в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания

Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития.

1.6 Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Рос­сийской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал пре­вентивную и оперативную помощь детям в решении их инди­видуальных проблем, связанных с физическим и психичес­ким здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуни­кацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбо­ром (самоопределением).

Воспитателям необходимо соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:

1. Ребенок не может быть средством в достижении педа­гогических целей.

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно ре­зультаты действий.

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя):

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпе­ние, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с деть­ми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении пробле­мы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбо­ра, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независи­мости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирова­ние самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Основу содержа­ния воспитания может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяю­щих индивиду развиваться в гармонии с общественной куль­турой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

— культура жизненного самоопределения;

— культура семейных отношений;

— экономическая культура и культура труда;

— политическая, демократическая и правовая культура;

— интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

Механизм воспитания основывается на педагогической поддержке ребенка и складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, вы­полняемых ими на следующих пяти этапах:

К основным критериям результативности воспитатель­ного процесса возможно отнести такие, как:

— готовность ребенка к самоопределению, самореализа­ции, самоорганизации и самореабилитации;

— развитость индивидуальных способностей ученика;

— нравственная направленность личности;

— физическое и психическое здоровье школьника;

— сформированность базовой культуры учащегося;

— защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

5.Самовоспитание школьников

Эту концепцию разработал ярославский профессор Гер­ман Константинович Селевко. Под самовоспитанием понимается «процесс осоз­нанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправлен­но формируются и развиваются ее качества и способности».

Цель воспитания: воспитать активного, инициатив­ного, самостоятельного гражданина, просвещенного, куль­турного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизнен­ному самосовершенствованию. Главным целевым ориенти­ром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следую­щими характеристиками:

— одухотворенность, идейная направленность, связь моти­вов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

— устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

— владение, оснащенность совокупностью умений само­совершенствования;

— высокий уровень самостоятельности личности, готов­ность к включению в любую деятельность;

— творческий характер деятельности человека;

— осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

— эффективность работы по самоформированию.

Чтобы обеспечить формирование такого человека, необ­ходимо решить в практической деятельности четыре груп­пы задач.

а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;

б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образо­вания по ступеням обучения;

в) формировать общеучебные умения и навыки;

г) способствовать формированию творческих качеств лич­ности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его прояв­лениях.

а) осуществлять личностный подход в учебно-воспита­тельном процессе;

б) превратить процесс школьного воспитания в само­воспитание;

в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;

г) формировать умения самовоспитания и самообразования;

д) обеспечить ребенку условия для максимальной само­реализации;

е) формировать веру в себя;

ж) создать воспитательно-образовательную среду, форми­рующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

а) развивать индивидуальные способности ребенка;

б) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка;

в) формировать доминанту самосовершенствования лич­ности;

г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

д) составлять программы самосовершенствования по раз­делам и периодам развития школьников.

а) формировать высоконравственное отношение личнос­ти к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоин­ство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демокра­тическое, диалектическое, экологическое мышление);

б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

д) готовить учащихся к профессиональному и жизнен­ному самоопределению.

В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения.

1. Все высшие духовные потребности человека в позна­нии, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осу­ществлению деятельности по самовоспитанию, самосовер­шенствованию, саморазвитию.

2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствова­ние как установка на осознанное и целенаправленное улуч­шение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно вли­ять с помощью организации внешней части педагогическо­го процесса, включая в него специальные цели, содержание методы и средства.

4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии са­мовоспитания личности в практике воспитательной деятель­ности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к са­мовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую вос­становлению и обогащению его духовности.

5. Демократизация учебно-воспитательного процесса вы­ступает необходимым условием саморазвития личности учащихся. Она воплощается в свободе выбора, самостоя­тельности, удовлетворении интересов и потребностей уча­щихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения и воспитания школьников, обеспечивается развитие учени­ческого самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации лич­ности ребенка.

6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспита­ния и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.

7. Личностный подход в воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его по­ложительной Я-концепции.

8. Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна рассматриваться как пространство деятельностного формиро­вания у ребенка умений и навыков самосовершенствования.

9. Ведущий вектор развития личности учащегося при ис­пользовании технологии самовоспитания направлен на под­готовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жиз­недеятельности в открытой социальной среде.

Главной составляю­щей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и резуль­тативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной дея­тельности, в процессе которой создаются социальные ситуа­ции-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекват­ных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять ра­боту по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.

Основу механизма воспитания со­ставляет технология самовоспитания (саморазвития) лич­ности. Профессор Г. К. Селевко изобразил структуру разра­ботанной технологии в виде схемы (схема ).

На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем:

Первая подсистема «Теория» представляет собой целе­направленное и системное обучение детей основам самосо­вершенствования личности. Теоретическая подготовка уча­щихся ведется в этом направлении с I по XI класс и вклю­чает следующие дисциплины, курсы и разделы:

— «История науки и культуры в личностях»;

— «Организация учебного труда»;

— «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисцип­линах);

— «Основы менеджмента и маркетинга» (в курсе эконо­мики);

— «Основы художественного творчества»;

— «Развитие творческих способностей»;

— «Теория решения изобретательских задач»;

— «Физиология высшей нервной деятельности»;

— «Этика и психология семейной жизни»;

— «Основы безопасности жизнедеятельности».

6. Воспитание ребенка как человека культур

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Воспитание в этой концепции опре­деляется как процесс педагогической помощи ребенку в ста­новлении его субъектности, культурной идентификации, со­циализации, жизненном самоопределении.

К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, куль­туры, относятся:

— природосообратости, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;

— индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ори­ентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направлен­ность воспитания на выявление, сохранение и развитие ин­дивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку про­цессов саморазвития, самовоспитания;

— ценностно-смыслового подхода, направленного на создание условий для обретения ребенком смысла своего уче­ния, жизни, на воспитание личностных смыслов всего проис­ходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

— сотрудничества, предусматривающего объединение це­пей детей и взрослых, организацию совместной жизнедея­тельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, и взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Основу содержания процесса воспитания ребенка составляет субъективный опыт личности с его ценностями и мыслями, умениями и способностями, социальными навыка­ми и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми ука­зывает на становление личности как человека культуры:

а) аксиологический (ценностно-смысловой), включающего универсальные общечеловеческие ценности, которые «при­сваиваются» сознанием и становятся личностными смысла­ми отношений человека к миру, людям, самому себе;

Содержание воспитания по мере развития детей насыщает­ся их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями.

Механизм воспитания. Автор концепции обозначает лишь некоторые компонен­ты технологии личностно-ориентированного воспитания:

— изучение узловых событий жизни ребенка;

— педагогическая интерпретация его индивидуальных осо­бенностей;

— эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;

— совместное с учеником проектирование этапов его даль­нейшего развития;

— адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;

— вовлечение его в педагогические и жизненные события;

— раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

1) уровень цен­ностно-смыслового развития и самоорганизации личности,

2) способность к нравственной саморегуляции поведения,

3) мера педагогической помощи, которая необходима уча­щемуся в самостроительстве собственной личности.

Источник

Статья «Концепция поддержки ребенка по О.С. Газману»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты « Первое сентября » (№ 119 от 21 ноября 1995 года).

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности ( формирование в растущем человеке социально-типичного ), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Например, Н.Б. Крылова пишет: «. В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации».

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

«Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

Доверяя — не проверяй!

Признавай право на ошибку и не суди за нее.

Умей признать свою ошибку.

Защищая ребенка, учи его защищаться.

любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности , душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

уважение достоинства и доверие , вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений ;

ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения ; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы ;

умение быть товарищем для ребенка , готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку .

культура жизненного самоопределения;

культура семейных отношений;

экономическая культура и культура труда;

политическая, демократическая и правовая культура;

интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.

Самоопределение в сфере «Общество » происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.

Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.

«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.

Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.

I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере.

«Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».

готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

развитость индивидуальных способностей ученика;

нравственная направленность личности;

физическое и психическое здоровье школьника;

сформированность базовой культуры учащегося;

защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.

Список использованной литературы:

1.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 61 – 68.

Источник

Педагогическая поддержка

в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть картинку в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Картинка про в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть картинку в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Картинка про в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть картинку в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Картинка про в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть картинку в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Картинка про в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания

в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть картинку в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Картинка про в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания

в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть картинку в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Картинка про в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания

Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе выводят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие «педагогическая поддержка» имеет различное содержание. Так называют деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей.

Но в интересующем нас смысле педагогическая поддержка – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигатьжелаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Автор этой концепции О. С. Газман определил это направление как педагогику свободы, цель которой – разработать средства для формирования свободоспособной личности.

Проблема образования личности в педагогике свободы ступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс – как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания – развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.

Педагогика поддержки – это реальная «понимающая» педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменения личностных качеств ребенка и взрослого, поскольку они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества.

Назовем условия обеспечения педагогической поддержки:

· согласие ребенка на помощь и поддержку,

· опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;

· ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

· совместность, сотрудничество, содействие;

· доброжелательность и безоценочность;

· безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

· реализация принципа «не навреди»;

· рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Профессор В. П. Бедерханова выделила факторы, обусловливающие развитие гуманистической позиции педагога.

1. Субъективные, или личностные, внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством.

Эту группу факторов можно описать через следующие признаки:

· потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка;

· позитивное ценностное отношение к себе;

· отношение к другому как самоценности;

· уверенность в возможностях и способностях каждого ученика;

· установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от «долженствования» и соответствия чужим ожиданиям;

· мотивационная направленность на другого;

· готовность к открытому общению;

· установка на диалог;

· способность открыто выражать свои чувства;

· способность к взаимодействию; эмпатийное понимание вместо оценочного; чувство эмоционального настроя группы и человека, принятие его;

· восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и ее деятельности;

в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Смотреть картинку в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Картинка про в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. Фото в чем сущность концепции педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания

· осознание ответственности за собственный выбор;

· педагогический такт, деликатность;

· общая положительная направленность на педагогическую профессию.

2. Объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме.

Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:

· ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента);

· создает условия для самоопределения, самореализации, помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека;

· владеет технологией индивидуальной и групповой работы, активно участвует в групповом взаимодействии; выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;

· умеет работать в диалогических формах и ситуации выбора;

· обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса; использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; умеет «работать с целями» разных участников взаимодействия; создает доверительную атмосферу во взаимодействии;

· хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать; учиться, самостоятельно решать свои проблемы;

· способен брать на себя ответственность.

3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой, со следующими признаками:

· наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе; совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками;

· атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности; «проживание в гуманистической парадигме» (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров);

· объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи в информации о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса;

· управление по «горизонтальному принципу»; личностно ориентированный подход в организации методической службы; открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки.

Рассмотрим этапы педагогической поддержки.

Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).

Договорный – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

Деятельностный:

а) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;

б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.

Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее проявить – нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной), зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта.

Для ребенка разрешение проблемы – это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но и своеобразный тренинг, проводимый не в специально созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации егожизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, – это его позитивный опыт выстраивания отношений к себе как к субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое же волю, активность.

Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.

Существует этика поддержки – объяснение воспитанникам с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки.

О. С. Газман выдвинул следующие гуманистические максимы (или принципы)воспитания как наиболее важные:

· ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

· самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;

· всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

· все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

· не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

· дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;

· не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

· доверяя – не проверяй!

· признавай право на ошибку и не суди за нее;

· умей признать свою ошибку;

· защищая ребенка, учи его защищаться;

· оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе, ребенку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *