в чем специфика педагогических конфликтов
Специфика и особенности педагогических конфликтов
ТЕМА 3. Конфликты в образовательной среде
На конфликт смотрят сегодня, как на значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.
Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия на личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.
Поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии соответствующих знаний и умений.
Педагогический конфликт– форма проявления назревших и обострившихся педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между субъектами педагогического взаимодействия, обусловленного отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них, нуждающегося в своем конструктивном разрешении для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между ними.
Специфика и особенности педагогических конфликтов
1. Не всякий конфликт, возникающий в школе можно считать педагогическим, то есть имеющим прямое отношение к образовательному процессу. К педагогическим может быть отнесен только тот конфликт, который связан с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения или класса или отдельного субъекта образовательного процесса.
2. Значимость каждого конфликта может меняться – психологический климат между учителями может отразиться на детях.
3. Педагогические конфликты не должны переходить в рамки личных – это говорит о низком уровне профессионализма педагога.
4. В педагогическом конфликте две позиции: позиция педагога и позиция ученика, (которые в свою очередь могут быть субъективными – носить преимущественно тактический характер, и объективными – носить стратегический характер).
5. В педагогическом конфликте не может быть безнадежного прогноза, так как в системе «учитель – ученик» не существует соперников, цели их едины, но могут быть расхождения в способах достижения цели, что не исключает сотрудничества.
Специфика конфликтов в педагогическом процессе
Введение
Конфликты встречаются в таком социальном институте, как школа. Для большинства российских школ характерны конфликты разной интенсивности. Так как педагогическая сфера является совокупностью всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимо наличие благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих душевный комфорт для педагога, ученика и родителей.
Многочисленные публикации о проблемах современной школы часто отмечают, что главной ее бедой является отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, это и становится причиной конфликтов между педагогами и учениками, школой и семьей.
Исследование проблемы конфликтов в педагогическом процессе нашло отражение в трудах В.И. Андреева, А.Я. Анцупова, Е.М. Бабосова, Г.Л. Воронина, а также в статьях Козырева Г.И., Данакина Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанского В.И. и многих других педагогов и психологов. Но данная тема актуальна в силу своей многогранности и многоаспектности.
Таким образом, цель данной контрольной работы – это изучить понятие и сущность педагогического конфликта, причины его возникновения и методы разрешения.
Из цели вытекают следующие задачи:
· Изучить особенности, виды, типы и группы педагогических конфликтов;
· Изучить причины возникновения конфликтов в школе;
· Изучить способы и методы разрешения педагогических конфликтов;
· Изучить стратегии поведения в конфликтной ситуации в педагогическом процессе.
Специфика конфликтов в педагогическом процессе
Педагогическое общение – это коллективная система социально-психологического взаимодействия. При этом линии общения постоянно взаимодействуют, пересекаются, взаимопроникают друг в друга. В педагогической деятельности коллективность общения является не просто коммуникативным фоном деятельности, а важнейшей закономерностью педагогического общения.
Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» [5].
Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и в протесте ученика против несправедливости наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
В ходе педагогических ситуаций перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать особенности восприятия учеником сложившейся ситуации, причин его поступков[1, c.47].
Педагогические ситуации могут быть как простые, так и сложные. Простые учитель разрешает без встречного сопротивления учеников с помощью организации их поведения в школе. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: остановка драки, предупреждение ссоры между учениками, просьба о помощи в подготовке к уроку, участие в разговоре между учениками – для всего этого необходимо проявление находчивости.
В сложных ситуациях большое значение придается эмоциональному состоянию учителя и ученика, характеру сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влиянию присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности из-за непредсказуемости поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно [8].
Ученик испытывает трудности в каждодневном выполнении правил поведения в школе и требований учителей на уроках и переменах, поэтому естественно возникновение незначительных нарушений общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и многое другое.
Проявляя правильную реакцию на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность при оценке поступка часто может привести к ошибкам, вызвать возмущение у ученика из-за несправедливости со стороны учителя, и тогда происходит переход педагогической ситуации в конфликт.
Конфликты в педагогической деятельности могут надолго нарушить систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызвать у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.
Среди некоторых особенностей педагогических конфликтов стоит отметить:
· профессиональную ответственность учителя за педагогическое правильное разрешение ситуации: ведь школа выступает моделью общества, где учениками усваиваются социальные нормы отношений между людьми;
· различие в социальном статусе участников конфликтов (учитель-ученик), что и определяет разное поведение в конфликте;
· разницу в возрасте и жизненном опыте участников, которая разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
· присутствие других учеников при конфликте, что делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них, об этом всегда необходимо помнить учителю;
· профессиональную позицию учителя в конфликте, обязывающую его брать на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика как формирующейся личности;
· факт, что всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
· конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить [9].
Возможно выделение трех фаз протекания конфликта в педагогической ситуации:
Во 2 фазе – закономерная ответная реакция «соперника», от ее формы и содержания зависит исход конфликта;
Педагогические конфликты возможно разделить на три большие группы.
Первая группа – это мотивационные конфликты, возникающие между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своем основании мотивационный фактор, конфликтам этой группы свойственно разрастаться и в конечном итоге способствовать возникновению между учителями и ребятами неприязни, противостояния, даже борьбы.
Вторая группа – это конфликты, которые связаны с плохой организацией обучения в школе. Здесь можно выделить четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.
Первый период – приход в первый класс: сопровождается сменой ведущей деятельности с игровой на учебную, появлением новых требований и обязанностей, длительность адаптации может быть от 3 месяцев до 1,5 лет.
Четвертый конфликтный период – проявляется в окончании школы, выборе будущей профессии, конкурсных экзаменах в ВУЗ, начале личной и интимной жизни.
Третья группа педагогических конфликтов – это конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты, причиной которых становится субъективный характер, личностные особенности конфликтующих, их целевые установки и ценностные ориентации [4].
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. РАЗРЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.
Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются преподавателями без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения. Выявлению специфических признаков конфликтной ситуации в педагогическом процессе и эффективным средствам их разрешения посвящено это пособие.
Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. РАЗРЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Районный детско-юношеский центр» Олёкминского района Республики Саха (Якутия)
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.
РАЗРЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.
Горбунова Ольга Васильевна
г. Олёкминск 2016 г.
Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются преподавателями без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения
Выявлению специфических признаков конфликтной ситуации в педагогическом процессе и эффективным средствам их разрешения посвящено это пособие. На основе эмпирического материала к рассмотрению предлагаются потенциально конфликтогенные педагогические ситуации. Предложенный перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать преподавателей, психологов в многообразных ситуациях и конфликтах, возникающих в ходе учебного процесса.
Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них» (Психология — производству и воспитанию. — Л., 1977. — С. 212).
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185).
Виды педагогических ситуаций и конфликтов.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
— ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
— ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;
— ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.
Ситуации и конфликты деятельности.
Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.
Конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.
Ситуации и конфликты поступков.
Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.
Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель часто лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.
Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок.
Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.
Особенности педагогических конфликтов.
Среди них можно отметить следующие:
профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации;
участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
.всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов
В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в учебном заведении.
Наиболее частые причины конфликтов:
— малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
— свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
— учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
— оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
— учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
— немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;
— личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства.
Однако не следует считать, что психологический анализ разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь уменьшит число ошибок, которые допускают учителя, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.
Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения проблемы в возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной.
Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.
Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников. При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается ученик, кто менее симпатичен учителю (для женщин-учителей этот критерий более значим), а поэтому учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик остается виновным.
Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» ученика.
Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта. Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации — это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон выход из ситуации. Учитель при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.
Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
Содержательность и глубина анализа ситуации, предложенные варианты ее разрешения, прямо не зависят от стажа работы. Интерес к вопросам возрастной и педагогической психологии, интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из нее, умение построить собственное рациональное рассуждение по поводу возникшей ситуации — таковы основные слагаемые педагогически грамотного анализа.
По словам учителей, такой анализ помогает осмыслить собственный опыт выхода из ситуации, разрешения конфликтов, увидеть ошибки и просчеты в своем поведении и не повторять их, сваливая всю вину на учеников. Тем самым учитель учится принимать решения без лишних эмоций, уходя от традиционных мер воздействия. Это повышает его свободу выбора и профессиональное самоуважение.
Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуации:
— описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.); что предшествовало возникновению ситуации; какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке; ситуация глазами ученика и учителя; личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика; выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Второй вариант: описание ситуации и ее участники; определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт; что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.);какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; оценка; какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах; анализ своего поведения в ситуации и ошибки;
варианты отношений с учеником после конфликта.
Третий вариант: описание ситуации или конфликта; причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт; его динамика; смысл конфликта для каждого из его участников; психологический анализ отношений между участниками ситуации.
Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.
Что говорить? Как говорить? При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.
С одними учителями этот стиль имеет:
— учебно-деловой характер: «Она (учительница) говорит — я слушаю», «Она спрашивает — я отвечаю то, что она от меня ожидает, — и все у меня в порядке. А чем живу и над чем размышляю — это взрослых мало интересует, неужели вы не поняли это? Ведь все хотят жить спокойно!»;
— или безразлично-равнодушный. «Она говорит — я слушаю и делаю по-своему, все равно забудет, о чем говорили, только на глаза надо реже попадаться»;
—-или свободно-личностный: «Разговоры обо всем «за жизнь» — не многие учителя видят в них смысл» (из разговоров с учениками).
Сближению позиции учителя и ученика, взаимопониманию помогут некоторые приемы, которые не все используются учителями.
Напомним некоторые из них.
Постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, объедините учеником. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя. К ним чаще обращаются по фамили.
А ведь каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.
Невербальные средства общения и умение слушать.
В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи. При восприятии слов он сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик и монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, и это порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произносились слова и фразы. Такая речь не вызывает переживаний у ученика, и учитель теряет действительно надежный «мост» к сознанию ученика через его переживания.
Учителю также надо уметь слушать ученика и услышать его. Результативность речи учителя во многом зависит от его умения слушать, «настроиться на волну» ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание («Ладно, все понятно, иди!»), хотя он так и не сказал главного для него. Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.
Не упрекайте учащегося его близкими! Никогда не следует упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер—этого ученики не прощают учителям! Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус и учителя, и взрослого. Но, к сожалению, случаи нарушения этого правила не единичны. Порой как-то особенно зло учителя говорят об этом! Это недопустимо в той же степени, в какой учителю недопустимо нецензурно выражаться. Каждый имеет святое чувство к родителям, какие бы они ни были.
Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций».
Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания учащегося.
Ученики ценят хорошие отношения с теми учителями, которые могут разделить их радости. При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно проще, отношения не доходят до конфронтации. В педагогических конфликтах не бывает до конца «правых» и «виновных», победителей и побежденных — в каждой педагогической неудаче, трудной судьбе ученика есть и вина несостоявшегося учителя.
При разрешении конфликтов учителя считают наказание одним из основных средств воздействия. Они полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика. Однако вспомним из отечественной истории о том, что можно построить на страхе. Весь вопрос в том, какой след переживаний остается в душе ребенка после его наказания: раскаяние, злоба, стыд, страх, обида, вина, агрессия?
А. С. Макаренко писал: «Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях».
«. Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов», так как их разрешить будет труднее — ведь конфликты становятся затяжными, длительными, широкими.
Одним из методов наказания, часто применяемым в последнее время, становится вызов родителей и упреки им за все проступки ученика.
Учитель вместе с учениками «проживает» каждый возрастной период становления их личности, сопереживает по поводу их неудач, радуется успехам, огорчается за срывы в поведении и работе, великодушно прощает — все это не снижает авторитет учителя в глазах учеников, а эмоционально сближает их позиции, порождает сопереживание и взаимопонимание, помогает избавиться от стереотипов в отношениях с учениками. Без этого немыслимо педагогическое сотрудничество, когда учитель может увидеть хорошее в «отпетом» ученике, выразить надежду на его исправление.
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.
Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 178с.
Титова Л.Г. Деловое общение (учебное пособие для студентов). – М:ЮНИТИ-Дана. 2006. – 271с.
Розин В.М. Психология: наука и практика (учебное пособие для студентов) – М-РГТУ. Омега – Л, 2006 – 541с.
Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций. – М. ЧеРО, МПСИ/ Омега – Л, 2006 – 752с.
Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.
Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991.