в чем сущность катерины
Катерина
История создания героя
Кадр из ф/с «Гроза». Катерина — актриса Людмила Щербинина
Согласно многочисленным свидетельствам современников, А. Н. Островский написал пьесу «Гроза» специально для своей возлюбленной – Л. П. Никулиной-Косицкой. Эта талантливая актриса Малого театра и послужила главным прототипом для создания образа главной героини произведения.
Описание героя
Катерина Кабанова – жена Тихона, живущая вместе с мужем в доме его матери. Это молодая женщина, тяготящаяся жизнью с деспотичной свекровью. Замужество становится для Катерины настоящей «неволей». Она часто вспоминает о своем девичестве, когда жила, «точно птичка на воле».
Катерина не столько любит своего слабохарактерного мужа, сколько испытывает к нему жалость. Тихон совершенно не оправдал ее ожиданий. Он не может защитить молодую жену от нападок злой матери.
Молодая Кабанова очень религиозна. До замужества она «до смерти любила в церковь ходить». Катерина искренно считает грозу «божьей карой». Она всерьез воспринимает глупые пророчества сумасшедшей барыни.
Катерина. Иллюстрация С. Герасимова
В душе Катерины вступают в резкое противоречие ее богобоязненность и любовь к Борису. Женщина считает измену мужу одним из самых страшных грехов. Она всеми силами стремится подавить в себе стремление к свободе и избежать искушения. Катерина признается Варваре, что ей очень тяжело вести эту борьбу: «…хочу себя переломить, да не могу никак».
Смирная и кроткая на первый взгляд Катерина обладает решительным характером. Задолго до своей трагедии она произносит пророческую фразу: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь».
Катерина смогла бы найти в себе силы для противостояния соблазну. К роковому решению ее подталкивают Варвара и Тихон. Дочь Кабанихи передает ключ от калитки в сад, а муж отказывается взять с жены «клятву страшную» о сохранении верности. После долгих размышлений Катерина делает свой выбор: «Будь что будет, а я Бориса увижу!». При этом она уже предчувствует свою неизбежную гибель.
Роль героя в произведении
Кадр из фильма «Гроза». 1933
Катерина доведена до полного отчаяния жизнью в «клетке». Любовные отношения с Борисом представляются ей пусть кратковременной, но единственной возможностью вырваться на свободу.
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении всего произведения можно выделить несколько ключевых сцен, оказавших огромное влияние на судьбу Катерины.
Получив от Варвары ключ от калитки, Катерина в ходе тяжелой душевной борьбы принимает решение встреться с любимым. Этот поступок она уже расценивает в качестве преступления.
На первом свидании Катерина еще пытается отвести от греха и себя, и Бориса: «Поди прочь, окаянный человек!». В конце концов женщина признает, что не может противостоять искушению: «Нет у меня воли». Если для Бориса начало любовного романа – наивысшее счастье, то Катерина уже предрекает свою гибель: «Нет, мне не жить!»
Главная трагедия Катерины происходит после возвращения Тихона. Она не может, подобно Варваре, спокойно продолжать тайную жизнь: «дрожит вся… бледная такая, мечется по дому». Чистая душа Катерины протестует против любого обмана. Невероятные душевные муки женщина может облегчить лишь чистосердечным признанием: «десять ночей я гуляла…».
На последнем свидании Борис лишает Катерину последней надежды на счастье, отказываясь взять ее с собой в Сибирь. Это приводит ее к страшному заключению: «что домой, что в могилу. В могиле лучше…»
Катерина и Варвара. Иллюстрация С. Герасимова
Отношение автора к герою
Во всех фразах и монологах Катерины явственно проявляется сочувственное отношение автора к несчастной женщине: «За что же ты меня обижаешь?»; «Так ты, Варя, жалеешь меня?»; «Батюшки мои, погибаю я!»; «горька неволя»; «так тяжело, что умереть легче!» и т. д.
Через остальных персонажей пьесы Островский также высказывает свою жалость: «Мать на нее нападает и ты тоже» (Варвара); «Вы ее совсем загубить хотите» (Кудряш); «как тень какая ходит, безответная» (Тихон); «Тяжело тебе, Катя!» (Борис); ее «душа теперь перед судией, который милосерднее вас!» (Кулигин).
Прототипы
Любовь Павловна Косицкая родилась в семье, находящейся в крепостной зависимости. Ее родители смогли выкупиться на волю, когда девочке было четырнадцать лет. Люба устроилась горничной в купеческую семью, где начала участвовать в постановках домашнего театра. Увлечение определило будущую профессию Косицкой. Она устроилась на работу в Нижегородской театр, а после окончания театрального училища была приглашена в Малый театр.
Любовь Павловна вышла замуж за коллегу – актера Никулина, но очень скоро охладела к нему. Знакомство с Островским и участие в спектаклях по его пьесам привело к возникновению любовного романа.
Кадр из фильма «Гроза». 1933
В создании образа Катерины драматург использовал рассказы любимой женщины о своей нелегкой жизни. Особенно его интересовали мечты и переживания будущей актрисы и ее описания купеческого быта. Любовная трагедия Катерины, вероятно, основана на неудачном браке Косицкой.
Экранизации
Впервые знаменитая пьеса А. Н. Островского была экранизирована еще до революции («Гроза», 1912 г.). Роль Катерины Кабановой исполнила ведущая актриса Малого театра В. Н. Пашенная.
В 1933 г. была предпринята еще одна попытка воплотить на экране знаменитый образ. На главную роль в фильме «Гроза» была приглашена известная артистка МХАТа А. К. Тарасова, к тому времени уже снявшаяся в нескольких картинах.
Самой последней экранизацией произведения стал фильм-спектакль «Гроза» 1977 г., в котором главную женскую роль сыграла актриса Малого театра Л. Н. Щербинина. Критики и зрители очень высоко оценили ее игру. Многие считают роль Катерины одной из лучших, эталонных работ Щербининой.
Для закрепления материала посмотрите наше иллюстрированное видео:
Образ Катерины в пьесе «Гроза»
сочинение по литературе 10 класса
Катерина – главная героиня знаменитой пьесы А.Н. Островского «Гроза». Она представляет собой образ непокорённой русской женщины, способной ради своей свободы расстаться с жизнью. Её протест стал свидетельством проявления сильного характера, воспитавшего настоящую личность в условиях патриархального мира.
Детство Катерины
Катерина. Иллюстрация С. Герасимова
Образ Катерины резко отличается от всех остальных образов. В ней чрезмерно развито стремление к свободе. Причиной этому – её детство, где родители не ограничивали свою дочь жёсткими патриархальными рамками, позволяли делать ей самостоятельный выбор относительно её действий.
Время, проведённое в родительском доме, было для Катерины счастливым, радостным и беззаботным. Она проводила свой досуг так, как ей хотелось, а не так, как требовали того устои. Своё детство и юность Катерина провела, словно «птичка на свободе», окружённая родительской любовью и заботой.
Просыпалась Катя рано, умывала своё лицо родниковой водой, ходила вместе с матерью в церковь на утреннюю службу, а затем принималась за какую-нибудь работу под рассказы богомолок, которые часто бывали в их доме.
И вот из этой доброй привольной обстановки она попала в атмосферу дома Кабановых, где всё основано на страхе, обмане и беспрекословном повиновении. Главой этого семейства была новоиспечённая свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, которая держала всех домочадцев в ежовых рукавицах. Она была настоящим деспотом и тираном, для которого не имеют значения чувства и желания других людей.
Характер Катерины
Среди всех героев пьесы у Катерины самый сильный характер. Её упрямая и непокорная натура не могла мириться с тем, что противоречило её идеалам.
