в чем специфика этики человечности

2 СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ЭТИКИ

Этику с древности считали «практической философией» в отличие от «чисто теоретического» знания о мире. Любое теоретическое знание в конечном счете приобретает практическое значение, не только предоставляет человеку методы и средства преобразования мира, но и содержит мировоззренческую сторону, так или иначе обосновывает цели практической деятельности.

Специфику этики в этом аспекте составляет то, что ее цели формулируются в форме идей о том, что должно быть, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

В этике постепенно выделились два рода проблем:

1) как должен поступать человек (нормативная этика);

2) теоретические вопросы, в которых затрагивались происхождение и сущность морали. Специфика этики может быть также обусловлена ее местом в системе научного знания и ее нормативным характером. Задача этики заключается в том, чтобы научить морали, т. е. предложить модель идеальных человеческих отношений. Идеальным считается такое общение, которое не содержит отчуждения между индивидом и родом, а счастье совпадает с добром.

Реализация данных моделей, т. е. практическая действенность этики, соответствовала возвышению человека над эмпирическими страстями и целями.

Этика содержала нормативные программы, которые были призваны подчинить конкретного человека абстрактному, вступали в конфликт с реальными индивидами, настоящая жизнь которых не умещалась в предлагаемые нормативные рамки. Таким образом, этика ставила такие нормы, достичь которых реальный человек был не в состоянии. Поэтому этика обрекала себя на практическую бесперспективность, на невозможность достижения реальных результатов. Этика рисковала остаться чем-то недосягаемым и неосуществленным как человеком, так и обществом.

Противоречие между претензиями этики на роль практической философии и ирреальностью выдвигаемых ею идеалов в полной мере выявилось в Новое время.

Профессионально-философская этика оказалась перед выбором между возвышенными, но нереальными идеалами и реальной, но не привязанной к моральным достоинствам жизнью. В результате выбора профессиональная этика избрала предметом своих изучений жизнь, подвергнув критике мораль как отчужденную от индивидов и враждебную им форму сознания.

Данное направление получило название этического антинормативизма. Особый вариант антинормативизма заключается в концепции позитивистской философии. Она (в частности, в ее неопозитивистском варианте) отказывает моральным нормам в научной санкции, возводя непреодолимую логическую пропасть между фактами и ценностями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция 17. Нравственные ценности

Гуманистические ценности. Нравственные ценности

Нравственные ценности, этика гуманизма составляют ядро гу­манистического мировоззрения.

Пространство нравственных отноше­ний исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего ми­ра человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благо­творности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим.

Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оце­ниваем как добрые, благие, хорошие и т.п.
В основе нравственного поступка лежат (1) естественные моральные чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных; (2) позитивные качества человека; (3) благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности. Современный американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает следующий каталог общих моральных норм: честность, правдивость, обязательность, ис­кренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуаль­ные отношения, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, от­ветственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.

Самой общей категорией для обозначения моральных ценно­стей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопре­деленно большую совокупность действий, принципов и норм нрав­ственного поведения. Одним из наиболее трудных вопросов этического разума является про­блема природы добра, нравственного. В этой связи де­батируются вопросы о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, априорно (от рождения)? порождается ли оно социумом или коренится в самой личности?

Кроме того, здесь ставится вопрос, существуют ли какие-то общие моральные принципы, которые выходят за индивидуальные, национальные и культурные рамки и присущи, в принципе, всем людям? Мо­жем ли мы считать их статус объективным, т.е. независящим не только от человека, но и от общества и даже богов (как сказал бы Сократ)?

Этика гуманизма склонна утвердительно ответить на вопрос о существовании общих моральных принципов. Эти принципы частью опираются на биоэтические задатки людей. Они коренятся в его природе, как бы генетически закодированы. Вместе с тем, они оттачивались исторически на опыте многих и многих поколений людей. То и другое сообщает им статус незыблемых, самоочевидных и общепринятых. Свою основательность и истинность они доказали успешностью своего применения в невероятно многообразных жизненных обстоятельствах. Легко себе представить, что бесчисленные индивиды, племена и даже общества гибли, когда ошибались в выборе добра и зла. Можно даже утверждать, что человечество не вымерло в том числе и потому, что руководствовалось определенными нравственными нормами. Их эмпирическая основа настолько глубока, что позволяет говорить о трансформации в них историко-эмпирического базиса в онтологический, бытийственный. Другими словами, общие нравственные принципы спрессовались временем и опытом так, что стали казаться абсолютными, а для некоторых – данными свыше или сверхъестественными.

Но гуманистическая этика отдает себе отчет в том, что этические принципы все-таки историчны, они складываются в обществе, имеют социальное происхождение и бытование. Общие этические нормы – значит и об­щественные, хотя и одинаково понимаемые и оцениваемые превалирующим большинством людей, одинаковые для всех и для каж­дого.

Естественные предпосылки этического в человеке не менее важны для понимания генезиса и природы морали. Человек из­начально этичен, от рождения заключает в себе огромный нравственный потенциал, своего рода матрицу не­обозримого множества нравственных задатков, склонностей, возмож­ностей и т.п.

Главное для гуманизма – исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого че­ловека, как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого здесь и теперь начинается формирование, рас­крытие, функционирование и развитие нравственного чувства и мыш­ления, где начинается установление (конституирование) и обогащение мира нрав­ственных ценностей и нравственного совершенствования человека.

Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей. Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоятельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле ак­тивным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все ос­тальное: общество, природа, небытие и неизвестность, – могут выступать в качестве условия, среды и средства.
Одной из важных форм практического доказательства акту­ального, а не генетического морального приоритета личности является ее нравственное совершенствование.

Если наше обычное нравственное поведение можно условно сравнить со скоростью, то нравственное восхожде­ние – с ускорением, поскольку здесь речь идет не о количестве совершаемых нами добрых дел, а об их качестве, о прогрессе самого этического в человеке.
Существует масса этических учений, которые не только предписывают лич­ности определенный перечень ценностей и норм поведения, но предлагают и свои принципы совершенствования. Среди них, например, этика любви, этика смирения (ненасилия), этика добродетелей, религиозные этики закона, богобоязненности, послушания, искупления и спасения и т.д. Все они предлагают совершенствование, соответственно, в страхе, любви, сми­рении, жертвенности, служении, молитве, аскезе (т.е. в самоограничении и воздержании) и т.д.

Гуманизм не предлагает этики, фиксируемой и сконцентриро­ванной на какой-либо одной нравственной ценности, этическом прин­ципе или позитивном качестве человека. Коротко говоря, этика гума­низма – это этика человечности. Но что такое человечность? Практически все люди, если не знают (не в состоянии четко сформулировать, что это такое), то могут в жизни чувствовать и различать человечность от бесчеловечности. Скорее всего, человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость. Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, – разум, который делает человечность мудрой и зрелой, зрячей и эффективной.

Но, защищая этику человечности, гуманизм стремится дополнить ее некоторого рода перспективизмом и динамикой.

Гуманистическая этика – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования и прорыва к другим, лежащим вне личности реальностям – себе подобному, обществу и природе.

То, что здесь названо прорывом, составляет высшую точку, кульминацию нравственной жизни человека, его нравственных достижений. Поистине удивителен факт, что всякое личное успешное, творческое и плодотворное усилие человека неизбежно увенчано стремлением поделиться с другими, сообщить другим, дать другим, разделить с другими то, что открылось, что оказалось достигнутым этой личностью. Архимеда из ванной вытолкнула не вода, а та же сила, которая заставила его бежать по улице и кричать человеку и человечеству «Эврика!». Так был открыт и сообщен другим один из знаменитых физических законов.

Оказывается, что высшей точкой его творчества было сообщить, сделать достоянием человечества открытие, совершенное личным усилием. Личность превосходит себя, она способна на это. Это – одна из самых богатых и благородных форм счастья. А сама эта способность личности прорываться за собственные границы к новому, и далее – к людям и миру, называется трансцендированием (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы).

Этика гуманизма – это этика восхождения, этика гуманных до­стижений, этика человечного творчества и творческого совершен­ствования человечности человека. Это – этика добродетельного участия и приношения даров на алтарь человечества.

Вопросы к лекции

1. Является ли стремление к добру и способность совершить зло естественными или благоприобретенными?
2. Назовите основные моральные ценности.
3. Каково гуманистическое понимание природы нравственных норм?
4. Какие типы этик входят в этику гуманизма?
5. В чем специфика этики человечности?
6. Почему и как этика гуманизма связана с творчеством и совершенствованием?

Вопросы для размышления

1. Необходимо ли подключение к моральному чувству ресурсов разума?
2. Возможно ли этическое познание на базе научной методологии?
3. Почему в этике гуманизма первостепенная роль связана с методами этического познания и самовоспитания, а не с анализом и выбором той или иной системы ценностей?
4. Какова природа добра?

Источник

Гуманистические ценности. Нравственные ценности

Нравственные ценности, этика гуманизма составляют ядро гу­манистического мировоззрения.

Пространство нравственных отноше­ний исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего ми­ра человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благо­творности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим.

Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оце­ниваем как добрые, благие, хорошие и т.п.

В основе нравственного поступка лежат (1) естественные моральные чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных; (2) позитивные качества человека; (3) благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности. Современный американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает следующий каталог общих моральных норм: честность, правдивость,обязательность, ис­кренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуаль­ные отношения, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, от­ветственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.

Самой общей категорией для обозначения моральных ценно­стей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопре­деленно большую совокупность действий, принципов и норм нрав­ственного поведения. Одним из наиболее трудных вопросов этического разума является про­блема природы добра, нравственного. В этой связи де­батируются вопросы о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, априорно (от рождения)? порождается ли оно социумом или коренится в самой личности?

Кроме того, здесь ставится вопрос, существуют ли какие-то общие моральные принципы, которые выходят за индивидуальные, национальные и культурные рамки и присущи, в принципе, всем людям? Мо­жем ли мы считать их статус объективным, т.е. независящим не только от человека, но и от общества и даже богов (как сказал бы Сократ)?

Этика гуманизма склонна утвердительно ответить на вопрос о существовании общих моральных принципов. Эти принципы частью опираются на биоэтические задатки людей. Они коренятся в его природе, как бы генетически закодированы. Вместе с тем, они оттачивались исторически на опыте многих и многих поколений людей. То и другое сообщает им статус незыблемых, самоочевидных и общепринятых. Свою основательность и истинность они доказали успешностью своего применения в невероятно многообразных жизненных обстоятельствах. Легко себе представить, что бесчисленные индивиды, племена и даже общества гибли, когда ошибались в выборе добра и зла. Можно даже утверждать, что человечество не вымерло в том числе и потому, что руководствовалось определенными нравственными нормами. Их эмпирическая основа настолько глубока, что позволяет говорить о трансформации в них историко-эмпирического базиса в онтологический, бытийственный. Другими словами, общие нравственные принципы спрессовались временем и опытом так, что стали казаться абсолютными, а для некоторых – данными свыше или сверхъестественными.

Но гуманистическая этика отдает себе отчет в том, что этические принципы все-таки историчны, они складываются в обществе, имеют социальное происхождение и бытование. Общие этические нормы – значит и об­щественные, хотя и одинаково понимаемые и оцениваемые превалирующим большинством людей, одинаковые для всех и для каж­дого.

Естественные предпосылки этического в человеке не менее важны для понимания генезиса и природы морали. Человек из­начально этичен, от рождения заключает в себе огромный нравственный потенциал, своего рода матрицу не­обозримого множества нравственных задатков, склонностей, возмож­ностей и т.п.

Главное для гуманизма – исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого че­ловека, как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого здесь и теперь начинается формирование, рас­крытие, функционирование и развитие нравственного чувства и мыш­ления, где начинается установление (конституирование) и обогащение мира нрав­ственных ценностей и нравственного совершенствования человека.

Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей.Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоятельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле ак­тивным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все ос­тальное: общество, природа, небытие и неизвестность, – могут выступать в качестве условия, среды и средства.

Одной из важных форм практического доказательства акту­ального, а не генетического морального приоритета личности является ее нравственное совершенствование.

Если наше обычное нравственное поведение можно условно сравнить со скоростью, то нравственное восхожде­ние – с ускорением, поскольку здесь речь идет не о количестве совершаемых нами добрых дел, а об их качестве, о прогрессе самого этического в человеке.

Существует масса этических учений, которые не только предписывают лич­ности определенный перечень ценностей и норм поведения, но предлагают и свои принципы совершенствования. Среди них, например, этика любви, этика смирения (ненасилия), этика добродетелей, религиозные этики закона, богобоязненности, послушания, искупления и спасения и т.д. Все они предлагают совершенствование, соответственно, в страхе, любви, сми­рении, жертвенности, служении, молитве, аскезе (т.е. в самоограничении и воздержании) и т.д.

Гуманизм не предлагает этики, фиксируемой и сконцентриро­ванной на какой-либо одной нравственной ценности, этическом прин­ципе или позитивном качестве человека. Коротко говоря, этика гума­низма – это этика человечности. Но что такое человечность? Практически все люди, если не знают (не в состоянии четко сформулировать, что это такое), то могут в жизни чувствовать и различать человечность от бесчеловечности. Скорее всего, человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость. Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, – разум, который делает человечность мудрой и зрелой, зрячей и эффективной.

Но, защищая этику человечности, гуманизм стремится дополнить ее некоторого рода перспективизмом и динамикой.

Гуманистическая этика – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования и прорыва к другим, лежащим вне личности реальностямсебе подобному, обществу и природе.

То, что здесь названо прорывом, составляет высшую точку, кульминацию нравственной жизни человека, его нравственных достижений. Поистине удивителен факт, что всякое личное успешное, творческое и плодотворное усилие человека неизбежно увенчано стремлением поделиться с другими, сообщить другим, дать другим, разделить с другими то, что открылось, что оказалось достигнутым этой личностью. Архимеда из ванной вытолкнула не вода, а та же сила, которая заставила его бежать по улице и кричать человеку и человечеству «Эврика!». Так был открыт и сообщен другим один из знаменитых физических законов.

Оказывается, что высшей точкой его творчества было сообщить, сделать достоянием человечества открытие, совершенное личным усилием.Личность превосходит себя, она способна на это. Это – одна из самых богатых и благородных форм счастья. А сама эта способность личности прорываться за собственные границы к новому, и далее – к людям и миру, называется трансцендированием (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы).

Этика гуманизма – это этика восхождения, этика гуманных до­стижений, этика человечного творчества и творческого совершен­ствования человечности человека. Это – этика добродетельного участия и приношения даров на алтарь человечества.

Вопросы к лекции

1. Является ли стремление к добру и способность совершить зло естественными или благоприобретенными?

2. Назовите основные моральные ценности.

3. Каково гуманистическое понимание природы нравственных норм?

4. Какие типы этик входят в этику гуманизма?

5. В чем специфика этики человечности?

6. Почему и как этика гуманизма связана с творчеством и совершенствованием?

Вопросы для размышления

1. Необходимо ли подключение к моральному чувству ресурсов разума?

2. Возможно ли этическое познание на базе научной методологии?

3. Почему в этике гуманизма первостепенная роль связана с методами этического познания и самовоспитания, а не с анализом и выбором той или иной системы ценностей?

4. Какова природа добра?

Лекция 18. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВО

Источник

Предмет этики и ее социальная сущность, связь с другими гуманитарными дисциплинами

Этимология понятий «этика», «нравственность» и «мораль». Рассмотрение вопроса о соотношении нормативного и теоретического содержания этики. Особенности проявлений функций морали. Объект воздействия этического знания. Формирование этических принципов.

РубрикаЭтика и эстетика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления05.11.2016
Размер файла32,9 K

в чем специфика этики человечности. Смотреть фото в чем специфика этики человечности. Смотреть картинку в чем специфика этики человечности. Картинка про в чем специфика этики человечности. Фото в чем специфика этики человечности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Красноярский государственный аграрный университет

Кафедра анатомии, патанатомии и хирургии животных

Предмет этики и её социальная сущность, связь с другими гуманитарными дисциплинами

Выполнила: студентка 1 курса гр. В-12

Семенова Екатерина Николаевна

Проверил: доцент Смердов А.Н.

Главный вопрос этики: определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Греческое слово «ethos» было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores» (нравы), на его основе было образовано прилагательное «moralis»(моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».

Таким образом, следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляются как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Термины «нравственность», «мораль» означают определенные сферы духовной культуры, а под термином «этика» понимается исследование, изучение морали, нравственности и их обоснование.

Для понимания своеобразия предмета этики главное значение имеет вопрос о соотношении ее нормативного и теоретического содержания. Общепризнанным является понимание этики как практической философии, и в то же время она есть нормативная наука. Очевидно, что этику изучают, для того чтобы знать, что такое добродетель (мораль), и для того чтобы стать добродетельным (моральным, нравственным).

Мораль является предметом этики. Этика раскрывает место и роль морали в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса.

Этика рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Это назначение конкретизируется в присущих морали функциях:

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Но не должно складываться убеждение, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем мнение отдельных личностей. Это не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

В целом же все эти функции тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и содержательность духовной жизни человека, придавая ей гуманистическую направленность и высокую осмысленность.

Что же касается влияния этической мысли на другие социальные нормы, прежде всего на нормы права, то здесь этика выполняет функцию поддержки, усиления таких норм или же, наоборот, функцию их социальной критики. Она оценивает существующие нормы с точки зрения общих представлений о социальной справедливости, поддерживает их или подвергает критике, выступая за необходимость утверждения новых норм. В свою очередь и правовые нормы могут поддерживать, усиливать практическую действенность некоторых этических принципов.

Этика тесно соприкасается с целым рядом других гуманитарных дисциплин: психологией и педагогикой, социологией и экологией, с профессиональной деятельностью человека в различных сферах (наука, техника, хозяйственная деятельность).

Педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. Соответственно, в каждом обществе существуют эталоны личности как комплекса формируемых психологических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы формирования необходимых умственных и эмоционально-волевых качеств. Совместно с этикой и психологией педагогика решает и проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.

На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся конкретные социологические исследования в различных социальных группах (их результаты отражает так называемая дескриптивная (описательная) этика).

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться.

Список используемых источников

1. Разин А.В. Этика: Учебник для ВУЗов / А.В. Разин, Москва, Академ. проект, 2004.

2. Биомедицинская этика: О. О. Гоглова, С. В. Ерофеев, Ю. О. Гоглова. Санкт-Петербург, Питер, 2013 г.

3. Этика: А. А. Горелов, Т. А. Горелова. Санкт-Петербург, Флинта, МПСИ, 2007 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *