в чем заключается рижский метод закаливания в детском саду
В чем заключается рижский метод закаливания в детском саду
РИЖСКИЙ МЕТОД ЗАКАЛИВАНИЯ
Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание организма, можно не только поправить здоровье, но и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Особенно важно проводить закаливание в детском возрасте, когда ребенок только начинает формироваться физически и психологически. Специально для дошкольников еще в 80-е годы была разработана методика рижского закаливания. В чем заключается рижский метод закаливания? Название данной методики пришло к нам из Прибалтики. Дети, целыми днями бегающие по песку и в прохладной воде Рижского взморья, крайне редко болеют простудными заболеваниями. Работники дошкольных заведений отметили этот факт и решили сымитировать те же условия для детей в детском саду. Методика рижского закаливания обрела огромную популярность, поэтому ее стали практиковать во всех уголках бывшего Советского Союза. К слову, этот способ укрепления детского организма пользуется успехом и по сегодняшний день. Итак, для рижского закаливания требуется подготовить три дорожки грубой ткани (ковролин, дерюга, мешковина) длиной не менее полутора метров. Одна дорожка смачивается в 10% растворе морской соли. Для этого нужно 1 кг соли растворить в ведре воды. Не секрет, что в этом продукте содержится огромное количество минералов, оказывающих сильное укрепляющее действие на детский организм. Солевая дорожка — отличная защита от плоскостопия, которое вызывается ослаблением голеностопных связок. Закаливание таким методом относится к процедурам лечебной физкультуры. Если нет ковролина, то можно расстелить на полу клеенку или другой плотный материал, насыпать туда 500-600 г крупной морской соли и попросить малыша походить по такому импровизированному «песку». Выполнение этого упражнения позволяет улучшить кровоток в ногах, снимает мышечное напряжение и укрепляет иммунитет. Вернемся к закаливанию. Вторую дорожку смачивают в чистой воде, а третью оставляют сухой. После того как все «инструменты» для закаливания подготовлены и расстелены на ровной поверхности, деткам предлагают «шаркающим» шагом пройтись по дорожкам: сначала по соленой, потом — по мокрой, и в завершение — по сухой. Такую прогулку можно повторить 5 раз. Однако, на первых этапах закаливания лучше ограничиться тремя повторами упражнений. При этом очень важно следить за кожей ступней ребенка: если после второго раза она достаточно разогрета, то можно на этом остановиться. Обращаем ваше внимание на то, что данная методика является еще и отличной профилактикой плоскостопия, особенно когда сухой коврик оснащен массажными иголочками. Кроме того, положительный эффект от закаливающих процедур можно усилить, совместив рижский метод с контрастным обливанием ног. Раздражение множества рецепторов и приятное ощущение жара доставляют ребенку удовольствие. А наградой за регулярные закаливающие процедуры станет веселый и здоровый малыш!
Коврик для закаливания своими руками
Массажный коврик для стимулирования работы всех систем растущего организма и профилактики плоскостопия можно изготовить самостоятельно, закрепив на куске ковролина различные предметы. Это могут быть крышечки от пластиковых бутылок, пуговки, бусины, колпачки от фломастеров, кусочки плотной ткани. Можно разнообразить дорожку аппликацией в виде отпечатков ног или лапок. Главное, чтобы
поверхность коврика или дорожки для закаливания была достаточно рельефной для стимуляции ступней, но при этом не приносила болевые ощущения. Закрепленные на основе предметы пришивают к куску ковролина или используют для крепежа профессиональный степлер. Еще один вариант массажного коврика, который станет приятным напоминанием о лете, выполнен из настоящей морской гальки. Гладкие плоские камешки приятны на ощупь, поэтому ребенок будет с удовольствием использовать коврик во время закаливающих процедур. Сделать его очень просто: на кусок плотного ковролина при помощи нетоксичного клея как можно ближе друг к другу прикрепите камешки. Они могут быть среднего размера: не слишком крупными, но и не совсем крошечными. Основная задача такого коврика — создавать различное давление на ступню ребенка, не травмируя и не причиняя неприятных ощущений. Согласитесь, что дорожка для закаливания, выполненная своими руками, гораздо интереснее, чем купленная в магазине. Мы уверены, что ваш ребенок с удовольствием будет закаляться по рижскому методу, тренируя сосуды ступней и невольно стимулируя работу эндокринной и нервной систем. Будьте здоровы!
Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания»
Шукшина Наталья
Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания»
Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ.
Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание организма, можно не только поправить здоровье, но и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Особенно важно проводить закаливание в детском возрасте, когда ребенок только начинает формироваться физически и психологически. Специально для дошкольников еще в 80-е годы была разработана методика «Рижского» закаливания.
Название «Рижский» метод закаливания пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями.
Работники дошкольных заведений отметили этот факт и решили сымитировать те же условия для детей в детском саду. Методика рижского закаливания обрела огромную популярность, поэтому ее стали практиковать во всех уголках бывшего Советского Союза. К слову, этот способ укрепления детского организма пользуется успехом и по сегодняшний день.
Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Не секрет, что в соли содержится огромное количество минералов, оказывающих сильное укрепляющее действие на детский организм.
Солевая дорожка — отличная защита от плоскостопия, которое вызывается ослаблением голеностопных связок.
Другая дорожка смачивается в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой.Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: «соленая» дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.
После того как все «инструменты» для закаливания подготовлены и расстелены на ровной поверхности, деткам предлагается приступить к выполнению процедуры.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам совмещая с хождением по «Дорожке Здоровья».
После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения.
Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.
Деятельность детей в «теплой»комнате заключается в следующем:
-ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
-ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
-ходьба по сухому коврику;
-ходьба по «Дорожке Здоровья».
Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.
Затем дети перемещаются в «холодную» комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры. В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.
При сочетание воздушного контрастного закаливания с «Рижским» методом и «Дорожкой Здоровья» помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Комплекс закаливания в средней группе «Рижский метод»
Наталья Крачковская
Комплекс закаливания в средней группе «Рижский метод»
В режиме дня детского сада закаливание организма ребенка занимает особое место. Опираясь на рекомендации иммунологов о том, что следует закаливать максимально осторожно, я в свое практике использую следующие виды закаливания:
-Воздушные ванны в облегченной одежде, в сочетании с оздоровительной гимнастикой после дневного сна;
-Босохождение по «дорожкам здоровья».
В летний оздоровительный период обязательно добавляются солнечные ванны, гимнастика на свежем воздухе, обширное умывание, обмывание стоп, душ. Закаливание будет эффективным, если оно проводиться регулярно и обеспечивается в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
1. Потягивание в кроватках.
2. Ходьба с высоким поднимаем колена.
Петя, Петя, петушок, на головке гребешок,
важно ножки поднимает,
важно крылья расправляет,
важно по двору идет,
важно ножки поднимает,
хоть и птица-не летает.
Ходьба по ребристой дорожке.
3. Упражнение «Петушок»
Шел по берегу петух (руки за спиной)
поскользнулся, в речку бух (круговые движения руками, присесть)
будет знать петух, что впредь (грозят пальцем)
надо под ноги смотреть. (наклон вперед)
4. Дыхательные упражнения.
1. Поднять руки в стороны (вдох)
Комплекс тематических заданий тифлопедагога воспитателям средней группы для работы с детьми в «коррекционный час» Комплекс тематических заданий тифлопедагога воспитателям средней группы для работы с детьми в «коррекционный час» Тема: «Овощи». 1. Зрительная.
Комплекс утренней гимнастики для детей средней группы «Любопытные козлята» Вводная часть. 1. Ходьба друг за другом. 2. Бег друг за другом. 3. Ходьба. 4. Построение в круг. Основная часть. Общеразвивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики в средней группе Утренняя гимнастика «Круг здоровья» (средняя группа) Дети входят в зал, останавливаются возле ковриков. Коммуникативная игра «Здравствуйте,.
Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Колобок» I. Вводная часть. 1. Ходьба в колонне по одному. 2. Ходьба с высоким подниманием колен. 3. Ходьба на носках. 4. Бег в колонне. 5. Ходьба.
Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Отважные матросы» «Отважные матросы»Цель: Повысить интерес детей к упражнениям за счет введения увлекательного сюжета в стихах. Задачи: «Разбудить организм.
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.
Методы и приемы закаливания Особенности закаливания детей дошкольного возраста Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию.
Педразвитие
Автор: Резниченко Татьяна Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ «Детский сад №106»
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: «Закаливание детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Закаливание детей дошкольного возраста
Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей, так
как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышения его устойчивости к
воздействию внешней среды.
При этом мы соблюдаем следующие правила:
3. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
4. Положительный эмоциональный настрой ребенка.
Физиологические механизмы закаливания действуют наиболее эффективно в
связи с определёнными, постепенно меняющимися раздражителями. Прекращение
закаливающих процедур быстро приводит к утрате защитных свойств организма.
Закаливание – ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости
детского организма к целому ряду неблагоприятных факторов. Прекращение его ведёт
к быстрому угасанию выработанных рефлексов:
у детей 2-3 лет через 10-12 дней,
у 7-летнего ребёнка – через 12-15 дней.
Чтобы не нарушить принцип систематичности, родители должны контролировать
закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома.
Одним из стимулирующих факторов является интерес малыша, который родители
могут поддержать своим личным примером, закаляясь вместе с ним. К основным
процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.
Виды закаливания, применяемые в дошкольных учреждениях:
– закаливание воздухом. Температура воздуха в
группах должна быть:
Детей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем
проветривании. Сквозное проветривание доводят до 16˚С и прекращают.
Воздушные ванны. С детьми до года принимают воздушные ванны через 30-40
минут после еды, с детьми старше года – через 1-1,5 часа. Воздушные ванны сочетают
с подвижными играми или гимнастикой. Начинают (одежде – майка, трусы, мягкая
обувь) закаливание в одежде и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если
Начинают принимать воздушные ванны с 1-2 минут, постепенно увеличивают до
доводится до 20˚С, от 2 до 7 лет – 14-15˚С.
Проветривание помещений. Для детей дошкольного возраста необходимо создать
оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности
Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через
фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным
занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во
время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45
мин до прихода детей (в холодный период года).
Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться
на уровне роста детей.
Прогулки – способ закаливания воздухом. Дети в детском саду гуляют 2 раза в
день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).
Воздушное закаливание на 2-3 недели предшествует водным закаливающим
2. Закаливание водой.
Йодо – солевое закаливание.
Для его проведения необходимо подготовить
оборудование (2 таза, 2 одеяла, ребристая доска или резиновый коврик с шипами, дуга
для подлезания) и раствор (3% настойка йода, соль). Расчёт раствора производится
следующим образом: на 5 литров воды – 200г. соли, 10г. йода. Температура воды для
Методика проведения. Температура воздуха в помещении не выше 20. После
пробуждения в постели под контролем воспитателя дети выполняют 3-4 дыхательных
упражнения. Затем под дугой ребёнок босиком выполняет подлезание, затем ходьба по
ребристой доске или резиновому коврику с шипами. После этого ребёнок выполняет
несколько прыжков по смоченному в растворе соли и йода одеялу. Затем проходит по
сухому одеялу и вытирает ноги.
Вначале процедуру выполняют ослабленные дети (температура воды – 36˚С),
затем здоровые дети (температура воды – 20˚С). Каждые 5-7 минут одеяла смачивают
Контрастное закаливание. Температура воздуха в помещении для детей 1 – 3
Температура воды для подгрупп детей:
здоровые дети – 38, 18, 38, 18 (заканчивать прохладной водой);
Оборудование: 2 двадцатилитровых бака; 2 пол-литровые кружки; стул для
ребёнка при обливании; скамейка для растирания ног; одеяло, покрытое простынёй на
Методика проведения. Ребёнок встаёт на колени на стул. Воспитатель двумя
кружками одновременно обливает обе стороны в течение 8 секунд тёплой и 4-х секунд
прохладной водой. Обливание стопы начинают с пятки, захватывая голень на 10-12см.
сложить вчетверо полотенце до обливания;
стоя поставить ногу на носок на скамейку, начать растирать с пятки
постепенно переходя на всю ступню до лёгкого покраснения.
Контрастное обливание проводится круглый год.
это кратковременное интенсивное воздействие
холодом при местных закаливающих мероприятиях. Этот метод разработан НИИ
гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи.
Методика его проведения. Перед дневным сном дети босиком проходят по
гигиеническим коврикам, затем в течение 5 сек и более (в зависимости от желания
ребёнка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят
по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простынёй, и ложатся в
постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания,
Температура воды изменяется по сезонам года от 13-18˚С в тёплое время года и
до 6-10˚С в холодное время года.
С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцево-
кислого калия (розового цвета).
Не рекомендуется проводить это закаливание детям, страдающим хроническими
заболеваниями почек, дыхательных путей и носоглотки, обладающим повышенной
чувствительностью к холоду.
Оборудование: бак с водой; лейка; деревянная подставка;
полотенца на каждого ребёнка.
Температура воздуха для детей:
Методика проведения. Ребёнок встаёт на деревянную подставку. Воспитатель
держит лейку на 6 – 8см выше ребёнка и льёт воду на плечи, грудь, спину ребёнка (1,5
– 2 литра). Процедура длится с 15 до 35-40 секунд. Заканчивается растиранием тела
махровым полотенцем. В тетради отмечается температура воздуха и воды.
Обтирание. Перед влажным обтиранием проводят 1-2 недели сухое местное и
Оборудование: таз с водой, варежки каждому ребёнку, полотенца каждому
Методика проведения. Воспитатель раздаёт детям влажные варежки. Дети левой
рукой растирают правую руку (вытянутую вперёд ладонью вниз) от кисти, с захватом
верхней части плеча и груди (до живота). Дозировка – 5 раз. Затем дети начинают
растирать нижнюю часть правой руки от кисти с захватом под мышки и грудной
клетки – 5 раз. Те же движения повторяют другой рукой. Затем растирают грудь от
подбородка до конца грудины – 5 раз. Круговыми движениями растирают грудь и
верхнюю часть живота – 10 раз. По команде воспитателя дети встают в круг, передают
свою варежку сзади стоящему ребёнку. Растирают друг другу шею (сверху вниз) до
середины спины – 5 раз. Круговыми движениями растирают спину – 10 раз. Берут
полотенце и растирают тело до покраснения.
Температура воды для обтирания:
Температура воды снижается на 1 градус через 3 дня.
Обработка варежек: в 1% раствор хлорамина замочить на 15 минут, затем
прополоскать и высушить. Хранить в мешочке.
Чесночное полоскание горла. Цель: профилактика и санация полости рта при
ангинах, воспалительных процессах в полости рта, профилактика ОРЗ.
Методические рекомендации. Чесночное полоскание горла применяется как
лекарственное средство (известное в народе со времён Гиппократа), которое очищает
кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ и ОРВИ.
Из расчёта 1 зубчик на стакан воды делается раствор. Чеснок размять, залить
охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно закапать в
нос (если необходимо). Использовать раствор в течение 2 часов с начала
приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед
выходом на прогулку.
К основным методам закаливания относятся:
«Рижский» метод закаливания.
Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие
босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют
простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных
учреждениях, имеет несколько вариантов. В нашем ДОУ применяется в младших
группах для детей от 2 до 4 лет.
Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна
(мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в
10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой
воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в
следующей последовательности: «соленая» дорожка, дорожка, смоченная обычной
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение
можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по
«Дорожка Здоровья» представляет собой полсу из легкостирающейся ткани с
нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки,
шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать
коврик для ванной типа «травка». Подобные дорожки используют для профилактики
плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на
Контрастные воздушные ванны в сочетании с «Рижским» методом.
минут и имеет характер перебежек из «холодной» комнаты в «теплую» с
обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в
следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна
и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети
просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в
групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.
Деятельность детей в «теплой» комнате заключается в следующем:
ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
ходьба по сухому коврику;
ходьба по «Дорожке Здоровья».
Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно
Затем дети перемещаются в «холодную» комнату, где под руководством педагога
выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные
игры. В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении
упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз
из «теплой» комнаты в «холодную», где под руководством педагога проводятся
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в
половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно
противопоказан на 1 неделю.
При сочетание воздушного контрастного закаливания с «Рижским» методом и
«Дорожкой Здоровья» помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и
контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения
осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику
респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к
неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна
удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком
мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается
легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру,
в следующей последовательности:
затылка к подбородку;
По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем
до легкого покраснения.
В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые
(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют
Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.
4. Хождение босиком.
— технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно
является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение
босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в
течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры
увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень
физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим
её с раннего возраста.
5. Точечный массаж «Волшебные точки» (по А.А.Уманской)
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани,
трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм
начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного
эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра.
Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой
зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные
функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного
хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и
одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части
головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху
вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища.
Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при
наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка.
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине
крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой
полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги.
Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж
этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной
складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами.
При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.
Техника выполнения массажа. Массировать биологически активные зоны нужно
вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую
сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков.
Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.
Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху
вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж.
Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки),
то массаж отменяется.
Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо
остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С
профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также
после контакта с больным острой респираторной инфекцией.
Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно
проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую
сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.
температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством,
предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта
проводится с 3-4 лет.
Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное
полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой
комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения
ангин, разрастания миндалин и аденоидов.
На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем
«бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед
тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода
стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох
через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!».