в чем специфика педагогической деятельности
Цель, средства, виды и специфика педагогической деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цель и средства педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, содержание которой включает в себя процессы воспитания, обучения, образования и развития учащихся.
Под учащимися в определении понимаются дети разных возрастных категорий, от дошкольников до студентов высших учебных заведений и заведений дополнительного образования. Кроме того, в качестве учащихся могут выступать взрослые люди, которые получают образование, повышают квалификацию и т.д., то есть принимают участие в образовательном процессе.
Предмет педагогической деятельности – процесс взаимодействия педагога с учащимися, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков и опыта практической деятельность.
В качестве субъектов педагогической деятельности выступают все его участники – педагоги, родители, учащиеся и т.п.
Объект педагогической деятельности – тот, на кого оказывается педагогическое воздействие (воспитание, обучение, развитие и т.п.).
Важным условием эффективной организации педагогической деятельности является потребность субъекта в развитии и устранении возможных причин, мешающих ему. Именно потребность подталкивает субъекта к получению новых знаний, расширению кругозора, овладению умениями и навыками и т.д.
Основной целью педагогической деятельности является организация эффективного процесса приобщения человека к культурным ценностям и формирование разностороннее развитой и полноценной личности.
Достижение цели педагогической деятельности достигается посредством решения ряда задач:
Готовые работы на аналогичную тему
Большое значение в педагогической деятельности имеют внешние и внутренние мотивы.
Внешние мотивы – желание личностного и профессионального роста.
Внутренние мотивы – формирование качеств, необходимых для социализации в современном обществе.
Средства педагогической деятельности:
Все средства педагогической деятельности обязательно должны быть в арсенале педагога, только в этом случае можно будет достичь ее основной цели.
Виды педагогической деятельности
Традиционно выделяют два вида педагогической деятельности:
Отличие между воспитанием и преподаванием заключается в различных целях, стоящих перед ними.
Целью воспитания является изменение сознания учащихся в лучшую для общества сторону, усвоение ими норм морали и правил поведения в социуме.
Цель преподавания – изменение в интеллектуальной сфере учащихся, получение ими основных знаний, необходимых для формирования общей картины мира, получение умений и навыков их применения, а также опыта практической деятельности в повседневной жизни.
Кроме разности в целях, воспитание и преподавание имеют ряд характерных отличительных черт.
Преподавание реализуется в строго ограниченных временных рамках (урок, учебный год, полугодие и т.д.) и на основании государственных стандартов образования (четкие нормативы контроля достижения целей образования).
Воспитание осуществляется не только в рамках специально организованного воспитательного процесса, но и в рамках различных форм обучения (во время занятий, экскурсий, разнообразной деятельности и т.д.). Результаты воспитания оценить и измерить намного сложнее, так как не всегда его можно выразить в конкретных показателях.
Процесс воспитания и преподавания находятся в тесной взаимосвязи и направлены на формирование гармоничной и полноценно развитой личности.
Специфика педагогической деятельности
Специфика педагогической деятельности отражена в ее цели, задачах, функциях, результатах, особенностях труда педагогических работников и процессе взаимодействия ее участников.
Кратко специфику педагогической деятельности можно представить следующим образом:
Цель педагогической деятельность – формирование личности человека.
Результат педагогической деятельности – личность, способная продуктивно и успешно реализовать себя в современном обществе.
Функции педагогической деятельности:
Характер педагогической деятельности:
Взаимодействие педагога с учащимися – включает в себя управление процессом образования, удовлетворение учащихся в новых знаниях и умениях, организацию эффективного педагогического общения с учащимися.
Особенности педагогической деятельности
Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
1. Объект педагогической деятельности — индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив — активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.
2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.
Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.
3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.
4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.
5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.
6. Педагогическая деятельность — это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.
7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.
Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента; конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельности учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.
Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.
Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. На основе анализа профессиональных функций учителя он выделяет 8 основных взаимосвязанных компонентов-функций педагогической деятельности: информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую.
А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он представил организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.
И. Ф. Харламов среди множества видов деятельности выделяет следующие взаимосвязанные виды деятельности: диагностическую, ориентационно-прогностическую, конструктивно-проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно- стимулирующую, аналитико-оценочную, исследовательско-творческую.
Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.
Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, иначе говоря, в прогнозировании конечного результата.
Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.
Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.
В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи.
Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т.е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс.
Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.
Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.
Педагогическое общение (Кан-Калик) – это система взаимодействия педагога и детей, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает активатором этого процесса, организует его и управляет им.
Исходя из данных определений, можно выделить три основные черты (стороны) общения: — коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Важно отметить единство и взаимосвязь всех трех сторон, их гармония.
При всем разнообразии педагогических ситуаций принято выделять три вида педагогического общения
1 Социально-ориентированное (лекция, выступление по радио, телевидению), где говорящий выступает как представитель общества, коллектива, группы, а задача, которую он решает – есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, развивает или изменяет их убеждения, установки. В таком общении непосредственно реализуется общественные отношения, организуются социальные взаимовлияния.
2 Групповое предметно ориентированное общение включается в коллективный труд и непосредственное его обслуживание, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Задача, решаемая в этом виде общения, тоже социальная, предмет и цель такого общения — организация коллективного взаимодействия в процессе труда, в нашем случае учебного труда.
3. Личностно ориентированное общение – общение одной личности с другой, это исходная клеточка общения, она м.б. различной: деловые, направленные на совместную деятельность, и по сути совпадать с предметно-ориентированной, м.б. выяснение личных отношений и не иметь никакой связи с деятельностью.
По В.А. Канн-Калику структура процесса профессионального- педагогического общения включает:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Часто само общение учителя с учащимся представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога.
Что же необходимо учителю на каждом из этапов?
Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.
Этап «коммуникативной атаки», говорит сам за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.
На этапе управления общением необходимо умение поддержать инициативу школьников, организовать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПАНЕНТЫ
Сущность и специфика педагогической деятельности.
Понятия «учитель» и «педагог», обозначающие лиц, занимающихся педагогической деятельностью, часто употребляют как синонимы, хотя спектр значений, которые вкладываются во второе из них, значительно шире. Учителем обычно называют педагога общеобразовательной школы, преподающего один или несколько учебных предметов.
Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.
По социальному статусу педагогов подразделяют на два вида:
а) профессионалы, т.е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку;
б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях.
К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т.д., чьи знания и опыт становятся достоянием других».
Можно ли называть педагогической деятельность человека, который обучает и воспитывает других, не занимаясь ею профессионально? Очевидно, да, поскольку потребность быть учителем, воспитателем может возникнуть у любого взрослого человека на определенной стадии его личностного и профессионального развития. Перефразируя известное библейское изречение, можно утверждать: «Есть время собирать зерна мудрости и есть время разбрасывать. Есть время копить и есть время отдавать. Есть время ученичества и есть время учительства».
Недаром смысл, который мы вкладываем в понятие «учитель» значительно шире, чем наименование человека, занимающегося педагогической деятельностью профессионально. Учителем для каждого из нас может стать любой человек, взаимодействие с которым оставило глубокий след в нашей душе, жизни, научило нас чему-либо, побудило к изменению и личностному росту. Однако, педагогическая деятельность не всегда есть там, где возникает взаимодействие между двумя людьми, ведущее к изменению и развитию одного из них, так как зачастую такое взаимодействие происходит стихийно в ходе общения и другой деятельности, и осознается лишь тем, на кого оно повлияло, да и то с течением времени. Недаром существуют мудрые слова: «Учитель приходит к тому, кто готов к ученичеству»
Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося. Если родители, мастер на производстве и любой другой специалист ставят перед собой данные цели и организуют процесс педагогического взаимодействия, то их деятельность вполне можно назвать педагогической. Для обозначения вида профессиональной деятельности, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников, существует более точное название – профессионально-педагогическая деятельность. Под понятием «педагогическая деятельность» мы будем иметь в виду в дальнейшем именно данный вид деятельности.
Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.). Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития. Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся.
Объект — тот, кого воспитывают, формируют как личность. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности. Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив — её причину (почему или для чего делать?). Общая цель педагогической деятельности — приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности.
Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают:
— теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература;
— наглядность, ТСО. Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
1) знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
2) научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
3) педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
4) высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд. В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н. В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности.
В рамках этой модели выявляется пять структурных составляющих:
1) субъект педагогического воздействия;
2) объект педагогического воздействия;
3) предмет их совместной деятельности;
5) средства педагогической коммуникации.
Указанные компоненты составляют систему.Ни один компонент невозможно убрать или заменить на иной или на совокупность других составляющих.Чтобы задать систему, необходимо выявить ее элементы и определить совокупность связей между ними. В данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга. Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н. В. Кузьмина определила структуру деятельности учителя.
В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов:
2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.
5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.
Все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя. Представленные компоненты взаимосвязаны и в значительной степени пересекаются. Продумывая построение и ход урока, преподаватель обязательно должен иметь в виду и то, с какого занятия придут на этот урок его ученики. Необходимо учитывать и характер и личные проблемы каждою из них (ведь не стоит вызывать к доске ребенка, расстроенного домашними неприятностями, а басня, пополам с хохотом прочитанная самым смешливым из класса, может сорвать урок). Так связаны между собой гностический и организаторский компоненты.
В педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий и диагностирующий.
1. Презентативная функция состоит в изложении студентам содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.
2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у студентов интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.
3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих студентов.
4. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Виды профессионально-педагогической деятельности Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить еще и методическую работу.
Преподавание – это вид деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью. Преподаванием занимается преимущественно преподаватель теоретического обучения, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Преподавание осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Логику преподавания можно жестко запрограммировать. Мастер производственного обучения решает задачу вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предопределить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.
Хороший мастер производственного обучения не только передает свои знания учащимся, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. Только мастер, знающий и любящий свое дело, может привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.
Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.
Производственно-технологическая деятельность. Мастер производственного обучения занимается разработкой технической и технологической документации, выполнением производственных работ. Выполнение этой деятельности занимает у педагога профессиональной школы достаточно заметное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и мастерских, знакомстве с научно-технической информацией, участии в научно-технических обществах, руководстве техническим творчеством.
Проектировочная деятельность включает постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения.
Конструктивная деятельность предполагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т.д. Для успешного выполнения этих видов деятельности педагогу необходимы соответствующие способности и умения.
Эти компоненты (функциональные виды) педагогической деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной деятельности как основных видов педагогической деятельности, осуществляемых в процессе образования учащихся.
К профессиональным функциям педагога относятся: образовательная (воспитательная, обучающая), конструктивная, коммуникативная, организаторская, стимулирующая, исследовательская, коррекционная.
Образовательная функция реализуется через информационную (учитель транслирует ту или иную информацию), развивающую (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.п.), ориентирующую (педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.п.) функции.
Коммуникативная функция выражает сущностную характеристику педагогической деятельности, так как она невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.
Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т.д.
Стимулирующая (мобилизационная) функция заключается в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т.п. Организаторская функция заключается в управлении деятельностью учащихся, которое предполагает и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность коллег, родителей, собственную деятельность.
Исследовательская функция реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, организовать и осуществить педагогическое исследование.
Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся. Все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга.