в чем спали в 19 веке женщины
Тайны дамского нижнего белья XIX века: Что скрывали «аморальные» батистовые панталоны
В 19-ом веке в гардеробе каждой уважающей себя дамы были панталоны. С их помощью представительницы прекрасной половины скрывали под пышными платьями ноги и интимные участки тела. Впрочем, с последние не очень-то (по определённым причинам) и скрывали. В нашем обзоре история и фотографии элегантных панталон из прошлого.
Первое дамское нижнее бельё: всё продумано.
Историки моды утверждают, что первые предметы дамского туалета, похожие на современные трусики, появились только в конце 19-го века. Это были панталоны. Первыми их начали носить куртизанки, и прошло немало времени, пока панталоны признали аристократки.
Батистовые панталоны с кружевами. Конец 19-го века.
Но даже в конце 19-го века эта интимная часть гардероба была далека от современного прообраза. Штанины панталон между собой не сшивали из гигиенических соображений.
Батистовые панталоны с кружевами. Конец 19-го века.
Дама в цветных панталонах и в корсете.
Ведь в то время дамы туго затягивались в корсеты, которыми и прижимался к телу верх панталон. Из-за этого справить естественные потребности одетой женщине было весьма проблематично. Чтобы корсет не приходилось развязывать, и придумали такую конструкцию нижнего белья.
Реклама женского белья.
Сшили штанины только в конце 19-го века, но консервативные дамы продолжали носить панталоны без шва, заявляя, что молодёжь распустилась до безобразия.
Батистовые панталоны с тиснением и рюшами. Конец 19-го века.
Элегантное дамское бельё конца 19-го века.
В то же время появился и сам термин «нижнее бельё», которое стало к тому времени не только предметом одежды, но и символом женственности и кокетства. Тогда же в моду входят панталоны с ажурными рюшами и шелковыми лентами, с кружевом, вышивкой и тиснением. Дамы из высших сословий носили бельё более сложное и тонкое по крою.
Ох уж эти панталоны!
Почти полное дамское облачение.
Остаётся сказать, что в 19-ом веке комплект женского белья был ужасающе многочислен. Кроме панталон в него входили дневная рубашка, корсетный лиф поверх самого корсета, 2-3 нижние юбки и подвязки для чулок.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Глава 11. ОДЕЖДА ДЛЯ СНА
Глава 11. ОДЕЖДА ДЛЯ СНА
Что я надеваю на ночь?
«Шанель» номер пять, разумеется.
На протяжении столетий спальня служила местом ночлега для большого количества людей, привыкших видеть друг друга в ночном белье. В Средние века существовали специальные руководства, предписывавшие слугам, как те должны раздевать и готовить ко сну своих хозяев. (Забавно, что согласно этим предписаниям с хозяином, королем, герцогом следовало обращаться как с куклой.) «Если твой повелитель захочет лечь спать, — учили мальчика-слугу, — ты должен постелить ему под ноги простыню и снять с него платье. Потом накинуть ему на плечи халат, снять с него туфли, носки и чулки». (Чулки тогда состояли из двух частей: верхней — коротких штанов и нижней — собственно чулок.) «Чулки следует бросить через плечо, затем причесать господина, накрыть его голову платком и надеть на него ночную рубаху».
Платок, обвязанный вокруг головы, со временем превратился в ночной колпак. В ту пору никто даже мысли не допускал о том, чтобы спать с непокрытой головой, потому что считалось, что болезни передаются по воздуху в облаке вредоносных миазмов. Люди искренне верили, что могут умереть от того, что сидят или спят на сквозняке, и с маниакальным упорством стремились держать голову в тепле (но старались ее не перегревать: некоторые ночные колпаки имели отверстия на макушке «для выхода испарений»). Даже моя мама помнила, как в 1950-е ее мать (моя бабушка) не разрешала ей выходить из дома с мокрыми волосами.
Кардинал Уолси, советник при дворе Генриха VIII, был сыном простого трактирщика из Ипсвича, но достиг высокого положения, посвятив себя служению церкви, — одна из немногих возможностей для молодого человека из небогатой семьи добиться чего-то в жизни. Уолси обожал свою роскошную красную кардинальскую мантию, но когда погружался в работу, что случалось довольно часто, мог целый день проходить в ночном одеянии. Он имел репутацию талантливого государственного деятеля и отличался невероятной работоспособностью: во время переговоров с Францией в 1527 году Уолси работал по 12 часов кряду с четырех часов утра и при этом «ни разу не вставал из-за стола, чтобы помочиться или поесть, и беспрерывно писал письма; все это время голову его покрывали ночной колпак и платок».
Многие спали в длинных рубахах (мужчины) и длинных сорочках (женщины), похожих на те, что в дневное время носили как нижнее белье. Некоторые спали в том же нижнем белье, которое носили днем. В 1633 году в доме на старом Лондонском мосту случился пожар, и семья выскочила на улицу «в одних лишь рубахах и сорочках». Богатые покупали себе специальные ночные сорочки с чуть более широкими рукавами и более глубоким вырезом, чем у тех, что надевали днем.
Одежда для сна привела к появлению удивительно большого количества дневных нарядов. Генрих VIII покупал Анне Болейн пеньюары. Он подарил ей отороченный черным бархатом черный атласный пеньюар с поясом из черной тафты. Как и современные халаты, подобные «ночные пеньюары» были свободного покроя, теплые, часто с капюшоном. Их накидывали поверх другой одежды и снимали, когда ложились в постель. Удобная и практичная одежда для сна из спальных покоев «вышла в люди» (как домашние халаты в XX веке). Граф Эгмонт на собственную казнь в 1568 году вышел в халате из «красного дамаста», а леди Энн Клиффорд даже в церковь ходила в своем «роскошном пеньюаре». Со временем ночная сорочка преобразилась в самый изысканный парадный женский костюм, какой только можно себе представить; в мантуа XVIII века, платье с необычайно широкой юбкой с фижмами. В первоначальном виде оно предназначалось для ношения в спальном покое, но постепенно превратилось в роскошный и невероятно громоздкий туалет для особо торжественных случаев. Наиболее консервативные придворные надевали его еще в 1760-е, но уже тогда мантуа смотрелось как гротескная пародия на домашний наряд столетней давности.
В XIX веке стало принято надевать перед сном специальный наряд, который обычно шили из плотной белой хлопчатобумажной материи. Ее производили на британских прядильно-ткацких фабриках, чья продукция тогда господствовала в мире.
Первые женские пижамы появились после Первой мировой войны. В 1920-е годы под влиянием голливудских фильмов произошел революционный переворот в моде на одежду для сна. В сценах, происходивших в спальне, кинозвезды появлялись на экране в атласе, при студийном освещении мерцавшем и переливавшемся. Примерно в это время мадам Вионне изобрела диагональный крой, что позволило шить одежду, повторяющую очертания фигуры, — так наступила эра облегающих ночных сорочек и пижам из блестящих тканей персикового и телесного цветов. Для тех, кто не мог позволить себе натуральный шелк, их шили из нового синтетического материала — вискозы. Однако как бы ни был роскошен будуар, как бы ни были нежны оттенки интерьера, стилизованного под голливудскую спальню, если он находился в британском доме 1930-х, то центральное отопление в нем скорее всего отсутствовало. Поэтому скроенные по диагонали шелковые ночные сорочки вскоре скрывались под толстыми стегаными атласными халатами.
Гардероб голливудских кинозвезд пополнили также и пижамы, только, конечно, шили их, вдохновляясь не традиционными мужскими пижамами из полосатой хлопчатобумажной ткани, а китайскими нарядами — экстравагантными, отвечающими стилю декаданс. Шанхай и Гонконг были популярными туристическими направлениями, туда ходили круизные лайнеры, и модники и модницы разгуливали по палубе в пижамах, считавшихся идеальной одеждой для отдыха.
Начиная с 1920-х годов фасоны пижам и ночных сорочек, равно как и ткани, используемые для их пошива, постоянно менялись в соответствии с последними модными веяниями. Правда, в последние десятилетия этот процесс затормозился и никаких существенных метаморфоз в одежде для сна не произошло.
Первое поколение пижам для женщин (из журнала женской моды 1920-х).
Не исключено, что с появлением центрального отопления и тонких пуховых одеял надобность в пижамах просто-напросто отпала. Халаты носят до сих пор, но эта привычка уже отдает стариной: такая одежда более уместна для помещений, где есть места общего пользования, — гостиниц или домов, находящихся в совместном владении нескольких семей, но не для интимной обстановки спальни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Одежда
Одежда Шерлок Холмс был довольно «старомоден» и «неизменен в своих привычках», поэтому на ночь он надевал льняную ночную сорочку. Такие сорочки бывали двух фасонов: чуть ниже колена или до пола — и застегивались у ворота на одну пуговицу. Льняные сорочки стоили от 9 шилл.
Одежда
Одежда Любопытный факт: при раскопках были найдены иглы, но не обнаружено ни одного изображения сцены пошива одежды. Но, конечно, женщины шили платья. Повседневным женским нарядом было льняное прямое платье, доходящее до щиколоток, на бретельках, так называемый каласирис.
Одежда
Одежда Прежде чем приступить к рассмотрению правил, касающихся манеры одеваться в Англии, нам необходимо внести уточнения относительно нескольких кросс-культурных универсалий. Помимо своего прямого назначения — согревать в условиях холодного климата и защищать от
ОДЕЖДА
ОДЕЖДА Для этнографов одежда — предмет специального научного исследования, связанного с этнической, родовой, социальной, возрастной принадлежностью. В ней они черпают сведения о культуре, материале (шерсть, лен и т. д.), способах ткачества, красителях, технике вышивки,
Одежда
Одежда Дорогие одежды отличали первых государственных сановников. Другие не могли равняться с ними богатством в одежде. К такой праздничной одежде относились бережно, и она передавалась по наследству сыну.Боярское, дворянское или купеческое платье покроем не
Нижнее белье женщин 19 века: как менялись вкусы и нравы
«Возьмем — и рассмотрим!» — решил журналист и автор блога «Увидел & Зацепило» Кирилл Вишнепольский. Ему удалось выяснить, что основу коллекции Метрополитен составляет историческое женское бельё: оно во все времена было ближе к произведениям искусства, чем мужское. Да и в целом его было больше: сорочки, панталоны, корсеты, корсажи, камисоли, нижние юбки, турнюры.
«Между прочим, спасибо любимому Метрополитену за составление и сохранение этой коллекций, — пишет Вишнепольский. — Бытовые вещи из прошлого чудесным образом делают объёмными картинки учебника истории: начинаешь ощущать, в какой обстановке жили и принимали решение все эти герои прошлых лет. Буквально — в каких трусах».
Панталоны
Панталоны, на удивление — довольно позднее изобретение. В 17-18 веках короткие штаны, названные по имени персонажа итальянского фарсового театра Pantaleone, носили мужчины. В бурном начале 19 века мужские панталоны оседлали французские женщины, быстро придав им нужный вид: как правило, из белой льняной ткани, с вышивкой и кружевами. Из Франции на весь оставшийся век панталоны распространились по всему миру. Их нельзя было показывать незнакомцам, но выглядели они порой как лучшая часть костюма.
Сорочки
Сорочка — потомок римской туники и, видимо, самый древний вид нательного белья. Исторически это — простое платье из некрашеной ткани. Его надевали под всю остальную одежду, чтобы защитить её от пота и жира, исходящих от тела. Собственно, в Средние века сорочка была единственным предметом гардероба, который стирали регулярно. До наших дней сорочка дожила в виде нательной майки (мужской вариант) и комбинации (женский вариант).
Нижние юбки
Первоначальной задачей нижней юбки, сделанной из плотного материала, было придать форму верхней юбке. Затем появились кринолины (известные каркасные конструкции), но нижняя юбка под ними осталась. Теперь она решала гигиенические, эстетические и даже эротические задачи.
Обратите внимание, низ первой юбки из нашей галереи украшен узором, который известен как «пейсли» или «бута», а у нас его называют просто «огурцами». Между прочим, древний персидский орнаментальный мотив (известен с III века). В 19 веке мода на «огурцы» с Востока проникла в Европу и Америку; в 1960-80 годы её возродили хиппи и модный дом Etro.