в чем специфика театрального искусства
Специфика театрального искусства
Театр как способ художественного отражения действительности. Его особые признаки, эволюция во времени и масштабе. Термин «театральная игра». Трагедия и комедия как два полюса драматургии. Режиссура и идея театральной интерпретации. Работа с актером.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.08.2013 |
Размер файла | 22,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Специфика театрального искусства
Искусство сцены, родившись в глубокой древности, в разные времена собирало зрителей, чтобы то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. С этими задачами театр справлялся благодаря своим многообразным возможностям и мощной силе воздействия.
С приходом телевидения и компьютеров, театр не исчез, не растворился (как ему это не предрекали), ведь сиюминутное театральное искусство творится на глазах у зрителя и вместе с ним, а значит приносит духовное наслаждение и всегда является настоящим праздником.
С момента своего возникновения в Древней Греции театр выступает как род эстетического зрелища. «Это значит, что он не просто повествует и призывает, развлекает и морализует, но доставляет тот особый род эстетического наслаждения, который связан с непрагматическим любованием» (И.М. Андреева).
Как и любой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками.
В драматических произведениях автор изображает отношения между людьми, их переживания, ошибки и удачи при помощи диалога. Антон Павлович Чехов первым показал возможность выразительнейшего сочетания обыкновенных, обыденных слов, произносимых героями, и глубокого, сложного социального, философского, эмоционального подтекста. Чеховская форма диалога, насыщенного огромным внутренним содержанием, говорящим неизмеримо больше того, что непосредственно заключено в словах, до сих пор очень востребована в современной драматургии.
Первые драматические произведения, появившиеся в эпоху античности, предназначались исключительно для сценического воплощения. Вплоть до XVII в. драматург мог увидеть свое произведение только на сцене. Мольер, Шекспир и другие великие драматурги и не стремились опубликовать свои тексты. Работая над пьесой, они представляли себе актеров, их облик, голоса. В XVIII в. отношение к драматургии и вообще театральному искусству изменилось. Век Просвещения требовал, чтобы со сцены звучали возвышенные слова, а постановки служили воспитательным целям. Соответственно повысились требования к театральным текстам. Пьеса стала оцениваться не только как материал для сцены, но и как литературное произведение. Появилось понятие «драма для чтения». В этот же период стали печататься сборники пьес.
В течение долгого пути развития претерпел изменения и сценический язык. Его эволюция была связана прежде всего с делением на язык стихотворный и прозаический. Драматургия античности и эпохи Возрождения пользовалась стихотворным языком в силу выразительности и метафоричности стихотворной речи. Эволюция театральной речи шла также по пути от монолога к диалогу и полилогу. Постепенно более прочные позиции на сцене занимал прозаический язык, по мере развития интеллектуальной драмы он приобрел форму дискуссии.
В течение XIX и ХХ вв. писатели и театральные деятели не раз пытались разделить сцену и драму. Особенно ярко это проявилось в так называемом абсурдистском театре, адепты которого призывали максимально уйти от «иссушенного» слова и заменить его языком жестов, пения, движений, ритмов (А. Арто).
Театральное искусство
Театр – это главный вид зрелищных искусств. Истоки его находятся в глубокой древности: первыми театральными представлениями можно считать первобытные языческие обряды. А вот своему названию театр обязан древней Греции: в античные времена именно этим словом назывались зрительские места.
Театральное искусство включает в себя несколько направлений: драматический театр, театр кукол, оперу, оперетту, балет, пантомиму… Каждое из этих направлений имеет свою историю развития, свои отличительные признаки, традиции, своих выдающихся артистов. И тем не менее все они не зря объединены словом «театр». Все они обладают особенностями, отличающими их от других родов и видов искусства. Специфические «театральные» черты едины для всех его направлений.
Что же делает театральное искусство уникальным? Что делает театр театром?
Театральное искусство имеет синтетическую природу.
В театре практически все виды искусства сливаются воедино. Один драматический спектакль может включать в себя одновременно литературу (текст пьесы, сценарий), изобразительное искусство (декорации, реквизит, костюмы), инструментальную и вокальную музыку (исполняемую на сцене, за сценой или звучащую в записи), хореографию (постановочные и/или импровизационные актерские танцы) и т.д. Кроме того, современный театр широко использует технические возможности (конструкция сцены, ее машинерия, использование световой и звуковой аппаратуры, разнообразные сценические эффекты, например, дым, проекция изображений и пр.). Даже научные достижения театр научился использовать в своих целях! Мало кто задумывается об этом, но в основе творчества актера и режиссера лежат научные разработки нескольких поколений психологов. Медицина и физиология напрямую связаны с обязательными для актера занятиями по сценическому движению, акробатике, сценической речи и вокалу. Огромный клад в развитие театра внесли исследования историков и литературоведов.
Театральное искусство – это коллективный творческий процесс.
В создание спектакля вовлечено огромное количество людей. Актеры (часто – несколько составов), режиссер, помощники режиссера, композитор, художники по декорациям, костюмам, реквизиту, портные, бутафоры, музыканты, гримеры, костюмеры… Кроме них над спектаклем трудятся рабочие сцены (осветители, звуковики, специалисты по прочим сценическим эффектам). Администрация театра, бухгалтеры, продюсеры, специалисты по рекламе – все эти люди тоже вносят большой вклад в создание художественного произведения.
От слаженности работы всего театрального коллектива зависит вся судьба спектакля: начиная с принятия решения о постановке и заканчивая юбилейным трехсотым представлением. Стоит ли говорить о том, как сложно такому количеству людей скоординировать свои действия, прийти к творческому консенсусу и создать что-то новое и прекрасное в мире искусства?
Однако, работой театральной команды «коллективность» театра не исчерпывается. Режиссеры очень любят повторять фразу: «театр без зрителя не существует». Это действительно так. Даже самый гениальный отрепетированный спектакль не является художественным произведением до тех пор, пока его не увидит зритель. Зритель является полноправным соавтором спектакля. Человек приходит в театр с работы или учебы, сдает пальто в гардероб, занимает свое место в зале, отключает мобильный телефон – и начинает свой сокровенный творческий процесс. Он воспринимает спектакль во всей его полноте: от актерской игры и чистой работы спецэффектов до тонкого режиссерского замысла, впитывает в себя слова, пластику, микродвижения, мимику актеров, звук, свет, цвет… Проникается сюжетом пьесы и его режиссерским толкованием, чувствует тонкие психологические оттенки. А кроме того, корректирует спектакль в своем воображении, трансформирует его по-своему, придавая особое значение тем или иным компонентам, расставляя свои акценты, делая свои выводы. Случается даже, что зрительское восприятие переворачивает режиссерский замысел с точностью до наборот – и человек уходит из зала с совершенно противоположной эмоцией, чем та, которую хотел вызвать создатель спектакля.
Конечно, внимательный и восприимчивый зритель, способный отключиться от собственных мыслей и погрузиться в искусство – это подарок для актера. Таких, к сожалению, меньшинство. Большая часть воспринимает искусство на наивно-реалистическом уровне и даже не стремится проникнуть в своих мыслях дальше сюжета. И тем не менее, все остальные компоненты тоже воздействуют на зрителя, пусть даже это происходит незаметно для него самого.
Из совместности создания спектакля театральным коллективом и зрителем возникает еще одна особенность театрального искусства.
Театральное искусство сиюминутно.
Художник может написать гениальную картину – и она будет оставаться совершенной долгие годы. Писатель может создать великолепный роман или поэму – и, обнаруженное через много лет, достойное произведение обязательно найдет своего читателя и принесет своему автору славу (пусть даже посмертную). Театральный спектакль существует только во время воспроизведения. Его нельзя сохранить, законсервировать, передать следующим поколениям зрителей. Каждый спектакль живет по принципу «здесь и сейчас», каждый спектакль уникален. Актеры (и некоторые из зрителей) точно знают: сыграть один и тот же спектакль одинаково невозможно. Спектакль – живое существо, он неуловимо меняется, приобретает новое качество, обрастает деталями и нюансами. Процесс его создания не заканчивается генеральной репетицией – готовое произведение обязательно проверяется на зрителе, и часто зрительская реакция или ее отсутствие ведут за собой изменения в спектакле.
Основные особенности театра как вида искусства
1. Театр как вид искусства имеет синтетическую природу. Театральные представления включают в себя выразительные возможности, средства практически всех видов искусства (литерат., музыку, изобр.искусство, хореографию и т.д.). При этом ни один из видов искусства не будет играть ведущей роли. В наст.время синтетичность театра достигается за счет использования наработок современной науки и техники (психологии, семиотики, техники).
2. Театр – коллективный творческий процесс. Речь идет не только о совместном творчестве членов труппы, но речь идет о взаимодействии, соавторстве зрителя. Зрительское восприятие может корректировать и видоизменять спектакль. Спектакль не возможен без зрителя. Зрительское восприятие – серьезная, творческая, интеллектуальная работа, даже если сам зритель этого не осознает.
3. Театр существует как сиюминутное представление. Каждый спектакль существует только в момент своего воспроизведения. За счет этого обеспечивается понимание идеи историчности в восприятии театра. Зритель именно в театре имеет непосредственный доступ, вовлеченность в произведение. Вне зависимости от того, какую эпоху разыгрывают актеры.
4. Театральное произведение не сохраняется в силу сиюминутности, оно существует только в текущий момент. Любое перенесение на пленку дает возможность только для фиксации действия. При этом магия искусства пропадает.
5. Театр подчинен как любой вид искусства определенному художественному времени, события на сцене (рождение произведения) совершаются одновременно с актом восприятия его зрителем. В театре выделяют т.н. сценическое время – в течение которого идет спектакль. В наст.время спектакль идет 2,5-3 часа, но отдельные постановки предполагают длительность в 5-10 часов. Иногда идут несколько дней.
6. Главный носитель театральной идеи, действия это актер. Актерский образ создается в рамках идеи, заложенной пьесой, ее интерпретации режиссером, но, не смотря на это, актер остается художником, который самостоятельно на сцене воплощает живые образы.
7. Театр как вид искусства находится в зависимости от интерпретации. Проблема интерпретации возникает по отношению не столько к текстам современной драматургии, сколько к текстам классиков. Интерпретация в театре – вариант нового прочтения известного произведения, в котором можно проследить философскую, политическую, нравственную позицию автора.
В театре за счет интерпретации оказывается возможным соотнесение проблем текущего дня с историческими фактами дня прошедшего.
В анализе театральной интерпретации важную роль играет понимание режиссерских установок, его мировоззрение, а также прояснение неких вечных проблем, касающихся сущности человека. Зритель, воспринимая в театре классическое произведение, вступает в диалог не столько с автором, сколько с режиссером-постановщиком, который позволяет приоткрыть суть конфликтов современного общества. Но одновременно с этим зритель находится в диалоге с эпохой, в которой было создано произведение. Режиссеры обращаются к классическим произведениям, интерпретируют их, т.к. в них конфликт не разрешим, вечен. Режиссер находится в состоянии «интерпретационного призыва» (У.Эко). Интерпретация в театре возможна, она возможна на уровне драматурга, на уровне режиссера, актера, зрителя, театральными критиками (Анатолий Сменлянский, А.В.Проташевич).
Написать эссе на тему: В чем сходство между театром и скульптурой? 1 стр.
Особенности современного театра
Театральное искусство пользовалось популярностью со времен своего зарождения. Классический театр возник в Древней Греции. Театральная сцена представляла собой открытую круглую площадку, называемую орхестрой. Актеры выступали лицом к зрителям, которые сидели на деревянных или каменных скамьях. Именно в Древней Греции зародились основные жанры: драма, комедия, трагикомедия, мюзикл и буффонада.
Современный театр сильно отличается от классического – это экспериментальные жанры, зародившиеся в начале XX века. Нововведения шокировали и удивляли зрителей, привыкших к строгой классике. Несмотря на это, изменения были тепло приняты большинством ценителей жанра и успешно развиваются по сей день.
Ключевой момент современного искусства — это некие новые конвенции, заключенные между теми, кто производит это самое искусство, и реципиентом, который его воспринимает. В театре это наиболее очевидно, потому что даже самые важные знаменитые спектакли — это спектакли, где зритель приходит как некий оценщик. Он купил билет, сел, потом говорит: хороший спектакль или плохой.
Современное театральное искусство имеет несколько важных особенностей.
Стили театра
Искусствоведы выделяют несколько театральных стилей, используемых в театре. К ним относятся: абсурдизм, экспрессиониз, мелодрама, модернизм, постмодернизм, натурализм, марионетки, реализм
На сегодняшний день театр представляет собой целый мир, состоящий из десятков мини-миров (разных видов спектаклей). Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим ниже такой актуальный вид, как спектакль-перформанс.
Спектакли-перформансы
Перформанс на Западе вообще не относится к театру и, более того, считается его полной противоположностью. Королева перформанса Марина Абрамович говорит: тот, кто занимается перформансом, должен ненавидеть театр, ведь театр – это бесконечный обман. Определение перформанса в свою очередь связано со словосочетанием «живое искусство» (living art). Иначе говоря, перформанс только тогда перформанс, когда жизнь артиста сама по себе является произведением искусства, выражающим своим естеством личную философию. Если взять пример из истории, то одним из первых перформансистов был известный философ Диоген, живший в бочке. Получается, что перфоманс имеет отношение больше к стилю жизни, чем к искусству, и как раз поэтому далеко не многие искусствоведы вообще воспринимают его.
Формулировкой спектакль-перформанс пользуется только постсоветское пространство, определяя так жанр театрального искусства, в котором театр выходит за свои привычные рамки. К категории спектакль-перформанс относят спектакли, которые либо играются на нестандартных площадках (улица, завод, заброшенное место), либо спектакли без драматургии, пластические спектакли, спектакли, в которых задействуются живая музыка, взаимодействие со зрителем, инсталляции, современные технологии – другими словами, все, что подразумевает эксперимент.
С другой стороны, спектакли-перформансы могут рассматриваться как синтез театра и перформанса, выдумки и реальности. Грань между ними определяет сам режиссер. Такие спектакли зачастую включают в себя особую провокацию по отношению к зрительному залу, объекты концептуального искусства и актерскую жертвенность, начиная с наготы или реальной драки и заканчивая отправлением нужды на сцене.
Если вы ни разу не были в театре, – самое время исправить положение. Современные театры – идеальное место, где можно отдохнуть и узнать что-то новое. Выразительная игра актеров подарит живые эмоции и переживания.
Специфика театрального искусства
Окружающая действительность, события, характеристика персонажей отражаются через систему образов. Единый обр: ный строй спектакля создается гармонией всех его элементов: драматургия, стилистическое и жанровое решение спектакля, акте ское мастерство, организация сценического действия во времени (ритм, темп, настроение, подъем и спад эмоционального напрям ния и т.п.) и пространстве (построение мизансцен, декорации и т.п.).
Основой театрального искусства является драматургия. В основе драматического представления лежит текст (пьеса), результате переноса драматургического текста на сцену литературное слово становится словом сценическим.
Происхождение театра. Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э. (год постановки трагедии афv ского поэта Феспида). В разные исторические периоды театральное искусство выполняло различные функции: магическ обрядовую, проповедническую, пропагандистскую, воспитательно-образовательную, развлекательную, гедонистическую, худой ственно-эстетическую.
Высокое художественное, воспитательное и эстетическое значение театральные представления имели в Древней Грец^ Древнем Рийе.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) искусство сцены оценивалось высоко: оно очищало нравы и поощряло добродетель. В ‘ атре нашли отражение просветительские идеи Дидро, Руссо, Лессинга. Искусство обрело реалистический характер.
ТЕАТР ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XV вв.)
В истории развития европейского театрального искусства эпохи Средневековья выделяют три периода: раннее Средневе ковье (V-XI вв.), зрелое Средневековье (XI1-XIII вв.) и позднее Средневековье (XIV-XV/XVI вв.).
Постановка осуществлялась на средства церкви и контролировалась духовными лицами. Драма продолжала существовать и в более поздние века.
Исполнение мираклей не приурочивалось к какому-либо празднику. Миракли входили в программу школьного театра л европейских духовных учреждениях (академиях, братских школах, коллегиумах), церквях в XV-XVIII вв.
В XV в. с развитием реформационного движения в Европе зарождается театр моралите. Пьесы моралите содержали n раль, нравоучение. Моралите широкое развитие получает в Англии и Франции. Моралите было освобождено от религиозных с жетов и бытовых отвлечений. Моралите обрело стилевое единство и дидактическую направленность.
В моралите актеры выступали как риторы, поясняя свое отношение к определенным явлениям.
Более всего средневековая публика любила мистерию. Время расцвета мистериального театра XIV-XV вв. Мистерия гс подствовала в европейской культуре более 200 лет.
Представления мистерий организовывались не церковью, а городским советом и властями. Авторами мистерий были уч ные-богословы. юристы, врачи. Все мистерии разделяются на три основных цикла: ветхозаветный (начинался с литургичесю драмы «Шествие пророков»); новозаветный (был связан с рождением и воскрешением Иисуса Христа); апостольский (сюжет заимствованные их житий святых).
Организация мистерий. Представления мистерий проходили на городских улицах, площадях. Мистерия начиналась появления автора, который читал пролог и объяснял публике, что предстоит ей увидеть, воздавались хвалебные речи Господу городским властям. Представление длилось целый день, а крупные мистерии исполнялись в течение нескольких дней. С XV представления мистерий становятся платными. Со временем участники мистерий становились профессиональными актерами.
Существовало три способа оформления сценических площадок мистериального театра: 1) система передвижных сценич ских площадок (наиболее распространена в Англии. Испании, Фландрии). Отдельные эпизоды мистерии показывались в фургон; или тележках, открытых со всех сторон. После показа определенного эпизода тележка переезжала на соседнюю площадь, а на место подъезжала новая с актерами, разыгрывающими следующий эпизод. И так все повторялось до тех пор, пока все тележки i проходили через одну площадь; 2) при кольцевом оформлении мистерии использовался принцип древнего амфитеатра. Для это выстраивался огромный помост, на котором сооружались обособленные друг от друга отделения. Зрители стояли вокруг помос прямо на земле. Действие могло происходить сразу в нескольких отделениях; 3) система беседок. Для этого сооружался единь помост по прямой линии, обращенный к зрителю фронтально. Сюжетные сцены выстраивались по отделениям в беседках. Колич ство площадок иногда было более 20. Иногда на беседку вывешивалась пояснительная надпись с указанием места действия.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР (XIV-XVI вв.). Своего величия западноевропейское театральное искусство достигло в эпо Возрождения. Утвердившись в Италии на рубеже XV-XVI вв., создав здесь новую драматургию и заложив основы для формиро! ния профессионального сценического искусства, театр Возрождения пережил «золотой век» в Испании, и затем достиг апогея се его развития в Англии в эпоху Шекспира. Выдающиеся поэты-гуманисты, драматурги Ренессанса открывают в своем творчест новые горизонты в литературных формах, жанрах, средствах художественной выразительности. Утверждаются новая образное сюжеты, герои. Театральное искусство приобретает светский характер.
Комедия дель арте возникла в середине XVI века.
Все маски комедии дель арте могут быть разбиты на 3 группы: