в чем сущность холистического подхода в обж
Занятие 3. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Просмотр содержимого документа
«Занятие 3. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.»
Основы безопасности жизнедеятельности
Модуль 1. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства.
Тема 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Занятие 3. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Преподаватель-организатор Жуков М.М.
Создать условия для формирования у суворовцев понимания принципов изучения проблем безопасности жизнедеятельности.
1. Познакомить суворовцев с подходами к изучению проблем безопасности жизнедеятельности.
2. Изучить с суворовцами уровни благополучия человека в среде обитания.
Теория безопасности жизнедеятельности первоначально объединяла в себе знания:
Охрана окружающей среды
В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения:
Специальных теорий безопасности
Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности:
Предмет исследования теории безопасности жизнедеятельности:
*Опасность для жизни объектов условий обитания.
Методологические подходы – это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.
Холистический подход рассматривает весь мир как единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности.
Системный подход определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих, взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.
Средовый подход рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты жизненного пространства.
Экологический подход подразумевает учет ближних и отдаленных последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.
Аналитический и функциональный подходы вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.
Синергетический подход требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии – автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках, что ведет к негативным последствиям и поиску путей спасения в катастрофической ситуации.
Уровни благополучия человека в среде обитания
Комфортный : воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует показателям благополучия для здоровья и работоспособности.
Допустимый : воздействие потоков на человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности, но неопасно для здоровья.
Опасный : потоки превышают допустимое воздействие на человека и объекты среды в системе «человек – среда», что ведет к нарушению здоровья человека и созданию аварийных ситуаций и разрушению техноприродной среды.
Чрезвычайно опасный : значительное превышение привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае ЧС, поэтому катастрофичны и велики.
Итоговые положения теории безопасности жизнедеятельности по исследованию модели системы «человек – среда обитания» :
Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и здоровья и является понятием относительным – большая или меньшая степень безопасности в конкретных условиях среды обитания.
Жизнь и здоровье объектов живой и неживой природы в среде обитания зависит от силы и характера воздействия потоков масс вещества, энергии и информации в антропосфере биосферы Земли.
Потенциальную опасность представляет любая деятельность. Причины опасностей – это результат любой деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая и потенциальной энергии вещества, поля, системы превратилась в неуправляемую кинетическую энергию разрушения.
Комплексный подход по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современном мире включает научное обоснование и законодательное закрепление правил культуры безопасности жизнедеятельности, организацию ее формирования на глобальном, государственном, общественном, личностном уровнях.
Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности – стратегия управления риском потенциальной опасности. Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.
Абсолютной безопасности не бывает, всегда есть некоторый риск, но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.
Задание на самостоятельную подготовку.
1. Изучить раздел учебника 1.3.
2. В рабочей тетради к разделу 1.3 выполнить задание № 1; 2.
Холистический подход к проблемам человека в психологии – в чём его сущность
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Холизм – это принцип познания, суть которого – приоритет целого по отношению к его частям. Если взять какой-нибудь объект и разделить его на части, каждую из которых изучить, то полученное знание все равно не будет соответствовать целостному объекту.
Этот подход сводится к тому, что правильно изучать объект в его целостности и неповторимости. Термин «холизм» ввел южноафриканский политический и философский деятель Ян Смэтс. Идея холизма берет свое начало в трудах Аристотеля, из постулата о том, что целое больше, чем сумма его частей.
Холизм в психологии
Холистический подход в психологии выражается в том, что невозможно изучать психические явления и процессы отдельно от самого человека, не учитывая его как целостную индивидуальную личность.
Например, невозможно изучить проблему заниженной самооценки, только изучая самооценку, вне личности, ее образа жизни, ее воспитания и страхов.
Например, можно изучить мозг, как орган – разобраться в его отдельных структурах, нейронных связях и их взаимодействии.