Самой важной чертой характера Катерины является искренность, её нежелание жить во лжи. Она не хочет, да и не умеет притворяться, врать, лицемерить, хитрить. Неоспоримым подтверждением этому является признание Катерины в совершённой измене. Окружающие могли бы никогда не узнать этого, если бы она сама им об этом не рассказала. На самом деле не гроза и не страх возмездия побудили Катерину открыть всем правду, она просто не могла больше терпеть душевные муки, испытываемые от осознания своей греховности. Такая жизнь для неё была хуже смерти. Катерина всегда стремилась к свободе, и все-таки обрела её, но какой ценой.
Речь Катерины
В образе Катерины особое внимание уделяется её речи. Многогранность её внутреннего мира отображается в её монологах, именно в них раскрываются её переживания, мотивы всех поступков. Её воспоминания и манера говорить указывают на возвышенность духовного мира.
В первом монологе она восторженно рассказывает о своём детстве, том времени, когда была по-настоящему любима и счастлива. Во втором монологе раскрывается истинная натура Катерина. Этот монолог даёт понять, о чём она думает, оставшись дома одна, после унизительных наставлений мужа, которые он ей дал перед отъездом по приказу своей матери. Несмотря на то, что Катерина раздавлена его словами, в монологе нет никакого надрыва. Эта сцена напоминает природу, которая затихла перед грозой. А последний её монолог расставляет все точки над «и». Становится понятно, что Катерина больше не вернётся к прежней жизни. Она осознала, что обрести долгожданный покой у неё получится только после смерти. И веря в этом всем сердцем, она бросается в воды Волги. Именно в этом монологе ощущается в полной мере несоответствие душевных стремлений с законами жестокого патриархального мира.
Катерина и Кабаниха
Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова
Катерина и Кабаниха – это два противоположных человека, две противоборствующие стороны. Все герои пьесы являются либо жертвами «тёмного царства», либо сторонниками его порядков. А Катерина – единственный человек, который не хочет мириться с существующими законами, но и жертвой быть не желает. Внешне она хрупкая и нежная, но на самом деле не такая беззащитная, как кажется. У неё есть внутренний стержень, который не позволяет ей согнуться под действием чужой воли.
Кабаниха – совершенно другой человек. В произведении она выступает антиподом Катерины. Она была вполне довольна порядками, установленными в их мире, ведь остальные беспрекословно подчинялись ей, до тех пор, пока в их доме не появилась Катерина, отказывающаяся терпеть её грубость и жестокость. Именно поэтому невестка так неприятна Марфе Игнатьевне. Между ними назревает неизбежный конфликт, который доходит до своего апогея после признания главной героини в совершенной измене. Катерина понимает, что обратной дороги для неё больше нет, поэтому принимает решение умереть. А Кабаниха ничуть не опечалена этим выбором, ведь теперь некому будет ей противостоять.
Катерина Кабанова – главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». Благодаря её образу, это произведение выделяется среди всего остального творчества автора. На примере её судьбы изображён основной конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, она отличается от окружающих своим виденьем мира, непокорностью, силой характера и чувством собственного достоинства. Этот образ состоит из совокупности слов, мыслей, чувств и поступков, которые приведут к неизбежным переменам, разрушив жестокий мир, живущий по давно устаревшим порядкам.
Судьба Катерины
Иллюстрация А. Парамонова
Катерина – молодая и красивая женщина, которая по воле злого рока стала женой Тихона, сына зажиточной купчихи Кабанихи. Марфа Игнатьева – полноправная хозяйка дома, властная и не терпящая возражений. У Катерины в этом доме нет никаких прав, она не вольна распоряжаться даже своей собственной судьбой. Единственной её отрадой являются воспоминания о безвозвратно ушедшем детстве, проведённом в родительском доме, где её любили. Там она жила окружённая заботой и лаской своей матери. Родители предоставляли Катерине полную свободу выбора, не ограничивая её желания.
Совершенно иной была жизнь в доме Кабановых. Каждый день был полон оскорблений и унижений. Катерина шага не могла ступить без согласия Кабанихи. От мужа она не видит ни поддержки, ни понимания, потому что он сам во всём подчиняется своей матери. Здесь никому не нужны искренние чувства, поэтому нерастраченная любовь толкнула Катерину на измену. В Борисе она нашла то, чего ей так сильно не хватало всё это время.
Черты характера
Катерина была искренней, доброй, не терпела лицемерия и обмана. Самой главной чертой её характера можно назвать честность перед самой собой. В доказательство этому можно привести в пример сцену отъезда Тихона, когда Кабаниха хотела, чтобы её невестка выла от тоски, но Катерина не могла притворяться. Она считала, что в первую очередь, нужно прислушиваться к порывам своей души, а не безвольно следовать обычаям.
Когда Катерина поняла, что любит Бориса, сразу же призналась ему в своих чувствах, не желая их таить. Она пыталась бороться с самой собой, но любовь оказалась сильнее. А впоследствии об этой любви узнали и все остальные, из уст самой Катерины, когда она была уже не в силах испытывать душевные муки от осознания собственной греховности. Публичное покаяние свидетельствует о глубине благородной натуры главной героини, о её решительности и нравственном величии.
Взаимоотношения с Борисом
Образ Катерины раскрывается в полной мере через любовную линию сюжета. Борис – это приехавший из Москвы по делам своего наследства племянник Дикого. Чувства между ним и Катериной вспыхивают внезапно. Катерина старается с ними бороться, потому что она набожная девушка и свято чтит клятву, данную во время своего венчания, но любовь оказывается сильнее.
Варвара, которой Катерина открыла своё сердце, устроила встречу влюбленным. И затем их роман продолжается всё время, пока Тихон находится в отъезде. Узнав о его приезде, Борис отказывается от дальнейших встреч, и просит сделать так, чтобы эта связь сохранилась в тайне. Вот только Катерина не такой человек. Она не может обманывать ни окружающих, ни саму себя. После того, как выясняется, что любовь Бориса неискренняя, Катерина принимает решение покаяться перед людьми. А затем, не найдя ожидаемого успокоения от этого раскаянья, бросается в реку с обрыва.
В драме «Гроза» А.Н. Островский создал абсолютно новый для своего творчества женский образ – с внутренней гармонией, духовной силой и необыкновенным мироощущением.
Жизнь до замужества
Катерина светлый человек с поэтичной возвышенной душой. Она мечтательница с замечательно развитым воображением. До замужества она жила свободно: молилась в церкви, занималась рукоделием, слушала рассказы богомолок, видела сказочные сновидения. Автор ярко представляет стремление героини к духовности и красоте.
Религиозность
Катерина очень набожна и религиозна. Христианство в ее восприятии тесно связано с языческими верованиями и фольклорными преданиями. Все внутреннее существо Катерины стремится к свободе и полету: «Отчего люди не летают, как птицы?» – спрашивает она. Даже во сне она видит собственные полеты в виде птички или бабочки.
Выйдя замуж, поселившись в доме Кабановых, она чувствует себя как птица в клетке. Будучи человеком, сильным по характеру, Катерина обладает чувством собственного достоинства. В доме Кабанихи, где все делается словно поневоле, ей тяжело. Как тяжело принять глупость и слабохарактерность собственного мужа. Вся их жизнь строится на обмане и подчинении.
Прикрываясь заповедями божьими, Кабанова унижает и оскорбляет домочадцев. Вероятнее всего столь частые нападки на невестку связаны с тем, что она чувствует в ней соперницу, способную противостоять ее воле.
Варе Катерина признается, что если жизнь ее станет совсем невыносимой, терпеть она не станет – бросится в Волгу. Еще в детстве, когда родители чем-то обидели ее, она уплыла на лодке по Волге одна. Я думаю, что река для нее – символ свободы, воли, простора.
Жажда свободы и любви
Жажда свободы в душе Катерины смешивается с жаждой истинной любви, не знающей границ и преград. Попытки сохранить отношения с мужем ни к чему не приводят – она не может уважать его из-за его слабого характера. Влюбившись в Бориса – племянника Дикого – она мнит его человеком добрым, интеллигентным и воспитанным, сильно отличающимся от окружающих. Он притягивает ее своей непохожестью, и героиня отдается своим чувствам.
Впоследствии ее начинает мучать осознание своей греховности. Ее внутренний конфликт обуславливается не только убежденностью в грехе перед Богом, но и перед собой. Представления Катерины о морали и нравственности не позволяют ей спокойно относиться к тайным любовным встречам с Борисом и обману мужа. Таким образом, страдания героини неизбежны. Из-за возрастающего чувства вины, девушка признается во всем своей семье как раз во время надвигающейся грозы. В громе и молнии ей видится настигающая Божья кара.
Разрешение внутреннего конфликта
Несмотря на то, что лишение себя жизни – это грех, Катерина думает о христианском всепрощении и уверена, что ее грехи отмолит тот, кто ее любит.
Мне очень жаль, что в окружении Катерины не нашлось ни одного сильного мужчины, способного оградить ее от внутренних переживаний и внешних конфликтов. По-моему, Катерину справедливо называют «лучом света в темном царстве».
Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение
Чтобы читатель понял, почему возник конфликт между главной героиней и царством невежд и деспотов, нужно внимательно проанализировать представления героини о жизни. Катерина рассказывает о своих юных годах, о своей жизни. Она не знала проблем, ей нравилась ее жизнь, все было в гармонии, она жила в идеальном мире патриархальных отношений.
Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.
Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.
Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.
Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.
Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.
Вариант 2
Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.
Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.
Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.
В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать. Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.
Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.
Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.
Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.
В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.
Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.
Также читают:
Картинка к сочинению Трагедия Катерины в драме Гроза
Популярные сегодня темы
Чехов Антон Павлович – знаменитый писатель России. Каждый знает его биографию, его творчество изучают и взрослые и дети. Но знают ли его как человека? Как человека необычного, интересного. Познакомимся с некоторыми фактами из жизни.
«Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье
Пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» представляет собой характерный образец народной мудрости
Психологический Роман М.Ю.Лермонтова повествует о судьбе офицера русской армии Григории Александровиче Печорине. Молодой человек предстает перед нами через слова Максим Максимыча
В повести Чехова «Палата №6» читатель встречает второстепенного персонажа по имени Никита.
Образ Катерины в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза»
Образ Катерины в пьесе «Гроза» был навеян Александру Николаевичу Островскому Любовью Павловной Косицкой, в дальнейшем сыгравшей главную роль на сцене. Действие разворачивается в городе Калинов (вымышленный) на Волге.
Описание образа Катерины для сочинения по пьесе «Гроза»
Жизнь и детство Катерины в родительском доме
Истоки характеры Катерины Кабановой берут начало с отчего дома. С детства героиня была окружена лаской и заботой близких. Детство, проведенное в родительском гнезде, было счастливым временем для Катерины. Девушка занималась, тем, что было ей по душе.
Проснувшись утром, умывалась родниковой водой, слушала пение птиц, выполняла работу по дому. Будучи ребенком, посещала с матерью церковь. Там она погружалась в другой мир, полный гармонии и чистоты.
Одухотворенная церковными службами эту приверженность она пронесет через всю жизнь. Мать души не чаяла в своей дочери, холила и лелеяла ее, наряжала словно куклу. Вспоминая жизнь до замужества, свое прошлое, Катерина сравнивает себя «с птичкой на воле», подчеркивая трудность своего настоящего положения.
Муж Катерины
Тихон – сын деспотичной, властной матери, без ведома которой он ни шагу ступить не может. Сын почтенно относится к своей матери, не замечая многочисленных необоснованных упреков в адрес своей жены.
Выходя замуж, Катерина надеялась на счастливую жизнь, на мужа, что будет для нее опорой. На самом деле оказалась героиня чужой для людей, с которыми живет под одной крышей.
В действительности, Тихон – маменькин сынок, ощущающий гнет Кабанихи, но ничего не предпринимающий для изменения ситуации.
Отношение Кабанихи к Екатерине
Свекровь изводила невестку постоянными упреками, руганью и скандалами. Самодурство, превратившееся в деспотизм – ключевая характеристика образа Кабановой. Судьба близких Марфы Игнатьевны подчинена домострою, в справедливость которого она свято верит. Кабаниха требует подчинения Катерины, не понимает сына, что не остепеняет жену.
Суровая и властная, она корит Тихона, отравляет жизнь Катерины. Героиня не понимает доброты и ласки невестки, все, что она пытается от нее получить – это страх. Единственное чувство, которое должна испытывать молодая девушка – боязнь перед свекровью, мужем.
Жизнь в доме Кабанихи отравляет душу жены Тихона. Только Варвара становится подругой для Екатерины, отдушиной в доме, где все подчинено жестокости и брани.
История любви Катерины и Бориса
В письме, полученном от подруги, героиня получает некое предостережение по поводу Бориса. Однако знакомство с Борисом, племянником Дикого, позволяет Катерине отвлечься от проблем в семье, почувствовать себя любимой. Их встречи были короткими, мимолетными (случайно на бульваре, на церковной службе).
И все-таки им удается встретиться во время отъезда Тихона из Калинина. Эта встреча не была последней, десять ночей влюбленные тайно встречались. Возвращение Тихона в город положило конец их свиданиям. Героиня не смогла выдержать разлуки с возлюбленным, душевных терзаний и рассказала о случившемся мужу и свекрови на глазах у всего города, совершив публичное покаяние.
Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»
Отношения с Борисом – это попытка обрести свободу, освободиться от гнета жестокого купеческого общества. Весь трагизм истории заключен в семье, в которую вступила героиня. Вся жизнь Катерины – борьба с ложью, к которой девушка не приучена, противостояние властолюбивой купчихе Кабанихи с ее деспотичным укладом жизни.
Входя в семью Кабановых, героиня со всей теплотой пыталась отнестись к свекрови. Однако ее попытки не увенчались успехом: грубость, язвительные разговоры и колкости – все, что она получила. Тонкая натура, ищущая гармонии, не смирилась с этим миром. Катерина боролась за свои убеждения, она отвечала Марфе, обращалась к ней на «ты», не заискивала и не лгала.
Смерть Катерины
Поняв тщетность положения, неспособность одной изменить сложившийся уклад, героиня лишается на самоубийство. Ее монолог «Куда теперь…» подчеркивает, что жизнь в данных условиях хуже смерти. Не видя причин остаться, героиня бросается с обрыва.
Отзывы и критика о Катерине и пьесе Островского
Мнение М. М. Достоевского: «Это лучшее произведение А. Н. Островского. Здесь он впервые подвергает анализу своих героев, а также изображает новые образы – воплощение русских женщин».
Н. А. Добролюбов отмечал, что «Катерина – новый характер, противостоящий крепостнической системе, самодурству. Другим лицом, негативно влияющим на жизнь простого человека, является Тихон. Своим бездействием он наносит ущерб, сравнимый с Кабановой.
Он понимает, жизнь должна быть иной, что подтверждает реплика: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Критик отмечает, Катерина – луч света в темном царстве.
Цитатная характеристика Катерины в пьесе «Гроза»
Ниже представлена речевая характеристика, кратко описывающая образ главной героини.
Катерина умерла во время грозы, ставшей кульминацией истории. Само название по-разному отражает отношение к этому явлению: Дикий боится грозы, Кулигин расценивает как живительную силу. Катерина рассказывает о своем грехе перед грозой Варваре, а признается в измене во время грозы. Трагический мир, изображенный Островским, соответствует драме, которая в нем совершается.