в чем сущность атеизма
Атеизм – это отрицание веры в существование бога или богов. Синонимы к слову «атеизм» – «неверие», «безбожие».
Атеист – это человек, который не верит в богов или отрицает их существование.
Синонимы к слову «атеист» – «неверующий», «безбожник».
Ударение ставится на букву «и» – ате и́ ст, ате и́ зм. Греческое слово «атеос» (ἀνθεός) означает «безбожный»: «теос» – это бог, приставка «а» означает отрицание, отсутствие чего-либо.
В чем суть атеизма
Как правило, атеисты убеждены, что все религии придуманы людьми. Они скептически, то есть с сомнением относятся к вере в сверхъестественное.
Некоторые исследователи указывают, что в Европе XVI-XVII веков слово «атеист» носило чуть ли не оскорбительный характер. Никому не приходило в голову так себя называть. Для описания собственных убеждений слово стало использоваться в XVIII веке и означало отказ от веры в единого бога. В ХХ веке термин стал означать отрицание веры в любые сверхъестественные существа.
Атеизм каждого отдельно взятого человека может иметь стихийное или научное происхождение.
Советский атеистический журнал «Безбожник у станка», 1925 год. Источник: Getty Images
Стихийный атеизм может быть основан на скептическом мышлении, отсутствии интереса к сверхъестественным вещам или незнании о существовании религий.
Научный атеизм – атеизм, основанный на научном подходе и естествознании. По мнению его последователей, многие религиозные взгляды на мир не соответствуют научным представлениям, например, о происхождении мира и человека.
Маркс и Энгельс считали, что религия всегда защищает эксплуататорские отношения в обществе и является механизмом угнетения трудящихся.
Титульный лист «Происхождения видов». Издание 1859 года. Источник: Википедия
Дарвин считал, что разнообразие жизни на планете возникло от общего предка благодаря эволюции. Его идеи вступали в противоречие с богословским представлением об уникальности человека и о том, что виды являются неизменными частями установленной богом иерархии.
Чарльз Дарвин. Источник: Википедия
Сам Дарвин также вспоминал, что представление о Творце «сильно владело мною приблизительно в то время, когда я писал „Происхождение видов», но именно с этого времени его значение для меня начало, крайне медленно и не без многих колебаний, все более и более ослабевать».
При этом себя ученый характеризовал все же больше как агностика.
Агностицизм и атеизм: главные отличия
Часто атеистов путают с агностиками – людьми, убежденными, что доказать существование богов невозможно.
Если атеисты отвергают существование бога и высших сил в принципе, то агностики не утверждают, что бога не существует. Они указывают, что доказательств существования бога нет, и отрицают возможность узнать, существует ли он на самом деле.
Иммануил Кант – немецкий философ и агностик. Источник: Википедия
Иными словами, агностики не верят, что человек может объективно познать мир и его закономерности. По их убеждению, человеческое восприятие слишком ограничено, чтобы понять некоторые истины. Агностики верят в непознаваемость мира.
Например, немецкий философ Иммануил Кант считал, что независимо от нас существует внешний мир, где существуют подлинные «вещи в себе». Этот мир воздействует на наши органы чувств, и мы лишь опосредованно знаем об устройстве этого мира (мы видим и чувствуем «вещи для нас»). При этом мы не можем сказать, насколько «вещь для нас» похожа на «вещь в себе».
Агностики могут быть одновременно и атеистами – не верить в высшие силы, но и не настаивать, будто им точно известно, что бога нет.
«Не верю!» Разговор с атеистом
Кто такой атеист простыми словами?
В современном обществе ярко прослеживается две полярных моды: приверженность религии, принимающая форму фанатичности, и увлечение атеизмом. Последователи последнего течения не всегда могут точно выразить в чём его суть, но регулярно вступают с верующими людьми в жаркие дебаты, понять бессмысленность которых можно лишь разобравшись в сути понятия атеизм.
Атеизм: понятие и суть
В общем понимании атеизм — неверие в Бога. Но если рассматривать это понятие в более широком смысле, в него входит отрицание любой религии и сверхъестественных явлений.
Современные исследователи называют атеизм особым мировоззрением, имеющим под собой основания в области науки, морали и социальной жизни общества. К ним относятся следующие утверждения:
Интересно: современное понимание термина атеизм, дословно переводимого с греческого языка как безбожие, сложилось в начале текущей эры на основе библейского учения.
Виды атеизма
Исследователи выделяют различные виды атеизма на основе социологического и деятельностного критерия.
С социологической точки зрения атеизм делится на 2 вида:
Деятельностный критерий подразумевает более сложную классификацию атеистических взглядов:
В свою очередь атеистическое мировоззрение практического типа делится на основе внешней активности носителя на два вида:
Верующие люди отмечают, что теоретический атеизм ищет ответ на вопрос о существовании Бога при помощи религиозной философии, основанной на том, что атеисты отрицают: вере в Бога и опыте религиозного познания.
Кто такие атеисты
В современном обществе многие люди называются атеистами. При этом в эту неоднородную категорию входят люди, обладающие разными мировоззренческими взглядами. К ним относятся:
Причины обращения к атеизму
Люди становятся атеистами по множеству причин. Самыми распространёнными являются следующие факты:
Каждый человек приходит к атеистическому мировоззрению своим путём.
Интересно: большинство исследований выявляет, что доля убежденных атеистов в классическом понимании этого термина в современном мире достаточно незначительна. Большинство людей с атеистическим мировоззрением говорят не об отрицании Бога, а об отрицании современного института Церкви.
История атеизма
Термин атеизм получил своё современное определение в работах французских философов XVI в. Но его истоки уходят во времена Античности.
Развитие в Европе
Современный атеизм берёт своё начало в древнегреческой философии. Диагор, Критий и Ксенофан говорили об искусственном происхождении религии, созданной для ограничения свободы людей моральными рамками. Ксенофан, основываясь на антропоморфизме греческого пантеона утверждал, что богов создали люди, наделяя их человеческими чертами.
Эпикурейцы не отрицали существование богов, но полагали, что она безразличны к людским заботам. Учение Эпикура обосновал и развил римский философ Тит Лукреций Кар, утверждающий, что боги не влияют на судьбы людей и окружающий мир. Он отрицал существование загробного мира и бессмертие души.
О православии и других религиях:
В Римской империи атеистами называли первых христиан, так как они не почитали римский божественный пантеон и отрицали культ императора. В эпоху Средневековья развитию атеистического мировоззрения препятствовало функционирование инквизиции. При этом ряд средневековых философов утверждали, что человеческий разум не может постичь сущность Бога.
На этой мысли основываются работы всемирно известных религиозных философов Яна Гуса и Мартина Лютера. В XVI в. в европейских странах распространяется философия деизма, признающего существование Господа и его роль в создании мироздания, при этом ограничивающая его роль в жизни людей и отрицающая возможность чудесных и мистических событий.
В трудах французских философов второй половины XVIII в. деизм преобразовался в атеистическое учение, которое после Великой французской революции легло в основу религиозной политики якобинского правительства. Её последствиями стали массовые казни верующего населения и изгнание из страны служителей церкви.
Несмотря на свержение якобинцев, следы антирелигиозной политики просматриваются и в современном французском государстве. Во второй половине XIX в. атеистические идеи получили развитие в немецкой философской школе. Наиболее радикальные атеистические идеи прослеживается в произведениях Фридриха Ницше, который полностью отвергал существование Бога, резко критиковал Церковь и религию.
Этот взгляд на религию разделял основоположник марксистского учения Карл Маркс. В его работах появляются попытки дать атеизму научное обоснование. Большое влияние на распространение атеистических идей оказал труд Чарльза Дарвина, который выдвинул идею естественной эволюции видов. Эта теория является для атеистов одним из главных доказательств небытия Господа.
В XX в. атеизм оказывал влияние на многие философские учения, например:
Большинство современных атеистических учений говорит об отсутствии необходимости для человека в Боге и религии. Их идеологии утверждают, что вера не имеет логического смысла, так как не может быть обоснована научными методами.
Становление в России
Атеистические идеи появились в середине XVIII столетия. Этому способствовало распространение среди российской аристократии произведений Вольтера. Под их влиянием оказалась императрица Екатерина Великая, планировавшая провести ряд религиозных преобразований, которые должны были ослабить влияние православной церкви на народ.
Однако события французской революции кардинально поменяли взгляды правительницы, заставив её обратиться к православию, как к инструменту поддержки русской монархии. Этой же линии придерживались все цари династии Романовых, поэтому до начала XX в. атеизм не получал развития в русском обществе.
Необходимо отметить, что многие представители, входящие в высшую российскую аристократию, разделяли идеи деизма. Они рассматривали церковь как инструмент воздействия на народные массы. Ведущая роль православия в Российской империи закреплял рад законов, запрещающий переход в другую религию и неимение вероисповедания.
Ситуация кардинально поменялась после большевистской революции. Атеизм стал частью коммунистической советской идеологии, которая, обещая свободу вероисповедания, разрешала свободную антирелигиозную пропаганду. Атеистическая пропаганда велась параллельно с развитием и популяризацией научных знаний.
С начала 90-х гг. православие вновь становится основной идеологией в российском обществе. Этот процесс активно поддерживается государством. К началу XXI в. активная позиция церкви в политической и социальной жизни государства приводит к увеличению числа атеистически настроенного населения.
Следует отметить, что большинство россиян, называющих себя атеистами, являются агностиками. Они допускают существование Господа, но категорически не согласны с деятельностью Русской Православной Церкви.
Известные атеисты
Среди людей, разделяющих атеистическое мировоззрение выделяются известные личности, имеющие определённое влияние в современном обществе. К ним относятся:
Распространение атеизма в современном обществе — реакция людей на стремление Церкви играть ведущую роль не только в духовной жизни, но в политических и социальных процессах государства. При этом исследования показывают, что в большинстве случаев современные атеисты — люди, которые ещё не определились со своим отношением к религии.
Сущность атеизма как одной из форм свободомыслия
Формой свободомыслия по отношению к религии является атеизм (греч. – безбожие). Атеизм – это совокупность взглядов неприятия религиозных представлений, а нередко и замена их соответствующими светскими построениями. Атеистические представления включают такие общие элементы, как отрицание объективного существования сверхъестественного, идеи естественного происхождения явлений, неистинности религиозной картины мира и другие. Атеизм существует на стихийном и теоретическом уровнях. В отличие от теоретического, стихийный атеизм присутствует во всех историко-культурных эпохах в формах народного творчества. Стихийный атеизм опирается на идею самодостаточности природы и человека. Атеистические
идеи находили выражение в формах религиозной и светской культуры, они обобщались в теоретическом атеизме.
Древнегреческий атеизм, возникший в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий, не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит, Эпикур и их римский последователь Лукреций, дающие немало оснований для того, чтобы считать их атеистами, связаны между собой не столько особым пониманием богов и отрицательным отношением к религиозному культу, сколько общностью атомистических представлений о природе. В эпоху классики и эллинизма учения атеизма возникают и исчезают на фоне постепенно разрушающейся античной мифологии, соперничества религии и культуры, знакомства с иными религиями и чужеземными культами. Значительная роль в обмирщении религии и мифологии принадлежит поэзии, которая перевела античную мифологию на язык художественной литературы и театра, смешала ее с вымыслом и стала изображать жизнь богов по аналогии с жизнью людей.
Однако особенностью греческого, а затем и римского атеизма становится связь с философией; именно на этой почве «безбожие» превращается в «мировоззрение» с притязаниями на теоретическое обоснование и истину; здесь в общих чертах складывается тип философского неверия со всеми возможными
подходами, точками зрения и обоснованиями, которые, несмотря на принципиальные различия между язычеством и христианством, будут характерными и для последующей истории атеизма в Европе. При этом в Греции философов, вообще отвергавших существование богов (т. е. атеистов в современном смысле этого слова), было мало; об этом говорит «список атеистов», составленный автором трактата «Об учениях философов» Клитомахом.
Для философской мысли средних веков атеизм не характерен. В эту эпоху философия рассматривалась в качестве «служанки богословия», и независимо от того, толковалась ли эта роль для богословия и философии в положительном
Эпоха Возрождения с ее антропоцентризмом, опорой на человека и выдвижением его как «меры вещей» на первый план, с неустанными попытками создания свободного от требований средневекового богословия культурного пространства, обмирщением жизни и возникновением автономной (светской и политической) морали всего лишь готовит условия для будущих атеистических учений, но в своей основе все еще остается религиозной, несмотря на то, что границы христианства размываются и древний мир с его религией и культурой становится неотъемлемой частью возрожденческого гуманизма. Отдельные нападки на религию и институт папства, стремление «исправить» религию, привести ее в соответствие с культурными и жизненными запросами своего
времени не могут считаться атеизмом в строгом смысле этого слова, прежде всего потому, что не предполагают, отрицания Бога и критику церкви совмещают с верой в спасительность христианства. Характерна в этом отношении фигура Эразма Роттердамского (1469-1536); крупнейший представитель «христианского гуманизма», переводчик и комментатор Священного Писания и трудов отцов Церкви с такой силой высмеивает нравы католического духовенства в своих художественно-назидательных сочинениях («Похвала глупости» и др.), что они начинают рассматриваться чуть ли не в качестве атеистической литературы.
В философии Просвещения в тесной связи с абсолютизацией человеческого разума, освобожденного от «предрассудков», верой в разум как средство решения всех проблем и утопическими проектами переустройства общества на «разумных» началах переоценке подвергается отрицательное отношение к атеизму. В теоретических спорах о «естественных правах» человека, «вольномыслии» и «веротерпимости» предпринимаются попытки реабилитировать атеизм и уравнять его с христианской верой. Широкое распространение получает философия деизма, в своем крайнем выражении признающая Бога только в качестве Творца мира и отрицающая Промысел Божий, подменяющая христианство «естественной религией», в которой нет
места для чуда, тайны, авторитета и священства (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Юм и др.).
«ничто» и отрицавший существование Бога.
Умеренный атеизм. В последнее время отход от религии не только охватил своим мировоззрение более трети населения земного шара. Причём эта одна треть представляет собой наиболее образованную, наиболее трудоспособную и наиболее молодую часть наших современников. С учётом всего этого можно сказать, что современные атеисты не только находятся на передовых позициях современной культуры, но и своим духовным и физическим трудом содержат все человечество.
К различным формам безрелигиозного мировоззрения относятся люди, которые осознают и называют себя свободомыслящими, гуманистами агностиками скептиками, деистами, пантеистами, антитеистами… К ним же можно отнести так называемых «невоцерковленных». «Невоцерковленные» это те, которые родились в религиозной семье, по национальным, ментальным, традиции или иным признакам считают себя, к примеру, католиками, православными, мусульманами, евангелистами, шиитами, суннитами и так
далее, но в существование бога не веруют, церкви, молитвенных собраний не посещают, к проповедникам религии ставятся насмешливо или презрительно. Таких исследователи называют «верующими непрактикующими».
Наиболее чёткие безрелигиозные позиции занимают атеисты. По количеству удельный вес атеистов среди безрелигиозных незначителен, но их место и, скажем так, «безрелигиозное влияние» на верующих и неверующих доминирующее. Атеисты, в отличие от всех других так называемых безрелигиозных, хорошо знают религию и верующих, они твёрдо знают, что бога нет, а его существование даже не предвидится. Со своими знаниями о ложности и социальном вреде религии они публично делятся с верующими и неверующими, ведут активную, умелую атеистическую пропаганду.
Воинствующий атеизм. История переполнена событиями войн на почве религии между родами, племенами, народами и нациями. За, примерно, 5 тысяч лет человеческой истории по подсчётам ученых на земле можно насчитать только 129 лет мирной жизни. А то войны, войны и войны. После второй мировой войны, казалось, войны на почве религии как бы прекратились. А в Советском Союзе в силу специфических условия, практически, прекратились даже жаркие споры между религиями и внутри религий. Но после окончания холодной войны во всемирном масштабе между социализмом и капитализмом вместе с возрождением религии возродились и кровавые жестокости и войны между религиями и внутри религий. Появились воинственные исламисты (militant islamists), которые стали беспощадно уничтожать неверных или, просто, чем-то неугодных Аллаху. Зачастую уничтожают других ценой своей собственной жизни. Вслед за этим незамешкались со своим появлением непримиримые воинственные христиане (milimant chrisnianists), которые доказывают друг другу свою правоту уничтожением друг друга (Ирландия, война сербов и хорватов); разгромом и поджогом неугодных Саваофу родильных домов с отделениями абортариев. Иудейские фундаменталисты продолжают своё гнусное дело по очищению своей «дарованной богом лично
только им Палестины» от гоев – арабов и всех других инородцев. Индуисты и буддисты в Шри Ланки (на острове Цейлоне) воюют друг с другом, до взаимной победы/уничтожения друг друга. После длительного и мирного сосуществования индуисты принялись за унижение сикхов. А посмотрите и послушайте, с каким «завидным», с ежедневным усилением, Московская патриархия ведёт устную, письменную и судовую войны с христианскими же иноверными (католиками, протестантами, раскольниками и сектантами)…
Для замирения между религиями Организация Объединенных наций в 2001 году положила начало проведения межрелигиозных Всемирных встреч. Сейчас в разных уголках земного шара, минимум ежемесячно, идут и идут разговоры представителей разных церквей о примирения между собой. Но вместо примирения на этих конференциях и конгрессах все чаще и настойчивее звучат призывы каждой религии о том, что она единственно истинная религия и мир между верующими и народами наступит только тогда, когда все поверят в их единого истинного бога и вступят в члены, прихожане, данной религии. В результате вместо ожидаемого примирения между всеми осознанно растёт и растёт отчуждения между религиями, церквами, вероисповеданиями и верующими.
Сейчас церковники всех мастей пришли к осознанию, что они примирятся между собой на основе взаимосогласованных пунктов вероучения, а на поисках общего всем религиям врага. Искать всеобщего врага религии между самими религиями – дело неперспективное. Ведь таким врагом для всех религий может стать каждая религия, в том числе и «моя религия». Нужен враг внешний. И таких внешних врагов религии уже нашли. Даже не одного, а двух. В своем последнем турне по Западной Европе, где вера в бога опустилась на небывало низкий уровень, папа римский Бенедикт XVI призывал все религии объединится против обмирщения духовной жизни населения. А бывший премьер Великобритании Тони Блер на представлении публике книги о своем премьерстве, настойчиво призывал все религии объединится против главного и
единственного врага религии – различных форм атеизма. Атеистическую пропаганду церковники всякого рода называют воинствующим атеизмом, приравнивают ее к терроризму. При этом церковники хотят внушить своим верующим и общественному мнению мысли о том, что воинствующие церковники и воинствующие атеисты это что-то, в крайнем случае, рядом стоящие явления.
Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь
(Из записок А. Лосева. Новочеркасск, 16–17 июня 1909 г.)
Статья А.Ф.Лосева (1893–1988) «Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь» (маленькая, сшитая самим автором тетрадка) написана юным гимназистом 6-го класса в 1909 году летом, когда он находился, как обычно, на каникулах в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский), куда он приезжал из Новочеркасска к родственникам. В старших классах гимназии А.Ф. настолько серьезно занимался древними языками, литературой и философскими проблемами (достаточно сказать, что Платон и собрание сочинений Вл.Соловьева уже находились в библиотеке гимназиста), что, по словам самого Лосева, он окончил гимназию в 1911 году уже сложившимся филологом и философом. Маленькая статья об атеизме написана с юношеским максимализмом. Однако уже здесь вполне очевиден интерес юноши к мировоззренческим вопросам и заметны логические основания для постановки проблемы веры и разума, которая так блестяще была разработана с позиций интеллектуальных и эстетических в книге 1930 года «Диалектика мифа» (особенно с.133–142), послужившей поводом к осуждению автора на 10 лет лагерей (строительство Беломорско-Балтийского канала, откуда А.Ф. был досрочно, в 1933 году, освобожден, вернувшись в Москву «без судимости»), В той же книге интереснейшие страницы очевипосвящены мифу о материи (с.141–174), иронический монолог о которой можно прочесть в книге А.Ф.Лосева «Философия имени» (1927, стр. 214–217). – Профессор А.А.Тахо-Годи
Среди треволнений и несчастий текущей жизни русского народа у нас все сильней и сильней развивается неверие, самый грубый и принципиальный атеизм. Если почти все влияния Запада были для нас благодетельны, то влияние атеистов нужно отнести к явлениям самым гибельным и нежелательным. Недаром так упорно не поддается народная масса переделке ее жизни на началах учения атеистов. В данном случае сопротивление низших классов благодетельно для простодушного мужика. Лучше заблуждаться бессознательно, чем сознательно совершать великие ошибки.
Сущность учения атеистов заключается в отрицании Божества, в отрицании возможности бытия совершенного Разума, а следовательно, и влияния Его на жизнь природы и человека. Вся вселенная, согласно этому учению, есть только материя, движение и форма. Она вечна и бесконечна, явления в ней строго подчинены определенным законам, которые как таковые и исключают всякое сверхъестественное вмешательство.
Атеизм зародился в глубокой древности. Он появился, надо полагать, как следствие упадка общественной нравственности. Чем человек нравственно выше, тем более он религиозен, тем впечатлительнее он к проявлениям Божественного Разума. Ведь Бог не только служит предметом познания ума, он еще та цель, к которой мы должны стремиться. А поэтому понятно, что, если мы становимся выше в нравственном отношении, мы ближе к Богу и что, совершая дурные поступки, то есть становясь безнравственными, мы удаляемся от Бога и, быть может, даже его отрицаем. Итак, атеизм зародился на почве нравственной испорченности. Зарождается он и теперь в каждом человеке, коль скоро тот забывает о своих нравственных обязанностях. Постоянные удовольствия, часто не совсем невинные, превращение забот о материальном благосостоянии в прихоти и пр.– все это не дает нам возможности глубже вникнуть в те истины, которые даны нам в Евангелии, исключает возможность стать истинными последователями Христа. Мы замыкаемся в круг исполнения требований нашей физической природы и в конце концов начинаем отрицать Бога. Таково истинное происхождение атеизма в истории и сознании отдельного человека.
Наши ученые, занимающиеся естественными науками, думают приобрести из наблюдения природы истинное понятие о Боге. Действительно, природа свидетельствует о совершенстве, мудрости и величии ее Творца и в самом деле способна сделать всякого непредубежденного человека истинно религиозным. Но все дело в том, что многие ученые-натуралисты (а они, собственно, и являются атеистами) не имеют той способности, которая бы давала им возможность если не познать, то ощутить Бога в природе, они являются людьми с предрассудками, как это и ни странно звучит на первый раз. Да, эти ученые, провозглашающие объективность в научном исследовании, не поступают так сами. Они приступают к изучению явлений природы с тем предубеждением, что Бога нет. А другие, «осмотрев все небо и не найдя там следов Бога», как выразился астроном Лаланд, обращаются к другим наукам, наукам метафизическим и, не находя возможности употреблять при изучении их те же средства, что и в экспериментальных науках, отрицают их, а следовательно, отрицают и бытие Бога. Вот вам другая причина появления в человеке атеизма. Атеизм покоится, следовательно, на почве нравственной испорченности, на почве одностороннего изучения науки (например, только наук естественных) и принципиального нежелания во всяком случае не веровать в Бога и Его установления на земле. Известно изречение английского мыслителя Бэкона, что недостаточное знакомство с естественными науками склоняет людей к безбожию, основательное изучение их – приводит людей к Богу. Да это и понятно. Нахватавшись верхушек из естественных наук, нельзя судить о всей природе; только глубокое и основательное их изучение, дающее возможность иметь связное представление о том, что такое окружающий нас мир, может иметь положительные результаты в религиозном отношении. Вот Ньютон, снимающий шляпу при произнесении кем-нибудь слова «Бог», вот Гершель, говорящий, что чем ближе раздвигается область науки, тем более является доказательств существования Вечного, Творческого и Всемогущего Разума, вот Фламмарион, вот Коперник, Галилей, Паскаль, Кеплер, Линней, Кювье, Фарадей, Либих, Фехнер, Медлер, Фай, Вирхов, Т. Мюллер, Гумбольдт, Араго и пр. и пр.– вот люди, действительно посвятившие себя изучению наук внешнего и внутреннего мира, действительно «ученые» – и что же? – они все религиозны. Бюхнер, Фогт, Молешотт, эти апостолы атеизма – они очень и очень далеко не считаются первыми величинами в естествознании.
Если верить Пфенигсдорфу, 92 процента естествоиспытателей принадлежат к числу верующих, 6 процентов – индифферентны в делах религии и только 2 процента – атеисты.
Иногда говорят, что появление особенно большого числа атеистов в XVII-XX столетиях есть реакция средневековому католицизму. Тем хуже для неверующих ученых! Они не правы, потому что свое справедливое озлобление против гнета папского деспотизма делают неосновательным, перенося его на всю вообще церковь, игнорируя ее благодетельное влияние на жизнь человека. Словом, атеизм, как можно видеть из вышесказанного, есть явление противоестественное, болезненное и силой стремящееся переделать на своих уродливых началах человеческую науку и жизнь. Накануне появления на Земле Божественного Учителя было так много атеистов, что они окатывали колоссальное влияние на общественную жизнь Рима и Греции и вели ее к скорейшему разрушению. Лучшие люди тогдашнего времени, как Цицерон, Сенека и др., резко восставали против них и осуждали неосновательные убеждения Лукреция, Петрония и всех прочих родоначальников современного атеизма. Да и вообще, в древности атеизм вызывал сильную нравственную и религиозную оппозицию со стороны истинных философов и ученых. Но что не могли сделать отдельные люди, то сделало христианство, против чего безуспешно боролись языческие философы, то окончательно было побеждено христианскими философами и апологетами. Вплоть до XVI-XVII столетий не могла двигаться дальше человеческая мысль, и она была обречена на застой в Западной Европе благодаря злоупотреблениям силой Католической Церкви, на Востоке благодаря всеобщему народному невежеству. Не мог, разумеется, получить дальнейшего развития и атеизм. Но с XVII-XVIII столетий, когда орудие пап для реакции самостоятельному мышлению достаточно притупилось, атеизм, получив громадную поддержку в естественных науках, достигает в своем развитии удивительных размеров. Гоббс, Толанд, Ламетри, Кондорсе, Гольбах, Фейербах, Молешотт, Бюхнер, Карл Фогт, Штирнер, Швейцер, Ришпэн и многие другие – вот защитники материализма, пантеизма и сенсуализма, то есть, говоря вообще, атеизма.
Но ни один из них не дал более или менее основательных доводов в защиту исповедуемой ими веры в управление Вселенной одними естественными законами, без приведения последних в действие какой-нибудь силою свыше. Ни один из них не мог уничтожить противоречия между идеями, лежащими в основе человеческого существа и новыми взглядами на человека как на простой механизм, как на нечто, одушевленное в той же мере, что и обыкновенное неорганическое вещество. Эти ученые оказали самое пагубное влияние на развитие науки и на жизнь человека.
Атеизм легко решает «мировые загадки» и забывает об ограниченности человеческого разума. Он стремится к естественности, стремится изгнать из науки все непонятное, забывая, что его учение есть тоже, в сущности, метафизическое и что все так называемое знание только и возможно при наличности веры. Одну тайну атеисты объясняют другой и в то время, как христианская религия предполагает вполне понятную и в некотором смысле естественную идею веры в одно Начало всех других начал, одну Причину для других причин, атеисты создают непонятный заколдованный круг взаимодействия причин, где одна причина является следствием одного явления и основою другого. А другие допускают существование слепого случая, забывая целесообразность в природе. И первые и вторые, разумеется, поступают в данном случае, как баснословный барон Мюнхгаузен, вытаскивающий себя из воды за волосы. Но если все загадки решены, все тайны открыты, то к чему же наука?
Последняя отрицается атеизмом и с другой точки зрения. Истина (а она есть цель развития науки) представляет собою, как выразился один ученый, соответствие между мыслящим субъектом и мыслимым объектом. Но это соответствие возможно только тогда, если мы признаем общее начало и источник (притом единственный) человеческого мышления и мыслимого бытия. Теперь предположим, что такое общее начало отсутствует; следовательно, вышеуказанная связь исчезает, ибо в этом случае истинное познание невозможно. Но тогда опять тот же вопрос, для чего же наука? А между тем атеисты заключили с нею прочный союз, они, например, издавна соединились с материализмом и получили от него немалую поддержку. Опровержение материализма завело бы нас здесь очень далеко, а потому, чтобы не отвлекаться в сторону, мы пока прямо признаем, что материалистическое учение – несостоятельно. Итак, атеисты имеют пагубное влияние на науку, потому что, прославляя ее и держась крепко ее стороны, они, в сущности, в ней не нуждаются, они отрицают ее. Но в несравненно большей мере разрушающее влияние оказывает атеизм на жизнь. Да, влияние это больше чем пагубно, и тем больней становится, что у человека отнимают все святое, все, во имя чего он живет, трудится, во имя чего стремится к идеалу. «Хорошо то,– говорит Фейербах,– что соответствует потребностям человека» и «все – в человеке, все – для человека». Если мы совершенствуемся, если избегаем дурного, то это делается нами для достижения высшей цели, для достижения вечного блаженства и абсолютного счастья. Но если нет Того, Кто бы звал нас на этот путь к счастью, если нет в будущем ни одной отрадной светлой точки, то для чего все это стремление к идеалу, для чего нравственная жизнь? Проповедуя неверие, атеисты проповедуют бездумное пользование земными благами, безумный эгоизм и отчаянное веселие. Ведь по учению атеистов, основным правилом жизни, в сущности, является удовольствие как удовлетворение единственно законных потребностей чувственной природы, которая только и признается атеистами в человеке. Но удовольствие в той форме, какой учат ему атеисты, мало того что несостоятельно с нравственной точки зрения, оно не годится быть принципом здоровой жизни вообще. Атеист говорит: «исполняй животные твои потребности, ибо это цель твоей жизни». Отлично, пусть мы исполняем. Но эти потребности зависят от внешних обстоятельств. Сегодня я хотел чего-то, завтра вот это удовольствие мне нравится. К чему же в конце концов это ведет? Да к тому, что я, мечтавший сделаться свободным от Бога и религии, сделался бесхарактерным существом, вполне подчиненным явлениям внешнего мира. Где же та хваленая свобода? Где здесь правда? – Так-то ведет атеизм в пропасть, так-то заставляет мучиться всякого мало-мальски здравомыслящего и склонного к истинному добру своего адепта.
Принцип удовольствия видоизменяется еще в принцип личной пользы, коль скоро человек входит в соприкосновение с другими людьми. Но этот видоизмененный принцип удовольствия еще менее основателен для того, чтобы быть признанным как здоровая основа человеческих отношений. Один согласно требованию своей физической природы стремится к одному, другой к другому. Один берет взятки, другой, с точки зрения того же атеизма, признает полезным для себя не взяточничество, а незаконное достижение известной карьеры и старается помешать ему, третий. Не распространяясь дальше, скажем, что атеизм ведет к дикой борьбе всех против всех. Это ясно, как божий день.
Сами атеисты признают, что такое исполнение личных потребностей ведет к печальным результатам, и выдумали какое-то общее благо, с которым всякий в жизни должен считаться. Но если я – человек богатый и могу удовлетворять свои жизненные желания и страсти, то какое мне дело до бедноты? У меня нет ничего, что бы служило оправданием для помощи бедным, нет того, во имя чего я должен быть милосердным. Теперь. Если я беден, то я буду тянуть с своего соседа последние соки до тех пор, пока это будет возможно. И я буду прав: ведь я же исполняю естественные законы, то есть удовлетворение физических потребностей. Вот и «общее благо» атеистов отправляется в Лету. Но они не хотят смириться, они хотят дать законы, которым должен подчиняться всякий и которые имели бы целью поддержать уважение к общему благу. Но атеисты забывают, что подчиняться этим законам – значит нарушать другие законы, законы, данные ими же самими, которые говорят нам об исполнении материальных запросов. Естественно, необходимо привыкнуть к силе, к стеснению нашей свободы, если мы не будем исполнять этих последних законов. Но коль скоро сила, как основание законного права, является выше последнего – отсюда один шаг уже до произвольного насилия. Это опять повод к ожесточенной трагической борьбе за существование. Право силы, совместно с заботой о личной пользе и удовольствии, неизбежно заявит себя ужасами злодейства, на которые нельзя найти управы и суда; в атеистическом принципе личной свободы и удовольствия злодейство всегда найдет себе оправдание. Разумеется, при всеобщей борьбе и разрозненности интересов не может быть и речи о прогрессе. Словом, «общее благо» – мертворожденное детище атеизма.
Таково влияние атеизма на науку и жизнь. Не напрашивается ли здесь сама собою мысль о предохранении нас от него, о борьбе с его последователями? Не говорят ли нам о себе атеисты противоречиями в своем учении: «наши взгляды неосновательны; они продукты умственного недомогания»? Да, атеисты сами опровергают себя; они отталкивают всякого непредубежденного человека, действительно желающего решить вопрос: «что есть истина?» Довольно того, что под их влиянием погибло столько умов, столько теплых и любящих сердец; атеисты наложили на них печать железного механизма, воспрепятствовали развиваться им самим и принести пользу ближнему. Неужели же мы допустим, чтобы атеизм развивался дальше? Нет, мы будем бороться, и если наши попытки вернуть неверующих на лоно истинной религии не удадутся, то пусть они умрут, эти безбожники, эти хулители Христа и враги человечества, пусть на их месте появятся честные и добрые работники, которые поведут погрязшего в невежестве человека к истине, счастью, добру.
Будет, да, будет новая земля и новый совершенный человек, будет счастье и жизнь непорочная.
И над этой новой землей возвысится свод лазурного светлого неба и Солнце любви осветит людей дыханьем божественной правды. Все человечество будет хвалить, как один человек, своего Всеблагого и исполненного вечной любви Творца и Мудрого Промыслителя.
25 июня 1909 года, ст. Каменская
Публикация А.А. Тахо-Годи
Источник: Лосев А.Ф. Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь // Студенческий меридиан. 1991. № 5. С. 21-23.