пределах определённой территории и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.
1. Публичная политическая власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Публичная власть, делая свои веления всеобщими, охватывает население страны, осуществляет защиту общества в целом и каждого человека в отдельности. Политическую публичную власть отличают также универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы государства.
2. Государственный аппарат. Публичная политическая власть есть особая организация, состоящая из совокупности государственных органов, которые наделены полномочиями управления (в соответствии со своей компетенцией) и осуществлять принуждение, когда в том возникает необходимость.
4. Государству принадлежит суверенитет. Под которым понимается его верховенство внутри страны и его независимость от власти какого-либо иностранного государства. Суверенитет означает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.
5. Важнейшим средством осуществления государственной власти выступает право. Выполняя стоящие перед ним задачи, государство обладает правом издания нормативно-правовых актом, которые распространяются на всё население и на всю территорию. Государство, как и его органы и учреждения, в своей организации и деятельности связаны правом, обязаны строго следовать правовым предписаниям. В то же время право является основным и решающим средством выражения и реализации властных велений государства.
5. Налоги, сборы, государственные пошлины. Государство имеет право устанавливать налоги, сборы и государственные пошлины, с помощью которых формируется бюджет государства, который необходим для функционирования государства (выполнение функций, целей, задач).
6. Государство обладает символикой: названием, флагом, гербом и гимном.
Государство и общество находятся во взаимосвязи:
1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;
2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;
3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;
4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином
19, 57, 58 Функции государства: понятие и виды.
Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие его назначение в жизни общества и обеспечивающие решение стоящих перед ним задач.
Признаки функций государства.
1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни.
2. Непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций. Функции государства всегда выражают и отражают социальную сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.
3. Направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет своё социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся направления его деятельности. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
4. Реализация функций осуществляется в определённых формах (чаще всего в правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.
Содержание функций показывает: во-первых, что делает государство; во-вторых, чем занимаются его органы; в-третьих, какие вопросы они решают. Функции государства делятся на две большие группы: внутренние и внешние.
Внутренние функции – это главные направления его деятельности, посредством которых государство решает внутренние задачи развития общества и направлены они на решение внутрихозяйственных, социальных, политических, культурных и др. вопросов.
Внутренние функции современного демократического государства.
1. Функция обеспечения народовластия. Содержание функции обеспечения народовластия составляют: 1) реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества); 2) обеспечение государственного суверенитета, т.е. осуществление высшей власти в отношении свой территории и воздушного пространства над ней, определение правового положения конкретных территорий и управления ими; 3) официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе С тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним; 4) защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционный Суд), так и непосредственно народом, путём осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.
2. Экономическая функция. Состоит в выработке долгосрочных программ развития государства в наиболее оптимальном режиме и в координации такой деятельности. Выработка чёткой налоговой политики, что позволяет успешно осуществлять социальное развитие общества и направлять часть получаемых средств на финансирование необходимых отраслей экономики, делая её сбалансированной. Экономическая деятельность государства проявляется также в формировании государственного бюджета и в контроле за его исполнением. Экономическая функция государства проявляется в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором в экономике (управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность).
3. Социальная функция. Она многообразна по содержанию и масштабна по объёму деятельности. Главное её назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев, национальных меньшинств и других. В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путём использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку достойных условий жизни посредством гарантирования определённого объёма социальных благ за счёт государства. В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, а также учреждений культуры.
4. Экологическая функция. Государство устанавливает правовой режим природопользования, это выражается в разработке и осуществлении национальных программ по охране окружающей среды, в принятии и реализации законов и других нормативно-правовых актов. Проблемы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, экологической безопасности для человека относятся к общечеловеческим проблемам.
5. Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. В центре внимания правоохранительной функции государства находиться деятельность по правовому регулированию, закреплению и обеспечению прав и свобод личности. Ещё одно направление правоохранительной деятельности государства связано с борьбой с правонарушениями. Органы внутренних дел, судебные органы, прокуратура во взаимодействии со всеми органами государства и общественными организациями должны обеспечивать такой порядок, который отвечал бы интересам всех и каждого члена общества, принципам добра, свободы и справедливости.
Внешние функции – это такие направления деятельности государства, которые обеспечивают решение задач, вытекающих из отношений с иностранными государствами и различными межгосударственными организациями.
Внешние функции современного демократического государства.
1. Функция интеграции в мировое сообщество. Сотрудничество стран по вопросам защиты прав человека, а также в решении глобальных проблем мирового значения. Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами.
2. Функция обороны. Составляет важное направление деятельности государства. Функция обороны страны современного демократического государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности, а вооружённые силы государства предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности, а также для выполнения международных обязательств.
4. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем. Её фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного регулирования. К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий в этой области осуществляется для: 1) предупреждения промышленных аварий; 2) готовности к чрезвычайным ситуациям и для раннего оповещения о них; 3) снижения серьезных последствий катастроф. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами и др. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов привели к международно-правовой договорённости о согласовании национальной политики отдельных стран в области энергетики и ископаемого топлива.
20. Формы и методы осуществления функций государства.
Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Формы осуществления функций государства можно разделить на правовые и организационные.
Правовые формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов (нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов).
2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (например, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).
3. Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений. Это деятельность по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры, решения судов и т.д.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов заключается в том, что они служат целью восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всех случаях – защите прав и интересов личности.
Правовые формы не исчерпывают всех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Эта деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой деятельности. В тоже время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.
Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.
1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).
2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).
3. Организационно-идеологическая деятельность – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).
Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.
Методы осуществления функций государства.
24. Легитимность и легальность государственной власти: понятие соотношение. Виды легитимности.
Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной (легитимность первоначально сводилась к её легальности, т.е. к наличию законного источника власти и законного основания обладания ей).
С течением времени понятия легитимность и легальность разделились. Легитимность – это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Легитимность (классическое определение – М. Вебер) – нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством.
Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, её норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.
Легальность государственной власти – это понятие юридическое, которое означает юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам. Форма легализации власти – законодательная (Конституция или, например, Акт о престолонаследии).
Для граждан легальность государственной власти состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. Легальность государственной власти – это признание правомерности её возникновения и действие власти в рамках законности. Термин «легальность» позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д.
Легитимность государственной власти – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в : 1) её основанности на общечеловеческих нравственных ценностях; 2) добровольном признании населением права власти управлять и психологическая готовность подчиняться её велениям и согласие на применение мер принуждения со стороны власти.
Поэтому легальная власть может быть одновременно нелегитимной. Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Легальность и легитимность могут расходиться во времени.
Легитимность не имеет юридического содержания и не фиксируется в Конституции. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, т.е. это особая морально-психологическая оценка.
Легитимность может быть истинной и ложной (социальная демагогия, обман). Понятие легитимности не совпадает у различных слоёв населения. Легитимность должна постоянно поддерживаться, так как это вопрос согласия, повиновения и политического участия без принуждения. Легитимность государственной власти располагает к доверию и авторитету, а отсюда эффективность государственной власти.
Вопрос о легитимности – это вопрос о границах, о правомерности применяемого властью к физическим и юридическим лицам принуждения.
Некоторые авторы в понятие «легитимность» включают: 1) юридический смысл, т.е. легальность; 2) духовный, морально-психологический смысл, т.е. собственно легитимность.
Политическая история свидетельствует о том, что легальная власть может быть нелегитимной и, наоборот.
Современная государственная власть, желающая быть эффективной, должна быть и легальной и легитимной, либо просто легитимной, если в это понятие включать юридический аспект (легальность) бытия государственной власти.
Виды легитимности (Макс Вебер).
Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета с помощью разных ресурсов, М. Вебер предложил выделить три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу такой классификации он положил мотив подчинения.
1. Традиционный тип легитимности. Этот тип легитимности был исторически первым. Он базируется на вере в священность обычаев и традиций, их непоколебимость. Идеологическая форма – это ссылка на божественное происхождение власти и священность права престолонаследия. Монархи получают свою власть от бога. Таким путём создаётся убеждение в правомерности, величии власти и необходимости подчинения обычаям и традициям. Обычаям и традициям должны подчиняться не только подданные, но и носители власти. В случае, если носитель власти допускает нарушение, то божественное право допускает восстание и даже цареубийство. Такую власть называли приобретательной, а отсюда – её можно свергнуть. Таким образом, на привычке подчиняться власти, вере в её божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.
2. Харизматический тип легитимности. В основе харизматического типа легитимности лежат «авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека». «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматичен культ личности вождя или руководителя. Подчинение и согласие носят эмоциональный и личностный характер. Ослаблено действие и значение правовых норм. Окружение харизматичного лидера, его армия не имеют чётко выраженного правового статуса. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, который преобладают у большей части населения. Харизматический тип легитимности приписывается и советским политическим лидерам (Сталин). Харизматический тип власти преобладает в отсталых в экономическом и социально-политическом плане государствах. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т.е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.
3. Рационально-бюрократический тип легитимности (легальный). Основывается на вере в законность и справедливость существующих правил формирования и функционирования институтов политической власти. Вера во всеобщие, равные, прямые избирательные права при тайном голосовании. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. Сменяемость лидера следствие недоверия тому, что он не будет злоупотреблять властью. Главным признаком справедливости власти является следование законам, но следовать законам должны и граждане и носители власти. Ни один субъект (политический, религиозный и др.) не должны уклоняться от исполнения законов. Чтобы реализовать свои цели, такая власть создаёт жёсткую, разветвленную организацию, т.е. бюрократию.
26,28. Государственный орган: признаки, виды.
Государственный орган – это самостоятельный элемент государственного аппарата, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой, наделённый определённой компетенцией и выступающий от имени государства.
27. Государственный служащий: понятие, виды.
Государственные служащие – это лица занимаемые должности в государственном аппарате, осуществляющие функции его органов и получающие за это определённую заработную плату.
Статья 2. Федерального закона определяет государственную службу следующим образом: «Под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов».
Принципы государственной службы.
Традиционный взгляд на принципы государственной службы исходит из деления их на социально-политические и организационно-технические.
Согласно ст.5. Федерального закона «Об основах. «, государственная служба основана на следующих принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Признаки отграничению труда служащих от труда рабочих:
1) отношение к производству материальных ценностей: служащие своим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, а обеспечивают их создание;
2) объекты непосредственного воздействия: служащие воздействую на поведение людей, а не на предметы материального мира;
3) правовые последствия действий: рабочие не создают юридических последствий, а деятельность служащих направлена как раз на их создание;
4) организационный признак: рабочий реализует свои профессиональные знания, а служащий занимает должность для чего обладает определенными знаниями.
Ст. 1. Федерального Закона дает следующее определение служащего.
Ст. 1. Федерального закона определяет должность следующим образом.
Виды государственных служащих.
В соответствии с классификацией государственных должностей, классными чинами, званиями и рангами.
Прохождение государственной службы.