в чем сущность и уникальность внеурочной деятельности
Эссе » Сущность внеурочной деятельности в современной системе образования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Эссе «Сущность внеурочной деятельности в современной системе образования»
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов основной образовательной программы общего образования.
Понятие «внеурочная деятельность» – не новое для образования. В систему работы учителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, спортивных объединений, клубов, кружков и т.д. После уроков большинство детей отправлялись домой и были предоставлены сами себе или заботами родителей посещали учреждения дополнительного образования. Существовали также группы продленного дня и школы полного дня. Воспитание зачастую сводилось к проведению мероприятий, фактически было отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребенка на уроках в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.
Однако такая организация внеурочного времени перестала удовлетворять воспитателей, родителей и самих школьников. Это не только не помогало, но даже в чем-то мешало достижению необходимых образовательных результатов.
ФГОС утверждает, что основная образовательная программа начального общего образования должна быть реализована образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль внеурочной деятельности школьников, которая из второстепенной становится полноправным компонентом Основной образовательной программы (ООП) начальной школы.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд важных задач:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития ребенка;
• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
С введением новых ФГОС для внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю. Дети сами выбирают, чем они будут заниматься в это время. Например, это могут быть творческие занятия в кружках, спортивные секции, художественное творчество, детский театр, экскурсии и посещение музеев и выставок, выполнение учебных проектов и исследовательская деятельность.
Отличительные особенности внеурочной деятельности:
• возможность выбора детьми формы своего участия;
• активность и самостоятельность;
• личностная значимость деятельности, творчество;
• личностная ориентированность работы педагога;
• опора на ценностные отношения;
• сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов;
• системность, предполагающая выбор методов, форм, средств организации.
В стандарте выделяются основные направления организации внеурочной деятельности. Согласно п. 16 ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Исходя из особенностей контингента обучающихся структура внеурочной деятельности может дополняться и другими направлениями: поликультурное, адаптационное, для детей с особенностями психического, физического и интеллектуального развития (с отклонениями в состоянии здоровья, одаренных, мигрантов и др.).
Исходя из национально-региональных особенностей социальной среды в содержание внеурочной деятельности могут быть включены направления, связанные с регионоведением, этнокультурой, профессиональной профилизацией.
Таким образом, сегодня в контексте новых образовательных инициатив, уточняются приоритеты целей данной деятельности, которая, оставаясь индустрией досуга детей, подростков и молодежи, предусматривает значительное усиление образовательного и социализационного потенциала этой сферы. Последнее является новой задачей системы образования («Столичное образование, 2011–2016»),
Формы организации внеурочной деятельности – кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, экскурсии.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Для того чтобы грамотно организовать процесс образования в современной школе, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает специальную рабочие программы внеурочной деятельности по различным направлениям. Эти программы являются составной частью основной образовательной программы каждой начальной школы.
Очевидно, что существуют два принципиально разных пути организации внеурочной деятельности : внутришкольный и интегративный.
Внутришкольный путь предусматривает ориентацию на внутренние материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы школы. Другими словами, внеурочная деятельность организуется в школьном здании силами самих учителей и воспитателей.
Интегративный путь основан на использовании внутренних ресурсов школы во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты, общественными объединениями и организациями. Учитель технологии МКОУ Тогучинского района « Сурковская средняя школа»- Кириченко Надежда Ивановна
Внеурочная деятельность и ее особенности в учебно-воспитательном процессе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Актуальность проблемы исследования.
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений мы сформулировали проблему стратегического проектирования образовательного процесса на основе программно-целевого, системного и комплексного подходов.
Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В трактовке Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова сущность «учебной деятельности» состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание «учебной деятельности» заключается в овладении им обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.
Исходя из методических соображений и удобства раскрытия организационной сущности изменений, рассмотрим сначала описание их особенностей, т.е. процесса формирования «умения учиться» у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
Урочная деятельность трактуется А.В.Хуторским как «…организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества».
Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования
Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Воспитание в свою очередь в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Для выполнения реферата мы определили задачи исследования :
1. Определить сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ.
2. Дать характеристику внеурочным видам деятельности.
3. Рассмотреть модели внеурочной деятельности.
4. Проанализировать формы организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
В работе мы использовали следующие методы теоретического исследования :
— анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
— обобщение материалов исследования;
Глава I. Внеурочная деятельность и ее особенности
1.1. Сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ
Воспитание в школе должно осуществляться только в процессе совместной деятельности взрослых и детей и детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми жизненно необходимых ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все ее виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.).
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание,определено пространство и время в образовательном процессе.
При организации внеурочной работы в условиях ФГОС от руководителей ипедагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности.
В основной образовательной программе образовательного учреждения внеурочную деятельность следует учитывать в разделе «Учебный план начального общего образования».
Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Кроме того, внеурочная деятельность может вестись по таким направлениям, как художественно-эстетическое творчество (изобразительное, прикладное и др.), конструирование, туризм и краеведение (с учетом младшего школьного возраста).
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальныхзнаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемыхи неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (всистемах как основного, так и дополнительного образования) как значимыми длянего носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания ипозитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,природа, мир, знания, труд, культура), выработка ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса,школы, то есть в рамках защищенной, дружественной про социальной (то есть ориентированной на благо группы) среды. Именно в такой среде ребенок получает(или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
Выдающийся педагог Ю. Ю. Баранова пишет: « При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимоучитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новомусоциальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность».
Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Вовтором и в третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, заметно активизируется межличностное взаимодействие младших школьников, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то естьдостижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.
Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: разного рода форсирование в этом плане не обеспечивает повышение качества и эффективность деятельности. Педагог, в достаточной мере уверенно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может лишь в известной мере имитировать желаемое.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
− разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением результатов;
− подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
− выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
− диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
Сущность, цель, задачи и функции внеурочной работы в школе.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Внеурочная работа в школе
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы основного общего образования.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Организация внеурочной деятельности должна опираться на следующие нормативные документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-Ф3 от 29.12 2012 года;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей. Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками.
Сущность, цель, задачи и функции внеурочной работы в школе.
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся. Заинтересованность школы во внеурочной деятельности проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты. Значимость внеурочной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам выбирает ее.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:
1) выявление склонностей и способностей учеников к различным видам деятельности;
2) формирование системы знаний, умений и навыков;
3) развитие творческих способностей учеников;
4) создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных умений и навыков;
5) создание кружков и секций согласно потребностям и интересам учащихся;
6) воспитание силы воли и терпения для достижения поставленных целей.
Для успешного достижения поставленных задач в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:
1) Принцип креативности . Педагог должен способствовать развитию творческих способностей школьников, поддерживать желание заниматься коллективным и индивидуальным творчеством.
2) Принцип социальной значимости и успешности . Направленность усилий преподавателя на формирование у детей потребностей в достижении успеха. Важно, чтобы достижения ребенка были не только индивидуально значимыми, но и имели ценность для окружающих.
3) Принцип гуманистической направленности . Максимальное соблюдение и соответствие интересам и потребностям детей. Формирование условий для проявления индивидуальности ребенка, самореализации и самоутверждения.
4) Принцип вариативности. Наличие широкого спектра форм и видов
внеклассной деятельности, возможность свободного выбора и добровольного участия в ней.
5) Принцип системности. Функционирование системы внеурочной деятельности школьников, устанавливающей взаимосвязи между всеми ее участниками, то есть учителями, школьниками и родителями.
В школе могут быть реализованы следующие виды внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности в школе тесно связаны с такими направлениями внеурочной деятельности, как:
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Проблема распределения свободного времени всегда являлась насущной для нашего общества, так как наиболее продуктивное воспитание личности происходит в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность в школе направлена на развитие у школьников внутренней дисциплины, самосознания и способности делать правильный нравственный выбор.
Формы внеурочной работы по физическому воспитанию в школе
Внеурочная работа по физической культуре позволяет учителю не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде.
Задачи внеурочной работы:
содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
организовывать здоровый отдых учащихся;
прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Содержание внеурочной работы
Чтобы добиться массового охвата учащихся, используются самые различные формы внеурочной работы с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности.
В физическом воспитании образовательного учреждения существуют следующие разновидности (классификация) внеурочных форм занятий (таблица 1):
малые формы: вводная гимнастика, микропаузы активного отдыха, физкультурные паузы и минуты, динамические (подвижные) перемены;
крупные формы: спортивные секции, спортивный час в группах продленного дня, самостоятельные занятия, «дни здоровья», спортивные праздники и др.;
соревновательные формы: внутришкольные соревнования или спартакиады,
официальные соревнования (муниципальные, областные).
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) — комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно до начала уроков.
Эта форма занятий физическими упражнениями призвана решать главным образом оздоровительные и воспитательные задачи. Упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой. Коллективное выполнение физических упражнений до уроков дисциплинирует, организует и сплачивает учащихся, повышает их работоспособность.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по физическому воспитанию в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.
Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся.
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта.
Основные задачи секций:
приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;
готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.
Таким образом, основными формами внеурочной работы по физической культуре с учащимися специальных школ являются: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на общеобразовательных уроках, подвижные игры на переменах и во второй половине дня, прогулки, спортивные часы, кружковая работа. Каждая форма имеет свою специфику. При этом следует исходить из того, что общий объем активной двигательной деятельности ребенка в течение дня должен составлять не менее 1,5-2 ч.
Список литературы и Интернет ресурсов
Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / Л.П. Матвеев, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Справочник работника физической культуры и спорта: нормативно – правовые и программно – методические документы, практический опыт и рекомендации / Автор – составитель А.В. Царик.- М.: Советский спорт, 2005.