Но смотря на человеческий мозг нельзя найти, где в нем произведения Шекспира, задачки по квантовой механике или стыд за то, как этот человек упал в восьмом классе и все над ним смеялись. Холистический подход предполагает, что при изучении и работе с определенными психическими явлениями и процессами, нужно познать данную конкретную личность, а именно:
Диалоги о гештальт-терапии: холизм
Социальное окружение
Социальное окружение оказывает огромное влияние на человека. Люди, которые нас окружают в жизни или в данный конкретный момент – все оказывает определенное воздействие. Родители, учителя, друзья, возлюбленные, примеры для подражания, люди которых мы не любим или даже ненавидим, даже незнакомцы.
Было доказано, что некоторые люди, решая задачу, лучше справляются, когда на них смотрят окружающие, а некоторые под этими взглядами теряются и смущаются, начинают испытывать чувство тревоги и давления. Незнакомые люди могут влиять на наши решения и поступки в ситуации конформизма или групповой поляризации, а также могут влиять на степень проявление нашей агрессии. И изучать допустим, заикание, не учитывая социальный контекст, практически невозможно и, как правило, бесполезно.
Информационный поток
Информационный поток – еще одна важная сфера нашей жизни. Музыка, фильмы, новости, реклама, подписки, то чем заполнена наша лента – все это оказывает влияние на самооценку, способность к саморазвитию, восприятие, эмоциональное выгорание, чувство одиночества или сопричастности, уровень тревожности.
Потребности личности
За каждым нашим действием или бездействием стоит определенная потребность. Мы постоянно делаем выбор: мужчин, работы, хобби, людей, с которыми мы общаемся или нет – за каждым нашим выбором стоит определенная потребность: в безопасности, в принятии, во власти, в самореализации. Так, у ребенка, который специально разбил мамину вазу и у девушки, которая надела красное платье может быть одинаковая потребность, например, во внимании.
Физиологический аспект
Физиологический аспект оказывает колоссальное влияние на наш характер. Скорость реакции, самочувствие, заболевания, многие из которых имеют психосоматическую основу – все это, с точки зрения холистического подхода, важнейшая сфера изучения. И действительно, решая проблему, допустим, переутомления, будет странно не сдать анализ крови, не разобраться со сном, питанием, и образом жизни.
Фото Mick Haupt on Unsplash
Эмоциональная сфера
Эмоциональная сфера всегда требует много внимания. Понятное дело, что у всех людей есть примерно одинаковый набор чувств, которые он испытывает. А вот интенсивность этих чувств будет у всех разной, как и скорость их протекания. Кому-то нужно несколько минут, чтобы его раздражение сменилось гневом, а кому-то для этого требуется несколько лет.
Стоя в автомобильной пробке в 8 утра, у одного будет тревога, у другого гнев, у третьего скука, а у четвертого радость. И зависеть это будет не только от физических параметров, начиная от нервной организации и заканчивая чувством голода или недосыпа, но и от потребностей личности – одному нужно было успеть выступить с презентацией, чтобы реализовать потребность в признании, а другой рад опоздать на презентацию, потому что он чувствовал всю ночь тревогу, и его потребность в безопасности фрустрирована.
Холистический подход говорит о том, что невозможно изучать реакции человека в условиях нахождения в пробке, не изучая личность, как сложную целостную систему.
Фото The Humantra on Unsplash
Духовная сфера
Духовная сфера жизни, ценности личности тоже определяют ее поступки, ее реакции и даже эмоции. Например, на выбор того или иного религиозного взгляда, или атеизм, будут влиять потребности человека, уровень его самооценки, аспекты воспитания, социума, который его окружает.
Более того, каждый человек будет по-разному относиться к своей вере, а она будет по-разному на него влиять: кому-то вера дает чувство безопасности, сопричастности, справедливости, другим стыд, тревогу и одиночество.
Принципы холистического подхода в психологии
Все перечисленные аспекты влияют на большинство проявлений психической жизни человека, более того, это влияние, сознательное или бессознательное, действует постоянно и одновременно. Когда ты принимаешь решение развестись с мужем, на тебя будут оказывать влияние и твой прошлый опыт, и твое окружение, и твои духовные и нравственные ценности, и информационный поток, в котором ты пребываешь и т.д.
Поэтому, холистический подход предполагает следующие принципы:
В современной психологии одним из ярких направлений холистического подхода является гештальтпсихология. Ее основная идея заключается в том, что личность можно изучать только основываясь на принципе целостности.
Таким образом холистический подход в психологии сейчас набирает популярность, развивается, и предполагает, что личность – это сложная, динамическая система, у который есть множество уровней. И изучать психические процессы и явления возможно только основываясь на принципе целостности и неделимости этой самой личности.
Презентация по основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде обитания
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ Худых Олег Валерьевич
Описание слайда:
Научные основы общей теории БЖ
Основные объекты общей теории БЖ и научные подходы к их изучению
Закон сохранения жизни, энергии в системе «человек – среда» и показатели благополучия и безопасности среды для человека
Вопросы для обсуждения
Описание слайда:
Моделирование;
Методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектовый), синергетический.
Ключевые понятия темы:
Описание слайда:
Общая теория БЖ первоначально объединяла дисциплины:
Охрана труда
Техника безопасности
Пожарная безопасность
Охрана окружающей среды
Гражданская оборона
Описание слайда:
В настоящее время теория БЖ включает в себя:
психология
педагогика
медицина
физическая культура
экономика
теория качества
кибернетика
синергетика
теория образования
социология
биология
экология
валеология
эргономика
культурология
Спец. теории безопасности
Описание слайда:
Научные основы теории Безопасности Жизнедеятельности –
это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания.
Описание слайда:
пища
вода
комфорт
защита
труд
отдых
Жизнь и здоровье человека = потребности
Описание слайда:
Основные ОБЪЕКТЫ теории БЖ
Личность (человек)
Общество
Государство
Условия жизнедеятельности (среда)
Описание слайда:
ПРЕДМЕТ исследования теории БЖ
ОПАСНОСТЬ
ОПАСНОСТИ
(опасные явления)
Описание слайда:
Описание слайда:
Основополагающий подход к изучению проблем БЖ –
МОДЕЛИРОВАНИЕ объектов
Модель объекта – есть его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур определённого иерархического подчинения и взаимодействия.
Описание слайда:
Методологические подходы –
это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.
Они выполняют роль общих принципов и положений, которые диктуют методы изучения законов и условий жизнедеятельности природных и социальных объектов.
Описание слайда:
Методологические подходы:
Системный
Средовый
Экологический
Аналитический и функциональный
Синергетический
Холистический (основанный на целостном подходе к объектам, явлениям)
Описание слайда:
определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.
Описание слайда:
Рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты пространства.
Описание слайда:
Водная
Воздушная
Наземная
Техногенная (техническая)
Подземная
Социальная
Учебная
Рабочая, и т.д.
Среды:
Описание слайда:
Подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.
Описание слайда:
Аналитический и функциональный (объективный) подходы –
Вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.
Описание слайда:
Описание слайда:
Уровни благополучия человека в среде обитания:
КОМФОРТНЫЙ
Оптимальный, уютный, безопасный (соответствует нормам СанПиНа)
ДОПУСТИМЫЙ
Приемлемый (в пределах нормы)
ОПАСНЫЙ
Экстремальный (ведет к нарушению здоровья и аварийным ситуациям)
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЙ
Значительное превышение норм в течении короткого периода времени
Описание слайда:
Итоговые положения теории БЖ
С момента своего появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей;
Регулирование энергетических потоков в системе «человек – среда обитания» обеспечит требуемый уровень безопасности человека и среды;
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически, или биологически активные вещества. Потенциальную опасность представляет любая деятельность. Опасность – это угроза здоровью и жизни любого живого существа и разрушению неживого объекта. Причины опасностей – это результат деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии;
Невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Приемлемый риск представляет компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения;
Стратегия управления БЖ – стратегия управления риском потенциальной опасности.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Смотреть что такое «ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД» в других словарях:
Холистический подход — Любой подход, где акцент делается на целостной личности. а не на сс составных частях. Примером холистического подхода служит гештачьттерапия, когда пациента поощряют развивать чувство целостности и самосознание. Психология. А Я. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия
ПОДХОД ХОЛИСТИЧЕСКИЙ — [англ. holism от гр. holos целый, весь] оценка свойств системы в целом с последующим изучением (в случае необходимости) ее частей. Экологический словарь, 2001 Подход холистический (англ. holism от гр. hol … Экологический словарь
Холистический пульсационный массаж — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия
НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ — качественный анализ материала нарративного интервью (биографического или тематического). Основные методологические разработки Н.А. связаны с именами Ф. Шютце (Fritze Schutze), В. Фишера (Wolfram Fischer), Г. Розенталь (Gabriele Rosenthal), Дж.… … Социология: Энциклопедия
Хоспис (hospice) — Первый американский X. появился в 1974 г. в Нью Хейвене (штат Коннектикут). К 1993 г. в США функционировало свыше 150 X. X. осуществляет холистический подход к смертельно больным людям, предлагая мед. помощь и оказывая внимание духовным,… … Психологическая энциклопедия
Самоактуализация — процесс развития человеком своих потенциальных способностей. * * * (self actualization) – 1. термин, первоначально введённый автором организменной теории К. Гольдштейном для обозначения ведущего для человека мотива осознавать и реализовать все… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Антикризисное управление — (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… … Энциклопедия инвестора
Холистическое здоровье (holistic health) — X. з. (целостное здоровье) адресуется к целостному чел. Первое упоминание о холистическом подходе к здоровью обнаруживается в Китае, в царствование Желтого императора Хуань Ти, почти 4 тыс. лет назад. Эта система медицины, ориентированная на… … Психологическая энциклопедия
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ — В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление «психология здоровья». Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека и… … Психотерапевтическая энциклопедия
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Урок 3
Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
Вопросы для обсуждения
• научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности;
• основные объекты общей теории безопасности жизнедеятельности и научные подходы к их изучению;
• закон сохранения жизни, энергии в системе «человек — среда» и показатели благополучия и безопасности среды для человека.
Ключевые понятия темы:
моделирование; методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный <объектный), синергетический.
Общая теория безопасности жизнедеятельности была выделена в самостоятельную научную отрасль в середине прошлого века и первоначально объединяла научные знания нескольких дисциплин: охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и гражданской обороны. В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения психологии, педагогики, медицины, физической культуры, экономики, теории качества, кибернетики, синергетики, теории образования, социологии, биологии, экологии, валеологии, эргономики, культурологии, специальных теорий безопасности (радиационной, химической, экологической, биологической и др.).
Научные основы теории безопасности жизнедеятельности — это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания. Научные средства теории безопасности жизнедеятельности: общенаучные и специальные концепции, методологические подходы, этические и экологические критерии, исследовательские, проектные, организационные принципы и методы, термины и определения процессов жизнедеятельности объектов в целостном природно-социальном мире биосферы (ноосферы).
Жизнь и здоровье человека неразрывно связаны с окружающей его средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе. Среда обитания рассматривается как совокупность факторов (энергий), которые оказывают прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и благополучие созданных им материальных ценностей.
Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности: личность (человек), общество, государство, условия жизнедеятельности (среда). Предмет исследования теории безопасности жизнедеятельности — опасность (опасности) для жизни объектов условий обитания.
Опасность — это свойство окружающей среды, в которой при определённых условиях проявляются природные и искусственные силы (энергии) разрушения, что может привести к отрицательным последствиям (вреду, ущербу) для жизнедеятельности человека и окружающей среды. Опасности (опасные явления) — это процессы, события, факторы, ситуации, заключающие в себе угрозу здоровью человека непосредственно или косвенно. Теория безопасности жизнедеятельности включает методы оценки вреда от поражающего воздействия опасностей на здоровье людей, методы оценки рисков (вероятности) ущерба благополучию объектов и среды жизнедеятельности.
Основополагающий общенаучный подход к изучению проблем безопасности жизнедеятельности — моделирование объектов. Модель объекта представляет собой его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур, определённого иерархического подчинения и взаимодействия. Чем более детально и математически верно спроектирована модель, тем больше её тождественность оригиналу и тем более информативны и достоверны все остальные научные исследования при работе с моделями.
Методологические подходы — это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей. В общей теории безопасности жизнедеятельности для разработки моделей среды обитания и деятельности в ней человека применяются следующие общенаучные, междисциплинарные методологические (исследовательские) подходы: холистический, системный, средовый, аналитический, функциональный (объектный), синергетический, экологический.
Методологические подходы выполняют роль общих принципов и положений, которые диктуют стратегии и тактику (методы) изучения законов и условий жизнедеятельности природных и социальных объектов (систем) микро- и макромира.
Системный подход определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.
Средовый подход рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты жизненного пространства. Условно выделяют среды: водную, воздушную, подземную, наземную, техногенную (техническую), социальную, учебную, рабочую и другие виды сред, входящие в биосферу. Жизнь и здоровье человека неразрывно связаны с окружающей его средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе.
Среда обитания рассматривается как совокупность факторов (энергий), которые оказывают прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и благополучие созданных им материальных ценностей. Естественная (природная) среда обитания человека самодостаточна, т. е. может развиваться, восстанавливать себя и существовать без участия человека. Современная среда обитания человека в биосфере Земли и космоса уже испытывает значительную «экологическую напряжённость» вследствие созданной людьми техносферы, антропосферы. Истощение природного слоя биосферы и разрушение в ней экологических систем ведёт к торможению восстановительного процесса, к экологическим проблемам, грозящим экологическими бедствиями: засухой, засолением и загрязнением почв, высыханием водоёмов, истощением плодородного слоя земли, вымиранием некоторых видов животных и растений, ростом заболеваний людей.
Экология изучает законы выживания и взаимодействия любых живых систем в окружающей среде (биотической, абиотической), исследует характеристики экологических ниш биологических объектов (живых систем), включая человека (разделы глубинной и социальной экологии). Поэтому в разработке моделей среды обитания применяют экологический подход.
Экологический подход подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.
Общенаучной концепцией и методологической основой теории безопасности жизнедеятельности является современная научная картина мира, представленная в виде обобщённой теоретической модели самоорганизующейся целостной природно-техносоциальной системы биосферы (ноосферы) планеты Земля в пространстве ближнего космоса.
Системный подход определяет представление модели взаимодействия объектов в среде как взаимодействие элементов системы между собой в жизненном процессе. Процесс взаимодействия объектов и человека представляет собой процесс обмена потоками масс вещества, энергии всех видов и информации в условно выделяемой для изучения системе «человек — среда обитания». «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии, информации» (Ю. Н. Куражковский. «Закон сохранения жизни»).
Естественная (природная) среда обитания человека — живая, саморазвивающаяся биосфера (система), способная к самовосстановлению без участия человека. Биосфера включает в себя все остальные среды (системы, элементы систем) и объекты, взаимодействующие между собой через взаимообмен веществом, энергией, информацией. В естественную среду идут потоки солнечной энергии, необходимой для фотосинтеза, являющейся фактором воспроизводства потоков растительной и животной масс вещества, потоков воздуха, воды, тепла и разных видов энергий от этих природных стихий. В естественной среде взаимодействуют потоки всех видов энергии: тепловой, световой, химической, физической, атомной и других, создающих уникальный микроклимат биологической ниши человека. Человек может не осознавать, но ощущать ближние и дальние последствия экстремальных превышений параметров проходящих через него энергетических потоков.
Неживая среда, искусственно созданная человеком внутри естественной среды обитания, называется техногенной. Она деградирует (разрушается) без постоянной заботы человека, поэтому функционирующая техносфера — это антропосфера (техносоциальная среда). Виды потоков в техносфере: потоки всех видов сырья для производственных процессов, потоки продукции и человеческих (витальных) ресурсов, потоки производственных и бытовых отходов (жидких и твёрдых, загрязняющих и убивающих разными видами энергий живое вещество биоты), а также значительные потоки энергий при техногенных авариях.
Аналитический и функциональный (объектный) подходы вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.
Синергетический подход требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии — автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках, что ведёт к негативным последствиям, хаосу и поиску путей спасения в катастрофической ситуации. Синергетика, кибернетика, экология позволяют прогнозировать кризисные точки развития систем, чтобы минимизировать последствия кризисов и заранее предусмотреть возможные варианты возвращения к синергии (синархии, соразвитию разных объектов и среды в целом).
Биосфера является средой обитания не только для человека, но и для флоры и фауны, для всех живых организмов, которые нашли свои экологические ниши в жизненном пространстве общей среды обитания, наполняемой естественными и искусственными потоками вещества, энергии, информации.
Уровни благополучия человека в среде обитания:
• комфортный (оптимальный, уютный, безопасный): воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует показателям благополучия для здоровья и работоспособности (нормы СанПиНа);
• допустимый (приемлемый): воздействие потоков на человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности, но не опасно для здоровья (в пределах нормы);
• опасный (экстремальный): потоки превышают допустимое воздействие на человека и объекты среды в системе «человек — среда», что ведёт к нарушению здоровья человека и созданию аварийных ситуаций, и разрушению техноприродной среды;
• чрезвычайно опасный: значительное превышение привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае чрезвычайной ситуации, поэтому катастрофичны и велики.
Итоговые положения теории безопасности жизнедеятельности по исследованию модели системы «человек — среда обитания»:
1. С момента своего появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей (угроз здоровью и жизни). Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и здоровья и является понятием относительным — большая или меньшая степень безопасности (проявления потенциальной опасности) в конкретных условиях среды обитания.
2. Научное моделирование взаимодействия объектов в окружающем пространстве биосферы определяет изучение упрощённой базовой модели жизненных процессов в системе «человек — среда обитания».
Жизнь и здоровье объектов живой и неживой природы в среде обитания зависит от силы и характера воздействия потоков масс вещества, энергии и информации в антропосфере (модели техносоциально-природной среды) биосферы Земли.
Сила воздействия потоков в системе «человек — среда обитания» определяет уровни благополучия и безопасности условий жизнедеятельности для здоровья человека и других объектов живой и неживой природы, а именно комфортный (безопасный), допустимый, опасный и чрезвычайно опасный.
Вывод: регулирование энергетических потоков в системе «человек — среда обитания» обеспечит требуемый уровень безопасности человека и среды.
3. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные вещества. Потенциальную опасность представляет любая деятельность (аксиома потенциальной опасности). Невозможно обеспечить абсолютную безопасность, так как сохраняется риск (вероятность) проявления потенциальной (скрытой) опасности.
Опасность — основная научная категория и предмет исследования в теории безопасности жизнедеятельности. Опасность — это угроза здоровью и жизни любого живого существа, и разрушению неживого объекта. Причины опасностей — это результат деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая из потенциальной энергии вещества, поля, системы, объекта превратилась в неуправляемую кинетическую энергию разрушения. Признаки опасностей — явные или косвенные угрозы вреда здоровью человека, нанесения ущерба объектам социальной и природной среды.
4. Невозможно обеспечить абсолютную безопасность (нулевой риск) в современных социоприродных и технических системах, поэтому в мире принята Концепция приемлемого (допустимого) риска, который можно обеспечить техническими, инструментальными возможностями общества.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения специалистами в тех пределах, которые общество признаёт допустимыми и закрепляет законами.
Вред здоровью человека проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидности и летальных исходах (смерти). Методы оценки вреда и ущерба: морального, материального, витального, экономического (совокупного) — основа расчёта социальных компенсаций пострадавшим и затрат на восстановление утраченного здоровья, имущества, уважения и человеческого достоинства.
Комплексный подход по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современном мире включает научное обоснование и законодательное закрепление правил культуры безопасности жизнедеятельности, организацию её формирования на глобальном, государственном, общественном, личностном уровнях.
5. Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности — стратегия управления риском потенциальной опасности (минимизация риска). Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое (приемлемый риск) и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.
Абсолютной безопасности не бывает, всегда есть некоторый риск, но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.
Вопросы и задания
1. Какую роль выполняют методологические подходы?
2. В чём сущность холистического подхода?
3. В чём сущность средового подхода?
4. В чём сущность системного подхода?
5. В чём сущность моделирования как научного метода?
6. Используя дополнительные источники информации, сравните модели научной картины мира в XVI в., в XIX, в XX и XXI вв. жизни человечества на Земле.
Темы учебного исследования
1. Тайны катастроф XX в.
2. Прогнозирование кризисных ситуаций: подходы, методы.
3. Варианты решения глобальных проблем человечества.
4. Парниковый эффект: последствия для жизни землян.