в чем специфика средств спортивной тренировки в паралимпийских видах спорта
ПОСТРОЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ПОСТРОЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ
Карпова О.А.
ГБПОУ «Зауральский колледж физической культуры и здоровья»
Шадринск, 2020
Описание слайда:
Описание слайда:
ЦЕЛЬ
достижение максимально возможного для человека с отклонениями в состоянии здоровья уровня подготовленности и демонстрации запланированных результатов в соревнованиях
Описание слайда:
ЗАДАЧИ
Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.
Приобретение теоретических и практических знаний.
Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
ВЛИЯНИЕ ДОЗИРОВАННОЙ ХОДЬБЫ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ И ВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ
Квестовая игра «Остановки ГТО»
Календарно-тематическое планирование по курсу «Двигательное развитие»
План-конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС) по теме «Баскетбол»
План-конспект по физической культуре 5 класс раздел гимнастика с элементами акробатики
«физическая культура для учащихся 2-4 классов»
Технологическая карта урока по физкультуре для 7-го класса
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5369975 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Средства и методы адаптивного спорта
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Средство — это конкретное содержание действия спортсмена, а метод — это способ действий, путь их применения. Адаптивный спорт имеет особую специфику. Его средства и метода отличаются от методов обычного спорта. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные.
К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным упражнением.
Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики.
Соревновательные упражнения — это комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации и выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты.
Средства спортивной тренировки разделяются по направленности воздействия на две группы:
— преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности — технической, тактической и т. п.;
— преимущественно связанные с развитием двигательных качеств. Методы спортивной тренировки в практических целях принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практические. следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности.
К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение, команда, подсказка и др.
Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении, непосредственный показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом. Кроме этого следует широко использовать наглядные пособия:
Методы практических упражнений условно можно разделить на две основные подгруппы:
— методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;
— методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.
Среди методов выделяют методы разучивания движений в целом и по частям.
При использовании методов разучивания движений, как в целом, так и по частям большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются для облегчения задач овладения спортивной техникой.
В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений и обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий.
Структуру методов определяют характер упражнения в процессе однократного использования данного метода (непрерывный или с интервалами отдыха) и режим выполнения упражнений (равномерный, стандартный или переменный, варьирующий). Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентируемыми паузами отдыха.
В качестве других самостоятельных методов следует выделить игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций
Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса.
Средства спортивной тренировки
Всю совокупность средств спортивной тренировки, применяемую в процессе подготовки спортсменов (в том числе паралимпийцев), в зависимости от направленности их воздействия условно можно разделить на две крупные группы (Ю.Ф. Курамшин, 2003):
– средства для ускорения восстановления работоспособности и усиления тренировочных воздействий;
– средства для становления, развития и сохранения тренированности и подготовленности спортсмена (рис. 1). В зависимости от способа непосредственного воздействия на занимающегося все средства обычно разделяют на пять групп:
1) собственно тренировочные (физические упражнения, подразделяющиеся в свою очередь на: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные);
2) естественно-средовые средства (факторы);
3) медико-биологические средства;
4) средства психологического воздействия;
5) материально-технические средства (см. рис. 1).
Соревновательные упражнения – это целостные действия или сово-купность действий, которые служат средством ведения соревнователь-ной борьбы.
В паралимпийских видах спорта соревновательные упражнения выполняются:
1) с использованием технических средств перемещения спортсмена или спортивного снаряда – колясок, санок, протезной техники для верхних и нижних конечностей;
2) с использованием технических устройств размещения спортсмена (в фехтовании, в легкоатлетических метаниях и др.);
3) без использования каких-либо технических приспособлений (например, в плавании, где всем без исключения спортсменам запрещены любые дополнительные технические устройства, или группам спортсменов, например, с последствиями ДЦП, способных выполнять упражнения самостоятельно).
Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, име-ющие существенное сходство с соревновательными, как по технике выполнения, так и по преимущественному проявлению физических качеств и способностей. Они подразделяются на подводящие – предназ-наченные в основном для освоения техники соревновательного упраж-нения, развивающие – для развития физических и психических способностей, соответствующих тем, которые необходимы для выполнения соревновательного действия, и комбинированные.
Общеподготовительные упражнения – это действия, которые оказы-вают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют развитию комплекса физических качеств и формированию разнообраз-ных умений и навыков. Они должны обеспечивать всестороннее разви-тие спортсмена и, вместе с тем, отражать особенности спортивной специализации.
В паралимпийских видах спорта роль общеподготовительных упражнений очень велика, поскольку использование технических средств (колясок, санок, протезной техники и т.д.) очень сужает диапазон возможных двигательных проявлений занимающихся, зачастую приводит к чрезмерной специализации и сужению круга тренировочных средств.
Поэтому использование общеподготовительных упражнений, особенно без применения соревновательных технических средств, должно обязательно входить в программу тренировки паралимпийцев.
В связи с ограниченными возможностями инвалидов бывать вне квартиры и мест учебы или работы огромное значение для них приоб-ретают естественно-средовые факторы: солнечная радиация, воздушные и водные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье.
Доклад «Организация адаптивного спорта (паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения) Организация различных направлений адаптивного спорта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
3 Адаптивная физическая культура и спорт: организация и проведение практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья
Организация адаптивного спорта (паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения)
Организация различных направлений адаптивного спорта
слушатель Сизинцев Сергей Владимирович
Построение спортивной тренировки спортсменов
Различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев, 1997).
Микроструктура – это структура одного тренировочного занятия и малых циклов, состоящих из нескольких занятий (микроциклов); мезоструктура – структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; макро-структура – структура больших тренировочных циклов (макроциклов) типа полугодичных, годичных и многолетних.
Одно занятие должно включать в себя три части: подготовительную (разминка), основную и заключительную.
Классификацию и систематизацию наиболее распространенных в практике микроциклов провел Ю.Ф. Курамшин (2003) (рис. 2). Он выде-лил четыре вида микроциклов – собственно-тренировочные, предсо-ревновательные, соревновательные и восстановительные, каждый из которых подразделяется на подвиды в соответствии с выделенными ав-тором классификационными признаками (см. рис. 2).
Среди различных типов мезоциклов Л.П. Матвеев (1997) выделяет:
В годичном макроцикле выделяют три периода – подготовитель-ный, соревновательный и переходный. Основной фактор, определя-ющий структуру годичного цикла тренировки, – это объективные закономерности развития спортивной формы – состояния оптималь-ной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивно-го результата.
Основными факторами управления процессом становления спортивной формы являются объем и интенсивность физических нагрузок, соотношение общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, средств общей и специальной физической, технической и тактической подготовки и др.
Однако при построении годичных микроциклов в паралимпийских видах спорта помимо перечисленных факторов, закономерностей ста-новления спортивной формы необходимо учитывать еще один фактор. Это сезонная динамика патологического процесса в организме спорт-смена-инвалида, влияние на этот процесс фармакологических препа-ратов, лечебных и профилактических процедур.
В ряде публикаций (В.И. Шапошникова, 1996, 1998 и др.) указывается на наличие изменений физической работоспособности человека в зависимости от его индивидуального (эндогенного) годичного цикла, что также следует учитывать в процессе спортивной тренировки.
Достижение высоких результатов в адаптивном спорте возможно лишь при настойчивой и рационально организованной тренировке в течение ряда лет.
Структура многолетней тренировки зависит от многих факторов: времени начала тренировки, в том числе специальной; одаренности спорт
Рис. 2. Классификация микроциклов (по Ю.Ф. Курамишину, 2003)
Рис. 3. Примерная структура многолетнего процесса подготовки (разработана Ю.Ф. Курамшиным по материалам разных авторов, 2003)
смена и темпов прироста его спортивного мастерства; количества лет регулярной тренировки для достижения наивысших результатов и т.п.
В инвалидном спорте начало многолетнего тренировочного процесса, как правило, связано со временем получения травмы, завершением процедуры лечения и реабилитации.
В качестве ориентира при разработке индивидуальной структуры многолетней тренировки может служить ее примерная схема (рис. 3), представляющая собой обобщение материалов различных авторов, выполненная Ю.Ф. Курамшиным (2003).
Виды подготовки спортсменовпаралимпийцев
Специалистами в области спортивной тренировки выделяются следующие виды подготовки: техническая, тактическая, физическая, психологическая, теоретическая (в зависимости от преимущественного влияния на те или иные компоненты готовности спортсмена); общая и специальная (по характеру взаимосвязи со спортивной специализаци
1 Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2000. – 152 с.
Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры, спорта и рекреации инвалидов с поражением спинного мозга // Адаптивная физическая культура. – 2005. – № 2 (22). – С. 20–
ей), а также интегральная (по степени соединения различных сторон подготовленности, качеств и способностей занимающихся).
Техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными действиями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности (общая техническая подготовка), техникой движений в избранном виде спорта или спортивной дисциплины (специальная).
Для видов состязаний, осуществляемых с помощью технических средств, крайне важны умения и навыки по управлению этим средством.
Главная проблема технической подготовки в инвалидном спорте состоит в определении оптимального способа выполнения действия с учетом влияния имеющегося у спортсмена дефекта. Так, например, ампутация конечности приводит к изменению симметрии тела, что требует соответствующей корректировки подготовительных, основных и завершающих действий, основного звена техники. К сожалению, твор-ческий поиск спортсмена и тренера путем проб и ошибок является в настоящее время, пожалуй, единственным реальным способом опре-деления оптимальной для конкретного спортсмена техники.
Физическая подготовка – это процесс всестороннего развития физи-ческих способностей, неспецифичных для избранного спорта, но в оп-ределенной мере обуславливающих успех в спортивной деятельности (общая физическая подготовка), а также развитие физических способ-ностей, отвечающих специфике избранной спортивной специализации (специальная).
Важнейшее направление физической подготовки в паралимпийских видах спорта связано с необходимостью развития компенсаторных физических качеств, берущих на себя роль замены отсутствующих у конкретного спортсмена качеств или способностей.
Ведущей установкой в подборе упражнений, методов развития физических способностей, режимов тренировочных нагрузок является максимально возможный учет генетической предрасположенности спортсмена к тому или иному виду мышечной деятельности или, подругому, следование правилу «навстречу собственной природе».
Тактическая подготовка – направлена на овладение формами и спо-собами ведения спортивной борьбы в условиях любой соревнователь-ной деятельности (общая тактическая подготовка) и соревновании в избранном виде спорта (специальная).
В зависимости от периода спортивной тренировки, конкретных целей и задач, стоящих перед соревнованием, можно рекомендовать следующие формы ведения соревновательной борьбы (разновидности тактики):
– тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результата;
– тактика выигрыша соревнований с высоким результатом;
– тактика выхода в очередной тур состязаний.
Все средства, способы, формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане – программе основных действий спортсмена или команды.
Тактический план должен иметь следующие разделы (Ю.Ф. Курамшин, 2003):
Главная задача в соревнованиях.
Форма тактической борьбы – активная, пассивная (от обороны), комбинированная.
Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований.
Распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки).
Возможные переключения от одного вида тактики к другому непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы.
Способы маскировки собственных намерений (действий).
Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке.
Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований, о зрителях.
В состязаниях по паралимпийской программе очень важно учитывать возможные реакции пораженных функциональных систем, возможные блокирующие приемы соперника, осуществляемые с помощью технических средств передвижения (инвалидных гоночных колясок, например), и др.
Очень специфична тактическая подготовка спортсменов-инвалидов, выступающих в командных играх на колясках – баскетбол в колясках, регби в колясках, хоккей в салазках и др. Здесь большинство технико-тактических приемов направлено на создание различных препятствий для перемещения соперников.
Психологическая подготовка направлена на развитие и совершенство-вание у спортсменов психических функций и качеств, необходимых для усиленных занятий в избранном виде спорта, для достижения высшего уровня мастерства (общая психологическая подготовка), а также на формирование психологической готовности к участию в конкретном соревновании (специальная).
В инвалидном спорте важнейшей стороной психологической подго-товки является работа по преодолению психологических комплексов, а также формированию психологического настроя на неадекватные ре-акции на спортивную деятельность инвалидов со стороны здоровых людей, что, к сожалению, случается очень часто.
Теоретическая подготовка направлена на осмысление сути спортив-ной деятельности, связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достиже-ние высоких спортивных результатов (Л.П. Матвеев, 1991).
В паралимпийских видах спорта теоретическая подготовка имеет существенно большее значение, чем в обычном спорте.
Теоретическая подготовка паралимпийцев имеет самое прямое отношение к формированию мотиваций спортсменов, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонентами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: теоретическое образование и развитие интеллектуальных способностей.
В содержание теоретического образования входит совокупность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности, это:
– знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, то есть знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;
– знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и правил поведения;
– знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (принципы и закономерности спортивной подготовки, естественнонаучные и гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);
– спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической и психологической подготовки, методике построе-ния тренировки, внетренировочных факторах спортивной подготовки, требованиях к организации общего режима жизни и питания, о восста-новительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, мате-риально-технических условиях занятий спортом и т.д. (Л.П.Матвеев, 1977; Ю.Ф. Курамшин, 1981).
Для спортсменов, участвующих в паралимпийском движении, перечисленные компоненты теоретической подготовки должны быть дополнены такими разделами, как:
– знание медицинского характера (об общей и частной патологии, особенно о своих проблемах, о медицинских методах контроля и кор-рекции своего состояния, основных фармакологических препаратах, совмещающихся с тренировочными нагрузками, и т.п.);
– знания о медицинской и спортивно-функциональной классификации инвалидов в своем виде спорта, порядке и правилах переосвидетельствования, допинг-контроля и др.;
– знания о международных спортивных организациях инвалидов, выдающихся достижениях и рекордах паралимпийцев;
– знания юридического плана (стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, законодательные акты о спорте инвалидов и др.).
Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена. Передача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, какие характерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, самостоятельное изучение литературы). Непосредственно на теоретических занятиях теоретическая подготовка направлена на формирование у спортсменов сознательного и активного отношения к выполнению тренировочных заданий, обеспечивающих повышение уровня физической, технической, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревновательной борьбы в условиях состязаний, и т.п.
Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта, осуществляется путем выполнения специальных заданий и способов организации занятий, побуждающих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совершенствованию средств и методов подготовки.
В связи с тем, что в различных видах паралимпийского спорта ис-пользуются технические средства (коляски, санки, протезы и т.п.), вспо-могательное оборудование и тренажеры для обучения двигательным действиям и развития и совершенствования качеств и способностей, возникает необходимость введения еще одного, не использующегося у здоровых спортсменов вида подготовки спортсмена-паралимпийца. В ка-честве возможного варианта названия этого вида можно предложить технико-конструкторскую подготовку. Здесь речь идет о знаниях, умениях и навыках использования технических средств в соревновательной дея-тельности, а также ремонта, технического обслуживания, совершен-ствования конструкции соревновательного технического средства и других приспособлений, устройств и тренажеров, необходимых для ре-ализации тренировочного процесса.
Технико-конструкторская подготовка включает в себя не только знания теоретического характера, но и умений и навыков управления, ремонта, ухода, конструирования технических средств.
Наблюдения за выдающимися спортсменами-паралимпийцами дают основания для вывода – уровень технико-конструкторской подготовки у них очень высок, а сама она тесно связана с технической и тактической подготовкой атлетов.
Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию всех выделенных компонентов подготовки спортсмена – тех-нической, физической, тактической, психологической, теоретической и технико-конструкторской в процессе тренировочной и соревнователь-ной деятельности.
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:
– соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
– специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.
Основная программа Специальной олимпиады и организация тренировок и соревнований лиц с поражением интеллекта
Все виды спорта, по которым могут проводиться тренировки и соревнования с лицами, имеющими отклонения в развитии интеллекта, Международная организация Специальной олимпиады (SOI) разделяет на две категории:
– официальные виды спорта;
– национально-популярные виды спорта.
К официальным видам спорта, утвержденным Советом директоров SOI, относятся:
Летние виды спорта:
Плавание Тяжелая атлетика Волейбол
Легкая атлетика Софтбол Футбол
Баскетбол Настольный теннис Гимнастика
Боулинг (кегли) Гандбол Катание на ролико-
Велосипедные гонки Теннис вых коньках
Зимние виды спорта:
Горные лыжи Фигурное катание Конькобежный
Лыжные гонки Хоккей спорт
Национально-популярными видами спорта являются виды спорта, не классифицируемые SOI в качестве официальных видов спорта, но вклю-чаемые SOI в программы тренировок и соревнований Специальной олимпиады.
Для утверждения какого-либо вида спорта в качестве национальнопопулярного вида спорта необходимо выполнение ряда процедур и соответствие определенным критериям:
а) официальное положение о проведении тренировок и соревнований по данному виду спорта должно быть представлено в Департамент SOI по Всемирным играм и соревнованиям;
б) консультативный комитет по медицинским вопросам должен изучить данный вид спорта и определить его соответствие стандартам SOI в отношении здоровья и безопасности;
в) должно существовать подтверждение наличия интереса к данному виду спорта со стороны тренеров, людей с отклонениями в умственном развитии, школ, групп членов семей спортсменов, специализированных агентств и т.д., работающих с потенциальными спортсменами Специальной олимпиады;
г) должны быть разработаны правила, которые могут быть использованы при проведении соревнований, и создан Консультативный комитет по данному виду спорта;
д) признание данного вида спорта должно содействовать круглого-дичному проведению соревнований и тренировок, что является основ-ной деятельностью Специальной олимпиады, и создаст дополнитель-ные значимые возможности для людей с отклонениями в умственном развитии, включая виды спортивных состязаний для людей с различ-ными уровнями способностей, виды программы для спортсменов с наиболее ограниченными способностями и т.д.
Международная организация Специальной олимпиады (SOI) опре-деляет и запрещенные виды спорта, которые, по ее мнению, не обеспе-чивают соблюдение минимальных стандартов здоровья и безопасности или подвергают здоровье и безопасность специальных спортсменов не-обоснованному риску. В настоящее время к запрещенным видам спорта относятся: бокс, фехтование, стрельба, каратэ и иные виды боевых искусств.
Система разделения на дивизионы
Соревнования Специальной олимпиады предоставляют спортсме-нам возможность продемонстрировать спортивные навыки, получен-ные во время тренировок. Спортсмены в рамках каждых соревнований должны стремиться продемонстрировать наилучшие показатели. С це-лью получения спортсменами максимального опыта участия в сорев-нованиях они должны быть организованы так, чтобы все внимание концентрировалось на спортсменах. В специальном олимпийском дви-жении этот принцип означает, что вне зависимости от занятого места любое выступление является личной победой.
Международная организация Специальной олимпиады разработа-ла соответствующие правила, обеспечивающие наиболее успешное уча-стие спортсменов в состязаниях и стимулирование их спортивного духа на всех уровнях проведения соревнований. Соревнования должны про-водиться регулярно, согласно утвержденным правилам, при обеспече-нии грамотного судейства. Членам семей, друзьям и зрителям должна быть предоставлена возможность разделить со спортсменами успех, достигнутый ими во время соревнований.
Фундаментальное отличие соревнований Специальной олимпиа-ды от состязаний, организуемых другими спортивными организация-ми, заключается в том, что приветствуется участие спортсменов с любым уровнем способностей. Соревнование построено таким обра-зом, что между собой соревнуются спортсмены одинакового уровня способностей, для чего они разбиваются на дивизионы. Исторически SOI предлагает формировать дивизионы таким образом, чтобы разница между наибольшим и наименьшим результатом в рамках каждого диви-зиона составляла не более 10%. Эта рекомендация не является прави-лом, однако должна рассматриваться в качестве принципа формирова-ния дивизионов спортсменов, равных по уровню способностей, при наличии соответствующего количества участников.
Порядок разделения на дивизионы
1. Способности спортсмена являются основным фактором при разделении на дивизионы в рамках соревнований Специальной олимпиады.
Способности спортсмена или команды определяются результатом, зарегистрированным по итогам предыдущих соревнований или по ито
3 В деятельности Специальной олимпиады могут участвовать лица, имеющие и ряд других отклонений в развитии (поражения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др.), но только в том случае, если они имеют минимальный уровень поражения интеллектуальных функций. Поражение интеллекта является главным (определяющим) признаком для включения желающих в программу Специальной олимпиады.
гам отборочного тура. При формировании групп важными факторами выступают также возраст и пол.
2. Соревнования считаются организованными наилучшим образом, когда в каждом дивизионе участвуют по меньшей мере три и не более восьми спортсменов или команд одинакового уровня способностей. Однако в некоторых случаях количество спортсменов или команд, участвующих в соревнованиях, оказывается недостаточным для достижения этой цели.
Указанный ниже порядок определяет процесс формирования равных по уровню способностей спортсменов дивизионов и принципы организации соревнований в случаях, когда нет возможности осуществить идеальное деление на дивизионы.
Индивидуальные виды спорта
Действие 1: распределение спортсменов по половому признаку.
Разделите участников соревнований на две группы по половому признаку. Спортсмены женского пола должны соревноваться между собой, а спортсмены мужского пола – между собой. Эстафетная команда, состоящая из спортсменов женского и мужского пола, дол-жна участвовать в соревнованиях в мужском дивизионе, если нет достаточного количества эстафетных команд со смешанным соста-вом.
Спортсмены одного пола должны соревноваться между собой, за исключением тех случаев, когда:
– данный вид спорта предполагает наличие совместных видов программы (например, парное фигурное катание, боулинг, настольный теннис, танцы на льду, теннис и т.д.);
– в данном виде программы будут участвовать всего два спортсмена мужского пола или два спортсмена женского пола; в таком случае спорт-смены могут соревноваться против друг друга или могут быть включе-ны в дивизион со спортсменами другого пола, но одного возраста и уровня способностей;
– в данном виде программы будет участвовать только один спорт-смен женского или мужского пола; данный спортсмен должен быть включен в дивизион с участием спортсменов другого пола, но одина-кового возраста и уровня способностей;
– для участия в данном виде программы зарегистрирован только один спортсмен женского или мужского пола; данный спортсмен должен участвовать в соревнованиях по данному виду программы в дивизионе, состоящем из одного человека.
Действие 2: распределение спортсменов по возрастным группам.
Принадлежность спортсмена к данной возрастной группе определяется возрастом спортсмена на дату открытия соревнований.
Разделите спортсменов женского и мужского пола по следующим возрастным группам: спортсмены в возрасте 8–11 лет; 12–15; 16–21; 22–29; 30 лет и старше. Дополнительная возрастная группа может быть
сформирована при наличии достаточного количества спортсменов в возрасте 30 лет и старше.
3. Спортсмены должны соревноваться против других спортсменов данной возрастной группы за исключением случаев, когда:
– в возрастной группе насчитывается менее трех участников. Тогда спортсмены данной группы должны участвовать в соревнованиях совме-стно со спортсменами следующей, более старшей возрастной группы. В этом случае старшая группа должна быть переименована, чтобы отра-зить весь возрастной спектр участников соревнований в данной группе;
– после выполнения «Действия 3: распределение спортсменов по уровням способностей» происходит расширение возрастных групп, и/или отдельные спортсмены перераспределяются в другие возрастные группы для сближения результатов спортсменов в рамках каждого из дивизионов.
Действие 3: распределение спортсменов по уровням способностей.
1. Для завершения процесса формирования дивизионов необходимо использовать следующие правила, применяемые в зависимости от вида программы, по которому происходит распределение на дивизионы.
а) Для видов программы, измеряемых временем, расстоянием или количеством набранных очков:
– для всех половых и возрастных групп распределите спортсменов в порядке убывания результатов, полученных по итогам предварительных соревнований;
– сгруппируйте как можно больше спортсменов так, чтобы наибольший и наименьший результаты каждой из групп отличались друг от друга на как можно меньшую величину и чтобы количество участников в каждой из групп было не больше восьми (8) человек (рис. 1);
– в случаях, когда наибольший и наименьший результат в каждой
из групп значительно отличается друг от друга: могут быть расширены рамки возрастной группы. В этом случае в рамках каждой возрастной группы спортсмены должны быть перегруппированы согласно результатам предварительных соревнова-
Рис. 1. Пример распределения на дивизионы в беге на 50 м
ний и включены в новые дивизионы. Данная процедура должна выполняться до достижения максимальной близости между наибольшим и наименьшим результатом в каждом из дивизионов
или отдельные спортсмены могут быть включены в другие дивизионы, более подходящие им по уровню способностей, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе.
б) Для видов программы, в которых результаты определяются судейским решением, и при проведении предварительных состязаний в рамках данных соревнований:
– для всех половых и возрастных групп распределите спортсменов в порядке убывания результатов, полученных по итогам предварительных соревнований;
– сгруппируйте как можно больше спортсменов так, чтобы наибольший и наименьший результаты в каждой из групп отличались друг от друга на как можно меньшую величину и чтобы количество участников каждой из групп было не больше восьми (8) человек;
– в случаях, когда наибольший и наименьший результаты в каждой
из групп значительно отличаются друг от друга: могут быть расширены рамки возрастной группы. В этом случае в рамках каждой возрастной группы спортсмены должны быть пере-группированы согласно результатам предварительных соревнова-ний и включены в новые дивизионы. Данная процедура должна выполняться до достижения максимальной близости между наи-большим и наименьшим результатом в каждом из дивизионов
или отдельные спортсмены могут быть включены в другие дивизионы, более подходящие им по уровню способностей, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе;
– менеджеры соревнований обладают полномочиями учитывать отклонения предварительных результатов спортсменов, достигнутых при менее благоприятных погодных условиях, от результатов финальных состязаний, достигнутых спортсменами при более благоприятных погодных условиях.
в) При проведении соревнований по видам программы, в которых не проводятся предварительные соревнования и результаты определяются судейским решением:
– порядок вынесения судейских решений не позволяет использовать при формировании дивизионов результаты предыдущих соревнований. При отсутствии результатов предварительных соревнований уровень навыков, продемонстрированных во время выступлений, является единственным критерием способностей спортсменов;
– во всех половых и возрастных группах необходимо определить спортсменов с равными уровнями способностей;
– если более чем восемь спортсменов данного пола и возраста обладают примерно равным уровнем способностей, их необходимо распределить по дивизионам, в каждом из которых должно быть не менее трех и не более восьми спортсменов.
Командные виды спорта
Действие 1: разделите команды по половому признаку.
Разделите команды на две группы по половому признаку. Женские команды должны участвовать в соревнованиях против женских команд, а мужские команды – против мужских команд. Допускается участие смешанных команд, которые должны состязаться с другими смешанными командами или, при их недостатке, с мужскими командами.
Команды должны соревноваться против идентичных по половому признаку команд, за исключением случаев, когда в соревнованиях участвует только одна женская или мужская команда. Данная команда должна быть включена в дивизион с командами другого пола, однако близкими по возрастному признаку и уровню способностей.
Действие 2: разделите команды по возрастному признаку.
Принадлежность команды к данной возрастной группе определяется возрастом старшего игрока команды на дату открытия соревнований.
Разделите женские и мужские команды по следующим возрастным группам: до 15 лет; от 16 до 21 года; от 22 лет и старше. Дополнительная возрастная группа может быть сформирована при наличии достаточного количества команд в возрастной группе «22 года и старше».
Каждая команда должна соревноваться только с командами, входящими в определенную возрастную группу.
Действие 3: разделите команды по уровню способностей.
1. В рамках всех соревнований по командным видам спорта должны использоваться тесты оценки навыков, разработанные для каждого из видов спорта, и должны проводиться предварительные соревнования, позволяющие определить уровни способностей участвующих команд.
В Спортивных правилах Специальной олимпиады представлено описание тестов оценки навыков для каждого вида спорта и дополнительная информация об оценке команд для разделения на группы.
Сгруппируйте команды по уровням способностей, основываясь на результатах тестов оценки навыков и итогах предварительных соревнований.
Сформируйте дивизионы из не более чем восьми команд посредством разделения команд каждого уровня способностей по возрастному признаку.
В рамках каждого уровня способностей возможно совмещение возрастных групп для формирования дивизионов.
Если в соревнованиях участвуют только две мужские или женские команды, то эти команды должны соревноваться между собой.
Если в соревнованиях участвует только одна команда данного уровня способностей или данной возрастной группы, то она должны быть включена в дивизион с другими командами вне зависимости от возрастной группы и уровня способностей.
Выравнивание результатов соревнований
Виды программы, измеряемые временем или иными объективными показателями
В отношении видов программы, измеряемых временем или иными объективными показателями, при распределении спортсменов для финальных соревнований должны применяться улучшенные результаты, представленные главным тренером или достигнутые по итогам предварительных соревнований.
Дисквалификации подлежит любой спортсмен, финиширующий в ходе финальных соревнований с результатом на 15% лучше результата предварительных соревнований или заявленного результата.
Виды программы, оцениваемые судейским решением
В отношении видов программы, оцениваемых судейским решением, при распределении спортсменов для финальных соревнований должны использоваться наилучшие результаты выступлений, полученных в ходе предварительных соревнований или представленные тренерами до начала соревнований.
Окончательный результат определяется сложением 25% результата разделения на группы и 75% результата финальных соревнований.
Подробно рассмотренный порядок формирования дивизионов позволяет более глубоко понять философию и основную идею Специальной олимпиады.
В заключение приведем регламентированные Правилами SOI обязанности участника соревнований, тренера и менеджера.
Обязанности участника соревнований
Каждый спортсмен должен подчиняться духу и букве Правил и отвечать за соблюдение правил спортивного поведения. Спортсмены, которые не ведут себя соответствующим образом или позволяют себе оскорбительные действия или высказывания в отношении других спортсменов, тренеров, добровольцев, противников, официальных представителей и/или зрителей, могут быть дисквалифицированы и не допущены до дальнейшего участия в соревнованиях.
Спортсмены, не соблюдающие правил честной борьбы и не прилагающие максимальных усилий во всех предварительных и/или финальных состязаниях, дисквалифицируются и не допускаются до участия в дальнейших соревнованиях по решению соответствующего Комитета по спортивным правилам, действующего в рамках соревнования.
Охрана здоровья и обеспечение безопасности спортсменов должны быть основными приоритетами каждого тренера.
Тренер должен следовать духу и букве Правил и нести ответственность за постоянное соблюдение правил спортивного поведения. Тренеры, которые не ведут себя соответствующим образом или позволяют себе оскорбительные действия или высказывания в отношении других спортсменов, тренеров, добровольцев, противников, официальных представителей и/или зрителей, не допускаются к исполнению своих обязанностей.
Тренеры должны быть осведомлены обо всех существующих правилах Специальной олимпиады и правилах международных федераций по видам спорта и должны осуществлять подготовку своих спортсменов согласно данным правилам.
Тренеры должны обеспечивать участие спортсменов в тех видах программы, которые соответствуют уровню способностей спортсмена и способствуют развитию его потенциальных возможностей.
Тренеры должны быть честными и рекомендовать спортсменам прилагать максимум усилий в рамках предварительных и/или финаль-ных соревнований; в противном случае тренер будет отстранен от ис-полнения своих обязанностей решением соответствующего Комитета по спортивным правилам, действующего в рамках соревнований.
Тренеры команд должны обеспечивать участие в каждой игре членов команды различных уровней способностей.
Тренеры должны быть уверены, что полученные результаты тестирования и результаты предварительных или квалификационных выступлений с точностью отражают способности спортсменов. Если по какимлибо причинам эти результаты, по мнению тренера, не являются адекватными, то тренер обязан сообщить об этом менеджеру соревнований.
Тренеры команд должны нести ответственность за соблюдение правил разделения на дивизионы для каждых соревнований и за сообщение менеджеру соревнований о неверном разделении на дивизионы.
Обязанности менеджера соревнований
Менеджеры соревнований должны обеспечивать проведение соревнований по полному спектру видов программы с целью обеспечения создания всем спортсменам максимально полных возможностей для участия в соревнованиях.
Менеджеры соревнований должны организовывать и проводить соревнования согласно принципам Специальной олимпиады, в соответствии с духом и буквой Правил.
Менеджеры соревнований должны соблюдать принципы разделения спортсменов на дивизионы.
Менеджеры соревнований должны дисквалифицировать тренеров, спортсменов или команды, не соблюдающих соответствующие требования вида спорта и порядок разделения на дивизионы.
Большинство видов адаптивного спорта и нозологических групп занимающихся используют традиционную модель соревновательной деятельности (гл. 13.). К ним относятся лица, участвующие в тренировочной и соревновательной деятельности по программам паралимпийского, сурдлимпийского движений и программам Международной спортивной организации INAS-FID (лица с поражением интеллекта).
Самой главной отличительной чертой процесса подбора средств и методик обучения двигательным действиям и развития физических ка-честв и способностей занимающихся в этом случае является нацелен-ность на достижение максимально возможного результата, что и опре-деляет основные критерии для подбора средств, методических приемов, технологий обучения и физического совершенствования.
Нацеленность на конечный спортивный результат определяет всю стратегию процесса обучения – максимально возможное исключение из этого процесса двигательных ошибок, переучиваний, перестроек ритмоскоростной основы формируемых двигательных действий.
Для реализации этой стратегии необходимо исходить из основных установочных положений теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом (см. гл. 3). Прежде всего это касается таких положений, как:
– количественное определение оптимальной техники выполнения действия, обеспечивающей воспроизведение планируемого результата, а также диапазона возможной ее вариативности;
– определение содержания эталонной ориентировочной основы действия (образа системы условий, которые необходимы занимающимся в процессе его выполнения);
– сопряжение процессов обучения двигательным действиям и развития и совершенствования физических качеств и способностей (под
бор тренировочных упражнений с максимально возможным соблюдением критериев их динамического соответствия основному соревновательному упражнению);
– подбор соответствующих тренажеров и технических средств срочной информации о выполняемых действиях занимающихся;
– применение особой структуры процесса формирования двигательного действия, введения в этот процесс таких этапов, как этап формирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок.
Поскольку перечисленные положения подробно рассмотрены в главе 3 учебника, здесь будут отмечены лишь те моменты, которые не упоминались прежде.
Одним из самых сложных для реализации на практике положений является требование количественного определения техники выполне-ния двигательных действий применительно к действиям по управлению техническим средством передвижения спортсмена-инвалида. Дело в том, что оптимальное взаимодействие с коляской (например, для гонок), санками (для лыжных гонок) и т.п. зависит от особенностей конструк-ции самого технического средства и индивидуальных параметров спорт-смена – его веса и массы инерционных характеристик; уровня развития скоростно-силовых качеств и специальной выносливости; длины рук, строения кисти и пальцев рук и целого ряда других факторов.
Поэтому количественное определение оптимальной для каждого спортсмена техники выполнения соревновательного упражнения, свя-занного с управлением техническим средством, без участия научного сотрудника крайне затруднительно.
Однако в качестве практической рекомендации тренерам можно предложить использование средств оптической регистрации (кино- или видеосъемка) различных способов выполнения соревновательного уп-ражнения с регистрацией времени преодоления дистанции заданной длины и доступных методов как качественного, так и количественного биомеханического анализа движений.
Важнейшим условием минимизации двигательных ошибок является включение в ориентировочную основу действия ключевых моментов взаимодействия спортсмена с приводами технического средства передвижения.
Главная сложность здесь состоит в том, чтобы правильно определить направленность и концентрацию сознания – на собственные действия спортсмена или на какие-либо части этого технического средства.
Предварительные исследования этого вопроса (С.П. Евсеев, 2004) показали, что одним из эффективных способов управления движения-ми при взаимодействии с перемещающимся вместе со спортсменом тех-ническим средством является концентрация сознания на действии зве-на в точке его взаимодействия с техническим средством и дальнейшее переключение внимания на само техническое средство, что должно повторяться в каждом цикле движения.
Очень сложной задачей является формирование ориентировочной основы действия у незрячего спортсмена.
Главными приоритетами в данной работе должно быть формирование «звуковой картины» будущего двигательного действия, основанной на взаимодействии со спортсменом-лидером. Причем эта картина должна быть «вплетена» в так называемый проприорецепторный 1 образ техники выполнения упражнения, при формировании которого ведущую роль играют императивные способы представления движений (метод пассивных движений; тренажеры, управляющие суставными движениями; механические ограничители движения; всевозможные направляющие траектории отдельных звеньев и всего тела спортсмена и т.п.).
При развитии физических качеств и способностей занимающихся важнейшим условием, определяющим эффект всей тренировки, явля-ется правильный подбор средств и методов физического совершенство-вания. Ориентация тренера и самого занимающегося на применение принципа сопряженного воздействия в подборе тренировочных упраж-нений для развития специальных физических качеств предполагает чет-кое соблюдение критериев соответствия основного (соревновательно-го) и тренировочного (используемого для развития и совершенствова-ния физических качеств и способностей спортсмена) упражнений.
К таким критериям соответствия относятся (Ю.В. Верхошанский, 1970, 1977 и др.):
– амплитуда и направление движения;
– акцентируемый участок рабочей амплитуды движения;
– величина динамического усилия;
– быстрота развития максимума усилия;
Таким образом, главной проблемой сопряженного совершенство-вания технико-физической подготовки становится проблема отбора специальных упражнений, адекватных задачам технической подготовки. В таких упражнениях развитие физических качеств (в соответствии с ве-дущим качеством) следует осуществлять в соответствии с теми струк-турно-функциональными условиями, в которых эти качества должны проявляться в целостном спортивном упражнении. Иначе говоря, бла-годаря четкому сопряженному совершенствованию двигательной функ-ции должны осуществляться не только нужные морфологические и функциональные перестройки, обусловливающие особенности разви-тия двигательных качеств, но и формирование специальных механиз-мов межмышечной координации, соответствующих требованиям мо-делируемой части двигательного акта.
По существу, процесс отбора таких упражнений имеет все черты структурно-функционального моделирования основных фаз целостного двигательного акта с возможно большей степенью подобия пространственных, силовых и временных характеристик (В.М. Дьячков, 1972).
Из сказанного следует, что, согласно принципу сопряженного воздействия, тренировочные средства должны способствовать не только развитию необходимых качеств и способностей, но и умению исполь
1 Проприорецепторы – это чувствительные нервные окончания, расположенные в мышечно-суставном аппарате: мышцах, связках, суставных сумках.
зовать их в двигательной структуре соревновательного упражнения. Естественно, что реализация принципа сопряженного воздействия возможна только на основе принципа динамического соответствия, который обеспечивает подбор необходимых для этого средств по рассмотренным выше критериям.
В процессе развития физических качеств и способностей занимающихся они получают значительную нагрузку. Правильное планирование и неизбежная корректировка этой работы немыслимы без постоянной оценки физической работоспособности спортсменов.
Существует много способов оценки физической работоспособнос-ти человека, однако принципиальные трудности возникают в случае такой оценки у лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, особенно с врожденными или приобретенными ампутациями конеч-ностей. Особое значение приобретают исследования и оценка физичес-кой работоспособности в тех видах деятельности, где инвалид сохранил либо частично утратил свою функциональную самостоятельность. Ины-ми словами, в адаптивном спорте наиболее перспективны функцио-нальные пробы со специфическими физическими нагрузками.
На рис. 1 показано устройство дозирования физических нагрузок инвалидов, утративших нижние конечности (УДФНИ УНК), а на рис. 2 – перемещение инвалида-ампутанта при помощи мускульной силы рук по наклонной плоскости, высота одного края и, соответственно, угол наклона которой регулируются в соответствии с антропометрическими данными испытуемых, их полом, возрастом, уровнем ампутации одной или двух конечностей.
Основная заслуга авторов учебно-методических рекомендаций состоит в том, что они разработали технологию проведения модифицированных проб Мартинэ, Гарвардского степ-теста (ГСТ) и теста PWC (Physical Working Capacity) и соответствующих оценок физической работоспособности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (с ампутациями нижних конечностей) при выполнении специфической для адаптивного спорта нагрузки.
Занятия по адаптивному спорту относятся к системе дополнительного образования детей, в учреждениях которой их целесообразно проводить.
Несмотря на отсутствие нормативно-правовой базы организации занятий адаптивным спортом на федеральном уровне, в целом ряде субъектов Российской Федерации уже действуют детско-юношеские спортивно-адаптивные школы для детей с отклонениями в состоянии
2 Храмов В.В., Кобзев Ю.А. Методы изучения и оценки физической работоспособности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учебнометодические рекомендации. – Саратов: Изд-во СГМУ, 2003. – 19 с.
здоровья и детей-инвалидов. Такие учреждения, реализующие дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности (с незначительными расхождениями в названии), функционируют в Красноярске, Уфе, Воронеже, Костроме, Саратове, Туле и других городах Российской Федерации.
В настоящее время подготовлены и изданы Типовые программы по ряду видов спорта, которые могут быть положены в основу предвари-тельного проектирования учебно-воспитательного процесса в адаптив-ном спорте для организаций и учреждений, занимающихся с детьми с отклонениями в развитии по плаванию (2002) (авторы Н.А. Сладкова, Ю.А. Назаренко, С.А. Борисовская, Т.М. Гаврилова, Р.А. Толмачев); по лыжным гонкам (2002) (Н.А. Сладкова, Н.В. Астафьев, Т.М. Гаврилова, Р.А. Толмачев); по настольному теннису (2003) (Н.А. Сладкова, С.А. Борисовская, Т.М. Гаврилова, О.Д. Денисова, М.О. Лянной); по футболу (2003) (А.М. Барамидзе, Н.А. Сладкова) и Типовой план-проспект учебной программы для физкультурно-спортивного клуба инвалидов (2003) (автор-составитель Н.А. Сладкова).
Данные программы следует рассматривать как важный базис внедрения педагогических технологий в перечисленных видах адаптивного спорта.
17.2. Виды адаптивного спорта с нетрадиционной моделью соревновательной деятельности Специальной олимпиады
Как отмечалось в главе 13, основная деятельность по программе Специальной олимпиады направлена преимущественно на социализа-цию детей и взрослых с поражением интеллекта, их интеграцию в об-щество. Поэтому тренировочные занятия и соревновательная деятель-ность здесь выступают в большей степени как повод, условия, среда, с помощью которых и осуществляется эта социализация.
Поскольку значимость самого спортивного результата в соревнова-тельной модели Специальной олимпиады существенно меньше, чем в традиционной модели, меняются здесь и приоритеты целей как про-цесса обучения двигательным действиям, так и процесса развития фи-зических качеств и способностей занимающихся. В данном случае ос-новная целевая установка и преподавателя, и занимающегося замыка-ется на процесс достижения результата, а не сам результат. Ведь имен-но в процессе обучения или развития физических качеств происходит интеллектуальное развитие ребенка и взрослого, их общение с педаго-гом и сверстниками, вхождение в социум и даже завоевание своего со-циального пространства. Причем чем в более раннем возрасте органи-зована работа по тренировке умственно отсталых детей, тем больше шансов добиться положительной динамики как в умственном, так и физическом их развитии.
Поскольку к соревновательной деятельности по официальным видам спорта Специальной олимпиады допускаются дети с 8-летнего возраста, то тренировочные занятия с ними целесообразно начинать с 6–7-летнего возраста.
Большинство детей этого возраста владеет рядом базовых навыков, характерных для обычных детей, но их действия более напряжены, менее естественны и ловки. Они ходят, бегают, карабкаются, многие умеют одеваться, пользоваться туалетом, питаться. Однако более сложными моторными навыками овладевают с большим трудом. У детей с умственной отсталостью может отсутствовать координация процесса планирования и выполнения двигательного действия.
Перед началом занятий целесообразно провести тестирование детей и разделить их на подгруппы в зависимости от уровня развития физических способностей:
– с низким уровнем развития двигательных умений;
– с отклонениями в принятии поз;
– с недостатками зрения;
– с ограниченными физическими возможностями;
– физически ослабленных, нуждающихся в постоянной помощи, поддержке, сопровождении. Это необходимо для более конкретного планирования тренировочных занятий.
В качестве способов побуждения ребенка к деятельности необходимо использовать: физическое воздействие (физическую помощь и страховку), наглядную демонстрацию (показ упражнения), словесную корректировку, побуждение средой обучения, подражание, побуждение игрой (Е.А. Гусева, Г.Н. Голоухова, 2001).
Занятия адаптивным спортом необходимо строить таким образом, чтобы содействовать развитию у учащихся внимания, памяти, мышления, пространственных и временных ориентировок, дисциплинированности, навыков культурного поведения.
Целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей: усво-ение названий движений и исходных положений, запоминание комби-наций упражнений, различение движений по темпу, объему, усилию, плавности и др.
На занятиях следует широко применять упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. Такими упражнениями являются, например, метание в цель, подбрасывание и ловля мяча, бросание его о пол, о стенку с таким условием, чтобы он отлетел на заданное расстояние, перебрасывание и ловля мяча в шеренгах, прыжки на точность приземления, упражнения в равновесии; игры, требующие пространственной и временной точности движения.
При планировании занятий необходимо учитывать возможность проведения их на свежем воздухе, использование сезонных условий и т.п.
Однако, пожалуй, главной отличительной особенностью построения процесса обучения двигательным действиям детей с поражениями интеллекта является использование предметных действий как приема и побуждения их к двигательной активности, концентрации внимания на способе выполнения задания.
В работе Д.Н. Рюмкина, А.Г. Скопинцева (1999) систематизированы спортивные снаряды, приспособления, в том числе нестандартные, для занятий с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Они представлены в табл. 1 и в описании.
Деревянные чурбачки (диаметром 20 см, высотой 5–10 см) исполь-зуются для спрыгивания, перешагивания, ходьбы. Можно выполнять на них некоторые общеразвивающие упражнения; прокатывать их; ис-пользовать в качестве цели при метании мяча; применять в строитель-ных и подвижных играх. Если одну сторону чурбачка сделать овальной, то его удобно использовать для упражнений в равновесии. Возможны варианты чурбачков в сочетании с обычной доской длиной до 100 см и шириной 10–15 см.
Перечень спортивного оборудования для детей, позволяющего выполнять предметные двигательные действия
Флажки цветные 20–30
Платочки цветные 20–30
Ленты разноцветные длина 25–30 50 длина 50–60
Кегли или булавы высота 25–20 12–15
Кубики (деревянные 20–30
Мячи резиновые диаметр 6–8 10–15 диаметр 20–25
Мячи надувные диаметр 40 2
Обручи диаметр 100–160 4–6 диаметр 55–65
Мешочки с песком длина 10–12, ширина 6–8, 10–15 масса 150–200 г
Мешочки с песком масса 400 г 8
Шишки еловые (сосновые) – 20–30
Шнуры короткие плетеные длина 75 30
Кубы с отверстиями 4–6
на высоте 5 см от основания
Ковровая дорожка длина 400/600/800 1–2
Дорожка из клеенки длина 200/250; 1 ширина 35, 30, 25
Стойки высота 150; 2 расстояние между зубцами 5; глубина зубцов 2–3
Гимнастическая доска длина 20–250; ширина 30–25; 1–2 толщина 3–5
Наклонная доска длина 200–250; ширина 30–25 2 (одна доска на конце приподнята на 10–15 см от пола, другая – на 20–25 см)
Стойка с обручами для метания в цель
высота 120–130; диаметр обруча 50 и 40
Корзинка-сетка для метания в цель
высота 50; диаметр 70–100
высота 150; ширина пролета 100; расстояние между перекладинами 12–15; диаметр перекладины 2
Палки круглые или овальные (деревянные)
диаметр 1,5–2; длина 150/200/250
Движения с чурбачками – катание и бег за ними, вращение на месте, движения на дорожке из чурбачков (ходьба прямо, боком, змей-кой между предметами, с перешагиванием и перепрыгиванием через чурбачки), использование в качестве цели при метании мешочков; ла-занье на четвереньках, ставя ступни и ладони на чурбачки.
Учить детей строить дорожки из чурбачков (сплошные, с промежутками) в сочетании с досками (положив доску на 2 чурбачка, проложив дорожку несколькими чурбачками, положенными в ряд), выполнять на них разные виды ходьбы, бега, прыжков.
Цели для метания из плотного полотна длиной 1,5–2 м, шириной 60 см. На полотно нашивают три цветных круга диаметром 50 см. На продольных сторонах закреплены колечки, чтобы протянуть через них
Рис. 3. Полотно с целями для метания
два шнура (лучше резинку). Хранят свернутыми в рулончик, чтобы не испортить внешний вид (рис. 3).
Кольца, выпиленные из ствола дерева с дуплом (любого размера), используются в ходьбе, прыжках, общеразвивающих упражнениях, для прокатывания, бросания.
Мешочки из плотной ткани, наполненные горохом (10Ч10 см), для ходьбы (предупреждение плоскостопия), бросания, перекидывания с ладони на ладонь. Дети также строят из них башенки.
Мягкие кирпичики (20Ч30Ч10 см). Изготовляются из моющейся тка-ни и поролона. Удобны для всех видов движений и игр.
«Обруч» из каната (толщиной 3,5–4 см, диаметром 1–1,5 м). Мягкое колечко (толщиной 4–5 см, диаметром 16–20 см). Несколько таких коле-чек (5–6), разложенные вдоль, служат дорожкой для ходьбы босиком. Колечко используется как подставка для мяча (чтобы не укатывался). Закрепленные на стене колечки используются в качестве целей для по-падания в них маленькими мячами. Могут служить кольцебросом (не со-здают шума).
Легкие деревянные лестницы длиной 1 м, шириной 50 см. Положив их на пол, дети упражняются в равновесии, перешагивании; поставив одним боком к полу – пролезают через них. Применяют в строительных играх, в играх с куклами (рис. 4).
Мячик на резинке (диаметр 5–6 см) шьется из ткани: через центр протягивается резинка, либо прочно пришивается обычная бельевая резинка к поверхности мячика.
Плоскостные пособия (из клеенки и других моющихся материалов): дорожка с изображением стоп ног для обучения правильной ходьбе; круги (диаметром 10–30 см); квадраты. Они используются в качестве зрительных ориентиров. Круг диаметром 1 м с изображением спиральной линии по центру применяется при ходьбе, прокатывании мяча.
Рис. 5. Дорожка-«топожка»
Деревянные табуреты высотой 15 см. Дети строят из них мостик (сплошной или с расстоянием), ходят по ним, спрыгивают, перешаги-вают. Они строят из табуретов дом для кукол, применяют в качестве стула, кровати в играх с куклами. Перевернутый табурет служит мише-нью при метании.
Дорожка-«топожка» (так ее называют дети) (рис. 5). Два парусино-вых полотна длиной до 100 см и шириной 20–25 см сшиваются с двух узких и одной длинной сторон, прострачиваются отсеки. В некоторые из них с непростроченной стороны вшивают молнию (можно делать зас-тежки из пуговиц или липучей ленты), а затем вкладывают мешочки с горохом, камушками, песком, в некоторые отсеки пришивают петли из бельевой резинки, чтобы можно было вставить круглые и четырех-гранные палочки. Хранят дорожку в свернутом виде.
«Карусель». К палочке длиной 25–30 см прикрепляют круг из фанеры, к которому привязывают 8–12 разноцветных лент длиной 2 м. Используется для подвижных игр.
«Разноцветный дождик». В шесте длиной 2 м и диаметром 3 см просверливают отверстия, в которые продевают разноцветные ленты, сложенные пополам.
Варианты использования различны: воспитатель подвешивает шест выше поднятых вверх рук детей, предлагает встать на носки, достать ленты; педагог держит шест в руках, убегает от детей, предлагая каждо-му догнать свою ленту (количество играющих по количеству лент). За-дание считается выполненным, если ребенок сумел вытянуть ленту из отверстия; шест кладется на пол, ленты аккуратно раскладываются параллельно. Дети перешагивают, перепрыгивают, переползают их.
Три «дорожки» (четыре, пять) из цветных шнуров длиной 8–10 м. Шнуры закрепляются на двух длинных палках на расстоянии 40–50 см друг от друга. Применяются при обучении прыжкам, бегу, ходьбе, лазанью, в подвижных играх, в играх с куклами. Можно закрепить их вертикально в специальных стойках или привязать к двум стульям (рис. 6).
На рис. 7 показаны варианты выполнения предметных действий с помощью описанного спортивного инвентаря и приспособлений.
Рис. 6. Дорожка из цветных шнуров
Рис. 7. Варианты выполнения предметных действийс помощью вспомогательных приспособлений и инвентаря
Все эти и ряд других предметных действий целесообразно использовать как основу деятельности для обучения движениям и развития физических качеств и способностей детей с поражением интеллекта.
Для непосредственного руководства тренировочным процессом по конкретным видам спорта необходимо использовать серию учебно-методических материалов, подготовленных Международной организацией Специальная олимпиада для каждого летнего и зимнего вида адаптивного спорта.